Как развить в ребенке таланты. Как развить талант у ребенка: этапы формирования. Методы выявления способностей и таланта у ребенка

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

Как найти и развить таланты в ребенке

Способности – это развитые природные задатки. Талант – наиболее ярко выраженные способности. Поэтому, прежде чем найти талант у ребенка, нужно раскрыть его способности.

Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.

Имейте в виду, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Удивительные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов – их вообще не существует, ибо примененное – и удавшееся! к одному может оказаться – и оказывается – совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное – своя удаленность от нас. II добиться победы можно, лишь относясь к детям – ко всем детям – как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».

Помните, каждый ребенок – талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в нем все самое лучшее, что в нем есть и развивать те возможности, которые в нем заложены при рождении.

Прежде всего, взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.

Когда следует начинать

Конечно, чем раньше начинать развивать способности ребенка, тем лучше. Но не стоит понимать это буквально, т. е. совсем не обязательно сразу же после возвращения из роддома загружать кроху изучением букв, запоминанием цифр и освоением навыков ИЗО. Так как в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Потрогал игрушку, рассмотрел мамино лицо, запомнил запах маминого молочка… Все это бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то его мыслительные процессы замедляются.

Безусловно, в детстве все ребятишки талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют. Поэтому определение способностей у 2-4-летних малышей обычно не составляет особого труда. Просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.

Как помочь ребенку раскрыть свои способности

Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, «наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!» Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.

Окружайте любовью. Ребенок активно развивается, растет эмоционально здоровым и крепким, если ощущает себя любимым и нужным.

Уважительно относитесь к ребенку. Нередко, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у малыша есть не только мозг, но и сердце, и душа. Мы можем помогать ему, однако многое зависит и от него самого. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку обрести себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Ведь для многих взрослых в порядке вещей весьма неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказала!», «Вот я до тебя доберусь!»

По мнению психологов, до 10 лет ребенка вообще нельзя ругать за интеллектуальные неудачи. Можно высказывать свое недовольство только по поводу его организационных проступков (раскидал свою одежду, не доделал задание и т. п.). А вот хвалить ребенка следует даже за маленькую удачно выполненную работу. Это придает ему уверенности в себе и своих силах.

Дарите свое внимание. Общение с близкими любящими людьми принесут малышу наибольшую пользу. Вовсе не обязательно устраивать ежедневные походы в парк или чтение вслух детских книг. Можно заняться вместе с крохой уборкой или сходить в магазин.

Развивайте самостоятельность. При планировании распорядка дня старайтесь, чтобы временные рамки не были слишком жесткими. Постоянные ограничения и спешка мешают развитию изобретательности, фантазии и воображения. Предоставляйте ребенку возможность занимать самого себя, но при этом не теряйте бдительности!

Играйте с малышом. Даже баночка из-под йогурта и несколько камешков будут способствовать развитию ребенка.

Поощряйте познавательную активность. Следите за тем, чтобы предлагаемая вами задача была в меру трудна для малыша. При покупке развивающих книг обращайте внимание, для детей какого возраста они предназначены. Познавательные способности ребенка будут активно развиваться, если степень сложности подобрана для него правильно.

Давайте ребенку прослушивать хорошую музыку. В это время у него формируется фонетический слух, который нужен не только будущим музыкантам. Научившись воспринимать информацию «на слух», в будущем детки без особых сложностей усваивают иностранные языки, пишут школьные диктанты и изложения. Кроме того, благодаря музыке у ребенка происходит становление собственного мнения и эстетического вкуса.

Поддерживайте интерес ребенка к занятиям ИЗО – это лучшее средство для самовыражения маленькой личности.

