Предпринимательская деятельность. Правовые формы публичной организации предпринимательской деятельности

Предпринимательство и государство

Человеческая деятельность в зависимости от ее характера подразделяется на два основных типа: свободную (частную) и несвободную (заданную, функциональную, публичную) деятельность. Это деление является определяющим для характеристики предпринимательства в структуре общества, его правового режима, выявления объективной роли государства в сфере предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является свободной, основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Такая характеристика предпринимательской деятельности нашла закрепление в ее легальном определении (ст. 2 ГК РФ).

Публичная деятельность вызвана потребностями общества в его организации. Так, поскольку предпринимательская деятельность, будучи свободной, протекает в общественной форме, возникает проблема взаимодействия предпринимателей между собой и с другими частными лицами, следовательно, осуществления деятельности каждого не в ущерб другим членам общества. В результате появляются необходимость в общественной организации свободной деятельности, взаимоотношения людей между собой, а также специфический тип деятельности - публичная (государственная) деятельность, направленная на организацию свободной деятельности частных лиц (включая предпринимателей). Такой тип деятельности является несвободным в том смысле, что он не основан на собственном интересе публичных органов, на свободе их выбора. Публичная деятельность осуществляется в строгом соответствии с заданной целью (обеспечение правопорядка) посредством реализации полномочий публичных органов (законодательных, исполнительных, судебных) и законной процедуры.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения есть имманентное свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, необходимости общения людей в процессе жизнедеятельности, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Однако характер социального управления в различных обществах и в разные периоды их существования проявляется по-разному. Это позволяет выделить типы обществ: свободные или несвободные, демократические или недемократические и т. д. Проблема соответствия субъективного воздействия публичных институтов на общество объективным факторам его развития - одна из основных теоретических и практических проблем человеческого общежития.

Применительно к управлению обществом, включая экономику, выделяют два различных по типу подхода: субъективный и объективный 1 .

Субъективный подход к управлению обществом предполагает, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве планомерных действий. Такой подход являлся ведущим при социализме . Он не считается с объективными закономерностями, оправдывает вмешательство публичных институтов в экономическую и иные сферы общества. Особенно ярко это было выражено в концепции «надстроечно-базисного государства», суть которой заключается в том, что государство «погружается» в экономику и, участвуя в экономических отношениях, выполняет тем самым базисные, а не только надстроечные функции. При этом экономика функционирует как «единая фабрика», и государство участвует в руководстве производством подобно управляющему фабрикой. Данная концепция нашла отклик среди сторонников теории хозяйственного права, писавших о единстве «вертикальных» и «горизонтальных» отношений, о хозяйственном расчете органов управления экономикой и т. п. И хотя в настоящее время отсутствует реальная почва для такой теории, атавизмы ее проявляются не только во взглядах сторонников предпринимательского права как самостоятельной отрасли права , но и в известной мере в практике деятельности государства (например, в сохранении государственных корпораций), компаний, значительного числа государственных унитарных предприятий, участии государства в управлении многими хозяйственными обществами).

С переходом к рыночным отношениям основания субъективного подхода к управлению обществом исключаются. Рыночная экономика - это в основе своей саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения. Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т. е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда. Государство, организуя экономическую сферу общества, не выступает в качестве предпринимателя, а является лишь политическим образованием, опосредующим экономические и иные общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

Объективный подход к управлению экономическими и иными общественными процессами заключается в максимальном ограничении государственного вмешательства в эти процессы, поскольку они складываются объективно, как следствие свободной деятельности индивидов . Государство должно оказывать воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами (через кредитно-денежные рычаги), гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т. д. Основная функция государства в экономике - установление правил игры и контроль их исполнения, но не экономическая деятельность непосредственно. Такой подход к управлению экономикой соответствует природе предпринимательства как свободной деятельности.

Следует подчеркнуть, что объективный подход к управлению экономическими и иными общественными процессами не исключает их публичную организацию. Однако в этом случае рыночная экономика не заменяется государственной. Основа рыночной экономики - свобода предпринимательства - в известной мере ограничивается в целях обеспечения публичных интересов. Степень ограничения свободы предпринимательства может зависеть от состояния общества (например, может быть в большей, чем обычно, степени ограничена в условиях экономического кризиса, иных внутренних или внешних угроз). Так, в период разрушительного экономического кризиса 1929- 1933 гг. в США государство больше, чем обычно, вмешивалось в экономические процессы, применяя при этом и прямые ограничения. В противовес теории монетаризма (свободы предпринимательства) появилась теория регулируемого рынка, основанная на том, что рынок сам не может выступать в роли регулятора экономики, поэтому государство должно не только регулировать макроэкономические процессы (т. е. общие условия развития рыночной экономики), но и применять при этом по необходимости прямые ограничения 1 . Сторонники теории регулируемого рынка, не учитывая условия ее применения (кризисное состояние рыночной экономики), обосновывают ее применение и в условиях здоровой экономики, где такое вмешательство государства не требуется.

Таким образом, в условиях рыночной экономики следует различать два начала: основное (свободный, развивающийся по своим внутренним законам рынок) и субсидиарное (публичная организация рынка, ограниченная объективно допустимыми и закрепленными законодательно пределами). Каждое из этих начал находит отражение в праве (его делении на частное и публичное) и законодательстве.

Экономическому отношению между не зависимыми друг от друга субъектами соответствует метод равенства именно потому, что сама деятельность каждого из этих субъектов является свободной, основанной на собственном интересе. Отношению же между соподчиненными субъектами соответствует метод власти и подчинения, так как деятельность каждого из них несвободная: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (частное лицо, предприниматель) обязана точно исполнить законную волю органа власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть.

Разные сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим частной деятельности, включая предпринимательство, и правовой режим деятельности публичной власти.

Правовой режим предпринимательства выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регулирования , регулировании нормами частного права. Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым средством, призванным обеспечить социальную свободу и активность предпринимателя, осуществление его реальных субъективных прав на собственное активное поведение в целях реализации собственного интереса. Пределы дозволенного поведения предпринимателя определяются его обязанностями, принятыми на себя по договору либо вытекающими из установленных законом ограничений и запретов. Правовой режим предпринимательства выражается формулой «можно все, кроме запрещенного» и базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя. Это проявляется во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса предпринимателя, в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных), в осуществлении защиты нарушенных прав.

Правовой режим деятельности публичных органов, с которыми предприниматель находится во взаимоотношениях, характеризуется разрешительным началом («запрещено все, кроме прямо дозволенного»). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием (ст. 13, 16 ГК РФ). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей, как, впрочем, и других частных лиц, должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. При этом, как сформулировано еще Аристотелем, а в середине XVIII в. обосновано Ш. Монтескьё, вся полнота власти в демократическом обществе принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют государство и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках. Такое распределение начал правового регулирования в отношении «государство - предприниматель» позволяет умерить произвол органов власти, упорядочить их деятельность как более сильной стороны по отношению к предпринимателю и тем самым защитить его права.

Правовой режим предпринимательства нельзя смешивать с правовым режимом деятельности органов публичной власти. В основе их соотношения лежит не отказ отделения права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций 1 и производной от нее теории хозяйственного права, а строгое разделение. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства и практикуется в обществе, можно судить о социально-экономическом строе и политическом режиме данного общества.

В советские времена частноправовые начала деятельности индивидов практически полностью были заменены принципами публичного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, выражена словами: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а «наше революционное правосознание» . На вооружение была взята идея хозяйственного права, которая возникла в конце XIX в. в буржуазной юридической науке и объясняла необходимость ограничения частной собственности и предпринимательства в общественных интересах. В советских условиях эта идея была доведена до абсурда, поскольку экономика и право были полностью огосударствлены, восторжествовало публичное («полицейское») право, а на самом деле - бесправие и произвол чиновников.

Ряд ученых, понимая опасность смешения различных типов правового регулирования, предупреждали о том, что преобладать в этом случае неизбежно будет публично-правовое начало в силу собственной природы. Они предупреждали, что социальный строй, основанный только на частных началах или только на публичных началах, не ведет к гуманному обществу. И в том и в другом случае благие намерения ведут к уничтожению личности. Без личности же нет и не может быть общества, так как без нее невозможны развитие и прогресс . Наибольшее выражение личной свободы возможно при таком сочетании частных и общих интересов, частного и публичного права, когда имеется минимум закрепленных законом полномочий органов власти

(необходимая и достаточная власть для общего блага), а все остальное - частные права. Право на предпринимательскую деятельность как возможность действовать по своему усмотрению - это частное право, а значит вывод, сделанный выше, в полной мере распространяется и на данную сферу жизни общества. Ограничения свободы, включая свободу предпринимательства, допустимы и необходимы, что и происходит при регламентации отношений в комплексных нормативных актах, сочетающих нормы частного и публичного права.

