Что значит общее грамматическое существительного. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцы. Одушевленные существительные называют предметы живой природы(кто?):девочка, птичка

Лексическому значению слова сопутствует его грамматическое значение. Различия между этими двумя типами значений таковы:

  • 1. Грамматические значения абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Так, лексическое значение слова стол "предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках" - это семантическое свойство именно данного конкретного слова.
  • 2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, существительное учителем в предложении А тот , кого учителем считаю , как тень прошёл... (Ахм.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа. Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется частеречным (или общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, процессуальности у глагола и т.д. Частеречное значение слова дополняется и конкретизируется частными (или частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа.

Формальные грамматические средства

Охарактеризуем два типа формальных грамматических средств - парадигматические и синтагматические. Морфологическая (словоизменительная) парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется с л о в о и з м е н е н и е м. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (таковы, например, служебные слова г/, по , лишь). У подобных слов нулевая парадигма. По у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа , школы , школе , школу , школой , (о) школе ; школы , школ , школам , школами , (о) школах.

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и флективных аффиксов - окончаний,

словоизменительных суффиксов и постфиксов. Например: дом-о (нулевое окончание), школ-а ; быстр-ейш-ий (словоизменительный суффикс превосходной степени и окончание), чита-л-и (словоизменительный суффикс глагола и окончание), бег-ущ-ий (словоизменительный суффикс причастия и окончание). В одной синтетической словоформе может быть от одного до трех флективных аффиксов; например, в глагольной словоформе проверя-л"-и-сь (Сочинения проверялись двумя экзаменаторами) грамматические значения выражены словоизменительным суффиксом прошедшего времени окончанием и словоизменительным постфиксом страдательного залога -сь.

В образовании аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например, прибавлением формы будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитиву глагола несовершенного вида (читать , бежать и др.) образуется аналитическая форма будущего времени {буду читать , будем бежать ); прибавлением к форме прошедшего времени глагола вспомогательного слова бы образуется форма сослагательного наклонения {читал бы , бежали бы).

Иногда в парадигме слова имеются и синтетические, и аналитические словоформы (ср.: сильнейший и самый сильный ; теплее и более тёплый). В парадигмах существительных, числительных и местоимений - только синтетические словоформы; для прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.

Словоизменение всегда было основным объектом морфологического анализа, потому что окончания и словоизменительные суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических словоформ являются эффективными средствами выражения грамматических значений. Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик - ученики , журнал - журналы выражаются значения числа; в противопоставлении словоформ решал - решаю - буду решать выражаются временные значения.

Флективные аффиксы всех указанных выше типов и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств, в некоторых словах имеются и дополнительные, нередко сопутствующие основным средствам выражения грамматического значения:

  • 1) чередования (или альтернации) фонем в основе [бегу - бежать ; сон - сна ("беглая" гласная)];
  • 2) наращение, усечение или чередование основообразовательных суффиксов в основе [брат - братья ("брату-а); крестьянин - крестьяне ?; давать - даю танцевать - танцую (танц-у")-у)]
  • 3) супплетивизм - чередование корней (иду - шёл; человек - люди );
  • 4) изменение места ударения (дерево - деревья ; была - были).

Грамматические значения слов выражаются не только парадигматически, но и синтагматически, т.е. в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга , новые книги значение числа выражено не только окончанием существительного, но также и окончанием согласующегося с ним прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют, единственным формальным средством обнаружения данного значения становится грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т.е. является "несклоняемым" (типа пальто , ТЭЦ), грамматическое значение числа может быть выражено лишь "за пределами" самого существительного, в согласующихся формах прилагательного (новое/новые пальто , мощная/мощные ТЭЦ). Эти примеры показывают, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова, как парадигматические, так и синтагматические.

Слова в русском языке распределяются по классам, кот. называются частями речи. Совр. научная классификация частей речи основывается на учете след. признаков:

1) общее граммат. значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества);

2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);

3) общая синтакс. функция.

По этим признакам выделяют след. части речи.

1 . Имя существительное обозначает предмет в шир. смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части сост. сказуемого.

3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением.