Для занятий с малышом выбирайте ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно или несколько со всех сторон, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно. Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует инструкции. Сначала выполняйте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует сам.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий в день. Тогда, если вам по каким-то важным причинам не удастся выполнить то или иное запланированное занятие, вы не станете себя винить в том, что не можете обеспечить своему малышу полноценное развитие. На самом деле даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. Говорите с ним обо всем дома, в метро, на прогулке. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «ребенок и его окружение », и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

Если вы хотите дать малышу знания о чем-нибудь, предоставьте ему как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, других пособиях, книгах, фильмах. Помогите своему малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

Если малыш чем-то занимается в течение дня, не перегружайте его просмотром телепередач. Эго излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Для того чтобы раскрыть свои способности, малышу необходимы:

Разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;

Специально оборудованные «физкультурные» уголки, которые предоставляют ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;

Игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;

Книги, написанные крупными понятными буквами, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз;

Кубики с буквами или со слогами, в которые ребенок просто играет вместе с мамой.

Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы, чтение книг.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.

Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример – лучшее пособие по воспитанию.

Чего не стоит делать

Не стоит метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена – всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание ребенка, то даже можете нанести урон его психике.

Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

Нельзя слепо брать все из того или иного способа обучения. В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

Не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Эго принесет ему не пользу, а вред.

Не стоит углубляться в каком-то одном направлении, например в чтение или математику, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Не давайте ребенку те знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. К тому моменту, когда они будут ему нужны, он может их забыть. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Методика Масару Ибуки

Новаторский метод М. Ибуки родился из его собственного опыта воспитания троих детей и выводов Марии Монтессори, Глена Домана и Шиничи Сузуки.

В своей книге «После трех уже поздно» М. Ибуки доказывает, что с рождения до трех лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь. В связи с этим задача родителей – способствовать раннему развитию способностей ребенка.

Целью раннего развития не является воспитание гениев. Оно направлено на формирование гармоничной, успешной и счастливой личности.

По мнению М. Ибуки, для того чтобы ребенок, подрастая, свободно говорил на нескольких языках, умел ездить верхом, плавать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и делать все это на профессиональном уровне, нужно, чтобы его любили, уважали и предоставляли в его распоряжение все то, чему вы бы хотели его научить.

Раннее развитие является фундаментом. И делать его нужно крепким. Ведь без прочного фундамента бесполезно пытаться построить надежное здание.

Учиться хорошо может каждый ребенок, главное – подобрать правильный метод его обучения. Речь идет и о детишках, которых врачи считают отстающими в развитии. О них Масару Ибука говорил: «Раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот, именно в силу их тяжелого положения необходимо определить их недостаток как можно раньше, чтобы с помощью техники раннего развития компенсировать его, насколько это возможно».

Что нужно делать для развития младенца

Почаще берите ребенка на руки.

Кладите малыша с собой в постель.

Успокаивайте малыша, если он заплакал. Нельзя игнорировать его плач.

Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом. Поощряйте общение детей между собой. Не пугайтесь ссор, они развивают у детей навыки общения.

Отец должен чаще общаться с ребенком.

Присутствие бабушки и дедушки создает стимул для развития.

Что нужно делать для развития ребенка до 3 лет

Воспитывайте ребенка вдвоем. Забота о развитии малыша не должна полностью лежать на маме. Папа тоже должен как можно больше общаться со своим чадом, несмотря на занятость на работе.

Воспитание ребенка – это воспитание себя. Дети подражают не словам, которые слышат, а делам, которые видят. Поэтому следует побуждать ребенка к деятельности собственным примером и быть для него образцом.

Будьте внимательными к детской воле, чтобы не воспитать человека, неуверенного в собственных силах. Важно вселить уверенность в малыша и предоставить ему широкий выбор. Тогда он сам сможет решить, к чему у него лежит душа.

Разговаривайте с ребенком, не искажая слова. Если вы будете общаться с ним на «детском» языке, то правильные языковые навыки не сформируются.

Ребенка нужно воспитывать в любви. Тогда он быстрее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет намного более уравновешенным и добрым.

Будьте внимательными к чувствам ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства, а не подавлять ее.

Важно в трудной ситуации предоставить крохе право выбора. Например, если ребенок рвет свежий журнал, то вместо того чтобы отругать его или хлопнуть по рукам, можно дать ему старый. Если этого не сделать, а просто отобрать, то тем самым будет подавляться очень важный импульс к деятельности.

Будьте последовательными и помните, что важно, чтобы кроха вырос счастливым и удачливым, а не был всегда первым.

