Основные мотивы лирики а. а. фета. Фета

Мои любимые поэты – Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда.
Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя.
Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви.
Именно красота становится “главной героиней” его стихов. Незримо, но она присутствует в них:
Буду ждать успокоенья
Чистой красоты.
(“На двойном стекле узоры”)
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
(“Только встречу улыбку твою…”)
Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.
Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета:
Шепот, робкое дыханье
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта:
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист…
Фет пишет обо всем: о ночи (“Какая ночь…”, “Майская ночь”, “Тихая, звездная ночь…”, “Теплым ветром потянуло…”), об осени (“Осень”, “Непогода-осень”), о весне (“Весенние мысли”, “Уж верба вся пушистая…”, “Весна на дворе”), о звездах (“Тихая, звездная ночь…”, “Я долго стоял неподвижно…”).
Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, – это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов “Весна”. Как и для многих из нас, это время года для поэта – не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни.
С нетерпением ждет Фет прихода весны:
Я ждал – Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все – весна!
Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна. Такая весна у Фета:
Весна! Весна! О, как она крепит,
Как жизненной нас учит верить силе!
Сколько страстной убежденности звучит в этих строках. Ликованием, всепобеждающим светом, радостью наполнены стихи Фета о весне. А вот стихи о звездах, напротив, манят своей тишиной и покоем, умиротворенностью и грустью.
Здесь нет ярких описаний, превознесения и восхваления, необычных эпитетов, выразительных метафор, есть тихое восхищение и бесконечная любовь: “Друг мой, я звезды люблю…”
А стихотворение “Я долго стоял неподвижно…”:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась…
И звезды люблю я с тех пор.
Казалось бы, ничего особенного, но с какой теплотой и нежностью говорит Фет о звездах. В его стихах не просто любовь к природе. В его стихах любовь к красоте природы, ее вечности.
Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Пролистайте все сборники Фета, вы вряд ли найдет стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Или
Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота. Мне кажется, об этом хочет сказать автор.
Его любовная лирика передает те же мимолетные ощущения, что и стихи о природе. Только в ней ощущение страсти, красоты любви, ощущение ее мимолетности и, в то же время, – вечности.
Образ его возлюбленной так же прекрасен, как и весна. Лирический герой любит ее то страстно и с упоением, как это время года, то тихо и нежно, как звезды: “Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь”. Или
Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь…
Чувства, ощущения – вот чем наполнены фетовские стихи о любви. Его возлюбленная милая и мягкая, невероятно притягательная, живая, естественная и обаятельная женщина. Фет не говорит о ее глазах, волосах, голосе, губах. Он описывает свои ощущения и свое видение возлюбленной-красавицы. И мы вместе с ним, его образами “рисуем” не конкретную женщину, а прекрасную незнакомку, которая каждому из нас явится в разном обличий.
Но нельзя думать, что лирика А. А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы (“Диана”, “Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил…”) и христианские мотивы (“Мадонна”, “Ave Maria”). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном – жизни и смерти:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется,
Мы силы равные, и торжествую я.
(“Смерти”)
Или
Но если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный край.
(“Смерть”)
Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим “огнем”, соизмеримым с “целым мирозданием”.
Согласимся ли мы с ним? Может быть. В какой-то мере. Но все-таки, думается, что жизнь свою ценить нам нужно более, как дар небес, ниспосланный для нас.
Как ценим мы свою жизнь, так Фет ценил свое творчество и красоту во всем. Вся его жизнь – поиск красоты в природе, любви, даже в смерти. Нашел ли он ее? На этот вопрос ответит лишь тот, кто действительно понял поэзию Фета: услышал музыку его стихов, увидел полотна пейзажа, прочувствовал красоту его поэтических строк и сам научился находить красоту в окружающем его мире.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, – одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания. Лирика Фета ограничена узким Read More ......
  2. В личности Афанасия Фета удивительным образом соединились два абсолютно разных характера: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет Read More ......
  3. Что такое мотив? Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез Read More ......
  4. Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, по­иски новой Read More ......
  5. Самые сокровенные моменты жизни Н. М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: “из души живые звуки в стройный просятся мотив”. Талант этого поэта не смогли заглушить ни голодное детство, ни тяжелые годы войны. Лирика Рубцова совершенно особая. Настроения Read More ......
  6. В поэзии “серебряного века” Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха Read More ......
  7. Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок – природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две Read More ......
  8. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли “настоящим европейцем”. С восемнадцати лет поэт жил и учился в Read More ......
Основные мотивы лирики А. А. Фета

