Сколько самолетов ввс в сирии. ВВС и ПВО Сирии. Силы особого внимания

Сирийский самолет «Сухой» был сбит 24 июля противоракетным комплексом «Пэтриот» под командованием капитана Ор Нааман, сообщили в Армии обороны Израиля. В переводе с иврита «Ор» – имя израильтянки – означает «Свет». Нааман руководит батареей «Пэтриот»…

25.07.2018

Представители России выразили протест в связи с тем, что Израиль сбил самолет Су-22 ВВС Сирии, однако после того как им представили доказательства вторжения истребителя на израильскую территорию, протест был отозван, сообщили израильские СМИ. Россия сразу…

17.04.2018

Одно из главных событий дня – нападение на сирийскую авиабазу Шайрат, которого на самом деле не было. Истерику раздули три страны – Сирия, Ливан и Израиль, причем последний хочет казаться случайной жертвой информационной войны. Но…

09.04.2018

Террористы из группировки «Исламское государство» атаковали позиции правительственных сил в Сирийской пустыне после ракетного удара, который был нанесен по военному аэродрому Т-4 на востоке провинции Хомс, сообщил ливанский телеканал Al Mayadeen. По его данным, сирийская…

20.06.2017

Минобороны РФ распространило заявление, в котором вчерашнее уничтожение сирийского истребителя-бомбардировщика Су-22 названо «фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике». Военные заявили, что в небе над Сирией к западу от Евфрата «самолеты и беспилотники…

19.06.2017

Ведущие западные СМИ интерпретировали как угрозу заявление российского Минобороны об атаке США на самолет ВВС Сирии. В сообщении ведомства говорилось, что российские средства ПВО будут «принимать на сопровождение в качестве воздушных целей» любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные…

19.06.2017

Сирийская армия обнаружила и спасла пилота, самолет которого был сбит в воскресенье силами коалиции неподалеку от города Ракка. Об этом сообщил в понедельник телеканал Al Mayadeen со ссылкой на свои источники. Какие-либо подробности пока не приводятся. 18…

19.06.2017

19 июня Минобороны РФ заявило о прекращении взаимодействия с США в рамках Меморандума между США и РФ о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Меморандум был заключен 20 октября…

19.06.2017

Минобороны России на фоне инцидента со сбитым американской авиацией самолетом сирийских ВВС объявляет о прекращении с понедельника, 19 июня, взаимодействия с Вашингтоном в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе Сирии. В ведомстве добавили, что…

19.06.2017

Международная коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами Америки, в минувшее воскресенье, 18 июня, сбила самолет сирийских военно-воздушных сил. Инцидент, согласно сообщению министерства обороны Сирийской Арабской Республики, произошёл в районе Ракки. Официальный Дамаск отмечает, что их борт участвовал в операции против…

18.06.2017

ВВС международной контртеррористической коалиции во главе с США сбили сирийский истребитель в районе города Ракка на севере республики. Об этом говорится в опубликованном в воскресенье заявлении командования ВС Сирии, передает агентство SANA. По его информации, инцидент…

06.06.2017

Террористы в Сирии бросили все оставшиеся резервы на захват Дейр-эз-Зора Судьба осажденного террористами сирийского города Дейр-эз-Зор и его населения под угрозой. В выходные боевики частично прорвали оборону и под угрозой захвата оказалась северная часть окруженного…

01.06.2017

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков….

Сирийская Арабская Республика по мировым масштабам невелика - 87-е место по территории и около 20 млн человек населения накануне войны. Хотя значительная часть сирийцев сунниты, но существуют большие прослойки христиан и алавитов. На севере и востоке государства обитают курды, которые исповедуют ислам.

Но, несмотря на такие показатели, бурная история Сирии постоянно выталкивает ее на магистральные пути истории. Современная Сирия ведет свой отчет с 1963 г., когда в ходе переворота во главе государства встала партия «Баас» во главе с Хафезом Асадом. После его смерти в 2000 г. президентом стал Башар Асад.

Роль ВВС в жизни страны

ВВС Сирии выступали в истории страны как одна из ведущих не только военных, но и политических сил. Например, офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада - отца нынешнего президента страны, провели отмеченный выше путч 1963 г. Нетрудно понять, почему роль летных кадров столь заметна в жизни государства.

ВВС вооруженных сил Сирии все время существования САР слыли одними из наиболее сильных в арабском мире. Это не странно, ведь первый президент страны в молодости был летчиком и всегда помнил об этом, находясь во главе страны с 1971 по 2000 гг. В неоднократных войнах второй половины двадцатого века сирийцы, хотя и проигрывали израильским летчикам, но заметно отличались в лучшую сторону по сравнению со своими союзниками из арабских стран. Выдающейся была и подготовка летчиков, еще ВВС Сирии отличаются хорошим уровнем организации.

