Архитектурные стили древнего мира. Раздел i рождение архитектуры. архитектура древнего мира. Классический стиль в экстерьере: подражание лучшему

Архитектуру надо знать, чтоб знаниями блистать!

В истории искусств динамику развития любого вида и жанра чаще делят на временные периоды, ибо в одну эпоху появляются, развиваются и умирают множество стран и обществ со своими самобытными и оригинальными культурами.

К Древнему Миру относятся все, существовавшие с XV до I вв до н.э. Это Египет, Древний Восток (Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия), Индия, Китай и Япония, Древние цивилизации Америки (Толтеки, Инки, Ацтеки, Майя), Эгейская (Крито-Микенская) и Этрусская культуры. Хронологичнски к этому периоду можно отнести и Древнюю Грецию, и Древний Рим. Но развитие этих культур выделено в отдельный исторический этап - Античность. Об этом периоде будет отдельный пост, если захотите.

1. Древний восток
Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия. Пребывающие в состоянии практически непрекращающихся воин, в том числе и друг с другом, расположенные в практически одинаковых климатических и природных условиях, эти страны создали очень схожие и тесно переплетённые культуры. Архитектура их была в основном крепостной, с тяжелыми укрепленными воротами, массивными стенами, арками и колоннами. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, что так же послужило одной из причин формирования характерного монументального стиля архитектуры. Стилистической особенностью сооружения городов является стремление избегать прямой перспективы, применение принцип «ломаной оси» при создании городов с разветвлённой сетью улиц.

2. Древний Египет
На протяжении более чем трех тысяч лет в архитектуре Египта господствует раз и навсегда установившаяся традиция. Видоизменение происходит только и в рамках одного стиля, смена господствующего типа сооружений соответствует изменениям в социальной и политической сферах страны: в эпоху Древнего царства это скальные (пещерные) гробницы, в эпоху Среднего царства – пирамиды, в эпоху Нового царства – храмы.
Пирамиды олицетворяют собой дух культуры Египта, веру в загробную жизнь и силу фараона, а также представления египтян о Вселенной.
Особенностями храмов являются большие залы, огромное количество молелен и непревзойденной красоты росписи на всех поверхностях, в том числе внешних стенах и потолоке, который является символом неба и поэтому покрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами. Кроме того, непременным атрибутом храма является обелиск и священное озеро.
Прочность, монументальность и декоративность отличают архитектуру Древнего Египта от других примеров зодчества того времени.

3.Древняя Индия
Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. Об одном таком храме, в Эллоре, я уже делала пост. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось.
Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство.Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика и отражение жизни того времени во всех ее проявлениях проявляются в каждом произведении архитектуры, а скульптура и рельеф занимают в индийском искусстве первое место.

4. Древние Китай и Япония
Архитектурные сооружения Древнего Китая значительно отличаются от архитектурных памятников остального мира как внешним видом, так и конструкцией. Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в других архитектурных памятниках - кирпич и камень. Главной опорой любого строения является остов из деревянных балок, внутренние и внешние стены и перегородки варьируются по желанию. Ещё одной отличительной чертой древнекитайской архитектуры является ансамблево-групповой принцип - строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье.Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей, созданных из нескольких лёгких, устремлённых ввысь зданий.

Древняя Япония
Главным ориентиром в архитектуре был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в особенные произведения.Японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы и храмы.Характерной особенностью японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом - водной поверхностью, растительностью и рельефом.

5. Древние цивилизации Америки (толтеки, ацтеки, майя и инки)
Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры свидетельствуют о высокой культуре создавших её народов. Вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, но между ними нельзя не отличить двух различных степеней развития. К более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.
Здания представляют собою по большей части остатки храмов или укреплений. Их постройка отличается массивностью стен, колонн и пилонов, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, декорированными горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

6.Эгейская (Крито-Микенская) архитектура.
Культура эгейского мира - это остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя). Она является связующим звеном между ранними культурами Востока и античностью и становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно Египет. В свою очередь, культура Крита повлияла на Египет времени Нового царства, а еще более существенно - на сложение культуры Древней Греции. На Крите были основаны города с проложенными дорогами, мощёными улицами, мостами и водопроводами, были воздвигнуты роскошные дворцы правителей. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. Самый известный - Кносский дворец с огромным лабиринтом, в котором жил Минотавр, о котором гласят древнегреческие мифы.

Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока.

В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV тыс. до н.э.); Древнее царство (XXX - XXIIIвв. до н.э.); Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.); Новое царство (XVI - XI вв. до. н.э.); Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.).

Архитектура Древнего Египта - это один из самых ранних вкладов в сокровищницу мирового зодчества. Нигде до этого времени не было создано столь многочисленных и таких монументальных сооружений. Суровая красота величественной архитектуры во многом про­диктована природой Египта и обилием различных пород камня - основного строительного материала. Несмотря на традиции и каноны, которым строго следовали древнеегипетские зодчие, мастера создали разнообразные по своей архитектуре и объемно-планировочной композиции усыпальницы-пирамиды, заупокойные храмы, грандиозные ансамбли и города. Семиярусная 60-метровая пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до н.э.), создан­ная зодчим Имхотепом, - это пример поиска совершенной формы гробницы. Построенные в XXVII в. до н.э. четкие и совершенные по форме пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, которые высятся в Гизе, являются своеобразным символом Египта. Наиболее грандиозная - пирамида Хеопса, построенная зодчим Хемиуном, - сложена из двух с лиш­ним миллионов каменных блоков. Гизехский ансамбль помимо трех пирамид имел в своем составе многочисленные заупокойные храмы, мастаба и другие дополняющие его элементы, как например гигантская фигура Сфинкса, которая стоит на оси пирамиды Хефрена.

Среднее царство предприняло поиск новых архитектурных образов, подтверждением чего стал храм-усыпальница фараона Ментухотепа Iв Дейр-эль-Бахри, построенный вXXIв. до н. э.

Храмовые комплексы Нового царства, посвященные богу Амону, были возведены в Фивах. Взаимосвязанные между собой, храмы Карнака и Луксора построены соответственно в XVIв. до н.э. зодчим Инени иXVв. до н.э. зодчим Аменхотепом Младшим, способствова­ли сложению новых особенностей архитектуры. С течением времени комплексы Карнака и Луксора стали своеобразными каменными городами с аллеями и площадями, колоннами и храмами. Зодчие Иупа и Хатиан в XIV -XIIIвв. до н.э. возвели самый крупный, так назы­ваемый гипостильный, зал размерами 103 х 52 м. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, по­строенный в Дейр-эль-Бахри, близ Фив, зодчим Сенмутом в XV в. до н.э., представляет со­бой своеобразный комплекс из трех колоссальных террас, объединенных пандусом. Храм находится у подножия гор и как бы врастает в толщу скал. Во второй половине Нового цар­ства (XIV - XI вв. до н.э.) был создан ряд заупокойных храмов. Среди них выделяется Боль­шой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половинаXIIIв. до н.э.). Велика заслуга древне­египетских зодчих в разработке ордера и различных типов колонн.