Мотив - смысловой компонент художественного текста, который повторяется в границах некоторых произведений. В творчестве всяких писателей и поэтов иногда попадается несколько тем, взглядов или явлений, встречающихся в их творениях. Обычно, тематика мотивов играет роль синтеза творчества поэта (писателя) и его любви. Подобная закономерность выделяется в стихотворениях А.А. Фета, на которые большущее воздействие оказали духовные волнения самого писателя, его идеология и взаимоотношение с окружающей средой. Проанализируем ключевые мотивы: вопервых, мотив огня и, антитеза ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, являющиеся одним из первостепенных мотивов, это и антология мотивов. А сейчас разберем любой из мотивов отдельно, адресуясь к различным образцам.

Первое, что мы рассмотрим, - это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается в творчестве Афанасия Фета, как я уже упоминала, мотивы складываются из творчества и его любовных перипетий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич - она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок...

В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с "огоньком" - частичкой всего огня, то есть Фет - одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей - они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как "о", "л" и "и", что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь. Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета ("Весеннее небо глядится...") рисуют нам похожую картину:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок...

Здесь "огонек" представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения - "о", "е", "к", что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово "скрипка", ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные произведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. А в данных строках "скрипка" представлена нам с очень красивым и печальным эпитетом: "замирающая". В этой строфе перед нами предстает картина одиночества ("огонек одинокий"). Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча - жив человек. Вспомним слова Базарова из романа Тургенева "Отцы и дети" перед смертью: "Дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет". Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи "умирающей лампадой", хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела,

В два ряда свет - и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала...

Это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнечными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук "а", который мы встретили в этом стихотворении, говорит нам о великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны. Луна, хотя многих она и завораживает, является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны и неведения:

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент (то бишь тогда, когда автор писал это стихотворение) душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков "е" и "и" подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности. Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень и весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а "записывал". Он их писал где угодно и когда угодно. И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах.

Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах "Бесприданница" и "Гроза", где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.

Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела - это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли. Но мед - это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам бабушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета. В этих строках перед нами предстает необычный образ "чистой" богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини - тонкой, чистой и нетронутой...

Необходимо заметить, что лирика Афанасия Фета являет собой уникальное, редкостное "событие" не только того времени, в котором проживал сам поэт, но и времени, в котором существуем мы - читатели его несравнимых творений. По-моему, стихи Фета - небольшие зарисовки из его бытия, в которые ты сам в мгновение ока прокрадываешься и испытываешь все совместно с автором. Его стихотворения многогранны, и это обосновывается таким числом и многообразием мотивов, рассмотренных нами. Традиции Фета в будущем подхватят символисты: Блок, Соловьев - данное подтверждает нам то, что подобные стихи вечно затрагивают сердце читателя.

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет - представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым - представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример - стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» - нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева). Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения. Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта" и других. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".



Начиная с 1860-х годов, идея гармони человека и природы постепенно утрачивает совё первостепенное значение в поэзии Фета. Её худож-ый мир приобретает трагические очертания. В немалой степени этому способствует внешние обстоятельства жизни. Личная и творческая судьба Фета складывалась трудно. Печать «незаконнорожденности», тяготеющая над поэтом с детских лет болезни и смерти родственников, неудавшаяся литературная карьера – всё это не способствовало хорошему общественному и личному самочувствию. Человек в поздней поэзии Фета томится разгадкой высших тайн бытия – жизни и смерти, любви и страдания, духа и тела. Он сознаёт себя заложником злой воли бытия: вечно жаждет жизни и сомневается в её ценности, вечно страшиться смерти и варит в её целительность и необходимость, образ лирического «я» всё чаще обращается к вечности, к просторам вселенной. Одной из важнейших сил, помогающих лирическому герою поздней лирики Фета преодолеть смерть, является любовь. Именно она дарует герою воскресение и новую жизнь. Евангельские мотивы и образы проникают в любовный цикл. Поэзия Фета – высших взлёт и одновременно завершение классической традиции романтической поэзии XIX в.

Для фета цикл был единственной художественной формой: с самого начала он печатал свои стихи, объединяя их в циклы, иногда довольно большие, включавшие десятки стихотворений. Состав циклов от сборника к сборнику мог меняться, но неизменным оставался самый принцип такой подачи стихов. Форма цикла утверждается в РЛ именно в эпоху молодости Фета. Взаимодействие стихотворений в цикле, поэтической книге будет важно для поэтов Серебряного века, например для Блока.



Элегии и думы, К Офелии, Весна, Лето, Осень, Мелодии, Снега, Вечера и ночи, Море.

Фет - создатель своей эстетической системы ~ с опр.традицией романтич.поэзии

Мотив «невыразимого»: "Как беден наш язык!..." - в этом стихотворении власть Поэта безгранична. Слово Поэта - летящий орел Юпитера (летит за облака Юпитера орел). У слова власть над дух.процессами в сфере чел.психики («темный бред души») и в сфере прир.жизни («трав неясный запах»). Оно выше языка «дивной природы» (Жуковский), и языка философии, «мысли» (Тютчев). ТОЛЬКО Поэт словом может дотворить до законченных форм «невыразимое».

Фет ставит перед поэзией всемирные задачи. В эстетике Фета создаются предпосылки для зарождения концепции «теургического» («пересоздающего» или «преображающего») тв-ва.

Эстетика Фета не знает категории невыразимого. Невыразимое - это тема поэзии, но не св-во ее стиля. Стиль д. рациональнее и конкретнее запечатлеть это «невыразимое».

Способность объективировать свои переживания прекрасного, слить их с материально насыщенной средой и позволяет с известной долей условности определить творческий метод Фета как «эстетический реализм».

Фет: искусство и поэзия не м.воплотить всех сторон предмета (вкус, запах, форма). ИБО поэзия - НЕ копирование, а ПРЕОБРАЖЕНИЕ С ПОМ. КРАСОТЫ.

Тв-во поэта, Бога - порождением Красоты. Красота – первооснова мироздания.

Применение пластического искусства - соединение жизни и смерти, статики и динамики. Невозм-но уловить, когда камень оживает, а потом вновь застывает...

Искусство, любовь, природа, философия, Бог - все это проявления красоты => лирика Фета не поддается тематической классификации на пейзажную, любовную, философскую и т. п.

Эмоц.состояние лир.«я» не имеет ни четкой внешней (социальной, культурно-бытовой), ни внутр.биографии и вряд ли может быть обозначено привычным термином лир.гер.

Состоянием лир.«я» - преклонение перед неисчерпаемостью мира и ч-ка, умение ощутить и пережить увиденное как бы впервые.

Происхождение лирики от музыки - «языка богов» => изощренная интонационная организация:

Рифмовка с неожиданным сочетанием длинных и коротких стихов («Напрасно! // Куда ни взгляну я...», 1852)

Эксперименты с новыми размерами («Свеча нагорела. Портреты в тени...», 1862 - в четных стихах появляется тонический размер - дольник);

Звуковая инструментовка стиха («Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом» и др.).

Лирика «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой вещественности и конкретности.

Пейзаж: поэт любит изображать времена года в переменных климатических сроках и периодах.

Названия свидетельствуют о внимании к погодным приметам: «Жди ясного на завтра дня...» (1854), «Степь вечером» (1854), «Первая борозда» (1854), «Туманное утро» (1855-1857), и т. д. Есть и стихотворения, посвященные отдельным растениям, деревьям, цветам: «Осенняя роза» (1886), «Сосны» (1854), «Ива» (1854), «Одинокий дуб» (1856), «Георгины» (1859).

Русская поэзия до Фета, где обращено внимание лишь на традиционные образы птиц с их устоявшейся символической окраской (орел, ворон, соловей, лебедь, жаворонок), поистине не знала такого свода.

Мгновенные впечатления воплощаются в наглядно-зримую образную форму.

ВЫВОД: «неясность» у Фета своей вполне реалистическая. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а дает им выразительную словесную форму, целомудренно останавливаясь на пороге невыразимости.

С 1860-х годов

Трагизм.

Гармония природы ~ несовершенство и эфемерность жизни. «Вечность мы, ты - миг» -соотношение между красотой мироздания и земным бытием.

Апокалиптические настроения.

Одиночество ч-ка.

Обманчивость гармонии в природе, за которой таится «бездонный океан» («Смерть», 1878).

Сомнения в целесообразности человеческой жизни: «Что ж ты? Зачем?» («Ничтожество», 1880)

Сб. «Вечерние огни» (1882 г.)

Человек томится разгадкой высших тайн бытия - жизни и смерти, любви и страдания, «духа» и «тела», высшего и чел. разума. Он сознает себя заложником злой воли бытия: жаждет жизни и сомневается в ее ценности, страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость.

Лир.«я» обращается к вечности, к просторам Вселенной.

Космическая образность сближает позднюю лирику Фета с худ.миром Тютчева.

Напевную интонацию стихов 1850-х годов сменяют риторические вопросы, восклицания, обращения.

Системой логических формул, зачастую взяв в союзники А. Шопенгауэра, лир.герой стремится побороть свой страх перед смертью и бессмысленностью существования, обрести внутр. свободу.

Поэты серебряного века ценили Фета не только за его философичность. Некоторые художественные приемы фетовской лирики напоминают поэтику символистов. У него есть излюбленные образы и мотивы, которые переходят из стихотворения в стихотворение, приобретая при этом многозначность и значимость символа (звезды, весны, розы). Некоторые из этих мотивов станут ключевыми и для символистов. Женственный образ невесты-царицы-весны, лирический герой, который «ждет», предсказывают Блока. +безглаголное «шепот, робкое дыханье»

В последние годы жизни Фета молодое литературное поколение объявляет его основоположником модернистской поэзии. Новым поэтам нравится прежде всего его поздняя лирика, особенно 70-90 гг, в которой сказалось увлечение Шопенгауэром. Литература классического периода в целом для модернистов представлялась недостаточно «философичной», «глубокой», поэтому они либо отдавали предпочтение открыто философской лирике прошлого (Тютчев, поздний Фет), либо вкладывали в классическую поэзию специальный филос.смысл, которого там не было (так символисты читали Пушкина).


В. Брюсов посвятил поэту специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903 г.) Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославлял величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу».












«Печальная береза...» Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. 1842


Осень Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они! Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров И знойных прихотей любви. Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно, Ей ничего уже не жаль


«Я пришел к тебе с приветом...» Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. 1843


Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А. А. Фету: Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в тёмной глубине земной Великой матерью любимой, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое узрел.


В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт.




Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.




Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…


22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, читал стихи, - всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!



Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета проникнута счастьем жизни, переполнена радостью любви и наслаждением природой. Принципиально важно, что тематически разделить его поэзию чрезвычайно трудно.

Фет был сторонником «чистого искусства», он утверждал, что поэзия не должна зависеть от требований общества.

В истории русской литературы этот поэт остался непревзойденным мастером лирического пейзажа, в котором обязательно отражены человеческие чувства.

Образы и темы лирики Фета

Природа и пейзаж в творчестве поэта

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Поэзия Фета передает тончайшие нюансы человеческих отношений в полутонах природы. Примером может служить замечательное стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Средства и формы стихотворений

Поэт, используя структуру назывных предложений, создает удивительное безглагольное движение времени (от вечера до утра),

Изменений внешних проявлений и внутреннего состояния влюбленных. И даже слово «слезы» в этом стихотворении — это радость любви и бытия.

Стихотворение Фета может представлять собой маленькую миниатюру, в которой рассказано только внешних событиях, но в то же время стихотворение говорит о глубоких внутренних переживаниях (о девушке, ждущей свидания).

«единственным в своем роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». «Он намного выше своего времени, не умеющего его ценить,»

Нам, живущим в ХХ веке, остается только согласиться с ним.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь