Политическая деятельность. Соотношение целей и средств в политике

По своей природе политика является целенаправленной деятельностью, ис­пользующей для достижения желаемых целей и результатов определенные сред­ства и методы. В научной литературе цели политики определяются как идеаль­ный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.

Политическая цель представляет собой образ желаемого будущего, идеаль­ный результат, к которому стремятся политические субъекты и который являет­ся побудительным мотивом их деятельности. Цель в политике, кроме мотиваци-онной, выполняет и организационную, мобилизационную функцию. Другая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию.

Цели политики разделяются по различным основаниям. Так, по их значению цели могут быть частными и общими, минимальными (формирование прави­тельства) и максимальными (достижение справедливости, всеобщего равенства). По содержанию политики цели делятся на социальные, экономические, идеоло­гические, экологические, политико-юридические и др. По очередности цели могут быть ближайшими, промежуточными, более отдаленными, конечными (для данного политического процесса). Возможны классификации целей по со­циальным, партийным, классовым, личным и другим признакам. Их перечисле­ние не имеет практического смысла, ибо они по существу бесконечны. Полити­ка в известном смысле - это «царство целей».

Средства политики представляют собой инструменты, орудия практическо­го осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо общественных сил, включая и саму власть.

Средств политики много. Это пропагандистские кампании, забастовки, во­оруженные действия, борьба за голоса избирателей, популистские обещания,критика соперников, запугивание людей и т.д. Они могут быть жесткими и мяг­кими, насильственными и ненасильственными. В качестве средств политики используются культурные, этические нормы, традиции, вера, доверие, надеж­да, энтузиазм, общественные настроения. В принципе, многие, если не любые, общественные явления и события могут обрести политический смысл и стать средством политики, хотя бы временным. Искусство политики и состоит в уме­нии использовать их или, наоборот, не допустить их политического использова­ния, если они нежелательны.

Методы политики представляют собой способы политического воздействия. В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы могут быть разделены на революционные, реформистские и кон­сервативные. Принято также выделять насильственные и ненасильственные методы, убеждение и принуждение. В зависимости от взаимоотношений внут­ри правящих групп выделяют диктаторские, авторитарные, демократические методы осуществления власти. В каждой конкретной политической ситуации сочетаются разнообразные методы и приемы.

Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривается, как правило, в зависимости от их нравственной оценки. Среди различных воззре­ний на этот счет можно выделить три основные позиции:

1) характер политики определяется ее целью (в основе такой политики лежит
тезис «цель оправдывает средства»);

2) используемые средства оказывают приоритетное влияние на нравственность
политики;

3) как цели, так и средства одинаково важны для гуманной политики, и они
должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.

В рамках первого подхода наиболее детальное теоретические оправдание тезис «цель оправдывает средства» получил у католического ордена иезуитов, основанного в 1534 г. в Париже и существующего до сих пор. Эта воинствую­щая организация, построенная на жестком централизме, железной дисциплине, обязательном взаимном шпионаже, использует любые средства для утвержде­ния своей веры. Теоретики этого ордена создали целую систему иезуитской морали, Построенной на оправдании любого преступления, в том числе развя­зывания ядерной войны, высокой религиозно-нравственной целью.

В мире современной политики широко распространены ложь, утаивание информации, манипулирование сознанием людей, обман, что многими полити­ками считается вполне допустимым, хотя общественное мнение относится к этому отрицательно. Многие политические преступления (несправедливые войны, массовый террор, кровавые перевороты и другое прикрывались велики­ми, с точки зрения их творцов, целями, сулящими благо если не всему человечест­ву, то своей нации, этносу, классу, стране.

Думается, что позиция «цель оправдывает средства» исходит во многом из того, что эти цели определяет не народ, а политическая элита, партийные лиде-ры, стремящиеся достичь этих целей любой ценой, в том числе и ценой жизни тех людей, ради счастья которых вроде бы и провозглашались эти цели. Потому возникает вопрос о праве политиков, революционеров и других борцов за на- родное, национальное и иное счастье провозглашать эти цели от имени всего I народа. Видимо, в известной мере прав был известный немецкий социал-демо- "] крат Э. Бернштейн, провозгласивший в начале XX в., что «конечная цель - ничто, движение - все». Жизнь показывает, что политикам надо быть весьма осторожными с провозглашением целей, особенно «эпохальных», ибо их реа­лизация может потребовать и великих жертв.

Второй подход к соотношению целей и средств, исходящий из приоритета средств над целью, представлен идеологами ненасилия в политике. Здесь речь может идти о роли Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Они полагали, что политические средства должны быть нравственными, ибо этим определяет­ся уровень развития общества, моральное совершенство людей. Однако доста- точно эффективно и использование ненасильственных средств.

А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые проис­ходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Третий подход учитывает нравственную значимость как целей, так и средств в политике, поскольку цели, средства, результаты политики сами по себе весьма важны и взаимосвязаны. С одной стороны, цели предопределяют использова­ние определенных средств, с другой - средства определяют реалистичность или утопичность цели или вообще отказ от этой цели. Особо важно, когда мо­ральная политика выступает и как правовая.

И. Кант: «Есть две возможности: либо приспособить мораль к интересам политики, либо приспособить политику морали. Подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией служит гласность».

Между целью и средством ее достижения существует противоречие, кото­рое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длитель­ное время. Поскольку средства являются более конкретными и подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результат политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что поли­тик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой их смене, стараться разумно сочетать цель и средство в политике.

Трактовка взаимосвязи целей и средств в политике заключается в том, что для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От целей, достижение которых связано с применением антигуманных, насиль­ственных средств, следует отказаться. Так, безнравственны попытки дости­гать целей негодными средствами, равно как и выбирать недостижимые цели. Безнравственность таких попыток заключается не только в том, что невозмож­но достичь результатов, выполнить политический долг, но и в напрасных жерт­вах, неоправданных ожиданиях, растрате сил и времени, расхождении слова и дела.

А.Д- Сахаров: «В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, - полагал, - является самым правильным».

Есть предел в использовании тех или иных средств. Например, в современ­ных демократических государствах неприемлемо использование политическо­го террора, вооруженных восстаний, убийств, государственных переворотов для достижения каких бы то ни было целей. То же самое можно сказать о приме­нении ядерного, химического, бактериологического оружия, захвате террито­рий других государств и использовании иных подобных средств.

Насилие является одним из основных методов, который использовался в по­литике во все времена. Насилие сыграло существенную роль в процессах обра­зования империй, завоеваниях территорий, колоний, в восстаниях и в револю­циях, в проведении реформ «сверху», в утверждении мира и других политических процессах. Известно, что К. Маркс рассматривал насилие как «по­вивальную бабку истории».

Насилие представляет собой преднамеренное действие по отношение к иному социальному (политическому) субъекту и осуществляемое вопреки его воле. Оно может быть физическим, экономическим, психологическим, моральным, полити­ческим, идеологическим и др. Государственное насилие отличается от обычного тем, что государство узаконивает определенные формы насилия в отношении граждан в правовых нормах, а также создает для его применения специальные органы и структуры. Насилие выступает одним из источников власти, хотя власть не сводится к насилию. В правовом государстве власть основана на мирных, гу­манных принципах, в большей мере использует убеждение, а не насилие.

Насилие выполняет в обществе определенные функции. Различают иррацио­нальное и рациональное насилие. Под первым понимается спонтанный процесс психической разрядки, агрессии. Рациональное насилие выполняет политиче­скую функцию, является средством борьбы за достижение определенных целей. На протяжении веков насилие выступало важным способом разрешения острых социальных противоречий, в том числе и между государствами, народами (вой­ны, восстания, революции, погромы и т.д.). Политическое насилие далеко не всегда эффективно. Победа, если она и достигается, оплачивается большими людскими потерями и материальными затратами. В правовом государстве наси­лие должно быть легитимным, ограниченным правом.

Ненасилие в политике представляет собой отказ от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, выдвижение в основу политической деятельности принципа, гуманиз­ма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Принцип ненаси­лия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конф­ликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Идеология ненасилия рассчитана на совесть, чувства челове­ка, на силу общественного мнения. Соответственно, к ненасильственным при­нято относить такие действия, которые ориентированы на гражданское непови­новение властям и утверждение принципа взаимной терпимости в решении конфликтных ситуаций.

В политике очень важно добиваться оптимального соотношения между це-"/ лями, с одной стороны, методами и средствами их достижения-с другой. Прин­цип «все средства хороши, если они ведут к достижению поставленной цели» должен быть решительно отброшен. Только тогда, когда цели и средства за­ключены в одно и то же время, когда одни и те же люди, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о гуманистической мере их соотношения, что и подразумевается известной формулировкой кантонского категорического императива.

