Морение древесины своими руками. Изготовление морилки своими руками: рецепты народных умельцев Мореное дерево своими руками

Даже в наше время, когда, казалось бы, можно купить что угодно, есть люди, которые любят работать с древесиной. Одни мастера изготавливают интересные поделки, другие реставрируют старую мебель. Это творчество приносит им радость и удовлетворение, поэтому многие отдают ему все свободное время.

В процессе создания деревянных поделок или мебели важное место занимает придание готовому изделию нужно цвета. Несведущий человек удивится: «Какая же это проблема? Иди в магазин, купи любую краску или морилку и работай на здоровье!».

О том, для чего нужны краски, знают все. А вот морилками пользуются немногие, поэтому большинство людей не знают, чем они отличаются от красочных составов.

Морилка – это состав, используемый для тонирования древесины и подчеркивания ее природной текстуры.

Эти вещества не образуют на поверхности деревянного изделия или конструкции пленку, они глубоко впитываются в материал, изменяя его природную окраску. При этом текстура древесины, являющаяся ее главным украшением, остается видна, а иногда даже проявляется еще лучше.

Действительно, выбор средств для придания древесине нужного оттенка и ее защиты от разрушающих влияний очень велик. На полках полно морилок самых разных тонов, изготовленных на разной основе.

Морилки бывают:

  • водные;
  • спиртовые;
  • масляные;
  • восковые;
  • акриловые.

Но потому этих людей и называют рукодельниками, что они любят все делать собственными руками, в том числе и морилки для древесины. Ведь как-то же обходился народ в течение многих веков без промышленных химикатов. По сей день сохранилось множество рецептов, которые вполне актуальны и сегодня.

Для изготовления бейцев (морилок) используются как самые доступные вещества, имеющиеся практически в каждом доме, так и химические реактивы, которые нужно будет приобрести.

Начнем с самого простого – продуктов, которые наверняка имеются на каждой кухне.

Составы для тонирования древесины из кофе, чая и уксуса

Натуральные морилки хороши именно тем, что абсолютно безопасны для человеческого здоровья – что плохого может получиться из обычных пищевых продуктов?

Итак, для придания древесине коричневого оттенка, можно поступить так:

  • Заварите чай, дайте ему настояться, затем отцедите чаинки. Получившимся составом можно пропитывать древесину, насыщая ее танинами (содержащимися в чае). В зависимости от количества пропиток и концентрации заварки можно получить множество оттенков коричневого.
  • Размолотые кофейные зерна нужно заварить, настоять и процедить. Получившимся настоем обработать древесину. Цвет будет более темным, чем в предыдущем случае, и зависит он от крепости получившегося напитка.
  • Можно добавить в молотый кофе немного соды – в пропорции 1:4 (1 часть соды на 4 части молотого кофе) и так же заварить.

Уксус пригодится для того чтобы придать древесине темный оттенок. Правда, понадобится не только уксус, но и мелкие гвозди или железная стружка (запаситесь, если у Вас есть знакомый токарь по металлу).

Морилку делают так:

  • Гвозди или стружку необходимо обезжирить и залить уксусом.
  • Емкость нужно поместить в темное место и оставить на срок до 7 дней – в зависимости от нужного цвета и концентрации морилки.
  • Затем древесину пропитывают морилкой. Это процесс называется «эбенизация» – то есть придание материалу черного оттенка. Способ позволяет получить различные оттенки черного, но особенно он эффективен при использовании для морения пород вроде грецкого ореха (с высоким содержанием такого вещества как танин).

Применение уксусной морилки требует осторожности.

Имейте в виду, что:

  • Она имеет резкий запах, поэтому работать нужно либо в хорошо проветриваемом помещении, либо на улице.
  • Обработанные изделия не стоит покрывать полиуретановым лаком – он свернется. Лучше использовать нитролаки.

Составы из растительного сырья

Это тоже популярные средства, которые можно изготовить из доступного сырья. Причем в зависимости от него тонирующие свойства морилки могут быть разными.

