Чем утеплить каркасный гараж изнутри. Утепление гаража изнутри своими руками. Утепление стен пенопластом снаружи: инструкция и фотогалерея

Самостоятельное утепление гаража изнутри дает возможность за приемлемую стоимость обеспечить оптимальные условия для круглогодичного хранения автомобиля.

Чтобы ваша машина чувствовала себя в зимний период в гараже комфортно, требуется создать для нее специальные условия. В холодное время года температура в автодомике должна находиться на уровне около +5°. Не нужно натапливать гараж до более высоких показателей, так как есть риск того, что транспортное средство покроется «испариной» при поступлении с улицы морозного воздуха, что может вызвать ржавление различных частей автомобиля.

Кроме того, следует позаботиться о достаточном поступлении в дом для машины свежих воздушных потоков. За один час транспортное средство должно обдуваться примерно 180 кубическими метрами воздуха. Эти два требования нужно учитывать, решив выполнить своими руками утепление металлического или любого другого автодомика.

В настоящее время теплоизоляция гаража может производиться разными материалами, которые характеризуется собственными показателями теплопроводности. Это также следует принимать во внимание. Далее мы приводим величины (в Вт/м*К) теплопроводности популярных материалов, с помощью которых выполняют утепление своими руками:

  • 0,038 – минеральная вата и пенополистирол (пенопласт);
  • 0,043 – стекловата;
  • 0,171 – керамзит;
  • 0,28 – пенобетон;
  • 0,52 – керамический кирпич;
  • 0,64 – шлакоблок.

Материалы для теплоизоляции гаража

Максимальной теплопроводностью (0,9) характеризуется силикатный кирпич.

Чем меньше теплопроводность материала, тем более высокими характеристиками теплоизоляции он обладает. Это значит, что утепление гаража изнутри разумнее производить пенополистиролом, нежели кирпичами либо шлакоблоком.

Также немалое значение имеет и тепловая инерция. Под этим понятием подразумевают скорость увеличения температуры на поверхности того или иного утеплителя. Простыми словами можно сказать, что стена будет нагреваться тем дольше, чем выше у материала показатель тепловой инерции.

Если вы планируете своими руками утеплить постройку, где зимой хранится ваше авто, специалисты советуют придерживаться общего правила. Оно гласит: изнутри стены защищают от холода так, чтобы тепловая инерция материалов увеличивалась (снаружи внутрь), а теплопроводность – уменьшалась. Достаточно соблюдать этот принцип, и тогда ваш гараж станет надежным пристанищем для транспортного средства.

Утепление своими руками автолюбители обычно осуществляют при помощи минераловатных, полимерных и стекловолокнистых изделий. Они сравнительно просты в монтаже, располагают хорошими эксплуатационными показателями и имеют доступную стоимость, что позволяет сделать теплоизоляцию гаража дешево и с гарантией качества.

Очень давно используется минеральная вата. Она доказала свою эффективность в вопросах теплоизоляции автодомиков. Но в последнее время ее применяют все реже. Причин здесь несколько:

  1. Относительно высокая стоимость материала.
  2. Повышенная чувствительность минваты к влиянию влаги (требуется в обязательном порядке сделать гидроизоляцию, а это, как вы понимаете, увеличивает затраты на утепление гаража).

Минеральная вата

Дешевле стоит стекловата. Но «минусов» у этого материала еще больше. Он причисляется к группе огнеопасных изделий, а также боится высокой влажности. Поэтому желающих использовать стекловату находится мало.

Наиболее востребованным утепляющим материалом в наши дни принято считать пенопласт. Недостатки у него почти полностью отсутствуют. Он не пропускает влагу и характеризуется замечательными теплоизоляционными показателями, не гниет, на его поверхности никогда не появляется грибок. По цене пенопласт более чем «демократичен». А смонтировать его своими руками изнутри автодомика сможет любой автолюбитель.

Минусом пенопласта можно считать лишь его горючесть. Но и эта проблема нынче отошла на второй план. Современные производители изготавливают пенопласт, который на заводе обрабатывается антипиреном. Это вещество тушит материал сразу же после его возгорания.

Рассмотрим, как выполнить защиту стенок гаража от холода при помощи пенопласта. Сделать это легко:

  1. Изготавливаем обрешетку из деревянных досок размерами 3х3 или 2х2 см. Их следует смонтировать по периметру стены, выдерживая шаг не менее 0,8 м.
  2. Приклеиваем пенопласт к сделанной обрешетке (это будет первый слой утеплителя на стены).
  3. Монтируем еще один слой теплоизолятора. Причем второй слой крепят так, чтобы стыковочные швы слоев не совпадали (то есть в шахматном порядке). Доказано, что такая схема обеспечивает максимальную защиту гаража и машины от холодного воздуха.

Вы утеплили стены автодомика изнутри, потратив минимум времени и средств. Декорировать их также можно недорогим материалом – обычной вагонкой или фанерными листами.

Декорирование гаражных стен вагонкой

Защитив стены от холодного воздуха, можем переходить к теплоизоляции ворот гаража. На металлический или любой иной автодом обычно монтируются сварные конструкции. Такие ворота делают из нетолстой стали (максимум 3 мм), которая не может гарантировать достойного уровня утепления постройки.

Теплоизолировать въезд в гараж своими руками совсем несложно. Процедура выполняется примерно так же, как и изоляция стенок – при помощи пенопласта. Его необходимо приклеивать максимально качественно и плотно – нельзя допустить появления воздушной прослойки (используйте тот же клеящий состав, который вы применяли, утепляя стены гаража).

Теперь нам требуется сделать каркас из древесины (на него впоследствии мы смонтируем обшивку гаража). Изготавливается такой скелет из деревянных брусков 6х6 см. Обязательно применяйте строительный уровень при выполнении этой работы. На каркас мы установим доски небольшой толщины и закроем этой конструкцией ворота. Их можно будет покрасить обычной «водоэмульсионкой» либо придумать другой вариант декорирования.