История ВВС Сирии

Из незначительного ядра, подготовленного еще в английской армии в конце 1940-х гг., появился целый легион квалифицированных пилотов и технических работников. Техника и вооружение ВВС Сирии комплектовались, главным образом, за счет поставок из СССР. В их составе накануне распада СССР находились 650 летательных аппаратов, и около 150 тыс. военных и ополченцев. ВВС Сирии на тот момент были одной из самых многочисленных армий в арабском мире, вооруженной передовой на 1980-е гг. техникой.

Но в 1990-е гг. вследствие развала СССР, ВВС пришли в упадок. Прекратились поставки вооружения, сократилось число летчиков, упал их уровень. Парк ВВС Сирии уменьшился до 555 машин, причем многие существовали чисто формально, на бумаге, и нуждались в капитальном ремонте.

ВВС Сирии накануне войны

В первые годы двадцать первого века официально ВВС Сирии имели в своем составе большой набор самолетов, которые, однако, практически все устарели. В парк самолетов входили около шестидесяти самолетов МиГ-29, примерно тридцать МиГ-25 и двадцать Су-24. В числе прочих существовали древние МиГи, большее число которых были небоеспособными.

Оценки экспертов положения ВВС и ПВО Сирии в десятых годах двадцать первого века весьма негативны, вплоть до того, что некоторые сильно сомневаются в их действительном существовании. В любом случае нужно отметить, что военные самолеты в государстве существуют, но их потенциальная боеспособность чрезвычайно низкая.

В первое десятилетие сирийское руководство неоднократно пыталось приобрести новые самолеты. В частности, с Россией шли переговоры о закупке истребителей Су-27, были также заключены два соглашения: о приобретении двенадцати МиГ-29М/М2 и восьми МиГ-31Э. Наконец, в 2012 г. речь пошла о продаже 36 современных машин Як-130, которые могли бы участвовать в полноценных боевых действиях.

Однако никакого четкого подтверждения реализации всех контрактов в печати не было. Фактически к началу войны можно четко говорить о восстановившемся сотрудничестве в сфере ремонта авиационной техники. Такая ситуация складывалась и из-за значительного сокращения финансовых возможностей Сирии в связи со сложным внутриполитическим положением и санкциями Запада.

Военный конфликт в Сирии

Политический конфликт с уличными стычками быстро перерос в гражданское кровопролитное противостояние с участием большого числа государств. Сирийский конфликт является одним из самых тяжелых в начале двадцать первого века. Армия Сирии - одна из сильнейших среди арабских. Объединяя в составе сухопутные силы (12 дивизий), ВВС и ПВО, ВМС, она насчитывала к началу войны около 325 тыс. человек. Но давление на нее оказалось слишком сильным, армия постоянно терпела поражения и сократилась в численности в два раза. Более двух миллионов человек стали беженцами.

Сейчас уже очевидно, что эта война - порождение попыток иностранных государств стабилизировать свои господствующие позиции на Ближнем востоке. Агрессивность ИГИЛ (хотя она присутствует) все же зачастую является только предлогом для вступления армий во владения Сирии. К настоящему времени в гражданской войне следует отметить три крупные силы, которые пока не в состоянии одолеть противников в войне, но и не проигрывать они не хотят. Скорее всего, из-за этого война будет идти еще сравнительно длительное время.

В общей сложности за пять лет Сирия продвинулась от небольших столкновений с вооруженными группами оппозиционеров до полномасштабной гражданской войны. И в ней ВВС Сирии сыграла и играет до сих пор очень большую роль и нередко становятся ключевым игроком в идущих боях.

Роль России в военном конфликте и поставках техники

Наша страна традиционно играет большую роль в истории Сирии. Еще в 1971 году два государства подписали соглашение, в котором прописано, что СССР (теперь Россия) получило право размещаться на базе, расположенной в Тартусе. Это стало весомым фактором, который и обуславливает и победные шаги ВВС РФ в Сирии, поскольку российская группировка получила мощную поддержку и не чувствует недостатков со снабжением.

26 августа 2015 года был сделан новый и весьма радикальный шаг. Два государства подписали соглашения о размещении авиационной группы РФ в Сирии. В документе прописывается, что авиагруппа по просьбе правительства САР будет присутствовать на территории Сирии практически вечно, аэродром Хмеймим вручался российской армии бесплатно. Все военные материалы и оружие переправляются в Сирию без пограничной оплаты и всякого досмотра. Военнослужащие авиагруппы приобретают дипломатический статус. Роль этой авиагруппы очень велика, огонь российских самолетов помог переломить ход войны и правительственные войска, по крайней мере, перестали отступать.