Архитектура народов Двуречья XXIV - VI вв. до н.э. прошла несколько этапов. Народы Шумера и Аккад, Ассирии и Вавилонии создали своеобразные памятники мирового зодчест­ва. Здесь в IIIтыс. до н.э. был разработан тип храма - главного культового сооружения - Зиккурат. Самый знаменитый из них - Вавилонская башня.

На конец IIтыс. до н.э. приходится расцвет эгейской культуры, центрами которой были города Микены, Тиринф, Троя, остров Крит и др. Кносский дворец на Крите, Акрополь в Ти- ринфе, крепость Микены с ее «Львиными воротами» - это лишь немногие свидетельства и

примеры зодческой культуры эгейцев. Эгейское искусство своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией.

Саккара. Пирамида Джосера. Комплекс пирамид в Гизе

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта яв­ляется комплекс пирамиды фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Каира (около 3000 г. до н.э.). Главный строитель - зодчий Имхотеп. Общая площадь комплекса - около 15 га. Из египетских пирамид общей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, к северу от древней столицы - Мемфиса (около 2900 - 2700 гг. до н.э.). Пирамиды Гизе служили гробницами трех фараонов IV династии: Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них - пира­мида Хеопса - имела высоту около 147 м. Пирамида Хефрена была лишь на три мет­ра ниже. Примерно вдвое ниже была пирамида Микерина. В пирамидах Гизе максимально затруднен доступ к погребальным склепам.

ЛОТОСОЬПАШ ШИ " ПАЛПРУСОЩНЫЬ КОЛОННЫШЬШКШЯ ГАТ0?КЧЕС<ЯЯ

СРЕДНЕЕ ИДРШО тш ЦАРСТЬО TOOfcЦАРСТЬО НОЬОЬ ЦАРСТВО Л1>ДОЕЕ ЦАРСТВО Д?ЕМ*ЕЕli/.ЧТ

ПАПИШШДНЫЬ КОЛОННЫ КОМПОЗИТНА КОЛОННА 00‘РИЧ£Ш"Й СТОЛ5

давоь ЦАРСТВО НС№ ЦАРСТВО НОЬОЬ ЦАРСТВО ПОЗАНИЙft-ППЕТ

Древнеегипетский ордер

Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств, когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами - ос­новной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а так­же колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего цар­ства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты. Пропорции египетской колонны были относительно тяжелы, массивны.

Карнак. Храм Амона

Огромный храмовый фиванский ансамбль в Карнаке, начатый в эпоху Среднего царства, был верховным святилищем Египта. Он служил каменным архивом истории Египта. На его стенах и колоннах сохранились посвятительные надписи царей, гим­ны богам, изображения различных моментов ритуала, а также сведения об историче­ских событиях Нового царства. Египетские фараоны, видя свою опору в жрецах хра­ма Амона в Карнаке, всячески поддерживали фиванское жречество. Сети I продол­жил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии, гигантский гипо- стильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н.э.). Зал имеет ширину 103 м, а в глубину - 32 м, его площадь составляет более 5000 м. Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Центральный неф имел шесть рядов колонн высотой 20,4 м.

Карнак. Храм Хонсу

Храм Хонсу в Карнаке построен при Рамсесе III. Это типичный храм Нового царства. Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени прояви­лись в нем наиболее наглядно и ясно. Храм состоял из аллеи сфинксов, пилона с изо­бражениями - снаружи, а внутри в нем находились залы: гипостильный, двор с ко­лоннами и святилища. В святилище находилась священная лодка Хонсу. Весь храм от начала аллеи сфинксов и до центральной двери святилища построен по принципу абсолютной симметрии.

Эдфу. Храм Гора

Строительство храма было начато в 237 г. до н.э. Подобно храмам Нового цар­ства, все помещения храма Гора - пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни - расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м, при ши­рине 76 м. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, проходящих над входом.

Одной из самых древних и могущественных цивилизаций по праву считается Римская империя. Она подарила миру уникальную культуру, которая и по сей день не перестает удивлять и восхищать. Особый интерес представляет архитектура Древнего Рима, которая смогла соединить в себе лучшие черты древнегреческого и этрусского наследия.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима, как самобытный вид искусства, была сформирована в период IV—I вв. до н. э. Древним сооружениям лишь чудом удалось сохраниться до наших дней, невзирая на многочисленные войны и природные катаклизмы. Памятники архитектуры древнеримского зодчества и сейчас покоряют своей величественностью и монументальностью.

И это неудивительно, ведь именно древние римляне положили начало новой эпохе в мировой архитектуре, начав строительство внушительных общественных сооружений, рассчитанных на большое количество людей. К ним относятся театры и амфитеатры, рынки, библиотеки, термы, базилики, храмы.

Рис. 1. Терма в Древнем Риме.

При строительстве своего государства древние римляне использовали достижения греческих и этрусских мастеров. И если древние греки в архитектуре были тонкими ценителями прекрасного, то римляне показали себя практичными и дальновидными строителями. Позаимствовав полезные идеи, они смогли создать уникальную архитектуру, которая своим поистине колоссальным размахом смогла воплотить в камне всю мощь великой империи, стать ее символом на долгие века.

Самым известным памятником древнеримской архитектуры является Колизей. Это классический амфитеатр впечатляющих размеров, который использовался для проведения увеселительных мероприятий. На его арене устраивались гладиаторские бои, жестокие сражения крупных хищников и прочие развлечения. В III веке н. э. Колизею был нанесен серьезный ущерб во время сильного пожара. Но он был восстановлен и с тех пор привлекает к себе туристов со всего мира.

Рис. 2. Колизей.

Достижения архитектуры Древнего Рима

В Древнем мире архитектура Рима не знала себе равных. Огромные масштабы строительства, многообразие типов сооружений и композиционных форм, удивительные инженерные находки смогли возвеличить Древний Рим, укрепить его мощь и славу.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К наиболее значимым достижениям того периода истории следует отнести:

  • Пожалуй, самым важным изобретением древнеримских архитекторов стал бетон. Новый строительный материал состоял из воды, извести и щебня. Поначалу его применяли при строительстве дорог, но благодаря удивительной прочности и огнеупорным качествам бетон занял лидирующее место в возведении архитектурных сооружений.

Заливая бетоном пространство между двумя стенками, выложенными из кирпича, зодчие добивались невероятной устойчивости конструкции, и тем самым могли строить многоэтажные здания. Снаружи их покрывали гранитом или мрамором, богато украшали скульптурным декором.

  • Акведуки - арочные мосты - одно из важных достижений римских архитекторов. Впоследствии их конструкция послужила образцом для строительства железнодорожных и прочих транспортных мостов.

Рис. 3. Древнеримские акведуки.

