Литературные общества, кружки и салоны. Литературный кружок как эффективное средство формирования системы универсальных учебных действий

Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов начал свою карьеру, как фаворит старевшей императрицы Елизаветы и прославился своим бескорыстием и честностью, а также просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. В доме Шувалова собирался цвет тогдашней русской литературы. Завсегдатаями его салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин, И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин, И.Ф.Богданович и другие.

1770–1780-е – время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ: Вольного собрания любителей российского языка (1771), Собрания воспитанников Московского университетского благородного пансиона (1787).

В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине 18 в. в России.

Большое влияние на литературную жизнь конца 18 в. оказали салоны Г.Р.Державина и Н.А.Львова.

В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина. Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия.

Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились.

С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское общество любителей изящного», позже переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Основателем его был писатель и педагог И.М.Борн. В общество входили литераторы (В.В.Попугаев, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, Д.И.Языков, А.Е.Измайлов), скульпторы, художники, священники, археологи, историки. Литературные пристрастия членов общества были крайне разнообразны. Сначала они находились под влиянием идей А.Н.Радищева (в общество входили два сына писателя) и тяготели к классицистской литературе. Позже взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825.

В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты». Еще в 1803 Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, предполагавшую сохранение более резкой грани между книжным и разговорным языком, отказ от использования иностранных слов и введение в литературный язык большого количества архаической и народной лексики. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер.

Сторонники Карамзина, вводившего в литературу легкий, разговорный язык и не боявшегося русифицировать многие иностранные слова, объединились в знаменитом литературном обществе «Арзамас». Общество возникло, как ответ на появление комедии одного из членов «Беседы» А.А.Шаховского Липецкие воды или Урок кокеткам , где под видом поэта Фиалкина был высмеян В.А.Жуковский. Свое название «Арзамас» получил от шутливого произведения одного из друзей Карамзина, Д.Н.Блудова, Д.Н.Блудова Видение в арзамасском трактире, изданное обществом учёных людей . Среди арзамасцев были и давние сторонники Карамзина, и его былые противники, бывшие члены Дружеского литературного общества. Среди них было много поэтов, отнесенных Ю.Н.Тыняновым к лагерю «новаторов»: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин. «Арзамас» имел свой разработанный ритуал. Каждый из его членов получил шутливое прозвище. Так, Жуковского называли Светланой, в честь его знаменитой баллады, Александр Тургенев получил прозвище Эолова Арфа – из-за постоянного бурчания в животе, Пушкина называли Сверчок. На встречах членов общества обязательно съедали жареного гуся, так как считалось, что город Арзамас славится этими птицами. Во время заседаний читались иронические, а подчас и серьезные сочинения, направленные против членов «Беседы», обязательно велись шутливые протоколы.

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед В.Ф.Одоевский, поэт и философ Д.В.Веневитинов, будущий славянофил, в то время молодой выпускник Московского университета И.В.Киреевский, молодые ученые, которым в будущем было суждено стать университетскими профессорами – С.П.Шевырев и М.П.Погодин. Собрания любомудров происходили в доме Веневитинова. Члены общества серьезно штудировали западную философию, изучали труды Спинозы, Канта, Фихте, но особое влияние на них оказал немецкий философ Ф.Шеллинг, чьи идеи произвели огромное впечатление на поколение 20-х – 30-х годов, в частности на складывавшую идеологию славянофилов. То, что кружок был назван «Обществом любомудрия», а не философии, говорит об интересе его членов к национальной культуре и философии. В.Ф.Одоевский совместно с В.К.Кюхельбекером издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина», где печатались многие любомудры. Так как среди членов общества было много служащих архива Министерства Иностранных дел, они получили прозвище «архивных юношей», что, очевидно, должно было намекать не только на род их службы, но и на сосредоточенности на отвлеченных, философских проблемах бытия. Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов В.Ф.Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам.

Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д.

Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, сложившееся в 1831 вокруг личности Николая Владимировича Станкевича, студента, а затем выпускника Московского университета. Станкевич писал философские и поэтические произведения, однако все участники кружка позже соглашались с тем, что наибольшее влияние на них оказали не столько произведения их лидера, сколько сама его личность, удивительно обаятельная и интересная. Станкевич обладал умением пробуждать работу мысли и в то же время умиротворять и сближать самых непримиримых противников. В его кружок входили и люди, которым позже было суждено пойти совершенно разными путям. Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался.

Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, куда, кроме них, входили их друзья по Московскому университету. В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Немецкая классическая философия казалась им слишком отвлеченной и туманной, их больше вдохновляли идеалы Великой Французской революции и социалистические учения философов-утопистов, прежде всего Сен-Симона. Не удивительно, что Герцен и Огарев привлекли большее внимание властей. В 1834 по вздорному обвинению кружок был разогнан, его лидеры арестованы и отправлены в ссылку.

Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого В.Г.Белинского и получившее свое название по номеру комнаты, которую будущий критик занимал в университетском пансионе. Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. На собраниях общества часто читались произведения его членов. Белинский познакомил здесь друзей со своей драмой Дмитрий Калинин . Это вызвало большое недовольство властей, приведшее к его исключению из университета.

Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.

Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной.

В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Если большая часть западников не принимала салонных форм общения, то для дворянских интеллектуалов, составивших костяк славянофильского движения, регулярные встречи в салонах были абсолютно естественны. Московские дома Аксаковых, Хомякова и других лидеров славянофилов славились своими застольями и гостеприимством. Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием. Славянофилы группировались вокруг нескольких литературных журналов, и редакции этих изданий оказывались своеобразными кружками, объединявшими единомышленников. Наиболее значительный из славянофильских журналов – «Москвитянин». «Москвитянин» издавался М.П.Погодиным с 1841 по 1856, однако выразителем славянофильских идей стал только с 1850, с момента прихода сюда так называемой «молодой редакции», пытавшейся вдохнуть новую жизнь в терявшее свою популярность издание. В центре молодой редакции находились А.Н.Островский – тогда еще молодой, начинающий драматург, прославившийся пьесой Свои люди – сочтемся и поэт и критик Аполлон Григорьев.

В середине века литературные кружки начинают все больше приобретать политический характер. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Однако в центре интересов петрашевцев оказывались не столько литературные, сколько общественно-политические проблемы – они читали и обсуждали труды мыслителей-социалистов, прежде всего Шарля Фурье. Здесь высказывались и мысли о необходимости пропаганды революционных идей. Литературная и общественная жизнь были сильно переплетены. После разгрома петрашевцев одним из обвинений, предъявлявшихся членам общества (в частности, Ф.М.Достоевскому), было чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Реформы 1860-х в корне изменили ситуацию в стране, увеличив возможности для свободного выражения мыслей, и в то же время привели к большому подъему общественного движения – как либерального, так и революционного. Сама форма литературных кружков оказывается не слишком отвечающей запросам времени, когда значение «чистого искусства» отрицалось большинством критиков и литераторов. Многочисленные студенческие кружки преследуют чаще всего революционные, а не литературные цели. В какой-то мере роль кружков берут на себя редакции журналов. Так, безусловно важным фактором общественной жизни была редакция «Современника».

Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской. После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Для начала 20 в. характерны не только новые веяния в искусстве, но и возрождение традиции литературных кружков и объединений. Этому способствовала и бурная эпоха, сулившая политические свободы, и стремление нового поколения литераторов объединиться для лучшего осознания своих идей, и «декадентский» стиль жизни начала века, при котором сама жизнь превращалась в изысканное произведение искусства. Так, начиная с 1901 на петербургской квартире З.Гиппиус и Д.Мережковского проходили религиозно-философские собрания, позже оформившиеся как Религиозно-философское общество. Целью этих собраний, как ясно из их названия, было решение не литературных, а духовных вопросов – прежде всего поиски нового христианства, диалог светской интеллигенции и церковных деятелей, они оказали большое влияние и на посещавших их литераторов, и отразились в творчестве самих Гиппиус и Мережковского, особенно в знаменитой трилогии Д.Мережковского Христос и Антихрист .