4 . Местоимение как часть речи выделяется в школ. традиции на основе присущей ему указат. функции. Местоимения - это слова, кот. ничего не называют, но указывать могут и на предметы (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на количество (сколько, несколько).

5 . Глагол обозначает действие или состояние; спрягается (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является сказуемым.

6 . Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже - определением.

Это самост., или знамен., части речи. В предложении они являются его членами. Выделяют также служ. части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:

1 . Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).

2. Союз служит для связи однор. членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.).

3. Частица вносит доп. значение в предложение - отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: (не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).



Выделяется также группа звукоподр. слов и междометий, кот. не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах! Да! Ну! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.

Рассмотрим каждую группу более подробно. Итак, имя существительное - это самост. часть речи, самая многочисл. в русском языке. Она называет явления действительности:

· названия предметов и вещей;

· названия живых существ;

· названия событий и явлений общ. жизни;

· названия явлений природы;

· названия веществ;

· названия отвлеч. свойств и признаков.

Таким образом, одним из главных граммат. признаков существительного является его предметность . По составу различают несколько групп существительных:

· нарицательные и собственные;

· отвлеченные и конкретные;

· одушевленные и неодушевленные;

· собирательные и вещественные.

К нарицательным относят такие существительные, кот. обозначают обобщ. наименования явлений и предметов. Они называют группы однор. предметов. К таким существительным относятся, например, созвездие, река, студент и т. д.

Собственные существительные называют конкр. предмет или явление, например, Россия, Германия, Енисей и т. д. В свою очередь собств. существительные подразделяются на отд. группы: имена, прозвища, фамилии людей (Николай, Чижик, Базаров); географ. и территор. названия (Темза, Петровка, Смоленщина и т. д.); наименования праздников, истор. событий и т. д.

Неодушевленные существительные называют неживые предметы, например, машина, дом, станок и т. д. а одушевленные , наоборот - живые, например барсук, комар, лиса, человек, лошадь, медведь и т. д.

Конкретные существительные называют конкр. предмет, события, факты, животное и т. д.

Отвлеченные существительные характеризуют отвлеч. понятия, качества, свойства, действия.

Вещественные существительные характеризуют то или иное вещество, кислород, водород, соль и т. д.

Собирательные существительные объединяют множество однор. предметов в одно целое, например, молодежь, крестьянство, купечество и т. д.

Что касается имени прилагательного , то по лексико-граммат. особенностям различают качественные и относительные .

Качественные прилагательные характеризуются тем, что обозначают признак, прин. предмету непосредственно. Качеств. прилагательные по роду признаков подразделяют на несколько темат. групп: признаки эмоц. состояния человека (печальный, веселый), признаки цвета, признаки пространства и места (узкий, просторный), признаки качества (плохой, хороший), нравственно-интеллект. признаки (трусливый, бессердечный).

Относительные прилагательные обозначают признак, указыв. отношения этого предмета к другим предметам. В свою очередь относ. прилагательные подразделяются на группы: собственно-относительные (стеклянная посуда, каменный пол, железные перила); притяжательные прилагательные (мамина заколка, бабушкины лепешки, медвежья лапа); порядковые прилагательные (седьмой день, первый игрок, третий брак). Собственно-относительные в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Обусловлены они разл. отношениями: отношением к действию (сверлильный станок, обеденный стол, стиральная машина); отношением ко времени или к месту (привокзальная площадь, дневное задание); отношением к другому предмету (журнальный столик, грозовая туча, хрустальная ваза). Иногда в перен. употреблении относит. прилагательные переходят в разряд кач. (каменное лицо, мирный разговор, сердечная беседа, стальные мускулы, золотые руки).

Различают несколько словообраз. типов притяж. прилагательных: прилагательные с суффиксами -он-, -ов- (отцова шапка, белкина норка); прилагательные с суффиксами -ск- (лермонтовские стихи, тургеневские девушки); прилагательные с суффиксом -j- (овечья шерсть, волчья лапа); прилагательные с суффиксом - ин- (крысиный хвост, куриное яйцо).

У числительного тоже есть ряд отлич. лексико-граммат. особенностей. Существуют колич. числительные (восемь больше шести), числительные целых единиц и дробные (одна пятая посевов). Существует также такая разновидность, как собирательные числитительные (четверо, семеро).

Выделяются несколько типовместоимений :

· местоимения-существительные (что-то, кто-то, ты, я, он, некто, они, себя);

· местоимения-числительные (столько же, сколько);

· местоимения-прилагательные (мой, твой, который, какой, чей).

В рамках местоимений выделяется несколько лексико-граммат. разрядов: личные и лично-указат. местоимения (вы, мы, он, ты, я); возвр. местоимение (себя); определ. местоимения (весь, всякий, каждый, иной); указат. местоимения (этот, тот, этакий, оба); притяж. местоимения (наш, ваш, мой, твой); отриц. местоимения (никакой, ничей, ничего); вопросит.- относит. местоимения (кто, что, какой, чей, который); неопред. местоимения (чей-то, кто-либо, что-либо, нечто, некто, кое-кто, что-то).

Среди наречий выделяют две разновидности:

· производные (образуются от знамен. частей речи);

· непроизводные (около, тут, где, тогда, очень, чуть).

Предлоги различают первообразные, возникшие еще очень давно. К таковым можно отнести (за, на, от, над, под, через, для, перед). Бывают они производные, наречные, отглагольные, отыменные, составные, простые.

Частицы вносят в предложения разл. смысл. и модал. оттенки. Различают несколько видов частиц: уточн. (точно, именно, как раз, ровно), указат. (вон те, вот, это, то), выделит. - ограничит. (единственно, только, лишь, почти), усилит. (уж, даже, уже, и), уступит. (все же, все ж таки), вопросит. (неужели, разве), побудит. (пусть, давай, а ну), утвердит. и отрицат. (отнюдь не, точно), формообразующие и словообразовательные. Междометия различают эмоциональные, побудительные).

Иногда одни граммат. формы могут употребляться в значении других. Таким образом, речь стилистически окрашивается. Здесь речь идет о глагольных формах . Например, глагол наст. времени может быть взят для обозначения прошедшего. Таким образом, происходит наглядное представление действий. Порой глагол в наст. времени используется для обозначения событий, кот. должны произойти в ближ. будущем: "Прощай, любимый город, уходим завтра в море".

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Общее значение существительного и его грамматические признаки

    Существительное - это часть речи, объединяющая слова с предметным значением, выраженным в грамматических категориях падежа и числа и в формах определенного грамматического рода.

    В существительному объединяются общим значением предметности семантически различные слова: названия конкретных предметов (лодка, лес, золото), существ (девушка, медведь, синица), явлений природы (молния, дождь), обобщенных свойств и признаков (доброта, смелость, голубой) состояний (отдых, дремота) и т. д. В отличие от прилагательных, наречий, глаголов, существительные называют признаки и действия или состояния самостоятельно, независимо от тех предметов и явлений, которым эти признаки или процессы свойственны, кто является их носителями.

    Загальнокатегориальне значение предметности в существительному получает выражение в грамматических категориях и в словообразовательных средствах. Основные грамматические признаки существительного - это наличие категорий рода, падежа и числа. Каждый существительное относится к одному из трех грамматических родов - мужского, женского или среднего. Не имеют грамматического рода только существительные множественного формы (ворота, отруби, дрожжи и др.).

    Существительные изменяются по падежам (кроме некоторых слов иноязычного происхождения, некоторых аббревиатур и фамилий) и характеризуются грамматическим значением числа (одни имеют сопоставимые формы числа, другие выступают только в единственном или во множественном числе).

    Категории рода, числа и падежа существительных отличаются от прилагательных, местоименных и частично числивникових: в существительному они являются определяющими, а в других именных частях речи повторяют грамматические значения объяснительной существительного, следовательно, является синтаксически обусловленными значениями, например: соленая вода, соленой воды, соленой воде, соленой водой; мой друг, моего друга, моему другу, моим другом.

    В существительному значение числа достаточно часто выражается вспомогательным средством (ударением), а значение рода воспринимается в процессе сопоставления флексий всего парадигматического ряда (сравните: ткач и печь, день и соль) и учета семантической отнесенности к полу в названиях существ (сравните: отец и яблоко Николай и Марина) и еще ряду признаков.

