Как собирается пилорама ленточная своими руками? Делаем самодельную пилораму своими руками Ленточная пилорама по дереву своими руками

Если подсчитать, из каких составляющих складывается конечная стоимость пиломатериалов – цена древесины + обработка + перевозка до места назначения – то становится понятно, на чем можно сэкономить. Заготовки из древесины (доска, брус, рейки) – одни из самых используемых образцов в сфере строительства и ремонта.

Учитывая простоту работы с деревом, имеет смысл заниматься его «роспуском» непосредственно на участке. Достаточно лишь сделать пилораму. С типовыми чертежами, порядком изготовления своими руками ее ленточной модификации и некоторыми особенностями конструирования ознакомит эта статья.

Целесообразность такого решения станет еще очевиднее, если просмотреть на сайтах расценки на заводские пилорамы. В продаже они имеются, но вот стоимость установок такова, что приобрести какую-либо модель для использования в быту вряд ли большинство из нас захочет. В зависимости от серий (в рублях): «Кедр» – от 138 000 до 194 000, «Тайга» – от 116 890 до 172 400. И это еще сравнительно недорогие образцы. Дешевле только мини-станки (порядка 94 000), но вряд ли они удовлетворят все потребности хозяина частного дома в деревообработке.

Модификаций оборудования данного типа существует несколько. Но если речь идет о сборке пилорамы своими руками, то выбор небольшой – вариант с фиксированным положением пилы и подвижной станиной (тележкой), на которой располагается заготовка. Именно она и перемещается в процессе деревообработки по специальным направляющим (рельсам). Все остальное – это усовершенствования, «сервисы», облегчающие труд персонала и обеспечивающие качество продукции. Например, мобильная пила.

Вот несколько несложных в изготовлении моделей самодельных ленточных пилорам.



Особенности конструирования

Габариты пилорамы определяются в зависимости от места ее расположения. Участки (придомовые, дачные или иные) отличаются планировкой, поэтому выбирать оптимальные размеры установки хозяину придется самостоятельно. Все чертежи, имеющиеся в доступе (специальная литература, интернет), могут служить лишь «ориентирами» – по соотношению отдельных частей, их линейным параметрам и так далее. Своими руками пилорама делается так, как удобнее работать именно в конкретном месте и с определенным видом сырья. В основном такое оборудование используется для роспуска бревен и обрезки досок.

Что учесть при проектировании пилорамы

Конструкция установки такого типа хороша тем, что ее можно постоянно дорабатывать и совершенствовать, более точно «подгоняя» ее характеристики и возможности под растущие потребности хозяина. К примеру, если она первоначально планировалась для роспуска бревен на доски, то вполне возможно, что через некоторое время встанет вопрос об организации собственного производства бруса.

Она собирается по блочно-модульной схеме, и при отсутствии практического опыта в изготовлении сложных механизмов, целесообразно начинать с простейших вариантов. Ленточную пилораму с ручным управлением впоследствии нетрудно оснастит элементами автоматизации (регулирование толщины реза, подача пилы, программатор и тому подобное). Именно поэтому далее – общие инструкции по составлению чертежей ленточной пилорамы и сборке. Автор настоятельно рекомендует соблюдать последовательность и первую в своей жизни установку монтировать по упрощенной схеме.

Существует множество модификаций ленточных пилорам. Первый вопрос – в какой плоскости предполагается вести рез? Это определяет расположение рабочего инструмента. Второй – однотипная ли продукция будет изготавливаться или придется использовать пилораму как устройство универсальное? Например, не только для роспуска лесоматериала на доски, но и для обрезки бревен на отдельные сегменты. Все это учитывается заранее. Желательно, чтобы раму, на которой крепится рабочая пила, можно было переустанавливать.

Бревна, которые распускаются на ленточной пилораме, характеризуются значительным весом. В процессе работы ее станина подвергается еще и динамическим нагрузкам. Главное внимание – устойчивости лентопильного оборудования. Это и качество реза, и безопасность обслуживающего персонала.

Изготовить ленточную пилораму – это полдела. Ее грамотная эксплуатация требует определенных навыков в настройке. Основной «подводный камень» – разводка и заточка пилы. Следует детально изучить данный вопрос!