Огромное влияние на литературную, философскую и общественную жизнь начала века оказали «Среды» поэта-символиста Вячеслава Иванова, поселившегося в 1905 на Таврической улице в Петербурге в доме, часть которого получила название «башни». Здесь в течение нескольких лет собирались российские интеллектуалы – А.Блок, Андрей Белый, Федор Соллогуб, Михаил Кузмин и многие другие. Среды Иванова были не просто литературными вечерами – здесь и читали стихи, и обсуждали философские и исторические труды, и устраивали спиритические сеансы. Предполагалось, что вечера на «башне» должны создавать новые отношения между людьми, формировать особый строй жизни литераторов, художников и музыкантов.

Своеобразными литературными объединениями, где проходили встречи литераторов, художников, критиков, стали редакции журналов начала века «Весы» и «Аполлон». Впрочем, другие литературные направления также нуждались в своих объединениях. Так, в 1911 Н.С.Гумилев, до этого посещавший и среды Иванова, и собрания редакций «Весов», создал «Цех поэтов», куда вошли авторы, которых стесняли рамки символистской эстетики. Так оформилось новое литературное направление – акмеизм.

В 1914 в Москве на квартире и литературоведа Е.Ф.Никитиной начал собираться кружок, получивший название «Никитинских субботников» и просуществовавший до 1933. В кружке встречались литераторы, филологи, художники, принадлежавшие к самым разнообразным направлениям, профессора и выпускники Московского университета.

Революция 1917, Гражданская война, эмиграция многих деятелей культуры положили конец существованию большинства литературных кружков.

Никитенко А.В. Записки и дневник , т.1. Спб, 1893
Гершензон М. Грибоедовская Москва . 1914
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны . – Спб, АП, 2001

Найти "ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ " на

«Литературный кружок» это официальное название русского литературного объединения в Ревеле (Таллине), основанного в 1898 местными русскими - любителями словесности и возобновившего свою деятельность в начале 1919, после перерыва, вызванного немецкой оккупацией и событиями гражданской войны. «Литературный кружок» - единственная русская литературная организация в Эстонии , сохранившая преемственную связь с дореволюционной литературной и культурной традицией. В 1920 был принят и официально зарегистрирован новый устав кружка, объединявшего как писателей, так и любителей литературы. Председателем «Литературного кружка» с 1919 по 1933 был Александр Симонович Пешков (1881-1942), бывший министр Северо-Западного правительства, с 1928 - директор таллинской русской гимназии. Многолетний секретарь «Литературного кружка» - Мария Ильинична Падва (1876-1951), сумевшая в трудные годы революции и немецкой оккупации сохранить имущество и библиотеку кружка. К началу 1920 в «Литературный кружок» входило 96 членов, к концу 1921 - 139, в 1927 - 158, затем число его членов сокращается (в 1932-1933 - 35). Среди активных членов в 1920-е - А.А.Баиов, Г.И.Тарасов, П.М.Пильский, С.П.Мансырев, В.С.Соколов.

На заседаниях читались доклады на литературные и общекультурные темы, обсуждались новинки литературы, выступали поэты и прозаики (И.Северянин, молодые местные авторы); в кружке устраивались «Литературно-художественные четверги» с музыкальным отделением, проводились литературные конкурсы. Деятельность «Литературного кружка», весьма оживленная в 1920-21, с 1922 отмечена затянувшимся кризисом, преодоленном лишь в конце 1926 после разработки программы кружка на новый год. В 1926-29 кружок был одним из организаторов проведения в Таллине «Дня русского просвещения», ежегодного праздника русской культуры в Эстонии. Летом 1927 «Литературный кружок» провел литературный конкурс, в котором приняло участие 20 авторов. Премии были удостоены в области прозы В.А.Никифоров-Волгин и П.М.Иртель, вскоре ставшие ведущими русскоязычными литераторами Эстонии, в области поэзии - И.А.Шефер (рано умерший молодой поэт) и Б.В.Свободин. После очередного вечера молодых поэтов 28 января 1929 при «Литературном кружке» была создана секция поэтического творчества «Чугунное кольцо» (Н.Рудникова, Г.Тайга, И.Борман, Н.Некрасова-Дудкина, Иртель, Ю.Иваск, Шефер) - кружок в кружке.