Если вы смогли утеплить своими руками ворота и стены, затруднений с теплоизоляцией потолка изнутри у вас возникнуть не должно. Здесь важно знать несколько нюансов.

Крыша и потолок в гараже являются одной и той же конструкцией. Если ваш автодомик сделан из пеноблоков либо кирпичей, его крыша выполняется обычно из плиты перекрытия (железобетонной). У металлического гаража потолок делается в виде «скелета» из стальных уголков, на которые прикреплены железные листы. А вот в каркасных домах для авто потолок сделан на балках из древесины.

Потолок автодомика на балках из древесины

Утеплить все эти виды потолочных конструкций можно двумя методами:

  1. Создать фальш-потолок и наполнить пространство между ним и базовой крышей теплоизолирующим материалом.
  2. Прикрепить утеплитель прямо к потолку по методике, рекомендованной для конкретного изолирующего материала.

Если вы хотите использовать пенопласт, приклейте его жидкими гвоздями к крыше металлического или деревянного гаража, смонтируйте направляющие и накройте слой теплоизоляции любым легким материалом. Лучше всего для этих целей подойдет фанера. К направляющим ее крепят .

Когда требуется утеплить своими руками потолок из плит перекрытия, скелет монтируется на уголки из металла. Клеящие составы тут не помогут. Обратите внимание – вам нужно будет зафиксировать уголки на шурупы, которые предварительно помещаются в дюбеля из пластика.

Чаще всего полы в боксах для хранения машин делаются из бетона. Теплоизолируются они перед заливкой бетонной смеси. Порядок выполнения работ таков:

  1. Утрамбовываете земляное покрытие.
  2. Делаете подушку из песка (достаточной является толщина около 10 см) и трамбуете ее.
  3. Заливаете 10-сантиметровый слой бетонной стяжки и просушиваете его.
  4. Насыпаете на стяжку речной мелкий песок либо керамзит, смешанные с цементом и водой. Керамзит или песок как раз и выполняют функцию утепляющего материала.
  5. Просушиваете сделанный теплоизолирующий слой на протяжении недели, а затем заливаете финишный бетонный пол.

Теплоизоляция полов перед заливкой бетонной смеси

Нам остается только добавить, что напольное покрытие из бетона с утеплителем можно эксплуатировать через месяц после выполнения всех описанных процедур. Именно тогда оно станет по-настоящему прочным.

Сохранение тепла - обязательное условие для любого помещения, которое будет эксплуатироваться в зимнее время года. Это особенно актуально для гаражных строений, которые открыты «всем ветрам» и, в большинстве своём, не приспособлены для установки центрального отопления. Адаптация гаража к зимним условиям осуществляется посредством внутреннего или наружного утепления стен, которое позволяет сохранить внутри помещения плюсовую температуру даже в сильные морозы.

Где утеплить: внутри или снаружи?

Чтобы сохранить тепло внутри гаража, необходимо создать экран из утеплительного материала, который не будет пропускать холод извне и сохранит внутреннее тепло. Теплоизоляционный слой может быть расположен как снаружи здания, так и внутри - принцип сохранения тепла в обоих случаях одинаковый, однако, каждый из вариантов имеет свои нюансы, которые следует учитывать. Наружная теплоизоляция является более эффективной, так как не даёт холоду добраться до стен и не затрагивает внутреннюю часть гаража. Но при этом этот способ утепления более дорогостоящий и трудоёмкий - создание маскирующего фасада, который будет скрывать утеплитель, обойдётся недешево.

Внутреннее утепление уменьшает внутреннюю площадь гаража на толщину утеплительного материала, но при этом обходится в несколько раз дешевле и не требует особых навыков для самостоятельного монтажа. Если вашей основной целью является непосредственно подготовка гаража к холодам и вы не планируете крупномасштабных строительных работ, то этот способ утепления будет оптимальным решением.

Выбор материала

В качестве утеплителя может применяться практически любой материал с пористой или волокнистой структурой - минеральная вата, пенопласт, пенополистирол, органический утеплитель и т.д. В целом, для утепления гаража уместно применение любого из вышеперечисленных наименований, если руководствоваться принципом «хуже не станет». Однако, если у вас есть возможность выбора, то лучше ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками различных видов утеплителя, чтобы выбрать наиболее подходящее для конкретной ситуации наименование.

Пенопласт - универсальный утеплитель для гаража

  • Пенопласт. Пенопластовые плиты отличаются низкой стоимостью - это самый дешёвый утеплительный материал на отечественном рынке. Из плюсов этого материала выделяются незначительная масса, влагостойкость и лёгкость обработки. К явным минусам относится высокая пожароопасность и непрочная структура.
  • Пенополистирол. Обладает всеми техническими достоинствами пенопласта, но при этом является менее горючим и более прочным материалом. Цена утеплителя несколько выше пенопластового аналога, но при этом не выходит за допустимые пределы.
  • Минеральная, базальтовая вата. Более совершенный аналог популярной в советском союзе стекловаты. Абсолютно не горючий материал. Критическим минусом минеральной ваты является волокнистая структура, которая поглощает воду как губка - при повышенной влажности утеплитель промокает, теряя теплоизоляционные свойства и способствуя развитию грибка.
  • Органический утеплитель. Аналог минеральной ваты на органической основе (лён, хлопок и т.д.) – экологически чистый материал естественного происхождения. В отличие от минеральной ваты, органический утеплитель горюч.

Минеральная вата популярна, но не надёжна в сырость

Наиболее подходящим материалом для утепления гаража, независимо от материала из которого он изготовлен, является утеплитель на основе пенопласта или пенополистирола, ввиду удобства монтажа, влагостойкости и приемлемой цены. Волокнистые утеплители менее предпочтительны из-за своей структуры, так как в неотапливаемом помещении далеко не всегда удаётся поддерживать оптимальный уровень влажности. Однако это не значит, что использование ватных материалов категорически не рекомендуется - их применение также уместно, хотя и не так предпочтительно.

