Особенности любовной лирики Маяковского (сочинение). Конспект урока по литературе на тему:"Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского"

Конспект урока литературы. В 11 классе

Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)

Эпиграф к уроку: «Любовь – это сердце всего…» (В. Маяковский)

Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная тема в раннем творчестве В. Маяковского романтизируется, а в послереволюционном преобретает общественное звучание.

Задачи урока:

раскрыть «любовь-громаду» поэта, показать, каким тонким и проникновенным лириком он был, как глубоко умел чувствовать;

подробно проанализировав программное стихотворение В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», выявить взгляды Маяковского на любовную лирику в целом, которая, по мнению поэта, решая морально-этические проблемы большой важности, имеет огромный общественный смысл.

Воспитательная цель: помочь понять ребятам, что в чувствах, даже самых интимных, надо быть высоким и чистым.

Развивающие цели: закрепление навыков анализа поэтического текста, умения читать, перечитывать и осмысливать художественный текст; отработка выразительного чтения лирических произведений; развитие логического, образного и ассоциативного мышления.

Домашнее задание к данному уроку:

1. Прочитать стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное», тексты принести в класс.

2. Подготовиться к анализу стихотворений «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Индивидуальные задания:

1. Выучить наизусть стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

2. Проанализировать стихотворения В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».

3. Выучить наизусть стихотворение В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

План урока.

I .Вступительное слово учителя Объявление темы, постановка целей и задач урока. 3 минуты .

1.. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка! 3 минуты .

2.Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка! . Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы. 4 минуты .

3. Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». 1 минута .

Кострову из Парижа о сущности любви». 5 минут .

4. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы. 15 – 20 минут .

5.Чтение учащимся наизусть стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». 3 минуты .

6. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа. 3 минуты .

7. Заключительное слово учителя по теме урока. 2 минуты 1 минута . Подведение итогов. Выставление оценок. 1 минута .

Домашнее задание. 1 минута .

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей и задач урока.

Доброе утро, ребята.

Мы продолжаем изучение лирики Владимира Маяковского.

Представление о лирике Маяковского будет неполным без характеристики его стихов и поэм о любви. Пожалуй, нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой определённостью, как в постановке и трактовке этой «вечной» темы поэзии.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Любовная лирика В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта».

Мы уже говорили с вами о том, что любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве В. Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике» тема любви звучала в поэме «Человек» и во многих ранних стихотворениях молодого поэта. Маяковский, как мы знаем, всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы. Изображение неразделённой любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где всё – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану. Формула «деньги – любовь – страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила, как вам известно, трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.

Правда, в первые послереволюционные годы Маяковский как будто отходит от темы любви, но затем она снова властно влечёт к себе поэта. В 1922 году он пищет поэму «Люблю», в 1923 году – «Про это», а позднее, в 1926 – 1930 годах, создаёт целый ряд прекрасных лирических стихотворений. Вот об этих-то стихах, перечень которых дан на доске, мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Запишите их названия и дату написания в тетрадь, пожалуйста:

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» (1928).

«Письмо Татьяне Яковлевой» (1928).

«Неоконченное» (1930).

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого поэта из его письма-исповеди: «Любовь – это сердце всего…». Они помогают нам определить цель и задачи сегодняшнего урока. Мы должны выяснить, как эволюционировала (т. е. развивалась) тема любви в творчестве Маяковского, что такое любовь для Маяковского конца 20-ых годов, в чём её сущность, по Маяковскому, сказал ли он своё слово в освещении этой «вечной» темы русской поэзии.

Поиски ответа на эти вопросы мы начнём с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Оодно из самых пронзительных и лучших стихотворений у раннего Маяковского – «Лиличка! Вместо письма». Прочтите его, пожалуйста, наизусть и проанализируйте, опираясь на домашние заготовки.

II . Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка!»

III . Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка!» (опрос по групам). Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы.

1. Что противопоставляет своей любви поэт? (Своей любви поэт поэт противопоставляет образы быка, слона. Они воплощение силы и мощи, независимости. Этим они соотносятся с образом лирического героя.)

2.. В чём своеобразие этих образов?

3.. Какое место в своей жизни поэт отводит любви? (Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование несчастливой любви является свидетельством несовершенства мира и становится одной из основных причин переделки действительности. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделимом единстве с телесным, и поэтому само представление о так называемой любви платонической, бескорыстной у него отсутствует.)

