Как цветы влияют на человека. Цветотерапия — как влияют различные цвета на здоровье

Влияние цвета на здоровье человека

В изучении влияния цвета на человека заинтересованы многие науки, так как цвет играет большую роль в нашей жизни, от него зависят отношения между людьми:

Физика, особенно оптика, изучающая все, что происходит вне зрительной системы
. физиология, изучающая все, что касается функционирования глаза, формирования изображения, обработки, кодирования и передачи нервных сигналов от сетчатки в мозг
. психология: все, что касается интерпретации нервных сигналов и восприятия цвета
. психофизика, которая изучает связь между стимуляцией и реакцией зрительной системы (колориметрия часть психофизики).

Связь цвета одежды и здоровья человека

Цвет одежды человека влияет на восприятие этого человека другими людьми.

КРАСНЫЙ :
Характер этого цвета агрессивный. На тех, кто носит красный, несомненно, обратят внимание.

Красный цвет одежды может означать сексуальную агрессию, или проблемы с недержание мочи.

Очень полезно использовать красный цвет носков, перчаток для улучшения периферического кровообращения. При мужской импотенции полезно носить красные трусы или плавки.

ОРАНЖЕВЫЙ :
Кто предпочитает оранжевую одежду, тот человек-альтруист, у него всегда хорошее настроение и желание шутить.

Оранжевую одежду следует носить при ревматизме, запорах. Очень полезен для женщин, у которых имеются трудности с зачатием из-за психологических проблем. Можно приобрести, например, шелковую тунику с преобладанием оранжевой расцветки.

Электромагнитная энергия оранжевого цвета имеет туже частоту колебания, что и цепи ДНК.

ЖЕЛТЫЙ :
Люди, носящие желтый цвет, очень сильные личности.

Этот цвет используют для улучшения функций желудка и стимуляции лимфатической системы.

ЗЕЛЕНЫЙ :
Это цвет энергетического баланса. Кто его носит, всегда в поиске равновесия.

Зеленый цвет расслабляет и освежает, помогает в случае головной боли и бессонницы.

ГОЛУБОЙ :
Люди, которые одеваются в голубую одежду как правило интроверты, внешне закрытые, флегматики.

СИНИЙ :
Люди в синем очень нервные и напряженные. Синий цвет носят очень закрытые люди, живущие в своем замкнутом мире.

ФИОЛЕТОВЫЙ :
Все оттенки выражают чувственность, более темные духовность.

Настоятельно противопоказан при депрессии.

ЧЕРНЫЙ :
Стройнит фигуру. Можно носить под вечер. Но избегать днем, так как этот цвет блокирует проникновение в кожу электромагнитного излучения других цветов.

Если нижнее белье черного цвета, то он охлаждает сексуальность и если постоянно носить черное белье, то репродуктивная функция снижается.

Черный цвет следует избегать в случае депрессии.

БЕЛЫЙ
Оздоравливает весь организм. Этот цвет вносит в жизнь свежесть и солнечную энергию.

СЕРЫЙ :
Люди, которые носят серый, создают барьер между собой и миром. Это всегда был цвет власти, которая ставила четкую грань между собой и остальными.

КОРИЧНЕВЫЙ :
Предпочтение коричневого цвета, символизирует отсутствие семейных корней, однако, в то же время помогает быть практичным и не отвлекает.

Что символизируют цвета

Цвет передает психологическое и эмоциональное воздействие.

Ниже перечислены положительные и отрицательные эмоции, которые передают цвета.

Красный: символизирует положительные эмоции, такие как страсть, любовь, тепло, силу, сопротивление, очень вдохновляет.
Для многих он оказывается слишком агрессивным.

Отрицательная эмоция: cимволизирует также опасность, кровь, огонь и насилие.

Розовый : символизирует женственность и это цвет молодежи.

Слабость и наивность.

Желтый : символизирует солнца, счастья, ростё и золото.