И. Кант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в сво­ем лице, и в лице другого как цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В идеале лучшим является не только тот строй, который предъявляет к своим гражданам более высокие или даже наивысшие моральные требования, но и тот, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амби­валентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру.

К. Гельвеции: «Искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным».

И.А. Ильин: «Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из со­лидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного един­ства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан».

В современных условиях нравственные требования к политике институциона­лизируются прежде всего в правах человека. Они являются универсальным кри­терием оценки гуманности политики, ее человеческою измерения.


Похожая информация.


Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, имеет конкретных характер, например получить высшее образование, устроиться на хорошую работу, выйти замуж и т. д. Цели общества и государства имеют более общий характер, так как они должны отвечать интересам большого количества людей. Например, большевики после победы Октябрьской революции в России 1917 г. в качестве основной цели советского государства выдвинули идею строительства коммунизма («наша цель - коммунизм»). Президент РФ В. В. Путин в 2002 г. поставил перед правительством и российским обществом цель - увеличить за 10 лет в два раза валовой внутренний продукт (ВВП). Многие амбициозные политики в качестве своей основной политической цели выдвигали идеи мирового господства (своей персоны, своей страны, нации, религии). К таким политикам можно отнести Александра Македонского, Чингис-Хана, Наполеона, Гитлера. В настоящее время подобную идею стремятся реализовать США и исламские фундаменталисты.

Кроме глобальных, в политике существуют и более конкретные или промежуточные цели, например создание эффективной системы управления обществом, приватизация государственной собственности, разработка и принятие необходимых законов и т. д. Промежуточные цели, как правило, более понятны и привлекательны. Именно они оказывают наибольшее воздействие на политический процесс. Так, например, большевики, выдвигая стратегическую цель - построение коммунизма, в то же время обозначили более конкретные, промежуточные цели, которые были выражены в простых и понятных всем лозунгах, например таких, как «земля - крестьянам», «фабрики - рабочим», «мир - народам» и др. Эти промежуточные цели - лозунги во многом способствовали победе большевиков в Гражданской войне.

В соответствии с теорией общественного договора основными целями политики являются: согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне. Иными словами, политические цели государства должны отвечать интересам развития общества и его граждан.

Однако в реальной жизни люди, наделенные политической властью, могут использовать эту власть для достижения своих корыстных (личных, групповых, сословных) целей, попирая интересы большинства членов общества. Например, в ходе политической демократизации и экономической либерализации в России люди, контролирующие политическую власть, преследуют в основном свои личные цели и интересы. Такая политика обернулась настоящей трагедией для Российского общества.

Сама политическая власть является основной целью для различных политических сил, а люди, обладающие властью, используют ее как средство для удержания власти и достижения иных целей.

Средства в политике - это особые инструменты, орудия, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств политических могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, людские ресурсы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж, ложь и многое другое. Например, большевики для захвата и удержания власти в России использовали такие средства, как вооруженное восстание, гражданскую войну, массовые репрессии, манипулирование общественным сознанием и др. Гитлер пришел к власти в Германии (1933 г.), используя легитимные выборы, но в дальнейшем, для утверждения своей авторитарной власти и ведения захватнических войн, он использовал насильственные методы.

В современной политике большое значение имеют средства массовой информации. Они предоставляют политикам возможность манипулировать общественным сознанием и достигать своей цели. Так, убедительная победа политического блока «Единство» на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 г. во многом была обеспечена тем, что «ресурс» блока на использование средств массовой информации практически был безграничен.

Проблема соотношения (соответствия) целей и средств в политике актуальна во все времена. Например, царь Ирод 1 (ок. 73-4 гг. до н. э.) для достижения своих политических целей использовал самые аморальные средства. В результате его имя приобрело нарицательное значение. Многие диктаторы прошлого и настоящего времени, взяв на вооружение постулат Н. Макиавелли - «цель оправдывает средства» - также «прославились» своими злодеяниями. Но это крайности. В целом же перед любым политическим лидером, политической элитой стоит проблема: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственных средств. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главным же механизмом, способным ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, является действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.

