Материал по теме архитектурно ландшафтное пространство. Ландшафтная организация общественных центров. Мотивация учебной деятельности

по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Природа и архитектура» Технологическая карта урока Учебный предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема урока Цель урока Основные термины, понятия Изобразительное искусство 7 комбинированный урок проблемно­диалогическая «Природа и архитектура. Организация архитектурно­ландшафтного пространства» Познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна. Формировать представление об основных видах садово­парковых систем. Ландшафтный дизайн, название регулярного (или «французского») парка, «итальянская»(каскадная) парковая система, пейзажная (или «английский») парковая система, пандус, грот, терраса, каскад воды. Личностные Метапредметные Предметные Формы работы Методы: объяснительно иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, Планируемый результат Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Получить новые знания о видах ландшафтного дизайна, об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымского паркостроения. Организация пространства Ресурсы Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс, автор Питерских А.С., раздаточный материал.

индивидуальная. Этапы урока Организация на урок Мотивация учебной деятельности. Цели: ­ актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; ­ создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; ­ уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: ­ Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. ­ Организовать фиксирование учащимися Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. Деятельность учителя Ребята, скажите пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами изучаем в данной четверти? Назовите архитектурные стили, которые мы изучали. (Ответ учеников). Давайте на примерах архитектурных памятников Крыма. Легко ли написать картину такую, чтобы она менялась не только в зависимости от точки обзора, но и от времени суток, времени года? Чтобы она каждый час, каждый миг наполнялась новым содержанием и смыслом, чтобы радовала каждую секунду и, как положено истинному творению, была неповторима? Конечно, нелегко, но возможно. И мы видим это, посещая сады и парки наших земляков, творящих свои неповторимые полотна. Созидая свои картины, они берут немного земли, кусочек неба, пару­тройку облаков. На этом фоне строят журчащий ручей и тихое озеро, в темном таинственно­зеленом углу зажигают старый фонарь... Мир преображается. Не верилось, что такую неземную красоту можно создать своими руками. Откуда берутся силы переворачивать тонны земли, искать, сажать невиданные цветы, похожие на застывших бабочек? Как, получается, выращивать то, что по определению, по природным условиям у нас расти не должно? В результате долгого и изумленного изучения вопроса приходишь к выводу ­ этими людьми движет страсть созидания и любовь к красоте, любовь, в конце концов, к тем, которым они показывают с замиранием сердца свои полотна и получают в ответ благодарность и восхищение. А ещё они заражают своей Деятельность учеников Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Ученики: Архитектура, дизайн Ученики: Античный, романский, готический, стиль Ренессанс, и т. д. Ученики: Рассматривают изображения архитектурных памятников Крыма. Осознанно слушают Смотрят показываемые учителем Изображения различных видов парков Формируемые умения ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование

индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: ­ организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. благородной «страстью» окружающих, которые незаметно для себя начинают по­другому смотреть на деревья, цветы, кусты, начинают придумывать, как посадить петрушку, чтобы она украшала мир не меньше розы, как найти, а потом положить в саду камень, чтобы у него хотелось бы остановиться и подумать. Подумать о Мире, Любви и Красоте. Ребята, как вы думаете, о каком виде дизайна сегодня пойдёт речь? Рассмотрим архитектурные стили. Посмотрите, пожалуйста, на проектную доску, глядя на фото назовите архитектурный объект и его стиль, уверена, что многие из них вы посещали на экскурсиях по Крыму. Просмотр слайдов с фото архитектурных памятников Крыма. Действительно, одним из видов дизайна является – ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами. Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими. Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагающиеся на скалистых кручах, будучи связаны с ландшафтом, подавляли собой всё окружающее, господствовали над местностью. Другие же здания, особенно хотелось бы отметить некоторые парковые павильоны, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нём. Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» ­ одном из чудес света. Действительно, одним из видов дизайна является – Изучают и рассматривают изображения Крымских парков, анализируют их конструкцию и пытаются определить по какому принципу разбит данный парк и какие насаждения там присутствуют. познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой

информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные УДД) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Дети рассматривают изображения садов и парков Ученики: А чем отличаются сады от парков. Основные отличия? Включение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами. Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими. Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагающиеся на скалистых кручах, будучи связаны с ландшафтом, подавляли собой всё окружающее, господствовали над местностью. Другие же здания, особенно хотелось бы отметить некоторые парковые павильоны, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нём. Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» ­ одном из чудес света. Парки представляют собой сложные композиции, которые разрабатываются архитекторами ландшафтной архитектуры. По отношению к садам и паркам применимы те же архитектурные принципы. Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности. Существуют три основные, исторически сложившиеся системы парковой планировки. Первая из них, так называемая «итальянская» (каскадная), предусматривает размещение парка по склону горы с чётко выраженной осью, с организацией на ней лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды. Примерами могут служить многочисленные виллы 17­18 веков, расположенные близ Рима. Вторая система получила название регулярного (или