  • Монолитность древнеримской архитектуры стала возможной благодаря использованию в строительстве всевозможных арок, опор и криволинейных перекрытий. Фасады амфитеатров и мосты укреплялись рядами аркад - характерной особенностью архитектуры Древнего Рима.
  • Сводчатые конструкции также стали важнейшим изобретением. Соединив вместе арки, римские зодчие смогли добиться усиления конструкции потолка и получить, таким образом, свод. Выстроив ряд арок в виде замкнутой окружности, они создали купол. В дальнейшем эти новшества послужили базой для развития многих архитектурных направлений.
3.9 . Всего получено оценок: 277.

Хотя в античных греческих городах мосты строились редко (в строительной практике греков совсем не встречается арок и арочных сводов), исторический обзор следует начать с наследия именно этой эпохи и не только по причине ее огромного влияния на мировую архитектуру. Для инженера-строителя большой интерес представляет роль конструкции в формировании облика сооружения, а именно Древняя Грация стала источником классических конструкций стоечно-балочного типа.

Максимального завершения художественное осмысление конструктивной системы достигло в архитектуре греческих храмов. В этих постройках получила свое развитие ордерная система. Понятие ордер (строй, порядок) употребляется, прежде всего, применительно к каменным конструкциям, оно появилось как обозначение каменной стоечно-балочной системы в храмах Древней Греции. Древнейшими являются два типа ордера - дорический и ионический . Существовал также третий тип ордера - коринфский, однако в Греческой архитектуре он применялся относительно редко. Ордер состоит из трех основных частей - основания, колонны и перекрытия.В конструктивном отношении ордер представляет собой стоечно-балочную систему, которая впервые появилась в деревянных постройках, а затем была перенесена в каменные сооружения. Его прототипом являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе стропильное перекрытие. Дорический ордер сформировался на материковой части Греции, где были распространены постройки из крупного леса. Более изящный ионический ордер появился на островах Эгейского моря, где для строительства применялись мелкие бревна. Конструктивное происхождение декоративных элементов ордера подтверждается при сравнении с родственными ему деревянными системами. Например, на верхнем краю архитравной балки под каждым триглифом помещены продольные пластинки с так называемыми капельками. Эти детали, как считают ученые, имитируют гвозди, которыми была прибита обшивка деревянных балок. Триглифы также являются "пережитком" деревянной конструкции, их назначение - закрывать торец балки перекрытия. Подобные аналоги можно дать для других элементов ордера.

В Древней Греции сложилось значительное количество типов ордеров храмов. Основным являлся периптер , т.е. храм со всех сторон обнесенный колоннадой. Более простыми и ранними по времени формирования были простила (храм с колонным портиком на фасаде) и амфипростиль (с двумя ордерными портиками на противоположных сторонах). Существовали и более сложные системы, например диптэр - храм , обнесенный двумя рядами колонн. Встречаются круглые храмы с колоннадами

Культовые сооружения не были единственным типом построек. В греческих городах строились каменные жилые и общественные здания, укрепления, стадионы, порты, большинство из которых не сохранилось даже фрагментарно.

Римское государство подверглось сильному влиянию греческой культуры. Римляне не только переняли большинство греческих строительных приемов, но и заимствовали основное достижение греков -ордерную систему. Ордер, однако, не был перенесен ими в свои сооружения буквально. Из его трех греческих типов на италийской почве сформировалось не менее пяти римских разновидностей.

В архитектуре греческой классики ордерная система применялась в строгом соответствии со своей конструктивной сущностью. Греки понимали и использовали его только как переложенную на каменный материал стоечно-балочную конструкцию. Он художественно обозначал реальную конструкцию греческих храмов. Римские строители применяли ордер более свободно и не вcегда, особенно в поздний период развития своей эпохи, увязывали его с конструктивной системой сооружения. Например, колонны с антаблементом, увенчанные фронтоном, могли существовать как самостоятельная архитектурная форма, которая накладывалась на фасадную стену и художественно формировала вход в здание. Таков входной портик римского Пантеона. Ордер часто применялся как чисто декоративный элемент, украшавший интерьеры либо расчленявший гладкие стены зданий.

Таким образом, одной из характерных черт римской архитектуры являлась более вольная трактовка ордерной системы.

Ордер - не единственная композиционная система древних строителей. Не меньшее значение приобрела в римской архитектуре арка. Ордерно-арочная ячейка как художественная система имела чисто римское происхождение. С ее помощью решены такие сооружения, как арка императора Тита или Колизей.

Римская архитектура отличалась значительным разнообразием типов сооружений. Важным дня мостовиков является появление в этот период капитальных каменных мостов и водопроводных сооружений - акведуков, а также мощенных камнем дорог.

Кроме храмов, стадионов, театров, жилых домов римляне строят арены, окруженные со всех сторон местами для зрителей, -амфитеатры (самый большой амфитеатр Флавиев или Колизей); многоэтажные жилые дома - инсулы (на современном языке многоквартирные дома) дворцу; общественные бани - термы, выполняющие одновременно функции клубов; триумфальные площади императоров - форумы. В Риме появляется новый тип общественного здания - базилика, которая в дальнейшем превращается в христианский храм.

Римское государство обладало значительными строительными возможностями, и усилия его архитекторов были направлена на наиболее рациональное их использование. При этом конструкция и архитектурная форма могли существовать независимо друг от друга. Иногда архитектура правдиво выражала конструктивную основу сооружения, но чаще, особенно в период императоров, решение фасадов и интерьеров осуществлялось с помощью огромной декорации, в которой могли использоваться форы ордерной или ордерно-арочной системы. Подтверждение этому - Термы Каракалла в Риме или Пантеон.

Отсутствие связи между архитектурной формой и конструкцией во многом объясняется методами строительства, существовавшими в то время. На строительных работах в Римском государстве было занято большое количество неквалифицированной рабочей силы. Отсюда стремление предельно рационально организовать процесс строительства, максимально разделив функции между исполнителями и упростив строительные приемы. Вследствие этого строительство здания и его архитектурная отделка выполнялись разными группами рабочих.

Необходимость постоянно упрощать строительные приемы привела римлян к большому количеству остроумных изобретений, которые позволили существенно облегчить и удешевить процесс возведения зданий. Все строительные приемы римлян можно разделить на две большие группы, обусловленные особенностями применявшегося материала. К первой группе относятся приемы возведения построек из монолитной бетонной кладки, во второй - из тесаного камня.

Римское государство обладало развитой сетью путей сообщения. Ее общая протяженность составляла приблизительно 80 000 км. На дорогах было построено большое количество мостов. Каждый крупный город снабжался водой. Протяженность водопроводов Рима составляла 500 км, из которых 55 км проходило по аркам акведуков. До нашего времени сохранилось около 30 каменных мостов, из которых в самом Риме 6, и 30 акведуков. Первый каменный мост был построен в 127 году до н.э. и располагался в центре города у подножия Палатинского холма.