Он также может символизировать обман, трусость, предательство, зависть, обман, болезнь и азартные игры.

Оранжевый : цвет яркий и гостеприимный. Он очень популярен для дизайна веб-сайтов. Также символизирует внимание и исследования.

Зеленый : это природа, окружающая среда, жизнь, рост, удача, молодость, весна, плодородие и религия.

Зависть и ревность.

Фиолетовый : символизирует, духовность, страсть и любовь.

Жестокость, высокомерие.

Синий : символизирует спокойствие, воду, небо, гармонию, доверие, чистоту и верность.

Печаль и депрессия.

Коричневый : символизирует нейтральность, землю и тепло.

Серый : символизирует, ум, силу, чистоту и что-то современное.

Это также связано со зрелостью и печалью.

Белые : это чистота, невинность, космос, чистота, целомудрие, простота и покой.

Но в восточных культурах символизирует даже смерть, а также холод и бесплодие.

Черный : связан с властью, элегантностью, магией, таинственностью и ночью.
Он также символизирует траур и смерть (западные культуры), зло, несчастье, печаль, сожаление и гнев. π

А вам никогда не хотелось взять набор гуаши, выйти на улицу и раскрасить серо-белый пейзаж за окном? Или оклеить стены офиса оранжевыми обоями? В случае, если вы ответили утвердительно, это означает, что организм сигнализирует о нехватке какого-то цвета в вашей жизни. Учёными доказано, что некоторые цвета могут не только влиять на наше настроение, но и действовать терапевтически на организм человека! А теперь давайте разберемся во всём подробнее.

Да будет цвет!

Цветотерапия (хромотерапия) зародилась в древности и особенно широко применялась для лечения некоторых заболеваний в Египте, Китае, Индии, Персии. Поскольку искусственных источников света тогда не существовало, врачи помещали на пути солнечных лучей цветные стекла или окрашенные в нужные цвета ткани. В египетских храмах даже были специальные помещения, сконструированные так, чтобы попадающие в них солнечные лучи преломлялись в тот или иной цвет спектра. Больные словно купались в целительных потоках лучей — и чувствовали себя лучше.

Европейские ученые заинтересовались целебным эффектом различных цветов лишь в XIX столетии и сначала применяли хромотерапию для лечения психоневрологических расстройств. Позже было доказано, что каждый из цветов спектра определенным образом воздействует на человеческий организм.

Красный

Воздействует на сердце, кровь, печень, почки, прямую кишку.

Влияние на организм:

  • улучшает кровообращение,
  • способствует повышению артериального давления и росту гемоглобина,
  • укрепляет иммунитет,
  • регулирует активность печени и почек,
  • восстанавливает нарушенный менструальный цикл, повышает либидо,
  • дарит энергию, возбуждает активность.

Люди, употребляющие много продуктов красного цвета (ягоды, свекла, красный перец, помидоры, красные яблоки), активны, подвижны и физически выносливы.

Красный не рекомендован при высоком давлении, воспалительных процессах, учащенном сердцебиении, повышенной температуре. Им нельзя злоупотреблять легко возбудимым людям, а также детям и подросткам. Избыток красного может вызвать нервное перенапряжение и агрессию даже у вполне здорового человека.

Чтобы было легче сосредоточиться, повесьте на рабочем месте картину в красных тонах.

Желтый

Воздействует на нервную и лимфатическую системы, мозг, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстную кишку.

Влияние на организм:

  • улучшает пищеварение и работу мозга,
  • рекомендуется людям с повышенной кислотностью желудочного сока
  • положительно отражается на работе желчного пузыря,
  • улучшает настроение,
  • проясняет ума,
  • выводит из состояния меланхолии.

«Солнечные» продукты питания (груши, ананасы, мед) обладают очистительным эффектом.

Оранжевый

Воздействует на сосуды, легкие, нервную систему, ЖКТ.