Подготовительные мероприятия

Выбор места

Если есть подходящее помещение, то следует учесть, что его полезная площадь не должна быть менее 18 «квадратов». Этого достаточно, чтобы распускать на ленточной пилораме даже габаритные бревна.

В частном секторе редко кто может выделить под установку пустующее строение или хотя бы отсек. Как правило, деревообработкой приходится заниматься на улице. Вряд ли летящим по ветру опилкам и мелкой стружке соседи по смежным участкам станут аплодировать. Да и собственная территория довольно быстро окажется замусоренной. Вывод – после сборки ленточной пилорамы сразу же придется заниматься возведением ограждения сплошного типа. Например, из листов поликарбоната или многослойной фанеры.

Кроме того, придется заранее определиться, где будет организовано складирование готового пиломатериала. Следовательно, рядом с пилорамой должен быть еще хотя бы небольшой, но свободный участок земли.

Вот из этого и следует исходить при выборе рабочего места под оборудование.

Выбор материалов и комплектующих

Двигатель. Материалы.

Инструменты и оборудование

Здесь коротко – без сварочного аппарата не обойтись. Применительно к пилораме болтовые соединения практиковать не стоит. Со временем так или иначе, но они разболтаются, а заниматься ежедневным контролем состояния и подтяжкой – перспектива не самая лучшая.

Чертежи пилорамы

Ниже представлены чертежи простой ленточной пилорамы, которые вы сможете легко адаптировать под свои условия и потребности, соблюдая пропорции и принципы работы:












Особенности сборки ленточной пилорамы

Алгоритм действий довольно простой. Сложность – в изготовлении (с подгонкой по размерам) составных частей.

Опорная платформа

По ней будет перемещаться тележка с пиломатериалом. Плюс к этому, к рельсам крепится рама, на которой располагается рабочий инструмент. Главные требования – надежность такой опоры и выравнивание в горизонтальной плоскости. На чем ее крепить – специально оборудованном фундаменте (например, столбчатом) или на стойках, вкопанных в грунт – решается на месте.

Тележка

О ее назначении уже сказано. Чтобы в процессе распиловки бревно находилось в фиксированном положении, передвижную станину следует оснастить «струбциной», которая и будет надежно прижимать заготовку к раме и не давать ей возможности сместиться. Соответственно, тележка должна иметь колесики, обеспечивающие ее подвижность.

Рама для пилы

Сложность – в обеспечении возможности изменения положения режущего инструмента. Если не будет механизма регулирования, то вся продукция получится калиброванной (одного типоразмера, хотя тот же ). Существует несколько инженерных решений, поэтому с данным вопросом придется разбираться отдельно. Приводить что-то конкретное бессмысленно, не зная, о какой модификации пилорамы идет речь.

Общий порядок изготовления и особенности работы в статье отмечены. Автор рекомендует сначала определиться, для каких именно целей предполагается собирать ленточную пилораму. И только потом искать оптимальный вариант. Можно просто скопировать имеющиеся в доступе чертежи, и своими руками собрать установку иных размеров, соблюдая масштабирование. Или взять конкретную схему за основу, доработав (видоизменив) ее под собственные запросы.

Удачи в конструировании ленточной пилорамы!

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

При строительстве или ремонте дачи или загородного дома работы с применением такого материала, как древесина, обычно занимают главное место. При этом размер доски или бруса, которые могут понадобиться на следующем этапе таких работ, предсказать почти невозможно. Место же, где их можно приобрести, редко находится в шаговой доступности, так что услуги такого агрегата, как пилорама, на которой можно изготавливать пиломатериалы любого размера по мере надобности, становятся жизненной необходимостью.

Ленточная пилорама необходима для изготовления пиломатериалов любых размеров и форм.

Намного проще и дешевле покупать бревна и самому распускать их на детали, которые будут нужны. Однако ленточная пилорама фабричного производства стоит немалых денег, как и аналогичная дисковая пилорама. Их покупка становится рентабельной только в случае производства пиломатериалов на продажу. Если же использовать такой агрегат планируется только для личных потребностей, то намного выгоднее самому.

