«Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон. Соотношение сатиры и юмора в рассказе А. П. Чехова " Хамелеон"

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.
Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».
А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.
Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.
В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.
С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.
Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

    Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство...

    Хамелеон - это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой...

    Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или...

  1. Новое!

    А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы....

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.

Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

    • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья - одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни. Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
  • Цели урока для учителя:

    • обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
    • воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;
    • развивающий аспект:
    • формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

    Цели для учащихся:

    • находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
    • научиться отличать юмор от сатиры;
    • видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).

    Форма проведения урока: классно-урочная.

    Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Приемы технологии, используемые на уроке:

    • прием “Кластер”;
    • прием “Толстые и тонкие вопросы”;
    • прием “Оставь за мной последнее слово”.

    Методы (по классификации методов М.М. Поташника).

    Метод организации учебной деятельности.

    Перспективный аспект:

    а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
    б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
    в) практические (работа с текстом, задания в группах);

    Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

    Логический аспект:

    а) дедуктивные;
    б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

    Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

    Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

    Методы контроля учебной деятельности:

    • Устные и письменные.
    • Фронтальные и групповые.
    • Текущие.
    • С применением компьютера, экрана.

    Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова ; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

    Оформление доски:

    1. Портрет А.П. Чехова.
    2. Кластер “Комические средства создания характера”
    3. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”
    4. Эпиграф “Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть” А.П.Чехов.
    Организация работы по технологии

    Ход урока

    I. Стадия вызова. I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

    Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

    Обращение к личному опыту учащихся.

    II. Актуализация знаний.

    1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2 . Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).

    Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

    2. Слово учителя.

    Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

    Прием “Кластер”.

    Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)

    (Слайд 3.)

    Формулировка темы урока. Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

    Личное целеполагание

    III. Целеполагание.

    А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)

    II. Стадия осмысления. IV. Этап изучения нового материала.

    1. Слово учителя.

    • В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.
    • Какие же комические средства создания характера он использовал?

    2. Объяснение нового материала.

    (Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.)

    Прием “Кластер”.

    Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

    V. Самостоятельная работа учащихся в группах.

    Задание группам:

    • Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356–358 (“В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.
    Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

    VI. Этап закрепления новых знаний.

    1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

    1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

    2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

    3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

    4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

    5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:

    Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

    Прием “Толстые и тонкие вопросы”.

    2. Фронтальная беседа.

    Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

    Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4 . Очумелов, Хрюкин, толпа.)

    И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

    Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

    Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)

    III. Стадия рефлексии.

    Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

    VII. Применение знаний и рефлексия.

    1. Фронтальная беседа.

    Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)

    Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

    Над чем заставил вас задуматься наш урок?

    2. Слово учителя.

    С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”.

    Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

    VIII. Итоги урока.

    Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

    Сообщение оценок.

    Домашнее задание.

    1. Прочитать рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” и подготовить “Толстые и тонкие вопросы” к рассказам (по рядам).

    Тема:

    А. П. Чехов «Хамелеон» (Соотношение сатиры и юмора). Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, детали, диалога в обрисовке героя.

    Цель:

    Выяснить соотношение юмора и сатиры как средств выражения авторской позиции. Определять способы создания сатирического образа на примере рассказа

    «Хамелеон».

    Рассмотреть значение диалога, художественной детали «говорящих» фамилий в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

    Инсценировка учащихся по действию рассказа.

    Оборудование:

    Сборник рассказов А. П. Чехова; Плакаты; Костюмы для участников инсценировки; Методическое пособие «Чехов в школе»; ИКТ.

    1.Организационный момент.

    2.Проверка домашнего задания .

    Фронтальный опрос.

    Какой рассказ А. П. Чехова мы проходим? (рассказ

    «Хамелеон»)

    Какое событие положено в основу сюжета? (Смешное

    (комическое) событие, произошедшее на базарной площади). (Анекдотический случай).