Влияние на организм:

  • укрепляет иммунитет,
  • стимулирует кровообращение,
  • регулирует обмен веществ,
  • помогает восстановлению нервной и мышечной ткани,
  • благотворно влияет на мочеполовую систем органы ЖКТ и состояние кожи.

Кроме того, он помогает раскрепоститься, дарит позитивный настрой спасает от хандры. Особенно полезно окружать себя вещами оранжевого цвета пожилым людям.

Еда оранжевого цвета сделает вас неуязвимыми для вирусных инфекций, подарит бодрость и хорошее настроение.

Зеленый

Воздействует на глаза, нервную систему, бронхи, гормональную систему.

Влияние на организм:

  • благотворно действует на органы зрения,
  • полезен при гипертонии и заболеваниях кардио -сосудистой и нервной систем,
  • снимает спазм бронхов,
  • помогает при головной боли и головокружениях.

Зеленые продукты (яблоки, огурцы, капуста) очищают и омолаживают организм, выводят из него токсины.

Если вам нужно сделать выбор, а вы колеблетесь, скройте глаза и еа мгновение представьте себя в зеленом саду. Чтобы дать глазам отдых, смотрите в течение 1- 2 минут на картинку с изображением зеленого пейзажа.

Синий

Воздействует на легкие, нервную систему и щитовидную железу.

Этим цветом не стоит злоупотреблять, так как он оказывает влияние на эндокринную систему и влияет на выработку гормонов.

Влияние на организм:

  • помогает при заболеваниях легких,
  • помогает при кишечных и желудочных расстройствах, зубной боли,
  • подавляет пристрастие к сигаретам и алкоголю

выравнивает психоэмоциональное состояние,

Успокаивает и даже немного угнетает эмоции.

Синий цвет способствует спокойному глубокому сну. Лучше всего применять его в спальне, только обязательно разбавить светлыми оттенками — голубым или белым.

Как применять цветотерапию на практике?

  1. Ешьте продукты, носите одежду и украшения из камней того цвета, который вам сейчас необходим. Добавляйте в интерьер детали определенных тонов.
  2. Возьмите лист бумаги (20×40 см) нужного цвета и зафиксируйте на уровне глаз. Сядьте на расстоянии метра от него и смотрите в течение 10-15 минут.
  3. «Зарядите» цветом воду, которую вы пьете: разлейте ее в цветные бутылки и пейте маленькими глотками в течение дня.
  4. Можно использовать цветные соли для принятия ванн.
  5. Купите лампы разных цветов. Вкручивайте нужную вам лампу в данный момент в светильник, включайте и находитесь под воздействием цвета 2-3 часа (другие источники освещения в этот период должны быть выключены).
  6. Задействуйте воображение: сядьте, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что находитесь в помещении, окрашенном в цвет, необходимый вам для лечения (либо представляйте объекты нужного цвета и мысленно смотрите на них). Длительность лечебной терапии — 10-20 минут.

Какой бы удивительной ни была цветотерапия, важно понимать что это не панацея, а вспомогательное средство лечения. В первую очередь нужно обратиться к специалисту врачу, информация в статье предоставлена только для ознакомления.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Например, настроение «ниже плинтуса» – и вы подсознательно одеваетесь в черное. На сердце праздник – и в гардеробе появляется все больше ярких вещей. Интересно: в европейской культуре белый цвет – символ чистоты, а черный – зла. В Африке же все наоборот. Как обычно чудят и японцы – у них свое понимание цветов.

Но мы сосредоточимся на наиболее близкой к нам интерпретации. Помните детское «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? При самоанализе вполне можно опираться на эти цвета, дополнив гамму белым, черным и серым.

Кстати, при возможности пройдите цветовой тест Люшера. Он поразительный…

Влияние цвета на психику человека

Сама идея влияния цвета на психику человека не нова, и многие психологи в один голос утверждают, что цвета влияют на психику человека не только через зрение но и через кожу.

Так, например, если вы будете находиться в комнате кроваво красного оттенка даже с завязанными глазами, то вы почувствуете, как заметно быстрее будет биться сердце, вы начнете ощущать возбуждение, а если перейти в комнату в синих тонах – пульс замедлится, вы сразу почувствуете расслабленность.

Но вернемся к влиянию цветов на настроения и состояния человека.

Влияние красного цвета

Красный - цвет энергии. Цвет победы, силы, страсти. Дает тепло, уверенность, энергию. Если вам нравится одеваться в красное, то вы - темпераментный человек, готовый к борьбе.

Влияние оранжевого цвета

Оранжевый - азарт и успех. Оранжевый цвет заражает жизнерадостностью, отвагой, духовной энергией. Оранжевый - цвет, помогающий взбодриться.

Влияние желтого цвета

Желтый - интеллект, мудрость. Расслабляет, вселяет оптимизм, тонизирует мозг, способствует успешной умственной деятельности. Вселяет хорошее настроение, но вызывает раздражительность при избытке.

Влияние зеленого цвета

Зеленый - обновление, гармония. Цвет спокойствия, удачи, открытости новому. Цвет самой жизни, бурного роста и цветения. Зеленый помогает восстановить силы, поправить здоровье, .

Влияние синего цвета

Синий - уверенность, спокойствие. Синий часто называют холодным. Мы назовем его охлаждающим, как прохладная тень в жаркий день. Сейчас все вокруг синее, особенно в компьютерных интерфейсах. Это так дизайнеры стараются сделать продукт приятным.

Влияние фиолетового цвета

Фиолетовый - мистика. Что-то есть загадочное в фиолетовом цвете. Он похож на искусственно созданный, хотя и встречается в природе.

Влияние белого цвета

Белый - чистота. Это цвет истины, божественных сил, правды и невинности. Его торжественность настраивает на лирический лад и придает моральных сил.

Влияние черного цвета

Черный, как правило, цвет негативный. В одежде его выбирают люди, которые хотят подчеркнуть свою силу или же скрыть слабость.

Даже если вам нравится черный цвет, не паникуйте, а обратитесь за советом к психологу. Возможно, вам стоит в жизни.

Влияние цвета на психику мужчины и женщины

И еще нужно понимать, что мужчины отличают и знают на 30% цветов меньше чем женщины. Так что если вдруг решили поразить своего мужчину гениальной расцветкой картины или выбранной вами для ремонта краской, вполне возможно он не сможет оценить ваших стараний не потому что не любит вас или не ценит ваших усилий, а просто потому что не видит разницы между тыквенным и персиковым.

Пусть ваша жизнь будет яркой радугой!

Не секрет, что все краски и цветовые гаммы оказывают на людей определенное влияние, а в цветовая гамма уже давно используется для людей. Как же привычные цвета влияют на психику человека, рассмотрим далее.

Знаете ли вы? Красные оттенки улучшают пищеварение и идеально подходят для оформления столовой.

Красные тона действуют навязчиво, возбуждают, побуждают личность к . У людей изменяется пульс и дыхание (как при волнении). При кратковременном влиянии красного цвета на человека, у него повышается . Но этот эффект длится недолго и вскоре наступает .

В интерьере детских комнат использовать красные оттенки не рекомендуется (или хотя бы ограничить), поскольку это может стать причиной . Для красные тона лучше и вовсе исключить.

Все замечали, что оранжевые тона вызывают веселье и . Поэтому воздействие оранжевого цвета на человека только положительное . Он благоприятно влияет на и играет особую роль при проведении переговоров. Основные ассоциации, связанные с оранжевыми тонами:

  • лидерство;
  • смелость;
  • жизненный тонус;
  • приключения.
Энергетика этого тона настолько , что заглушает недовольство, помогает справиться со страхами, смягчает пессимистическое настроение и повышает .

Можно использовать оранжевые тона при лечении некоторых болезней: , и эндокринной системы.