«французского») парка. Она характеризуется также строго симметричной планировкой, но строится не на рельефе, а на ровной местности. Для таких парков типичны ­ геометрическая сетка аллей, широкое применение стриженой травы, фонтанов, водоёмов. Крупнейшим парком регулярного типа является знаменитый Версальский парк близ Парижа. Третья система планировки парка получила название пейзажной (или «английский»). Пейзажные парки ассиметричны по композиции, они подражают естественным формам природы. Изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. В пейзажном парке много красивых прудов, каскадов, фонтанов. Планировка определена рельефом, здесь полностью отсутствуют какие либо элементы регулярности. Давайте рассмотрим парки, созданные нашими земляками, и попробуем определить, к какому типу парковой системы относятся данные образцы. Просмотр слайдов. Итак, ребята, мы с вами рассмотрели образцы ландшафтного дизайна, некоторые из них вы неоднократно посещали во время экскурсий. Практическая работа. Создание композиции «Сад моей души». А теперь на какое­то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад, который расположится перед домом. Каждый из вас может выбрать планировку своего участка в чистой системе (система каскадная ­ итальянская, французская – регулярная, английская – пейзажная) или смешанной. Итог урока, выставка, анализ ученических работ. Заключительное слово. Учитель. У каждого из вас получился чудный уголок природы. Закрепление пройденного материала. Учащиеся называют основные системы садово­паркового дизайна Самостоятельная работа. Цели: ­организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; ­организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: ­ Зафиксировать новое содержание урока; ­ Организовать рефлексию и самооценку учениками Дети: Придумывают свой природный мотив для парка и рисуют парк своей мечты. Дети приступают к работе в альбомах. Дети выставляют свои работы и анализируют их, насколько каждому удалось передать в работе то, что хотелось? Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

собственной учебной деятельности Рефлексия. ­Вам понравился сегодняшний урок? ­Появилось желание стать ландшафтным дизайнером? ­А желание создать свой уголок природы? ­Спасибо за ваше внимание на уроке. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: Подготовиться к следующему занятию. Дети отвечают на вопросы учителя. (Личностные УУД)

Общественные центры являются сложными структурными образованиями, где сосредоточены основные общественно-административные, культурно-просветительные здания, торговые комплексы, объединенные в единую ландшафтно-архитектурную и планировочную композицию. При ландшафтной организации территории городских центров необходимо учитывать их типы, плотность застройки и высокую степень концентрации городского населения. Выделяют полифунк-циональные и монофункциональные центры , типы центров районного значения жилых районах города) и центров общегородского значения. Полифункциональный общественный центр города, как правило, подразделяется на административную, торговую, культурно-просветительную, рекреационную зоны. Монофункциональный центр может быть чисто административный, торговый, научный, медицинский, культурно-просветительный, спортивный. Пространственная структура общественного центра, определяется общей архитектурно-планировочной задачей. В градостроительстве сложились определенные типы схем пространственных структур:

  • линейная, развернутая вдоль главного направления движения людей, транспорта, то есть вдоль главной улицы, магистрали;
  • замкнутая схема, создающая обрамление для концентрации людей и деятельности;
  • открытая система, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек.

Линейная пространственная структура свойственна центрам современных крупных городов России, таким как Академгородок в Новосибирске, центр Волгограда и др. Исторически тип замкнутой структуры возник при создании форумов в Древнем Риме. Известны площади городов итальянского Ренессанса. Монументы, скульптура, фонтаны, ко-

торыми подчеркнут центр Флоренции, придают ощущение замкнутости, объединяя вокруг себя пространство площади. Открытый тип структуры характерен для выдающегося архитектурного сооружения Древней Греции - ансамбля Акрополя в Афинах (V в. до н. э.). Характерны центры исторических европей-1 ^ских городов, где размещались город

Рис. 5.1. Санкт-Петербург. План общественно-исторических пространств левого берега Невы (середина XIX в.): / - Марсово поле; 2 - Летний сад; 3 - Михайловский сад; 4 - Инженерный замок и Кленовая аллея; 5 - Михайловский сквер (площадь искусств); 6 - театральная площадь; 7 - Театральная улица (улица Зодчего Росси) и Чернышова площадь (площадь М. Ломоносова)

ская ратуша и католический храм. В древнерусских городах посреди центральной городской площади, в «детинце» (кремле), воздвигался храм. Система взаимосвязанных пространств характерна для исторического центра Санкт-Петербурга (рис. 5.1). В современной практике градостроительства мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. При условии вынесения проездов за пределы центра он формируется как «пешеходный остров». Подобный характер имеют площади торговых и культурных центров в исторических городах Западной Европы.