При этом сделать дисковую пилораму несколько проще, но работа на ней более трудоемка и на ней удобнее всего изготавливать рейки и брусья. Для того чтобы распускать бревно на доски, ленточная пилорама конструктивно приспособлена лучше всего, а доски по объему использования в доме занимают первое место. Сделать ленточную пилораму самому можно из подручных материалов, которые нетрудно найти в сельской местности. Для этого понадобится сварочный аппарат, электродрель и услуги токарного и фрезерного станков. С их помощью собирается вполне работоспособная пилорама для личных нужд.

Устройство ленточной пилорамы

Если дисковая пилорама имеет неподвижный пилящий диск, а перемещать к нему нужно дерево, то пилорама ленточная сама движется в горизонтальной плоскости вдоль неподвижного дерева по направляющим. Пилящая лента устанавливается на ведущий и ведомый шкивы и натягивается с усилием, что обеспечивает ровную линию распила. Конструкция этого агрегата основана на принципе отдельных блоков, которые можно дополнять и наращивать. На простое базовое устройство с ручным принципом подачи материала можно ставить различные дополнительные механизмы, вплоть до электронной системы управления, не требующей участия человека в процессе. Ленточная пилорама в основе своей состоит из таких частей, как:

  1. Рама, имеющая две направляющих для движения пилящей ленты.
  2. Механизм с механическим, пружинным или гидравлическим приводом, с помощью которого пилящая лента натягивается.
  3. Держатель для пилящей ленты.
  4. Винтовой подъемный механизм для пилящей ленты.
  5. Колеса ведущее и ведомое, одно из которых закреплено неподвижно, а второе — перемещается.
  6. Ременная передача с клиньями.
  7. Электродвигатель мощностью не менее 15 кВт или бензиновый двигатель аналогичной мощности.
  8. Эксцентрики для фиксации бревна.
  9. Бак с краником для смачивающей жидкости.
  10. Рельсовая дорожка для перемещения конструкции.

Кроме того, необходимы ограждающие кожухи и упоры для безопасной работы и планки с делениями для регулировки и настройки. Само бревно кладется между двух направляющих и жестко фиксируется, а толщина доски определяется вручную подъемом ленты над уровнем неподвижных направляющих с помощью подъемного механизма.

Вернуться к оглавлению

Материалы для изготовления ленточной пилорамы

Чтобы собрать ленточную пилораму самому, нужно прежде всего подобрать подходящие материалы для ее монтажа. В качестве направляющих, по которым будет двигаться конструкция, используется П-образный швеллер. Шпалы нарезаются из металлической водопроводной трубы диаметром 25 мм. Шкивы можно снять со старого комбайна, они должны иметь диаметр не менее 300 мм. Такие как раз имелись на комбайнах марки «Нива». Их придется немного сточить на токарном станке до такой степени, чтобы натяжной ремень немного выступал над краем шкива. Направляющие для крепления бревна вполне могут быть изготовлены из железной трубы-полдюймовки. Механизм для натягивания пилящей ленты прекрасно делается из пружины от мотоциклетного амортизатора. Рама собирается из железного уголка или швеллера. В качестве зажимов для фиксации бревна можно поставить подвижные упоры.

Саму пилящую ленту лучше всего приобрести фирменную, предназначенную для ленточной пилорамы, поскольку от нее напрямую зависит не только производительность агрегата, но и безопасность того, кто будет на ней работать. Желательно, чтобы ее ширина не превышала 60 мм. Электромотор можно снять где угодно, главное, чтобы его мощность была не менее, а лучше более 15 кВт. Бензиновый двигатель от мотоцикла или мопеда может его заменить. В качестве бачка для смачивающей жидкости идеально подойдет переносной баллон для сжиженного газа, в который врезается краник.

Вернуться к оглавлению

Как сделать ленточную пилораму своими руками?

Монтаж конструкции нужно производить в подходящем помещении. Чтобы с бревнами было удобно работать, площадь пространства должна быть не менее 18 кв.м. Желательно, чтобы размеры помещения были не менее чем 6 х 3 м.

