Философия: определение, возникновение, развитие. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Философия как социокультурный феномен. Статус и роль философии в современной культуре

Статус и роль философии в современной культуре.

Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.

Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).

Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.

Основой философии является мировоззрение.

В мировоззрении выделяют два уровня : рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения , которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла , соотносимого с жизненно практическим уровнем.

Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.

Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем пониманииМировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения :

Миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения : - обыденное, – религиозное, – и философское .

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

Исторические типы мировоззрения

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение . Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение . Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.

Религиозно-мифологический характер философии Древней Индии.

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты . Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки , правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса . Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта . Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна . В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя . Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога . Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали .

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяи считается мудрец Гаутама . Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика . Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада . Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

Милетская школа

Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром ,(610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э).

Фалес – один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде.

Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен – Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил.

Пифагор и пифагорийцы (VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды.

Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд.

Анаксагор (V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе.

Элейская школа . Находилась в небольшом италийском городе Элея.

Парменид (VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается.

Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики.

Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из нечего; провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важнейшей особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету священного писания, либо к трудам Отцов церкви.

В период зрелой и особенно поздней схоластики одной из главной тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепуия двойственной истины открывает новы этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.

Марксистская философия.

В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал».

Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическое понимание истории .

Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической, которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.

Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии .

Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов.

Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 8 . ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

1. Исторические формы позитивистской философии.

2. Современная теологическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия.

1. Структурализм и постмодернизм.

2. Герменевтика.

3. Психоанализ.

Литература: 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997.

2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006.

3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. – существование) – направление в современной философии возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шесто в (Шварцман), Николай Бердяев; после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Ха йдеггер, Карл Я сперс, Мартин Бу бер), в период 2-й мировой войны во Франции (Жан-Поль Сартр, Морис Мерло -Понти , Альбер Камю , Симона де Бовуар).

Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Габриель Марсе ль, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер), и атеистический (Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма, заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др.

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни.

Экзистенция (от глагола – существовать, возникать, становиться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Она обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Своеобразие экзистенциализма заключается в особой программе миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования.

Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология – учение о человеке. В сдвиге от сущности бытия вообще к проблемам человеческого существования, или от бытия сущности к существованию человека, и состоит специфика экзистенциального понимания целей и задач философии.

Данное понимания потребовало разработки нового класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру ключевое из них экзистенция, принципиально не объясняются средствами разума, логики. Ее постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств.

Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование , доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность , т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации . Это состояние острейшего эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. в пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека.

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА № 4: ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

1. Основные темы русской философии.

2. Философская мысль Беларуси

Философская мысль Беларуси

Философская мысль В Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные ценности, а также взаимодействие между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок.

Философской мысли в Беларуси предшествует просветительская деятельность Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая (1110–1173) (настоящее имя Предслава, имя Ефросинья получает приняв монашество) в 12 лет принимает решение посвятить жизнь служению Богу. Монастырская жизнь принесла ей церковную и мирскую славу. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались на основе Священного Писания и на основе богословско-философской литературы. Авторские писания Ефросиньи не сохранились, хотя таковые были. Ефросинья канонизирована Русской православной церковью. Это первая в восточнославянских землях женщина святая. Святая Ефросинья – покровительница Беларуси.

Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 193) был епископом Турова. Имел глубокое духовное образование. Оставил богатое богословско-философское наследие.

Как и Ефросинья Полоцкая Кирилл Туровский канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви). Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного.

Важнейшими периодами развития философской мысли Беларуси являются:

– распространение идей Эпохи Возрождения и Реформации (XVI– XVII вв.)

– преобладание схоластической философии (XVII – перв. полов. XVIII в.)

– распространение философии Просвещения (XVII – XIX в.)

– распространение народно–демократической идеологии (XIX в.)

– развитие философской мысли БССР.

Становление национальной философии связано с именем Франциска Скорины (1490–1541), гуманиста и первопечатника. Он родился в Полоцке. Окончил Краковский университет. Издал переведенные им на родной язык библейские книги, которые сопроводил оригинальными предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных, гуманистических идей Возрождения.

