Консультация по литературе (9 класс) на тему: план анализа лирического произведения. Анализ лирического произведения

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Автор и дата. История создания. Тема. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Средства поэтического языка Поэтическая Фонетика Стихотворный размер. Рифма, рифмовка. Мое отношение.

РИФМА – это созвучие окончаний двух слов Мужская – с ударением на последнем слоге Женская –с ударение м на предпосл еднем слоге: Дактиличес кая – с ударением на третьем от конца слоге

Мужская рифма И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Ф. И. Тютчев.

Женская рифма Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Ф. И. Тютчев.

Дактилическая рифма Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов. Тучи

Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Тема дружбы Тема одиночества Тема родины (патриотическая лирика) Тема народа ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А. С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье. . . "

Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М. Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать. . . "

Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"

Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"

Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"

Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

ПАРНАЯ - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки: Пружина чести - наш кумир, И вот на чем вертится мир

ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д. : Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье

КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в эти каторжные норы Доходит мой свободный глас.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как» , «как будто» , «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум. . . (Н. А. Некрасов) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? Когда? Какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? (А. С. Пушкин)

СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. (Лермонтов) В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т. п. И погнувшись изба, Как старушка, стоит. (Кольцов)

ИРОНИЯ. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр. : глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова? " В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор: А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что ты не оставлен моей милостью. . .

ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова: Вихрь полуночный - летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.

ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого). Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел. . .

МЕТАФОРА [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков; Анафора - единоначалия;

АНАФОРА [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. . . (С. Есенин)

АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. . . (Б. Пастернак)

ХОРЕЙ Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов. Бу ря мгло ю не бо кро ет Ви хри сне жные крутя … А. С. Пушкин

ЯМБ Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов. Мой дя дя са мых че стных пра вил… А. С. Пушкин

ДАКТИЛЬ Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. Ту чки небе сные, ве чные стра нники М. Ю. Лермонтов

АМФИБРАХИЙ Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные. Не ве тер бушу ет над бо ром, Не с го р побежа ли ручьи … Н. А. Некрасов

АНАПЕСТ Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные. О, весна без конца и без кра ю - Без конца и без кра ю мечта! А. Блок

Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

Первая проба

Анализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

С чего начать?

Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

«И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

А вот теперь, когда мы определили проблематику стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг» вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает тепло отношений между друзьями.

Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

В первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье». Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга. Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).

В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней». Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.

Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения - пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора - это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний - главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» - это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну - с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле - метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение - это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб - один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтар ным бл еском»;
  • «по утр еннему сн егу»;
  • «прозр ачный л ес»;
  • «н етер пел иво»;
  • «весёл ым тр еском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие - аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
  4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

  • синэстетические (Розовый запах шалфея);
  • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные - веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора - (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

15. Эллипсис - пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская - предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая - третий слог с конца.
Гибердактирическая - 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой - родной
Неточная - далекий - родной

Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная - гребя - дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Комплексный анализ лирического произведения, как и любого художественного текста, строится в соответствии с определенной логикой. Знание логической структуры анализа поэтического текста позволит учащемуся написать любую творческую работу (сочинение, отзыв и др.), в основе которой предполагается разбор поэтического текста. Приведем примерный план анализа стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения.

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувств, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, используемыхв стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении: их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел.

11. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

В лирическом произведении мы не анализируем ни сюжета, ни персонажей, ни предметных деталей. Встречающиеся в лирических произведениях детали портрета, мир вещей выполняют исключительно психологическую функцию. Например, в стихотворении «Смятение» А.А. Ахматовой «…красный тюльпан, / Тюльпан у тебя в петлице» является ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая напряженность лирического переживания.

Наибольшую трудность для анализа представляют те стихотворения, в которых намечено некое подобие сюжета и системы персонажей. В данном случае возникает соблазн перенести основные принципы и приемы анализа эпического, драматического произведения на лирическое, но это в корне неправильно, так как основная функция лирического сюжета — психологическая. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий» возникает образ, который, на первый взгляд, имеет и социальное положение, и возраст, и внешность, но на самом деле все эти приметы, характеризующие образ, необходимы автору для того, чтобы эмоционально и убедительно передать главную идею произведения: здесь нет нищего как конкретного человека, а есть чувство отвергнутости лирического героя.

Собственное отношение к лирическому произведению должно строиться на основе понимания авторской позиции, роли данного произведения в контексте творчества поэта, выявления роли художественно-выразительных средств, синтаксических и стилистических приемов. Необходимо раскрыть своеобразие лирического героя в данном стихотворении, найти сквозные лейтмотивы поэтического произведения; охарактеризовать общее лирическое настроение произведения, его пафос; проанализировать причины изменения эмоционального со-стояния поэта.

При анализе лирического произведения не должны исчезнуть авторская позиция, симпатии и антипатии поэта, которые пронизывают всю ткань лирического произведения — от особенностей языка до построения текста в целом. И поэтому любой литературный разбор должен основываться на понимании авторского пня к изображаемому.

Основные требования к анализу лирического произведения можно сформулировать так:

1. Соответствие содержания анализа предложенному тексту стихотворения.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность тех позиций, которые защищаются.

4. Логичность и последовательность в изложении материала.

5. Самостоятельность в подходе к анализу лирического произведения.

6. Единство стиляизложения, ясность, точность, доступность, образность языка.

7. Точность в использовании цитат (при анализе лирического произведения цитирование обязательно). .

8. Рациональное сочетание анализа текста художественного произведения литературной критики и собственных рассуждения пишущего.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирическое произведение — самостоятельный, но не замкнутый мир, поэтому на начальном этапе анализа лирической: произведения необходимо: упомянуть об истории и времени создания поэтического текста; соотнести художественное произведение с конкретным периодом творчества поэта; рассказать об идеологических и культурных влияниях, оказываемых на лирическое произведение; объяснить (если есть посвящение), кому посвящено стихотворение.

Творческая история лирического произведения — важная часть содержательного анализа текста; один из путей проникновения в замысел поэта, в его идейно-нравственную позицию: способ познания индивидуальности творческого труда стихотворца, характер движения его мыслей, чувств; поиск адекватной выразительности художественной формы. Обращение к истории создания лирического произведения в процессе анализа художественного текста не должно носить формальный характер. Важно, чтобы выбор того или иного аспекта творческой истории лирического произведения, заявленный в анализе, был обусловлен имеющимися документальными фактами, поддержан содержательным материалом художественного текста. Поскольку работа писателя над конкретным лирическим произведением весьма индивидуальна, следует в выборе материалов творческой истории и в определении их места в процессе анализа художественного произведения опираться на текст, который поможет определить, насколько история создания важна при анализе лирического произведения на различных этапах работы поэта: замысел, первые планы, наброски к вариантам черновиков и беловой рукописи, к авторским корректурам, предшествующим первым и последующим прижизненным публикациям в литературных журналах, сборниках, собраниях сочинений). Отталкиваясь в анализе лирического произведения от истории создания, легче преодолеть ограниченность восприятия художественного текста, понять индивидуальность поэта, особенности его чувств, мыслей. Знание первичного смысла, набросков, фотокопий черновых и беловых рукописей, в которых поэт что-то зачеркивает, вставок над строкой и на полях, рисунков, графических «отступлений» способствуют проникновению в духовный мир поэта, его раздумья, волнения, иногда мучительные поиски слов, рифмы, ритмических конструкций.

В отдельных случаях при анализе лирических произведений необходимо подробно изложить историю создания поэтического текста, так как это главный ключ к постижению глубин его co держания. В других случаях, наоборот, следует указать лишь период творчества автора, либо кратко сопоставить с другими произведениями, созданными в тот же промежуток времени.

Каждое из стихотворных произведений возникло на основании определе-нного чувства, испытываемого поэтом, или какого-либо размышления. Это чувство, мысль конкретного человека, живущего в определенную историческую эпоху, именно поэтому каждое стихотворение имеет свою неповторимую творческую историю. Ее выявление позволяет понять произведение во всей его неповторимости, обусловленной временем, историей, личностью поэта.

История создания лирического произведения должна органически включаться в процесс его анализа как составная, неотъемлемая часть.

Возможные варианты начала анализа лирического произведения

1. Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина прошли в Царскосельском лицее, где произошло формирование его жизненной позиции, социальных и политических взглядов. Изучая древнюю литературу и историю и находясь под сильным влиянием художественного направления классицизм, А.С. Пушкин в 1814 году пишет стихотворение «Лицинию», в котором обращается к истории Древнего Рима.

2. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» А.С. Пушкина написано после поражения восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году и адресовано сосланным в Сибирь декабристам.