  • Си.: Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. Л., 1966. С. 73.
  • См.: Файнбург 3. И., Козлова Г. П. Научно-технический прогресс и совершенствование социалистических производственных отношений. М., 1987. С. 26; Абалкин Л. И.Диалектика социалистической экономики. М., 1981. С. 68-107, 220-227; Мамутов В. К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности:методология, направления. Киев, 1982. С. 20.
  • В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. «У индивидов нет прав... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные». СмДюгиЛ. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. С. 5. Таким образом, сторонники данного взгляда распространяютрежим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести,продемонстрировано всей историей развития советского общества.
  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 398. В. М. Гордон, например, писал, что целью торгового права «должно быть исключительно общественное благо». Для этой целинужен тот «способ давления, который давно применялся, метод «социального подстегивания». См.: Гордон В. М. Указ. соч. С. 6, 7.
  • См.: Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. Иркутск, 1926; Агарков М. М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1. С. 40-42.

В настоящем параграфе учебника Основы бизнеса рассматривается заключительные организационно-правовые формы предпринимательства, предусмотренные действующим в России законодательством и базирующиеся на участии российского государства в предпринимательской деятельности различных юридических лиц.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств. Во-первых , в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых , в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих , в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей

функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых , в России традиционно силен

государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

В прошлом занимавший господствующее положение в экономике СССР государственный сектор, действительно, обнаружил относительную неэффективность. В отсутствии легальной взаимной конкуренции государственные предприятия были подвержены застою. Самое важное - государственные предприятия советского типа ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными предпринимательскими фирмами.

Однако, неудачный эксперимент по огосударствлению экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны , во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны , в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении -организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано

> использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

> возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

> государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

> государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

В США, например, государственное предпринимательство, по существу, отсутствует в подавляющем большинстве отраслей национальной экономики, хотя на долю государства приходится около 20% основного капитала, а также 40% всей земли, 42% всех электростанций, почтовое обслуживание, 300 с лишним станций телевещания и столько же - радиовещания. Это, однако, не распространяется даже на крупнейшие компании, входящие в военно-промышленный комплекс данного государства. Данные компании являются корпорациями (открытыми акционерными обществами), причем государство не принимает в них никакого участия в качестве акционера.

В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия , доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности делать самостоятельный бизнес, они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности.

По своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству, либо органу местного самоуправления. Не исключены и случаи непосредственного их структурного вхождения в тот или иной орган исполнительной власти данного государства. Кроме того, указанные предприятия не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет. В отсутствие у таких предприятий реальных возможностей самостоятельного распоряжения собственной прибылью и имуществом, а также самостоятельного проявления заботы о собственной конкурентоспособности их нельзя считать и самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского

предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности . В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

В предыдущих главах нашего учебника мы уже обращали внимание на те или иные предпринимательские фирмы, право собственности на которые принадлежало бы одному-единственному лицу. Принципиальным отличием унитарного предприятия от всех вышеперечисленных субъектов предпринимательского бизнеса является то, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь, Российская Федерация или муниципальные образования России могут быть единоличными собственниками только унитарных предприятий.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно органами государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления – министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, причем унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, могут иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что такие предприятия создаются исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации. Такое унитарное предприятие называется федеральным казенным предприятием . Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может учреждать другое унитарное

предприятие, называемое дочерним предприятием , путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.

Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными

государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества для выполнения своих обязательств. При этом унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Все унитарные предприятия действуют в России на основании своих уставов , которые должны содержать, помимо прочих, сведения

О предмете и целях деятельности предприятия;

О размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности . Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником унитарного предприятия, либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен. На унитарном предприятии возможны, конечно, и коллегиальные исполнительные органы, и коллегиальные совещательные органы (коллегии, научные советы, ученые советы, художественные советы, пр.), но важно, что собственник унитарного предприятия строит свои отношения с названным предприятием исключительно через полностью подотчетного ему единоличного руководителя .