    В прилагательных, в части местоимений и числительных все три грамматические значения (рода, числа и падежа) выражаются флексией.

    Существительное как название предмета выступает в типичной для него синтаксической функции подлежащего (в начальной форме - именительного падежа) или приложения (в косвенных падежах). Например: Небо сегодня синело по-весеннему (О. Гончар) Шиповник трудно отдает плоды. Она людей хватает за рукав (Л. Костенко).

    Существительное может также выполнять вторичные функции: определение (согласованного - приложения и несогласованного), обстоятельства, именной части составного сказуемого, например: Сынок Омелько-небольшое хлоп "я - стоял у матери и смотрел, что она делала (Елена Петровна) Гибкий ветерок дышал ему навстречу пресной свежестью больших вод, тонким прянистим духом далеких степей (О. Гончар) В чужом краю не ищите, не спрашивайте того, что нет и на небе, а не только на чужом поле (Т. Шевченко) Поэзия - это всегда неповторимость, какой бессмертный прикосновение к душе (Л. Костенко).

    часть речи

    Имя существительное

    Что значит

    морфологические признаки

    Спрягаемые слова. Изменяются по падежам и числам. Имеют род. Начальная форма: именительный падеж единственного числа, а для тех, что используются только во множественном числе, - именительный множественного числа. По лексическими и морфологическими признаками делятся на собственные и общие, конкретные и абстрактные, названия существ и неодушевленные, сборные и единичные

    синтаксические признаки

    Основная: подлежащее (именительный падеж или родовой, когда сочетается с количественным числительным или другим словом с количественным значением -в сложенном подлежащем), приложение (в косвенных падежах). Неосновная: обстоятельство (чаще существительное с предлогом, особенно в падеже), несогласованное определение, приложения, именная часть составного сказуемого

    Под предметностью объединяются различные лексические значения, но все они воспринимаются как названия предмета. Это могут быть названия:

    Конкретных предметов (кровать, метла, очки, сани)

    Существ (человек, учитель, врач, пчела, аист, гусь, кошка)

    Растений (рожь, акация, ель, калина)

    Явлений природы (вьюга, метель, молния, дождь, снег); -действия или состояния (рисование, переписка, варки, сообщение)

    Абстрактных понятий (доброта, успех, достоинство, любовь, щедрость).