    Кто принимает участие в описанной сцене? (городовой Елдырин и полицейский надзиратель Очумелов, золотых дел мастер Хрюкин, генеральский повар Прохор, собачка.)

    Над кем и почему мы смеемся? В этом рассказе? (ответы учащихся).

    2). Давайте проследим все это в инсценировке действия учащимися 7 класса (Магомедова (Очумелов) и Алхасова (Елдырин), Джабраилова (Хрюкин), Абакарова (Прохор),Шабанова (Собачка).

    3. Обобщения и выводы по рассказу.

    1). Слово учителя.

    2) Ответы и комментарии учащихся

    Вот мы изучили рассказ «Хамелеон». Мы видим в рассказе Чехова ироничного насмешливого писателя, который смеется над человеческим «пороком» как «хамелеонство».

    Он смеется одновременно сатирой и юмором.

    Словарная работа на интерактивной доске.:

    Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему - нибудь, умение представить события, недостатки в комическом смешном виде.

    Сатира- обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

    Карикатура- рисунок, комически или сатирически изображающий кого-нибудь или чего-нибудь.

    Перен. Смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Злая карикатура на бюрократов).

    Анекдот - Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом (Смешное происшествие, политический анекдот).

    Рассказ- вид (жанр) эпического произведения с малым объемом и малым количеством действующих лиц. Обычно рассказывается от лица рассказчика.

    Хотя Чехов не высказывает своей прямой оценки происходящему, но с помощью художественных деталей создает сатирический образ участников сценки, разыгравшейся на базарной площади.

    В этом рассказе он иронически изображает типические явления окружающей его действительности.

    А как вы думаете, только ли чеховская эта действительность?

    Есть ли сейчас хамелеоны?

    (Приведите собственные примеры).

    - (Да, ребята, они есть сейчас, были во все времена, к сожалению, будут всегда. Потому что человеческая натура такова. Хотя это не значит, что надо следовать примеру.

    На какие части можно разделить рассказ? (Бродячая собака, генералова собака).

    Что называется рассказом?

    А. П. Чехов пишет о человеке (обыкновенном). Человек он везде и всегда человек. Любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Это не ограничено и временем; пересади чеховского героя с пролетки суть конфликта, суть человеческих взаимоотношений не изменится.

    С помощью каких приемов создается сатирический образ в чеховском рассказе? (Сатирические рассказы Чехова держатся на живой речи, разговоре действующих лиц.)

    В рассказе «Хамелеон» в центре внимания автора два голоса ведущих спор, и молчаливая толпа – зрители, наблюдающие привычную картину из жизни провинциального города.

    В этой сценке создается речевой портрет, когда сами персонажи выдают свой характер, интонацией, лексикой, оборотами речи, манерой говорить, паузами.

    Сатирический образ чеховских рассказов создается также с помощью художественных деталей, которые помогают понять не только характер персонажа, но и авторское отношение к происходящему. А П. Чехов не выказывает собственной оценки персонажам.

    Он заставляет «работать» читателя через описание внешности, одежды, жестов героев. На активность читателя рассчитаны и «говорящие» фамилии.

    А какие еще произведения юмористического характера А. Чехова вы знаете? («Лошадиная фамилия»).

    Перескажите один из внепрограммных произведений А. П. Чехова.

    4 . 1). Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Хамелеон»-сатирический или юмористический рассказ?

    2). Составьте предложения с изученными терминами: юмор, сатира, карикатура, анекдот.

    3). Прочитайте слова (высказывание) Чехова, помещенное перед биографической справкой. Как это высказывание подтверждается рассказом «Хамелеон»?

    4). Какие рассказы А. Чехова переведены на ваш родной язык?

    5). Какие юмористические произведения родной литературы вы знаете?

    Домашнее задание : Прочитать рассказ А. П. Чехова (по выбору).

    Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

    Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

    Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

    Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

    А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.

    Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

    В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

    С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

    Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.