Однако со второй половины 1929 в деятельности «Литературного кружка» вновь заметны признаки упадка, число членов сокращается, собрания становятся редкими и малолюдными. В середине 1930-х можно заметить некоторое оживление деятельности кружка - прежде всего благодаря молодежи (Иртель, Б.А.Нарциссов, Иваск, К.К.Гершельман, Е.А.Базилевская, к которой перешло руководство кружком, хотя председателем числился художник старшего поколения Н.Ф.Роот). Со второй половины 1937 деятельность кружка постепенно затухает, и в 1938-1940 прекращается. После установления советской власти в Эстонии летом 1940 все русские общества и организации были закрыты. Этим формально был положен конец существованию «Литературного кружка».

Литературное образование развивает создает потребность непрерывного самосовершенствования. Изучение классической прозы и поэзии может осуществляться лишь посредством систематического чтения и заучивания стихотворений. Но ценность книги в последнее время существенно упала. Чтобы приобщить детей к чтению, в школе организовывают литературный кружок, программа которого выходит за рамки обязательной.

Почему современные дети не любят читать?

Даже в век высоких технологий и компьютеризации переоценить значение книги невозможно. В последнее время обнаружена тенденция, при которой интерес к чтению стремительно падает после окончания начальной школы. Нередко ребенок, проявляющий интерес к книгам в первые годы обучения, теряет его при переходе в пятый класс. Причина, как правило, заключается в вездесущем интернете. Он поглощает все внимание детей и подростков.

Как решить эту проблему?

Школьник перестает читать, в результате чего снижается и его познавательный потенциал. Педагоги отмечают, что в последнее время число учеников, читающих литературу, выходящую за рамки школьной программы, чудовищно упало. И учителя, и родители недовольны подобным положением. Но как решить эту проблему? Прежде всего, ребенка не нужно принуждать, его необходимо увлечь. Литературный кружок, программа которого включается книги русских и зарубежных авторов, педагоги организовывают в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора.

Программа

Деятельность литературного кружка нацелена на решение задач, которые имеют существенное значение в общем образовательном процессе. Родители за неимением свободного времени нечасто обращают внимание на то, что читает их ребенок, если он вообще берет в руки какие-либо книги, за исключением учебных материалов. Для чего создается литературный кружок в школе? Программа преследует такие цели:

  • развитие способности восприятия художественного произведения;
  • обогащение представления об окружающем мире;
  • развитие понимания образного языка и различных выразительных средств, которые используют в своем творчестве писатели и поэты;
  • формирование эстетического вкуса;
  • расширение кругозора.

Темы

Любая внеурочная деятельность должна опираться на вовлечение детей в учебный процесс. Темы по литературе, входящие в обязательную программу усваиваются сложно, если не вызывают никакого интереса у слушателей. Однако, что касается факультативного образования, то здесь важнейшей задачей является завоевание внимания школьников. Какие темы рассматривают дети, посещающие литературный кружок? Программа может включать как изучение произведений, не входящих в обязательный курс, так и темы, смежные с пройденными на уроках литературы.

Творчество

Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.

Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий. Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.

Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга - одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству - замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.

Литература и жизнь

Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.

Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература - это художественное отражение реальной жизни. и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.

Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.

А как читать книги великих классиков четырнадцатилетним подросткам, пребывающим большую часть времени в социальных сетях? Ответ прост. Учитель должен перенести сюжет, созданный полтора века назад, в современную реальность. Необходимо объяснить, что и сегодня где-то, быть может, живет человек, который все свое время проводит на диване, потому как ему проще спрятаться в своих снах и мечтах, нежели решать многочисленные проблемы. Обломов, Хлестаков, Манилов - все это художественные образы, созданные на основе жизненного опыта великих русских писателей. А потому люди, подобные им, существуют и сегодня.

Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина - автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.

Биографии писателей

Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.

Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика - вызвать интерес слушателей к той или иной теме. по этой теме - это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.

Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.

Литература и кино

Программа кружка «Литературное чтение» ставит пред собой цель приобщить школьников к чтению качественной художественной литературы. Задача эта непроста еще и тем, что детям (а нередко и взрослым) проще и увлекательнее посмотреть фильм, снятый по знаменитому сюжету, чем прочитать первоисточник. «Литература и кино» - тема чрезвычайно интересная. Обсуждая ее, дети учатся видеть связь между двумя видами искусства. На эту тему также написано немало интересных книг, которые можно порекомендовать ученикам старших классов. Одна из них - «Кино между адом и раем». Произведение известного режиссера предназначено для будущих сценаристов, но повествование в ней ведется в столь увлекательной форме, что интересно оно будет и ученикам десятого-одиннадцатого классов.

Театр

В программе по литературе присутствуют драматургические произведения. Помимо того, что сюжет многих из них непросто воспринимается современными школьниками, чтение пьесы едва ли может принести удовольствие. Посещение хорошего театра позволить может сегодня себе не каждый, но просмотреть фильм-спектакль по произведению Островского, Чехова, Грибоедова, Горького совсем несложно. И, быть может, именно театральная постановка в участием выдающихся актеров, может побудить к чтению произведений Чехова и других русских драматургов.

Литературные кружки в школе бывают двух типов: литературоведческие и творческие, объединяют они школьников разных возрастов.

Учащиеся 5–7 классов на занятиях кружка знакомятся с произведениями внепрограммными. Например, многих из них привлекают сказки. Можно посвятить занятия сказкам русских писателей - В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, П. П. Ершова, В. И. Даля и других. Во время занятий руководитель кружка читает текст художественного произведения, он же или кто‑нибудь из участников рассказывает об авторе и о самом произведении, прослушиваются грамзаписи чтения мастеров художественного слова, музыка, просматриваются иллюстрации.

В литературном кружке для старшеклассников тоже прослушивают записи исполнителей - чтецов и музыку, знакомятся с картинами и иллюстрациями, связанными с темой занятий. Но главная форма работы - доклад одного из участников или нескольких содокладчиков. Ребята знакомятся с основами теории литературы, принципами литературоведческого анализа, фактами истории литературы.

Кружковцы делают обзоры книжных новинок, статей литературных журналов и газет. Этот материал дает богатую почву для докладов и диспутов. Очень увлекательны и полезны встречи с писателями и критиками.

На занятиях литературного кружка учащиеся знакомятся с творчеством писателей, не включенных в школьную программу, например поэзией Н. А. Заболоцкого, Я. В. Смелякова, М. А. Светлова, прозой К. А. Федина, К. Г. Паустовского, Ф. А. Абрамова. Программа занятий может включать классические народные литературные произведения («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, эпос «Давид Сасунский», творения А. Навои, стихи Я. Райниса и др.), а также сочинения зарубежных писателей («Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»).

Готовя доклады о писателях, используйте биографии, вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей». Если темой занятий кружка окажется творчество классиков дореволюционной России, то отличным пособием явятся литературные портреты писателей, принадлежащие перу М. Горького, В. А. Гиляровского, А. Алтаева, К. Г. Паустовского и других. Много интересных сведений дадут литературоведческие рассказы И. Л. Андроникова, рассказы о книгах Н. П. Смирнова-Сокольского.

Литературный кружок может поставить своей задачей анализ отдельно взятого литературного жанра в определенный период, например: «Поэзия декабристской эпохи» или «Жанр рассказа в период Великой Отечественной войны». Могут изучаться произведения одного жанра разных эпох, например новеллы М. Сервантеса, П. Мериме, О. Генри, А. П. Чехова и других писателей или комедии Лопе де Вега, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Н. Островского, Б. Шоу.