Важно! Если в гараже присутствует печь, обогреватель или другие источники тепла, то зону их расположения необходимо утеплять посредством минеральной ваты, чтобы предотвратить возгорание и выделение токсинов, вследствие чрезмерного нагревания.

Расчёт материала

Расчёт материала осуществляется посредством вычисления квадратуры утепляемого участка - длина стены умножается на её высоту. Таким образом, вы получите количество квадратных метров, которое необходимо утеплить. Толщина утеплителя прямо пропорциональна его теплоизоляционным данным.

Так как слой теплоизоляция нуждается во внешней оболочке, помимо утеплителя также необходимо приобрести расходный материал для сборки и обшивки каркаса. Для формирования каркаса лучше использовать металлические профили, которые не боятся влаги и достаточно легко монтируются . Расчёт метража несущего профиля осуществляется с учётом того, что расстояние между несущими элементами каркаса не должно превышать 50−60 см. Также необходимо учитывать наличие промежуточных креплений. Метраж направляющих равен периметру помещения, умноженному на 2.

Для обшивки каркаса лучше всего использовать влагостойкий гипсокартон, в состав которого входит влагоотталкивающая пропитка и антигрибковые добавки - недорогой, пожаростойкий и лёгкий в обработке материал. Расчёт необходимого количества листов осуществляется так же, как и в случае с утеплительным материалом.

Важно! Ориентируясь на полученные данные, следует помнить о возможных непредвиденных ситуациях и приобретать материал с небольшим запасом, который в среднем составляет порядка 10−15% от начального количества.

Утепление стен в гараже изнутри

Монтаж каркаса

Монтаж каркаса, необходим для последующей установки декоративной обшивки, которая скроет утеплитель от посторонних глаз. В процессе установки вам понадобятся следующие инструменты:

  • Перфораторная дрель;
  • Шуруповёрт;
  • Ножницы по металлу;
  • Уровень;

Готовый каркас для гипсокартона

Все крепления в стене предварительно бурят перфораторной дрелью, затем в отверстия вставляются дюбель-саморезы, которые закручиваются шуруповёртом. Металлический профиль легко режется ножницами по металлу, практически в любом положении. Каркас в гараже собирается следующим образом:

  • В первую очередь, на потолок и пол монтируются направляющие, в которые будет вставляться несущий профиль. Они должны располагаться параллельно друг другу - сначала монтируется направляющая на потолке, а затем, посредством уровня или отвеса, подгоняется направляющая на полу. Отступ от стены должен позволять разместить утеплитель так, чтобы он не «толкал» обшивку. Между основанием и направляющей обязательно должна располагаться уплотнительная лента, которая поглотит мелкие неровности и создаст более плотное соединение.

Важно! При креплении профиля, необходимо учитывать перепады поверхности - его не должно «повести» от чрезмерно изгиба. Глубокие перепады, особенно если в них забивается дюбель, необходимо сглаживать подставками, а выпирающие части - удалять.

  • Перед установкой несущих профилей на стену монтируются поддерживающие скобы-подвесы, которые придают жёсткость всей конструкции. Скоба представляет собой металлическую пластину с перфорированными краями - середина монтируется к стене, а края загибаются для формирования «П» образной фигуры, в которую будет вставляться несущий профиль. Подвесы располагаются по строго вертикальной линии, которую вымеряют посредством отвеса или уровня. Шаг между вертикальными линиями может составлять 60, 40 или 30 см - чем больше будет шаг, тем слабее будет конструкция.

Важно! При необходимости, вы можете выбрать шаг между направляющими произвольно, в пределах упомянутых значений, однако, в этом случае вам придётся постоянно подгонять листы гипсокартона, так как их стандартная ширина составляет 140 см.

  • По подвесам, в направляющие вставляются несущие профиля. Фиксация в направляющих и подвесах осуществляется посредством шуруповёрта и мелких шурупов по металлу. Общую плоскость подгоняют посредством правила, или по натянутой между крайним профилями леске.
  • Между несущими, с аналогичным шагом, устанавливаются поперечные элементы каркаса, которые изготавливаются из профиля - они необходимы для укрепления конструкции. В качестве соединения-фиксатора можно использовать одноуровневые соединители «краб» либо просто обрезать бока профиля, сформировав язычок, который крепится непосредственно на поверхность несущего профиля.

Крепление профиля к подвесу

Гидроизоляция

Волокнистый утеплитель очень чувствителен к влажности - без гидроизоляции в этом случае не обойтись. Чтобы избежать промокания ваты, необходимо создать герметичный, водонепроницаемый слой между стеной и утеплителем. Для этой цели используется мембранная плёнка или любой другой гибкий водонепроницаемый материал. После того как каркас будет полностью собран, его обтягивают гидроизоляционным материалом. Не следует натягивать плёнку, она должна лежать свободно, крепление к профилю осуществляется посредством скоб. Главное, создать герметичный барьер для конденсата - нахлест между краями полос должен составлять не менее 10 см. Место соединения проклеивается скотчем.

Задумываясь о необходимости гидроизоляции, не следует забывать, что её основной функцией является защита утеплителя от незначительного количества влаги, которая может просочиться снаружи. Она является страховкой от непредвиденных ситуаций, а не панацеей - если в гараже наблюдается повышенная влажность со стороны стен, необходимо проведение комплексных работ по наружной гидроизоляции. Внутренняя гидроизоляция в этом случае будет временным и недолговечным решением проблемы.

Установка утеплителя

Утепление стен пенопластом

Перед тем как приступать к утеплению, стены необходимо очистить от сильно выступающих элементов: арматур, металлического крепежа и т.д. Если в стене имеются сквозные щели, то их необходимо замазать бетонным или штукатурным раствором (песок 1:2 цемент исходя из массы компонентов), чтобы удалить сквозняки.

Процесс монтажа утеплителя во многом зависит от структуры материала - пенопласт и пенополистирол с блочным форм-фактором могут монтироваться посредством клея, в то время как минеральная вата фиксируется только при помощи дюбель-саморезов. Утепление стен пенопластом или пенополистиролом осуществляется в следующем порядке:

  • Стены очищаются от пыли и грунтуются специальным составом, для улучшения адгезии (степени «прилипаемости»). После того как грунтовка полностью высохнет, можно приступать непосредственно к монтажу утеплителя.
  • Утеплитель монтируется снизу вверх, листы необходимо вырезать точно под проём между несущими профилями. Клеевой состав наносится на поверхность утеплителя посредством калибровочного шпателя, после чего блок прижимается к стене. Так как материал очень лёгкий, нет необходимости дополнительно прижимать или фиксировать блок до момента полной полимеризации клея.
  • После того как клей схватится, блоки можно дополнительно зафиксировать посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками либо болтами, если гараж собран из листового железа.

Монтаж минеральной ваты или её разновидностей осуществляется посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками, которые фиксируют блок в пяти местах - по углам и в центре. Процесс утепления осуществляется следующим образом:

  • Перед монтажом, в нижней части стены, необходимо установить профиль или рейку, чтобы вата не касалась пола и не впитывала влагу.
  • Утеплитель нарезается так, чтобы ширина полос превышала ширину проёма между несущими профилями на 1 − 2 см.
  • Маты забиваются в проёмы между профилями, не должно оставаться щелей или пустот. Утеплитель фиксируется дюбель-саморезами с пластиковыми шляпками или болтами, если гараж из листового железа.

В этом случае подразумевается конструкция, в которой профиль плотно или очень близко прижат к стене. Если расстояние между профилем и стеной достаточно большое, то формируется цельное теплоизоляционное покрытие, в котором вырезаются выемки для крепежа каркаса.

Обшивка готового каркаса гипсокартоном

Крепление листов гипсокартона осуществляется посредством саморезов длиною 25 мм. Листы должны располагаться таким образом, чтобы край приходился точно на середину несущего профиля . Расстояние между саморезами не должно превышать 20 см, при этом шляпки необходимо топить в поверхность примерно на 1 мм. В первую очередь монтируются целые листы, затем вставки. Резка гипсокартона осуществляется при помощи канцелярского ножа - лист глубоко обрезается с одной стороны, а затем просто ломается в противоположную от среза сторону.

Видео по теме

Утепление ворот своими руками

Утепление ворот пенопластом

Железные ворота гаража впускают не только ваш автомобиль, но и холод снаружи - металл мгновенно промерзает и никак не защищает от мороза. Для утепления ворот с внутренней стороны необходимо собрать каркас для обшивки. В качестве материала удобнее всего использовать дерево - из бруса собирается рамка, усиленная промежуточными вставками. Брус крепится к воротам посредством саморезов по металлу.

Сборка деревянного каркаса

Листы утеплителя желательно приклеивать к поверхности ворот, чтобы избежать появления конденсата на поверхности металла. В связи с данным обстоятельством, использование пенопласта или пенополистирола является более предпочтительным. После монтажа утеплителя, каркас обшивается фанерой, жестью и т.д. В том случае, если профиль ворот подразумевает наличие внутренней полости, достаточной для монтажа утеплителя, то можно обойтись без установки каркаса. Так как листовой утеплитель обладает незначительным весом, при желании, можно просто приклеить листы к воротам без сборки каркаса и обшивки. В этом случае, придётся быть более аккуратным при эксплуатации ворот, так как незащищенную теплоизоляцию будет достаточно легко повредить неосторожным действием.

Очередь потолка

Укладка утеплителя на потолок гаража

Неутепленный потолок является самой большой брешью в теплоизоляции помещения. В отличие от стен, потолок целесообразней утеплять со стороны чердака - утепление будет более эффективным и нет необходимости формировать декоративную обшивку, которая «съедает» полезное пространство и финансы. В качестве утеплителя лучше применять пенопласт или пенополистирол, хотя минеральная вата в этом случае также будет вполне уместна.

Наружное утепление гаража не отличается особой сложностью – на поверхность чердака стелится гидроизоляция и листы утеплителя просто укладываются без щелей и пустот. Толщина утеплительного материала должна быть не менее 10 см. В этом случае важно создать плотный теплоизоляционный слой, без так называемых мостиков холода – для заполнения швов или труднодоступных мест применяется монтажная пена.

Пол

Керамзит для утепления пола в гараже

Если пол сформирован из монолитного бетона, он также усиленно «высасывает» тепло из помещения. Единственным рациональным решением, в этом случае, является засыпка теплоизоляционного материала (керамзита) и формирования новой бетонной стяжки. Альтернативные методы утепления в этом случае неуместны, так как покрытие должно выдержать вес автомобиля. В идеале, теплоизоляция пола должна осуществляться в момент возведения здания, так как в любом другом случае придётся либо ломать старое покрытие, либо формировать теплоизоляцию поверх него, что подразумевает подъем пола на 15 - 20 см.

Если гараж уже построен, то придётся исходить из уже имеющихся обстоятельств - оптимальным вариантом будет полностью разбить бетонную стяжку, чтобы освободить достаточно места для утеплительной засыпки. Однако, если высота помещения позволяет поднять пол на 15 см и более, то можно обойтись без демонтажа старого покрытия. Керамзит, по возможности, лучше приобретать неоднородной (мелкий и средний) или средней фракции, чтобы уменьшить вероятность образования пустот . Для формирования стяжки вам понадобится цемент и песок. Порядок работ выглядит следующим образом:

  • Подготавливается площадка под засыпку утеплителя. Слой утеплителя должен иметь не менее 10 см в толщину, оптимально − порядка 20−30 см. Также следует учитывать слой бетонной стяжки, которая формируется толщиной не менее 5 см. Площадка должна быть максимально ровной, чтобы засыпка была равномерной.
  • На грунт или старое покрытие застилается слой гидроизоляции, чтобы гранулы керамзита не впитывали влагу. Для этой цели можно использовать различные материалы: от рубероида до плотной полиэтиленовой плёнки.
  • На гидроизоляцию ровным слоем засыпается утеплитель. Чтобы равномерно распределить керамзит, поверхность выравнивается правилом или длинным уровнем.
  • Чтобы укрепить гранулы утеплителя, применяется заливка цементным раствором - цемент размешивается с водой до однородной субстанции, которая не должна быть слишком жидкой или густой. Полученной смесью заливается верхний слой керамзита так, чтобы цемент проник в пустоты между гранулами.
  • После того как цементная смесь полностью высохнет, заливается бетонная стяжка. Бетонный раствор состоит из цемента и песка, в соотношении 60/40 исходя из массы компонентов. При изготовлении бетонного раствора легче всего ориентироваться на цвет смеси, который должен иметь явный цементный оттенок. Для выравнивания залитой площади используется правило. Поверхность стяжки заглаживается шпателем или малкой.

Важно! В этом случае подразумевается портландцемент М400 - чем ниже марка, тем больше потребуется цемента и наоборот. Но при этом не стоит забывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае неуместен, так как избыток цемента нарушит структуру стяжки.

Выравнивание керамзита правилом

Так как площадь гаража в основном не отличается большими размерами, формирование стяжки вполне допустимо осуществлять «на глаз». Но если вы хотите получить идеально ровную поверхность, то необходимо установить маяки. В качестве маяков можно использовать профиль, трубы и любой другой материал с ровной кромкой. Маяки устанавливаются посредством уровня, таким образом, создаются метки-ограничители, которые обозначают уровень идеально ровной плоскости.

Установить маяки достаточно просто - по краям помещения, посредством гидроуровня, устанавливаются крайние профили, затем, между ними натягивается леска, которая определяет уровень промежуточных элементов. Главное, жёстко зафиксировать маяки, чтобы при заливке не произошло смещения. Лучше всего для этой цели подходит бетонный раствор с небольшой добавкой алебастра. Маяки нужно фиксировать точечно, а не по всей длине.

Важно! Добавление алебастра в бетонный раствор существенно уменьшает срок его застывания - счёт может идти на десятки секунд. Не следует разводить слишком большое количество, иначе вы физически не успеете его выработать.

Погреб

Если в гараже имеется погреб, то его утепление также является обязательным условием для создания хорошей теплоизоляции помещения. Монтаж утеплителя в этом случае осуществляется так же, как и в случае с основным помещением, с тем отличием, что потолок погреба утепляется изнутри.

Порядок утепления потолка:


Пол в погребе утепляется в соответствии с теми же рекомендациями, что и по утеплению пола в помещении гаража. После окончания работ в погребе сильно поднимется уровень влажности, поэтому необходимо продумать качественную вентиляционную систему.

Утепление гаража позволяет сохранить в помещении плюсовую температуру без центрального отопления. Единственное, о чём следует помнить - не стоит делать помещение полностью герметичным, чтобы не допустить повышения влажности. В гараже обязательно должна присутствовать вентиляция для выведения влаги от растаявшего снега, дождя и других прочего, что принесёт с собой автомобиль во время непогоды.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.

В зимнее время гаражи, построенные без применения дополнительного утеплителя, не прогреваются в достаточной мере. Чтобы с комфортом находиться в помещении и использовать его не только для парковки машины, следует выполнить комплексное утепление гаража. В зависимости от индивидуальных потребностей и технических параметров можно выбрать подходящий вариант утеплителя.

Для поддержания высокой температуры внутри постройки рекомендуется обшить гараж с двух сторон. При желании либо отсутствии возможности допускается утеплить гараж только внутри либо снаружи. Вид подходящего утепления зависит от типа постройки, используемых материалов и требуемой температуры. Обшивать можно кирпичные, бетонные с различными типами крыши, включая каркасную, односкатную и другие.

Внутри

Внутреннее утепление гаража возможно выполнить при любом расположении постройки. Чтобы утеплить стены, необходимо предварительно очистить стену и соорудить из гипсокартона или асбестоволокна дополнительную перегородку, в каркас которой будет вложен теплоизоляционный слой.

Снаружи

Наружная обшивка гаража выполняется только на отдельно построенных сооружениях . В массивах, где внешняя стена сооружения является внутренней для стоящего рядом гаража, данный способ утепления невозможен. Процесс утепления заключается в обшивке наружных стен теплоизоляционным слоем и обеспечении защиты пористой поверхности.

Что утепляют в гараже

Комплексное утепление постройки предполагает обшивку теплоизоляцией стен, пола, потолка и ворот. С учетом типа гаража и собственных требований допускается частичная обшивка.

Стены

Основная масса тепла в постройке теряется из-за тонких стен. Изнутри обшить стены можно несколькими способами. Самый доступный требует выполнения следующих этапов:

  1. Стены очищаются от старых слоев штукатурки и краски. Неровная поверхность обрабатывается цементно-песчаным составом.
  2. После просыхания стены покрываются грунтом либо антисептиком для предотвращения развития сырости и плесени.
  3. На подготовленную поверхность клеятся листы пенопласта или другого материала.
  4. Поверх теплоизоляционного слоя накладывается штукатурная сетка.
  5. Стена покрывается штукатуркой и шпаклевкой.

Более затратный способ предполагает сооружение дополнительных перегородок вдоль каждой стены. Пространство между стенами и перегородками закладывается утеплительным слоем, что минимизирует потери тепла.