IV . Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Как видим, в раннем творчестве любовная тема В. Маяковским романтизируется. А какое звучание она приобретает в послереволюционное время уже у зрелого Маяковского? Для ответа на этот вопрос обратимся к двум посланиям о любви, написанным поздней осенью 1928 года в Париже, где Маяковский встретил простую русскую девушку Татьяну Яковлеву.

Здесь, в Париже, к Маяковскому, пришло настоящее, большое чувство. Он полюбил девушку, это вдохновило его на стихи о любви, с которой он уже прощался в «Юбилейном». (Помните: «Айда, Маяковский! Маячь на юг! Сердце рифмами вымучь – вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».)

Первым появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Тарас Костров, которому адресовано послание – талантливый, рано умерший журналист, в 1927 – 1928 годах главный редактор газеты «Комсомольская правда».

Чтение стихотворения

VI . Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы.

1. Какова тема стихотворения и где она заявлена?

Тема стихотворения определена в заглавии. Это стихотворение о «сущности любви».

2. В каком аспекте решается эта тема в стихотворении: эстетическом, философском, морально-этическом, нравственном?

В заголовке подчёркнуты и нравственно-философский аспект темы, и отчасти её ироническое восприятие. На протяжении всего стихотворения совсем нешуточные мысли поэта будут соседствовать с шуткой, иронией, часто самоиронией, серьёзное будет облекаться в форму дёгкого юмора. Эта тенденция проявилась с первых же строк:

Простите

меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я

растранжирю.

3. Какой образ поэта намечается в первой же стрфе стихотворения и где он развивается? Что составляет содержание стихотворения?

Намечаемый в первой строфе образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в трёх последних строфах, где поэт, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (её прототипоми является Татьяна Яковлева), вступает с ней в разговор («Я эту красавицу взял и сказал – правильно сказал или неправильно?»). На этом разговор с Тарасом Костровым по существу переходит в разговор с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения.

4. О чём говорит «знаменитый» в своей тране поэт, как он сам представляется, находящийся в расцвете творческих и жизненных сил (ему – «тридцать … с хвостиком»), своей юной собеседнице? Насколько поэт серьёзен?

Начало разговора явно несерьёзное. Поэт, обращаясь к молодой женщине, шутливо признаётся:

Девушкам

поэты любы.

заговариваю зубы –

только

слушать согласись.

5. А какие строки изменяют шутливый тон стихотворения?

Не поймать

меня

на дряни,

на прохожей

паре чувств.

Я ж

навек

любовью ранен –

еле-еле волочусь.

Эти строки резко изменяют тон разговора. От шутки поэт переходит к серьёзному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остаётся и следа. Перед нами человек, объятый чувством любви. «Я ж навек любовью ранен», – признаётся он.

6. Чем измеряется истинная любовь по Маяковскому?

Истинную любовь «не свадьбой мерить», она измеряется несравнимо большим и проверяется всей человеческой жизнью.

Мне

любовь

не свадьбой мерить:

разлюбила –

уплыла.

Мне, товарищ,

в высшей мере

наплевать

на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица,

не двадцать, –

тридцать...

с хвостиком.

7. Так завершается первая часть стихотворения, играющая роль своеобразного вступления к нему. Далее следуют четыре строфы, раскрывающие проблему, которая, судя по заголовку, должна стать главной в стихотворении. Прочтите их и определите, о чём здесь, в основной части стихотворения, идёт речь?

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Здесь речь идёт о понимании Маяковским любовного чувства, т. е. о «сущности любви».

8. Уже первая из четырёх строф направлена на нравственно-философское освещение сущности любви:

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Маяковский отказывается рассматривать любовь только как физиологическое чувство. Для поэта несравненно важнее, «что встаёт за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. Пока этот вопрос только поставлен. Ответ на него дан в следующих строфах. Какой? Прочтите его.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Обуреваемый любовью, герой стихотворения, «силой своей играючи», готов «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

9. А теперь посмотрите следующую строфу и скажите, в чём смысл любви для Маяковского.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюблённым «рай да кущи», а в том,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

10. Но «Письмо товарищу Кострову…» не ограничивается лишь констатацией любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». В нём – и в этом одна из важнейших особенностей произведения – Маяковский идёт дальше, показывая связь любовного чувства с творческим процессом. Маяковский показывает, как происходит трансформация любовного чувства в стихи. Воспроизведению этого процесса посвящена последняя часть стихотворения. Прочтите следующую строфу.