Для тонирования древесины:

  • Луковую шелуху нужно залить водой и прокипятить, приготовив густой отвар (таким еще красят яйца на Пасху). Этим отваром обрабатывают деревянные поделки и изделия для получения красноватого оттенка. Его используют и как самостоятельное средство, и в качестве добавки к заводским водным морилкам коричневого цвета.
  • Красноватый оттенок можно получить, приготовив густой отвар коры лиственницы. Очень красивый цвет получается при обработке им березовой древесины.
  • Коричневый оттенок также можно получать различными способами. К примеру, так: истолките в ступке просушенную в тени ореховую скорлупу. Порошок необходимо тщательно проварить на огне, профильтровать и добавить немного соды. Затем можно пропитывать деревянное изделие.

  • Есть возможность придать уже обработанной ореховой морилке древесине и другие оттенки. Красноватый получается в том случае, когда уже просохшую деталь смачивают раствором бихромата калия (хромпика), который используют для приготовления красителей и дубления кож.
  • Если деревянную деталь обработать разбавленной уксусной кислотой, то коричневая после ореховой морилки древесина обретет сероватый оттенок.
  • Смесь, состоящую из дубовой и ивовой коры, ореховой скорлупы и сережек ольхи, взятых в равном количестве, нужно залить кипятком и прокипятить в течение длительного времени. Затем к ней добавляют 0,5 чайной ложки обычной соды и затем еще ненадолго ставят на огонь. После процеживания используют для пропитки древесины.
  • Смесь из яблоневой коры, коры вербы и оболочек грецкого ореха готовят аналогично предыдущей. Она придает изделиям коричневый оттенок, очень близкий к натуральному.
  • Состав, приготовленный из смеси коры вербы и ольхи окрашивает древесину в насыщенный черный цвет.
  • Горячее хлопковое масло придает благородный темный оттенок рельефным поделкам. Оно тонирует древесину и придает ей дополнительную прочность.
  • Желтый цвет можно получить, приготовив отвар из незрелых плодов крушины или корня барбариса. Это вариант годится только для древесины светлых пород.

  • Добавление в перечисленные отвары квасцов позволяет усилить окраску, делает ее более выразительной.
  • Оранжевый цвет получают путем приготовления отвара молодых побегов тополя (150 г) в 1 л воды с добавлением квасцов. Отвар кипятят в течение 60 минут. Затем смесь необходимо отфильтровать и оставить на неделю на свету для отстаивания. Поле этого морилка становится оранжевой.
  • Зеленоватый цвет получается, если в предыдущую морилку добавить отвар коры дуба.

Химические реактивы для приготовления морилки

Перманганат калия

Самым известным средством является марганцовка.

Она позволяет тонировать древесину в различные цвета – от темно-коричневого до вишневого.

Для получения морилки нужно приготовить раствор из и 1 литра теплой воды и 50 г марганцовки. Обработку изделия нужно проводить сразу после разведения раствора. Его наносят на поверхность, оставляют на 5 минут, а затем протирают ее влажной тканью. При необходимости можно обработать изделие повторно.

Березовый шпон, обработанный 3,5% раствором марганцовки, приобретает золотисто-коричневый цвет.

После того как изделия высохнут, их нужно покрыть лаком – иначе морилка быстро выцветет.

Гашеную известь можно использовать безо всяких добавок:

  • Дубовая древесина, смоченная гашеной известью, после высыхания станет светло-коричневой.
  • Изделия из ореха после такой обработки станут зеленовато-коричневыми.

Нашатырный спирт

С его помощью древесину делают более темной. Для приготовления бейца 88% нашатырный спирт и разводят водой. Раствор имеет очень едкий запах. Придется защитить органы зрения, дыхания и кожу. Работы лучше производить на открытом воздухе, причем очень быстро – так как через час смесь теряет свои свойства. После того как деталь приобретет нужный цвет, ее поверхность промывают водой.

Если изделие небольшое, его можно поместить ее в эмалированную или стеклянную емкость, поставить туда открытый флакончик со спиртом и закупорить посуду как можно плотнее. Через несколько часов деталь обретет нужный оттенок.

Порошок медянки

Это пигмент искусственного происхождения. 50 г порошка растворяют в уксусе и затем кипятят в течение 10-15 минут. Это позволяет получить изделия зеленого цвета. Древесину помещают в горячий растворе и держат до получения тона нужной интенсивности.


Медный купорос

Его водный раствор придает дубу серо-голубой оттенок. Это же средство может сделать серой древесину платана или приглушить слишком яркий тон красного дерева. Для получения эффекта нужно дождаться высыхания древесины.

Хлористый калий

Погружение шпона светлой древесины в его раствор (10 г вещества на 1 л кипящей воды) позволяет получить желтый цвет.

Анилиновые красители

Их порошок отлично растворяется в воде, скипидаре и масле. Это позволяет изготовить морилки с различными оттенками коричневого цвета.

Перекись водорода (25%)

Используется для отбеливания древесины. Причем различные породы реагируют по-разному. К примеру, древесина грецкого ореха становится розоватой, а яблоня обретает цвет слоновой кости.

Мы уже видели, что смешивание растительных отваров с квасцами может влиять на цвет самодельной морилки.

Удивительным растительным средством является сок плодов волчьих ягод (народное название – бирючина), который при смешивании с различными реактивами дает разный цвет.

В частности:

  • при добавлении к соку кислот получается морилка, окрашивающая деревянные изделия в черный цвет;
  • смешивание с купоросом позволяет тонировать древесину в синий оттенок;
  • добавление глауберовой соли дает алый цвет;
  • смешивание с поташом – зеленый.

Таким образом, изготовление самодельных морилок является несложным процессом. А вот их использование требует серьезного подхода, поскольку получить необходимый оттенок древесины удается только опытным путем. Поэтому для начала опробуйте морилку на небольшом ненужном кусочке древесины, дайте ему просохнуть – иногда эффект проявляется не сразу. Если цвет получился неглубоким – обработайте дощечку еще раз, добиваясь нужного оттенка.

Морёная древесина - это дерево, пролежавшее в воде многие годы, получив при этом невероятную красоту и прочность.

Все знают, что есть ценные породы деревьев, а есть более доступные, такие как сосна или ель. Но существует совершенно особая категория древесины - морёная. Это дерево, которое, пролежав в воде десятки, сотни, тысячи лет приобретает невероятную красоту и прочность. Поговорим о морёной древесине.

Морёная древесина - невероятная красота и прочность

Пролежавшие под водой стволы и обломки деревьев принято называть топляк. Логичное название, учитывая, что дерево действительно оказывается утопленным, находится на дне моря, озера, реки, болота десятки лет. Примечательно, что некоторые стволы при этом превращаются в труху, гниют и, разумеется, не могут быть использованы. А вот другие деревья, напротив, приобретают поистине каменную прочность.

Сама ценная морёная древесина - дуб. Это царское дерево и без того ценится за прочность и красивую текстуру. Пролежав под водой не меньше 300 лет дуб приобретает нежные палевые оттенки. Если же дерево чёрного цвета, то оно пролежало в водоёме порядка 1000 лет!

В доиндустриальную эпоху «чёрным золотом» называли вовсе не нефть, а именно морёный дуб. Изделия из него практически вечные, не подвержены ни гниению, ни грибку, ни плесени. Им не нужно защитное покрытие, а ещё морёная древесина выглядит необычайно красиво.

Помимо дуба самой ценной морёной древесиной считается лиственница. Это неудивительно. Именно эти породы деревьев за счёт высокой плотности тонут, опускаются на дно, где под слоем ила или песка происходит процесс трансформации. Даже в пресной воде есть соли, которые взаимодействуют с дубильными веществами древесины и помогают ей приобрести особую твёрдость и прочность.

По словам специалистов, чтобы дерево действительно стало морёным, оно должно пролежать под водой не меньше 40 лет. Вообще, чем дольше, тем лучше, считают эксперты. Идеальными местами для получения морёной древесины являются стоячие воды болот или озёр. Но и дерево, пролежавшее в морской воде, пропитанное солью, тоже будет не менее прочным.