Тренируйте память ребенка. Ему не трудно выучить то, что еш интересует. Не стоит волноваться, что он переутомится. Малыш может удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений! Нужно тренировать способности ребенка к запоминанию, пока ему это доставляет удовольствие. Если он забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от начала до конца.

Главное – вызвать интерес крохи к предмету обучения. Например, вместо того, чтобы учить малыша считать, заинтересуйте его цифрами.

Малыши – замечательные подражатели и актеры. Начинают они это делать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно. Поэтому в присутствии ребенка старайтесь следить за своим поведением. Поощряйте кроху фантазировать: попросите его изобразить животное и придумать про него историю.

Учим ребенка рисовать

М. Ибука говорил: «Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя».

В 7-10 месяцев заниматься рисованием можно 2 раза в неделю по 10–15 минут.

Очень важно давать ребенку возможность рисовать и правой, и левой рукой.

Во время подготовительного этапа показывайте крохе краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов.

Дайте ребенку два карандаша теплых тонов (желтый и оранжевый) и один холодного (зеленый или голубой).

Никогда не просите малыша нарисовать для вас что-нибудь конкретное. Можете предложить несколько вариантов на выбор. Лучше пусть ребенок рисует то, что задумал сам.

Не критикуйте работу маленького художника. Он рисует как умеет, зато с удовольствием. Если же вы будете постоянно его поправлять и осуждать, то он может вообще отказаться от этого занятия.

Не стоит дорисовывать или улучшать что-либо в работах малыша, так как это может погасить в нем искру творчества.

Не следует учить ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это может убить его фантазию. Лучше научите его приемам рисования разных форм, работе с материалами.

Поощряйте нестандартные приемы работы или образы. Пусть малыш понимает, что его фантазия – это самое ценное в его рисунках.

Развивают творческие способности также и лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур. Ребенок, который научился лепить и складывать бумажные фигуры в раннем возрасте, сильно опережает своих сверстников в освоении других навыков.

Какими должны быть игрушки и как с ними играть

М. Ибуку ссылается на опыт художника Хироше Манабе, у которого была теория воспитания, испытанная на собственных детях. Он никогда не покупал им готовых игрушек, а давал им наборы деталей, из которых они могли собрать игрушку сами. Дети знали, что им никто не поможет, значит, если они хотят иметь игрушку, то должны собрать ее сами. Поэтому дети старались изо всех сил.

Эго – замечательный воспитательный прием, так как он включает в себя «радость достижения», которой лишен малыш, у которого есть только готовые игрушки. При этом важно, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям ребенка.

Обычно первыми игрушками крохи бывают книжки и кубики. Нередко взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. А малыш сам знает, как это делать. Поправлять кроху – значит, мешать его творческому развитию или даже лишать его желания играть вообще. Поэтому не стоит настаивать, чтобы он играл «как положено». Для ребенка игровым материалом является все, что он видит и трогает.

Лучше, чтобы малыш играл с одной игрушкой, придумывая с ней разнообразные игры. Благодаря его воображению кусок дерева может преобразиться в сказочный дом. Когда вокруг малыша слишком много игрушек, это его подавляет, и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Развиваем музыкальные способности ребенка

Включайте записи детских песенок, классическую музыку. Во время ее прослушивания учите малыша притопывать ножками и похлопывать в такт ручками, кружиться вокруг себя.

Учите кроху одним пальчиком нажимать на клавишу пианино. Если малыш попытается давить на клавиши кулачком, сразу же прекратите игру. На следующий день повторите попытку научить ребенка нажимать на клавиши одним пальчиком. При этом придерживайте его пальчик в своей руке.

Ксилофон, металлофон, колокольчик или барабан могут стать заменителем настоящего инструмента или дополнением к нему.

Усадите ребенка перед собой. Покажите ему два предмета, которые при встряхивании могут издавать звуки, например погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша, потом спрячьте их под стол или за спину и погремите там, потом достаньте предметы и предложите крохе угадать, что это там звучало.

Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов до пяти. Подбирайте предметы, которые издают более или менее похожий звук.

Полезно с 3 лет учить ребенка игре на скрипке. Так вы не только разовьете музыкальные способности малыша, но и поможете ему приобрести уверенность в своих силах.