Вы

к Москве

порвали нить.

Годы –

расстояние.

Как бы

вам бы

объяснить

это состояние?

11. Обращаясь к своему собеседнику, поэт хочет объяснить ему «это состояние» – процесс рождения поэтического слова. Как же это происходит? Прочтите.

На земле

огней – до неба...

В синем небе

звезд –

до черта.

Если бы я

поэтом не был,

я б

стал бы

звездочетом.

12. Итак, «любовью раненый» поэт идёт по улицам города, и всё воспринимается им сквозь призму его возбуждённого состояния. А вокруг шумит город. Читаем:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек –

в экстазе.

Сонм видений

и идей

полон

до крышки.

Тут бы

и у медведей

выросли бы крылышки.

Конечно, шутка, самоирония присутствует и здесь (автомобили не наезжают на не соблюдающего правил дорожного движения поэта, ибо понимают: «человек в экстазе» и т. д.), но, как мы уже видели, Маяковский умел и в шутливой форме выражать серьёзные мысли. В душе поэта зреет рождённое любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно – великое слово поэзии. А «докипает» оно – и это особенно характерно для Маяковского – не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, среди городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашёл поэт. Впрочем, об этом лучше всего сказал сам Маяковский. Прочтите эти строки:

И вот

с какой-то

грошовой столовой,

когда

докипело это,

из зева

до звезд

взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его…

13. Примечательно, что Маяковский, как правило, избегавший высоких, «поэтических» слов, оборотов и выражений, здесь, в описании того, как появляется на свет поэтическое слово, обращается как раз к высокой лексике. Назовите эти слова.

«Докипевшее» слово «взвивается» «золоторождённой кометой» «из зева звёзд», хвост слова-кометы «распластан небесам на треть», «оперенье» кометы «блестит», «горит».

14. Если вспомнить, что ещё совсем недавно в этом же стихотворении мы сталкивались с такой сниженной, разговорной лексикой, как «заговариваю зубы», «наплевать на купола», «шутки бросьте-ка», «до чёрта», «стишки пишу» и т. д., то станет ясно, что излюбленный приём Маяковского налицо и в этом стихотворении. Назовите этот приём.

Это приём контраста.

15. Но послание Тарасу Кострову на этом не заканчивается. Сказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Итак, кому?

Поэт утверждает, что «докипевшее» слово нужно для того, –

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

головы

спиливать с плеч

хвостатой

сияющей саблей.

16. Мысль, выраженная в этих строках, необычайно важна для понимания не только разбираемого стихотворения, но и взглядов Маяковского на любовную лирику в целом: рождённые интимнейшим чувством стихи о любви нужны далеко не только «смотрящим на звёзды» влюблённым. Решая морально-этические проблемы большой важности, любовная лирика имеет огромный общественный смысл.

В одном из стихотворений 1927 года, резко критикуя любовную лирику поэта Ивана Молчанова, Маяковский писал:

Вопрос

о личном счастье

не прост.

Когда

на республику

лезут громилы,

Личное счастье –

это

рост

республики нашей

богатства и силы.

В атмосфере идеологической борьбы двух общественных систем любовная поэзия для Маяковского не может оставаться нейтральной. «Или за любовной блажью не видать угрозу вражью?» – спрашивал поэт того же Молчанова.

Так какой же должна быть любовная лирика, по мнению Маяковского? Дал ли он ответ на этот вопрос в своём стихотворении?

В «Письме товарищу Кострову…» Маяковский по существу дал ответ на вопрос о том, какой должна быть любовная лирика. Своим стихотворением он утверждал, что цель поэзии – «подымать, и вести, и влечь» – распространяется и на любовную лирику. И стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». «Хвостатая, сияющая сабля» лирической поэзии призвана «спиливать с плеч» «вражьи головы».

Мысль о единстве личного и общественного в человеке социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала 20-ых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 года. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой», написанном сразу же после «Письма товарищу Кострову…». Помните?

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

17. О чём говорит поэт в финале стихотворения?

В финале «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит» всепоглощающая любовь, заявляет:

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданье,

простаивая.

прислушиваюсь:

любовь загудит –

человеческая,

простая.

