Задания по теме деревья для дошкольников. Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники". III. Сообщение темы урока

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель 1 категории, МАДОУ "Катюша" Ямало-Ненецкий А.О. г.Лабытнанги
Описание: Данная методическая разработка совместной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление пройденного материала,будет полезна в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам, учителям начальных классов. Способствует обогащению, расширению знаний детей о лесе, умению составлять описательные рассказы, загадки, с помощью различных методов обучения и развитию разговорной речи детей во время работы.

Тема: "Лес"

(закрепление)
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательная - обучать детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям; учить детей загадывать загадки по схемам, следуя последовательности, составлять описательные рассказы о лесе;
Развивающая - развивать речь, фантазию, воображение, память, развивать диалогическую речь, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, дать понятие слову «лес», «лесник», использовать слова синонимы, закреплять умение, выражать свои мысли полными предложениями, учить понимать значение мудрость народных пословиц;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: лес, лесник, лиственный лес, хвойный лес, берёзовая роща, ельник,дубрава, «Старичок – Лесовичок».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы про лес, его обитателей.Просмотр фильмов и презентаций. Наблюдение на прогулках.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов. Мнемотаблицы (лес в разное время года). Иллюстрации диких животных, насекомых, цветы, схемы – загадки, игрушка – Лесовичок.
Ход работы
1.Организационный момент
«Игра с руками»
У оленя дом большой, (руки уголком над головой)
Он в своё окно глядит. (голову выводим вперёд)
Бежит заинька косой, (прыжки на месте)
Громко в дом ему стучит. (Стучат кулачком о стол)
Заяц, заяц, заяц стой! (грозят пальцем)
В дом ко мне не забегай,
Скорее лапочки давай. (берут друг друга руки)
2.Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ)
«Лягушки»
(губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
3.Сюрпризный момент
Появляется «Старичок- Лесовичок»
"Старичок-Лесовичок" -Здравствуйте ребята! Вы знаете кто я?
Воспитатель - Правильно это - сказочный дедушка охраняющий лес. Он пришёл к нам сегодня в гости,и хочет узнать - Что вы знаете про лес?
Воспитатель - Кто был в лесу?
Воспитатель - Что видели там?
Воспитатель - Что растёт в лесу?
Воспитатель - Встречали ли вы лесных зверей? Каких?
Воспитатель- А встречались ли на пути муравейники?
Воспитатель - Слышали ли кузнечиков?
Воспитатель - Знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (не кричать, говорить тихо, не рвать цветы, не разорять гнёзда и муравейники, не бросать мусор, не разжигать костры)
"Старичок- Лесовичок" - Ну, молодцы!
Воспитатель - Какие растения самые важные в лесу? (деревья)
Воспитатель - Правильно это деревья, их очень много.
Дидактическая игра «Найди, что я опишу»
(дети находят картинки с нужным изображением: берёза, клён, сосна и т.д.)
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
В серёжках, а не человек.

Великан стоит могучий
С головою, словно туча.
В туче в жёлтых теремочках
Много маленьких сыночков.


Кто под самый
Новый год
К нам из лесу
В дом придёт-
В огоньках, шарах звезде
И серебряном дожде?


Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.


Воспитатель - Что ещё растёт в лесу под деревьями? (кустарники, травы, ягоды, грибы)







Воспитатель - Как называют лес, в котором растут берёзы, клёны, тополя и т. д.? (лиственный)


Воспитатель - А как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр и т.д.? (хвойные леса)


Воспитатель - Есть берёзовые рощи, там растут только берёзы.


Воспитатель - А если растут только ели, как назвать такой лес? (ельник)


Воспитатель - В дубраве растут, как вы думаете что? (дубы)


(по ходу рассматриваем иллюстрации)
4.Гимнастика для глаз
5.Физ. минутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
Дидактическая игра «Загадай и отгадай»
(дети составляют самостоятельно по схемам загадки)


("Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками")


("На лесной полянке у самой тропинке красные горошки.
Кто мимо пройдёт,в рот к себе их уберёт.")

"Старичок-Лисовичок" -Ребята можно ли вырубить деревья в лесу? (нет)
Воспитатель - Почему?
Воспитатель - Почему все люди любят ходить в лес?
Воспитатель - Правильно в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для животных и растений он даёт им жильё и пищу. Люди восхищаются его красотой, отражают её в стихах, картинах, песнях и т.д.. Лес – это замечательное природное богатство.
6. Составление описательных рассказов
Воспитатель - Лес в любое время года выглядит по-разному, но он всегда сказочно красив! А вы можете рассказать почему?
(дети,по своим мнемотаблицам составляют описательные рассказы)


"Осенью, зимой, весной и летом красив наш лес.