Вдоль помещения кладутся два швеллера, и в них сверлятся через каждые 100-150 см отверстия диаметром 15 мм. Из водопроводной трубы делаются шпалы длиной 25 см и крепятся с помощью болтов. Собранная станина ставится на стойки, сваренные или свинченные на болтах из швеллера или уголка. при этом число стоек зависит от длины станины. На станину в 6 м необходимо не менее 4 стоек. Крайние стойки должны быть примерно в 80 см от концов направляющих. Чтобы вся станина стояла горизонтально, а опоры не уходили в землю, под них подкладываются доски.

Подвижная платформа делается из уголка со стороной 50 мм, который сгибается в четырехугольную раму. В нее крест-накрест вставляются ребра жесткости из такого же уголка, и платформа накрывается железным листом толщиной 5 мм. Длина платформы должна быть 60-70 см, а ширина на 10 см шире станины. К платформе снизу крепятся ролики или подшипники, которые обеспечивают ее движение вдоль направляющих. Положение платформы фиксируют зажимные пластины. К нижней плоскости платформы крепится упор из уголка, благодаря которому платформа может перемещаться. На платформе из уголка собирается рама, в которой устанавливается электродвигатель.

Такая пилорама имеет раму из швеллера длиной 150 см, которую можно собрать на болтах. Даже если она будет немного «играть», то это не существенно. На одном ее торце неподвижно крепится ведущий пильный шкив, а на другом — ведомый, который имеет возможность продольно перемещаться. Поскольку они сточены так, чтобы ремень выступал над краем как раз на высоту зуба, то развод зубьев не нарушается. На ползуне ведомого шкива крепится один замок, а другой — на передней балке ленточного станка. Они позволяют снимать и устанавливать пилящую ленту. Со всех краев направляющих крепятся боковые звездочки, у которых монтируется втулка, а в нее продевается цепь, с помощью которой передвигается платформа. Ее можно снять с того же комбайна, что и шкивы.

Бревно, которое будет распиливаться, кладется на направляющие из полудюймовой водопроводной трубы, на которую надета более широкая труба. Подвижные штанги, вставленные в них, позволяют выставить бревно на нужную высоту и фиксируются с помощью винта.

Поверх штанги монтируют прижимные механизмы протяженностью 15-20 мм с винтовыми зажимами. Чтобы летящие во все стороны опилки не налипали на шкивы и пилящую ленту, периодически рабочая зона должна смачиваться жидкостью. Бачок с ней располагают на самом верху конструкции, и жидкость подается с помощью краника.

Далеко не каждому по карману приобретение готовой пилорамы, тем более что окупиться она только при постоянном использовании(читай коммерческом). Можно ли изготовить пилораму своими руками? С какими сложностями продеться столкнуться самодельщику, решившемуся на самостоятельную распиловки необработанных бревен на деловую древесину?

Самодельная ленточная пилорама

Оговоримся сразу – сделать ленточную пилораму самому очень сложно. Дело не столько в комплектующих, обширных токарных и сварочных работах, необходимости заточки и разводки пилы специальным способом, а в отлаженной работоспособности всего комплекса.

Необходимо обеспечить погрузку и остойчивость движения до 300 кг одного бревна, регулировку толщины нарезания, и самое главное – технику безопасности. Но если наличие дармовой древесины победило – делаем ленточную пилораму своими руками.

Принцип ленточной резки поясним на примере: взять две катушки с ниток, между ними натянуть продетую тонкую ленту. Принудительно вращая ленту — режем бревно, расстояние между лентами – максимальный размер бруса. Ленточными пилами удобно нарезать доски.

Начинаем с выбора производственной площади или помещения – не менее 3х6 м, проверено. Второе по важности – металлические колеса тележки и ленточной пилы, это надо найти или купить. Раму ленточного механизма с колесами заказать, а лучше купить готовую. Самостоятельное изготовление требует навыков и много высокоточной инструментальной обработки.

Вид 1 : 1 — стойка; 2 — ролик; 3 — пластина; 4 — винт; 5 — цепь; 6 — направляющий утолок; 7 — подвижная гребёнка; 8 — винт; 9 — неподвижная гребёнка; 10 — пульт.
Вид 2 : 1 — шкив для запуска двигателя (если трехфазный двигатель подключается к однофазной сети); 2 — двигатель; 3 — шкив; 4 — вал; 5 — корпус с подшипником; 6 — основание; 7 — маховик; 8 — палец; 9 — шатун; 10 — пила; 11 — винт М14х2; 12 — ролик; 13 — направляющий уголок; 14 — стойка; 15 — штурвал; 16 — втулка; 17 — звёздочка; 18 — гайка М14х2; 19 — контргайка; 20 — звёздочка.