Устав унитарного предприятия также утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, за исключением уставов дочерних унитарных предприятий, которые утверждаются их учредителями. Устав федерального казенного предприятия утверждается исключительно Правительством Российской Федерации. Собственник унитарного предприятия обязан также сформировать уставный фонд данного предприятия, с помощью которого предприятие могло бы начать собственную деятельность и полностью оплатить его до государственной регистрации такого предприятия. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет 1000 РММОТ.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием . Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в данных странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

Наиболее распространенной организационно- правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского public corporation - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики – в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать

деятельность публичных корпораций на систематической основе.

Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывать с ними планы своей деятельности и представлять отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Федеральный закон России О некоммерческих организациях, к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским

законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные, как мы помним, еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики указанных стран, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром, АО Славнефть, АО Лукойл) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом – в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других – к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих – фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости – подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.

Для государства как субъекта экономических отношений необходимо быть включенным в систему рыночных отношений. В данных отношениях государство выступает в двоякой роли. Во-первых, как потребитель, удовлетворяя публичные интересы путем перераспределения доходов других экономических агентов. Во-вторых, как предприниматель, т.е. осуществляет деятельность, систематически приносящую прибыль, используя государственную собственность. Полученная прибыль идет на пополнение бюджета, увеличение государственного капитала и на выполнение социальных обязательств государства.

Особенности государственного предпринимательства

  • 1) его масштабы имеют предел, которые определяются уровнем социально-экономического развития государства, конкурентностью национальной экономики и т.н.;
  • 2) государство (собственник) непосредственно предпринимательской деятельностью не занимается. Оно либо создает нужные ему хозяйствующие организации, либо передает на определенных условиях коммерческим организациям права по распоряжению и использованию государственным имуществом;
  • 3) государственное предпринимательство направлено на решение стратегических задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной обороны и безопасности;
  • 4) государство несет ответственность за функционирование всей экономики и социальной сферы, оказывает поддержку развития малого и среднего предпринимательства, отсталых регионов, выполняет взятые социальные обязательства и т.п.

В иностранных государствах государственным предприятием признается предприятие, осуществляющее экономическую деятельность, в котором государство имеет большую часть капиталов или играет основную роль в управлении. Минимальная доля государства в капитале предприятия различна по странам. Так, во Франции она равна 30%, в ФРГ - 25%, в Испании, Португалии, Австрии - 50% .

Во многих странах в сферу государственной собственности в разные периоды входили ресурсы недр, земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, электроэнергетика, военные объекты, связь, транспорт, автомобильные и железные дороги, авиакомпании, телеграф и телефон, почта и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий: предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в США правительственными корпорациями, а во Франции - национальными обществами.

В современных условиях границы между государственными и негосударственными компаниями не четко выражены. Например, в США крупнейшая компания «Амтрак», созданная Правительством США для обеспечения национальных пассажирских перевозок по железной дороге, получает субсидии от федеральной власти. Но в то же время в остальном действует как частная компания.

Такую же картину можно наблюдать в Великобритании с национализированной Британской сталелитейной компанией.

В развитых в промышленном отношении странах между государственным сектором и частными фирмами существует два различия. Во-первых, руководство государственными структурами осуществляют лица, назначенные (выбранные) публичной властью. Во-вторых, государственным структурам дан ряд правомочий, которых нет у частных.

В Российской Федерации основными формами государственного предпринимательства являются:

  • - коммерческие предприятия государственного сектора (государственные унитарные предприятия);
  • - хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности;
  • - бизнес-группы, участниками которых наряду с частным бизнесом являются и государственные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности (холдинги, финансово-промышленные группы, кластеры).

Сектор государственных предприятий в Российской Федерации включает унитарные предприятия и акционерные общества, в которых государство является единственным акционером.

Бизнес-группы с участием государства осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются промышленные предприятия, контроль за частью которых происходит с помощью трастовых соглашений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, финансовой поддержки и т.п.