Одна из интересных тем - проблема художественного перевода. Показать, что творчество писателей-переводчиков - это искусство, можно, сопоставив разные переводы одних и тех же стихов, например монолога Гамлета «Быть или не быть» у М. Л. Лозинского, А. Л. Радлова, Б. Л. Пастернака. Очень ярким по теме художественного перевода окажется сопоставление переложений «Слова о полку Игореве» В. А. Жуковского, Л. А. Мея, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого.

Задача литературно-творческого кружка - развить образное мышление, художественный вкус, понимание литературы. Участники не только слушают и обсуждают свои произведения. Стихи, рассказы, очерки, произведения любого жанра являются лишь отправным пунктом для дальнейшей работы, обязательный элемент которой - литературная учеба. Кружковцы знакомятся с основами теории литературы (литературные направления, жанры, содержание и форма художественных произведений, теории стиха, типы стихосложения в частности). Без этих знаний молодой автор рискует принять за оригинальное давно уже существовавшее в литературе. От этого самообмана предохраняет знакомство с творческой лабораторией писателей, с процессом создания произведений от черновиков до различных «беловых» вариантов. В ходе изучения этого процесса станет ясно, как работал автор над композицией, языком, образом-персонажем, деталью. В ходе наблюдения над процессом создания стихов и прозы выявится и значение нравственного (этического) начала для художественного творчества.

Кружок в школе организует радиопередачи, сатирические листки, его участники - активные деятели стенной печати и школьных вечеров.

Вообще же аристократы не совсем дружелюбно смотрели на сближение с писателем – разночинцем. В конце 40-х годов в московском салоне Оболенских, принимавших писателей, приходилось отражать нападки за прием разночинцев. Д.Д.Оболенский вспоминал: « Выезжая в свет, матушка выдерживала иногда и нападки за прием у себя литераторов. Как теперь помню, один великосветский господин, встретив выходившего В. П. Боткина, спросил у матушки: « что, вы у него чай покупаете?» (Боткин торговал чаем), на что матушка отвечала: « Нет, подаю ему чай».
Группа торгового направления имела ряд собственных объединений – не салоны, а вечера. Их характерной чертой является производственный характер: они группируются вокруг редакторов отдельных литературных журналов и вместе с ними образуют союзы, участвуя в журнальной борьбе. Таковы, например, пятницы Воейкова, настроенные крайне враждебно к четвергам Греча, объединявшим редакционных сотрудников булгаринских и гречевых изданий. С конца 20-х по конец 40-х годов характер редакционных собраний меняется. Если к концу 20-х годов писатели – профессионалы, как Воейков, пользовались своими вечерами для литературной эксплуатации своих гостей, то в 30-х годах встречаются зачатки идеологических редакционных объединений («Московский наблюдатель», своего рода кооперативное издание), пышным цветком расцветших в либеральном « современнике». Намечается распад кружков и салонов как крупного литературного фактора. Появляется понятие « литературного чтения», сначала домашнего (оно восходит к чтениям Кукольника в 30-х годах), потом (1859–1862) и публичного.

Основной интерес для публики сосредоточивается не на самом произведении, а на авторе и авторском чтении. Публике любопытно посмотреть и послушать писателя. Кружки, салоны и вечера, в которых помимо мнений происходит еще коллективное обсуждение, а иногда и изменение литературных произведений, в которых беседа затрагивает основные литературные принципы и устанавливает новые литературные ценности, - эти кружки можно назвать кружками диалогического типа. Таковы «Дружеское Литературное общество», Арзамас, кружок любомудров. В 30-х годах появляется новый тип литературных объединений – монологический. Тут господствует единая писательская личность, объединяющая вокруг собственных интересов своих литературных адептов. Новую волну литературно значимых кружков находим лишь к концу ХIХ века и в начале ХХ века, в эпоху символистов и акмеистов, на средах Вяч.Иванова, в цехе поэтов Гумилева, в бурных выступлениях футуристов и их теоретика «Опояза».