Осенью люди собирают в лесу грибы, ягоды, орехи и шишки, а ещё красивые осенние листья.


Зимою люди ходят по лесу на лыжах. Там можно увидеть зайца, белку или лису, а так же найти неизвестные следы.


Весной в лесу появляются проталины, расцветают подснежники. На ветках деревьев набухают почки. Птица возвращаются из тёплых стран.


Летом в лесу собирают землянику, на лесных полянах косят сено.


Хорошо в лесу в любое время года!"
Воспитатель - А кто помогает "Старичку-Лесовичку" охранять лес? (человек)


Воспитатель -Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу. И объясняет людям, что лес надо беречь.
"Старичок-Лесовичок" - А вы знаете пословицы про лес?
Лес да вода поле красят.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Лес видит, а поле слышит.
Воспитатель - Что даёт лес человеку? (тепло, бумагу, игрушки, мебель, жильё)
7. Итог
(Катя Т.читает стихотворение)
В жаркий день или морозный
Собираясь в лес идти,
Ты запомни: только с пользой
Надо время провести.
Сотни тайн и чудес
Для тебя откроет лес!
Воспитатель - О чем мы сегодня с вами беседовали?
"Старичок-Лесоввичок" - Молодцы, ребята, мне очень у вас понравилось, я вижу вы много знаете о лесе, и я этому бесконечно рад, но мне уже пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам ещё как - нибудь загляну на огонёк. До свидания, друзья! Счастливых вам лесных походов!!!

Ольга Нейферд
Домашние задание по теме «Деревья»

Домашние задание по теме "Деревья "

1. Рассмотреть с ребёнком на прогулке разные виды деревьев , отметить особенности строения (ствол, ветви, листья, плоды и т. д.) . Повторите названия деревьев . Объяснить, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках , у хвойных – хвоя на ветвях. Почему хвойные деревья называются «вечнозеленые» ; рассмотреть иллюстрации с изображением леса; дома найти предметы , сделанные из дерева ; провести беседу о бережном отношении к природе.

2. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) : пень – нет пня, дерево - , иголка - … корень - … сосна - … клен - ….… лист - … хвоя -…. ствол –….

3. Игра «Расскажи, каких деревьев много в лесу В лесу много дубов, тополей… и т. д.

4. Игра «Что происходит с листьями?»

Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

5. Ответьте на вопросы и перескажите рассказ.

У дома росла ель . На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Вопросы :

Где росла ель? Куда Лена собирала шишки? Что делала мама из шишек?

6. Игра «Что не так?» (Исправь ошибку)

Желуди растут на липе.

После осени наступает лето.

Береза - это хвойное дерево ..

7. Выложите елку из счетных палочек или спичек.

8. Выучить. Пальчиковая гимнастика «Дерево » .

1, 2, 3, 4 – Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

Деревья в поле посадили .

У дерева ствол , По очереди загибаем пальцы в кулак (на каждое название части дерева )

На стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

Есть корни у дерева ,

Есть и кора.

Рада деревьям вся детвора ! Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

9. Выполни штриховку.

Публикации по теме:

Образовательная область – речевое развитие Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное.

Тема: Деревья. Цели: Развитие лексико-грамматических навыков. Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого.

Цель: познакомить детей с деревьями нашего региона, дать представление о жизни деревьев осенью; обратить внимание детей на окрас листьев.

Цели : сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

Задачи: ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование : презентация, проектор; экран; рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина “Лесозаготовки”; фотографии “На вырубках”, “Несанкционированные свалки”; аудиозаписи песен.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Здравствуйте, ребята!

Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Звучит песня “Лесной марш” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)

Почему мы начали наш урок этой песней?

Ученик: Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березах, которые надо сберечь.

А кто должен оберегать лес?

Ученик: Это должны делать люди.

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Ответы детей......

Тема нашего урока - “Лес и человек” (запись на доске и в тетрадях) слайд №2

II. Проверка знаний и умений.

1. Фронтальная работа

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (Ответы детей)

Молодцы, ребята, а сейчас проведем блиц - турнир “Я знаю лес”, слайд №3

2. Блиц – турнир “Я знаю лес”

Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато - красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположено попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

Какое дерево является символом России? (Береза)

Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)

У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

Узнайте животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)

Ребята, вы должны были приготовить сообщение. О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

Заслушивается сообщений, подготовленных дома. (2 человека)

Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

Молодцы, ребята!!!