Для мостов Рима и его провинций характерно симметричное построение композиции фасада с нечетным числом пролетов. Центральная часть проезжего полотна горизонтальна, ось симметрии часто отмечена аттиком (невысокая декоративная стенка, располагаемая обычно над аркадой), уклоны обоих въездов симметричны. Крайние арки меньше средних. На одном из съездов могла располагаться триумфальная арка - характерный элемент в композиции римских мостов. Над опорами располагались дополнительные отверстия, которые служили для пропуска воды в паводок и одновременно облегчали вес конструкции. Таков, например, мост Фабриция в Риме, построенный в середине 1 века до н.э. Подобные отверстия появлялись как чисто функциональный элемент. Однако в раде случаев они становятся частью декора, например на мосту через р.Мареччия в Риминии построенном в 20 г. до н.э.

Своды мостов имели полуциркульное очертание, стрела подъема их арок равнялась половине пролета.

Принцип наибольшей экономичности и максимальной рациональности, свойственный римским строителям, проявился в выборе материала. Внешний слой некоторых мостов выложен из прочного и дорогого материала - травертина, внутренние ряды - из более дешевого- туфа. Этот прием использован, например, при строительстве моста Адриана в Риме (современное название мост Ангела). Кладка его сводов из блоков без раствора характерны для большинства каменных мостов, таких как мост через р.Мареччия в Риминии, мосты Фабриция и Цестия на острове Эскулапа в Риме.

Вместе с тем римские строители постоянно стремились упростить и удешевить возведение каменных сводов. Первый практический вывод, сделанный ими из соображения экономии, состоит в том, что они возводили в опалубке только верхнюю часть кладки свода, используя в качестве опоры для кружал выступы, сделанные в кладке нижних частей свода. Это сделано в Гардском акведуке, на мосту Фабриция и др.

Затем римляне стали упрощать конструкции верхней части арок. В результате каменная кладка сводов представляет собой ряд узких арочек, соприкасающихся друг с другом, но никаким способом не связанных; свод как бы разрезан на отдельные самостоятельные звенья, соприкасающиеся между собой. Такой прием применен в Гардском акведуке и некоторых других мостах. Отсутствие перевязи в подобной кладке вполне оправдано, так как для поддержания ее в процессе строительства достаточно двух кружал по торцам свода и под каждым швом двух смежных арочек по одному кружалу. Нет необходимости применять сплошной настил. Каждый камень перекрывает расстояние между двумя кружалами и непосредственно опирается на них (рис. 10 а)

Дороги и мосты

Карфагеняне, финикийцы, израильтяне и римляне уделяли много времени и внимания строительству дорог. Вероятно, главные причины этого были военного характера. Оказалось, что хорошие дороги весьма полезны и для торговли, и уже в глубокой древности они стали считаться показателем цивилизованности и богатства народа. Так, Иосиф Флавий (Иудейские древности, кн. 8, гл. 7, 44) говорит о Соломоне: «…он обратил также особенное внимание на пути сообщения вообще, а в частности – на те дороги, которые вели в его столицу Иерусалим, и приказал их вымостить черным камнем, с одной стороны, для того чтобы облегчить передвижение путешественникам, а с другой – чтобы еще раз выказать всю силу своего богатства и величие своей власти». На этих древних дорогах через равные промежутки ставили мильные {119} камни. Но несмотря на то что китайцев бесспорно можно назвать одним из древнейших цивилизованных народов, дороги в их стране не отличаются ни протяженностью, ни прочностью. Причина такого отличия Китая от других древних азиатских государств заключается в том, что эта обширная и плодородная страна изобилует прекрасными реками с многочисленными притоками. Они не только сами по себе предоставляют отличные возможности для сообщения между самыми отдаленными частями империи, но и дают ресурсы для сложной системы каналов, сложившейся в те времена, когда Европе едва ли они были известны. Китайские каналы лучше, чем дороги, могут свидетельствовать о степени цивилизованности этого замечательного народа. Действительно, реки Китая – это магистрали, которые по всей обширной империи проложила для здешних жителей благодетельная рука Провидения. Если бы двести лет назад нашу собственную цивилизацию подвергли тесту на состояние дорог, ее сочли бы прискорбно несовершенной. Об Англии в 1685 году Т.Б. Маколей пишет: «Лучшие пути сообщения отличали глубокие колеи и крутые спуски. В сумерках дорогу часто было трудно отличить от лежащих по обе ее стороны неогороженных пустошей и болот». У того же историка мы читаем о высокопоставленных путешественниках, которые за пять часов проезжали четырнадцать миль, а за шесть часов – девять; а путь из Лидса в Лондон, по его словам, был сопряжен с «таким количеством опасностей и бедствий, что их хватило бы для путешествия к Ледовитому океану и пустыне Сахара».

Бедную женщину несут в корзине

Несмотря на очевидно малое значение, которое придают в Китае дорожному строительству, конечно, там есть немало магистралей, идущих во всех направлениях обширной империи. В южных же и центральных провинциях они не более чем обычные тропы. В подавляющем большинстве случаев они так узки, что по ним невозможно ехать верхом или идти двум путникам рядом. Дороги, ведущие к отдаленным деревням, конечно, намного хуже, однако в северных провинциях, где не так развито водное сообщение и почти повсеместно распространены путешествия в телегах, в фургонах или верхом на лошадях и мулах, дороги широкие. Правда, они находятся в запущенном состоянии, и колеи достаточно глубоки, чтобы сделать путешествие (особенно в китайских телегах или фургонах, у которых обычно нет рессор) испытанием для чувствительных людей. В сырую погоду такие дороги просто превращаются в грязные лужи, потому что, по моим сведениям, на них никогда не укладывают щебня. Расстояние от Пекина до Юань-мин-юаня, или императорского летнего дворца, составляет восемь или девять миль, и туда ведет широкая императорская дорога, вымощенная плитами. Ее ширина позволяет ехать рядом двум большим семейным экипажам, но плиты так выщерблены от времени, что ехать по императорской дороге весьма неудобно и неприятно. От Пекина догорода Тунчжоу тоже ведет императорская магистраль, во всех отношениях повторяющая вышеописанную. Третья императорская магистраль из тех, по которым я проезжал, ведет из Пекина в Синин, который отстоит от него на восемьдесят миль. Эта дорога лишь на протяжении шести миль вымощена плитами. От Сучжоу, провинция Цзянсу, доХанчжоу в соседней провинции Чжэцзян идет магистраль, которая некогда, несомненно, считалась очень основательной. Все же, по-видимому, она не особенно прочна, потому что хотя построена недавно, а уже сильно обветшала. На многих отрезках пути между этими двумя городами части упомянутой магистрали свидетельствуют если не о прочности, то об искусности, с которой она была проложена. От города Учана до рыночного города Пин-хуан-чжэнь и еще на три мили дальше вдоль дороги, идущей по берегу Великого канала, выстроена каменная стена. Через многочисленные ручьи, небольшие каналы и естественные препятствия, пересекающие путь, переброшены прочные каменные мосты.