Пол

Теплоизоляция пола в гаражной постройке проводится при помощи керамзита либо пенопласта. Функцию покрытия выполняет цементно-песчаная стяжка. Для укладки слоя теплоизоляции осуществляются следующие этапы:

  1. По периметру помещения выкапывается яма глубиной порядка 30 см. Основание выравнивается и ставятся несколько маяков, после чего определяется монтажный горизонт при помощи строительного уровня.
  2. Дно покрывается рубероидом или полиэтиленом. С каждой стороны материал подгибается на 30 см.
  3. Засыпается керамзит либо укладывается пенопласт на полную глубину. Поверхность выравнивается по маякам, после чего они снимаются.
  4. Сверху на теплоизоляционный материал кладется каркас из арматуры и маячковый профиль.
  5. Заливается цементно-песчаная стяжка с дальнего угла. После заливки покрытие выравнивается.

Ворота

Даже при плотном закрытии через ворота уходит значительная часть тепла. Если полностью обшить периметр, но оставить ворота, то температура в помещении останется практически неизменной.

Для утепления створок их внутренняя часть покрывается полиэтиленом, после чего к полотну привинчивается каркас из деревянных брусьев, обработанных антисептическим раствором.

Внутрь каркаса помещается теплоизоляционный материал соответствующей толщины и приклеивается к внутренней стороне ворот при помощи клея. Стыковочные швы перекрываются монтажной пеной. Сверху теплоизоляционный слой обшивается вагонкой либо металлическим листом.

Потолок

По принципу выполнения монтажа утепление потолка не отличается от обработки стен помещения. Материал закрепляется внутри каркаса, сооруженного из металла либо деревянных брусьев. Для дополнительной защиты каркас перекрывается листами гипсокартона, вагонкой или другим отделочным материалом.

Виды утеплителей

На строительном рынке представлено широкое разнообразие утеплительных материалов, которые отличаются толщиной, структурой, гибкостью, способом монтажа и прочими характеристиками. Перед выполнением наружных или внутренних теплоизоляционных работ рекомендуется сопоставить подходящие варианты утеплителей и выбрать оптимальный.

При подборе материала необходимо предусмотреть требуемое количество, чтобы полностью обшить все поверхности. Комплексный подход поможет выбрать материал, обладающий наилучшими изоляционными свойствами.

Минеральная вата

Для внутренней обшивки постройки идеально подходит минеральная вата, которая представляет собой материал рулонного типа с фольгированным покрытием, отражающим тепло. Минвата легко монтируется и не создает нагрузку на перекрытия стен и крыши. Волокна минеральной ваты обеспечивают свободную циркуляцию воздуха сквозь слои утеплителя, что предотвращает развитие плесени.

К прочим достоинствам минваты относятся: низкие показатели теплопроводности, звукоизоляционные свойства, малый вес, удобство монтажа.

Пенопласт

Пенопласт считается универсальным утеплителем, который крепят на любые поверхности внутри гаража. Материал не подвергается воздействию жидкостей, устойчив к изменчивой температуре, не загнивает и не плесневеет с течением времени. При взаимодействии с монтажной пеной либо клеем пенопласт не разрушается из-за отсутствия химической реакции. Недостатками материала являются легкая воспламеняемость и угроза порчи грызунами. Чтобы защитить пенопласт, требуется дополнительно проводить защитную отделку.

Пенополистирол

По способу монтажа пенополистирол имеет ряд сходств с пенопластом. Отличительными характеристиками являются пониженный коэффициент водопоглощения и увеличенная плотность. За счет большой толщины пенополистирол обеспечивает более мощную защиту от заморозков, но стоит дороже прочих материалов.

Пеноизол

Пеноизол является аналогом пенопласта и применяется для нанесения на стены в жидком состоянии. Материал хорошо поглощает жидкость, но не накапливает ее в себе, испаряя в воздух. Пеноизол считается гигроскопичным паропроницаемым утеплителем с классом горения Г-1. Одним из конкурентных достоинств пеноизола является возможность производства непосредственно на месте проведения работ с последующим нанесением на любые поверхности.

Стекловата

В сравнении с минватой стекловата стоит дешевле, но использовать ее можно только при наличии защитных рукавиц. Волокна ваты жесткие и колючие, поэтому пренебрежение техникой безопасности может привести к травме. Если в процессе монтажа на поверхность стекловаты капнет жидкость, то ее придется выбросить, так как не представляется возможным ее просушить. После намокания волокна утрачивают первоначальные характеристики и источают неприятный запах.

Пенополиуретан

Современный материал стремительно получил распространение за счет повышенной стойкости к внешним факторам. Пенополиуретан не утрачивает свои качества при взаимодействии с жидкостью и после просыхания формирует плотное гидрофобное покрытие. Для нанесения материала требуется специализированное оборудование.

Сложности монтажа оправдываются плотным соединением с любой поверхностью и качественной защитой от потери тепла. После монтажа пенополиуретан расширяется, заполняется все пустые промежутки и щели.

Теплая штукатурка

Штукатурка с измененным составом состоит из специализированных наполнителей, включая опилки, частицы пенополистирола и вспученный вермикулит. Совокупность наполнителей придает штукатурке теплоизоляционные свойства. Чтобы получить требуемый результат при отделке помещений, необходимо наносить плотный и тяжелый слой штукатурки. Для упрощения рекомендуется комбинировать теплую штукатурку с иными разновидностями утеплительных материалов.

Теплоизоляционная краска

Для защиты от холодов и придания гаражу декоративного внешнего вида используют жидкие материалы, произведенные из акриловых полимеров . В краску добавляются пигменты натурального происхождения и синтетический каучук.

Один слой краски по теплоизоляционным свойствам заменяет слой минваты толщиной 50 мм. Краска хорошо ложится на деревянные, металлические и пластиковые поверхности. После нанесения краска образует паропроницаемое покрытие и обеспечивает проходимость воздуха, предотвращая переувлажнение внутренней составляющей конструкции.