18. Так утверждается в стихотворении сущность громады-любви к женщине, к людям, к жизни, к творчеству, к борьбе. Чувства простого, человеческого. Но простота эта лишь кажущаяся, ибо в ней объединились три огромные стихии:

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте...

То же борение страстей отражается и в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой». Давайте прочитаем его.

VIII . Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа.

1. Какие строки в этом стихотворении способны затронуть душу? Почему?

2. Что в этом стихотворении с точки зрения человечности отторгается?

3. Почему непременным условием любви Маяковский считал единство мыслей и позиций, чтоб

в поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть ? А может быть поэт лицемерил?

Это искренняя безоговорочная идея государственной власти. И он сам, того не понимая, становится глашатаем насилия и демагогии. В этом трагедия. Трагедия конформизма и веры, идеалов и большого государственного обмана.

Возможный комментарий учителя:

И здесь с первых же строк выставляется социальный императив любви: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть». И вот она – не вообще любовь, любовь к ней .

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Из этих стихов угадывается: любовь возникла с первого взгляда, поразила поэта в самое сердце. Он даже час этот фиксирует: «Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселённый…» На какой-то момент глухотой ко всему остальному миру, кроме своей избранницы, сопровождается явление любви. И ревность – этот её коварный спутник-искуситель – теперь уже превосходит все сравнения из «Письма товарищу Кострову…», где высшей степенью её проявления, казалась ревность к Копернику. Нынче ей соответствует космический масштаб.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме, –

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Нельзя не почувствовать, как сквозь годы в Маяковском продирается молодой романтик, вот-вот готовый вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви. Но у любви этой есть социальная подоплёка, и от неё никуда не уйдёшь. Возлюбленная уехала из Советской России и не хочет туда возвращаться, ревность связывается с упоминанием «отпрысков дворянских». На этом основании поэт прикрывает её именем родины. («Я не сам, а я ревную за Советскую Россиию».) Значит, всё-таки не остался глухим к остальному миру возлюбленный поэт.

Своя ревность осталась своею, но искренне и сильно звучат строки о том, как там, в Росссии «ста мильонам было плохо», и после них, в конце стихотворения, любовная тема перерастает себя, она как бы перетекает, вплетается в тему личного достоинства, теснейшим образом связанного с достоинством своей страны, родины.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

Так, до Маяковского, никто о любви не писал. Никто не писал и после. Тут всё слишком крупно, слишком нетрадиционно.

IX . Заключительное слово учителя по теме урока.

Итак, выясняя на сегодняшнем уроке, в чем заключается «сущность любви» для Владимира Маяковского, мы пришли к пониманию того, что для поэта любовь и революционное преобразование жизни неразделимы. Особенно ярко это выражено в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Это не просто любовное признание. Всесжигающее пламя «немыслимой любви» к женщине и к революции воплощается здесь в едином образе.

Мы убедились, что в своей поздней лирике Маяковский стирает грани между интимными и гражданскими чувствами поэта.

Слияние личных переживаний лирического героя с беспредельностью мира наиболее точно отразилось в последнем шедевре Маяковского «Неоконченное».

...любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете – и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью;

в такие вот часы встаешь и говоришь

векам, истории и мирозданью

Многое не договорил векам, истории и мирозданью поэт Владимир Маяковский, «…своё, земное, не дожил, на земле своё не долюбил», но главное, думается, успел сказать.

X . Запись выводов в тетрадях учащихся.

«Вечная» тема лирики – любовь – проходит через всё творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним стихотворением «Неоконченное». Но если в раннем творчестве любовная тема романтизируется, то в послереволюционном творчестве приобретает общественное звучание, грани между интимными и гражданскими чувствами поэта стираются.

XI . . Подведение итогов. Выставление оценок.

XII . Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: «Каким представляется лирическому герою позднего Маяковского идеал настоящей любви («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.)? Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?»

2. Выучить наизусть одно из стихотворений, разбиравшихся на уроке: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору)

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.

Боль моя

Огнем обвит,

На несгорающем костре

Немыслимой любви.

В. Маяковский. Человек

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

У каждого человека есть своя звезда - единственная, путеводная. У одних она горит ярко и недолго, у других - тускло и долго. Такая звезда, вероятно, была и у В. Маяковского - поэта-трибуна, «горлана-главаря», «ассенизатора и водовоза», как он сам с вызовом называл себя. Но мы знаем и другого В. Маяковского - поэта-лирика, человека тонкой душевной организации, мечтателя и фантазера:

Грядущие люди!

Весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

С одной стороны, Маяковский - поэт-революционер, ему не до любви, когда в стране идет война. Ведь, как писал Некрасов: «…Еще стыдней в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». С другой стороны, Маяковский любил, и любил искренне, страстно. Если бы это было не так, не вышли бы из-под его пера поэмы «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» и многие другие.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,

В глаза им улыбку протиснул…

Или в другом стихотворении:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

Любовь зарождается в мире грубой прозы (жестяные городские вывески). Как же трудно человеческому чувству пробиться сквозь напластования неэстетичного!

И вот я - озноенный июльский тротуар,

А женщина поцелуи бросает - окурки.

Это - в стихотворении «Любовь». А год спустя в «Облаке в штанах » - нежное, трепетное, очищенное от сора улицы признание:

Имя твое я боюсь забыть,

Как поэт боится забыть

Какое-то

В муках рожденное слово.

Любовь и поэзия. Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией на вершину человеческого духа. А сам человек? Готов ли он к такой высоте чувства? Сильное чувство настоящей любви Маяковский выражает в поэме «Люблю». Его «громада-любовь» не ограничивается узкими рамками личных отношений. Для Маяковского любовь - «это сердце всего». В очень выразительных и волнующих образах поэмы «Про это» Маяковский сумел показать любовь как могучий фактор единения человека с человечеством, его родства со всем миром:

…Чтоб жить

Не в жертву дома дырам.

Чтоб мог

По крайне мере, миром,

Землей, по крайней мере, - мать.

Любовная лирика Маяковского поражает своей необычайно яркой и смелой образностью, неистовой силой чувства. «Громада-любовь, громада-ненависть», переполняющие сердце поэта, рождают грандиозные, немыслимые сравнения и метафоры, мир сугубо личных, интимных переживаний получает прямой выход в жизнь общественную, в сферу, казалось бы, далекую от любовной темы.

И то стекаются в гавани.

И то к вокзалу гонит.

Ну, а меня

И подавней -

Я же люблю! -

Тянет и клонит…

Так передана в поэме «Люблю» сила любовного чувства: «Стихами громя обыденщины жуть». Маяковский в поэме «Про это» мечтает о той поре, когда личное чувство сольется с мировой гармонией, счастье человека - со счастьем человечества.

Чтоб не было любви-служанки

Замужеств,

Постели прокляв,

Встав с лежанки,

Чтоб всей вселенной шла любовь.

Чтоб день,

Который горем старящ,

Не христарадничать, моля.

Чтоб вся

На первый крик:

Товарищ! -

Оборачивалась земля.

Маяковский выступает против профанации высокого чувства любви, против получивших распространение среди некоторой части молодежи вульгарных представлений, борется за «чистоплотность наших отношений и любовных дел». В поэме «Про это» Маяковский предвидел полное решение моральных и бытовых проблем только в ХХХ веке. А уже через год он заявлял: «Я буду писать и про то, и про это, но нынче не время любовных ляс». Поэт убедился в том, что решение вопроса о личных отношениях нельзя откладывать на века. Необходимо сейчас дать ему объяснение, раскрыть для современников сущность любви (ведь она у нас «пограндиознее «онегинской любви»). Именно этому вопросу и посвящено «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Это одно из стихотворений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Оно представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь («заговариваю зубы», «шутки бросьте-ка», «наплевать на купола») - с возвышенным поэтическим образом («из зева до звезд взвивается слово»), бытовая зарисовка «в формах жизни» - с подчеркнутой гиперболой. Обывательским взглядам на любовь Маяковский противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:

Это с простынь,

Бессонницей рваных,

Срываться,

Ревнуя к Копернику,

А не мужа Марьи Иванны,

Соперником.

Размышления о «сущности любви» перерастают в размышления о вдохновении и творчестве; переживания влюбленного сравниваются с творческим экстазом. Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает с ним, дает новую энергию для деятельности. «Письмо… о сущности любви» переросло в философский разговор о человеческой жизни, о любви и мечтах, о вдохновенном труде и суровой борьбе. Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не имеющим ничего общего с настоящей любовью:

Не поймать

На дряни,

На прохожей

Паре чувств.

Любовью ранен -

Еле-еле волочусь.

