Основные художественные образы произведения лошадиная фамилия. Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"
«Лошадиная фамилия» характеристика героев рассказа поможет понять их внутренний мир и черты характера.
«Лошадиная фамилия» характеристика героев
«Лошадиная фамилия» главные герои
- Генерал-майор Булдеев,
- приказчик Булдеева — Иван Евсеич,
- поварёнок Петька,
- генеральша,
- слуги, дети
Булдеев, отставной генерал-майор . Персонаж на первый взгляд представительный и важный, но по сути являющийся комическим. Его комизм подчеркивается и фамилией, совершенно не генеральской, имеющей некое созвучие со словом «балда», и самой ситуацией, в которую генерал попадает с больным зубом (недоверие доктору, нежелание удалять зуб, затем все-таки принятие врачебной помощи), и поведением с Евсеичем.
Генерал-майор Булдеев боится зубной боли. Он прикладывал к больному зубу скипидар, керосин, мазал щеку йодом, полоскал рот коньяком и спиртом. Ничего ему не помогало. Булдеев заявляет, что знахарство - это шарлатанство, но тем не менее, настаивает, что Иван Евсеич должен вспомнить фамилию знахаря, чтобы Булдеев смог обратиться к нему.
Он наблюдательный, сообразительный человек. Владеет даром рассказчика, изобретает много смешных «лошадиных» фамилий, хорошо разбирается в лошадях, но невежествен, т. к.свято верит, что зубы можно лечить заговором, да еще и по телеграфу, что особенно нелепо, а советует лечить зубы подобным образом из чувства сострадания.
Чехов высмеивает его трусость рвать больной зуб. Он показывает, как мучается генерал, но не хочет идти к настоящему врачу. Когда ему, наконец, вырвали зуб, приказчик вспомнил фамилию врача. А генерал показывает ему два кукиша. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава).
Иван Евсеич - генеральский приказчик, человек «без собственного характера»: вначале он бодро, если не сказать нагло, советует Булдееву знахаря, но когда обнаруживает, что забыл фамилию и рискует навлечь на себя генеральский гнев, становится подобострастным, лебезящим. Впоследствии, окрылённый встречей с доктором, спешит к генералу, надеясь, что фамилия знахаря поможет вернуть расположение Булдеева, но безнадежно опаздывает. Всё в Иване Евсеиче - и поведение, и безграмотная речь, и попытки вспомнить «лошадиную фамилию», указывает на него как на однозначно комического персонажа.
Чехов-мастер......(юмористического рассказа)...художник...(жизни)
Эпиграф: “Смех дело серьёзное?”- Иметь представление об особенностях...(стиля)...... Чехова;
- Уметь определять (способы)......... создания юмористического повествования;
- Попытаться понять: способен ли (смех).........стать источником...(здоровья).......
Мастер - специалист, достигший высокого искусства в своём деле.
Художник - человек, который делает что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.
Оргмомент
Рада нашей новой встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.
Кстати, о настроении... Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока.
Попытаюсь вас развеселить.
На улице стоит толпа. Подходит мужчина,спрашивает:
Что случилось?
Да вот, памятник открывают.
Это который “Муму” написал?
Да нет, “Муму” Тургенев написал.
Чудно! “Муму” Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.
Вот вы и улыбнулись.
Определите жанр этого текста. (Анекдот)
Анекдот - краткий рассказ злободневного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданно остроумной концовкой. Иногда может стать основой литературного сюжета.
Что делает анекдот смешным, придаёт ему юмористическую окраску? (Остроумная концовка).
Анекдот, бесспорно, придумал человек остроумный. Но давайте обратимся к тексту.
- В какой форме он представлен? (В форме диалога)
- Что такое диалог? Из чего он состоит?
- Сколько человек участвует в разговоре?
- Можем ли мы охарактеризовать их, основываясь на их речи? Почему?(Да.Речь - средство характеристики героев.)
- Перечитайте последнюю реплику.
- Можно ли назвать этого человека остроумным? (Нет, он невежественный человек, малообразованный, малокультурный)
Пометьте на полях эти слова. Возможно, они нам ещё пригодятся.
Почему-то мне стало грустно. Кто разделяет мои чувства? Т.е. вам тоже грустно... Но почему?
(Стыдно за людей, которые......... Обидно за Чехова)
Давайте попытаемся восстановить эту несправедливость.
Но Чехов ещё и драматург, его драматургия родилась вместе с рождением Московского Художественного театра. “Чайка”, “Три сестры”, “Вишневой сад” ставятся почти повсеместно. Удивительно, но он вписался в культуры народов с особым национальным своеобразием. В Японии его ценят, пожалуй, больше, чем у нас. Жители страны восходящего солнца вкушают мягкий лиризм его пьес, сумеречную глушь, как тонкий аромат нектара.
Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?
Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?
А кто такой Чехов? (писатель)
Хороший писатель?
А если человек талантлив, прекрасно знает своё дело, какими синонимами можно заменить слово писатель? (мастер, художник ).
Давайте проверим ваши догадки!
Чехов-мастер........., художник..........
Опорные слова есть, попытаемся восстановить цели?
Цели:
- Иметь представление об особенностях.........Чехова.
- Уметь определять.........создания юмористического повествования.
- Повторить.........(средства) раскрытия характера литературного героя.
- Попытаться понять способен ли......... стать источником..........
Определите жанр произведения. (рассказ-анекдот)
Кто герои рассказа?
(Генерал-майор, Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала).
Как начинается рассказ?
Зачитайте. (“У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)Обратите внимание, рассказ начинается стремительно
. Читатель сразу же вводится в курс дела. Это первая особенность стиля Чехова.Представьте, что зубы разболелись не у барина, а у кого-нибудь из слуг, например, у поваренка Петьки. Возможен ли был вообще такой переполох? Такое
всеобщее выражение сочувствия; стремление помочь больному? О чем это говорит?(На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.
Как называется такой троп?
И. Шер пишет: “Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными. Стоит только подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ “Лошадиная фамилия”... Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное,никому из вас не хотелось бы жить с ними?
Согласна ли вы с мнением И. Шер?
Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?
Вспомните композицию рассказа-анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).
Средства раскрытия характера героя.
Докажите текстом, что генерал
- груб –
- капризен –
- самоуверен –
- с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.
Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?
Генерал мучается с зубной болью, а мы испытываем к нему жалость? (Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).
Как генерал относится к заговорам?
(Считает их ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил “Лошадиную фамилию” знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).Кто из слуг наиболее близок барину?
(Приказчик)Можно ли его назвать комическим персонажем?
(Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом (медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.
Ограниченность, невежественность приказчика превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.
Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.
Речевые ошибки
: зубами кормилсяНарушение логики в изложении:
(“служил акцизный...зубы заговаривал”)
Несоответствие утверждения
Акцизному “сила дана”, а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.
Согласны ли вы с утверждением, что А.П. Чехов – один из блистательных мастеров слова?
Чехов говорил о языке:
“Язык должен быть прост и изящен...”
“Фразу “ (...) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”.
“Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: “...читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов... Понятно, когда я пишу “Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: “Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь”.
Практическая работа
Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – это вторая особенность стиля Чехова .
Чехов говорил
: “Краткость – сестра таланта”Какая же еще особенность чеховского почерка?
(Почерк - манера писать) Четвёртая особенность - краткость.
Ребята, в композиции рассказа - анекдота почти отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой.
Играть роль, но иметь значение
Инсценирование (подготовленные ученики)
Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?
(Диалог – завязка действия)
Какую роль в рассказе – анекдоте играет анекдотическое слово?
(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии сюжета)
Найдите кульминацию в сюжете рассказа.
Обратите внимание на иллюстрацию учебника (стр.283).
Кто такие Кукрвниксы?
Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.
(“Мучительные думы” приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)
Какие несоответствия делают сцену комической?
Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша)
Финал у Чехова всегда неожиданный. Это II особенность стиля.
Отличается ли персонаж в ситуации жизненного казуса (казус - сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни? (Ответ: отличается шарлатанство - с презрением поднес 2 кукиша)
Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?
(Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).
Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.
Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.
Казус – сложный запутанный случай
“Смех – дело серьезное?”
Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.
Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).
Итог урока.
Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.
Домашнее задание.
Самостоятельно сочинить рассказ-анекдот.
В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ «Лошадиная фамилия» в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обсто-ятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для разви-тия язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как ре-зультат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседнев-ной жизни. Однако нельзя говорить, что талант Чехова начинает развиваться в юмористических журналах развлекательного ха-рактера. Писатель широко использует свои познания в области русской классики.
Смех Чехова в это время гиперболичен, часто используется гротеск. Однако есть и такие рассказы, где жизненная достовер-ность не нарушена. В таких рассказах писатель уделяет внима-ние бытовым мелочам, но выхватывает самые значимые и впе-чатляющие. Тем не менее смех А. П. Чехова все так же весел и беззаботен. Так происходит и в рассказе «Лошадиная фамилия». Говоря об этом произведении, исследователи чаще всего упо-требляют выражение «теплый юмор».
