Митрополит иерофей. Богоявление (Митрополит Иерофей Влахос). Мысль и духовность Отцов
Преосвященный Иерофей (Влахос) родился в 1945 г. в Иоаннине в Греции. Он окончил богословский факультет Фессалоникийского университета. В 1971 г. принял священнический сан и служил в церкви Архиерейского дома в Афинах. Был известен как хороший проповедник и наставник молодежи. В 1995 г. был хиротонисан в сан митрополита Нафрактоса и св. Власия (новостильной Элладской Церкви).
Владыка Иерофей много лет занимается изучением патристического наследия, в особенности писаний св. Григория Паламы и других святых отцов-исихастов, авторов "Добротолюбия". Немало времени владыка проводит в монастырях Святой Афонской Горы.В греческом православном мире митрополит Иерофей почитается как один из современных подвижников благочестия. Книги преосвященного Иерофея переведены на многие языки мира, в том числе на английский, французский, испанский и арабский.
Книги (6)
Жизнь после смерти
Книга «Жизнь после смерти» дает православный ответ на волнующий каждого человека вопрос: что ожидает нас в будущей жизни.
В изложении известного греческого богослова и проповедника владыки Иерофея учение Святых Отцов становится понятным и интересным современному читателю.
Одна ночь в пустыне святой горы
Святая гора Афон, как много тайн и чудес скрывает она в монастырях своих, и келлиях пустынников, разбросанных по ее благословенным склонам. Удел Божией Матери - святая земля.
Архимандрит Иерофей, рассказывает о своем путешествии на Афон. И передает свой разговор со святым старцем о молитве, духовной борьбе, искушениях и Нетварном Божественном Свете.
Православная духовность
Содержание настоящей книги составляет краткое введение в православную духовность. Автор не ставит своей целью в полном объеме исследовать данный предмет, а лишь намеревается совершить своего рода "малый вход" в область Православного церковного Предания. В этой книге основные элементы православной духовности изложены простыми словами. Чтобы не слишком утомлять читателя.
Надо заметить, что смысл термина "духовность" применительно к Православной Церкви лучше было бы передать словосочетанием "духовная жизнь", поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке. Однако в этой книге несколько условно используется все же термин "духовность", при том что мы анализируем смысл этого термина с точки зрения Православного Предания и подчеркиваем отличие его от иного, ложного понимания духовности.
Таким образом, с одной стороны, мы идем навстречу современному человеку, которому привычнее слово "духовность", а с другой - мы понимаем этот термин в сугубо православном смысле.
Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души
Отец Иерофей, находясь в миру и будучи истинным духовным отцом, пришел к заключению, что тяжелейшей болезнью нашего времени является душевное расстройство, так называемые психологические проблемы, и сделал вывод, что все они происходят главным образом от помыслов, помрачения ума и нечистого сердца.
С увлечением изучив святоотеческие творения, он описал страсти падшего человека и предложил для каждой из них курс лечения, так что читатель, увидев, словно в зеркале, собственную болезнь, сможет начать поиски врача, чтобы приступить к излечению своих души, ума и сердца и достичь боговидения и богообщения.
Рай и Ад
Вниманию читателей предлагается перевод двух глав из книги “Жизнь после смерти” одного из самых известных в России современных греческих богословов Иерофея (Влахоса), митрополита Навпакта и Святого Власия.
Тема данной брошюры - важнейший для каждого человека вопрос о цели бытия, о посмертном существовании, о блаженной или, напротив, мучительной вечности.
На основе православного святоотеческого Предания автор показывает, что, вопреки традиции западного богословия, “рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников”.
Святитель Григорий Палама как святогорец
Книга современного богослова и апологета митрополита Иерофея (Влахоса) посвящена опыту пребывания на Горе Афон святителя Григория Паламы и связи этого опыта со всей последующей жизнью и богословием великого учителя Церкви.
Митрополит Иерофей привлекает к рассмотрению многочисленные сочинения фессалоникийского пастыря, а также труды его учеников и предшественников. Святитель Григорий предстает перед нами и как богослов, раскрывающий глубочайшее учение о Божественных энергиях, и как пастырь, решающий нравственные и социальные проблемы своего города, и как агиограф, и как оригинальный экзегет.