Состав российской авиагруппы

Численность и типаж наших войск ВВС находится под секретом, но определенная информация в печати все же появилась. Можно говорить о следующих машинах в Сирии:

  • Су-27СМ - 4 машины;
  • Су-30СМ - 16 машин;
  • Су-34 - 12 машин;
  • Су-24М - около 30 машин;
  • Су-25СМ - 12 машин;
  • Ми-8 - 15 вертолетов;
  • Ми-24 - 15 вертолетов.

Полеты с российских баз

В поддержку правительственным сирийским войскам и в помощь российской авиагруппе начались бомбардировки с авиабаз в России. Это тяжелые самолеты, как правило, ракетоносцы:

  • Ту-160 - 6 машин;
  • Ту-95 - 5 машин;
  • Ту22М3 - от 12 до 14 машин (в зависимости от полета);
  • Су-34 - 8 машин;
  • Су-27СМ -4 машин.

Таким образом, наша группировка крупная, вооруженная современными самолетами, и находится на мировом уровне. Недостатком остается большое количество разнотипных машин. Это немного ослабляет нашу ВВС в плане взаимодействия в бою и со снабжением.

ВВС Сирии в военных действиях начала войны

Массовые сражения, завязавшиеся повсеместно в Сирии в 2012-2013 годах, поставили вооруженные силы Сирии перед фактом применять всю авиацию, в том числе устаревшую. Перед лицом противника делать было нечего. Трудно сказать, сколько самолетов оставалось у ВВС Сирии. Потери «по горячим следам» считать тяжело, но позже - еще сложнее. Еще в 2006 году у ВВС Сирии находилось 784 машин, но в последующие годы летный состав постоянно сокращался.

С началом военных действий и в условиях активного участия в войне падение численности машин пошло ускоренными темпами. На 2015 г. практически исчезли вертолеты как род авиации. Их бы уничтожено более 90 % машин. Положение оказалось настолько острым, что в боевых действиях на сухопутном фронте участвовали даже противолодочные вертолёты ВМС.

В ходе войны в бой отправлялись почти все самолеты боевой линейки Сирии, оставшиеся у правительства, за исключением устаревших истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Костяком боевой авиации вначале войны стал МиГ-25, вооруженный крупнокалиберными пулеметами, ракетами, самолет может нести обширный комплекс бомб. Другой самолет, весьма популярный в ВВС Сирии, - штурмовик Су-25. Широкая боевая эксплуатация при слабой квалификации многих самолетов и сильного ПВО врага привели к тому, что большинство из них было потеряно.

Другой причиной стал быстрый захват обширной территории повстанцами и ИГИЛ, которые захватили аэродромы и находящиеся там летательные аппараты. Многие оставшиеся самолеты стали технически небоеспособными.

В конечном итоге сирийских самолетов было уничтожено много: страна лишилась около 15 % парка летательных аппаратов.

Но даже с учетом этого боевую деятельность ВВС Сирии вполне можно назвать подвигом. Не имея запасных деталей, современных боеприпасов, горючего, на устаревших и условно годных к полетам самолетах, с нередко неопытными летчиками, боевая авиация САР четко исполняла свои функции.

Тем не менее в целом боевые действия проходили с неодинаковым итогом, и, отбивая наступления врага в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года положение подошло к кризисной черте. И в это время стали планироваться боевые действия ВКС РФ, быстро переломившие обстановку.

Перелом в небе

Активные военные действия российской авиации в Сирии (с 30 сентября 2015 года) дали возможность сирийским ВВС отдохнуть, причем практически все современные самолеты были отправлены на ремонт и модернизацию. Сирийские Су-24МК получили новейшее, более эффективное снаряжение, что увеличило перечень используемых в боях бомб и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко усилило результативность их воздействия - отныне сирийские Су-24, пользуясь модернизированной оснасткой и после повышения квалификации пилотов, могли уничтожать сразу несколько мишеней.

Участие в боевых действиях российских летчиков и модернизация костяка современных самолетов сирийских ВВС дали возможность значительно уменьшить боевое применение учебно-боевых L-39. Боевая нагрузка на сирийскую армейскую авиацию также упала. Теперь в атаку шли российские вертолеты Ми-24П, их легко узнали на видео даже не по внешним габаритам, отличным от сирийских Ми-25, а по летным характеристикам: атаки на малых высотах и огромных скоростях при активном маневрировании были по плечу только отдельным, крайне немногочисленным местным вертолетчикам.

Другой причиной увеличения активности и роли сирийской авиации стали подкрепления из-за границы, главным образом из России. Эти процессы, активизировавшиеся в 2012 году и увеличившиеся в последующие два года, позволили сократить темпы падения военных возможностей, а после этого и увеличить количество самолетов. Огромную роль исполнила пересылка комплектов деталей, позволявших держать на должном уровне техническую активность авиапарка, и начатые опять курсы повышения квалификации военных кадров ВВС Сирии в России.

ВВС Сирии в боях

В сложных условиях боевых действий сирийские ВВС осуществляли почти весь диапазон задач — от помощи окруженным врагом базам до отдельных бомбардировок. О напряженности и высокой эффективности авиации говорит короткий анализ операций ВВС Сирии. Например, в марте 2014 года бомбардировщик Су-24МК со сделанным в России управляемым боеприпасом поставил точку в обороне исламистами из ИГИЛ крепости Крак де Шевалье около Хомса. Высокоточная авиабомба взорвала брешь в крепостной стене. Благодаря этому сирийские спецназовцы прорвались в замок и перебили боевиков. Армия Сирии провела операцию успешно.

ВВС Сирии были практически единственным средством в руках правительства Дамаска, умеющим результативно поддерживать свои армию. Но это достигалось высокой ценой - количество самолетов, готовых к вылету, постоянно сокращалось.

В ряде случаев полеты продолжались в тяжелейших условиях, как в блокированном террористами Дейр-эз-Зоре. Там истребители МиГ-21 взлетали практически под минометным обстрелом, ведя огонь по врагу, укрепившемуся совсем неподалеку.

Современные ВВС Сирии

Сейчас состав авиации объединяет технику истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Командование ВВС Сирии представлено главнокомандующим, а также министром обороны и начальником генерального штаба. Верховным главнокомандующим является Башар Асад, пост министра обороны занимает генерал Ф. Д. аль-Фредж, а начальником генерального штаба назначен генерал-лейтенант А. А. Айюб.

Флаг ВВС Сирии представляет полотно синего цвета, в верхнем левом углу находится государственный флаг САР, в центре круг из трех цветов: внешний - красный, средний - белый, внутренний - черный. При этом на белом круге есть две зеленые пятиконечные звезды.

Сколько самолетов у ВВС Сирии? Самолетный парк состоит из некоторого числа МиГ-29, которые либо были модернизированными, либо поставлены из России (МиГ-29М). Костяк авиации составляют Су-24, вылетая до тридцати раз в сутки. По-прежнему военны-воздушные силы Сирии насчитывают очень много устаревших самолетов.

Значительное количество самолетов, способных участвовать в боях, с началом войны достаточно быстро сгруппировались в центре и на западе Сирии, в основном на авиабазах ВВС Сирии.

Всего в государстве существует 34 аэродрома. Военная авиация занимает из них лишь 15.

Структура значительной части аэродромов представлена взлетно-посадочными дорожками с твердым покрытием, открытыми площадками для самолетов и так далее.

Характерным примером является авиабаза Шайрат - военный аэродром находится в 32 км от г. Хомс. Дистанция от столицы Сирии - 122 км, от российской авиабазы - 135 км. Авиабаза служит одной из базовых стоянок ВВС САР и имеет асфальтовую полосу для подъема самолетов, и около сорока укрепленных самолетных помещений.

За все время военного противостояния в Сирии, правительственные силы ни разу не теряли контроль над авиабазой Шайрат. По некоторым данным, с 2015 г. Шайрат временами применялся ВКС России как аэродром подскока.

Почти с самого начала гражданской войны в Сирии в различных средствах массовой информации стали появляться сообщения о применении против мятежников тяжелой техники и авиации. Вне зависимости от правдивости, эти в свое время стали еще одним поводом для критики и обвинений в сторону администрации сирийского президента Б. Асада. Немного позже появились более достойные подтверждения того, что сирийские военные действительно используют в своих операциях боевые самолеты и вертолеты, однако это использование в большинстве случаев сводится к транспортной функции. Удары по противнику если и производятся, то достаточно редко ввиду характерных особенностей гражданской войны.


На момент начала вооруженного конфликта ВВС Сирии были одними из самых многочисленных в регионе. В то же время, количество в этом случае почти не переходит в качество. Самым новым боевым самолетом сирийской военной авиации является советский/российский истребитель МиГ-29. Согласно различным источникам, общее количество таких самолетов всех модификаций не превышает 75-80 единиц. Не так давно сирийское руководство намеревалось модернизировать имеющиеся МиГ-29, однако воплощению этих планов помешала война. В результате самым массовым типом самолетов в сирийских военно-воздушных силах остается МиГ-21. Общее число этих самолетов оценивается в 140-200 бортов. Столь большая разница в оценках вызвана строгим режимом секретности, установленным сирийским военным руководством. Однако даже секретность не может значительно повысить боевой потенциал истребителей МиГ-21 и вывести их на современный уровень. Из-за этого такие самолеты используются в основном для разведки. Вторые по численности самолеты ВВС Сирии – МиГ-23. Их насчитывается более сотни. При этом имеется информация об уничтожении, как минимум, двух таких истребителей-бомбардировщиков. Один из них сгорел на аэродроме в результате обстрела инсургентами в марте этого года, другой якобы был сбит ими же в августе. Объективного подтверждения второй удачи повстанцев нет, да и не предвидится. Наконец, в составе ВВС Сирии имеется несколько десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-25. Общее их количество незначительно и вряд ли может оказать серьезное влияние на ход какого-либо серьезного конфликта.


Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач. Большинство винтокрылых машин – более сотни – это вертолеты семейства Ми-8. Общее количество ударных вертолетов трех моделей не превышает 75-80 единиц. Это Ми-24 советского производства, французские SA-342 и доработанные соответствующим образом Ми-2. Кроме вертолетов транспортные функции в сирийских ВВС выполняют около двадцати самолетов семи типов, в основном советского производства.

Как видим, численные показатели ВВС Сирии на фоне других стран региона выглядят значительными. В то же время, большое количество старой техники нисколько не повышает боевой потенциал этого рода войск. Главной причиной таких проблем являются экономические процессы, происходившие в последние десятилетия по всему Ближнему Востоку. По состоянию на 2009 год общие сирийские ассигнования на военно-воздушные силы составляли около 3,5% от валового внутреннего продукта. Для сравнения, лет 25-30 назад эта часть бюджета превышала порог в двадцать процентов. В то же время, за последние годы значительно вырос бюджет на закупку новых вооружений и техники. В девяностых годах среднегодовые вложения в новую технику не превышали 550-600 миллионов долларов. В последние годы перед гражданской войной эти показатели увеличились до нескольких миллиардов в год. Тем не менее, в 2007 году, во время проведения Израилем операции «Фруктовый сад», боевой потенциал сирийских ВВС не позволил отразить атаку вражеских самолетов.

Помимо экономических затруднений быстрому обновлению не только ВВС, но и всех вооруженных сил Сирии мешает и внешнеполитическая ситуация. В 2003 году Дамаск подвергся международным санкциям из-за подозрений в сотрудничестве с иракскими вооруженными формированиями, появившимися после свержения С. Хусейна. Даже после смягчения отношения к Сирии почти каждый контракт на поставку вооружений и техники становился предметом скандала той или другой величины. К примеру, в 2007 году, вскоре после удачного израильского удара, появились слухи о возможной покупке Сирией российских самолетов МиГ-31 в экспортной конфигурации. Такие перехватчики могли бы прийти на смену устаревшим МиГ-25 и значительно улучшить способности сирийских ВВС по защите воздушного пространства своей страны. Однако почти сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Вялые споры вокруг МиГ-31 для Сирии шли до конца весны 2009 года, когда в СМИ появились сообщения о приостановке переговоров из-за финансовых проблем Дамаска. В конце концов, в октябре 2010 года руководство «Рособоронэкспорта» успокоило всех «взволнованных» и официально заявило, что никакого контракта не было.

Еще одна , которую можно считать примером трудностей с обновлением вооруженных сил, произошла этим летом. Самый обычный рейс самого обычного сухогруза под названием Alaed вызвал шквал критики и чуть ли не скандал. Из каких-то источников стало известно, что на борту судна перевозятся три вертолета Ми-25 сирийских ВВС, отремонтированные и модернизированные в России. Кроме того, «народная молва» приписала сухогрузу и другой груз военного назначения: некие зенитные ракетные комплексы. Несмотря на специфику применения этого вида вооружений, гипотетические поставки ЗРК тоже стали объектом критики. И все же со временем та история забылась и сторонники сирийских повстанцев переключились на другие, более актуальные темы.

В целом, состояние ВВС Сирии выглядит неоднозначным, а проблемы с обновлением парка техники только прибавляют пессимизма в оценках. Стоит отметить, что даже имеющимися силами сирийские военные летчики вполне способны решать те задачи, которые ставятся перед ними в настоящее время. Однако только при продолжении войны с инсургентами. Если же сирийская война пойдет по тому же сценарию, что и война в Ливии, то военно-воздушные силы Дамаска вряд ли смогут серьезно ответить на угрозы. Учитывая «традиционную» для стран НАТО методику ведения локальных войн, можно предположить, что в случае международной операции против Сирии главным элементов ее обороны станут войска ПВО. Именно они теоретически могут дать отпор воздушному нападению. К сожалению, сирийская ПВО тоже может не справиться с отражением атак, но в настоящее время количественный и качественный состав военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны не позволяет строить смелые планы.

В результате ВВС Сирии оказываются в специфическом положении: они не могут достойно противостоять зарубежной агрессии и в то же время имеют слишком большой ударный потенциал для большинства задач, возникающих в ходе гражданской войны. К примеру, удары истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, по вполне понятным причинам, возможны только во время боев на больших открытых пространствах. В свою очередь, городские бои практически полностью исключают использование авиации, за исключением транспортных вертолетов для быстрой переброски подразделений в нужный район. Таким образом, к экономическим проблемам сирийских военно-воздушных сил добавляются еще и вопросы тактического характера. Обе эти проблемы «совместными усилиями» очень сильно мешают как ВВС, так и всем вооруженным силам Сирии в целом.

По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://periscope2.ru/
http://sipri.org/
http://defense-update.com/

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

На сегодняшний день армия Сирии является одной из мощнейших армий арабского мира на Ближнем Востоке. Вооруженные силы это страны обладают традиционной структурой из 3 видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, военно-морские силы. Общая численность вооруженных сил оценивается в 320 тыс. человек (16-е в мире), в резерве находится 354 тыс. человек, мобилизационный ресурс оценивается в 4 млн. человек, из которых 2,3 млн. годны к прохождению воинской службы. Помимо вооруженных сил в Сирии существуют формирования жандармерии – около 8 000 человек и Народная армия (ополчение).

Современная военная доктрина страны была заложена в начале 90-х годов прошлого века и строится на принципе оборонительной достаточности, которая и определяет развитие ВС. В качестве главного противника выступает Израиль, также не исключается угроза военных конфликтов с Ираком и Турцией. Доктрина предусматривает использование армии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это уже было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 году, а также в Ливане с 1976 года до вывода войск в 2005 году. Военно-политическое руководство страны считает, что наличие сильных вооруженных сил позволяет Сирии выступать равноправным партнером Израиля в проведении мирных переговоров.


Сухопутные войска Сирии

Высшим соединением сухопутных войск, существующим в мирное время, выступает армейский корпус. Он же является высшим оперативно-тактическим объединением. Основным тактическим соединением сухопутных войск является дивизия. Всего в составе сухопутных войск насчитывается 215 000 человек (еще 300 000 находятся в резерве). В мирное время ими укомплектовано 3 армейских корпуса, 12 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 полков спецназа (коммандос), 1 отдельный танковый полк и 1 ракетная бригада береговой обороны, оперативно подчиняющаяся ВМС.

Из 12 сирийских дивизий 7 являются танковыми, 3 механизированными, 1 дивизия Республиканской гвардии (по сути танковая), 1 дивизия спецназа. Также имеется 4 отдельных пехотных бригады, 3 бригады оперативно-тактических ракет (типа «Луна-М», «Скад», «Точка»), 2 противотанковых бригады, 2 артиллерийских бригады и бригада пограничной охраны.

Наиболее подготовленным и боеспособным соединением сирийской армии является дивизия республиканской гвардии. Дивизия состоит из 2 танковых и 2 механизированных бригад. На вооружении дивизии находится до 350 танков Т-72 (модернизированные), до 350 БМП-2/3, 30 152-мм САУ 2С3 «Акация», 20 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 30 РСЗО БМ-21 «Град», 50 ЗСУ «Шилка» и другая боевая и вспомогательная техника.

Обычные сирийские танковые дивизии состоят из 2 танковых и 1 механизированной бригад, но имеют меньше количество танков до 300 Т72/62, а их мотострелки передвигаются на БТРах и БМП-1. Помимо этого большая часть артиллерии в таких частях является буксируемой.

Механизированные дивизии имеют в своем составе 1 танковую бригаду и 2 механизированных, вооружаются 200 танками Т-62/55, их мотострелки передвигаются на БТРах. Артиллерийские полки таких дивизий оснащаются буксируемыми 130-мм пушками М-46 и 122-мм гаубицами Д-30.

Пехотные бригады сирийской армии предназначены для прикрытия фронта на второстепенных участках боевых действий, противотанковые и артиллерийские бригады предназначены для поддержки в бою механизированных соединений. Ракетные бригады, имеющие на вооружении оперативно-тактические ракеты, предназначены для нанесения по противнику ударов с использованием массового поражения.

ПТРК "Корнет-И"


Всего на вооружении сухопутных сил находится около 4800 танков, среди них 1500-1700 Т-72 разных модификаций, около 1000 Т-62, 2000-2250 Т-54 и Т-55, из которых примерно 1000 находится на консервации. В силу того, что последние танки были поставлены в страну еще во времена СССР, армейский танковый парк нельзя считать современным. Однако, по информации ряда источников, Сирия предпринимает значительные усилия по модернизации имеющейся бронетехники.

За последние десятилетия известно лишь о двух крупных контрактах Сирии в интересах сухопутных войск. В 1995 году на Украине была заказана модернизация 200 танков Т-55 до версии Т-55MB. Данные танки получили усиленное бронирование, динамическую защиту фронтальной части и частично бортов, а также комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». В свое время модернизации с усилением лобового бронирования и оснащения динамической защитой подвергалась и часть имеющихся Т-72. Ряд экспертов считает, что танки Т-72 из состава дивизии Республиканской гвардии могут использовать комплекс управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс». В 1998 году Дамаск заключил с Москвой соглашение о поставке 1000 ПТУР «Корнет-И» на сумму 65 млн. долларов, а также комплексов «Местис-М» на сумму в 73 млн. долларов.

Основным транспортным средством для перевозки мотострелков является БМП-1 (имеется до 2450 машин), также на вооружении находится до 100 БМП-2 и несколько десятков БМП-3. Помимо этого в войсках имеется около 1000 БРДМ-2, включая самоходные установки для пуска ПТУР и свыше 1500 БТРов, в том числе 1000 БТР 50/60/70 и около 500 БТР-152.

Огневую поддержку механизированным подразделениям призваны обеспечить свыше 500 САУ. Среди которых 50 152-мм САУ 2С3 «Акация», 400 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и более 50 122-мм САУ SP122 местного производства. Данная САУ представляет собой гаубицу Д-30, смонтированную на открытой установке на базе шасси танка Т-34-85.

САУ 2С1 "Гвоздика"


Помимо самоходной сирийская армия обладает значительным количеством буксируемой артиллерии (около 1500 стволов). Среди них 10 180-мм дальнобойных орудий С-23, 70 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 и гаубиц Д-20, около 800 130-мм пушек М-46, около 500 122-мм гаубиц Д-30 и 150 122-мм гаубиц М-30. Помимо этого около 500 122-мм гаубиц находится на хранении.

Также Сирия располагает значительным количеством минометов. Имеется около 100 минометов калибра 160 мм, около 10 240-мм минометов, примерно 400 120-мм минометов и внушительное количество батальонных минометов калибра 82 мм.

Помимо традиционной артиллерии на вооружении сухопутных войск находится до 300 РСЗО БМ-21 «Град» и до 200 РСЗО «Тип 63» китайского производства, имеющих калибр 107 мм.

ВВС и ПВО Сирии

ВВС и ПВО страны насчитывают в своих рядах 100 000 человек, из них 60 000 в ПВО и 40 000 в ВВС. Военно-воздушные силы состоят из истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

МиГ-23МЛД ВВС Сирии


Стоит отметить, что ВВС страны располагают достаточным количеством боевых машин, которые в большинстве своем являются устаревшими. Наиболее боеспособными истребителями из состава ВВС являются 48 МиГ-29, которые в конце 90-х начале 2000-х годов были модернизированы при помощи российских специалистов. Определенную ценность могут представлять и 20-25 тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-25, а также до 50 истребителей МиГ-23МЛД. Помимо них в составе ВВС Сирии насчитывается до 150 истребителей МиГ-21, боевая ценность которых в сравнении с истребителями Израиля стремится к нулю.

Ударная авиация Сирии насчитывает около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24, аналогичное число истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и столько же истребителей-бомбардировщиков Су-22. Бомбардировщики Су-24 способны совершать полеты на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, развивать сверхзвуковую скорость, а также использовать управляемое вооружение. Именно они являются наиболее эффективным ударным средством ВВС страны и способны работать даже в условиях неприятельского господства в воздухе.

ВВС страны, несмотря на наличие небольшого числа относительно современных машин, значительно уступают ВВС Израиля, как по качеству авиапарка, так и по его численности. Помимо всего прочего Израиль располагает лучшим летным составом и внушительной системой обеспечения действий своих ВВС, в том числе самолетами ДРЛОиУ, в то время как Сирия вынуждена обходиться лишь системой наземных радаров.