Как и во многих ранних рассказах А. П. Чехова, предметом изображения становится мелкая бытовая деталь, частичка жизни. «У генерала-майора Булдеева разболелись зубы». Далее разверты-вается целая история, никчемная, но удивительно важная для героев рассказа. Практически целый день все обитатели дома Бул-деева мучительно вспоминали фамилию доктора, который «загова-ривал зубы — первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошеп-чет, поплюет — и как рукой! Сила ему такая дадена…». Но только вот незадача — знахарь этот уехал жить к теще в Саратов. И для героев нет ничего удивительного в том, что людей из других горо-дов чудо-доктор лечит «по телеграфу». Недоверчиво отнесся к со-вету Ивана Евсеича генерал Булдеев. Да уж слишком сильна была зубная боль, и он решается отправить-таки телеграмму. И снова препятствие — память приказчика. Помнит только, что фамилия «как бы лошадиная». Целые сутки ходила за Иваном Евсеичем тол-па, придумывающая различные варианты фамилии доктора.
И действительно, «теплый юмор» Чехова дает себя знать. Ну, как не улыбнуться им — придумывающим никому не нужную фамилию шарлатана-знахаря; им — надеющимся на столь при-зрачное врачевание? В рассказе нет злой усмешки над героями, нет сатирического осмеяния, столь характерного для более позднего Чехова. Смеется автор над напряженным и мучительным состоянием Ивана Евсеича, перебирающего в уме самые раз-нообразные варианты. Только и можно сказать: «Как мало для счастья надо!» при виде приказчика, бежавшего к усадьбе «с та-кой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака».
Однако вся напряженная работа его памяти пропала даром: зуб вырвал приехавший по просьбе генерала доктор. Ситуация насквозь комична, пронизана искрящимся смехом. Писатель ни-кого не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, ко-торый мог бы произойти с каждым. Материал с сайта
А. П. Чехова по праву можно назвать продолжателем традиций Н. В. Гоголя. Но Чехов не останавливается и развивает свой худо-жественный метод. И если у Гоголя был «смех сквозь слезы», то у Чехова это «смех до слез».
План
- У генерала-майора Булдеева заболел зуб.
- Рассказ приказчика о знахаре из Саратова. Булдеев реша-ет послать телеграмму.
- Приказчик Иван Евсеич забыл фамилию доктора, знает лишь, что она с лошадьми связана.
- Утром генерал вызывает доктора и выдергивает зуб.
- Приказчик вспоминает фамилию, но поздно.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- Анализ лошадиная сила
- краткий пересказ рассказа лошадиная фамилия
- чехов лашадиная фамилия план не более 10 пунктов
- лошадиная фамилия чехов читать
- чехов лошадиная фамилияплан
А.П.Чехов. О писателе. Анализ рассказа «Лошадиная фамилия».
Цели
: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова – врача и писателя;
- характеризовать речь героев как источник комического; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся;
- воспитывать в детях чувство юмора.
Оборудование:
портрет писателя, толковый словарь, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Родился А.П.Чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых,-пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов,старший брат писателя,-Бог благославил многочисленной семьей-у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Семья всегда нуждалась. Отец – суровый религиозный человек, часто наказывал Антошу. После окончания Таганрогской гимназии Чехов обучается портняжскому делу. В 16 лет остается один, так как родители уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет Московского университета. Печатается, чтобы выжить, в юмористических журналах. Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был псевдоним. Антон Павлович – человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.
Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем немного о его творчестве.
3. Подготовка к восприятию произведения.
Рассказы А.П.Чехова вызывают смех, так как они наполнены юмористическими деталями. Что такое юмор? Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).
Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.
Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).
4. Чтение произведения.
(Читает учитель)
5.Словарная работа:
Уезд – округ, часть губернии.
Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
6 . Анализ произведения.
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).
- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).
- А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).
- Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).
- Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре? (Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).
- Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).
- Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).
- А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что приказчик угодил генералу).
7.Чтение по ролям.
Прочитаем по ролям смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.
- Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую...» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).
- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик).
- Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем, и сделал это доктор).
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).
- Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного
слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).
- Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова? (Овсов).
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).
- Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался от генерала).
8.Пересказ рассказа «Лошадиная фамилия».
Ребята, что такое эпизод? (Эпизод – отрывок художественного произведения, в котором говорится о законченном событии, происшествии).
- Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к тексту.
9.Итоги урока.
Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как автор посмеивается, но не насмехается).
10. Домашнее задание.
Подготовить подробный пересказ рассказа «Лошадиная фамилия», нарисовать иллюстрации к рассказу.