К этому же историческому периоду относится творчество Симона Будного (1533–1593). Он был видным идеологом Реформации, издал на белорусском переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. По существу, Будный занялся пересмотром и критикой священного писания. Отрицая догмат о бессмертии души и многие другие догмы религии он склонялся к трактовке бога как космической первопричины, отвергая Троицу, как фантастическую сущность. Христос по мнению С. Будного – выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу.

Философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким (Самуил Петровский – Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, преподавал там в Полоцкой братской школе. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В его мировоззрении христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном и духовном. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызвала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия были представлены в творчестве Казимира Лыщинского (1634 –1689). В его философском учении имел место отказ от теологии и ее основоположений. За написанный трактат «О несуществовании Бога» его судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью.

Идеи просветительской философии стали распростроняться в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738 – 1807). Он оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике. Он стоял на позициях деизма, стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он считал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество придерживался теории общественного договора.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Культурное своеобразие Беларуси определяется для него синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая самобытности. Это единство определяет характер новой белорусской культуры. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851 – 1897), распространение марксизма.

Развитие философской мыслив Беларуси с XIX – XX вв. проходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

Упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. Стал профессором Петербургского университета, а после революции руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Его идеи оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был крупнейший русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975) четыре года работал в Витебске (1920-1924): преподавал общую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории.

Лекция 10. ТЕМА № 5: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

1. Понятие метафизики.

2. Онтология как философское учение о бытии.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия.

Понятие метафизики

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее, и равным образом захватывающими самого человека, Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о себе самом человека. Термин «метафизика» (буквально после физики) Ввел Систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией». В отличие от «второй философии» или «физики», «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. В истории философской мысли понятие «метафизика» нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

На протяжении истории философии существенно меняется как оценка метафизического знания, так и статус метафизики.

Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Метафизика – это познание высшей причины, Бога как творца.

Основная черта метафизики Нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, пр

Баранов Г.В.

Профессор, доктор философских наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассмотрено – гипотеза группировки функций философии по критерию разработки проблем глобализующегося человечества; характеризуются десять цивилизационных функций философии в системе культуры современного человечества; утверждается приоритетность идеационной функции философии.

Ключевые слова : функции философии; культура; идеал; глобализация.

Baranov G.V.

Professor, Doctor of Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation

FUNCTIONS OF PHILOSOPHY IN THE CULTURE OF HUMANITY GLOBALIZING

Abstract

In the article – a hypothesis grouping functions of philosophy on design criteria globalized problems of mankind; characterized by ten civilization functions of philosophy in the culture of modern humanity; affirms the priority of ideational function of philosophy.

Keywords : function of philosophy; culture; ideal; globalization.

Основные значения понятия и слова «глобализàция»: «Глобализàция – 1) слово английского языка, переводимое на русский язык словами “всемирный”, “всеобщий”; 2) распространение действия фактора за пределы государства или определённого класса деятельности» . В контексте проблематики статьи понятие глобализации означает целостное (холистическое) состояние эволюции человечества в период с ХХ в. по настоящее время с признаками интеграции деятельности людей по решению цивилизационных проблем на основе общечеловеческих ценностей. Философия как часть культуры человечества по необходимости исследует всеобщее в бытии человечества, поэтому исследование содержания функций философии актуально в условиях противоречий глобализирующегося общества ХХ в.-начала ХХI в.

Функции философии – система исполнения философией инструментального воздействия на решение общественных и личностных проблем функционирования и эволюции акторов общества. Акторами общества по критерию единичного, особенного и всеобщего являются индивид, социальная группа (социум) и человечество. Философия в составе культуры человечества принадлежит к классу информационной (духовной, идеационной) культуры и выполняет множество функций.