Поддержание нужной температуры в гараже является залогом длительного срока службы автомобиля и других инструментов, . Чтобы в таких помещениях тепло сохранялось как можно дольше, необходимо правильно их утеплять, как снаружи, так и изнутри. Благо, сегодня утепление гаража изнутри своими руками стало довольно простым делом. Практически каждый автолюбитель сможет это сделать.

В нашей стране большинство гаражей представляют собой металлическую конструкцию, которую очень сложно прогреть. Как бы активно не отапливалось такое помещение, его теплопотери будут максимальными. Для подобных конструкций необходимо проводить утеплительные работы в первую очередь.

Если рассматривать бетонный или кирпичный гараж, то в таких случаях выполнить утепление гаража своими руками будет намного проще, да и результат будет в разы выше.

Неопытному обывателю может показаться, что основной целью проведения теплоизоляционных работ гаражных помещений является повышение температуры до комнатных показателей (в среднем +20). Но такое мнение с уверенностью можно назвать ошибочным. Температура, считающаяся комфортной для человека, не является подходящей для техники и автомобиля. Резкие тепловые перепады, когда машина заезжает с мороза в тепло, вызывают образование конденсата. Появившаяся влага оседает на деталях авто, что является критичным для него. Потому эксперты сделали вывод, что результатом утепления гаража должна стать температура в +5 градусов. Такой показатель считается максимально приближенным к идеальным условиям хранения автомобиля.

Еще одним заблуждением владельцев машин является то, что перед тем, как утеплить гараж изнутри, они заделывают в нем все отверстия и щели, в которые мог бы проникнуть воздух снаружи. На первый взгляд такое решение может показаться правильным, но это только на первый взгляд. На самом деле, в гаражном помещении во время заезда и стоянки авто продуцируется довольно много вредных веществ, которые считаются опасными для человеческого здоровья. Такие же вещества способны выделять и сами материалы, используемые для теплоизоляции гаража. Кроме того, вся влага, попадающая в помещение, может исчезнуть только путем выветривания. Такое положение вещей наталкивает на мысль, что перед тем, как утеплить гараж своими руками, необходимо соорудить в нем достойную вентиляционную систему.

Если рассматривать вопрос: «Как правильно утеплить гараж – снаружи или изнутри?», то правильным будет ответ «Снаружи!». Дело в том, что утепление гаража снаружи имеет ряд преимуществ перед внутренним утеплением:

  • Оно не крадет лишние сантиметры полезной площади;
  • Оно полностью исключает риски промерзания помещения;
  • Оно не чревато влиянием вредных веществ, выделяемых утеплителями в закрытом пространстве.

Все эти доводы говорят в пользу наружного утепления гаражных помещений, но не стоит забывать и о финансовой стороне этого вопроса – утепление стен гаража изнутри обойдется несколько дешевле. Однако, в данной ситуации чрезмерная экономия будет излишней, так как речь идет о человеческом здоровье. Как говорилось выше, прежде чем утеплить гараж изнутри, необходимо сделать вентиляцию. Вторым важным вопросом являются материалы – на них так же не стоит экономить.

Многие задаются вопросом: «Чем утеплить стены в гараже недорого?». Ответ прост: «Утеплить гараж дешево можно, но стоит ли оно того?». Дело в том, что хороший теплоизоляционный материал будет стоить дороже. К тому же выбирая утеплитель для гаража, обязательно нужно обращать внимание на его характеристики, которые должны соответствовать конкретным требованиям. Ведь все гаражные помещения разные и для каждого из них может понадобиться свой вид теплоизоляции.

Вот перечень основных материалов, используемых в нашей стране для утепления гаража:

Этот вид теплоизоляции уже очень давно и эффективно применяется. Минеральная вата позволяет защитить помещение от холода, при этом позволяя ему дышать. Для стен гаража лучше всего использовать базальтовую вату, имеющую самые лучшие звуко- и теплоизоляционные характеристики. Большим недостатком этого утеплительного материала является боязнь влаги. Потому при его использовании необходимо обеспечить хорошую пароизоляцию.

Утеплить стены гаража можно и с помощью этого материала. Его достоинством является невысокая стоимость. Но есть у стекловаты и ряд недостатков. К ним относятся: необходимость максимальной защиты всего тела (особенно рук и лица) во время работы, боязнь ею влаги (намокший материал не пригоден к использованию) и обязательная изоляция.

Сегодня этот материал считается самым популярным при утеплении домов и гаражей. К достоинствам пенопласта относят его относительную дешевизну, простоту использования, устойчивость к влаге, гниению. Но есть у него и свои недостатки – плохая воздухопроницаемость, горючесть и боязнь солнечных лучей. Именно поэтому пенопластом лучше утеплить стены внутри гаража, но использовать для этого необходимо лишь специальный самозатухающийся пенополистирол.

Такой вид утеплителя представляет собой рулон фольги, на одну сторону которой нанесен вспененный пенополиуретан. Огромным достоинством отражающего утеплителя является его толщина, которая позволяет экономить пространство внутри помещения. Однако, большие надежды на этот вид утеплителя возлагать не стоит – принцип его действия основан на отражении тепла в его зеркальной поверхности, а при индукции и конвекции в гараже такой принцип не является действенным.

Этот вид утеплителя являет собой штукатурку с различными примесями (зернами пенополистирола, вермикулитами и опилками), придающими ему теплоизоляционный эффект. Однако стоит отметить, что такой вид утеплителя желательно применять лишь в дополнение к другим теплоизоляторам, так как самостоятельное его использование нецелесообразно. Чтобы получить должный эффект, нужно нанести очень толстый слой утепляющей штукатурки.