Для поэта неприемлема также и обывательски-благонамеренная любовь, одобренная мещанской, религиозной моралью:

Не свадьбой мерить:

Разлюбила -

Мне, товарищ,

В высшей мере

Наплевать

На купола.

Маяковский не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной и волнующей она ни была. И только после троекратного отрицания узкого, ограниченного представления о любовных отношениях Маяковский высказывает свое суждение «о сущности любви». Любовь, по мнению поэта, - это настоящее пробуждение творческой энергии, прилив свежих сил, желание трудиться и совершать великие дела:

Не рай да кущи,

Гудит про то,

Что опять

В работу пущен

Выстывший мотор.

От любви «разворачиваются и стихи, и дела», утверждал Маяковский. В «Письме…о сущности любви» оригинально передано состояние любовного и творческого экстаза:

Подымает площадь шум

Экипажи движутся,

Стишки пишу

В записную книжицу.

По улице,

А не свалят наземь.

Понимают

Человек -

В экстазе.

Под воздействием любви у поэта обостряется восприятие окружающего мира. Его привлекают и земные огни, и небесные светила. Душу наполняет «сонм видений и идей», «ураган, огонь, вода подступают в ропоте». И «когда докипело это», тогда рождается настоящее поэтическое слово. Таким образом, любовь, труд и поэтическое творчество выступают в этом стихотворении в неразрывном единстве.

У Маяковского стихи рождаются на многолюдной площади, среди движущихся экипажей и машин, «с какой-то грошовой столовой ». И поэтическое слово, рожденное в творческих муках, возникшее из кипенья бурных страстей, не будет оставаться в тесных рамках «он» и «она». Слово о любви должно быть таким же значительным и весомым, как и всякая подлинная поэзия:

С какой-то

Грошовой столовой,

Докипело это,

До звезд

Взвивается слово

Золоторожденной кометой.

Этим гиперболическим полуфантастическим образом Маяковский хочет подчеркнуть могучую силу и масштабность настоящей любовной лирики, обращенной к «векам, истории и мирозданью». Настоящая любовь не отгораживает человека от окружающего мира, а только теснее сближает с ним. Охваченный высокими чувствами, поэт переживает такой душевный подъем, когда возникает необходимость творить, разговаривать со всей вселенной.

Ты посмотри, какая в мире тишь.

Ночь обложила небо звездной данью,

В такие вот часы встаешь и говоришь

Векам, истории и мирозданью.

Сердце поэта вмещает весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы. А поэтому и говорить о них нужно такими значительными словами, которые сохранили бы свою силу на многие века.

Урок в 11 классе. Тема: «Любовная лирика В.В.Маяковского».

Цели и задачи :

  1. дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
  2. закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
  3. заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

Оформление доски:

  1. тема урока
  2. эпиграф урока:

Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны,
Считая
своим соперником…
(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.

Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.

Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.

  1. Поэма “Облако в штанах”,
  2. “Флейта – позвоночник”,
  3. “Люблю”,
  4. “Про это”,
  5. Стихотворения: “Юбилейное”,
  6. “Любовь”,
  7. “Лиличка”,
  8. “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
  9. “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Эпиграф.

Обратите внимание на записанный на доске эпиграф. Мне бы хотелось, чтобы вы его прочитали. В конце урока опираясь на изученные стихотворения и эпиграф, вы должны будете постараться ответить на вопрос – какая же любовь царит в душе Маяковского-поэта.

Биографический комментарий.

Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминал: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям).

Сообщение учащихся “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”.

Я хочу предостеречь вас от слишком буквального отождествления реально существующих людей и героев лирики поэта, ведь искусство всегда стремится конкретно-единичный случай осмыслить как общезначимый.

Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё -
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ:

- Объясните неологизмы Маяковского, которые встретились в тексте. Возможно ли их понять? Как создает свои неологизмы поэт? (Объясняют. Понять можно, т.к. создаются при помощи известных словообразовательных средств: опожаренном (обожженном), выреветь (выплакать, высказать) и др.)

Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.

Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?

Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…

Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?

Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?

Любовь

  1. Забота о любимом
  2. Порядочность
  3. Нежное отношение
  4. Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
  5. “Отдавание” себя
  6. Ты – моя собственность дарение
  7. Я тебя хочу
  8. Сделка (я люблю тебя за…)
  9. Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
  10. Желание сделать любимого лучше, чем он есть
  11. Не ожидать ничего взамен

Скажите, а такую любовь вы встречали в жизни?

А что преобладает в жизни?

(Учитель записывает на доске “нижнюю ступень”)

(т.е. низший и высший уровень)

Риторический вопрос:

На каком уровне находитесь вы?

Каждый сам для себя отвечает на этот вопрос.

1-я ступень – это легко, это “как все”, это ревность и т.д. И, в конечном счете, когда жизнь проходит, понимаешь, что ты не был счастлив.

2-я ступень – это сложно, это “ не как большинство”. Но именно это заставляет человека почувствовать себя счастливым. (Это мое личное мнение)

Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)

Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
- правильно сказал
или неправильно?-
Я, товарищ,-
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы -
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила -
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,-
тридцать...
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить -
это с простынь,
бессонницей
рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Вы
к Москве
порвали нить.
Годы -
расстояние.
Как бы
вам бы
объяснить
это состояние?
На земле
огней - до неба...
В синем небе
звезд -
до черта.
Если бы я
поэтом не был,
я б
стал бы
звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек -
в экстазе.
Сонм видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
хвост
небесам на треть,
блестит
и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
на звезды смотреть
из ихней
беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
головы
спиливать с плеч
хвостатой
сияющей саблей.
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданье,
простаивая.
прислушиваюсь:
любовь загудит -
человеческая,
простая.
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте...

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

Что значит для поэта любовь?

(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.

Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.

“Письмо Татьяне Яковлевой”.

Если предыдущее стихотворение приобретает общественный характер (потому что адресовано официальному лицу), то это произведение изначально не предназначалось Маяковским для печати. Тема предстаёт с иной, драматической стороне.

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав -
тубо -
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы...
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты -
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны -
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.

– Докажите текстом, что признание в любви соединяется с размышлениями о жизни.

Именно эта двуплановость определяет композиционную структуру стихотворения.

Подведение итогов. Выводы.

– Обращение к эпиграфу урока и ответ на заданный в начале урока вопрос.

  1. Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.
  2. Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.
  3. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.

Д.З. Письменная работа.

“Что в личности, жизни и творчестве Маяковского меня привлекло?”


Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО

30.03.2013 16743 0

Урок 44
Своеобразие любовной лирики Маяковского

Цели : отметить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова – судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под

знакомым.

В. Маяковский

I. Вступительное слово.

Учитель . В своих воспоминаниях художник Юрий Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперед. <...> К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные колкие вспышки глаз...» И тут же художник приводит слова режиссера Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».

Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви. Среди произведений этой темы («Люблю!», «Про это» и других ) особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени, отличаются высокой степенью автобиографичности.

II. Работа с текстами стихотворений.

1. Подготовленные ученики представляют материал (он был роздан предварительно на карточках).

А) Известно, что место написания стихотворений – Париж.

Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой , недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.

Б) Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову...») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.

В) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «...ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (...боюсь только, не осталось бы и это мечтанием)... Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни. Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки...» – «Письмо товарищу Кострову»).

Г) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то странная...» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной Яковлевой. С именем первой связаны образы наиболее эмоционально насыщенные, лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные. С именем второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие действие к Парижу. Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными , неизвестными читателю и непосредственно из текста стихотворения никак не выводимыми. Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.

2. Выразительное чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову...».

– Какие художественные средства использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

– Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви как таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в том...», «Любить – это значит...», «Любовь – это простынь...», «Нам любовь не рай да кущи...»

Учитель . По воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский неоднократно читал это стихотворение слушателям как в узком кругу знакомых, так и в более широких аудиториях. Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся, сокращался и дополнялся. При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.

Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую часть дилогии.

3. Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Работа с текстом .

А) Учитель . Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа... Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви...» ...Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай...»

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «...я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю... Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. ...Стихи его покоряют даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех... Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

Б) Частичный анализ текста .

Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание):

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови,

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

– Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну Яковлеву «остро вспомнить Россию»?

Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом ЛЮБОВЬ, Маяковский утверждает:

В поцелуе рук ли,

В дрожи тела

Близких мне

Моих республик

Пламенеть.

Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:

За Советскую Россию.

Вы и нам

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

III. Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем ее нетрадиционность у Маяковского?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть и проанализировать (письменно) одно из стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?», «Послушайте».