Анализ Стихотворения Лермонтова «Нищий. Анализ стихотворения "Нищий" Лермонтова М.Ю

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого

    Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым

  • Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ поэмы Лермонтова Демон

    Главной темой произведений Лермонтова выступает личность, и её конфликт с окружающим миром. Мятежные герои тщетно борются с действительностью, но в конечном итоге, обречены на одиночество. Лермонтов противопоставляет свободе гнет самодержавия

  • Анализ стихотворения Фета Севастопольское братское кладбище

    Тема героизма является весьма распространенной для стихотворений. Особенно, если речь о русских поэтах, ведь для России тема войны и воинского подвига является характерной, так как страна ведет войны на протяжении многих лет

Любовная лирика – самое распространённое явление в поэзии, особенно в эпоху романтизма. Получить признание на этом поприще авторам было непросто уже во времена античности. Лишь действительно талантливые творцы добивались успеха. Примером может послужить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий», которое отличается от других стихотворений о романтическом чувстве богатым подтекстом, глубиной философского размышления, лаконичностью изложения и композиционной стройностью.

М.Ю. Лермонтов в 1830 году отправился в паломничество в Троице-Сергиевскую лавру. Там он встретил незрячего нищего, просящего милостыню. Современники вспоминают, что, получив подаяние, старик обрадовался звону монет и рассказал о злой шутке. Однажды молодые люди просили в его чашечку для пожертвований камни.

В это время молодой поэт знакомится с Е.А. Сушковой. Он влюбляется в девушку, но строптивая красавица жестоко отвергает чувства юноши, назвав его младенцем. Стоит сказать, что Лермонтов был на два года младше девушки, которой посвящено стихотворение. Это разочарование стало импульсом для создания множества стихов, посвященных холодному сердцу возлюбленной. Среди этих сочинений — «Нищий».

Жанр и размер

Для поэзии романтизма важны жанровые особенности произведений. Им не была свойственна твёрдость формы, как для жанров эпохи Возрождения. Дифференциация опиралась, в первую очередь, на содержание текстов, но были также свои интонационные и технические нюансы.

Рассматриваемое стихотворение напоминает собой элегию. Об этом говорит размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Так достигается эффект разговорной речи с интонациями печали. Соответствует этому жанру и образ нищего, обманутого, несчастного и немощного, ведь элегия переводится с греческого как «жалоба». Созвучен бедняку образ лирического героя, чьи чувства были жестоко отвергнуты.

Прослеживаются в стихотворении черты притчи. На это указывает назидательность, а также изложение основной идеи через краткую историю.

Темы

Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.

  • Обман представлен в двух ситуациях: с одной стороны, бедняку насыпали в чашку камни, с другой – девушка смеётся над любовью молодого человека. Важно обратить внимание на то, что поэт немного изменяет реальную историю нищего: не в миску, а в руку ему положили камень. Это придаёт ещё больший драматизм стихотворению и делает обман более жестоким.
  • Любовь для Лермонтова в контексте этого стихотворения не приравнивается к некой жизненной потребности. Но лирический герой, обнаживший свои чувства, похож на просящего милостыню. Их общая черта – абсолютная открытость перед другим человеком, уязвимость.
  • Бродяжничество представлено как полное повиновение судьбе, отказ от гордости и каких-либо претензий. В глазах нищего – «живая мука». Он не ропщет и не жалуется – грех обижать такого человека.

Идея

В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах. Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.

Художественные средства

Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в возрасте 16 лет, но к этому времени он был достаточно образованным и начитанным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, мотив осуждения бездушия молодых дам звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой юный автор выполнил за год до написания «Нищего». Характер проповеди в христианской культуре не может не вызвать воспоминаний о Библии.

Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт использует эпитеты «иссохший, чуть живой», в его взгляде «живая мука». Относительно страдания лирического героя автор использует устойчивое выражение «горькие слёзы», часто используемое в лирике романтизма.

Основной приём этого стихотворения – параллелизм (обманутый нищий – отвергнутый влюблённый), на нём построено произведение.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза “хлеб” и “камень” .

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты : “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

План

  1. Основная тема стихотворения

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова предполагает подробное рассмотрение текста стихотворения, истории его создания, основной темы, а также использования поэтических средств.

История создания стихотворения «Нищий»

Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году.

Данное произведение входит в так называемый «сушковский» цикл, к которому относятся произведения Лермонтова, написанные под воздействием любовного чувства к прелестной девушке Екатерине Сушковой. Как известно, Сушкова не только отвергла любовные ухаживанию шестнадцатилетнего Лермонтова, но и позволяла себе смеяться над чувствами пылкого юноши.

Лермонтов был глубоко подавлен таким стечением обстоятельств.

Этим же летом 1830 года Лермонтов вместе с родственниками поехал в Троице-Сергиеву лавру. По преданию, один из слепых нищих пожаловался ему на то, что молодые прихожане недавно вместо денег положили в его кружку мелкие камушки. Эпизод этот запомнился поэту и позже лег в основу его стихотворения.

При жизни это стихотворение не публиковалось. Впервые оно появилось в печати в 1844 году и популярном журнале для чтения.

Основная тема стихотворения

Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.

Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков.

В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Композиционные и поэтические особенности стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» предполагает внимательное изучение его композиции.

Стихотворение имеет три строфы, поделенные на две композиционные части. Первая часть описывает случай, произошедший с убогим нищим, а вторая рассказывает о чувствах лирического героя.

В стихотворении используются библейские мотивы из Нового Завета: автор отсылает нас к эпизоду, в котором Христос, обращающийся к слушавшим его людям, говорит о том, что отец не посмеет дать сыну камень, когда тот просит у него хлеба.

Жестокие люди же могут, противясь слову Спасителя, совершить злодеяние и обмануть бедного человека. Поэтому камень в данном случае становится символом обмана и жестокой насмешки.

В стихотворении «Нищий» Лермонтов использует в качестве основного размера четырехстопный ямб, позволяющий раскрыть глубину переживаний своего лирического героя. Поэт прибегает к перекрестной рифме и делит стихотворение на четверостишья.

Стихотворение «Нищий» Лермонтова анализу подлежит еще и с точки зрения наличия в нем метафор. Метафора (то есть скрытое сравнение) встречается тогда, когда поэт сравнивает протянутую руку нищего, молящего о хлебе, и свою душу, жаждущую любви.

Однако и нищий, и лирический герой получают от людей только презрение и насмешку, что усиливает трагическое звучание этого произведения.

Стихотворение Лермонтова «Нищий» является прекрасным произведением отечественной литературы, в котором воплотилась суть русской поэзии, заключающаяся в умении видеть страдания людей и призывающая их к милосердию.

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.

Стихотворение Нищий напишет в 1830 году. Это был период, когда поэт был безумно влюблен в Сушкову. Вот только избранница не отвечала ему взаимностью и насмехалась, называя ребенком. А ведь в то время Лермонтов был младше дамы своего сердца всего на два года. А тут еще и реальная встреча с нищим у Троицко-Сергиевской лавры, где поэт услышал историю, как вместо монет в кружку кто-то бросил нищему камни. Вот и возникает у Лермонтова идея сопоставить отвергнутого лирического героя с нищим, которого так жестоко осмеяли люди. Как раз именно Сушковой и посвящает свое стихотворение М.Ю. Лермонтов.

В нашем стихотворения стоит отметить, что по жанру это может быть как элегия, где чувствуются ноты печали, так и жалоба, в которой также видны черты притчи. В сюжете стиха автор сравнивает своего лирического героя с нищим. Тот стоял у врат обители, был исхудавшим и обессиленным. Он просил у прохожих хлеба, но кто-то вместо еды положил в протянутую руку камень. Вот так с протянутой рукой его герой выпрашивает любовь у своей избранницы. Она же не обращает внимание ни на слезы, ни на мольбы, ни на тоску в его глазах. Лишь насмехается над ним, тем самым обманывая лучшие чувства влюбленного героя.

В этом небольшом произведении автор затрагивает сразу несколько тем. Это и обман, в котором проявляется бесчеловечность. Люди жестоки по отношению к нищему и бесчувственна к лирическому герою его избранница, пренебрежительно относясь к чувствам влюбленного. Затронута здесь и тема любви, где герой открывает свои чувства, обнажает их не для того, чтобы получить в ответ лишь насмешку. Ведь в итоге он оказался похож на того самого нищего, что вымаливает ответные чувства у избранницы.

В своем стихотворении Лермонтов призывает к милосердию и просит дам забыть о своем высокомерии. Но ни в коем случае поэт не просит жалости, подменяя этим чувством истинную любовь. Нищий просит о малом: подобрать правильные слова для объяснений и не играть чувствами других людей, заставляя их страдать и разочаровываться.