    значение предмета. В зависимости от конкретного значения выделяют несколько групп существительных: к о и к р е г и ы е (журнал, сосна, ворона)", в е щ с с т в е и н ы е (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные (детвора, молодежь, студенчество).
    Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение.
    Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения.
    Укажите1, к какой группе (конкретные, іичцест венные, отвлеченные. собирательные) относятся данные1 существительные по п х.те кс и ко-грам мати чес кому значению.
    Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря. повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил. береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
    Прочитайте отрывок из позмы Л. Пушкина. Назовите ее. Определите синтаксическую роль имел существительных в этом стихотворном отрывке.
    Зима! Крестьянин", торжествуя, 11а дровнях обновляет путь: Гдо.лошадка, снег ночуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды"" пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке3 В тулупе, в красном кушаке.4 Вот бегает дворовый мальчик, В салазки-" Жучку® посадив, Себя в копя преобразив.
    Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
    Распределитe существительные по лексико-грамматпческим группам.
    2. Определите слова по способу их происхождения.
    137. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Произведите полный морфологический анализ имен существительных. Я спросила у кукушки. Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву.
    11о пи звука в чаще свежей... Я иду домой,
    И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. Подберите из изучаемых произведений литературы примеры на употребление имен существительных в роли различных членов предложения: подлежащего, сказуемого, второстепенных членов.
    Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите автора и назовите произведение.
    На какие художественные детали, использованные в тексте, вы обратили внимание? Как они характеризуют героев этого текста?
    Посмотрим к какому разряду млек. .питающ. .х при надлеж..т сия особа г..в..рил на следующей день Аркад..ю Базаров, поднимаясь вместе с ним но,тес?ииц.. гостиниц... в которой остановилась Одинцова.1 Чу(?)ствует мой нос что тут что(го) (не. пи)лндно.
    Я тебе удивляюсь! - в.хкликнул Аркадий,- Как? Ты, ты, Базаров, придерж.,ваеш(?)ся- той узкой морал... которую...
    Экой ты чудак! - (не, нн)брежно перебил Базаров.- Разве ты (не, ни)знасшь, что на нашем наречи., и для паше го брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, пи) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему1 выйти за богатого стар..ка - дело (ни, не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ..разумное. Я городским толкам (не, ни)верю; по люблю думат ь как говорит нам образова(н, ни)ый губернатор, что они справедливы.
    Аркадий (ни, не)чего (ни, не)отвечал и п..стучался в дверь номера. Молодой слуга в ливре..1 ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н, нн)ую дурно как все комнаты русских г..стиниц но уставле(н, нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(и. !-ш)ем" платы,. Она казалась еще молож.. при свет.. весе(и, ннкто ео?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлением заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершс(н, нп)о спокойною, (но)вче-рашнему.
    Г, 1 1- Выберите из данного текста по 2-3 слова знаменательных Ifc^J частей речи и произведи І с их морфологи чески й разбор.
    2. К.типам какого рода можно отнести выделенное ЇЇ тексте выражение? Приведите свои примеры.
    Выпишите существительные по группам в зависимости от их лек-сико-грам магического значення: вещественные, конкретные, отвле-ченные, собирательные.
    Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
    Г|Деление па одушевленные и неодушевленные еущест- L_*_J вительные не всегда совпадает с делением всего суще-ствующего в природе на живое и неживое. Так. слова кукла, мертвей, туя, валет, козырь, леший, идол относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, груп-па, молодежь, крестьянство, рота - к неодушевленным.
    Названия небесных светил существительные неодушевленные, но те же слова как названия богов - одушевленные: изучать Юпитер, по почитать Юпитера.
    140. Определите род имен существительных. Назовите слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения в двух вариантах: имея в виду лиц женского и мужского пола.
    Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотро-га, профессор, ледп, Баку, Капрп, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, лично, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз..
    Г]"! Большинство несклоняемых сущеетвителЫ1 ых - слова L-LJ среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню). К мужскому роду относятся сло-ва, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферан-сье), к женскому женского пола (мисс, леди). Род иноязыч-ных географических наименований определяется но родово-му понятию или по опорному слову словосокращеиий: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню ¦- улица, коль-раби - сорт капусты.
    Род сложносокращенных слов определяется но роду ведущего слова: И ТА - информационно-телевизионное агент-ство.
    74
    Из данных слов выпишите существительные, которые име-ют- форму: а) только множественного числа: б) только единственно-го числа.
    Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительст-во. влажность, смех, белье, мечта, счастье.
    Учитесь различать окончания -с, -и v существительных разных склонений.
    Окончание -и пишется:
    в I склонении род. надежа: из песни;
    в III склонении род., дат. и предл. падежей: от зави-сти, в жизни;
    в существительных предл. падежа ед. ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
    в существительных на -мя в дат. и предл. падежах: к пламени, о пламени.
    Окончание -е пишется:
    j 1) в I склонении дат. и предл. надежей (кроме сущ. на j лля): к избушке, о галерее:
    j 2) во II склонении предл. падежа (кроме сущ. на -ий, -we): j в доме, о море.
    Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
    На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., название интересной книг.., в большом здани.. консервато-ри.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., ра..сказ..вал о ра..ведк... новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., нодош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц., книг.., на нижи., ветк.. зеленой ел.., на нижней вегв,., унала с ветк.., участвовал в соревн..вани.., в чемпионат... был в школ... в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в купишь.., в питан и.., думал об интересном мест.., забыл о груст.., о не- нри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в объединены.., весь в поз..лот.., па родной сторон к... находился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан... о сво-ей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост... был в Румыни.., любовь к Родин.. .
    75
    f 11 Для проверки написания окончаний существительных L^J подбирайте слова такого же склонения, но с ударением на окончании и подставляйте их па место проверяемого слова. Например: к вышн.. - вишня - земля - к земле - к вишне; в тетрад.. - тетрадь - степь - в степи - в тетради. Существительные мужского и среднего рода имеют одни и те же падежные окончания.
    Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Пользуясь указанным правилом, проверьте написание окончаний.
    1. Слово ист..кающ.. от сер?ца прон..кает в сер?ц.. .
    В умной б..сед., ума набрат..ся в глуп.лг свой раст..рять.
    Доброе молчанье лучше худого ворчань.А 4. На словах хоть высп.хь а на дел., и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.А 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рапа от языка крово-точит.
    Поставьте имена существительные в родительном падеже м и о жес т в с и и о г о числа.
    Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено.
    145*. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
    Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, ноле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
    Назовем некоторые суффиксы имен существительных: значение человека по роду деятельности; орудия действия, приспособления
    от вл е ч ен н ое з н ач е 11 не 3) -ишк(а), -ищ(е),
    -ожж(П).
    уменьшительно-ласкательное значение
    -внок(?), -ушк(а), -чик(а), -еньк(а)
    Наиболее употребительные приставки перечислены в разделе «Словообразование».
    146. Запишите по 2-3 существительных с суффиксами со значением: а) профессии, лица; б) уменьшительно-ласкательным: в) предмета; г) отвлеченным. Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.
    147. Прочитайте стихотворные отрывки из произведений русских поэтов. Назовите их авторов. Выделите суффиксы существительных. Какое значение они придают словам? Что объединяет эти тексты? В текстах ТТ и III найдите сравнения, раскройте их изобразится ьно-вы разительный смысл. I. Девицы, красавицы,
    Душеньки, подруженьки2, Разыграйтесь, девицы; Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песен ку заветну ю, Замани ге м од од і ш К хороводу2 нашему. Как заманим молодца,
    Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной, lie ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать" Игры наши девичьи. П. На святой Руси, нашей матушке,
    Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря па небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. III. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедуш ка.
    У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.
    Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки,
    II дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
    ^ ""Ч 1. Произведите фонетический. словообразовательный и мор-
    фологический анализ выделенных слов.
    2. Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правописание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.
    Общее грамматическое значение прилагательного - LLJ признак предмета.
    Морфологические признаки -- изменение по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным.
    Синтаксические признаки - в предложении может быть определением или сказуемым.
    По значению выделяются три разряда прилагательных: к а ч е с т в е н н ы е, о т и о с и т е л ь н ы е. п р и т я ж а т е л ь н ы е.
    Качественные называют" признак по величине (большой), возрасту (старый), цвету (белый), весу (легкий), внешнему виду (красивый), внутренним качествам (добрый) и т. д.
    Относительные обозначают материал, из которого сделан предмет (стеклянная стена), указывают на признак предмета по отношен ню к месту (московские улицы), ко времени (зимнее у тро), к назначению предмета (спортивная одежда), к действии) (моечная машина).
    Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности к любому человеку или животному (отцова шапка, лисий хвост).
    Их суффиксы: -ии (-ын), -ов (-ев), -иг/ (-и).
    Прилагательное может изменять свое значение. Так, относительное прилагательное медвежья в словосочетании медвежья шуба может статі, качественным медвежья походка, притяжательным - медвежья берлога.
    149*. I. Образуйте ирилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).
    Образец: белка - беличий; беличье дупло, беличья шуба.
    Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
    II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда при-лагательных.
    Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий че-ловек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лана, медвежья шуба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.
    fy ! Качссгвенныс прилагательные имеют- дне формы - полну к» н краткую (старый - стар, красивый - красив).
    Относительные прилагательные имеют только полную форму (зимний, вчерашний).
    Цритяжательные прилагательные в именительном надеже имеют только краткую форму, в остальных падежах обе формы.
    У кратких прилагательных после шипящих на конце слова не пишется ь: хорош, пахуч, горяч.
    Краткие прилагательные не изменяются гю падежам.
    150. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное*, укажите род, число, палеж прилагательных. Назовите прилагательные по их грамматическим разрядам. Напишите сочинение- миниатюру «Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега» (11. Тургенев), используйте все разряды прилагательных.
    Лес шумел...
    В этом лесу всегда стоял шум - ровіт.лі. протяжной, как отг. досок далыг. звона, спокойней и смути..й, как тих..я песня без слов, как (ни, пе)ясп.. воспоминание о прошедшем."4
    В нем всегда стоял шум, потому что это был стар... дремуч.. бор, которого (не, нп)к..садись еще пила и т..пор лес- пика?барышнпка. Высок., столетн,. сосны с краен., могуч., о волам и стояли хмур;., ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен., вершпнамт!. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосной., пго.т, которыми была усыпана почва, пробились ярк.. пап..р..тннки, пышно ра..кинувш..еся"" пр..чудли- B..IO бахромой и стоявшие (не, пи)движимо, (ни, не)шелохну в листом. В сыр., уголках тянулись высок., стеблями зелен., трапы; бел., кашка склонялась отяжелевш..ми головками. как(будто) в тих., истоме. А (в)верху, (без)коица и перерыва, тянул леей., шум, точно смути., вздохи стар., бора.
    Перед суффиксом -к- после согласного (кроме й и ши- LU пящего) появляется беглый гласный о (низкий - низок), в остальных случаях - е (ясный. - ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.
    Форму па -снен образуют- прилагательные с ударным суффиксом -енн(ый) (кроме своевременный - своевременен и блаженный блапсен).
    151. Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте прилагательные но способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех ли прилагательных можно образовать их краткую форму?
    Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный. красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..пой, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.
    152". Прочитайте текст из повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?
    Изложите коротко ту часть из истории города Гдунова, которая связана с Аленой Осиновой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный город», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.
    Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой носа?ская(> жена Алена Оси нова." (По) видимому эта жен?щина представляла собой тин той сла?кой русс к., красавиц., при взгляд.. на которую человек (не, пи)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При средн..м росте, она бы-ла полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате. (не, ни)то бе?тыж... (не, пи)то застенчив.., пухл., вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(и, и и) ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрии Прокофьев, занимался ямщиной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в и лисов..6 поддев к..г> и в поярков.." грешневике6, расцвече(н, нн)ом па- вьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Алеик.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр.. . Частенько и..хаж..вали оии в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуновцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.
    153. Укажите?, откуда взяты эти отрывки. Выпишите из текстов словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных.
    Дайте характеристику кратких прилагательных, укажите их стилистическую и синтаксическую роль в предложении.
    I. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
    П. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива. Своенравна и ревнива.
    III. Как і ом но был он молчалив. Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!
    Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок...
    Написание окончаний прилагательных проверяется с по-
    МОЩЬЮ вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от.этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окон-чание у прилагательного:
    каким? ым (-им)
    (в, о) каком? ом (-ем)
    к а к о г о? -ого (-его)
    У прилагательных в мужском роде в им. и вин. падежах в безударном окончании пишется -ый (-ий).
    154. Проверьте вопросами окончания прилагательных: если вопрос какой? - определяйте род.
    Не тщедушн.. сверч..к за печкой, Не ппчу..ка в ттромокш.лі мгле -
    Я хотел бы прозрачн.. речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв.леть осокой. Распрямится земная стать. Я хотел бы горой высок.. В пограничн.. районе встать. Окружен..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн.. полем К горизонту пр..пасть щекой...
    (С. Остр о в о й.)
    Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки: 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальпым способом: 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.
    гуч При прибавлении приставок не-, без-, де-, анти- к нри- Li-J лагательным у них появляется значение, противополож-ное значению исходного слова, в результате возникают антонимы.
    Прибавлением приставки пре- образуется слово со значением, близким к «очень».
    Выпишите из любого фразеологического словаря не менее 10 фразеологических выражений, содержащих прилагательные. Дайте им полную морфологическую характеристику.
    157*. Выпишите из толкового словаря русского языка (любое издание) словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы.
    Нн пишется в прилагательных:
    LA^ 1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-, клюквенный, искусственный, пенсионный:
    образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-: высоченный, здоровенный;
    образованных от существительных с основой на н + суффмкс -к-: длина + н - длинный, истина +н - истинный;
    образованных от существительных на -мя: время - временной, пламя - пламенный (от косвенного падежа - »/.);
    5) образованных от приставочных глаголов: наношенное пальто, ускоренный темп.