Как природные условия влияют на жизнь людей. Влияние природной среды на здоровье и человека на природу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: «Человек и природа. Общая характеристика территории России»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА . ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнцу, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8 ... -10 °С, летом +23 ... +25 °С, скорость ветра зимой -- 0,15 м/с, летом -- 0,2-- 0,4 м/с, относительная влажность воздуха соответственно 40--60% . Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия -- это условия, крайне неблагоприятные для организма человека: очень низкие температуры зимы, очень высокие температуры лета, сильные ветры, очень высокая влажность.

В нашей стране можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где возводить любые постройки крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50 ... -60 °С, а летом иногда больше +30 °С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95 °С на юге и 105 °С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45 ... -50 °С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Такие условия создают большие трудности не только человеку, но и орудиям труда. Температура -45 °С -- критическая для механизмов. Для северных районов их необходимо изготавливать из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные материальные затраты средств, энтузиазм людей, использование достижений науки и техники.

Стихийные природные явления и их причины. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, тяжелые по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.

АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ

Природные ресурсы. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы, можно разделить на три группы:

I группа: первичные потребности в воде, воздухе, одежде, жилище;

II группа: производственные потребности (в сырье, энергии и т. д.);

III группа: потребности в отдыхе, оздоровлении.

Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными (естественными) ресурсами. Состав используемых людьми природных ресурсов во времени значительно менялся.

Все природные ресурсы: минеральные, климатические, водные, земельные, биологические можно разделить условно на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые. К возобновимым относятся земельные, водные, биологические, растительные, животные. К невозобновимым относятся: минеральные. Неисчерпаемые ресурсы -- это энергия Солнца, текучей воды, ветра, а также климатические ресурсы.

Влияние деятельности человека на природные комплексы. Хозяйственная деятельность человека -- это особый фактор, влияющий на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Изменяя природу, человек должен предвидеть последствия и в случае необходимости предотвращать их.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова актуальны и сегодня. Отрицательные последствия влияния деятельности человека на природу в ряде случаев не являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их -- ошибки в технических и научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния на природу, и мнения географов и экологов.

Например, ученые установили, что внесение минеральных удобрений в почву без достаточного учета количества осадков, влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озера, водохранилища. А это не только потери затраченного труда, энергии, сырья на изготовление и транспортировку удобрений, но и загрязнение водных объектов, ухудшение качества воды.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Рациональное природопользование базируется на результатах изучения особенностей природы различных территорий страны и оценки природных ресурсов; оно предполагает участие в определении путей их рационального использования и предотвращении неблагоприятных природных процессов, в разработке мер по охране природы. Этими задачами определяются и его главные направления: а) использование знаний о природных комплексах, получаемых географами и представителями других наук с помощью разных методов, в том числе и космических; б) применение этих знаний в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; в) разработка основ рационального природопользования; г) обеспечение контроля за состоянием природы; д) составление прогнозов рационального природопользования.

Географическая наука все активнее участвует в выработке рекомендаций по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Принципы рационального природопользования. Человек, используя многообразные природные богатства -- воздух, воду, почву, полезные ископаемые и др., далеко не всегда умело и рачительно распоряжается ими.

Рациональное природопользование -- это целенаправленная деятельность, обеспечивающая возрастающие потребности общества путем всемерной интенсификации использования природных ресурсов, сохранение природных богатств в интересах будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрану и восстановление эстетических свойств природных комплексов. Рациональное природопользование включает: охрану природы, рациональное освоение природы, преобразование природы.

Охрана природы -- это целый комплекс экономических, научных, административно-правовых мер, направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах общества. В решении задач рационального использования природных ресурсов географическая наука должна сыграть ведущую роль, потому что она исследует природу комплексно, как единое целое. Знания о целостности географической оболочки, ее строении, взаимосвязи всех явлений, о природном комплексе и его изменении под влиянием деятельности человека составляют основу при разработке всех мероприятий по охране и улучшению природы.

Значение географического прогноза. В силу того, что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу и возникла проблема взаимоотношений «природа -- общество». Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека -- одна из основных задач географии в наше время.