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Ключ к совмещению работы и заботы о ребенке Мы хотим начать этот раздел с двух реальных историй.Что не надо делатьДжейн, деловая женщина, она ждет первого ребенка. Ее профессиональный голос говорит ей, что она долго училась, чтобы стать специалистом, она довольна своей

Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

Седьмой отрез парчи «Бить кулаками, смотреть гневно, чтобы развить свою ци и силу» Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Плечи опущены, грудь и мышцы спины расслаблены, низ живота подтянут. Руки свободно расположены вдоль бедер.

Из книги Укрепление и развитие жизненной энергии автора Геннадий Петрович Малахов

Программа, позволяющая восполнить, развить и укрепить психическую энергию Что можно сделать, чтобы наполнить свой организм психической энергией и вновь почувствовать вкус полнокровной жизни? Мои советы просты, эффективны и многократно проверены коллективным опытом

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Думая о ребенке - думаете о молоке! События, которые мозг ассоциирует с грудным вскармливанием, могут также воздействовать на РМО. У дойных коров может потечь молоко, когда они поравняются с входом в коровник или когда фермер моет им вымя. Их тело узнает ход событий.

Из книги Предпосылки гениальности автора Владимир Павлович Эфроимсон

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Каковы ваши интересы, таланты и увлечения? Если вы сумеете превратить интерес или хобби в работу, вы поистине получите любимое дело.Мими Брейс так и поступила. В 1974 году она была добровольной сотрудницей общественной городской организации Ральфа Нейдера, помогала

Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

Глава 4. Как выявить способности ребенка и развить их

Из книги Фитнес для ума автора Макс Лисс

Развитие интеллекта и творческого начала в ребенке В обществе все чаще проявляется интерес к исследованиям интеллекта дошкольников, и, как правило, это происходит в рамках работы по подготовке ребенка к школе. Во многих дошкольных учреждениях такую работу начинают уже с

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Дэниел Амен

Способы развить прекрасную память на имена «Я так плохо запоминаю лица и имена» – так звучит самое распространенное извинение за не проявленный интерес к новым знакомым. Как неловко, когда на ваш вопрос: «Меня зовут…, а вас?» отвечают: «Я – Маргарита, мы сидели вчера

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Борис Павлович Никитин

А.С. Волкова Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за

Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Нил Барнард

О ребенке заботимся, а он? Мы заметили, что малыш уже с 10–11 месяцев может испытывать сострадание, сочувствие, проявляет желание помогать старшим, участвовать в их делах, подражая им. И мы стараемся поддерживать эти стремления ребенка, понять их и вместе с ним делаем многое,

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Дэниел Амен

Глава 1 Развить память и укрепить мозг В своей предыдущей книге о здоровом питании я использовал полученные моей командой и другими учеными данные для описания конкретных мер для борьбы с такими заболеваниями, как диабет, повышенный холестерин, хронические боли, и

Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Галина Алексеевна Серикова

Память: развить и сохранить Чтобы память была хорошей, нужно поддерживать здоровье тела, мозга, регулярно тренировать память и лечить ее расстройства, как только заметили признаки.Изучение нового и выполнение уже знакомых действий непривычным образом помогают мозгу

Из книги Природа человека (сборник) автора Илья Ильич Мечников

Упражнение 7 («Седьмой отрез парчи»). «Бить кулаками, смотреть гневно, чтобы развить свою ци и силу» Краткая формулаИсходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты; плечи опущены; низ живота подтянут; мышцы груди и спины расслаблены; руки

Как развить в ребенке его талант ? Ведь обделенных и не талантливых детей не бывает. Бывают те, которые прошли мимо клада, спрятанного в себе самом. Те, которым не помогли вовремя посмотреть в глубину. Те, которым не показали широту. Чтобы развить в ребенке его природные способности, необходимо показать ему богатство и широту мира, его многомерность и многогранность. В душе ребенка обязательно что-то отзовется и потянется к нужному, важного, родного, по-настоящему жизненно необходимого.