Су-22 ВВС Сирии


Армейская авиация Сирии насчитывает около сотни боевых вертолетов: 55 французских SA-342 «Газель» и 36 советских Ми-24, помимо этого в ее составе находится около 100 транспортных вертолетов Ми-17 и до 10 вертолетов Ми-2.

Соседство Сирии с Израилем, который обладает значительными и хорошо подготовленными ВВС, всегда заставляло руководство этой арабской страны уделять пристальное внимание ПВО. В настоящее время Сирия располагает значительным количеством зенитно-ракетных комплексов, а также внушительным парком ствольной зенитной артиллерии.

Части ПВО страны представлены 2 дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (в составе дивизий ПВО и отдельными, всего около 150 батарей), частями радиотехнических войск. В настоящее время на вооружении находится 908 ПУ ЗУР (около 600 С-75 и С-125, до 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего радиуса действия С-200М, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 артиллерийских орудий ПВО). Территория страны поделена на 2 зоны ПВО: Южную и Северную. Для управления противовоздушной обороной страны имеется 3 полностью компьютеризированных КП.

По большей части на вооружении находятся устаревшие ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» (последние прошли модернизацию, улучшена возможность перехвата воздушных целей в условиях сильного радиоэлектронного подавлении со стороны противника). Данные средства ПВО не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, наряду с этим эксперты отмечают проблемы и с подготовкой личного состава соединений.

ЗРК "Квадрат"


Наиболее дальнобойными и современными средствами ПВО являются ЗРК С-200М (Вега-М), развернутые в 2 бригады общим количеством 48 штук. Дальность их стрельбы превышает 250 км, в отличие от своих ранних аналогов, данная модификация позволяет бороться и с низколетящими целями. Для прикрытия районов развертывания данных комплексов ПВО Сирии располагает 14 батареями (60 ПУ) мобильных ЗРК «Оса».

Сухопутные войска в бою и на марше от атак с воздуха прикрываются ЗРК «Стрела-1» (до 20 ПУ на базе БРДМ), «Стрела-10» (30 ПУ на базе МТ-ЛБ), а также более чем 4000 расчетов вооруженных ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стрела-2М». Основным мобильным средством ПВО для сухопутных войск является ЗСУ-23-4 «Шилка», имеющая на вооружении счетверенную 23-мм артиллерийскую установку. Помимо этого войска имеют около 1200 буксируемых установок, из которых 600 приходится на ЗУ-23-2, а еще около 600 на 57-мм зенитные орудия С-60.

Подводя итоги можно сказать, что ПВО Сирии, хотя и не располагает новейшими ЗРК, наподобие Бук-М1 или С-300, при грамотном применении в состоянии обеспечить должный уровень прикрытия гражданских объектов и войск с воздуха, вынудив ВВС противника переключиться с атак наземных объектов на борьбу со средствами ПВО.

Военно-морские силы Сирии

ВМС Сирии самый малочисленный вид вооружённых сил – около 4 000 человек. Основные задачи – защита морских коммуникаций, оборона морского побережья страны и территориальных вод от ударов корабельных группировок противника. Штаб ВМС находится в Латакии, корабли расположены в 3 базах: в Латакии (главная база флота), Тартусе, и Мина-эль-Бейде. В состав флота также входят артиллерийские и ракетные части береговой обороны, эскадрилья вертолетов ПЛО, батальон наблюдения и отряд боевых пловцов.

Ракетный катер пр. 205


В состав флота входит 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, 1 гидрографическое и 1 учебное. Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские противолодочные корабли проекта 159Э, переданы стране в 1975 году), 3 десантными кораблями проекта 770 (переданы в 1981-84 годах) и 5 тральщиками, также советского производства (получены в 70-80-е годы). Из боевых катеров 10 являются ракетными проекта 205 различных модификации (были поставлены в период с 1979 по 1982 год), 8 патрульных проекта 1400 с пулеметным вооружением (поставлены из СССР в 1984-1986 годах).

На вооружении морской авиации находится 24 противолодочных вертолета (Ка-28 – 4 единицы, Ми-14 – 20 единиц). Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ мобильных комплексов береговой обороны (6 ПУ «Рубеж» и 4 ПУ «Редут», а также около 100 ракет обоих типов), 36 артиллерийских орудий калибра 130 мм и 12 артиллерийских орудий калибра 100 мм.

Стоит отметить, что корабли и катера ВМС Сирии морально устарели и сильно изношены, нуждаются в капитальном ремонте и замене на новые суда.