Понятие о социальном поведении. Поведение социальное

Лекция 9

С ОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Термин « поведение» имеет несколько иной смысл, чем традиционно ф и л ософские понятия «действие» и «деятельность». Если под д ействием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, конкретные осознанные методы и средства, то поведение - это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Например, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих пове-денческих про ц ессов, связанных с удовлетворением физических социальн ы х пот р ебностей и возникающих б по p ядке реакции окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если выяснить, какими факторами определяется поведение индивида в той или иной социальной ситуации, мо ж но будет понять, почему один человек, попав в экстремаль ные условия, ведет себя мужественно и сохраняет самообладание, а другой теряет над собой контроль и поддается общей панике; почему один присоединяется к агрессивной толпе, высвобождая свои глубоко запрятанные разрушительные инстинкты, другой в страхе прячется дома, закрывая окна и двери, а третий, рискуя собственной жизнью, пытается прийти кому-то на помощь.

Абстрагируясь от чисто психологических факторов и привлекая социологические понятия, можно заключить, что поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум вро ж денных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят преимущественно от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

[ 106 ]

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества. Социально нормативное поведение - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон, в рамках этого направления, ввел категорию «ролевой комплекс», который трактуется как система ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, и понятие «ролевой конфликт», т.е. конфликт, возникающий тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и н e могут реализоваться в едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось острой критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, которые пытались проводить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией поведения, о чем свидетельствует тот факт, что, например, Н. Камерон попытался обосновать ролевую детерминированность психических расстройств: он считал, что психическое заболевание - это результат неправильного исполнения индивидом своих социальных ролей и его неспособности исполнять их так, как нужно обществу.

Сейчас человеческое поведение исследуется рядом направлений психологии; свой вклад внесли бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология и др. Термин «поведение» - один из ключевых в экзистенциальной философии, отражающий отношение человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, прежде всего следует назвать психоаналитические направления, представленные З. Фрейдом, К. Юнгом, А. Адлером.

Согласно представлениям Ф р е й д а, поведение индивида формируетея в результате сло ж ного взаимодействия трех уровней его личности. Низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, которые определяются врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот слой Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Вы сший уровень составляет Сверх-Я - то, что мы назвали бы результатом социализации; это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и He дать им реализоваться.

По мнению Фрейда, в личтности любого человека не прекращается борьба Оно и Сверк-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Ю н г расширил и видоизменил учение Фрейда, включив в сферу бессознательного наряду с индивидуальными комплексами и влечениями « ко л лективное бессознательное » - уровень общих для всех людей и народов ключевых образов - архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях исторически конкретных обществ (народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе). Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиц и онных общ е ствах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена - как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетипических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

А д л е р положил в основу своей психоаналитической концепции бессознательную волю индивида к власти, которая, no его мнению, является вр о жденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у людей, в силу тех или иных

причин страдающих комплексом неполноценности. Компенсируя свою неполноценность, они способны достигать больших высот. Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению ряда школ, занимающих в дисципли- нарном отношении пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Для нас наиболее интересно творчество Э. Фромма.

Ф р о м м известен как представитель неофрейдизма в психоло- гии и Франкфуртской школы в социологии. Точнее его позиции можно определить как фрейдомарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал He менее сильное влияние социальной философии Маркса. Отличие неофрейдизма от ортодоксального фрейдизма состоит в том, что, строго говоря, неофрейдизм - это скорее социология, тогда как фрейдизм, безусловно, является чистой психологией. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейдомарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с марксистской теорией, объяснявший социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем н e менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому в собственном смысле этого слова. Следуя фрейдистской традиции, он обращается к бессознательному и вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но He попадающий Ha уровень сознания у большинства из них, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытесне- ния общество сохраняет стабильность. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления несут на себе отпечаток сформировавшего их общества и представлнют собой орудие социального давления на психику индивида. Вспомним «новояз» из романа-антиутопии Д ж . Оруэлла «1984». Огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры активно уродуют сознание употребляющих их людей. И разве н e стала в той или иной степени достоянием всех в советском обществе чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата - самая демократическая форма власти».

Однако главная составляющая механизма социального вытеснения - это социальные табу, действующие по типу фрейдов с кой цензуры. С помощью «социального фильтра» в сознание и нд ивидов He допускается то в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если оно будет осознано. Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя в него идеологиче c кие клише, которые из-за частого упот p ебления становятся недоступными критическому анализу, утаи в ая определенную информацию, осуществляя прямое давление и в ызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания ис к лючается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые экспе p именты формируют, согласно Фромму, в человеке то, что он н азывает « социальный характер » . Люди, принадлежащие одному и тому же обществу, несут на себе помимо своей воли печать «общего инкубатора ». Так, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, да ж е если н e слышим их речи, - по поведени ю , внешнему облику, отношению друг к другу. Это люди из другого общества, и, попав в чуждую им массовую среду, они резко в ыделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения - от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «в о ждя», развитый страх оказаться He таким, как все, доверчивость. По мнению ряда современных российских социологов, фроммовская методология концепции социального характера мо жет быть использована и для анализа процессов, происходящих в современном российском обществе, в частности нарастания взаимного отчуждения граждан и государства".

Основная критика Фромма была направлена против современного ему капиталистического общества, но много внимания он уделял и описанию социального характера, порождаемого тота-литарными обществами. Как и Фр ейд, он разработал программу в осстановления неискаженного социального поведения индиви

дов посредством осознании того, что было вытеснено из созна

1 См.: Кравченко C . A ., Мнацаканян M . O ., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. 2-е изд. М., 1998. С. 138.

ния. «Превращая бессознательное в сознание, - пишет Фромм, - мы тем самым превращаем простое понятие всеоб-щности человека в жизненую реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализации гуманизма»1. Процесс де депрессии - освобождения социально угнетенного сознания - заключается в устранении страха перед осознанием запретного, и развитии способности к критическому мышлению, в гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Д ж .К. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. Концепция С к и н н е р а по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно рефлекторное, условно рефлекторное и оперантное. Если первые два вида реакций вызываются воздействием соответстнующих стимулов, то оперантные реакции, акттивные и произвольные, представляют собой форму адаптации Организма к окр у жающей среде. Организм как бы методом проб и ошибок ищет наиболее приемлемый способ адаптации. В случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, г л авным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на

ну жн ую реакцию >> .

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, культура, мораль, искусство трактуются как сложная система подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования гтоведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этот термин Скиннер вводит для обозначения целестаправленного манипуляционного контроля одних групп людей над другими. Такой контроль связан с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. Болдуин и Д ж . Хоманс. Концепция Болдуина базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма.

Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddism. 1960. Р. 107.

Подкрепление в социальном смысле - это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. На п ример, для голодного человека пища выступает как подкрепление, но если человек сыт, она подкреплением He является.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации (лишения чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность) у данного индивида. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зави си т от данного подкрепления. От депривации He зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители - это все, что воспринимается субъектом как вознагра жд ение. Если опыт некоего контакта с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители - это факторы, определяющие поведение ч ерез отказ от какого-то опыта. Например, если и отказываю себе в каком-то удовольствии и экономлю на этом деньги, а в последствии извлекаю выгоду из такой экономии, то этот опыт может послужить негативным подкрепителем, и я стану так поступать всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Опыт, в ызывающий желание больше его He повторять, - это и есть н аказание. Наказание также может быть позитивным, осуществляемым с помощью стимула подавления, например удара, или не гативным, которое влияет на поведение через лишение чего-то ценного, например лишение ребенка сладкого за обедом - типичное негативное наказание.

Объяснение формирования оперантных реакций более слож н ое. Однозначность характерна для реакций простейшего уров ня , например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, п отому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых He столь однозначны. Так, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко He в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта он знает, что найти покупателя в конечном счете можно, и это заставляет его переходить из вагона в вагон. Такой же вероятностный характер приняло в последнее деситилетие получение заработной платы на некото рых российских предприятиях, однако люди продолжают ходить на работу, надеясь получить заработнные деньги.

В середине ХХ в. Хоманс разработал бихевиористскую концепцию обмена. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс отстаивал мнение, что социологическое объяснение поведения, как и интерпретация исторических фактов, должно обязательно базироваться на психологическом объяснении. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, а социология оперирует категориями, прило жи мыми к группам и обществам.

По мнению Хоманса, изучая поведенческие реакции, следует абстрагироваться от того, какова природа вызвавших данные реакции факторов: вызваны ли они воздействием окружающей физической среды или воздействием других людей. Социальное поведение - это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение вполне мо ж ет интерпретироваться с помощью поведенческой парадигмы Скиннера, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях ме x ду людьми. Взаимоотношения индивидов всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, взаимным использованием подкреплений.

Теории обмена кратко сформулирована Хомансом в нескольких постулатах: постулат успеха (с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаще всего встречают социальное одобрение); постулат стимула (сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение); постулат ценности (вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат. этого действия); постулат, депривации - пресыщения (чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение); двойной постулат агрессии - одобрения (отсутствие о жи даемого вознаграждения или неожиданное наказание делает l вероятным агрессивное поведение, а нео ж иданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказанин приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и повышает вероятность его воспроизведения).

Ва ж нейшими понятиями теории обмена являются цена и выгода поведения. Под ценой поведения Хоманс понимает то, во что обходится индивиду тот или иной поступок - негативные по следствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое. Выгода в социальном обмене возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Эта концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику со стороны самых разных социологических направлений. Особенно остро полемизировал с Хомансом Парсонс, отстаивавший принципиальное различие ме ж ду механизмами поведения людей от животных. Парсонс критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

Сам Хоманс критически относился к функционализму, считая недостатком концепции Дюркгейма невозможность четкого выяв л ения механизма причинно-следственной связи между индивидуальным уровнем, который Хоманс полагал чисто психологическим, и уровнем социальных фактов. Он настаивал на правомерности объяснения социального поведения на основе индивидуальной п сихологии.

Попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма предпринял автор еще одной теории обмена (I . Б л а у. Понимая ограниченность чисто бихевиористской ингерпретации социального поведения, он поставил цель найти с тратегию перехода от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как несводимой к психологии особой реальности. Концепция Блау представляет с обой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что, начиная с уровня ме ж индивидуального обмена, такой обмен He всегда мо ж ет быть равным. В тек случаих, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточноно вознаграждения, образующиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду и предпринимаются попытки укрепить распа-дающиеся "связи иными способами: через прину ж дение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнёру no обмену в порядке генерализованного кредита. Этот п оследний способ состоит в переходе на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое возн а граж д ение, в статусном отношении становится более привилегированной по сравнению с другими. В дальнейшем осуществля ются легитимизация и закрепление ситуации и выделение оппо- зиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры Блау выходит за рамки парадигмы бихевиоризма. Он утвержда- ет, что сложные структуры общества организуются вокруг соц альных ценностей и норм, которые служат как бы посредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Бла годаря этому возможен н e только обмен вознаграждениям между индивидами, но и обмен между индивидом и группой В качестве примера Блау рассматривает феномен организованно благотворительности. По его мнению, благотворительность как социальный институт отличает от простой помощи богатого ин дивида бедному то, что организованная благотворительность это социально ориентированное поведение. В его основе лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспе ченного класса и разделять его социальные ценности. Через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, которой он при надлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен: партикуляристские ценности объединяющие индивидов на почве межличностных отношений универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом их оценки индивидуальных заслуг; легитимный авторитет - систем ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то катего рии людей по сравнению со всеми другими; оппозиционные цен ности - представления о необходимости социальных изменений позволяющие оппозиции существовать на уровне социальны фактов, а не только на уровне ме ж личностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Таким образом, теория обмена Блау представляет собой ком промиссное решение, сочетающее элементы теории Хоманса

социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Подход символического интеракционизма к изучению соци ального поведения представлен ролевой концепцией Д ж. Мида что напоминает о функционалистском подходе. Мид, в отличи

От Р. Линтона и Р. Мертона, рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом свободно принимаемых и проигрываемых ролях, причем ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставит себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

П. Зингельман попытался осуществить синтез теории обмена и символического интеракционизма, который в отличие от функц и онализма имеет ряд точек пересечения с социальным бихевио ри змом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Отношения межиндивидуального обмена требуют, согласно Зингельману, умения поста в ить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания, поэтому есть основания для слияния обоих направле ни й в одно. Однако социальные бихевиористы отнеслись к появлению этой теории критически.

ЗАДАЧИ

1. В чем различие между содержанием понятий «социальное действие» и « соци-альное поведение»?

2. Как вы считаете, правы ли представители социального бихевиоризма в том, что человеческим поведением в обществе можно управлять, или нет? Д олжно ли общество управлять поведением своих членов? Имеет ли оно на это право? Обоснуйте свой ответ.

3. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к теории обмена.

4. Что такое табу? Является ли табу, скажем, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте ответ.

5. Как вы относитесь к социальным запретам? Д олжны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе или их лучше вовсе отменить?

6. Д айте свою оценку тому факту, что в некоторых западных странах легализованы однополые брачные союзы? Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте свое мнение.

7. Чем, по-вашему, обусловлено агрессивное социальное поведение, например экстремизм разных направлений?

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение , индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Концепции человеческого поведения

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.

Позиции Фромма - представителя неофрейдизма в и — точнее можно определить как фрейломарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма по сравнению с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — это скорее социология, тогда как Фрейд, безусловно, является чистым психологом. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейломарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с Марксом, объяснявшим социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем не менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая иод ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. Например, огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры «новояза» из оруэлловской антиутопии активно уродуют сознание употребляющих их людей. В той или иной степени достоянием всех в советском обществе стала чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти».

Главная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если будет осознано, не допускается в сознание с помощью «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя идеологические клише, которые из-за частого употребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную информацию, оказывая прямое давление и вызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые эксперименты формируют, по Фромму, «социальный характер» человека. Люди, принадлежащие к одному и тому же обществу, помимо своей воли как бы отмечены печатью «общего инкубатора». Напр и мер, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему облику, отношению друг к другу; это люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они резко выделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения — от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый страх оказаться не таким, как все, доверчивость.

Свою критику Фромм направил против современного капиталистического общества, хотя много внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он разработал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов посредством осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобшно- сти человека в жизненную реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализация гуманизма». Процесс дерепрессии — освобождения социально угнетенного сознания заключается в устранении страха перед осознанием запретного, развитии способности к критическому мышлению, гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы.

Концепция Скиннера по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов, а оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Организм как бы методом проб и ошибок отыскивает наиболее приемлемый способ адаптации, и в случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, главным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на нужную реакцию».

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, вся культура, мораль, искусство превращаются в сложную систему подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования поведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж. иДж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать гак всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых российских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скинне- ра, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений.

Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение;
  • постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению.

Важнейшими понятиями теории обмена являются:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое;
  • выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

В своей теории обмена Я. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими:
  • оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалисте ком подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.

Важную роль в современной социальной психологии наряду с понятием общения играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность индивидуальному. Последнее понимается как поведение, не связанное с положением человека, занимаемым им в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество или людей.

Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциалъное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.

Массовое поведение представляет собой плохо управляемую социальную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихийным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п.

Групповое поведение - это действия людей, объединенных в некоторую организованную, среднюю или малую социальную группу. Такое поведение является результатом происходящих в соответствующей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены группы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы.

Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствующего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.

Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими социальных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми.

Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior - англ.). Словосочетание "помогающее поведение" используется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертвование чем-либо ради другого человека.

Конкурентное - это такое поведение, при котором человек воспринимает окружающих людей как реальных или потенциальных конкурентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме поведения близка по содержанию или функционально связана с ним следующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему противостоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсутствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью.

Термин "послушное поведение" используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегчают) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина "послушное поведение" связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с детства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимопониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной литературе иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социального поведения определяются следующим образом.

Словосочетание "проблемное поведение" обозначает любое поведение, которое ведет к возникновению у человека проблем психологического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или неприемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоциальные, деструктивные или дезадаптивные.

Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами.

Девиантное - это поведение человека, отклоняющегося от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.

Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское поведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде материнским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к своему ребенку.

Поведение типа привязанности - это стремление человека постоянно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта такого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чувство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое поведение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становится мать ребенка.

Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обществе. Это поведение, направленное на достижение успехов или избегание неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчинение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некоторые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику.

Стремление добиваться успехов представляет собой форму социального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стремление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная активность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечивает не только их личные достижения, но и высокие темпы социально-экономического роста соответствующих стран.

Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успехов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремление проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, чтобы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей.

Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социального поведения принято называть соответственно стремлением к людям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации.

Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновидность социального поведения. Противоположным ему является так называемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинением людям.

Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, - это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным поведением (название происходит от английского слова assertion, обозначающего уверенность в себе).

Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящийся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, излишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожности), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.

Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы. Это - различные проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми, их стремление добиваться успехов и власти, уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность). Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям. Ученых интересовали многие вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, в том числе следующие.

  • Что представляют собой люди, которые склонны к проявлению альтруизма?
  • Какими психологическими особенностями обладают эти люди?
  • В каких условиях те или иные люди более или менее склонны к альтруизму?

Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к изучению агрессивности и агрессивному поведению было вызвано тем, что агрессивность (враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения) существует давно и некоторым ученым даже представляется неустранимой формой негативного социального поведения.

Социальное поведение - совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, его потребности, убеждения. В нем формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к себе. В социологии принято выделять две формы поведения - нормативную и ненормативную. Социальное поведение регулируется системой правил, норм и санкций, объединяемых процессом социального контроля.

Развиваясь как личность, человек меняет и формы своего поведения. Следовательно, оно является индикатором индивидуального и личностного развития.

Существует большое разнообразие определений данного термина. Так, по мнению К. Левина, оно является функцией личности в отношении ее социального окружения. М.А. Робер и Ф. Тильман предлагают целевой подход в определении этого понятия: "поведение индивида - это реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения им своих потребностей". Р.Н. Харре вносит в трактовку термина нормативный оттенок: "поведение - это последовательность эпизодов, законченных фрагментов, регулируемых определенными правилами и планами". Интеракцианисткая концепция характеризует социальное поведение как приспособление к условиям общественной среды. Поведение проявляется при участии в большом коллективном процессе, в который человек вовлечен. При этом и сама личность, и ее поведение представляют собой продукт взаимодействия с социумом.

Какие действия индивида можно отнести к разряду социального поведения?

Любые акции, совершаемые человеком, могут иметь как бы две стороны: одно и то же действие может быть как поступком, так и операцией. Взять, к примеру, процесс употребления пищи. Сама последовательность совершаемых при этом действий отражает чисто техническую сторону дела. Другой вопрос - как человек это делает. Здесь уже присутствует элемент поведения. Это проявляется главным образом, когда в процессе участвуют другие лица. Даже простые автоматические действия в этих условиях становятся социально ориентированными.

Целью большинства обыденных действий, осуществляемых человеком, является удовлетворение простых физиологических потребностей. Е.М. Пеньков различает три типа индивидуальных действий:

  • а) действия-операции;
  • б) сугубо индивидуальные действия, не ориентированные социально;
  • в) собственно социальное поведение, то есть система действий - поступков, регулируемых системой общественных норм. Социальное поведение рассматривается автором как "такое действие - поступок, в котором содержится момент отношения личности к интересам общности". Действительно, некоторые действия человек вообще не решается осуществлять, если рядом кто-то есть (например, раздеваться или ковырять в носу). Простое присутствие других лиц, следовательно, значительно изменяет характер совершаемых человеком действий, превращая их в социальное поведение.

По мнению В. Вичева, социальное поведение в целом есть сеть поступков, которые отличаются от обычных действий не только ориентацией на других лиц, но и наличием в его основе субъективных факторов, или, мотивов. При этом мотив рассматривается как осознанная потребность, как целеполагание и выбор соответствующей тактики будущего действия. Социальное поведение поэтому представляется системой мотивированных поступков, предполагающих не просто удовлетворение определенной потребности, но и некую моральную цель, не всегда связанную с полезностью совершаемого действия для самого индивида.

Безусловно, есть различие между поведением индивида в малых и в больших группах.

Однако и в том и в другом случае совершаемые индивидом поступки зависят от ожидаемых реакций. Кроме того, каждый элемент поведения носит индивидуальный, неповторимый характер.

Поведение характеризуется социальной компетентностью, которая демонстрирует, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает "правила игры", чувствует социальные различия, дистанции, границы.

В социальном поведении субъекта можно выделить четыре уровня:

  • 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию или события;
  • 2) привычные действия или поступки, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;
  • 3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков для достижения субъектом более отдаленных целей;
  • 4) реализация стратегических жизненных целей.

Суммируя все сказанное выше, можно определить социальное поведение как систему индивидуально сформированных реакций на воздействие окружающей социальной среды, определяющих способ адаптации к ней. В социальном поведении проявляются предпочтения, мотивы, установки, возможности и способности действующих (взаимодействующих) социальных субъектов (индивидуального и коллективного уровня).

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов, среди которых: индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта и личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях.

Основные виды социального поведения:

  • 1. Адекватное и неадекватное поведение. Адекватное поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения, адекватное поведение внутри себя делится на:
    • а) конформное поведение;
    • б) ответственное поведение;
    • в) помогающее поведение;
    • г) правильное поведение;
    • д) синтонное поведение.

Разновидности неадекватного поведения:

  • а) виктимное поведение;
  • б) девиантное поведение;
  • в) делинквентное поведение;
  • г) демонстративное поведение;
  • д) конфликтное поведение;
  • е) ошибочное поведение.
  • 2. Правильное и ошибочное.

Правильное - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

3. Синтонное и конфликтное поведение.

Поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

Социальное поведение - внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

Социальная установка - это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности.

Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых , это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых , это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.

Типы социального поведения:

Массовое социальное поведение - это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Девиантное поведение - это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.

От социального поведения членов общества зависит наличие или отсутствие социального порядка в нем.

Социальный порядок - это система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки и обычаи, действующие незаметно и способствующие выполнению различных видов деятельности, необходимой для успешного функционирования данной системы.

Фиксируя те или иные отклонения от социального порядка в обществе, нельзя не отметить, что в целом социальная система функционирует: миллионы людей ходят на работу, работает городской транспорт и т.д. Что же заставляет функционировать социальную систему? Это социальный контроль, т.е. способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования.

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют организации. Для этого создаются специальные органы и разрабатываются правила. Например, уголовное право. На уровне общественной организации к таким органам относятся правоохранительные.

Неформальный контроль - это вид давления, характерный для небольших групп, проявляющийся в формах остракизма (психологического изгнания), критики или насмешки, препятствующих девиантному поведению. Выделяют четыре основных типа неформального контроля: социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм . Социальные вознаграждения выражаются в улыбках, одобрительных взглядах, а также других проявлениях одобрения. Наказание проявляется в форме недовольного взгляда, остром критическом высказывании, угрозе физической расправы или физическом воздействии. Убеждение - также один из способов предотвращения девиантного поведения. Наконец, переоценка норм - это более сложный тип неформального социального контроля, при котором поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.