Политика, как уже констатировалось, является целеполагающей формой деятельности. Она осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель, средства и результат – основные компоненты политической, как и любой иной деятельности. Еще Аристотель в работе «Политика» утверждал, что благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий – 1) правильного установления цели той или иной деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к данной цели.

Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр.

Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации.

Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Так, власть выступает как основная цель политической деятельности, а средствами ее завоевания служат выборы, демонстрации, массовые вооруженные действия и т.д. Однако власть является в то же время средством обеспечения социально-экономических интересов субъектов политики, средством решения основных социальных, экономических и культурных проблем.

Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе – интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные интересы и обуздания группового эгоизма.

Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики – по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.

В зависимости от применяемых средств – гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы, имели место эпохи преимущественно эволюционного развития и революционные.


Близким к понятию «средство» является понятие «метод». Если средства – это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимосвязь и взаимодействие. С одной стороны, цель и условия ее достижения предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Так, например, гуманная цель коммунистического движения – ликвидация эксплуатации и достижение социальной справедливости – оказалась не только неосуществленной, но и во многом дискредитированной.

Соответствие между целями и средствами политики имеет две стороны – формально-техническую и моральную. Первая проявляется в умении при выборе средств достижения целей учесть их пригодность, достаточность, способность обеспечить оптимальный результат. Вторая сторона состоит в акцентировании нравственного аспекта используемых средств.

Выбор средств, неадекватных «благой» цели, возникает в политической практике по двум основным причинам: 1) из-за неспособности правильно проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение; 2) из-за стремления достичь цель любыми, в том числе безнравственными средствами.

Мысль о возможности использования любых средств достижения целей впервые получила развернутое обоснование в идеологии и политической практике католического ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть этой позиции в формуле «цель оправдывает средства». Вседозволенность и неразборчивость в средствах нередко связывают и с именем итальянского мыслителя Н.Макиавелли, который в целях создания сильного централизованного государства рекомендовал правителю для укрепления власти использовать такие средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие и т.д.

Наука не может определить, какие именно средства являются эффективными и нравственными в конкретных случаях политической практики. Вместе с тем ею установлены гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных целей. Таковыми являются общечеловеческие ценности, которые предопределяют нравственную неприемлемость террора, политических убийств, геноцида, использования оружия массового уничтожения для решения международных проблем.

Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности – право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп. Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Излишне говорить, - писал он, - сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность... Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п. Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Политические действия

Напомним, что всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности. Политические действия бывают направлены на то, чтобы «сделать что-то» (например, добиться принятия какого-либо закона и т. д.), или «не допустить чего-то», или «прекратить что-то» (например, прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Как можно было бы оценить бездействие государственного лидера перед лицом опасности государственного переворота? Как оценить бездействие человека в отношении выборов (неучастие в выборах)? И в том и в другом случае бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию. Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные - это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция - примеры таких действий. Далеко не всегда политическое действие приводит к достижению поставленной цели. Например, убийство народовольцами Александра II привело к результатам, которые существенно отличались от целей борьбы «Народной воли». (Вспомните, каковы были цели этой организации. Каковы были последствия террористического акта против царя?)

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность составляет основное содержание политической сферы жизни. Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении проблемы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы. Согласно первому из них деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом. Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной подход (марксистский) базируется на понимании политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социальных групп и общественных объединений, людей, т.е. субъектов гражданского общества.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организационных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность – это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть – управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты.

М. Вебер, говоря о составе политической деятельности подчеркивал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т.е. «существующих отношений господства».

Если говорить об институтах, входящих в политическую систему, то деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего, различные цели и средства их достижения. Так, государство призвано регулировать, контролировать деятельность и поведение своих граждан и социальных групп в рамках реализации общеобязательных норм, направлять их на удовлетворение общественных интересов и достижение общих целей. Политическая деятельность партии – с обобщением, обоснованием и защитой интересов определенных социальных групп, реализацией их в конкретной политике государственной власти. Деятельность общественных организаций форма участия определенных групп граждан в управлении сообществом, в котором они живут. В целом же каждый политический и общественный институт по сути своей представляет определенную систему деятельностей.

Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу. Через эти взаимоотношения идут сигналы активности на все другие сферы общественной жизни. Тем самым политическая деятельность как бы надстраивается над другими видами социальной деятельности и служит средством управления ими.