Из морёной древесины можно делать буквально что угодно: мебель, паркет, различные поделки, статуэтки и фигурки, шкатулки, бильярдные кии, трубки, другие предметы интерьера и даже ювелирные изделия. Недостатков у этого материала нет, но доступен он далеко не всем. Стоит морёная древесина, особенно дуб и лиственница, очень дорого! На то есть несколько весомых причин:

  • Во-первых, это редкий материал. Хотя, как подсчитали в ЦНИИ Лесосплава, в процессе транспортировки стволов деревьев тонет примерно 1% из всего сплавляемого объёма, а в Волжском бассейне накопилось порядка 9 миллионов м3 топляка. Это же много, скажете вы. Но отыскать затонувшие стволы нелегко. Кроме того, лишь 50% всей затонувшей древесины можно отнести к деловой, то есть пригодной к дальнейшему использованию. И дуба среди топляка не больше 5%. В Европе поисками и подъёмом затопленных деревьев занимались давно и целенаправленно, поэтому отыскать в европейских странах топляк уже очень сложно. Россия пока обладает запасами этого материала;
  • Во-вторых, поднять на поверхность дерево сложно технически. Нужна специальная техника, обычно требуется помощь аквалангистов. Древесина становится тяжёлой, вручную цельный ствол не достанешь;
  • В-третьих, мало достать топляк. Его нужно ещё и высушить перед использованием. На это уходит примерно год, причём ускорять процесс ни в коем случае нельзя, сушка должна происходить естественным путём;
  • В-четвёртых, обрабатывать ставшее очень прочным дерево сложно, нужны специальные навыки и инструменты. Не все столяры берутся за работу с морёным дубом.

Поэтому за три килограмма морёного чёрного дуба в интернете зачастую просят порядка 2 тысяч рублей! Или 200 рублей за один кусочек небольшого размера, буквально кубик, пригодный только для вырезания, например, рукоятки ножа. А готовый гребень из морёного дуба, такой, как показан на фото выше, будет стоить больше 12 тысяч рублей.

Можете представить, во сколько же обойдётся паркет из такого материала или кухонный гарнитур. Эксперты сравнивают стоимость хорошего морёного дубового бревна с ценой автомобиля. Дешевле морёная берёза, сосна, осина - за кубометр просят от 1,5 до 20 тысяч рублей, в зависимости от состояния и качества древесины.

При таких ценах на морёную древесины, неудивительно, что изготовители мебели и предметов интерьера добиваются схожести с помощью морилок, специальных пропиток. Да, это уже имитация, по прочности и твёрдости такое дерево не отличается от обычного, но цвет становится темнее, благороднее, структура подчёркнута.

Морёная древесина - материал элитный. Только для дорогих интерьеров, отделки яхт, салонов эксклюзивных автомобилей, мебели, которая стоит в кабинетах президентов и руководителей крупных компаний. опубликовано

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Все фото из статьи

Многие знают о таком виде материалов как мореный дуб, но кроме него встречаются и другие породы, их основной особенностью является то, то они имеют свойства, которые кардинально отличаются от обычных вариантов. Цена таких материалов очень высока, и они используются для производства элитной мебели и отделочных материалов.

В данном обзоре мы расскажем, что представляет собой этот вариант.

Преимущества мореной древесины

Теперь разберемся, почему эта группа материалов так высоко ценится, причин этой популярности несколько:

Необычная структура Цвет древесины отличается от традиционных вариантов, причем такого эффекта сложно добиться искусственными способами, конечно, так сильно как дуб не темнеют никакие породы, но и сосна и береза приобретают неповторимый вид, который может стать украшением любого интерьера, недаром эти варианты применяются в элитных сооружениях
Прочность Твердость материала многократно превосходит обычные аналоги, поэтому можно встретить различные изделия из мореного дерева, которые изготовлены много лет назад, но выглядят так, как будто их сделали совсем недавно. Точных характеристик и показателей нет, так как они зависят от множества факторов, но то, что они значительно выше, не вызывает сомнений
Стойкость к неблагоприятным воздействиям Как свидетельствуют специалисты, стойкость подобной древесины к влаге очень высока, поэтому используйте ее для изготовления садовой мебели и различных скульптур – они простоят десятилетия, а то и столетия. Также большим плюсом является то, что материал не поражают вредители, это также положительно влияет на долговечность элементов
Уникальность Цвет каждого бревна напрямую зависит от условий, в которых оно находилось, соотношения минералов в грунте, температуры воды и многого другого. То есть каждый добытый элемент уникален, и невозможно найти точно такой же, каждое изделие из такого сырья уникально и практически сразу после изготовления его можно относить к антиквариату

Важно! Кроме всего прочего, следует отметить и тот факт, что мореная древесина поднимается в цене с каждым годом, поэтому приобретение изделий из нее – отличное капиталовложение, ведь они не портятся со временем и сохраняют хорошие характеристики на протяжении длительного времени.