Сейчас мы обобщим наши знания, выполнив самостоятельную работу по карточкам. (Учитель раздает карточки). Приложение №1 (рисунок 1, рисунок 2.)

Проверим, как вы выполнили работу (организуется взаимопроверка)

III. Работа над новой темой.

Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”: слайд №4

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученик: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

Сейчас еще раз прочитайте стихотворение про себя (самостоятельное чтение)

Так чем же является лес для человека? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

Ученик: Лес - это место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь.....”

Давайте проверим, правильно вы ответили (открывается первая карточка – “место отдыха”), слайд №5

Что еще находит себе человек?

Ученик : В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода....

Правильно и открывается следующая карточка “источник чистой воды и пищи”, слайд №7

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

Ученик : Шкафы, стулья, столы, двери, деревянный пол....

А что у вас на столах изготовлено из дерева?

Ученик: Карандаши, линейка, книги, тетради.....

А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.

Ученик : “..... Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил....”

Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

Ученик : Они там растут.

Чем для них является лес?

Ученик : Это их дом.

А для кого еще лес является домом?

Ученик : Лес является домом для животных....

И так, лес еще является домом для растений, грибов и животных. Открываем следующую карточку “дом для растений, животных, грибов”, слайд №9

Давайте сделаем вывод. Сколько значений у леса? (ответы детей)

Но это еще не все! Сейчас прочитайте в учебнике статью “Роль леса в природе и жизни людей” на странице 106 -107. И вы узнаете, какую роль играет лес.

И все-таки, какие роли выполняет лес?

Ученик : Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Ребята, давайте, используя текст учебника, сформулируем определение. Что такое фитонциды?

Ученик : Фитонциды - это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.

Чем является лес для воздуха?

Ученик : Для воздуха лес – защитник.

Чему еще лес является защитником?

Ученик : Лес – защитник водоемов и почв.

После обсуждения прочитанного открывается последняя карточка “защитник воздуха, водоемов и почв”, слайд №10

Защитник воздуха, водоемов и почв

Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? Слайд №11

Ученик : Лес – это дом, защитник, источник, источник, аптека, место отдыха.

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникает экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубили,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
(Н.Некрасов)

О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Ученик : В этом стихотворении идет речь о вырубке леса.

Ребята посмотрите на слайд, как в настоящее время идет заготовка древесины.

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (слайд №12).- Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей).

Ребята я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшая проблема.

После осуждения заполняется схема: слайд №13

Проблемы леса

  • вырубка
  • незаконная охота

Ребята, сейчас послушайте песню “Просьба”. И подумайте, какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

Ученик : Эта песня раскрывает проблему убийства животных.

В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды взяты под охрану и занесены в Красную книгу (показ книги). Слайд №14

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику дома “Приокско-Террасный заповедник”. (Приложение №1)

А сейчас, ребята, давайте отдохнем.

IV.Физкультминутка (слайд №15)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы.

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

V. Продолжение работы по теме урока.

Ребята, еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Дайте послушаем рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” (читает заранее подготовленный ученик)

Ребята, скажите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученик : Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если каждый человек будет поступать как Оля, то лес превратится в свалку.

Вот, во что может превратиться лес. Слайд №16

Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар” слайд №17

Забывчивый охотник на привале.
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра....
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели.
Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Ученик : Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра.

Ребята, у вас на партах памятки “Как разводить костер”, (приложение №2) - прочитайте самостоятельно их и запомните:

  • Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
  • Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
  • Нельзя разводить костер под деревьями.
  • Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
  • Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
  • Нельзя разводить костер зажигалкой.
  • Обязательно наблюдайте за горящим костром.
  • Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.

А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 35, прочитаем №1 задание. Используя текст учебника, сформулируйте определение и запишите его в тетрадь. (Запись в тетрадь).

Выполняем №2 задание. В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”. Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия.

А задания под №3 выполните самостоятельно. Рассмотрите и запишите знаки – рисунки.

Взаимопроверка в парах.

VI. Закрепление изученного

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (ответы детей).

А сейчас работа в парах, вы должны придумать и нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?

Ученик : Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение леса бытовым мусором. Разведение костров.

Самостоятельная работа в парах.

О чем еще должны помнить люди, приходя в лес?

Ученик : Лес-это “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

VII. Подведение итогов урока.

Назовите значение леса для человека? Ребята, что вам понравилось на уроке? (ответы детей)

Выставление оценок. Слайд №18

Домашнее задание.

  • Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (стр.106-113).
  • Выполнить задание №4 в рабочей тетради (стр.36).
  • Прочитать рассказы из книги “Великан на поляне”
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)