Анализ сказки волшебная лампа аладдина основная мысль. Анализ сказки "аладдин и волшебная лампа". I Организационный момент


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления:

Цели : расширять знания детей о волшебной сказке, об особенностях её сюжета; развивать технику чтения, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; воспитывать интерес к произведениям зарубежной детской литературы.

Оборудование: книга «Аладдин и волшебная лампа».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения К. Бальмонта «Трудно фее».

III. Подготовка к восприятию.

Конечно, каждый из вас хорошо относится к чудесам мира природы, но ваша душа (это видно!) просит ещё и волшебных, сказочных чудес.

В мире много сказок:

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

…Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Что ж, читайте про волшебные, сказочные чудеса на здоровье!

Откройте учебники на с. 125. Перед нами арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».

Может быть кому-то из вас уже знакомо это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 125-134).

1. Чтение сказки вслух учащимися по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот Учёный (с. 156) в разделе «Совет консультантов».

Лексическая работа проводится по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

1) По каким признакам можно судить, что Аладдин - герой волшебной сказки? (1) Аладдин не хотел ничему учиться; 2) он остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом - чудесным мешком .)

2) Верите ли вы, что магрибинец - настоящий дядя Аладдина? (Вряд ли это так. У магрибинца явно есть какая-то тайная цель .)

3) Встречался ли вам в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? (Волшебный мешок напоминает скатерть-самобранку из русских народных сказок .)

4) Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? (Дерево и гора - это места совершения чудес в народных сказках всего мира .)

5) То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает каждого из вас на очередное чудо? Почему?

6) Знаете ли вы другую сказку с похожим сюжетом? (Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво» .)

7) Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: вам уже встречались подобные? (В «Подвигах Геракла»: Геракл борется и со львом, и со змеями. )

8) Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье? (Аладдин, несмотря на юный возраст - ему всего 15 лет, способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь по пути со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя .)

V. Итог урока.

Что было для каждого из вас интересным сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Продолжить чтение сказки, с. 135-139; ответить на вопросы с. 140 учебника (устно); краткий пересказ прочитанного отрывка сказки «Аладдин и волшебная лампа».

Небольшая викторина по сказкам "Тысяча и одна ночь", вопросы и задания которой позволяют быстро, в соревновательной игровой форме проверить знания детей. Формирует интерес к чтению. Может быть использована на уроке внеклассного чтения и как амостоятельное мероприятие в работе ГПД или летнего пришкольного лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»

  1. Расшифровать имена литературных героев.

ЛАДНДАИ (Аладдин)

МРАДАЖАН (Марджана)

УУДБР (Будур)

ДИНСАДБД (Синдбад)

  1. Кто сказал эти слова?
  1. «Отдай эти деньги матери. Скажи ей, что твой дядя вернулся и завтра придет к вам ужинать. Пусть она приготовит хороший ужин». (Колдун, «Волшебная лампа Аладдина»)
  2. «Дядя, протяни мне руку и возьми мою шапку с камешками, а потом вытащи меня наверх: мне самому не выбраться». (Аладдин, «Волшебная лампа Аладдина»)
  3. «Что ты говоришь! Тебе, наверное, напекло солнцем голову. Разве слыхано, чтобы сыновья портных женились на дочерях султанов? Поужинай лучше и усни. Завтра ты и думать не станешь о таких вещах». (Мать Аладдина, «Волшебная лампа Аладдина»)
  4. «Не хочу половины, хочу все деньги! Говори скорее, как войти в пещеру, а если не скажешь, я донесу на тебя султану, и он велит тебя казнить». (Касим, «Али-Баба и сорок разбойников»)
  5. «Что толку сидеть и горевать! Никто меня не спасет, если я не спасу себя сам. Пойду дальше и, может быть, дойду до места, где живут люди». (Синдбад, «Синдбад-мореход»)
  1. Вспомни.
  1. Кто был отцом Шахразады? (визирь)
  2. Как звали сестренку Шахразады? (Дуньязада)
  3. Кем был отец Аладдина, как его звали? (портной Хасан)
  4. Жителем какого города был колдун, выдававший себя за дядю Аладдина? (Магриба)
  5. Как звали джина из сказки про Аладдина? (Дахнаш)
  6. Куда шла царевна Будур, когда ее впервые увидел Аладдин? (в баню)
  7. Как звали брата Али-Бабы(Касим)
  8. Название какого растения было волшебным словом в однй из сказок? (симсим)
  1. Волшебные предметы.

Назвать как можно больше волшебных предметов.

  1. Волшебные числа.

Назвать волшебные числа из сказок. (12 золотых блюд, «Волшебная лампа Аладдина»; 40 разбойников; 7 путешествий Синдбада и т. д.)

  1. Кроссворд.

1 Ш

2 Б

1 Ш

3 А

2 С

4 Р

3 Б

В Персии жил бедный мальчик Аладдин, его поведение было очень плохим, он бездельничал и воровал фрукты в чужих садах. Когда мальчику исполнилось 15 лет, к нему пришел монах магрибинец и представился родным дядей. Он купил Аладдину дорогую одежду и угостил вкусной едой, после этого они отправились в долгий путь, к высокой горе.

В пути магрибинец угощал Аладдина различными яствами из волшебного мешка. Когда цель пути была достигнута, монах попросил Аладдина принести ему старую лампу. За это Алладину были обещаны сокровища и волшебный мешок. Отправляясь в неизвестность, главный герой принял в дар волшебное кольцо.

Аладдин прошел ряд испытаний: встретился с негром в тигровой шкуре, со свирепым львом, шипящими змеями и добродушной старушкой. Выполнив все советы колдуна, Алладин достиг главной комнаты, где взял много драгоценных камней вместе с волшебной лампой. Возвратившись к входу, он попросил дядю подать ему руку, но злой магрибинец хотел забрать только лампу. После долгих споров колдун захлопнул вход в подземелье.

Брошенный Аладдин потер волшебное кольцо и попросил появившегося джинна Дахнаша вернуть его на землю. Придя домой, юноша решил продать лампу, но его мать, потерла лампу рукой и вызвала огромного джинна Маймуна.

Вскоре, на рынке, Алладин влюбился в прекрасную царевну Будур. Он отправил мать во дворец к султану, просить руки царевны. Мать преподнесла султану богатые дары. Султан, ослепленный их красотой, согласился отдать дочь замуж, при условии приданого в сорок золотых блюд с драгоценными камнями, рабами и невольниками.

Султан получил дары и принял предложение. Аладдин перед своей свадьбой приказал джинну Маймуну построить прекраснейший дворец. У Будур и Аладдина началась счастливая жизнь.

Злой магрибинец, пребывая на родине в Ифрикии, узнал о величии Аладдина и сразу отправился в Персию. Получив лампу и власть над джинном Маймуном, колдун приказал перенести новый дворец, вместе с принцессой, в Ифрикию. Султан, потеряв царевну вместе с дворцом, повелел Аладдину найти Будур.

Юноша призвал на помощь джинна Дахнаша, из волшебного кольца, он перенес его в украденный дворец. При встрече с Будур, Аладдин узнал, что магрибинец уговаривает принцессу выйти за него замуж. Аладдин попросил Будур подсыпать снотворное злодею, и когда он уснул, отрубил ему голову. Вскоре джинн Маймун, оказавшийся во власти Аладдина, перенес дворец обратно. Аладдин и Будур стали жить долго и счастливо.

Сказка воспитывает в читателе силу характера, учит преодолевать сложности и препятствия.

Картинка или рисунок Сказка Волшебная лампа Аладдина

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Собака Пес Пеннак

    Действие с бездомной собакой протекает на парижских улицах. На пути бездомного животного попадается множество препятствий и неприятностей. Друг умирает от упавшего холодильника

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действия начинаются в 20х годах 20 века тем, что герой произведения создает колонию для беспризорных детей и несовершеннолетних преступников. Главный герой старался создать дисциплину в колонии

  • Краткое содержание Софокл Антигона

    После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям.

  • Одоевский

    Владимира Фёдоровича Одоевского считают властителем дум его времени. Родился он в Москве 11 августа 1804 года. Князь Одоевский музыкант, философ, писатель (им написаны сказки, мистические рассказы и повести).

  • Зощенко

    В Петербурге в 1894 году родился мальчик, которого назвали Михаилом, ему суждено было стать сатириком советского времени. Он рос в семье, идущей от дворянского рода. Его мать и отец были талантливыми людьми

Сказка из сборника "Тысяча и одна ночь", известная славянским читателям под названием "Аладдин и волшебная лампа", богата неожиданными поворотами сюжета, как большинство сказок Шахерезады. Одной из таких неожиданностей является характеристика главного героя - Аладдина. Юный сын портного в родном городе считается бездельником, поскольку не только не усвоил уроков отца в области портняжного мастерства, но еще и вместе с ватагой таких же бездельников ворует фрукты по чужим садам. Спрашивается, с какой стати такой парень является избранником судьбы? Ведь именно ему одному предписывалась возможность добыть волшебную лампу из страшного подземелья! Колдун-магрибинец был вынужден именно Аладдина искать по всей земле для того, чтобы уговорить юношу спуститься под землю и принести нужную колдуну вещь. Как же так?!

Но внимательный и вдумчивый читатель не так уж сильно удивится этому моменту сказки. Бывает, что человек со скрытыми достоинствами, в молодые годы не сразу может найти применение своим лучшим качествам. Такие люди, не чувствуя интереса к тому, что постигли их родители, могут долго не находить реализацию своим способностям. Так герой сказки Аладдин оказался способным в точности запомнить и выполнить указания магрибинца, спустившись в наполненное злыми чудищами и призраками подземелье. Оказалось, что юноша храбр и сообразителен.

При попытке старого и опытного колдуна обмануть юного парнишку, заставив его отдать волшебную лампу до выхода из подземелья - магрибинец натыкается на неожиданно мудрый отказ юноши, на неожиданное упорство в защите собственных интересов. Вот вам и ещё одно проявление скрытых достоинств Аладдина-бездельника! Юноше всего пятнадцать лет, а он не только способен достать волшебную лампу, преодолев страхи от встречи с чудищами и привидениями, но и способен возражать старому и многоопытному в мошенничестве колдуну!

Помимо храбрости и сообразительности, Аладдин в дальнейших событиях сказки выказывает и другие достоинства, которыми могут похвалиться далеко не все подряд. Влюбившись в красавицу Будур, Аладдин упорен в своем стремлении жениться именно на этой девушке, хотя препятствий и риска на пути такого намерения - предостаточно! Умение любить только одну девушку и быть готовым отдать за нее все свои сокровища - свойственно далеко не каждому мужчине!

Имея в своем распоряжении такие волшебные возможности джинна, как Аладдин, когда научился пользоваться волшебной лампой, многие мужчины не стали бы себя утруждать попытками угодить богатому султану, отцу царевны Будур. Ведь можно было приказать джинну обеспечить доставку множества красавиц со всех концов света. Но Ададдин не помышляет о таком решении вопроса, так как его сердце не запятнано никакой подлостью. Ведь фрукты из чужих садов юноша таскал не из низких намерений, а только от голода. Когда же судьба обеспечивает ему достаток, Аладдин использует свое благополучие мудро и не во зло другим. Поэтому-то интриги и хитрости магрибинца приводят в финале сказки к гибели колдуна. А юный герой счастливо живет с женой и матерью .