Что нужно знать о данном виде древесины

Для начала мы расскажем обо всех особенностях добычи и обработки материала, а потом рассмотрим, для каких целей он применяется. Сразу отметим, что все вышеперечисленные достоинства присущи только при условии того, что материал был добыт и обработан в соответствии с технологией.

Как добывается материал

Для начала следует разобраться в том, как материал приобретает все свои свойства, это может происходить двумя способами: либо растущие по берегам рек и болот деревья падают, либо отдельные элементы попадают на дно при сплаве бревен по рекам.

Там они обычно находятся от нескольких десятков до нескольких сотен лет, а некоторым добытым дубовым бревнам вообще более тысячи лет. Тут все понятно – чем старше материал, тем уникальнее свойства и тем выше его цена.

Что касается добычи этого ценного сырья, то вряд ли ее получится осуществлять своими руками, причиной тому довольно сложная технология:

  • Стоит отметить, что на территории России самые большие в мире залежи подобной древесины, но до сих пор промышленная добыча не налажена и такими работами занимаются всего несколько предприятий . Это обусловлено трудоемкостью и затратностью процесса, для добычи ста кубометров качественного материала нужно поднять со дна и ;
  • Производственный процесс с момента добычи и до продажи готового к использованию материала занимает как минимум несколько лет, что требует вложения значительных средств сначала, а окупаться затраты начнут в лучшем случае через три года. Поэтому даже крупные компании не могут позволить себе освоение данного вида работ;
  • В первую очередь проводится разведка дна с целью определения расположения древесины на дне . С использованием современных средств эхолокации этот процесс значительно упростился, но все равно занимает время, так как обычно исследуется 300-400 километров русла;
  • Далее в работу вступают водолазы, которые исследуют дно водоема и определяют точное местоположение и количество бревен, это позволяет составить ориентировочный план по добыче;

  • Затем необходимо организовать подъем древесины со дна, при этом требуется очень производительное оборудование, так как иногда попадаются элементы просто огромного размера, на фото ниже яркий пример – поднять такой ствол простым краном нереально, а учитывая, что плотность материала велика и составляет 1500 кг на кубометр, можно представить его фактическую массу . Естественно техника подбирается в соответствии с данными разведки;

В дачных или домашних работах очень часто используется древесина. Однако в своем натуральном виде она не всегда выглядит достойно, под стать окружающим предметам и мебели. Под воздействием ультрафиолета она становится серой. Не будучи покрытой никаким защитным составом древесина очень гигроскопична и начинает \\\»играть\\\» не то что от попавшей на нее влаги, а даже от разницы летней и зимней влажности. Поэтому отделка древесины это практически необходимая процедура, если вы хотите, что бы деревянная вещь сохраняла свои потребительские качества как можно дольше. Кроме того, правильно отделанная вещь имеет значительно более декоративный вид, нежели в свой естественный. В этой статье рассказывается о простом способе отделки дерева.

Отделывать можно любую породу дерева, от березы до дуба. Однако разные породы по разному смотрятся после отделки. Например, береза (не карельская и не березовый кап, а обычная наша береза или березовая фанера) достаточно однородна. У нее нет контрасных переходов и разводов вокруг сучков. Достаточно красиво смотрится ель и сосна, особенно их \\\»околосучковые\\\» части. И совсем великолепно смотрится дуб, бук, каштан.

Перед отделкой сухую деревянную деталь тщательнейшим образом шлифуют шкуркой (наждачной бумагой). При этом все движения шкурки должны происходить строго вдоль волокон и без сильного нажима. Любая глубокая поперечная риска после морения и залачивания тут же станет заметна.

После шлифовки древесину надо тщательно пропылесосить, что бы удалить вся микроскопическую пыль из ее волокон. После этого деталь покрывают морилкой для дерева. Морилка бывает водная и неводная. Водная, естественно, на воде. Ее применяют достаточно редко и для некрупных деталей. Неводную (на растворителе) — для любых. Лично я предпочитаю неводную. У нее больше цветовая гамма и с ней проще работать, она быстро впитывается и быстро сохнет.