Одной из форм таких групп являются холдинги. Холдинги не относятся ГК РФ к организационно-правовым формам коммерческих лиц. Но они являются наиболее распространенной в рыночных отношениях формой объединения коммерческих организаций, основанных на отношениях экономического контроля. Холдинг - это совокупность материнской (управляющей) компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Холдинги - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации).

Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются дочерними. Холдингами, созданными в России, являются «Уралмаш НГО Холдинг», «Газпром-медиа», группа Альянс, Лукойл, Русский Стандарт, «Группа “ГАЗ”» и др.

Существует другой тип объединения хозяйствующих субъектов - финансово-промышленные группы. Они объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации). В их состав обязательно должна входить кредитная организация. Примерами уже созданных в Российской Федерации финансово-промышленных групп могут служить: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь», «Российский авиационный консорциум» и др.

Высокий потенциал имеет такая форма организации бизнес-групп, как кластер. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под кластером понимается совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Закон предусматривает, что на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные особые; 4) портовые.

Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, посредством различных инструментов (трастового (доверительного) управления, аренды, заключения концессионных соглашений, соглашений о франчайзинге, контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.).

Трастовое управление - исполнение функций управления доверительным лицом но поручению собственников объекта, уполномоченных органов.

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

В нашем случае частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований к тарифам, объемам производства берет на себя обязательство осуществлять деятельность при наименьших размерах средств, выделяемых из бюджета, или при уплате в бюджет наибольших доходов.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концсденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Контрактная система в сфере закупок товаров , работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос», заказчики, участники закупок, организации, операторы электронных площадок и др.) и осуществляемых ими в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

  • Более подробно см.: Государственное регулирование экономики: учебное пособие /под ред. И. Е. Рисина. М.: КноРус, 2016.
  • Государственное регулирование экономики / под ред. И. Е. Рисина.

Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:

1) в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;

2) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;

3) в убыточных, а потому не привлекающих частной бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.

Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:

1) предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas - единство, одно целое).

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником (государством, региональным или местным органом власти) имущество.

В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия.

2) предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.

5.3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ и ФОНДОВАЯ БИРЖА

Ценные бумаги представляют собой финансовые документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права их владельцев. Основными их видами являются акции и облигации.

Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества.

В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав, выделяются простые (обыкновенные) и привилегированные акции. Простые являются наиболее часто встречаемым видом акций. Главные права держателей обыкновенных акций заключаются в праве голоса на собрании акционеров и праве на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой АО прибыли.

Само название привилегированных акций говорит о наличии ряда преимуществ (привилегий), которые предоставляются их владельцам. Главное из них состоит в праве на получение фиксированных дивидендов вне зависимости от размеров прибыли АО. Но привилегированные акции не дают их владельцам права голоса. Впрочем, в России они такое право все же иногда приобретают. А именно, если из-за сложного положения акционерного общества им не выплачивается фиксированный дивиденд. Нарушение одного из прав таким способом компенсируется приобретением другого.



Любой вид акции дает владельцам право их свободной продажи, но не обязывает акционерное общество выкупать их. С момента приобретения акции их владелец несет вместе с обществом предпринимательские риски. И если дела компании пойдут плохо и акции превратятся в бросовые бумаги, никто не обязан возмещать владельцу вложенные деньги.

Любая акция имеет номинальную стоимость , написанную на ней самой, и равную сумме денег, считающейся вложенной ее владельцем в компанию. По номинальной стоимости акции продаются всего один раз, в момент эмиссии. Наряду с номинальной существует рыночная цена, называемая курсом акции. Курс акций определяется соотношением спроса и предложения на них. А эти величины, в свою очередь, зависят от того, насколько хорошо работает предприятие, а также от функционирования экономики в целом.

Облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет отношение займа между ее владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.

Если предприятие, выпустившее акции, в обмен на привлеченный капитал принимает на себя бессрочные обязательства перед держателями акций, то выпуск облигаций ведет к установлению временных отношений между их владельцем и эмитентом. До истечения срока действия облигации ее держатель не может требовать возврата номинальной стоимости, однако, имеет полное право на получение фиксированного дохода. В отличие от владельца акций, собственник облигаций не является совладельцем капитала предприятия, не имеет права вмешиваться в его деятельность. Он - кредитор этого предприятия. Поэтому и доход, получаемый по облигациям, называется процентом.

Обращение акций и облигации происходит на особом рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и поставщики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами.

На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. Они также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно надежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам.

В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок, различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая «жизнь» ценных бумаг связана со вторичным рынком.

На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих владельцев, то есть перейти от одних инвесторов к другим. Другими словами, операции на вторичном рынке, как правило, происходят без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вместе с тем происходящие здесь события небезразличны для эмитента. Ведь никто не будет приобретать на первичном рынке акции дороже, чем их же можно купить на вторичном.

Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком капитала и его потребителем.

В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:

1) аккумуляции капитала: находясь в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги, а значит, в конечном счете, и в производство.

2) обеспечения межотраслевых переливов капитала: с помощью купли - продажи ценных бумаг на бирже капиталы перетекают из отраслей, где существует устойчивое перепроизводство (скажем, старые отрасли, производящие неконкурентоспособные товары), в отрасли, где рынок требует резкого наращивания выпуска.

3) переход управления предприятиями к эффективному собственнику: ценные бумаги неэффективно работающей фирмы из-за стремления многих владельцев избавиться от них резко понижаются в цене. Это создает благоприятную возможность для скупки акций в целях формирования контрольного пакета, и, следовательно, способствует переходу управления компанией в более надежные руки, то есть к эффективному собственнику.

Контрольные вопросы:

Как соотносятся между собой фирмы и рынок?

Что такое трансакционные издержки и почему без них в экономике никогда бы не появились фирмы?

Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике.

Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?

Почему существует рынок, если фирмы позволяют устранять определенные затраты и фактически сокращать издержки производства? Почему экономика не превращается в одну гигантскую фирму?

Почему в экономике существуют разные типы фирм?

Что такое организационно-правовая форма предприятия, и какие правовые формы предпринимательской деятельности используются в современной мировой экономике?

Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного общества? Как управляется АО?

В чем преимущества корпорации по сравнению с другими типами фирм?

Какие черты присущи государственному предприятию? Почему возникли государственные предприятия, и какие функции они выполняют в экономике?

Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках?


Особенности российского предпринимательства……………………………..9

Характеристики предпринимательской деятельности……………………….14

Государственная поддержка предпринимательства …………………………16

Заключение…………………………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………………………..

Введение

Рынок, свободный от какого бы ни было, вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур. Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Все вышеизложенное говорит об актуальности выбранной нами темы.

Цель данного реферата заключается в изучении предпринимательства и современного государства.

Поставленная цель решается через следующие задачи :

Изучить суть предпринимательской деятельности;

    изучить характеристики предпринимательской деятельности;

    рассмотреть государственную поддержку предпринимательской деятельности;

    сделать выводы в заключении;

1. Суть предпринимательской деятельности

Одним из "спасательных кругов" для терпящей бедствие российской экономики является предпринимательство. Но под этим понимается не то уродливое частное предпринимательство, которое сложилось в России, а предпринимательство цивилизо­ванное, опекаемое государством, построенное на регистрацион­ном принципе, стимулируемое налоговыми льготами для приори­тетных отраслей мелкого производства и возможностью полу­чить льготные кредиты.

Предприниматель становится центральной, а порой и единст­венной фигурой среди производителей материальных и духов­ных ценностей. Он один из главных пользователей банковского денежного кредита, необходимого для создания и последующей модернизации производства, закупок сырья, найма специалистов и других расходов по налаживанию работы и нормальному функционированию фирмы. Он и основной организатор новых рабочих мест, и основной потребитель рабочей силы на рынке труда. Он и поставщик продукции на товарный рынок, делаю­щий его обильным и доступным все более широким слоям населения, а в конечном счете и всему населению.

В России уже многое сделано для возникновения и развития предпринимательской деятельности, для создания нового клас­са - класса предпринимателей: в короткие сроки была прове­дена ваучерная приватизация, приняты десятки законов, указов, постановлений, способствующих становлению бизнеса, расшире­нию масштабов коммерческих операций. Все эти действия яви­лись составной частью более широких процессов изменения социально-экономического строя.

Вместе с тем они протекали на фоне резкого падения произ­водства, ухудшения материального положения основной массы трудящихся, существенного сужения возможностей решения со­циальных задач. В современных условиях предпринимательство и коммерция стали сферами повышенной опасности. Тот, кто сегодня зарабатывает крупные суммы денег, должен быть готовым рисковать своим спокойствием, здоровьем и даже жизнью своей и близких.

В самом общем виде под предпринимательством понимается особая инициативная экономическая активность дееспособ­ных граждан, направленная на удовлетворение потребностей общества и населения и извлечение за счет этого личного дохода (прибыли).

В зарубежной научной литературе имеется большое число взглядов на понятие "предпринимательство". Например, по аме­риканским понятиям, предпринимательство - это динамич­ный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карье­рой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга не обязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые каче­ства, увеличить их привлекательность, затратив на это необхо­димые силы и средства.

Понятие "предприниматель" хотя и имеет некоторые нацио­нальные и отраслевые отличия, но все же ему присущи общие черты, свойственные всем истинным предпринимателям. Безус­ловно, на процессе формирования предпринимательства сказы­ваются различные факторы, в том числе и общественный мента­литет, и уровень образования населения, и этнические отноше­ния, и механизм государственного воздействия, и др. Но есть те

черты и принципы, на которых должно развиваться национальное российское предпринимательство.

Предпринимательская деятельность - это, прежде всего деятельность интеллекта и психики собственника материальных и других ценностей противопоставленная другим предпринима­телям в форме рынка и конкуренции в сложных и неопределен­ных пограничных условиях и влекущая за собой либо потерю этой собственности или ее части, либо приращение этой собст­венности, причем значительное.

Предпринимательство - это рискованное мероприятие, осу­ществляемое добровольно гражданином или группой граждан на свой риск и под свою ответственность. Оно характеризуется как особый, новаторский, стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи необходимые ресурсы.

Это означает, что существуют две группы предпосылок, определяющих формирование и развитие предпринимательской деятельности:

рациональная экономическая политика государства, т.е. создание благоприятной для предпринимательства норма­тивно-правовой базы, наличие политической воли властных структур, разработка специальных программ государствен­ной поддержки предпринимателей (налоговая и финансо­во-кредитная политика, организационная инфраструктура и др.);

готовность и желание существенной части населения заниматься предпринимательской деятельностью, что включает как мотивационные установки, так и реальные возможности заниматься бизнесом.

Средой обитания предпринимателей является рынок. С одной стороны, именно здесь в конкурентной борьбе возможно осу­ществление предпринимательской деятельности. С другой сто­роны, без предпринимательской деятельности невозможно функ­ционирование современной рыночной экономики.

Подлинное предпринимательство, выступающее как рыноч­ное явление, определяется степенью свободы бизнесмена, а под свободой в экономике, как известно, в первую очередь понима­ется самостоятельность экономического поведения агента рынка. Это поведение подразумевает свободу спроса и предложения производимого товара и рабочей силы, свободу инициативы и предприимчивости, свободу мышления и действий, т.е. ломку привычных для нас стереотипов.

При формировании рыночной экономики следует учитывать, что в процессе преобразований рыночной среды и соответственно создании условий для предпринимательства, историческая прак­тика развития человеческого общества выработала определенные правила (принципы) формирования рыночной экономики:

1. Необходимость создания нескольких основанных на част­ной собственности производств одного и того же товара. По мнению специалистов, оптимальным числом товаропроизводите­лей одного и того же товара является восемь.

2. Производство основной массы товаров в стране, особенно потребительских, частными товаропроизводителями.

3. Обязательное перепроизводство продукции в предыдущем звене технологической цепочки по сравнению с последующим.

4. Создание относительно простых, несложных товаров, не требующих наукоемких технологий.

Эти принципы формирования реальной рыночной экономики одновременно являются и основой предпринимательства.

Из условий формирования рыночной среды обитания выте­кают и основные признаки предпринимательства. Они также уже сформулированы:

1. Свободный выбор предпринимателем производства тех товаров и услуг, которые он сам в состоянии осуществить и для которых в обществе имеются свободные ниши.