Ряд архитектурных зданий и сооружений, размещенных вдоль линии движения (главной улицы, магистрали), образует панораму, развертывающуюся перед человеком во времени (перемещение, необходимое для восприятия системы). Классический образец такого размещения зданий - Невский проспект в Санкт-Петербурге, Елисейские Поля в Париже.

Насыщенность площадями главных трасс городов, их архитектурно-художественное оформление в целом характеризуют ландшафтно-архитектурную среду города. Так, например, на части Невского проспекта от площади Восстания до Адмиралтейства (общее расстояние 3260 м) имеются четыре площади с интервалами от 350 до 1030 м. Несмотря на отдельные большие интервалы, путь по Невскому проспекту чрезвычайно разнообразен. Проспект пересекается каналом, реками, эмоционально содержательными объектами архитектуры в виде архитектурных ансамблей, озелененных пространств площадей. По ходу Тверской улицы в Москве от Белорусского вокзала до Охотного Ряда (протяженность 2900 м) с интервалами от 500 до 1050 м располагаются четыре площади с памятниками и скверами. Разработано озелененное пространство центра Москвы вблизи гостиницы «Москва» (рис. 5.2).


ект-2», арх. М. Морина):

/ - сквер вдоль фасада гостиницы «Москва» и въезд в подземный гараж; 2 - вход в Археологический музей; 3 - воссоздаваемый элемент Китайгородской стены со сквером; 4 - Театральная площадь; 5 - станция метро; 6 - здание городской думы; 7 - гостиница «Москва»;

8 - сквер с фонтаном Витали и памятником Марксу

Важную идейно-эстетическую роль играет монументальная скульптура, которая неотделима от среды центра города . Размеры площади и характер ее застройки в значительной мере влияют на его восприятие. Органическая связь монумента с окружающей планировкой и застройкой, правильное установление размеров, обеспечивающих благоприятные условия его рассмотрения, способствуют созданию выразительных образов, определяющих лицо города.

Огромную роль в формировании центров городов, особенно в исторической среде, играют архитектурные ансамбли общественных центров в виде отдельных зданий, сооружений, открытых пространств.

Развитие социальных и экономических функций города приводило к качественным изменениям. Эпоха Средневековья определила замкнутость структуры городов, за городскими стенами которых простирался открытый ландшафт. Формообразование пространств города данной эпохи определялось спонтанно возникшей асимметрией, небольшими асимметричными площадями и соборами, пространствами у городских стен. В эпоху Возрождения в противоположность городам Средневековья вносилась симметрия в композицию городских площадей и улиц. Для городов итальянского Возрождения характерно построение организованного пространства в виде статичных законченных систем, подчиненных простым геометрическим построениям, раскрывающихся при взгляде из одной точки (ансамбли площадей Капитолия в Риме, Святой Апунциаты во Флоренции, эстетические свойства, которых наиболее полно раскрываются в центральной перспективе). Западноевропейский классицизм возрождает статичность, внутреннюю завершенность композиции (прием завершения перспектив улиц монументом на площади). Крупные достижения в области градостроительства XVIII- XIX вв. были связаны с реконструкцией городов Европы, строительством новых городов, с созданием в них общественных центров с развитыми озелененными пространствами. Формирование общественного центра Санкт-Петербурга осуществлялось в виде системы площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, где осевые направления были закреплены ориентирами, решенными в объемных формах в связи с озелененными территориями. Ось Дворцовой площади закреплена Александрийской колонной и аркой Главного штаба. У Адмиралтейской башни сходятся оси трех главных магистралей. Ось Сенатской площади ориентирована на Исаакиевский собор, архитектура которого подчеркнута двумя скверами как объектами ландшафтной архитектуры. Площади объединены перпендикулярными осями с рекой Невой. Своеобразием построения площадей центра Петербурга является цепь взаимосвязанных пространств, широкие перспективы раскрытия к Неве. В Париже в масштабе решения и открытости перспектив известна система ландшафтно-архитектурной организации Лувр-Тюилъри - площадь Согласия - Елисейские Поля. По мере развития производительных сил возрастают требования к функциональным качествам и благоустройству городов, к развитию общегородских функций и транспортной техники. Во второй половине XX в. начинается творческий поиск решений ландшафтно-архитектурной организации центров городов, увязанных с генеральными планами развития городов. В современном городе общественный центр усложняет свою структуру. В центрах городов проводятся массовые мероприятия, народные празднества, демонстрации и спортивные парады, митинги. Ландшафтная организация многофункциональных общественных центров зависит от величины города и его планировочной структуры, природных условий, вместимости общественных зданий и учреждений и их числа, повседневного, периодиче

Рис. 5.3.

1 - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2 - Центральный стадион; 3 - новые здания Российской академии наук и Андреевский монастырь; 4 - Новодевичий монастырь; 5 - Нескучный сад; 6 - Первая градская больница (бывшая Го-лицынская) с садами; 7 - многофункциональный городской парк (ЦПКиО им. М. Горького), включающий исторический Нескучный сад. Перед главным корпусом МГУ - партеры и озелененные территории (арх. М. П. Коржев). Воробьевы горы - парк многоцелевого назначения, с заказником, прогулочными зонами и спортивными сооружениями. В пойме р. Москвы - спортивный комплекс Лужники с центральным стадионом (по С. С. Ожегову)

ского и эпизодического пользования. Пространственная композиция и функциональное зонирование центра в каждом городе носят индивидуальный характер, но к общим требованиям относятся: доминирующие природные качества и хорошая связь со всеми районами города (рис. 5.3). Градообразующая база города влияет на характер его центра. Центр малого города организуют главные общественные учреждения общегородского значения: дом связи, торговый центр, гостиница, ресторан. Распространенным приемом композиции является объединение основных зон центра главной городской пешеходной улицей. Крупный научно-исследовательский и учебный центр в Новосибирске определил специфику городского центра, в состав которого вошли здания Дома ученых, комплекс зданий Новосибирского университета.

При увеличении размеров города возрастает количество общественных зданий, увеличивается занимаемая центром территория и усложняется его структура. Узловыми пунктами планировочной структуры города являются общегородские и районные площади. С укрупнением масштаба и углублением функционального содержания происходит ослабление связей центра с природным окружением. Поэтому в процессе реконструкции плотно застроенных районов возникает дефицит озелененных пространств. При проведении реконструктивных работ получили развитие такие объекты ландшафтной архитектуры, как скверы на площадях, бульвары вдоль трасс транспортного и пешеходного движения, озелененные участки с преобладанием элементов информационного, зрелищного и мемориального характера. Основными требованиями при ландшафтной организации городских общественных центров являются:

  • сложное пространственное решение малых пространств центра;
  • композиционные приемы, обеспечивающие определенный уровень гигиенического и психологического комфорта на участках, находящихся в гуще городского движения (многоуровневая композиция озелененных пространств с использованием подпорных стенок, переходов, лестниц);
  • создание на центральных улицах и площадях сооружений с включением природных компонентов в виде растительности, камня, воды в гармоничном сочетании с объемным оборудованием;
  • эффективное использование в условиях плотной застройки всех свободных участков - повышенное внимание к озеленению фасадов зданий, размещение рядов и одиночных экземпляров деревьев на улицах, цветников, «мобильное» озеленение в виде контейнеров и ваз с цветочными растениями;
  • декорирование технических сооружений, небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам, отступов застройки, крутых откосов, узких полос вдоль оград, стен в виде вертикального озеленения, плотных кулис из деревьев и кустарников, травянистого покрова (газона) на плоских перекрытиях над уровнем земли (сад на крыше);
  • композиционная связь архитектурных объемов с озелененными пространствами, максимальное раскрытие интерьеров с помощью стекла и трансформирующихся перегородок;
  • композиционная связь внутриквартальных озелененных пространств с улицами центра, а в разрывах между домами - с помощью традиционных курдонеров и широких арочных проходов;
  • включение растительности, водных устройств, естественного камня и других природных материалов в композицию общественных зданий (выставок, кафе и т. д.).

Номенклатура объектов общественного центра представляет собой градостроительные объемно-пространственные единицы, которые должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Объекты благоустройства и озеленения формируются в определенную объемно-пространственную систему, должны создавать гармоничную среду общественного центра как главного функционального пространства города.

Номенклатура объектов общественных центров, подлежащих ландшафтной организации, представлена в табл. 5.1.

Номенклатура может быть расширена с учетом конкретной градостроительной ситуации, а также промышленно-хозяйственной и региональной специфики города. К основным объектам ландшафтной архи-

Таблица 5.1. Номенклатура объектов общественного центра

Объекты общественных центров

Назначение

Площади, центральные улицы, спортивные комплексы

Места проведения массовых мероприятий

Набережные, вокзалы, участки перед театрами, музеями, храмами, памятниками

Трассы пешеходного движения

Площади, пешеходные улицы, спортивные, торговые, ландшафтные, культурно-зрелищные объекты (одно- и многоуровневые)

Трассы транспортного движения - улицы, подъезды к зданиям

Транспортные и пешеходные торговые улицы

Подземные переходы. Остановки общественного транспорта. Автостоянки

Главные улицы, административные, культурнозрелищные

Участки входов в здания и сооружения, площадки рекламы

Внутриквартальные объекты в зоне площади культурно-зрелищных, спортивных, транспортных объектов

Открытые фойе - «залы ожидания»

Набережные, площади, пешеходные улицы, культурно- зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты (одно- и многоуровневые)

Площадки отдыха. Летние кафе

Площади, пешеходные улицы, перекрестки, культурно-зрелищные, спортивные, торговые, объекты садово-паркового искусства, исторические зоны городов

Зоны транспортных, торговых, культурно-зрелищных, административных, спортивных объектов

Участки технических устройств

тектуры общественных центров следует отнести прежде всего скверы на площадях и бульвары на магистралях и улицах, вдоль набережных, рек, озер, морей, озеленение фасадов зданий с помощью вьющихся растений (лиан), откосов и т. п.

При проектировании объектов ландшафтной архитектуры в общественном центре необходимо учитывать три основные группы экологических факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

К природно-климатическим факторам относят интенсивность солнечной радиации, температуру и относительную влажность воздуха, его движение (ветровые нагрузки). Указанные параметры среды необходимо учитывать особенно в летнее время. Установлено, что гигиеническими параметрами комфортности среды для человека является температура 16...26 °С при скорости ветра 4,1...6,0 м/с и относительной влажности воздуха 30...70 %; при скорости ветра в 0,2 м/с комфортность среды снижается, возникают явления застоя воздуха.

Нижняя граница световой комфортности находится на уровне 25...30 % от суммарной солнечной радиации; если затененность территории не превышает 30...50 %, а для южных областей - 50...70 % при

альбедо поверхностей до 20...25 %, то условия пребывания человека благоприятны. Увеличение степени затененности пространства свыше 60 % в средней полосе и 80 % на юге приводит к нарушениям теплового баланса и нежелательным изменениям в проветриваемости территории .

Ландшафтная организация общественного центра и его объектов тесно связана с рельефом, растительностью, водой. Большую роль играет растительность в виде древесных и травянистых растений. Растительность, проектируемая на объектах ландшафтной архитектуры общественного центра, в значительной мере может регулировать поток солнечной радиации. Большое значение имеют состав и прием размещения растительности на объектах, величина и структура крон древесных растений (кроны плотные, ажурные, сквозистые). При размещении растительности, специальных солнцезащитных устройств, экранов, галерей на объектах ландшафтной архитектуры можно существенно ограничить прямую солнечную радиацию на трассах движения пешеходов, в местах отдыха посетителей, особенно в полуденное время.

К антропогенным факторам относятся загазованность и запыленность воздуха, шумы и вибрация, переуплотнение почвы и механические повреждения растений. Установлено, что растительность способна частично уменьшить содержание вредных примесей в воздухе, поглощать часть газов, аккумулировать пылевидные примеси, отфильтровывая их из воздуха, а также отражать и рассеивать в результате циркуляции потоков воздуха. Циркуляция воздуха образуется на участках, где размещены древесные растения, искусственные препятствия-экраны, насыпные валы, стенки из камня в определенных композиционных сочетаниях с травянистым покровом газонов, цветников, а также открытых замощенных участков для движения пешеходов и площадок отдыха. Установлено, что на открытых замощенных участках, лишенных растительности, запыленность пространства повышается в 2...3 раза по сравнению с участками, где пластически обрабатывается микрорельеф, размещаются группировки растений в различных сочетаниях в оптимальном соотношении с открытыми замощенными участками, малыми архитектурными формами, оборудованием. Этими же средствами можно снизить уровень шума от автотранспорта и других источников. В зонах пешеходного движения уровень шума по санитарным нормам должен быть не выше 40...50 дБА, на улицах-бульварах - не более 75 дБА. На транспортных магистралях шум свыше 80 дБА неблагоприятно воздействует на организм человека . В условиях общественных пространств центра большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу. На трассах транспортного и пешеходного движения, на площадях, вблизи магистралей наблюдается снижение уровня кислорода в воздухе. Включение в композицию деревьев и кустарников может заметно обогатить атмосферу ионизированным кислородом, уменьшая количество пыли, что активизирует психофизиологическую деятельность человека. Производительность газообмена зависит от возраста, видового состава растений, их рационального композиционного размещения на объектах ландшафтной архитектуры.

Эстетические факторы существенно влияют на обогащение пространств общественного центра. При этом необходим максимальный учет сложившейся градостроительной ситуации, архитектуры зданий, направления движения пешеходов, назначения объектов ландшафтной архитектуры, использования существующей растительности, например старых ценных деревьев (дуба, липы, клена, березы). Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. На объектах ландшафтной архитектуры вблизи архитектурных ансамблей, монументов используют формы растений, создающие соответствующее настроение: колонновидные формы гармонируют с архитектурой общественных зданий (тополь , кипарис ), конусовидные {ель, пихта) придают участку торжественность. Шаровидные формы или формируемые кроны растений в форме параллелепипеда, куба создают своеобразное графическое звучание в зимний период времени, когда растения находятся в безлиственном состоянии. При этом необходимо учитывать гармоничное сочетание самих растений с малыми архитектурными формами, оборудованием, их цветовыми характеристиками.

  • Например, Медный всадник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, памятник В. Маяковскому на Триумфальной площади в Москве.
  • Комфортность условий микроклимата изучается с помощью метода эквивалентно-эффективных температур (ЭТТ). Под ЭТТ понимается температура, показывающая эффект теплоощущения, зависящего от одновременного воздействия на организм человека температуры, влажности и движения воздуха в определенных соотношениях. Исследования гигиенистов показывают, что зона комфорта находится в пределах от 15 до 18 °С. Степень снижения высоких температур воздуха в жаркое время и повышения комфортности среды зависит от сомкнутости насаждений, листового индекса, видового состава, площади объекта. В зимнее время насаждения увеличивают комфортность среды за счет снижения скорости ветра до 0,3...0,5 м/с.
  • Уровень силы звука Ь измеряется в логарифмических единицах - беллах. Ь = 1§ 10 5/5°, где 51 - сила звука, У - сила звука при потере слышимости. 0,1 бел-ла = 1 депибеллу (дБА). Измеряется уровень звука с помощью специального прибора - фонометра, где на логарифмической шкале показывается давление шума (Р).

Конспект урока по изобразительному искусству

в седьмом классе.

Тема урока: Природа и архитектура. Организация архитектурно –

ландшафтного пространства. Выполнение композиции "Уголок сада.

Цели:

1.Раскрыть значение ландшафтных элементов, их влияние на создание архитектурного образа сооружения; дать общие понятия об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить особенности японского сада; ознакомить с образцами крымского паркостроения; формировать навык воплощать замысел композиционными средствами и приемами.

2.Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, зрительную и эмоциональную память, умение проводить аналогию.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, гражданскую позицию по сохранению природных ресурсов.

Коррекционная цель: развитие активного творческого мышления

учащихся.

Оборудование (материалы по выбору учащихся) цветная бумага, картон,

клей, фольга, краски, бумага для рисования, кисти, палитры, баночки для воды.

Зрительный ряд: видеофрагмент о парке Гоэль - Антонио Гауди в

Барселоне, фотографии с изображением различных парковых систем, презентация по теме урока.

Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Печальная песня»,

А.Вивальди «Концерт для мандолины», Г.Ф. Гендель «Музыка фейерверка», релаксирующая музыка.

Ход урока

1.Организация класса.

2.Мотивация учебной деятельности:

Демонстрация видеофрагмента о парке Гоэль Антонио Гауди в Барселоне.

Думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (высказывания учащихся)

Объявление темы урока .

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у каждого из вас есть любимый уголок природы. Расскажите, почему вы считаете это место красивым, что произвело на вас такое сильное впечатление? (высказывания учащихся)

А какую роль играет природа в жизни человека? (высказывания учащихся)

Ответы на эти вопросы мы получим на этом уроке, рассмотрев архитектурные сооружения в тесной связи с природой, ознакомившись с работой ландшафтных архитекторов.

4.Изучение нового материала.

Слово учителя

Основное предназначение мастеров искусства - замечать красоту во всем и открывать её другим. Природа – неиссякаемый источник красоты.

Эпиграф урока: Надо не выдумывать, не измышлять,

а искать, что творит и приносит сама природа.

Эти простые слова принадлежат американцу Френсису Бекону. Мир человека и мир природы гармонично объединены. Человек вписывается в природный мир, как дом вписывается в ландшафт.

- А что такое ландшафт? Как вы понимаете это слово? (высказывания учащихся)

Природа является источником вдохновения и средством выражения человеческих чувств. Нередко и здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими (Слайд: Генуэзская крепость в Судаке).

Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагавшиеся на скалистых кручах, будучи связанными с ландшафтом, подавлял собой все окружение(Слайд: аббатство Мон Сен-Мишель, Франция).


Другие же здания, особенно хотелось бы отметить японскую архитектуру, как бы «растворялись» в пейзаж (Слайд: сад Кенрокуэн, Япония).

Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зеленые насаждения – сады и парки. Парки представляют собой сложные композиции, которые разрабатывают ландшафтные архитекторы. По отношению к садам и паркам применимы те же архитектурные принципы. Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности.

Выделите основные принципы каждой парковой системы, рассмотрев предложенные иллюстрации на слайдах. Детям предлагаются 3 парковые системы:

    итальянская (А.Вивальди «Концерт для мандолины») - симметрия, расположение на склоне горы, лестницы, пандусы, гроты, террасы, каскады воды;


    французская (Г.Ф. Гендель «Музыка фейерверка») - симметрия, равнинная местность, причудливо стриженая зелень, фонтаны, водоемы, парковая скульптура;


    английская (П.И.Чайковский «Печальная песня») - асимметрия, изогнутые тропинки, отсутствие регулярности, имитация форм естественной природы. Демонстрация слайдов сопровождается музыкальными фрагментами.

5.Практическая работа

Давайте вернемся к эпиграфу урока, а скажите, как эти слова относятся к работе ландшафтного архитектора?(высказывания учащихся)

    Обратите внимание на то, что большинство современных парков сочетают в себе элементы всех трёх парковых систем.

    Приведите примеры знаменитых крымских парков.

    Какие парковые системы послужили примером для их планировки?

А теперь на какое-то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад. Ученики объединяются в 3 группы для выполнения задания в нескольких техниках: полу объёмная аппликация, монотипия (симметричная), макетирование из бросового материала.

6.Завершение урока. Подведение итогов.

Викторина для учащихся, которые закончили работу с использованием фотоматериала или слайдов:

    Определите тип парковой системы.

    Свой ответ обоснуйте.

Демонстрация детских работ и обсуждение работ учащихся. Оценивание работы учащихся на уроке.

Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление земли и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект художественного оформления, планирование участка, развитие области жилой застройки, экологическое восстановление, город или городское планирование, городской дизайн, парки и планирование отдыха.

  • Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление земли и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект художественного оформления, планирование участка, развитие области жилой застройки, экологическое восстановление, город или городское планирование, городской дизайн, парки и планирование отдыха.
  • Практика в области ландшафтной архитектуры называют ландшафтным дизайнером.
Аллея
  • Аллея
  • Газоны
  • Парковый павильон
  • Садово-парковая скульптура
  • Водоемы
Аллея - дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников, установленными скамейками, фонарями...
  • Аллея - дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников, установленными скамейками, фонарями...
Газо́н - участок земли с искусственно созданным травяным покровом, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений, и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.
  • Газо́н - участок земли с искусственно созданным травяным покровом, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений, и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.
Парковый павильон это – беседка или отдельно стоящая легкая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию в саду, парке.
  • Парковый павильон это – беседка или отдельно стоящая легкая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию в саду, парке.
Садово-парковая скульптура - разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер.
  • Садово-парковая скульптура - разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер.
  • Солдат-победитель
Водоём - природная или искусственная впадина в рельефе, заполненная водой и характеризующаяся замедленным движением воды или полным его отсутствием
  • Водоём - природная или искусственная впадина в рельефе, заполненная водой и характеризующаяся замедленным движением воды или полным его отсутствием
«Ландшафтный дизайн»
  • «Ландшафтный дизайн»
  • Включить в проект:
  • Аллею
  • Газоны
  • Парковый павильон
  • Садово-парковую скульптуру
  • Водоемы
Используемая литература
  • Используемая литература
  • - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
  • - Интернет ресурсы

Бутенко О.В., Куранова Р.З. бинарный урок изо и информатики СОШ№8 г. Ханты-Мансийск

7 класс

Учитель изо: Бутенко О.В.

Учитель информатики: Куранова Р.З.

Тема: Природа и архитектура

Цель: закрепление усвоенных знаний через умение формировать видеоряд

Задачи:

  • систематизировать знания по теме «Презентация» и создать мини проект для учителей начальной школы по выбранной теме;
  • систематизировать знания по теме «Природа и архитектура» выполнить проект в рисунке;
  • воспитывать умение работать в малых группах.

Тип урока: закрепления знаний и формирование практических умений и навыков.

Вид урока: творческая игра

Выбраны технологии, которые дополняют друг друга:

  1. ИКТ – технология – для зрительного восприятия нового материала, словарной работы, поиска решений по выдвинутой проблеме;
  2. технология проектов – для повышения интереса у детей к изучаемой теме через применение знаний на практике при выполнении творческой проектной работы, где включены все этапы от идеи до защиты;
  3. технология работы в малых группах – запланирована для развития умения общаться, договариваться, находить общее решение при выполнении проектного задания

Методы:

  • по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесный, наглядный с использованием ИКТ, практический;
  • п о степени самостоятельности мышления : проблемно-поисковый ;
  • метод стимулирования и контроля

Словарь: мультимедиа - это способность сохранить воедино числовую, текстовую, логическую, графическую, звуковую и видеоинформации;

анимация – оживление рисунка;

архитектура – искусство проектировать сооружения или совокупность зданий;

ландшафт общий вид местности;

дизайн – деятельность по проектированию и созданию объектов.

Зрительный ряд: презентация к уроку.

Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук)

Оборудование для детей: компьютеры с выходом в интернет, А-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши

Ход урока

этап

работа учителя

работа учащихся

слайд

орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы закрепим усвоенные

знания через умение формировать видеоряд

  • систематизируя знания по теме «Презентация» и
  • знания по теме «Природа и архитектура»

повторение

Вспомним основные понятия, которые вы изучили: архитектура, ландшафт, дизайн

Художник, создающий здания…

Все, что человек создает – это продолжение мира природы или его разрушение

– искусство проектировать сооружения или совокупность зданий

– общий вид местности

– деятельность по проектированию и созданию объектов

Зодчий, архитектор

Кто такой ландшафтный архитектор?

Существуют школы ландшафтного дизайна, которые отличаются отношением к гармонии природы и архитектуры: английская, французская, школа Востока, русская усадьба

Вспомните их особенности

Художник, проектирующий оформление пространства вокруг зданий

Новая тема

Вы часто слышите слово "мультимедиа". А как вы думаете, что оно обозначает?

Сегодня мы с вами познакомимся с программой Microsoft Power Point ., мультимедийными презентациями, что намного облегчает понимание многих тем при раскрытии их при помощи презентаций.

С появлением огромного количества гаджетов, к каждой из техник придумывают программы для воспроизведения мультимедиа. -Сегодняшняя наша задача создать презентацию в программе Microsoft Power Point используя выбранный уровень.

1-й – оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой;

2-й - оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой, тексты для иллюстраций;

3-й - оформление первого слайда с указанием темы проекта, подборка иллюстраций в соответствии с темой, тексты для иллюстраций, анимация

- Компьютерная презентация состоит из слайдов - это страницы, на которых можно располагать различного вида информацию.

На вкладке главная расположены основные элементы для редактирования текста, и добавление страниц.

Чтоб вставить изображение, таблицу, звук, гипертекст есть вкладка вставить .

Для красочного оформления презентаций есть специальная вкладка дизайн .

Для того, чтоб наша презентация ожила, есть закладка анимация .

При помощи закладки показ слайдов , можно просматривать презентацию как автоматически, так и с выбранного нами слайда.

Перед началом создания презентации обязательно надо иметь четкий план действий, с помощью которого мы сможем качественно создать нужный нам продукт.

Необходимо учитывать:

Тему презентации;

Выбор дизайна презентации,

Выбор содержимого слайдов.

При работе используйте памятку для создания презентации и соблюдайте технику безопасности

Техника безопасности:

  1. садиться за компьютер спокойно и не торопясь.
  2. не включать компьютер без разрешения учителя.
  3. не трогать провода и разъемы.
  4. не отвлекаться и не мешать однокласснику.
  5. в случае поломки оборудования, сообщить учителю.
  6. сидеть за компьютером прямо, ноги должны касаться пола, монитор должен находиться на уровне глаз

Памятка для создания презентации

1. Не следует перегружать слайды текстом. По возможности текста должно быть как можно меньше.

2. Фон не должен быть слишком пестр, так как это мешает восприятию информации.

3. Не надо включать лишние рисунки в презентацию, так как это отвлекает от материала и напрягает зрение.

4. Не стоит устанавливать ко всем объектам анимационные эффекты, так как это затягивает урок и отнимает лишнее время. То же самое относится и к эффекту смены слайда и звуковому эффекту.

5. Надо помнить, что при показе презентации на большом экране контрастность презентации снижается.

7. Минимальный размер шрифта для презентации 28 пункт, чем больше шрифт или объект на слайде, тем лучше.

проектная деятельность

Вы сегодня создаете проект презентации и проект в рисунке по выбранной теме

Для учителей начальной школы

Время на практическую деятельность у вас ограничено – 15 минут

Темы проектов

Архитектура в гармонии с природой

Природа – лучшее вдохновение для архитектора

Природа и архитектура – миф о взаимодействии

Архитектура эмитирующая природу

Природа как основа архитектуры

Распределите задания между собой в группе

Определите уровень выполнения презентации.

итог

Рассмотрите проекты

Приготовьтесь к просмотру проектов презентации

Так как вы считаете, Все, что человек создает – это продолжение мира природы или его разрушение?