3. После Октябрьской революции А.А. Ахматова пишет о родине тех лет. В стихотворении «Петроград, 1919» поэтесса выражает свое отношение к России, которая является ее неотъемлемой частью:

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

Вопрос об эмиграции, об отъезде никогда не стоял для Ахматовой: она решила разделить судьбу своей родины до конца.

4. В мае 1913 года в Коктебеле Марина Цветаева написала из-вестное стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», которое впоследствии вошло в первый поэтический сборник по-этессы «Вечерний альбом». Уже в этом раннем стихотворении поэтесса бросила своеобразный вызов устоявшемуся в поэзии:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

5. Свой поэтический путь Н.А. Некрасов начал со стихотворения «В дороге». Путь, дорога, странствия стали ведущим моти-вом всей лирики поэта.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Следующим этапом анализа лирического произведения является выявление принадлежности поэтического текста к определенному лирическому жанру (стихотворение, ода, сонет, элегия, послание, эпиграмма, эпитафия, романс, песня, гимн, стансы).

Если обратить ся к истории литературы, то разделение ее на лирику, эпос и драму , как правило, определялось следующими факторами: степенью присутствия автора, временем совершающегося в произведении события, отношением художника к действительности и особенностями поэтического содержания каждого рода.Современные исследователи, определяя особенности лирики как литературного рода, основываются на тех же самых основаниях. В.Д. Сквозников считает: «Эмоциональность (чувство) лишь предосновой собственно лирического выражения характера. Оно выступает совершенно необходимым, но предварительным условием лирической поэзии». Отличительная особенность лирики, по его мнению, — «художественная мысль, данная в форме непосредственного переживания». Л.Я. Гинзбург в свою очередь подчеркивает в лирике еще одну черту, сближающую поэзию с музыкой: «Лирика — род литературы, в особенности устремленный к общему. Изображение человека в лирике более или менее суммарно, и она вовсе не располагает теми средствами истолкования и обобщения единичного характера, какими располагает проза».

В лирике субъект изображения (поэт) одновременно является и объектом художественного произведения. Действительность дана в лирике не самостоятельно, а как бы растворена в реакции поэта на мир. Совмещение в одном лице творца лирического произведения и его художественного материала требует от читателя особой «активности» ассоциаций. Читатель в процессе анализа сам воссоздает объективный мир стихотворения, используя свои жизненные впечатления. Восприятие лирики осложнено необходимостью прямого эмоционального контакта читателя с поэтом. Это при анализе лирического произведения создает опасность произвольной, субъективной подмены авторских ассоциаций читательскими.

Лирика предъявляет к читателю, стремящемуся адекватно проанализировать стихотворение, особые, достаточно сложные требования.

Искусство разнообразно, бесконечно, как сама жизнь, которую оно отражает, пытается понять, осмыслить, преобразить.

Лирика в свою очередь подразделяется также на произведения разных видов, жанров. Жанр — это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание определенных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем-то внешним по отношению к смыслу произведения. Это не свод правил художественного оформ-ления идеи произведения, а, наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения. Для читателя, анализирующего художественное произведение, подзаголовок книги, следующий за названием и определяющий жанр произ-ведения, имеет огромное значение. Жанр задает определенную тональность всему произведению, вызывает у читателя те или иные ожидания. Говоря об основных особенностях жанров лирических произведений, можно сопоставить их с древними по-кровительницами искусства — музами. В греческой мифологии девять сестер, дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, были спутницами Апполона, покровителя солнца и искусств. Ос-тановимся на тех музах, которые связаны с лирикой как родом литературы. Полигимния — строгая и благородная муза торжественных песнопений, гимнов. В ее жестах энергия порыва и сдержанность. Гимн — литературный жанр, берущий свое начало в глубокой древности и существующий до сих пор. Гимн прославляет какое-либо событие, человека, образ; он рожден восхищением, торжественен, мощен, величав. В этом главная особенность жанра. Гимн может быть написан и нерифмованным, свободным стихом, но сильная, торжественная мелодия в нем есть всегда. Жанр, собирая определенные признаки произведений искусства, становится хранителем памяти в искусстве. От гимна ожидаем торжественности, звучности, мощи, от лю-бовной песни — душевной искренности, взволнованности. Эрато — муза любовной поэзии. Ей присущи одновременно нежность и страдание. Стихотворения, проникнутые грустью, называют элегиями. В них чаще всего звучат мотивы любви, разлуки с родиной, размышления о природе, неудовлетворен-ность обществом. Евтерпа — верховная муза всей лирической поэзии, которой были отданы все другие поэтические жанры.