По мнению автора, оптимальная форма реализации цивилизационных функций философии как части культуры ХХI века возможна при условии разработки гипотезы о сущности человеческой деятельности в состоянии антихаосного осуществления бытия, но не в состоянии активности человека . Фактор активности деятельности абсолютизирует идеал свободы в значении внутреннего свободного выбора индивида. В условиях конкурентных социальных взаимодействий абсолют свободы предметно выражается антигуманными критериями (принципами), например, «человек человеку волк», «война всех против всех», «побеждает сильнейший». Реализация антихаосной стратегии и тактики поведения человека обязывает учитывать автономию объекта взаимодействия, обеспечивать режимы деятельности по критериям коэволюции, синергии, мирного и взаимного полезного сотрудничества.

По мнению автора, в современном глобализирующемся человечестве, философия реализует не менее десяти цивилизационных общечеловеческих функций: идеационная, гуманистическая, критическая, мировоззренческая, методологическая, практическая (праксеологическая), сотериологическая, культуротворческая, социально-идеологическая, эвристическая .

Идеационная функция философии – обоснование и утверждение в общественном мнении парадигмы фундаментальности и первичности идеалов. Идеал – высшее состояние бытия и высшая цель деятельности людей, к которым стремится человек для превращения хаоса бытия в содержание оптимальности собственной автономной жизни. Существенные формы проявления интенций человека к идеалам представлены попытками управления природным эгоизмом и преодоления животной ограниченности личной жизни. Философами предложены потребителям универсальные идеалы антропного и общественного классов бытия, «главные из которых – добро, истина, красота, свобода, справедливость, гармония, рациональность, гуманность, совершенство, идеал Бога как высшего совершенства» .

Состояние идеала относится к универсальным целям человечества. По причине ограниченности исторического бытия людей в каждом из этносов, государств и социальных групп (социумов) формируется множество локальных ценностей – патриотизм, национализм, соборность, коммунизм, добродетельность, законопослушность, «истинная вера» и иное.

Идеалы и ценности современного человечества выражены в документах Организации Объединённых Наций (ООН), основные из которых – Устав ООН и «Всеобщая декларация прав человека». В частности, по критериям «Декларации» абстрактные идеалы гуманности, добра, справедливости, совершенства и иные формулируются в 30 статьях как нормы оптимальности человеческой деятельности. Факты нарушения идеалов цивилизации в формах гражданских войн и вооружённых конфликтов в государствах Европы, Азии и Африки в ХХI в. являются показателями регресса человечества и одновременно целями прогрессивных взаимодействий людей, так как стимулируют акторов общества к осуществлению антихаосных трансформаций для обеспечения оптимальности бытия человечества.

Гуманистическая функция философии – обоснование и утверждение в общественном мнении гипотезы о высшей ценности человека в сравнении с иными объектами бытия. В среде обитания (бытия) человека функционируют организмы живой природы и объекты неорганической природы, множество общественных объектов – экономические, социальные, информационные, политические и иные, в том числе трансцендентные состояния. По критерию идеала гуманности ценность данных объектов вторична в сравнении с ценностью бытия человека.

Критическая функция философии – выявление противоречий между идеалами и фактами бытия по различным критериям и для различных целей предметной деятельности. Абстрактно критическая функция философии выражается в декартовском девизе «подвергай всё сомнению». Абсолютизация критической функции философии и культуры в целом характерна для современной информационной цивилизации, так как бесконечность информационного пространства потенциально воспроизводит новые варианты описаний и объяснений фактов по различным критериям и методам.

Мировоззренческая функция философии – создание информационных моделей объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по определённым критериям для использования в общественной и индивидуальной деятельности с целями достижения успешных вещественных результатов. Методологическая функция – разработка гипотез, концепций и эффективных методов познания, а также систематизация достижений человечества в понятиях и логически обоснованных суждениях.

Практическая (праксеологическая) функция философии – объяснение сущности человеческой деятельности и разработка эффективных методов достижения её оптимальных материальных результатов. Философия – это теоретическое знание, которое обеспечивает потребности человека в истинных знаниях для оптимизации вещественно-энергетического бытия человека.

Сотериологическая функция философии – объяснение сущности духовности и разработка эффективных методов её формирования у людей. Сотериологическая функция актуальна по причинам интенции человека к трансцендентному бытию – бытию за пределами жизненного опыта индивида. Трансцендентное бытие для человека имеет статус совершенного объекта бытия, установление связи с которым даёт возможность оптимизировать вещественное бытие и достичь «вечное» идеальное совершенство.

Культуротворческая функция философии – создание новой общезначимой текстовой информации об объектах бытия и состояниях деятельности акторов общества с целями сохранения, преобразования и передачи в поколениях достижений цивилизации. Именно в культуротворческой функции достигается состояние плюрализма знаний и информации, оценок и мнений в их систематизированных и доступных для понимания формах множественности достижений человечества.

Эвристическая функция философии – содействие совершенствованию личности человека и его творческих познавательных способностей в формах памяти, внимания, логического мышления, интеллектуальной интуиции, воображения. Иное объяснение эвристической функции: функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Социально-идеологическая функция философии – теоретическое обоснование систем идеологии и их пропаганда в общественном мнении.

Специалистами философских наук выделяются иные виды функций – аксиологическая, воспитательная, интегративная, координирующая, прогностическая, критическая, социальная, социально-аксиологическая – и их группировки.. Причина доминирования философии в культуре человечества – обоснование и пропаганда идеалов, последовательная реализация идеационной функции.

Литература

  1. Баранов Г.В. Понятия политологической культуры. – Омск, 2012. – 300 с.
  2. Баранов Г.В. Понятия философской культуры. – Омск, 2011. – 392 с.
  3. Баранов Г.В. Деятельность и антропность бытия. – Омск, 2013. – 200 с
  4. Баранов Г.В. Философия в культуре. – Омск, 2015. – 260 с.
  5. Баранов Г.В. Философский практикум. – М., 2005. – 528 с.
  6. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]. – http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения 24.02.2015).

References

  1. Baranov G.V. De rationibus rerum civilium elit. – Omsk, 2012. – 300 s.
  2. Baranov G.V. Quod ad philosophicas notiones cultura. – Omsk, 2011. – 392 s.
  3. Baranov G.V. Res et ens Fiat lux. – Omsk, 2013. – 200 s/
  4. Baranov G.V. Philosophia culturae. – Omsk, 2015. – 260 s.
  5. Baranov G.V. Philosophical officina. – M., 2005. – 528 s.
  6. DECLARATIONEM HOMINIS IURIUM. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (data obrashhenija 24.02.2015).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую , т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

Конструктивно-ценностную;

Интерпретаторскую;

Критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную , которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.

Каковы же функции философии в сложном комплексе культуры? Прежде всего, философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, - или универсалии культуры. Важное место среди них занимают категории - понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные «сетки»), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума. Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.). Например, ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины. Подобные понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Потому их и относят к предельным основаниям, универсальным формам (или «условиям возможности» культуры). Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях. Эта тематика не утратила своего значения и сейчас. В схеме «ромашка» сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии - системе категорий. На деле, в действии - это весьма подвижная система связей базовых понятий, применение которых подчиняется своей логике, регулируется четкими правилами. Исследование и освоение категорий, пожалуй, по праву называют в наше время «философской грамматикой» (Л. Витгенштейн).

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Культурологический подход выявил иную картину: категории формируются исторически по мере развития человеческого мышления и воплощаются в структурах речи, в работе языка. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие («предельные») основания речевого мышления и практики и их своеобразие в разных типах языков и культур.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии - онтологию (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека - практические, познавательные и ценностные. Отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греч. praktikos - деятельный), эпистемология (от греч. episteme - знание) и аксиология (от греч. axios - ценный). Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной истории в целом.

Помимо функции выявления и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала считалась задачей философов. Откуда же они черпали материал для этой работы? Изучение истории культуры свидетельствует: из всего многообразия человеческого опыта. В процессе исторического развития база философских обобщений изменялась. Так, на первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и т.п.). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений - пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т.п. Были привлечены и освоенные к тому времени приемы делимости отрезков в математике, языковой навык сочетания слов из букв, а предложений и текстов из слов и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга видов опыта - вкупе с силой поднимающейся над частностями мысли - способствовали формированию общей концепции «атомистики».

Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли нередко служили толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (наблюдения «крайности сходятся», принципа «меры», перехода «количества в качество» и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. По мере развития форм труда, нравственной, правовой, политической, художественной и другой практики, с ростом и углублением обыденных и научных знаний база для философских обобщений существенно расширялась и обогащалась.

Формированию обобщенных философских идей способствовала (и продолжает способствовать) критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии многие ее темы, догадки, вопросы, ранние философы переводили поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. В последующие эпохи философские представления нередко черпались из религии. Например, в этических концепциях немецкой философской классики слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умозрения. Дело в том, что философской мысли, в основном ориентированной на рационализацию, присуще стремление выразить в общих понятиях принципы всевозможных форм человеческого опыта. Решая эту задачу, философы стараются охватить (в пределе) интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества, а вместе с тем осмыслить и отрицательный опыт трагических просчетов, ошибок, неудач.

Иными словами, на долю философии падает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений, предрассудков. Задачу разрушения устаревших взглядов, расшатывания догм подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути «докучливых и тягостных противников»: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их «призраками» и подчеркнул, что наиболее опасна среди них укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения. Приверженность заранее данным понятиям, принципам, стремление «согласовать» с ними все остальное - вот что, по мысли философа, является вечным врагом живого, пытливого интеллекта и более всего парализует истинное познание и мудрое действие.

По отношению к уже накопленному опыту миропонимания философия выполняет роль своего рода «сита» (или, скорее, цепов и веялки), отделяющего «зерна от плевел». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, стереотипы мысли и действия, схемы миропонимания. Однако они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать и развить дальше. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, варьируются, мысленно «проигрываются» разные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немыслимо, чтобы какая-то одна система взглядов годилась всегда и для всех. Многообразие философских позиций, точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем - ценность культуры. Формирование в философии «пробных» форм мировоззрения важно и с точки зрения будущего, которое полно неожиданностей и никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей.

Ранее сложившиеся формы дофилософского, внефилософского или философского миропонимания постоянно подвергаются критике, рациональному переосмыслению, систематизации. На этой основе философы формируют обобщенные теоретические образы мира в их соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующие данному историческому времени. На особый теоретический язык в философии переводятся также идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, религиозном, художественном, техническом и других формах сознания. Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной мироориентации. Так, полноценная политика должна быть согласована с наукой и нравственностью, с опытом истории. Она немыслима без правового обоснования, гуманистических ориентиров, вне учета национального, религиозного и другого своеобразия стран и народов, наконец, без опоры на ценности здравого смысла. К ним приходится сегодня обращаться при обсуждении важнейших политических проблем. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их согласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии в системе культуры (вместо попыток абстрактно вникнуть в суть данного понятия) показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности, а это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:

1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.

2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации - перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию философия в идеале как бы стремиться охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Философия в системе культуры. Функции философии.

Роль философии в культуре определяется тем, что она является размышлением над основаниями культуры.

Культура - это все то, что отличается от естественного, природного мира, что несет на себе больший или меньший отпечаток следов и продуктов человеческого воздействия на естественный, природный мир, в котором разворачивается жизнедеятельность человека, в том числе его разумно-волевой активности.

Предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях - категориях или универсалиях.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти и т. д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы тради­ций и формируются потребности в поиске новых ми­ровоззренческих смыслов.

Социальное предназначе­ние философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые миро­воззренческие ориентиры путем рационального ос­мысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей. В этом процессе универсалии куль­туры из неосознаваемых оснований культуры и соци­альной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено созна­ние.

Существуют домарксистские и немарксистские теории культуры. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. В немарксистском культуроведении получают развитие и другие подходы к изучению культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антропологии тенденции рассматривать роль культуры при передаче социального наследия от поколения к поколению было развито представление о коммуникативных свойствах культуры.

Философия в системе духовной культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые являются частью одной структуры. Примером актуальности является эпистемология. Эта наука исследует, как человек познает самого себя и окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий теорий познания: конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности.

Социология также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества. Особый статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет ведущую роль в системе культуры.

Функции философии:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.