Прогноз -- это научная разработка представления о природе будущего, ее состояниях и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека. Каждый день в средствах массовой информации мы встречаемся с одним из видов прогноза -- с прогнозом погоды. Это пример прогноза пассивного, так как человек, зная прогноз погоды на завтра, не может воздействовать на объект прогноза, т. е. не в состоянии изменить погоду.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной.

Источники экологической опасности. Экологическая ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в природе, последствиями техногенного вмешательства в природу.

Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озер не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах плотного заселения.

Главными источниками загрязнения воздуха являются промышленные предприятия, ежегодно выбрасывающие в атмосферу огромное количество вредных отходов (двуокиси серы и окиси азота), приводящих к образованию кислотных дождей. Такие дожди выпадают в районах Красноярска, Ангарска, на Урале и в других районах

России. Они способствуют загрязнению земной поверхности. Наиболее сильное загрязнены крупные города.

Информация, получаемая с космических спутников, дает представление о масштабах распространения загрязнений над многими промышленными городами. В частности, над Москвой и Санкт-Петербургом постоянно висит дымка, или облако смога. Дымовые языки протягиваются на расстояние до нескольких десятков километров. Особенно сильно загрязнена атмосфера над нефтепромышленными городами (например, Стерлитамаком).

Контроль за состоянием природной среды. В 70-е годы нашего века создана новая служба -- система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий -- мониторинг.

Мониторинг включает регулярные и многократные (повторные) наблюдения за загрязнением водной и воздушной сред, за развитием и распространением различных процессов и явлений. В России существует более 1000 пунктов, где проводятся такие наблюдения. С помощью космических средств наблюдения получают сведения о распространении лесных пожаров, о развитии сельскохозяйственных культур с целью прогноза урожайности, об образовании циклонов и т. п.

Географы и экологи России делают очень много для сохранения естественных природных комплексов нашей страны, для сбережения ее природных ресурсов. В 70-е годы географическая общественность страны первой поднялась на защиту Байкала.

В настоящее время в нашей стране не затронуто активной хозяйственной деятельностью около 60% площади. Во всем мире таких территорий осталось лишь 39%. Поэтому крупные лесные массивы России и прочие территории, не вовлеченные в сферу хозяйства, благотворно влияют на экологические процессы не только в России, но и далеко за ее пределами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Россия -- крупнейшая по площади страна мира, ее территория составляет 17,1 млн км 2 (1 / 8 часть суши). На долю России приходится 77% территории и 53% населения стран СНГ.

Россия -- страна двух частей света: около г / 3 (4185 тыс. км 2) ее территории расположено в Европе и 2 / 3 (12 971 тыс. км 2) -- в Азии. Граница между этими частями света проходит по Уралу. Европейская часть России открывается к побережью Атлантики и охватывает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа, Урал. Азиатская часть России, включающая Западную и Восточную Сибирь и Дальний Восток, восточным крылом выходит на побережье Тихого океана.

Россия -- великая северная держава, имеющая широкий выход к побережью Северного Ледовитого океана, более 60% ее территории относится к планетарной зоне Севера.

Россия имеет самые протяженные границы -- 58,6 тыс. км, 2 / 3 которых -- морские. Из 78 административно-территориальных единиц России 48 являются пограничными с 16 государствами-соседями. Большое количество пограничных государств способствует развитию торговых связей, в то же время периодически поднимаются вопросы о пересмотре границ: Япония претендует на Курильские острова, Эстония и Латвия -- на часть Ленинградской и Псковской областей, Китай -- на часть Хабаровского края и ряд островов на реке Амур.

Россия имеет сухопутные границы со следующими государствами: на северо-западе -- с Финляндией и Норвегией; на западе -- с Эстонией, Латвией, Белоруссией; граница с Украиной проходит по Валдайской, Среднерусской возвышенностям, Донецкому кряжу; на юге -- с Грузией и Азербайджаном -- по Главному Кавказскому хребту; с Казахстаном -- по южным отрогам Урала и Казахскому мелкосопочнику; с Монголией -- по Алтаю, Саянам и хребтам Забайкалья; с Китаем -- по Амуру; на крайнем юго-востоке -- с КНДР. Из них самыми протяженными являются границы с Казахстаном -- 7200 км, Китаем -- 4300 и Монголией -- 3400 км.

Большая часть морских границ проходит на севере и востоке. На севере -- с США и Канадой -- по Баренцеву, Карскому, морю Лаптевых, Восточносибирскому, Чукотскому морям; на востоке -- с США и Японией -- по морям Тихого океана: Японскому, Охотскому, Берингову; на западе -- со Швецией, Польшей, Германией и другими прибалтийскими государствами -- по Балтийскому морю; на юге -- с Турцией, Болгарией, Румынией -- по Черному морю; с Ираном, Азербайджаном и Туркменией -- по Каспийскому морю.

После распада СССР Россия стала практически сухопутной державой, так как огромные пространства страны, особенно в азиатской части, находятся на очень большом расстоянии от морей. На Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербург, Выборг и Калининград, на Черном море -- Новороссийск и Туапсе. Потеря портов тяжелым бременем легла и на военно-морской флот. Целесообразно подписание взаимовыгодных соглашений со странами СНГ о возможности использования портов в интересах России и всех государств содружества.

Россия занимает центральное положение по отношению к другим государствам, входящим в СНГ. Почти все они могут осуществлять связи друг с другом через территорию России. Сухопутные виды транспорта -- железнодорожный и автомобильный -- играют важную роль. Этому способствует и направление железных и автомобильных дорог, расходящихся из центра страны в разные стороны. Казахстан и государства Средней Азии также осуществляют связи с другими странами через территорию России.

По сравнению с бывшим СССР значительно изменилось геополитическое положение России.

Страны Восточной Европы, имевшие с СССР тесные экономические (СЭВ) и военные (Варшавский Договор) связи, в настоящее время в большей степени ориентированы на военно-экономическое сотрудничество с Западной Европой и США (программа НАТО «Партнерство во имя мира», участие в работе ЕЭС). России необходимо усилить свое геополитическое влияние, восстановить былой политический авторитет и экономические связи в этом регионе. Особое значение для России имеют региональные соглашения со странами Балтийского и Черноморского бассейнов.

В странах ЕЭС возрастает роль Германии, с которой у России установились прочные экономические и политические отношения.

На востоке России находятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где наряду с лидерами мировой экономики и политики Японией, Китаем, Индией быстрыми темпами развиваются новые индустриальные страны (НИС): Южная Корея, Индонезия, Тайвань, Филиппины. Развитию активного экономического диалога в АТР не способствуют политические отношения с лидером региона Японией, напротив, в последнее время активизировались экономические отношения с Китаем и НИС, прежде всего с Южной Кореей.

Особая роль в мировой геополитике принадлежит укреплению и развитию многосторонних связей России с США, с которыми уже заключены соглашения о разоружении, освоении космоса, развитии экономических и научно-технических связей.

Большое значение приобретают отношения России со странами Севера (Канадой, штатом США -- Аляской, государствами Северной Европы). Опыт освоения северных территорий чрезвычайно важен для нашей страны.

Сложная, противоречивая обстановка складывается на южных рубежах СНГ, где Россия выступает гарантом мира и стабильности на границе с Афганистаном и другими странами исламского фундаментализма.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Россия -- федеративное государство. Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., определено, что в состав Российской Федерации входит 89 равноправных субъектов федерации: 21 республика, 6 краев и 49 областей, 2 города федерального значения -- Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов.

При социально-экономическом районировании территории России не нарушаются границы республик, краев, областей и других субъектов федерации. Таким образом, экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов федерации, отличающихся от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.

В настоящее время действует официально признанная схема деления России на 11 экономических районов. Это районирование используется научными учреждениями, проектными организациями; по нему сводится вся статистика и даже составляются прогнозы погоды. В учебной и научной литературе часто применяются и другие сетки районирования.

На территории России выделяют 11 экономических районов.

1. Центральный: 12 областей -- Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская (соседи Москвы 1-го порядка); Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская (соседи 2-го порядка); 1 город федерального значения -- Москва.

2. Северо-Западный: 3 области -- Ленинградская, Новгородская, Псковская; 1 город федерального значения -- Санкт-Петербург.

3. Северный: 3 области -- Мурманская, Архангельская, Вологодская; 2 республики -- Коми, Карелия; 1 автономный округ -- Ненецкий (входит в состав Архангельской области).

4. Центрально-Черноземный: 5 областей -- Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская (ранее в состав района иногда входили также Орловская, Брянская, Пензенская области).

5. Волго-Вятский: 2 области -- Нижегородская, Кировская; 3 республики -- Мордовия, Марий Эл, Чувашия.

6. Поволжский: 6 областей -- Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская; 2 республики -- Татарстан, Калмыкия.

7. Северокавказский : 1 область -- Ростовская; 2 края -- Краснодарский, Ставропольский; 7 республик -- Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан.

8. Уральский: 5 областей -- Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская; 2 республики -- Удмуртия, Башкортостан; 1 автономный округ -- Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области).

9. Западносибирский : 5 областей -- Тюменская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская; 1 край -- Алтайский; 1 республика -- Алтай (ранее Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края); 2 автономных округа -- Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский (в составе Тюменской области).

10. Восточносибирский : 2 области -- Иркутская, Читинская; 1 край -- Красноярский; 3 республики -- Тыва, Бурятия, Хакасия; 4 автономных округа -- Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский (оба в составе Красноярского края); Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Агинский Бурятский (в Читинской области).

11. Дальневосточный: 4 области -- Амурская, Сахалинская, Магаданская, Камчатская; 2 края -- Хабаровский, Приморский; 1 республика -- Якутия (Саха); 1 автономная область --

Еврейская; 2 автономных округа -- Корякский (в Камчатской области), Чукотский.

Отдельно следует рассматривать Калининградскую область, представляющую собой полуанклав -- часть страны, оторванную от основной территории и омываемую ее территориальными водами на Балтике. В рамках экономического районирования ее относят к Северо-Западному экономическому району.

В новых экономических условиях подходы к районированию территории России значительно изменяются. Во-первых, выделенные районы неравноценны по природно-ресурсному и трудовому потенциалу, размерам территории; во-вторых, нет единой четко выделенной специализации или она изменилась со временем; в-третьих, в связи с большой хозяйственной самостоятельностью входящих в них административных единиц (республик, краев, областей) они потеряли функцию единого управления, имеют другой характер внутренних связей внутри страны, что ранее обеспечивало их единство.

Подобные документы

    Взаимодействие общества и природы на разных этапах развития человечества. Характеристика, типы и законы устойчивости природных систем. Особенности технологических и экологических форм воздействия человека на биосферу. Стратегии улучшения природных систем.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Основные экологические изменения природы Острошицкого городка, его географическое положение, общая характеристика природных условий. Влияние природных условий на материальную, культурную и духовную жизнь Острошицкого городка, его антропогенные факторы.

    практическая работа , добавлен 12.05.2009

    Свойства и биохимическая функция алюминия. Геохимическая характеристика элемента в природных средах. Производства по добыче металла. Роль алюминия в эволюции жизни и формировании периодов взаимодействия природы и общества, влияние на здоровье человека.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2010

    Воздействие человека на природные экосистемы. Богатство природных ресурсов Белгородской области, существующие проблемы в сфере природопользования. Этапы внедрения в жизнь региональной концепции экологической безопасности населения региона, охраны природы.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Изучение природопользования - общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных, культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. Особенности эко-мониторинга.

    шпаргалка , добавлен 25.03.2010

    Природно-географическая характеристика Краснодарского края и Белореченского района. Изучение особенностей экологической обстановки региона и основных экологических проблем. Анализ зависимости здоровья населения от природных условий в Краснодарском крае.

    реферат , добавлен 17.11.2014

    Свойства и биохимическая функция цинка. Геохимическая характеристика элемента в природных средах. Месторождения и производства по добыче металла. Влияние цинка и его соединений на здоровье человека. Модель устойчивого развития системы "природа-общество".

    контрольная работа , добавлен 11.09.2010

    Роль природы в жизни человеческого общества, источники и последствия негативного воздействия на нее, анализ практических примеров. Современные этапы воздействия человека на природу. Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Проблема взаимодействия общества и природы как предмета экологической формы сознания. Необходимость рационального использования природных ресурсов в интересах социальных групп и всего человечества. Концепция права, морали и этики в эко-образовании.

    реферат , добавлен 17.12.2011

    Характеристика рельефа, климата, природных вод, растительного и животного мира Лысьвенского муниципального района Пермского края. Анализ угроз экологической безопасности, факторов антропогенного воздействия. Изучение экологической ситуации в районе.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, было и остается составной частью единой многообразной природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без окружающей их природной среды.

Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства (в первую очередь такие, как полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы», а следовательно, без природы как таковой. Она является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом.

Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни человека, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых). От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных ископаемых, благоприятных природных условий для производства сельскохозяйственных продуктов. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом виде.

В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для человеческого вида условиях - в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в целом.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее важным благоприятным фактором развития человека.

Многообразие факторов и их классификация

К факторам, влияющим на здоровье человека и обусловливающим его образ жизни, а также качество жизни, относятся:

  • биологические (такие как наследственные признаки, в том числе тип высшей нервной деятельности, особенности морфологии, сложения, темперамент и т. п.);
  • природные (сюда относят климат, ландшафт, флору, фауну, стихийные природные явления – лавины, смерчи, засухи, наводнения, цунами, торнадо), качество окружающей среды;
  • социально-экономические;
  • состояние здравоохранения.

Так, например, состояние окружающей среды влияет на здоровье на 15-20% – в той же пропорциональности, как и генетические факторы.

Замечание 1

В целом факторы окружающей среды подразделяются на природные и антропонозные, то есть создаваемые людьми в местах постоянного проживания. Они могут иметь либо небольшой по интенсивности и постоянный, либо кратковременный, но мощный характер.

Условия существования, влияющие на организм

Список природных условий , влияющих на здоровье человека, достаточно велик. Это и характеристика атмосферы , ландшафта местности и характера пейзажа, где проживает человек, водной среды, его окружающей, флоры и фауны биосистемы. Доказанными считаются такие влияния как заметные колебания атмосферного давления (особенно для метеозависимых людей), энергетические воздействия (в том числе физических полей, ритма природных явлений) и некоторые другие.

Пример 1

Первым в $XX$ веке обратил внимание на энергетические явления, которые связаны с Солнцем, советский ученый Александр Леонидович Чижевский, открывший закономерности влияния солнечной активности на распространенность многих заболеваний. Позже было доказано и влияние фаз Луны (биоритмов) на самочувствие человека, на некоторые его состояния и медицинские показатели.

Среди основных физических факторов, влияющих на здоровье, – температура, влажность воздуха, вибрация, радиация, электромагнитные и звуковые колебания.

Немалая доля приходится и на радиационный фон. Если он превышен (вспомним аварию на Чернобыльской АЭС), серьезные проблемы со здоровьем, заключающиеся в ухудшении функций организма и склонности к частым болезням, гарантированы.

На здоровье человека влияет ряд химических факторов, проникающих в организм с вдыхаемым воздухом, через кожу, с пищей, водой. К их числу относятся негативно влияющие на здоровье табачный дым, выхлопные газы, дым от горящих свалок и от сжигаемых листьев (вредная практика сжигания опавшей листвы получила широкое распространение).

Состояние окружающей среды

Первые попытки вмешательства в природу начались с появлением на Земле человека. В дальнейшем преобразование природы «под себя» приняло активные формы, к настоящему времени приобретя глобальный характер. И в наши дни всего треть площади суши нашей планеты не несет на себе зримых следов деятельности человека. В различных регионах этот показатель сильно различается, например, в нашей стране к таким территориям относится 33,6% площади, в Северной Америке - 37,5%, в Африке - 27,5%, а в Европе - не более 2,8%. Из множества лесных массивов, которые обеспечивали атмосферу Земли кислородом, только леса Сибири и Амазонии способны к продолжению этой функции.

Замечание 2

Увеличение выбросов от различных технологических процессов привело к накапливанию в составе атмосферного воздуха до 350 разных канцерогенов, среди которых примерно каждый шестой обладает особенно сильными патогенными свойствами.

К территориям, неблагоприятно воздействующим на здоровье людей, относятся в частности: арктические и субарктические ландшафты, континентальные аридные и субаридные ландшафты, тропические и субтропические ландшафты.

На территории с благоприятными условиями для существования людей приходится в России лишь 1/3 ее площади. Хотя человек не способен полностью освободиться от негативного влияния природной среды, но он в некоторой степени адаптируется, приспосабливается к ее условиям.

Природная среда, в которой человек сформи-ровался и живёт, всё время изменяется, влияя на его здоровье и безопасность.

Благодаря природным условиям в Украине собирают щедрые урожаи. Здесь разводят рыбу, выращивают скот и птицу, занимаются пчеловод-ством. Хозяйствуя в различных природных зо-нах, украинцы производят необходимые для жизни и здоровья продукты питания.

Вследствие многолетней хозяйственной дея-тельности люди вызывают положительные и отрицательные изменения в природе.

Изменяются состав атмосферы, Мирового океана, почв, фон радиоактивности. На Земле наблюдается потепление. Это приводит к нару-шению экологического равновесия в природе.

Исчерпываются залежи нефти, газа, угля, что порождает угрозу «энергети-ческого голода». На Земле есть такие места, где почвы утратили плодородие. Там существует острая потребность в продуктах питания.

Современный человек не представ-ляет жизни без достижений техни-ческого прогресса : телевизора, холо-дильника, телефона, радио, моющих средств, красок, изделий из пластмас-сы и т.п. Разработаны эффективные лекарства. Автомобилем, поездом, самолётом удобно и легко преодолевать значительные рас-стояния.

Астронавты с орбитальной станции говорят с родными и знакомыми. Ежедневно человек получает новую информацию - на уроках, в до-роге, дома, во время отдыха, ведь везде люди слушают, читают, смотрят. Даже в метро пас-сажир может посмотреть телевизор, позвонить по мобильному телефону.

Именно с помощью достижений технического прогресса можно успеть всё сделать вовремя и хорошо, победить болезни, красиво и комфортно одеться, вкусно поесть, интересно отдохнуть.

Но технический прогресс имеет и другую сторону. Деятельность человека наносит вред природе из-за неправильного, необдуманного применения механизмов, работа которых свя-зана с выбросами в атмосферу углекислого и угарного газов, других веществ, губительно действующих не только на растения и животных, но и на людей. К сожалению, нарушаются также требования относительно использова-ния атомной энергии.

Загрязнение почвы, воздуха и воды химичес-кими веществами, отходами технологических процессов, выхлопными газами автотранспорта вызывает у людей аллергические заболевания, поражения кожи и дыхательных путей, обуслав-ливает возникновение злокачественных опухо-лей. Увеличилась заболеваемость людей, подверг-шихся радиоактивному облучению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому такой важной для жизни и здоровья человека является охрана природной среды. Разработаны между-народные законы относительно режима исполь-зования Мирового океана и космического пространства, охраны уникальных природных зон (Чёрного и Средиземного морей, Антаркти-ды), ликвидации последствий аварии на Черно-быльской атомной электростанции и т.п.

Для сохранения жизни и здоровья необходимо знать состояние окружающей природной среды местности, в которой ты живёшь. Его оценивают по специальным показателям (см. таблицу). Важно, чтобы отрицательные изменения окружа-ющей среды не стали необратимыми.

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды только на 20 %, а на 50 % - от образа жизни.

Таблица

Уровень состояния загрязнённости окружающей природной среды Материал с сайта

Нулевой Отсутствие загрязнения природной среды и нару-шений состояния здоровья населения
Низкий Заметны изменения в природной среде. Окружаю-щая природная среда удовлетворительна для су-ществования человека
Средний Существенные изменения в природной среде. Здоровье населения заметно ухудшилось под воз-действием неблагоприятных условий окружающей среды
Высокий Использование почв для производства продоволь-ственной продукции невозможно. Существенное снижение состояния здоровья населения
Катастро-фический Продуктивность почв нулевая. Окружающая при-родная среда опасна для здоровья и существова-ния человека

Экология - от греческих слов «жильё» и «знание» - наука о взаимосвязях в природе.