Большое внимание уделено глубинной связи учения святителя Григория со всей предшествующей святоотеческой традицией. На данный момент книга митрополита Иерофея является одним из немногих доступных на русском языке исследований, дающих целостный и всесторонний взгляд на жизнь и наследие великого святителя.
Митр. Иерофей (Влахос) о Соборе 2016 г.
Греческая православная газета Ορθόδοξος Τύπος публикует 2 мая статью митр. Иерофея (Влахоса) с его соображениями по поводу предстоящего в 2016 г. Восьмого Вселенского (Великого и Святого) Собора.
В статье под названием «Границы и условия для успешного проведения Святого и Великого Всеправославного собора » митр. Иерофей (Влахос) - представитель так называемого «неоправославия», или иначе «политического исихазма» - предлагает утвердить на Соборе 2016 г. основные догматы этого греческого модернистского течения.
Так, митр. Иерофей выражает надежду
что во время доработки вопроса об отношении Православной Церкви к остальному Христианскому миру будет сказано слово об analogia entis и об analogia fidei, которые являются одними из самым базовых отличий в области образа богословия между Православной Церковью и Папизмом. И это потому, что если Собор не станет заниматься богословскими и догматическими вопросами, то в таком случае будет совершенно утрачена его сила.
В этом вопросе митр. Иерофей, как мы видим, твердо исповедует догмы «неоправославия», утвержденные еще в 1950-е гг. о. Иоанном Романидисом.
Борьба против analogia entis (аналогия бытия) и analogia fidei (аналогия веры) сродни более известному в русском модернизме апофатическому богословию. И апофатика и неоправославие отрицают то, что Священное Писание, догматические формулы имеют хоть какое-то истинное отношение к Богу (см. Romanides, John Fr. Analogy of being and analogy of faith // Patristic Theology. Parakatatheke Publications, 2004. P. 129-134). Этот апофатизм, в частности, открывает путь как к извращенному пониманию Православия в духе гностической политики, так и к безудержному экуменизму. В частности, тот же «антипапист» о. Романидис преспокойно участвовал в экуменическом диалоге с иудаистами.
Неоправославная полемика с analogia entis и analogia fidei не является ни в какой мере оригинальной или православной, поскольку повторяет антикатолическую полемику Карла Барта, который исходил из радикального атеистического учения о Боге как «Абсолютно Другом».
При этом представители «неоправославия» - о. Романидис, а вслед за ними и митр. Иерофей - утверждают, что их учение имеет то достоинство, что опровергает католицизм. Это, однако, совершенно неверно, поскольку католический модернизм XX в. вполне согласен в этом вопросе с атеистическим протестантизмом и «неоправославием» (См. гл. Bouillard, Barth, and the Doctrine of Analogy в кн. Boersma, Hans. Nouvelle théologie and sacramental ontology. A return to mystery. Oxford, New York: Oxford University Press, 2009. P. 104-112, а также при обсуждении analogia entis у Урса фон Балтазара P. 121-135).
Митр. Иерофей не забывает вставить замечание о том, что при написании документов (Собора-. Ред.) необходимо участвовать в их составлении архиереям и богословам, которые бы провели проверку используемой терминологии, дабы не было высказываний в духе неосхоластики, эссенциального и метапатристического богословия . Как быть, однако, с тем, что Святоотеческое богословие является эссенциальным от начала и до конца? Получается, что митр. Иерофей призывает не допустить упоминания о том, что Бог истинно существует, что Бог есть Сущий. В этом антиправославном деле у митр. Иерофея есть в мощный союзник в лице одного из главнейших идеологов Собора - , чье «богословие общения» является как раз резко антиэссенциалистским.
Помимо такой дерзкой попытки «продвинуть» свою ересь на предстоящий Собор, митр. Иерофей (Влахос) сообщает мало интересного, а всё в основном ожиданное и давно пережеванное «восточными папистами».