Четкой инструкции по распознаванию таланта в детях нет. Да и не может быть. Есть некоторые описания и наблюдения (по тесту-анкета психологов А. де Хаана и Г. Кафа), которые помогают определить способности ребенка:

Артистический талант . Ребенку нравится выступать на сцене. Он много жестикулирует, у него живая мимика лица, он хорошо «играет» голосом, может имитировать чужие голоса, изображать позы, мимику и жесты людей. Ценит яркую и красивую одежду.

Литературный талант . Ребенок умеет хорошо и красиво рассказывать, не сбиваясь, соблюдая главную мысль. Он — фантазер и обычно приписывает событиям интересные детали. Любит сочинять стихи и сказки. Эмоциональный, живо передает состояния и переживания своих героев.

Технический талант . Ребенок любит конструктор, различные машины и механизмы. Может построить что-то новое из старых деталей или починить неисправный механизм (не всегда успешно, но главное — процесс!). Такой ребенок «видит» схемы и чертежи, сам любит чертить, его интересует техническая литература.

У ребенка есть способность к абстрактному мышлению. Абстрактные понятия укладываются у него в голове быстро и ясно. Так же ясно он выражает свои мысли, его интересует научно-популярная литература. Он «исследовать» ту тему, которая его живо интересует. Отличается усидчивостью и спокойным характером.

Художественный талант . Через изображение аппликацию, лепку, ребенок выражает свое состояние, свое видение мира. Он может часами рисовать или клеить. его захватывают произведения искусства. ему нравится делать что-нибудь практичное для дома своими руками.
Спортивный талант . Ребенок энергичный, решительный и смелый. Синяки его не пугают! Его движения легки, скоординированные и пластичны, он физически развитый и сильный. Любит У него есть спортсмены-кумиры.

Интеллектуальный талант. У ребенка отличная память, он ясно мыслит, улавливает причины и последствия. Он наблюдательный, рассудительный, эрудированный. Его интересует наука, политика и экономика.

Музыкальные уши всегда настроены на музыкальную волну. Музыка действует на них, как удав на кролика. Легко запоминает мелодии, всегда вслушивается в них, эмоционально откликается. Играет или мечтает научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Народная мудрость гласит, что талант сам себе дорогу найдет. В этом тоже содержится глубокая правда. Только важно не мешать протаптывать эту самую дорожку. Сколько таких, которым умные взрослые когда-то сказали: «так лучше». Они уже закончили институты, стали солидными «дяденьками» и «тетеньками», но им так скучно жить. Все хотят своим детям только лучшего, а значит, как всегда.

Не мешать ребенку — значит позволять ему ошибаться. Он может искать себя долго, само-реализовываться через боль и неудачи, но это — единственно правильный путь, чтобы понять, «чего я хочу на самом деле?». Конечно, в пять или шесть лет ребенок не задумывается над этими глобальными вопросами. Однако курс него уже есть. Дети очень упрямы и настойчивы в поисках «своего сокровища».

Как выявить и развить талант.

Дорогие родители, я очень рада встрече с вами и возможности поговорить на одну из самых интересных тем. Я хочу поставить на середину стола небольшую вазочку с грецкими орехами.

    Как вы считаете, что символизирует грецкий орех? (Мудрость, и это не случайно, ведь ядро этого ореха напоминает мозг человека).

    Грецкие орехи очень полезны. Но что будет, если вовремя не расколоть его? (Ядро засохнет, станет несъедобным).

    И пока мы не раскроем его, мы не узнаем, что скрывается за этой крепкой скорлупой.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Способный ребенок - не только повод для гордости, но и серьезная задача для родителей. Мы подскажем, как правильно развить таланты вашего чада.

Как не проворонить талант и сделать так, чтобы и во взрослой жизни ребенок мог им пользоваться? Внимательно наблюдайте за ребёнком. Проводите с ним время, обращайте внимание на то, что доставляет ему радость и в чем он действительно силен.

Талантливому ребенку нужен терпеливый «поводырь» , который направит его интерес в нужную сторону. Конечно, вы можете записать малыша на дополнительные занятия - музыкальные, художественные или спортивные. Это наверняка даст свои плоды. Но ничто так не мотивирует ребенка к творчеству, как игры вместе с родителями, потому что благодаря этому он чувствует себя нужным, приобретает уверенность в себе, смелость в начинаниях.

КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТ РЕБЕНКА

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают. Познакомьте ребенка с различными спортивными дисциплинами. Пусть он выберет, что его интересует. Купите ролики или велосипед, о которых малыш мечтает. В выходные вместе посещайте бассейн или ездите на велосипеде. Смотрите по телевизору спортивные программы. Сходите вместе с ребенком на соревнования, поговорите со спортсменами. А во время семейного пикника организуйте свой матч, например кидайте мяч в корзину (это не обязательно должно быть профессиональное оборудование). Стоит сыграть и в боулинг: наполните песком пластиковые бутылки, цельтесь в них мячиком, чтобы сбить как можно большее количество. Такая игра не только тренирует ловкость, но и улучшает зрительно–моторную координацию.

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу. Знакомьте малыша с различной музыкой, водите его на концерты. Устраивайте семейное караоке. Музыку с текстами песен для детей вы можете найти, например, на сайте www.kindermusic.ru. Играйте в игру «Угадай мелодию» - давайте ребенку слушать его любимые мелодии с середины. Пусть он не только узнает название, но и споет начало песни. Сделайте вместе инструменты из подручных материалов - банок, бутылок, коробок. Наполните их рисом, горохом и т. д. Если в эту игру включатся все домашние, то получится целый оркестр!

Вместе сочиняйте аккомпанемент к стихам. Со старшими детьми можно играть в композитора. Скачайте одну из простых компьютерных программ для создания музыки.

Как выявить талант у ребенка к рисованию ? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего ребёнка. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает. Покажите ребенку, как обычные предметы можно превращать в произведения искусства. Из смятых газет сделайте скульптуру, а из пластиковой бутылки - вазу, оклеив ее разноцветными веревочками или пластилином. Интересные картины можно делать из растолченных яичных скорлупок на бумаге, покрытой клеем (высохшую картинку потом нужно закрепить лаком для волос).

Покажите, что различные художественные техники можно соединять. Можно не только рисовать: девочке понравится собственноручное производство бижутерии - бус, колец или диадем принцессы.

Все работы ребенка сохраняйте, делайте выставку его художественных достижений. Если вы решили сделать ремонт комнаты юного художника, вовлеките его в это занятие.

Актер или писатель. Как распознать?

Уже в детском саду ребенок–писатель с удовольствием листает и слушает книги и даже бегло читает! Он быстро запоминает стихи, смело их рассказывает, у него богатое воображение, он сам сочиняет сказки. Его словарный запас велик, он интересуется значением новых слов. Ребенок способен выражать свои эмоции, говорит много и ярко, любит, чтобы его слушали. Охотно подражает героям сказок, фильмов.Как развивать?

Запишите малыша в библиотеку. Ходите туда вместе. Пусть ребенок сам выбирает книги. Разговаривайте о них. Предложите ребенку самому придумать, что происходило с героями сказки дальше. Можете читать книги вслух всей семьей: фрагмент - мама, фрагмент - ребенок, папа, сестра… Если ребенку особенно понравилась какая–то книга, организуйте домашний театр. Вместе с малышом сочиняйте стихи, играйте в слова. Выдумывайте рифмы к одному слову или придумывайте вместе историю: вы говорите первую строчку, ребенок следующую и т. д. Получившийся стишок запишите на бумаге, а еще лучше на аудио или видео. Водите малыша в театр, на встречи с авторами книг. Пусть эти совместные посещения станут ритуалом.

Технические способности , в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

А может у вас растёт будущий ученый. Как распознать?

Ребенок интересуется числами, все считает, обращает внимание на таблички, деньги, легко концентрируется, любит играть в настольные игры, разгадывать ребусы, новые игрушки разбирает на части, чтобы проверить, как они работают. Он ориентируется во времени, умеет пользоваться часами. Как развивать?

Вовлеките ребенка в домашнюю работу, во время которой он будет считать. Пусть помогает отсчитывать ингредиенты для пирога, следит за временем приготовления, поможет накрывать на стол для определенного количества человек, проверяет количество продуктов в холодильнике.