2. Свободный выбор предпринимателем своей производствен­ной деятельности, что связано не только с возможностями про­изводства и конкретной нишей не предложенных потребителю товаров, но также и с получением максимально возможных размеров прибыли и ориентацией на достижение наивысшей эффективности производства.

3. Свободный выбор предпринимателем системы организации и управления своей производственной деятельностью, которая имеет немало ограничений (денежные, ценовые, материальные, творческие, технологические возможности и условия производ­ства, способности предпринимателей и т.д.).

4. Необходимость постоянной поддержки своей частнособст­веннической деятельности вне зависимости от ее конкретной юридической формы. Она может быть индивидуальной частной собственностью (для мелкого, малого и даже среднего бизнеса); акционерной частной собственностью (для среднего, крупного и крупнейшего бизнеса); государственной частной собственностью (как правило, для предприятий инфраструктурных отраслей и т.п.).

5. Свободное установление цен на создаваемый товар. Но свобода установления цен может осуществляться только при устранении монополии производителей. Единственный путь для этого - стимулирование создания новых предприятий, произво­дящих одинаковый, как правило, технически несложный товар. Государство может способствовать этому путем субвенций (т.е. налоговых скидок и создания благоприятных кредитных усло­вий) .

6. Постоянное стремление предпринимателей сохранить, воз­местить и увеличить вложенный капитал, что стимулирует ус­тойчивость производства на рынке и усиление конкурентоспо­собности. Этот важный признак в нашей стране в настоящее время практически не может реализоваться. Препятствием слу­жит непомерно высокий ссудный процент за кредит, превы­шающий все допустимые в производстве нормы прибыли и позволяющий функционировать лишь коммерческому предпри­нимательству.

7. Характер свободы предпринимателей в отношениях между собой. В соответствии с формами бизнеса складываются связи и зависимости капиталистов-предпринимателей друг от друга на базе их капиталов. Более мелкие капиталы в условиях рынка исключительно редко бывают самостоятельными. Кроме того, предприниматели в таких случаях и сами не всегда стремятся к самостоятельности. Крупный и крупнейший бизнес самостояте­лен в решении множества финансовых и производственных вопросов, но степень этой самостоятельности тоже нельзя на­звать полной, ибо и такой бизнес - составная часть обществен­ного капитала.

Существуют и другие признаки современного предпринима­тельства, но названные, отражая важнейшие возможности ры­ночной экономики, выступают ведущими и основными.

Характерной чертой современного предпринимательства, от­личающей его от других видов экономической деятельности, является даже законодательно установленная самостоятель­ность лиц, решивших заниматься бизнесом. Самостоятель­ность выступает как проявление экономической свободы физи­ческих и юридических лиц в осуществлении своего бизнеса на принципах законности. Но самостоятельность и экономическая свобода взаимосвязаны и обусловлены. Особое значение для развития предпринимательства имеет наличие экономической свободы для всех дееспособных граждан и их объединений, действующих в рамках законов, которы е должны гарантировать бизнесменам защиту их прав по ведению собственного дела.

Предпринимательство является одновременно экономичес­ким явлением и процессом.

В качестве явления предпринимательство - это конкретная форма производственных отношений между производителями и потребителями конкретной продукции (товаров, работ, услуг) необходимого качества и получения запланированного результата (прибыли, дохода).

Предпринимательство как экономическое явление выражает полноценную систему отношений, которые возникают у предпри­нимателя во взаимоотношениях с потребителями в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), с поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, с наемными работниками и, наконец, с государством и другими органами управления.

Предпринимательство как процесс - это цепь последова­тельных действий, начиная с зарождения предприниматель­ской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект, позволяющий производить необходимые потребителям товары, выполнять работы и оказывать услуги. Этот процесс заканчива­ется (как разовый акт) извлечением прибыли (дохода). Таким образом, предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение определенного объе­ма прибыли (дохода), ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута.

Пожалуй, самой существенной чертой современного предпри­нимательства является его рисковый характер, что подчеркива­ется практически всеми специалистами. К примеру, в Граждан­ском кодексе РФ при упоминании о предпринимательстве отме­чается, что эта деятельность осуществляется лицами на свой риск. Тем самым законодательно подтверждается, что гражда­нам, решившим создать и осуществлять собственное дело, необ­ходимо помнить: они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности.

С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские структуры можно подразде­лить на.