Устанавливаем направляющие – любой прочный ровный металл: двутавр, швеллер, уголок, под них через 0,5 м опоры или анкера для устойчивости. Расстояние между направляющими – диаметр самого большого бревна с запасом – около 0,7 м. Выдерживая геометрию свариваем все вместе. На тележку крепим колеса, раму ленточного механизма, электродвигатель через шкив.

Продумайте механизм изменения горизонтального перемещения пилы относительно бревна. Перемещая тележку относительно закрепленного бревна, срезаем горизонтальный слой древесины – делаем доски.

Наибольшее кустарное применение получили дисковые пилорамы благодаря своей универсальности и простоте изготовления. Будем делать дисковую пилораму своими руками. Самое главное — нам понадобится дисковая пила – диск более 500 мм (чем больше — тем лучше). Движителем обычно служит электродвигатель, через повышающий обороты шкив.

1 — шпала основная (стальная труба 80x80x3, 5 шт); 2 — подкладка (стальной лист, 40x10x1.22 шт.); 3 — полотно-направляющая (стальной швеллер № 8, L1750, 4 шт.); 4 — тележка (каретка тельфера); 5 — кронштейн нижний (стальной швеллер № 18, 2 шт); 6 — плита — основание (стильной лист s5); 7 — болт М20) (4 шт.); 8 — шайба Гровера (4 шт.); 9 — гайка М20 (4 шт.); 10 — электродвигатель асинхронный трехфазный (220 В, 5 кВт, 930 об/мин); 11 — кронштейн верхний (стальной уголок 45×45); 12 — полотно дисковой пилы; 13 — кожух защитный (стальной лист s2); 14 — штифт стальной (8 шт.); 15 — ступица дисковой пилы (Ст5); 16 — рукоять упорная (водогазопроводная труба 3/4″); 17 — горбыль отрезной; 18 — косынка упорная (стальной лист s5); 19 — гребенка (стальной уголок 45×45, L400); 20 — бревно; 21 — болт М30; 22- шайба разрезная; 23 — шайба-фиксатор (стальной лист sЗ); 24 — перекладина упорная (стальной уголок 45×45); 25 — шпала укороченная (стальная труба 80x40x3, 6 шт.); 26 — накладка для удлинения полотна (стальной лист 250x180x10, 2 шт.).

Готовится сварная рама, на раму ставится металлическая (реже деревянная) плита с прорезью под диск. Зазоры между диском и плитой – минимальные. К плите снизу крепится вал пилы на подшипниках и шкивом. Шкив электродвигателя и пилы соединяются ремнями (перестраховка при заклинивании пилы) – самодельная дисковая пилорама может работать!

один из вариантов самодельной дисковой пилорамы

Для натяжения ремня используйте вес двигателя с добавлением утяжелителей. Опорную площадку электродвигателя сделайте подвижной соосно валу пилы, с отклонением под тяжестью в противоположную сторону. В качестве движителя часто применяют колесо работающего трактора с приводом на шкив пилы без ремней.

Принципы резания те же, что и в ленточном резе – подаем бревно к режущему диску. После дискового реза поверхность пиломатериала более высокого качества за счет скорости обработки. Дисковые пилорамы бывают вертикальные и горизонтальные – их проще применять в мобильных установках.


Шинная пилорама

Начать необходимо с понимания, что и сколько будем резать. Если необходимо нарезать 100 – 200 стропил для строящегося дома из дармовых бревен, потом 400 досок – лучше воспользоваться ручной профессиональной бензопилой. Сделаем самодельную пилораму из бензопилы, способ недорогой, простой и эффективный.

чертеж простейшей пилорамы из бензопилы (скачать полный чертеж)

Понадобится любой ровный металлический профиль, сварка и болгарка. Начинаем с максимального длинна бревна – практические около 4 м. На такую длину нужно найти швеллер или двутавр, можно сварить из кусков с усилением – главное чтобы получившийся профиль был ровным. Начинаем делать нашу автономную шинную пилораму на основе бензопилы.