Китайские каторжники

Вдоль всех китайских магистралей и дорог второстепенного значения стоят гранитные вехи и указатели. По закону через каждые десять ли у каждой магистрали должна стоять сигнальная башня, на которой в случае необходимости можно будет зажечь костер для предупреждения о нашествии вражеской армии, но этот закон не всегда выполняют, и на дорогах центральных и южных провинций сигнальных башен немного, а расстояние между ними велико. Кроме того, вдоль дорог северных провинций устроены колодцы, из которых черпают воду для вьючных животных и крупного рогатого скота. Воду наливают в прилегающий к колодцу желоб и берут за нее плату в размере одной медной монеты за голову. Однажды во время путешествия по провинции Чжили я остановился у одного из этих колодцев. Дежуривший при нем буддийский монах, напоив водой лошадей и мулов, подошел к нам и учтиво предложил нам выпить чаю, причем отказался принять плату за угощение. Чтобы избежать опасности разбоя на дорогах, иногда на обочинах ставят маленькие кумирни с идолами. Предполагается, что разбойники не посмеют появиться в таких священных местах.

Носильщики

Все императорские дороги строит и поддерживает в рабочем состоянии центральное правительство; большие обычно и строят и чинят за счет народа, а иногда – за счет частных лиц. На обочине дороги, проложенной или отремонтированной на средства частного лица, воздвигают стелу из черного мрамора или гранита, на которой помещен достоверный рассказ об этом добродетельном поступке.

Скажу несколько слов о китайских мостах. Несколько красивых мостов я видел в северных провинциях империи. По пути в долину, где располагаются гробницы многих императоров династии Мин, поблизости от города Чанпин, я проезжал через прекрасный каменный мост с тремя или четырьмя пролетами, нарядными балюстрадами. К пограничному городу Чжан-цзя-коу с юга тоже ведет дорога, проходящая через прекрасный каменный мост, но самая красивая из подобных построек в северной провинции Чжили – мраморный мост в Пекине. Он состоит из трех больших арок и так широк, что по нему могут проехать три больших семейных экипажа рядом. Балюстрады обильно украшены скульптурами. С моста открывается прекрасный вид на окрестности. Несмотря на то что он находится очень близко от императорских дворцов и угодий, мост всегда открыт для публики, за исключением двух дней в году. Запрет объясняется тем, что на пятый день шестого месяца император проезжает через этот мост, чтобы полюбоваться на свои цветы, в изобилии растущие в императорском саду неподалеку; на восьмой день двенадцатого месяца его величество снова проезжает через мост к своим садам, но зачем – мне выяснить не удалось. Кроме того, в городе Нанкине и его окрестностях я неоднократно видел развалины красивых каменных мостов с тремя, пятью и семью пролетами. Один из них ведет к лежащему в руинах дворцу минских императоров. Очевидно, некогда он был прекрасен, но ныне от прежнего величия мало что осталось.

Мосты в городе Чжэньцзяне небольшие, но очень красивые. Если бы они были работой европейского архитектора, то принесли бы ему славу. Самый изящный из них – однопролетный мост неподалеку от храма, посвященного языческому божеству Чэн-хуану.

Замечательно богатый мостами китайский город – это Даньян Сянь на берегах Великого канала. Некогда он был богатым и процветающим, и в пределах городских стен почти на каждом углу попадаются каналы или ручьи. Когда мосты были в лучшей сохранности, чем теперь, они, вероятно, были очень нарядными. Посетив Даньян, я увидел, что многие здания там лежали в руинах, поскольку его захватили и почти разрушили мятежники – орда варваров, которые, по-видимому, обычно превращают защищающиеся города в груду развалин. Кроме того, через Великий канал перекинуто немало изящных однопролетных мостов. Между опорами мостов, как правило, большое расстояние. В Тан-си, область Ханчжоу, на берегах Великого канала есть очень красивый мост из семи арок, в Чанчжоу я видел столь же изящный, но из трех арок.

Я не могу не упомянуть здесь о прекрасном однопролетном мосте в городе Янчжоу. На самом высоком месте там стоит прелестная пагода, нижний этаж которой образует часть моста.

Помимо этого, в северных и центральных провинциях есть несколько очень больших мостов. В провинции Шаньдун есть мост с семьюдесятью двумя или семьюдесятью тремя арками. В городе Учане на берегу Великого канала я проезжал через мост из пятидесяти трех арок, ведущий к восточным воротам. По пути из Учана в Сучжоу я заметил на дороге к озеру Тайху мост из двадцати шести арок; последний, до того как его частично разрушили во время мятежа, имел пятьдесят три арки. А в городе Фучжоу через реку Миньцзян тоже перекинут очень длинный мост.

На мой взгляд, в южных провинциях империи мосты куда хуже тех, что я только что описал. Если бы я не побывал на севере Китая, то, конечно, вернулся бы в Англию, считая, что искусство мостостроения совершенно неизвестно обитателям Поднебесной империи. Так, на юге Китая мосты, как правило, состоят из двух или трех гранитных плит, уложенных на такие же опоры. Нередко они лишены перил, как, например, в Сирии и в Малой Азии, но несчастные случаи там бывают редко, поскольку китайцы не только трезвенники, но и привыкли возвращаться домой пораньше. Некоторые из этих плоских мостов построены из гранита и выглядят впечатляюще, например те, что расположены неподалеку от Кантона в Шичжэне и Аишуе. Второй из них поддерживают высокие монолитные колонны из гранита.

В провинции Гуандун из мостов с высокими арками я видел только пятипролетный в Хуади и новый мост в Нань-тай-цуне в уезде Сян-шань. На многих мостах через Великий канал есть барельефные иероглифы. Некоторые из них – этические максимы, другие сообщают о расстоянии от одного места до другого, третьи перечисляют имена членов семьи, за счет которой была предпринята постройка моста как дело, угодное богам.

Мост с пагодой

Иногда мосты строит правительство, иногда народ. Мост в Шич-жэне был построен за счет жителей тринадцати деревень, располагающихся неподалеку. Для частного лица строительство моста – добродетельный поступок, который высоко оценивает буддийская религия. Когда строительство закончено, для торжественного открытия выбирают счастливый день и приглашают даосских жрецов, чтобы они благословили это открытие. Первым проходит по мосту самый старый человек в уезде и несет на руках младенца. Эта церемония означает, что мост будет служить и будущем поколениям. Затем устраивают театральные представления для увеселения собравшихся. По такому случаю необычайно шумно пускают фейерверки. В конце такого моста возводят маленький постоянный алтарь в честь его гения. Каждое утро и каждый вечер благочестивые жители зажигают перед ним ароматические свечи.

В некоторых частях империи можно наблюдать мосты, по сторонам которых стоят дома. Так, на пятипролетном мосту в стенах города Нанкина, около южных ворот, и на мосту за воротами того же города я видел ряды домов, как на гравюрах с изображением старого Лондонского моста: обе стороны дороги были заняты рядами лавок и жилых домов. В Чжэньцзяне я проходил через мост, на котором было несколько домов. Кроме того, я обнаружил жилые дома по обеим сторонам деревянного моста через горную речку, впадающую в Фэн-хуа – приток реки Нинбо (или Юнцзяна).