Обычно муза изображалась с двойной флейтой в руке, нежная и изящная, легкая и дерзкая. При чтении лирической поэзии важно ощутить родство читателя и поэта, чтобы услышать музыку и смысл стиха. Читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, как две флейты в руках у Евтерпы. Тогда стихотворение звучит, открывается его глубинный смысл. Обращенность лирической поэзии к читателю особенно заметна в таком жанре, как послание.

Выбор жанра свидетельствует об отношении поэта к изображаемому, поэтому при анализе лирического произведения необходимо указать, к какому жанру принадлежит художественный текст, а в отдельных случаях выделить характерные жанровые черты, помогающие в постижении идейно-тематического своеобразия стихотворения. В некоторых случаях знание жанровой природы произведения помогает в анализе, указывая на какие стороны следует обратить более пристальное внимание.

Однако не все лирические произведения имеют четкую жанровую структуру. Например, неопределимы в жанровом отноше-нии такие лирические произведения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночнаямгла…»,М.Ю.Лермонтова «Парус», «Пророк» и др.

Основные лирические жанры:

Стихотворение — лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, передающими мысли, эмоции лирического героя. (Например, А.А. Блока «Россия», А.А. Ахматовой «Мужество» и др.)

Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии: смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья (например, элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Безумных лет угасшее веселье…», А.А. Ахматовой «Мартовская элегия» и др.).

Стансы — в русской поэзии XVIII — начала XIX века произведения элегической лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно четверостишиями, чаще всего четырехстопным ямбом (например, стансы А.С. Пушкина «В надежде славы и добра…»).

Эпиграмма — (в переводе с греческого epigramma означает «надпись») 1) небольшое лирическое стихотворение в античной литературе, написанное на произвольную тему элегическим дистихом; 2) небольшое по объему сатирическое стихотворение, построенное, как правило, на контрасте (например, эпиграмма А.С. Пушкина: «Змея ужалила Маркела». / — «Он умер?» — «Нет, змея, напротив, околела!» и др.).

Сонет — лирическое стихотворение, состоящее из четырна-дцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах — две или три. Расположение рифм допускает различные варианты (например, сонет Н.С. Гумилева «Как конквистадор в панцире железном…» и др.).

Эпитафия — надгробная надпись в стихотворной форме: небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему.

Песня — жанр письменной поэзии, выражающий опреде-ленное идейно-эмоциональное отношение; основа для после-дующих музыкальных обработок.

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государ-ственного или социального единства (например, гимн России С.В. Михалкова и др.). Виды гимнов: военные, государственные, религиозные.

Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение (например, оды М.В. Ломоносова, ода Г.Р. Державина «Фелица» и др.). Виды од: хвалебная, праздничная, плачевная

Послание — стихотворное произведение, написанноев форме письма или обращения к какому-либо лицу (например, послания А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» и др.)

Романс — небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражения переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть положено на музыку (например, романс С.А. Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и др)..

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Для прославления победы русского оружия М.В. Ломоносов выбирает жанр оды: «Ода на взятие Хотина»), так как поэту необходимо выразить гражданско-патриотическое содержание. Победоносная ода открывается «бурным» приступом:

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой…

Само построение оды, ее торжественно-патетический стиль, использование лексики высокого «штиля», особая риторичность, метафоричность языка способствуют эмоциональному воздействию на читателя.

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Пущину» написано в жанре послания и адресовано лучшему другу поэта — лицейскому товарищу Ивану Пущину.

3. Пушкинское послание «К Чаадаеву» обращено не только к близкому поэту, но и к отдаленному чителю. Сама форма послания позволяет поэту личностно обратиться к читателю, воодушевить его своими стремлениями, идеалами:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

4. Размышляя о народе, народной судьбе уже в поздний период творчества Н.А. Некрасов пишет «Элегию», в основе которой грустные мысли поэта о крестьянском мире, в котором мало что изменилось. Выбранный жанр позволяет Некрасову максимально обобщить мир народа, народных характеров, поэтому «Элегия» начинается с обращения к юношеству, будущему России:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.