Такой вид теплоизоляции также основывается на добавлении в состав краски дополнительных веществ, позволяющих задерживать тепло внутри помещения. Теплоизоляционная краска может использоваться для деревянных, металлических и пластиковых поверхностей. Потому такой вид утеплителя является идеальным для деревянного гаража, так как позволит дереву дышать.

Утепление пола

Если в гараже имеется погреб или подвал, то в данной ситуации утепление пола будет излишним. Если таковых помещений нет, то любое утепление нужно будет начинать именно с напольного покрытия. Рассмотрим три самых ходовых способа теплоизоляции пола.

Утепление пола керамзитом

  1. Снимаем верхний слой земли на глубину в 45см.
  2. Раскладываем по дну образовавшейся ямы любой гидроизоляционный материал (к примеру, рубероид) таким образом, чтобы он еще на 10см находил на стены.
  3. С помощью цементного или гипсового раствора устанавливаем маячки, которые и будут служить уровнем.
  4. Засыпаем рубероид керамзитом слоем в 25-30см.
  5. Удаляем маячки и засыпаем места их пребывания керамзитом.
  6. Укладываем на керамзит арматурную сетку 10х10см.
  7. Закрепляем новые маячки.
  8. Заливаем пол бетонной стяжкой.
  9. Даем высохнуть и схватиться раствору (не оказываем давления на пол как минимум месяц).

Утепление пола пенополистиролом под стяжку

Такой вид теплоизоляции позволит не снимать верхний слой земли, но при этом он «украдет» у помещения около 20см высоты.

  1. Тщательно очищаем пол от мусора и пыли (желательно с помощью пылесоса).
  2. Покрываем поверхность пола любым гидроизоляционным материалом (рубероид или плотный полиэтилен).
  3. Укладываем на гидроизоляцию пенопласт толщиной минимум в 10см и плотностью С-25. Пенополистироловые плиты должны прилегать друг к другу максимально плотно.
  4. Покрываем пенопласт еще одним слоем гидроизоляции.
  5. Располагаем на ней армирующую сетку.
  6. Делаем бетонную стяжку пола.

Утепление пола пенополистиролом под деревянное покрытие

Такой способ утепления позволяет отобрать у помещения всего лишь 10см его высоты. Для его применения можно использовать пенополистирол любой плотности, а вот доски должны иметь толщину в 5см. Также необходимо запастись брусом 5х5см.

  1. Тщательно очищаем поверхность пола от мусора и пыли.
  2. Сооружаем из бруса лаги, а между ними плотно прокладываем пенопласт. Вплотную со стеной должны находиться именно лаги.
  3. Поверх пенополистирола укладываем гидроизоляционный материал.
  4. Устилаем пол доской.

Важно! Шпунтованная доска не подойдет для подобных целей – ей необходимо очень жесткое крепление.

Утепление стен

Утеплить стены гаража можно несколькими способами – выбор будет зависеть от того материала, из которого возведено здание. Утепление кирпичного гаража или бетонного можно выполнять с помощью минеральной или стекловаты, пенопласта, для металлических конструкций лучше всего подойдет пенополистирол в плитах, пенополиуритан вспененный или теплоизоляционная краска. Учтите, что наверняка вам придется устанавливать .

Утепление стен пенопластом под штукатурку

  1. Очищаем поверхность стены от старых покрытий.
  2. С помощью шпатлевки выравниваем стены.
  3. Грунтуем их.
  4. Прибиваем к стене деревянную планку, которая будет служить уровнем.
  5. Наносим на пенопласт (10см) специальный клей точечно или по всей поверхности.
  6. Прижимаем пенополистироловый лист к стене и дополнительно фиксируем его несколькими дюбелями.
  7. Покрываем зафиксированный пенопласт толстым слоем (25-30мм) клея.
  8. Утапливаем в клее армирующую сетку.
  9. Заштукатуриваем всю поверхность стены.

Утепление стен пенопластом под гипсокартон, вагонку

  1. Создаем на стене обрешетку из бруса или профилей с шагом, равным размерам листа пенопласта.
  2. Фиксируем обрешетку к стене и потолку.
  3. Помещаем в образовавшиеся окна листы пенопласта и фиксируем их с помощью жидких гвоздей.
  4. Все щели заделываем пеной.
  5. Обрешетку снаружи обшиваем гипсокартоном или вагонкой.

Утепление стен минеральной ватой

Данная технология очень схожа с предыдущей – утепляем стены с помощью обрешетки. Единственным отличием является то, что минеральную вату с обеих сторон нужно тщательно обложить гидроизоляционным материалом.

Перед тем, как утеплить стены, желательно также произвести теплоизоляцию ворот гаража. Для начала необходимо вырезать в воротах калитку – такая манипуляция поможет сократить потери тепла при отсутствии необходимости выезда машины. Затем можно утеплить ворота с помощью схемы, использованной при утеплении стен:

Обтягиваем ворота изнутри слоем полиэтилена;
Прибиваем к ним деревянный каркас (каркас желательно обработать олифой или любым другим антисептиком);
Заполняем каркас теплоизоляционным материалом;
Зашиваем пенопласт вагонкой или фанерой (чем-то легким).

Для усиления эффекта теплоизоляции внутри гаража, сразу за воротами, можно повесить полиэтиленовую ленточную штору.

Последним этапом на пути к полной теплоизоляции гаражного помещения является процесс утепления его крыши.

Если крыша гаража выполнена из деревянных досок, то можно утеплитель крепить прямо к ней с помощью гвоздей или дюбелей-«зонтиков».

Если потолок сделан из бетонных перекрытий, то желательно использовать, уже упомянутый выше, деревянный каркас. Каркас желательно крепить к крыше металлическими уголками или саморезами, а пенопласт к нему – скотчем или клеем. Готовую конструкцию необходимо зашить любым видом материала – гипсокартон, вагонка, фанера.

Как видно из статьи, выполнить утепление гаража не так уж сложно. Главное, чтобы у мастера было терпение, небольшой запас средств и нужный инструмент.