Итак, подготовленную древесину обильно пропитывают морилкой. Вообще, мелкие детали морят методом погружения в морилку. Но большую доску или панель не погрузишь, поэтому используют обычную кисть. Морилку на дерево наносят с избытком, старясь наносить так, что бы дерево впитало как можно больше морилки, а морилка проникла как можно глубже в древесину. После этого детали дают немного просохнуть и приступают ко второму важному этапу отделке — отмывке.

Во время отмывки смывается вся лишняя морилка, которая осталась на поверхности дерева и не впиталась. При этом резко проявляется рисунок волокон древесины и значительно усиливается его контрастность. Дерево становится гораздо красивее.

Отмывку неводной морилки производят при помощи большого количества ацетона. Используют густую большую кисть. Для того, что бы действительно удалять лишнюю морилку, а не развозить ее по древесине, поступают следующим образом. Кисть окунают в посудину с ацетоном и держа деревянную деталь немного под наклоном (20-30 градусов) с легким нажимом водят кистью сверху вниз, как бы сгоняя лишнюю морилку. Другим концом деталь опирается на рабочий стол и под нее подкладывают какой либо очень гигроскопичный материал. Я использую бумажные салфетки. Стоят они не дорого, а впитывают влагу отменно — для того и предназначены.

Когда кисть доходит до конца детали она соскальзывает на эти салфетки и ацетоново-морилочная смесь тут же впитывается салфетками. Затем кисть вновь окунают в ацетон и смывают морилку. И так до тех пор, пока деталь не станет равномерной, не перестанет отмываться. После этого детали вновь дают немного просохнуть, теперь уже от ацетона.

Третий и заключительный этап — это лакирование детали. Его проводят в два этапа. Первый этап — т.н. поднятие ворса. Как вы знаете, древесина очень гигроскопична и охотно впитывает любую жидкость, которая на нее попадет. При этом она изменяет свои геометрические размеры — т.е. набухает. Поэтому после морения и отмывки она уже не такая полированная, как было до начала процедуры отделки. И вы это можете ощутить на ощупь, проведя ладонью по ее поверхности. Поэтому и поднимают ворс с целью его дальнейшего удаления путем шлифовки.

Ворс поднимают при помощи быстросохнущего мебельного лака типа НЦ-222. Это нитролак, растворяется ацетоном или 646-м растворителем. Разведя немного лака широкой мягкой кистью быстрыми размашистыми движениями вдоль волокон покрывают всю деталь и дают ей просохнуть. После того, как лак высохнет, вы ощутите, взяв ее в руки, какая она стала шершавая. Это и есть ворс — мелкие волокна древесины, отставшие от соседних клеток, начавшие топорщиться да так и застывшие под воздействием лака. Поэтому деталь вновь шлифуют при помощи мелкой шлифовальной шкурки. При этом не применяют шлифовальных машинок, а шлифуют только вручную.

Отшлифовав деталь ее вновь тщательно пылесосят и подвергают окончательной чистовой обработке. Ее тип выбирают уже в зависимости от назначения детали, места эксплуатации (дом — улица), что нравится хозяевам (матовая или глянцевая поверхность) и т.д. Если деталь предназначена для домашней эксплуатации — достаточно покрыть ее еще 1-2 слоями того же лака НЦ-222 и она приобретет полуматовую поверхность.

В целом такой способ отделки древесины достаточно дешев, позволяет получить достаточно декоративный внешний вид и имеет лишь один недостаток. Тут используются достаточно сильнопахнущие материалы (лак, ацетон). Поэтому все работы следует проводить либо на открытом воздухе, либо в хорошо проветриваемом помещении, оборудованном вытяжкой. Кроме того, надо учесть, что это очень легковоспламеняющиеся материалы. Поэтому поблизости не должно быть никакого открытого огня.

Константин Тимошенко

Комментарий.