Важно! Оранжевые оттенки символизируют карьерный рост и успех в бизнесе.

Основные ассоциации, которые вызывает желтый - знания, плодородие, мудрость, зрелость, самодостаточность. Он дарит людям , оптимизм и является одним из успокаивающих цветов.

Желтый носит название интеллектуальной краски - он , положительно сказывается на творческой деятельности, благоприятно отражается на мыслительном процессе.

Разнообразие оттенков желтого по-разному действует на человеческую психику. Медовый, к примеру, ассоциируется с вечером и потому не каждому по душе. В то же время лимонный оказывает только положительное влияние, поскольку его связывают с утром.

Особенно остро влияние желтых тонов испытывает нервная система. С помощью этих оттенков можно .

Зеленый

Физиологически оптимальная краска. Если вас интересует, какой цвет успокаивает, зеленый - то, что вам нужно. Он , расширяет сосуды, надолго повышает мышечную активность.

Специалисты говорят, что те, кто не любит зеленые оттенки, боится трудностей и любых перемен.

А вот те, у кого зеленый числится в фаворитах, боятся оказаться под любым влиянием и регулярно самоутверждается. Таких людей отличает , настойчивость, упрямство, которое помогает преодолевать различные трудности и препятствия. Для людей, любящих зеленые оттенки, характерны мягкость и нежность, готовность прийти на помощь ближнему.

Зеленые тона применяются при лечении нервной, сердечно-сосудистой системы, бессонницы, .

Голубой

Это цвет неба и поэтому он умиротворяет, несколько снижает активность.

Голубой - пассивная краска, которая способна вызвать ослабление и некоторое замедление жизненных процессов. Она вызывает прохладу и снимает эмоциональное напряжение.

Голубые тона выражают легкость, невесомость, свежесть. На психику оказывает успокаивающее, расслабляющее действие, может снизить давление.

Важно! Излишек голубых тонов в помещении может вызывать чувство холода и отчуждения.

Синий

Влияние этого цвета на настроение человека психологи характеризуют как целиком положительное, он успокаивающе действует на психику и помогает избавиться от таких проблем, как кровотечения, .

Синий цвет дарит человеку и сдержанность, придает уверенность в собственных силах.

Разные оттенки синего оказывает различные действия:

  • насыщенный - миролюбивость, спокойствие, безмятежность;
  • темно-синий - .

Фиолетовый

Этот цвет нельзя назвать натуральным, поэтому от него ощущается какая-то неестественность. Главная ассоциация с фиолетовым - достаток, роскошь, богатство, величие. И выглядит этот тон таинственно.

Основа фиолетового - синий и красный, а по психологическим действиям это полные противоположности. Фиолетовые тона отвечают за интуицию и озарение.

Фиолетовый способен отгонять любые страхи и сомнения, помогает справиться с меланхолией.

Белый

Белый цвет символизирует чистоту. Он ассоциируется с проявлением истины, правды, невинностью, чистотой, божественными силами. Торжественность белого настраивает на лирический лад, укрепляет морально и заряжает энергией.

Любители светлых тонов легко впадают в экстаз, это мечтательные люди с хорошо развитым воображением.

Человеком белая краска воспринимается как отсутствие любого цвета, он как бы символизирует мир без красок и материальных свойств. Поэтому психологически белый действует как молчание.

Знаете ли вы? Слишком много белого цвета негативно сказывается на трудовой активности.

Черный

Самый мрачный цвет, который ассоциируется со смертью, возрождением, переходом в другой период. В дизайне черный означает власть, силу, покорность.

На человеческую психику черная краска действует как нечто без будущего, как мертвое пятно без возможностей. Подобно белому, он успокаивает психологическую активность, снимает напряжение, настраивает на понижение уровня .

Цвета можно использовать для декорации помещений, для улучшения настроения, повышения трудоспособности, создания условий для отдыха. При этом психологи советуют не следовать моде, а использовать знания о том, как тот или иной цвет влияет на психику.