В духе греческого национализма митрополит осуждает разделение Православной Церкви на три направления: между греко-говорящими, славянскими и арабскими православными христианами. Каковое разделение существует, впрочем, более тысячи лет и до сих пор никакого вреда ещё не принесло, о чем можно судить по сонму Святых в различных Поместных Церквах.
Митрополит добавляет: Конечно, язык не является в Православной Церкви и в богословии проблемой, но проблема состоит в национализме, который, хотя он и был осужден на Соборе Вселенской Патриархии в 1872 году, однако на деле он является зияющей раной в теле Церкви и связан с серьезным вопросом Диаспоры . При этом, как раз в духе греческого национализма, митр. Иерофей не упоминает о том, что ни Русская и ни одна из славянских Поместных Церквей не присоединилась к «анафеме» на так называемый «этнофилетизм», которую в рамках борьбы против Болгарской Церкви провозгласил Собор 1872 г. в Стамбуле.
Митр. Иерофей также предъявляет необоснованные претензии относительно Америки, относительно которой он почему-то заявляет, что на церковном уровне она подчиняется Вселенской патриархии и все клирики всех стран должны, как от нее зависящие, поминать Вселенского патриарха . И это при том, что Константинопольская Патриархия захватила греческие епархии в США незаконно и по церковным меркам совсем недавно: в 1922 г., когда печально известный упразднил независимый статус зарубежных греческих приходов и объединил их в «Греческую архиепископию» на мнимом каноническом основании 28 правила Халкидонского собора, которое, якобы, предоставляет Константинополю юрисдикцию над «епископами у иноплеменников».
Сталкиваемся мы в статье митр. Иерофея и с бесстыдным исповеданием «восточного папизма», когда он говорит:
Я это все написал потому, что консенсус может стать причиной уступок ради того, чтобы выражать единство Церкви, может отойти от богословия Церкви, может, однако же, создаться «тормоз»в решениях. Во всяком случае вполне вероятно что консенсус поддержит необычно и нетипично взращенную федеративность православных Церквей или может дать право для всемирного политического противоречия между государственными образованиями для того чтобы использовать церковную сферу для решения своих геополитических планов.
Вселенская патриархия и конкретно Вселенский все это знает благодаря его многолетнему опыту, благодаря котором Господь аподает ему дары его отличающие, а мы имеем доверие его рассудительным и ловким манипуляциям.
В данном случае я нахожу возможность подчеркнуть, что Вселенский патриарх не просто председательствует на Всеправославных Соборах, но является центром и создает их единство. Православное церковное устройство отличается соборностью, но это не означает, что упраздняется иерархичность, поскольку устройство Церкви является соборным по иерархичности и иерархично при соборности. Таким образом избегается как папский «абсолютизм», так и протестантское «безначалие-анархия», как реальная жизнь.
Более того необходимо отметить, что Автокефалия в православной церковном праве не служит и не должно служить как автономная в смысле полной независимости, но понимается в смысле взаимозависимости от Церкви Нового Рима-Константинополя.
В 1994-1995 годах, во время одного из катехизаторских семинаров, проводившихся в Афинской Архиепископии, мною была предпринята попытка развития христологии Господских праздников, праздников Богоявления и любви Божией, праздников обожения человека. Во время семинаров мы пытались рассмотреть историю таинства Божественного вочеловечения и обожения человека. Для меня исключительным благословением была возможность прочитать ряд лекций на эту тему, а для участников семинаров, надеюсь, было полезно прослушать их. Так всем нам вновь была дана возможность еще больше возлюбить Христа. Возлюбить Того, Кто является «неиссякаемым сокровищем всяких благ», «сердца умилением» и «языка упоением».
Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники
Симферопольская и Крымская епархия, 2001 г. – 456 с.
Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники – Содержание
Предисловие к русскому изданию
Предисловие к греческому изданию
Часть первая ДВЕНАДЦАТИПРАЗДНИЧЬЕ
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Рождество Иисуса Христа
- Обрезание Господне
- Сретение
- Богоявление
- Премудрость Божия
- Преображение
- Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим
- Страдания и смерть Христовы
- Воскресение Христово
- Вознесение
- Пятидесятница
Часть вторая ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА
- Предивный праздник
- I. Таинство кенозиса
- II. Зачатие Иисуса Христа во чреве Пресвятой Богородицы
- III. Спасение и Воссоздание
- IV. Таинство Пресвятой Богородицы
- Воплощение Слова Божия согласно св. Афанасию Великому
- I. Вочеловечение, как выражение человеколюбия Божия
- II. Преложение смертного и тленного тела
- III. Обновление человека
- IV. Таинство воплощения
- Необусловленность Божественного Воплощения
- I. Основное мнение Святых Отцов Церкви
- II. Взгляд св. Никодима Святогорца на необусловленность воплощения Сына Божия
- III. Божественное Домостроительство как предвечная воля Троичного Бога
- IV. Заключение
- Древо познания и древо жизни
- I. Два дерева в первом раю
- II. Святоотеческое толкование о райских деревьях
- III. Богочеловек Христос – древо жизни
- IV. Древо жизни в Апокалипсисе
- V. Вкушение от древа познания
- VI. Рождественское дерево
- Агнец Божий
- I. Характер Апокалипсиса
- II. Закланный и прославленный Агнец
- III. Славословие Агнца
- IV. Зверь и Агнец
Иерофей (Влахос), митр. – Господские праздники – Предисловие к греческому изданию
Настоящая книга разделяется на две основные части. Первая часть состоит из упомянутых лекций, прочитанных на семинарах, посвященных Господским праздникам. В них раскрывается, главным образом, христологический аспект праздников. Читатель сможет убедиться, что в своих лекциях я использую мысли многих Отцов Церкви и цитаты из их произведений. Однако, в первую очередь лекции строятся на св. Иоанне Дамаскине, св. Григории Паламе и св. Никодиме Святогорце. Во второй части книги приводятся некоторые мои тексты, опубликованные ранее в различных журналах. Своей задачей они имеют более глубокое рассмотрение некоторых сторон учения о Лице Иисуса Христа, упомянутых в первой части книги, но не раскрытых там должным образом. По моему мнению, их тоже необходимо было включить в данное издание.
Согласно Святым Отцам, Христос открывается людям в зависимости от их духовного состояния. Он есть очищение очищенных, сияние просвещенных и созерцание боговидцев (св. Максим Исповедник). Он становится для людей вечным и нетленным питием и пищей. Для младенцев – светолепной и просвещающей грудью; для тех, кто оторвался от груди – любящим отцом, заботящимся об их воспитании; для возмужавших – сладчайшим хлебом (св. Симеон Новый Богослов). В зависимости от духовного состояния человека, Христос открывается ему как брат, друг, отец, мать и жених (св. Григорий Палама). Для холодного Он становится одеянием, для голодного – хлебом, для жаждущего – питием. Поэтому Святые Отцы Церкви побуждают нас следовать за Христом "во всяком возрасте и силе” А тот, кто принял крещение, должен достичь "состояния, запредельного всякому возрасту" (св. Григорий Синаит).
На это обращает наше внимание и св. апостол Павел, когда говорит о различии между духовным «мужем» и духовным «младенцем»: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор. 13,11). Именно для этого Господь дал Церкви пастырей и учителей, дабы мы смогли вырасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами».
Таким образом, Господские праздники предлагаются Церковью для нашего духовного совершенствования и созревания, для достижения духовного «совершеннолетия» и возмужания. Это не «фольклорные» мероприятия, но источники жизни и спасения. По мере нашего личного участия в этих праздниках обнаруживается наша духовная сущность – кто мы на самом деле: младенцы или мужи. Также через это мы выражаем свое церковное мудрование.
Христос, по пророчеству Симеона Богоприимца, «лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2,34). Сей есть «всего Властитель, всего Судия, всего Царь, Творец света и Господь жизни» (св. Симеон Новый Богослов). Сей «есть успокоение всякой твари» (Исихий Иерусалимский). В то же время Он является камнем, «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21,44).
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,
В который явилось превечное Таинство.
(Еф. 4, 11-13).
Архим. Иерофей С. Влахос