Некоторые авторы утверждали, что китайцы изобрели подвесные мосты на цепях. В опубликованной Уокером в Нью-Йорке в 1850 году книге «Чудеса света в области природы, искусства и ума» сообщается, что «знаменитый мост такого рода находится по дороге в Юньнань провинции Гуйчжоу. Он переброшен через быстрый поток между двумя высокими горами. Его построил некий китайский генерал в 35 году христианской эры. На каждом конце скалы устроены ворота между двумя гранитными колоннами шести или семи футов в высоту и семнадцати или восемнадцати футов в ширину. Между этими колоннами на больших кольцах подвешены четыре цепи, поперек соединенные цепями поменьше. Поверх них настланы деревянные доски, которые меняют по мере износа. В Китае строили и другие подвесные мосты в подражание этому, но ни один из них не так велик и не оказался настолько долговечным». Китайцам известны также наплавные мосты или мосты из лодок. В провинции Чжэцзян такой мост устроен через реку в Нинбо; в Тяньцзине гораздо меньший такого же типа переброшен через Великий канал. Самой большой из известных мне – наплавной мост через северный рукав Жемчужной реки (Чжуцзяна). Он, вероятно, может соперничать с теми мостами, которые в военных целях наводил Дарий через Босфор и Дунай, или с тем знаменитым мостом, который перебросил через Геллеспонт дерзкий Ксеркс во время своей злополучной экспедиции в Европу.