Конструкция представляет собой мощный профиль на рабочей высоте – выше пояса, по которому перемещается в тележке закрепленная бензопила.

Высота обусловлена эргономикой, длительная коленно-локтевая поза не полезна. Параллельно основному профилю кладется бревно на опорную раму, работающая бензопила перемещается вдоль бревна производит необходимую обрезку.

Несколько подробней об особенностях. Главный элемент – основной профиль, обеспечивающий геометрически правильные размеры пиломатериалов, должен быть достаточно прочным и жестким, если швеллер – не менее 200. Профиль опирается на 3 и более опор, связанных с опорной рамой, на которую ложится бревно.

Если вы решились делать цепную пилораму своими руками — обязательно посмотрите на пилорамы LOGOSOL. Чертежи и документацию можно скачать на сайте и взять за основу своей самоделки.

Основные погрешности при распиловке образуются при колебаниях тележки с бензопилой, поэтому продвижение тележки по профилю — не менее четырех жестко прижатых металлических колес, необходимо предусмотреть ручной привод. Самый простой – вороток колодца с приводным колесиком по основному профилю.

Для установки тяжелого бревна обычно ставят наклоны, по которым удобно толкать бревно последовательно по сторонам на опорную раму, расклинивая его на раме.


Самое сложное – регулировочный механизм толщины изделия. Простейший способ – установка по краям подвижной в вертикальной плоскости опорной рамы винтовых или любых домкратов жесткой фиксации. Регулируем домкраты – регулируем толщину изделия. Пример постройки мобильной шинной пилорамы на основе бензопилы можно посмотреть на фото.

Порезку древесины можно выполнять одному человеку: держась за ручку бензопилы и регулируя газ, второй рукой осуществляем подачу.

Заключение

Несколько мыслей о целесообразности изготовления пилорамы. Проверено временем и практикой – самостоятельное изготовление имеет смысл при бесплатных материалах. Если посчитать трудозатраты и материалы, и возможную выгоду, тот поймете сами. Самое страшное, при самостоятельном изготовлении – мало кто обращает внимание на технику безопасности. Этот момент нужно продумать обязательно! Безаварийной работы и качественной древесины.

Необходимость в пиломатериале в частном доме рано или поздно приведет к решению сделать пилораму своими руками в домашних условиях. Потребность в недорогой профильной древесине, качественном строительном материале особенно актуальна для частных домашних хозяйств. Привлекает возможность недорогой обработки древесины, изготовление профилей различной конфигурации, возможности использования в основных конструкциях, при капитальном домостроении, в ремонте, применение в отделке внешней и внутренней, строительстве ограждающих и вспомогательных конструкций различного назначения.

Пиломатериал любого профиля и качества сегодня можно приобрести на любом строительном рынке или базе, но любой рачительный хозяин, планирующий строительство дома или работы, требующей применения большого количества изделий из дерева, задумывается об экономии. Если сделать пилораму, появится возможность меньшими затратами производить работы на своем участке или в хозяйстве, избыточный материал можно реализовывать или расплачиваться за сырье.

Общее описание пилорамы

Ленточная пилорама, или лесопилка — универсальный станок для продольной распиловки бревен, чтобы получить различный профильный пиломатериал: доски, брусок, дранку и пр. Конструкция пилорамы включает четыре основных части:

  • ленточная пила с приводом;
  • устройство подачи рамы пилы;
  • регулировочный механизм высоты режущего полотна;
  • зажимное и крепежное приспособление для бревен.

Приводной механизм пилорамы запускает электродвигатель, или она работает на бензине (дизеле).

Для бытовых пилорам средней мощности подойдет асинхронный электродвигатель 5 кВт или дизельный (бензиновый) мощностью 6-8 л/с. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование установки в номинальном режиме без перегрузок.

Схема работы пилорамы заключается в передаче момента вращения на шкив с закольцованной пилящей лентой шириной до 6 см. Провис ленты компенсирует гидравлический или пружинный механизм.

Рама установки с приводным механизмом движется по рельсам, смонтированным на бетонном фундаменте. Движение обеспечивают стальные закаленные ролики на закрытых шарикоподшипниках, закрепленные внизу корпуса установки. Длина рельсов задает максимальный продольный размер обработки пиломатериала.

Механизм, включающий резьбовую передачу и приводной элемент, регулирует высоту рабочего полотна пилы и задает размер среза. Два вращающихся винта по бокам каретки задают ее движение по направляющим, не допускают перекашивания пилы.

Заготовка, подготовленная для роспуска, укладывается между направляющими, фиксируется зацепами, которые расклиниваются ударами кувалдой. Каретку с пилой подводят к торцу бревна и выставляют высоту рабочего полотна. Затем станок запускают и постепенно перемещают раму с пилой по рельсам, срезая доски заданной толщины. Достигнув окончания бревна, свежесрезанная доска убирается. После этого пилу поднимают и механизм возвращают в исходное состояние.

Зажим, сделанный из направляющей обычной трубы, на которой установлены втулки с зацепами, не допускает смещение бревна при подаче. Неподвижность бревна при обработке обеспечивается заклиниванием механизма и перекосом подвижного узла с закрепленными когтями.

Приведенное описание характеризует сделанную простейшую ленточную пилораму своими руками, используя чертежи. Схема поэтапного строительства лесопилки описана ниже.

Как сделать ленточную пилораму и что для этого требуется

Рельсовые направляющие делаются из швеллера или балки с выдержанной геометрией или заводских рельсов с узкоколейки.

Ролики вытачиваются на токарном станке и закаливаются. В роликах лучше применить подшипники качения.

Рама, место для заготовок и пильная каретка производятся из толстостенных профилей прямоугольного и квадратного сечения для обеспечения необходимой прочности при изменении нагрузок.

Механизм, регулирующий высоту рабочей каретки, изготавливают из металлических квадратных профилей с ползунами и двумя болтами с гайками. Детали используют со старых токарных станков или вытачивают новые.

Колеса, полотно ленты и валы с подшипниками качения можно взять от списанных комбайнов или другой сельхозтехники. Размер сечения направляющей должен быть порядка 500 мм во избежание механических напряжений конструкции и повреждений у основания зубьев пильного полотна.

Затраты на изготовление пилорамы в домашних условиях могут составить несколько десятков тысяч рублей. Желательно собирать лесопилку, имея чертежи.

Самодельная ленточная пилорама своими руками собирается с использованием следующих инструментов:

  • углошлифовальная машина;
  • бытовой сварочный аппарат;
  • вертикально-сверлильный станок;
  • дрель;
  • буры по бетону;
  • сверла;
  • слесарные струбцины;
  • ключи торцовые и рожковые;
  • плоскогубцы;
  • метизы и крепеж;
  • лазерный уровень.

Оптимальная площадка для сооружения пилорамы — 3х6 м, при условии длины продукции до 6 м. Размещать установку желательно в помещении или соорудить потом навес из подручных средств для возможности работы в любую погоду. Главное, чтобы площадка делалась добросовестно.

Рекомендации по эксплуатации ленточной самодельной пилорамы

Необходимо следить за натяжкой пильного полотна, не эксплуатировать пилораму более 2 часов без перерыва. Регулярно менять рабочее полотно, подвешивать, чтобы снять скопившееся внутреннее напряжение. Необходимо использовать смазочную жидкость, летом можно водный состав с Ферри, в холодное время смешивать керосин с соляркой и масло для двигателя в соотношении 5:1.

После остановки пилы в конце работы необходимо ослабить натяжители.

Регулярно затачивать и разводить зубья пилы. Свежеспиленный лес сразу в работу брать не желательно, дать отлежаться месяц и обтесать кору. Регулярно нужно обслуживать установку, делать периодически контрольную протяжку и смазку для поддержания работоспособности пилорамы.

Приведенный пример сборки может служить для оценки возможности строительства собственной пилорамы с применением многих подручных материалов и деталей. При соблюдении всех технических параметров и правильном монтаже и эксплуатации пилорама будет бесперебойно функционировать длительное время.

При более свободном бюджете лучше применять больше деталей фабричного изготовления.