Вместе разгадывайте головоломки. Играйте в настольные игры. Шашки, игры с кубиками и фишками или пазлы развивают логическое мышление. По окончании игры или решения головоломки попробуйте вместе выяснить, как вы пришли к решению или почему эти элементы подходят. Придумывайте математические забавы. На цветной бумаге нарисуйте геометрические фигуры, например 10 кругов, квадратов, треугольников. Вместе их вырежьте. Попросите малыша составить из них домик, машину и т. д., а потом попросите посчитать, из скольких фигур они состоят. Если ребенок обожает компьютер, разгадывайте головоломки в Интернете. Можете скачать бесплатные программы с заданиями, например «Математические игры для детей».

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими детьми. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме.

Задачи родителей:

    Не навязывать ребенку собственные цели и желания, а выявлять его собственные таланты и их целенаправленно развивать.

    Поощрять подобные интересы и всячески способствовать их проявлению.

    Раскрыть талант ребёнка и создать условия для его максимального развития.

    Создать доверительные отношения между ребёнком и взрослыми, которые помогут выявить и, в дальнейшем развивать, талант.

Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

Счастливы те люди, которые узнали свой талант, живут в нем, развиваются. Жизнь таких людей наполнена радостью, благодарностью, уверенностью.

В общем, наши цели ясны, задачи определены – за работу, уважаемые родители!

У каждого из нас есть особый дар. У кого-то он зарыт где-то внутри и не развивается, а кто-то, наоборот, им активно пользуется, реализуя себя тем самым. Совокупность труда и таланта приносит лавры своему обладателю. Как же направить ребенка именно на тот путь? Как помочь и поддержать его?

Нам, родителям, чаще кажется, что наш малыш не осознает ничего и не понимает, что мы лучше его знаем, чем заниматься. Особенно это касается творческих специализаций. Сколько раз говорилось, к примеру, что танцы – это не профессия. А на самом деле это может быть призвание крохи. И, настояв на своем, ребенок может лишиться мечты. Чаще всего способности у малыша проявляться в 2-3 года, когда он начинает познавать мир.

Тут важно обратить внимание, что ему ближе, к чему больше тянется. А для того, чтобы это понять – нужно заниматься с ребенком в разных направлениях: рисование, спорт, музыка, танцы. Можно отдать кроху в детские центры, где есть занятия абсолютно во всех сферах. Так вам будет проще определить, что получается у ребенка лучше, а что не идет совсем. Это самая первая ступенька, для того, чтобы идти дальше и развивать его умения. И самая важная. Чем больше ваш ребенок сможет узнать, охватить, тем ему легче будет потом выбрать ту самую тропинку и идти уже по ней.

  1. После того, как вы увидели, к чему лежит душа у малыша, то старайтесь поощрять и подбадривать его начинания. Если вы видите, что сын много бегает, любит мяч, ему нравится общаться со сверстниками и он совсем не стеснительный – смело отдавайте его на футбольную секцию. Или, к примеру, наоборот, интересуется цифрами, счетом, то стоит его отдать на уроки «Занимательной математики».
  2. Не навязывайте свою точку зрения. Не пытайтесь перенести на свое дитя ваши нереализованные амбиции и мечты. Учитывайте всегда интересы и желания ребенка.
  3. Если малыш любит рисовать, то предоставьте ему все для этого: бумагу, краски, кисточки. Если любит что-то мастерить, то пусть у него всегда будет под рукой бумага, ножницы, клей. Просто дайте возможность крохе заниматься тем, что ему действительно нравится.
  4. Не стоит критиковать, если пока кроха что не оправдал ваших ожиданий. Поощряйте и хвалите его за усилия, желания и стремления.
  5. Не сравнивайте своего чемпиона ни с кем. Только с его личными успехами и достижениями. В случае неудачи – только поддержка имеет значение. Иначе он может потерять интерес к делу.
  6. Объясните, почему ему нужно слушать тренера, что в итоге получится в тандеме и к чему можно прийти, хорошо готовясь к урокам.
  7. Проявляйте интерес к занятиям. Изучайте вместе биографию людей, добившихся успеха в этой сфере, особенности выбранного направления и интересные факты, связанные с этим хобби.

Типы талантов

Существует 7 типов интеллекта, по котором классифицируют детей. Определив доминирующий тип, проще ориентироваться при выборе занятий и сферы.

  • Вербально-лингвистический — дети этого типа пишут без ошибок, хорошо читает, коммуникабельны. Сферой деятельности может быть: юриспруденция, журналистика, преподавание, писательство.
  • Цифровой — быстро считают, решают логические задачи на ура, увлекаются компьютерной техникой. Сфера деятельности: программист, математик, инженер.
  • Пространственный — рисуют, фантазируют, лепят, обладают ярким воображением и чутьем. Подойдет деятельность дизайнера, живописца, художника.
  • Физический – спорт, строительные профессии.
  • Личностный — мыслят эмоциями, очень развита интуиция. Сфера – актерское мастерство.
  • Межличностный — умеют налаживать контакт с людьми разных сфер и возрастов. Отлично себя проявят в политике, торговле, продажах.
  • Талант окружающей среды — изучают окружающую природу, растения, животных. Им подойдет профессия биолога, садовника, ботаника, дрессировщика.

Какое бы направление ваш ребенок не выбрал, принимайте его таким, какой он есть.

Всем нам известны слова о том, что дети – цветы жизни. Трудно представить более точную метафору об умственном, физическом и творческом потенциале подростка в возрасте от 2 до 7 лет. С самого раннего времени в первые годы жизни необходимо поставить родителям задачу, как развить талант у ребенка без отрыва от семьи, друзей, самопознания и чрезмерной нагрузки на психику, не потакая хитрой малютке в капризах и желании изучить новый огромный мир целиком и сразу, и раскрыть его потенциал.

Определение таланта у детей

Говоря о том, что в жизни важно попробовать всё, в отношении детей это означает практический опыт в различных сферах деятельности для понимания их специфических способностей. Там, где одни ведут себя в воде как рыба, другие тонут, словно камень. За то они показывают чудеса в рисовании или признаки гениальности в точных науках и музыке.

Наблюдайте за ребенком в свободное время, как можно большее поощряйте его интерес к действиям, будь то кулинария или актерское мастерство, спорт или вокал. Детский талант, как и Восток, дело очень тонкое. Если чувствуете нехватку опыта в этом вопросе, консультация детского психолога поможет быстро найти направление. Он подскажет, куда и как двигаться, и сфокусирует внимание ребенка, чтобы раскрыть его таланты.

Талант найти и развить можно буквально из ничего, когда прослеживаются его крохотные задатки. Многие родители начинают путь по изучению способностей детей с гимнастики как естественного продолжения спортивного интереса и физического развития ребенка. Мальчику можно помочь и раскрыть в будущем талант за себя постоять, если предложить ему регулярно посещать уроки борьбы, карате и прочего. Не ради таланта и признания - скорее ради самозащиты.

Как развить талант у ребенка: этапы формирования

Развитие способностей у любого человечка можно проследить в зависимости от возраста. Вот пример складывания черточек таланта в полноценный рисунок для деток от 2 до 6 лет:

Дети 1-2 лет Появление первых признаков развития способностей малыша. Танцы, музыка, живопись или спорт – все это начнет проявляться тем или иным способом. Присмотритесь внимательней и поймите, что имеет особую важность для ребенка в этом время.
Дети 3-4 лет Первые попытки систематизации занятий. В этом возрасте дети с особым интересом берутся за все новое и родителям будет легко увлечь чадо различными видами деятельности. Для полноценного развития малыша повышенное внимание стоит уделить живописи, гончарному мастерству, инженерии, музыкальной школе и робототехнике.
Дети 5-6 лет Следующий этап – повышения и усложнения поставленных задач, изученного материала. Первый класс не за горами, и стоит подготовить к этому знаменательному моменту. Можно заранее спросить у малыша, хотел ли он какой-то творческой части своей жизни уделить особое внимание. Для первоклассников запись на дополнительные занятия или в специальные школы (музыка, художества) – нормальное дело.

Так как интересы и способности ребенка могут формироваться только в процессе какой-либо деятельности, детям рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Например,