Римское государство, объединявшее крупные территории с разноплеменными народами, было особенно сильно в военном, техническом и организационном отношениях, что в первую очередь отразилось на строительстве дорог и на дорожных сооружениях Рима, без которых немыслимо было существование огромного государства.
Развитием своих путей сообщения древний Рим до известной степени походил на современное государство. Он имел около 80 000 км шоссейных дорог с множеством каменных мостов. Каждый крупный город снабжался водой, и в одном только Риме было до 500 км водопроводных линий, из которых 55 км проходило по аркам акведуков.
Общественные потребности гигантского Римского государства были неизмеримо более сложны, чем потребности городов-государств древней Греции.
Новая ступень развития рабовладения характеризовалась огромным количеством рабов, занятых постройкой грандиозных государственных сооружений - акведуков, мостов и общественных зданий. Новым социальным условиям и общественным потребностям отвечала и новая техника. Для нее характерно применение больших масс бетона, укладка которого могла производиться неквалифицированными рабочими-арабами, и широкое распространение сводчатых и арочных конструкций. Однако мосты обычно строились не из бетона, а из камня.
После падения Римской империи мосты разрушались в течение столетий. В наше время сохранилось лишь около 30 римских мостов и 30 акведуков. Из них до 30 сооружений находится в Италии, до 10 - в Испании, 8 - во Франции, остальные - в Германии и Турции. Частично сохранились мосты в Африке и Азии. Римские зодчие стремились, чтобы архитектура в первую очередь отвечала государственным и общественным потребностям. Зодчие проявляли повышенный интерес к техническим и экономическим вопросам, особенно при сооружении мостов, крупный размах строительства которых требовал большого разнообразия их типов.
В художественном отношении Рим широко использовал принципы восточного и греческого зодчества.
Римская архитектура, подчеркивая в мостах утилитарные качества, простоту, крепость вместе с тем стремилась импонировать их видом, выражая в архитектурных формах величие, богатство, блеск. Чтобы достигнуть необходимого эффекта, она прибегала к приемам, усиливающим видимую мощность кладки, пользуясь рустами, крупными блоками и т. д.
От Греции была заимствована ордерная система. Придавая масштабность крупным объемам, она служила средством расчленения их. Но нередко ордер имел лишь декоративное значение.
Попытаемся проследить это на примере моста, построенного в период расцвета Рима из далматинского мрамора в Римини. В сущности, это монолитная стена, в которой вырезаны отверстия, но расположение камней, самая структура кладки зрительно придают мосту характер мощной преграды. Здесь мы имеем тонко прорисованный карниз, едва намеченные, но с большим мастерством найденные пропорции ниш и сандриков, спокойное очертание сводов, медленный ритм мощных членений. Вое это сообщает мосту величавость, торжественность и парадность, столь свойственные римским монументальным сооружениям. В архитектуре моста вместе с тем отразилось свойственное ранним римским постройкам умение вести кладку насухо из крупных каменных блоков, которые так плотно пригнаны, что трудно различить швы.
Мост в Римини - самый древний пример косого моста. Своды его косые, ибо полотно моста пересекает течение реки наискось (под углом 77°). Поэтому и план имеет вид параллелограмма, а не прямоугольника. В композиции моста налицо характерная для римской классики троечаетная симметрия. Центральная часть проезжего полотна, как в большинстве римских мостов, горизонтальна, ось симметрии моста отмечена аттиком, нагружающим средние своды, что усиливает мощь сооружения. Уклоны обоих въездов симметричны Ритуальные памятники из гранита, памятники мрамор гранит. Крайние арки меньше средних, что замедляет развитие ритма к концам моста, зажатым массивными устоями. На одном из съездов первоначально располагалась триумфальная арка.
Спокойной симметрии этого сооружения можно противопоставить редкий у римлян пример несимметричного моста в Нарни у Рима, полотно которого имело односторонний уклон. Пролет его (34 м) - один из наибольших среди римских мостов. Ползучее эллиптическое очертание второго слева свода - единственный пример подобной конструкции у римлян. Береговому же своду на противоположной стороне реки строители попытались придать ребристую конструкцию. Эта попытка - одна из первых в истории мостов - не удалась.
Широкое применение на мостах полуциркульных сводов было новой формой, введенной римской техникой. Сопоставление мощных форм сводов со спокойной гладью опор и тимпанов служило одним из главных средств воздействия на зрителя. Римские мосты, никогда не повторяясь, отличались чрезвычайным богатством композиций и разнообразием видов членений.
Надо отметить особый характер римских мостовых ансамблей, которые обычно строились на противопоставлении живописным линиям природы строго геометричных очертаний мостов с резко подчеркнутым полотном и симметричной разбивкой.
За долгий период существования «вечного города» Рима забота его жителей о городских сообщениях проявилась в постройке 9-10 мостов. Из них б действуют и сейчас. Формы их, создаваясь с многовековыми промежутками, отразили историю Рима. Многочисленные переделки мостов позволяют с достаточной полнотой проследить по изменению форм характер развития римской архитектуры.
Ансамбль мостов Рима в основном базируется на единстве материала, но в то же время вследствие разновременности постройки соседние мосты резко различаются между собой деталями.
В нескольких километрах выше Рима на Фламиниевой дороге находится мост Мулввия. Он многократно перестраивался, и только некоторые его фрагменты - древние. Силуэтом и общей разбивкой он служил, повидимому, образцом для моста Римини. Во времена раннего Рима мосты отличались простотой. В теле опор моста устраивались отверстия для пропуска паводков.
Совсем другой характер имеет следующий по течению реки мост Элия. Произведение зрелого Рима, он связан единством замысла с мавзолеем Адриана, которому служил преддверием. Чтобы рядом с мощной массой мавзолея отметить изящество моста, автор его Мессиус Рустикус подчеркнул протяженность сооружения: введя резкие вертикальные членения опор, он как бы искусственно увеличил длину моста.
Благодаря контрастному убыванию масс по высоте, трехъярусные опоры моста не кажутся громоздкими. Оригинальная ступенчатая облицовка низа опор и архивольты сводов, сильно выступающие, но тонко профилированные, отличают мост от соседних. В таких деталях уже чувствуются зачатки живописных тенденций зодчества позднего Рима.
При реставрациях XV века подвергалась перестройке надсводная часть этого моста, «чьи останки, - пишет Альберти, - я созерцал с благоговением. Здесь раньше была крыша, лежавшая на 42 мраморных колоннах с архитравом, бронзовым покрытием и удивительным убранством»
В XVII веке архитектор Бернини усилил глубинно-пространственные элементы композиции путем превращения проезжей части моста в аллею фигур, завершаемую могучим силуэтом мавзолея.
Расположенный рядом следующий по течению мост Аврелия (260 г. н. э.) построен позже всех остальных. Об его первоначальном виде трудно судить, так как в 1475 году он был значительно видоизменен при сохранении античных фундаментов. Но во всяком случае его формы явно и резко контрастируют с мостом Элия.
Один из лучших ансамблей Рима, не раз увековеченный Пиранези в его известных гравюрах и служивший образцом для последующих строителей, возник в период расцвета Рима у острова Эскулапа на Тибре после соединения этого острова с городом мостами Фабриция и Цестия.
Используя тот же мотив добавочных отверстий на опорах, как и на мосту Мильвия, строители моста Фабриция дали ему, кроме того, богатое оформление, а опоры его установили на ступенчатый пьедестал. Обработка самого острова в виде плывущего судна - римской триремы - имела прецедент в Вавилоне, но здесь она получила чисто римский размах. Ныне мост Цестия совершенно перестроен. В композиции обоих мостов широко использованы законы простых и кратных отношений, модульное начало и другие приемы, характерные для римской архитектуры.
Ансамбль этого уголка Рима завершается остатками моста Эмилия или Сенаторов, расположенного еще ниже по течению реки.
Самый древний из городских мостов, он был капитально реставрирован в эпоху Возрождения и затем разрушен наводнением 1598 года. Сохранился от него лишь (и то разрушенный) один из пяти пролетов, называемый Ротто. Но и в существующем виде он представляет большую архитектурную ценность.
Совсем не дошли до нас мосты Проба и Феодосия, а память о Триумфальном сохранилась лишь в мало убедительных рисунках. Такое большое количество мостов было исключительной роскошью для своего времени и говорит о том, что в Риме река входила органической частью в городской ансамбль.
Не менее живописны и хорошо увязаны с окружающим пейзажем мосты Соларио и Номентано на небольших речках близ Рима. Позднейшие надстройки крепостного типа свели значение этих мостов к роли второстепенных базисных частей, но зато оба сооружения послужили примерами редких в мостовом искусстве композиций объемного типа.
Римская империя, как известно, строила свое государственное могущество на эксплоатации труда рабов собственных и подвластных ей провинций.
Вполне естественно, что ее архитектура и техника оказали определенное влияние на создание композиций и форм не только мостов Рима, но и мостов отдаленнейших провинций. Однако распространение римской архитектуры и техники совмещалось с сохранением местного колорита и национальных особенностей народов, населявших эти провинции. Местный колорит и национальные особенности придавали возводимым сооружениям особую теплоту и характерность.
В этом отношении интересны античные мосты Испании, приемы работ и добротность выполнения которых находятся на высоком техническом уровне, причем местный уклад неуловимыми чертами интимности и теплоты вливается в облик сооружения.
Таков, например, мост Алькантара через реку Тахо, протекающую здесь в узкой и глубокой долине. Фоном сооружения служит чисто испанский скалистый пейзаж. Построенный Каем Юлием Лацером несколько раньше моста Элия, он является самым высоким из римских мостов. Вертикальные членения, оттеняющие высоту опор, подчеркнуты на нем сильнее, чем на мосту Элия. Такой мотив, повидимому, появился впервые в Испании. Пролеты моста гармонически убывают от середины к краям арки по фасаду выложены из двух колец. Внешнее из них, образованное выпуском тычковых камней, выступает в виде архивольта, очерченного по дуге круга. В этом приеме уже чувствуется зародыш дальнейшего развития пологих сводов.
Триумфальная арка, судя по архитектуре, - римская. Она заканчивается зубцами, вероятно, средневекового происхождения. Такое смешение стилей, не нарушая общей гармонии композиции, лишь придает ей остроту.
Большое впечатление производит мост в Саламанке, где вертикали опор также выделены во всю высоту и облицованы крупными камнями, отделанными грубой шубой. Эта отделка удачно заканчивает панораму города, как бы подводя массивный цоколь под нагромождение городских зданий.
Не меньшей живописностью отличались и другие мосты Испании.
Таковы, например, мосты в Мериде, на реке Гвадиана (самый длинный, в 780 м, из римских мостов с его 64 пролетами) и в Кордове, через реку Гвадалквивир, хорошо увязанный с силуэтом города.
В мостах, сооруженных в Римской империи, есть спокойствие, ясность, гармония. Все они - результат овладения средствами, которыми располагали римские инженеры-строители, и размаха творчества, поднимавшегося над деталями и распоряжавшегося целым.
Простота и метричность разбивки аркад соответствовали быстрым темпам работ, проводившихся в больших масштабах. Обычно использовались правильные простые формы - круг, квадрат, прямой угол. Тупые и острые углы почти не встречаются, а эллиптическое очертание попадается только в виде исключения. Следствие этого: ясность и легкое чтение схем мостов, повторение мотивов, основанное на применении системы одинаковых пролетов, своего рода стандартизация.
Сооружение мостов производилось руками наследственных корпораций, в которые входили как архитекторы, так и рабочие, ремесленники. Из подобных корпораций потом развились средневековые цехи. Этим, вероятно, и объясняется то обстоятельство, что имена авторов выдающихся сооружений дошли до нас лишь в редких случаях.
Постройка мостов велась очень часто подрядным способом, иногда легионерами, особенно со II века при императорах, преследовавших и запрещавших корпорации. Новшества в механизации работ обеспечивали быстрые темпы. Римская техника ввела много таких новых приемов работ, как кладка из квадров со швами без раствора, кладка сводов параллельными кольцами, пуццолановый бетон, впоследствии забытый, устройство мощных оснований на сваях, стандартизация при заготовке и укладке блоков и т. д.
Толщина сводов делалась не менее четырнадцатой - семнадцатой доли пролета, а быки, вследствие небольших допускаемых на основание давлений, были очень широки, доходя до половины и трети пролета и лйшь иногда до одной пятой. Это позволяло строить своды мостов последовательно один за другим. Ширина мостов достигала 8-11 м. Въезды на них делались довольно крутыми.
Многие мосты имеют триумфальные арки (Римини, Алькантара), архитектурно арки сохранились на мемориальном мосту в С.Шама. Арка, стоявшая на мосту Сент через реку Шаранту, ныне разобрана и вновь сложена на берегу реки, но уже как памятник.
В отдельных случаях, например на малоазиатском мосту в Кяхте, место арок заступают парные колонны. Останавливает внимание высота этих колонн. Она непропорционально мала по сравнению с размерами сооружения. В оформлении моста нет строгой простоты времен расцвета. Таким образом, высокая техника позднего Рима, давшая крупнейший (34,2 м) для того времени пролет и большие размеры клиньев свода, уже не находила для себя такого равноценного выражения в архитектуре, как во времена расцвета.
Скорее инженерное, чем архитектурное, значение имеют деревянные мосты римлян. В конструкции этих мостов римляне также были смелыми новаторами.
Арочный мост через Дунай, изображенный на Траяновой колонне в Риме, возведенный и описанный Аполлодором из Дамаска (возможно, одновременно с постройкой моста Алькантара), послужил в дальнейшем образцом для современных сквозных арочных конструкций. По Дион Кассию, он имел 20 пролетов по 35 м, бетонные опоры и общую длину до 1 км.
Все мосты Рима были сначала деревянными. Известно, что Палладио, Скамоцци, Альберти, затем Ронделе и ряд других реставраторов восстанавливали конструкцию деревянного балочного моста через Рейн, построенного и описанного Цезарем. В римскую эпоху нередко применялись и деревянные понтонные мосты, известные, как указывалось, еще в глубокой древности (переход Дария через Геллеспонт и т. д.).
Ими часто пользовались для архитектурного оформления празднеств. Так, при Калигуле через залив из Бай в Путеолы был построен мост на двух рядах судов длиной в три с половиной римских мили. Он был покрыт слоем земли, на нем располагалось несколько гостиниц, был устроен водопровод. Здесь происходили военные состязания, пиршества и т. п.