Иногда, во время шлифования древесины, происходит неприятное задирание, а порой и утрата отлипшего кусочка. В абсолютном большинстве случаев эти отслоившиеся или вовсе отвалившиеся остроугольные фрагменты структурного рисунка являются, чуть ли не самыми красивыми местами всего узора. (Они хорошо видны на приложенных к статье фотографиях) Отслоение может произойти также на стадии высыхания морилки. Обычным шлифованием, после покрытия лаком, тут не обойтись. Щепа, как правило, выгибается из плоскости на 1.5-2 миллиметра, а после пролачивания – и того выше. Столкнувшись с подобной неприятностью — расстраиваться сильно не следует. Просто приклейте капризный лепесток перед дальнейшей обработкой любым, годным для склеивания древесины средством и не забудьте придавить, тщательно убрав выдавившийся излишек. Кстати сказать, чтобы не заморачиваться с клеем, можно использовать приготовленный для последующего покрытия лак. Процедура склейки та же. По высыхании, слегка зашкурите, если е! сть необходимость, восстановленное место и можете смело приступать к дальнейшей обработке.

В случае если заготовка имеет дефекты (сколы, трещины, следы жизнедеятельности различных насекомых или описанные выше утраты), а замена, в силу разных причин, невозможна или нежелательна (уникальный рисунок, сложная форма, например) то, необходимо провести несложную реставрацию. Для этого целесообразно на этапе шлифования собрать и сохранить образующуюся древесную пыль. Она, чуть позже, послужит наполнителем в приготовлении «шпатлевки». Дерево прекрасно шпатлюется. Но смесь для реставрационных работ вам придется готовить самим. Основа – желательно бесцветный мебельный лак; наполнитель – уже известен и если его собралось недостаточно, возьмите однородный кусок материала и нашкурите шлифмашинкой сколько нужно; колер – все та же морилка, неводная, естественно. Или в большинстве цветовых раскладов — обычный йод. Спирт с растворителем, конечно, неважный союз, но реакций отторжения не наблюдал. Берем понюшку древесного порошка, добавляем капельку лака, размешиваем чем-нибудь тоне! ньким и понемногу добавляем колер, не прекращая перевешивание до необходимого оттенка. Наносить раствор (шпатлевать) можно любым удобным, на ваш взгляд, инструментом, даже несоответствующего назначения. Я, например, облюбовал плакатные перья, разной ширины. Тонким пером — удобно наносить шпаклевочную массу, а пером пошире – «втирать-заглаживать». И не торопитесь выправлять поверхность сразу после зашкуривания!! Эту процедуру необходимо выполнять только после колеровки изделия морилкой и отмывки, т. к. затвердевшая смесь практически не берет в себя цвет. А если все-таки возьмет (заставить можно и гору подвинуться), то полученный результат будет далек от желаемого. Очень, знаете ли, сложно придать выровненному малюсенькому участку необходимый оттенок, многократно тыкая в него кистью или тампоном, не окрасив при этом прилегающую поверхность. А она уж впитывает колер с превеликим удовольствием. Вот и будете иметь: то там темно – здесь светло, то наоборот. И на древесный рисунок! ваша мазня ну никак не потянет.

Так же не следует приготавливать смесь сразу на весь объем работ, если, конечно, у вас не единичный дефект однородного цвета. Подгонка оттенков – дело не быстрое, а смесь сохнет — и оглянуться не успеете. Поэтому замешивайте «шпатлевку» ровно в том количестве, которое необходимо для выправления одного конкретного цветового фрагмента. По окончании ремонта и после полного затвердевания смеси, очень аккуратно затрите отреставрированные места «нулевкой» и, оценив по достоинству полученный результат, приступайте к покрытию лаком и полированию.

Дмитрий Петров.

Следует добавить, что морилками как правило, к сожалению пропитываются лучше всего мягкие волокна которые имеют более светлый цвет, а темные волокна которые имеют большую плотность, пропитываются хуже. После морения получаем конечно определеный тон, но на профессиональном языке этот цвет называется негативом.

Что бы такого не получалось, перед морилкой поверхность необходимо прогрунтовать раствором жидкого стекла на воде. После высыхания поверхность приобретает немного более старый вид и поднимается ворс. Теперь это все надо чуть буквально шлифануть и можно обрабатывать морилкой. Жидкое стекло закрыло немного поры светлых волокон и теперь будет мориться более красиво и контрастно.

Один из популярных методов ее обработки. Используется морение для улучшения декоративных характеристик дерева, для защиты его от внешних воздействий, что помогает продлить срок эксплуатации материала.

Кропотливый процесс, но если разобраться, то провести его без привлечения профессионалов вполне возможно.

Давайте рассмотрим более подробно, как выполнить морение древесины своими руками:


И так для работы вам понадобятся:

Собственно морилка;

Наждачная бумага для шлифовки;

Широкая кисть;

Влаговпитывающий материал;

Инструмент, с помощью которого вы будете наносить морилку.

Тут все зависит от площади обрабатываемой поверхности, вида морилки и вашего предпочтения. Например, если вы собираетесь обрабатывать морилкой мелкие детали лучше всего использовать метод погружения детали в емкость с морилкой, это займет меньше времени и покрытие детали будет более полным. Что касается покрытия поверхности большого размера – тут используют широкие кисти, валики или краскопульты. Идеально подойдут большие круглые кисти, единственный нюанс - перед использованием следует проверить, что бы из кисти не выпадали волоски. Для нанесения морилок на спиртовой основе и нитроморилок лучше использовать краскопульты, так как такие морилки очень быстро сохнут и наносить их тоже следует как можно быстрее, что бы избежать пятен и потеков.


Когда инструмент и сама морилка выбраны, нужно подготовить поверхность для того, что бы морение древесины было более качественным и ровным.

Основные моменты подготовки поверхности - это очистка от старых лако-красочных материалов и . Как и любой другой вид покрытия, морилка, лучше ложится на чистую, гладкую поверхность дерева.

Помимо этого перед началом морения пиломатериалы из тех пород дерева, которые могут иметь смолу (например, ) следует обезсмолить. Если этого не сделать древесина покраситься не равномерно, образуются пятна. Смола не даст морилке проникнуть в волокна древесины и те участки, где она содержится, будут отличаться по цвету от остального материала. Что бы обезсмолить древесину необходимо обработать ее раствором ацетона (25%), после чего промыть теплой водой с мылом и высушить.

Перед нанесением морилки поверхность нужно обработать водой с помощью губки, делают это для того, что б дерево слегка набухло, и поднялись верхние волокна. Затем дерево шлифуют, это поможет избежать поднятия волокон в процессе нанесения морилки.

Также для того, что бы быть уверенным в том как «ляжет» морилка следует сделать пробу. Проба поможет вам определится сколько слоев морилки наносить для получения желаемого эффекта, как ложится морилка на данную породу дерева, есть ли в составе древесины смолы. Для этого возьмите часть древесины, которую собираетесь обрабатывать (достаточно небольшой дощечки) и покройте ее ровным слоем морилки, дождитесь пока она высохнет, и покройте морилкой еще раз, но уже только половину поверхности, дождитесь пока поверхность высохнет, и снова нанесите морилку на 1/3 часть дощечки. После того как поверхность полностью высохнет у вас появляется возможность увидеть конечный результат работы и выбрать интенсивность цвета, определится сколько слоев морилки наносить.


После подготовки поверхности начинается, непосредственно, .

Тут следует запомнить несколько несложных правил:

Морилку следует наносить обильно, вдоль волокон древесины, ровными полосами;

Наносить морилку на вертикальную поверхность (стены, двери, окна) лучше снизу вверх, это поможет вам избежать нежелательных потеков;

Наносят морилку, обычно, в два слоя. Приступать к нанесению второго можно только после полного высыхания первого;

Когда процесс нанесения морилки закончен, дерево должно немного просохнуть. Затем с поверхности следует убрать излишки морилки, которые не впитались в древесину. Сделать это достаточно просто. Для этого установите поверхность под углом (примерно 30 градусов) и используя широкую кисть обмакнутую в ацетон, делая движения сверху вниз, необходимо как бы сгонять остатки морилки вниз, предварительно под поверхность укладывают влаговпитывающий материал, который соберет остатки морилки. В ходе такой обработки очень ярко проявляется рисунок и структура дерева.

После того как морилка полностью просохнет, поверхность покрывают . Проходит также в два слоя. Первый, черновой, для поднятия ворса. После высыхания лака, поверхность слегка шлифуют и наносят второй, финальный, слой лака. Когда поверхность полностью просохнет - ее полируют.

Предлагаем Вашему вниманию видео о том как проходит морение древесины . Приятного просмотра.

Ирина Железняк, Собкор интернет-издания "AtmWood. Дерево-промышленный вестник"

Насколько информация оказалась для Вас полезной?