Античный стиль (Anticuus - с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта.

Архитектура Древней Греции.
В развитии архитектурных стилей, последующих эпох, главную роль сыграли греки, их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до нашего времени. Древнегреческая архитектура зародилась в конце 3 тысячелетия до нашей эры на островах Эгейского моря, высшая степень её развития была в 4-5 вв. до нашей эры. Благодаря своей гармонии, целостности, благородству форм, величию, продуманности всех элементов и деталей, является образцом для более поздних стилей таких, как Классицизм, Неоклассицизм, Ренессанс. Греки первыми разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии. Позднее в Европе этот закон станет основой стиля Классицизм. Ученики греков древние римляне не только развили, но и дополнили греческую ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Римляне совместили греческий ордер, италийскую арку и свод цилиндрической формы, таким образом, создали арочно-ордерную ячейку, и создали такую красивую форму как купол. Античность вызывает восхищение своей неподражаемой, величественной и законченной красотой.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии.

В те времена греческие города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса.
Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Античная Греческая архитектура делится на 3 основных периода:
1. Архаический (до V в. до н. э.)
2. Классический (до V в. до н. э.)
3. Эллинистический период (IV – I века)

Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического.
На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
В первой половине VIII в. появляется храм. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры античных храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское .

Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Дорическая архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. (7 век до н.э.) и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Колонны
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна - кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Древнейшие дорические перистили - сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, - отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.

Другая особенность античной архитектуры - большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.

В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4, в афинских Пропилеях V в. до н. э. - 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) - уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения.

Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну.

В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон - 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.


Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками - волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву - широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата - площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Ионический стиль стремился к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времен античности сохранилось очень мало.


Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей.
Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено.
Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе , воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом.
От руки персов погиб храм Геры на Самосе , построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата.

Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.



«Дорическое» и «ионийское» - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот.
Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок - красной, голубой, золотой, зеленой, - залитые ярко сияющим солнцем юга.

___________________
Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Классический период (V век до н.э.)

Храм богини Афины – Парфенон.

Наиболее известным памятником классического периода архитектуры является храмовый комплекс – Акрополь а Афинах, построенный в V – IV веках, но разрушенный в результате персидской войны. В восстановлении Акрополя во второй половине V века были задействованы великие архитекторы Иктин, Калликарт, Мнесиклет. Весь храмовый ансамбль был отстроен из сверкающего белого мрамора. Храм богини Афины – Парфенон – главный в комплексе и наиболее величественный. Он считается высочайшим достижением зодчества всех времен. Высота его колонн равна высоте колонн храма верховного бога Зевса, что в Олимпии. Но тяжеловесность храма Зевса сменилась изяществом, стройностью пропорций.


Парфенон. Афины.

В Парфеноне хранилась и афинская казна. На входе в Акрополь располагалось здание Пропилей, где находились картинная галерея и богатая библиотека. Это здание служило воротами в Акрополь. Восстановленный комплекс Акрополя должен был поражать строгими, спокойными формами, гармоническими пропорциями, сверкающим белым мрамором колонн, яркими красками, которыми окрашивались отдельные части зданий, и внушать мысль о силе, величии, могуществе державы и общеэллинском единстве.

Центральной частью греческого театра, который первоначально сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем - «орхестра». Для оборудования мест для зрителей, «театрона», использовались склоны холма. У орхестры напротив театрона размещалась «скена».




Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая- мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая - женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.

Эллинистический период (IV – I века)
Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн.


Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Архитектура Древнего Рима.
Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в. плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство...».

Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Еще в эпоху существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) римляне построили - великолепные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Около 125 г. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры - Пантеон - «храм всех богов». Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.


Пантеон

Пантеон. Интерьер
Пантеон - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель - пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).


Римский театр
Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156 х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной.
Базилика , послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это - помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.
Первая базилика относится к 180 г. до н. э. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.



Храмы - ротонды .
Храм Весты. Здесь хранился священный огонь Весты, богини домашнего очага, который нужно было постоянно поддерживать под страхом великих несчастий. Это обстоятельство порождало неизбежную угрозу пожаров. Последовательно проводимые реставрации не изменили ориентации храма: вход остался с восточной стороны, как того требовали обычаи, и сохранился круглый план, напоминающий форму хижины 1 тысячелетия до н.э. (эпохи железа).
Здание круглой формы; его целла окружена двадцатью коринфскими колоннами, стоящими на подиуме (диаметром 15 м), облицованном мрамором; с восточной стороны к целле вела лестница. Крыша была конусообразной формы с отверстием по центру для выхода дыма. В целле, украшенной снаружи полу-колоннами, не было статуи Весты, но всегда пылал священный очаг, являвшийся воплощением богини.

Храм Весты
Триумфальные арки.
Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью.

Триумфальная арка Константина - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне - императорам. Таков колосс Нерона.
Колосс Родосский.


Известные почетные колонны - колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей.

Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, установленная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Колонна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.


Мосты, акведуки .
К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок.


Гардский акведук в г. Нима
Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира.