Историческая наука. Определение географии как науки

краткое содержание других презентаций

«История и значение географических открытий» - Маршрут путешествия великого мореплавателя. Маршрут какого полярного исследователя изображен на карте. Роберт Пири. Шарообразность Земли. Великий мореплаватель. Португальский мореплаватель. Руаль Амундсен. Карты земного шара. Англичанин. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Маршруты четырёх экспедиций. История географических открытий. Голландский мореплаватель. Первое кругосветное путешествие. Австралия - самостоятельный материк.

«Город Бийск» - Бийская крепость – начало июня 1718г.. Жизнь города. Крепость - город. Мой город. Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Присоединение верховьев Оби к России. С чего начинался наш родной город. Цели урока. Бийская крепость в цифрах и фактах. Родной город. Длина стен острога.

«Собор Василия Блаженного» - Почему именно собор Василия Блаженного? Где находится храм? Построен по приказу 25 -летнего Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Ранее думали, что собор был построен итальянцами. Там храм, возвышаясь горою, Стоит, не стряхнув снежный груз… Легенда, связанная с собором. Что хотел сделать с собором Наполеон и что спасло храм? В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми.

«Порт Пирей» - Налог на переселенцев. Взносы союзных государств. Товары ввозимые в Грецию. Море. Монеты в Древней Греции. Порт Пирей. Рынки рабов. Граждане. Назовите главный порт Афинского государства. Афины. Порт Пирей сегодня. Экспорт. Торговые партнёры Древней Греции. Торговые пошлины. Понятия. Источники обогащения Афин. Толчок развития. В гаванях Афинского порта Пирей. Результаты войн с персами для Афин. Использование труда рабов.

«Наша Земля» - Географы. Первые космонавты. Причины неповторимости и уникальности Земли. Заполните таблицу. Спутники. Астрономы. Писатели и поэты. Наша Земля. Причины неповторимости. Неповторимость и уникальность Земли. Репортаж. Планета.

«Урок «Масштаб»» - Построить трость в виде отрезка. Масштаб может быть разным. Построить прямоугольник. Отрезки. Пейзаж. Построить 2 отрезка. Учебник. Решение. Задачи от королевы красоты. Божья коровка. Масштаб. Четное число. Буратино потянулся. Рост слона. Устный счет.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В ходе исторического развития география превратилась в сложную систему наук. По мнению большинства исследователей, эта «система в своих границах состоит из естественно-географических и общественно- географических наук, которые изучают географическую оболочку Земли, природные и социально-экономические территориальные системы (геосистемы) и их элементы.

Существенным моментом в понимании структуры географии, процессов интеграции и дифференциации географических знаний выступает представление о том, что содержание науки всегда шире чем содержание исследуемого ею объекта, поскольку наука включает в себя не; только знание об этом объекте, но и знание о его возможных связях с объектами других наук. Поэтому в структуре географической науки складываются и развиваются научные дисциплины, которые лежат на стыке географии с другими естественными и гуманитарными науками.

Прежде чем непосредственно рассмотреть классификацию, систематику и структуру географических дисциплин вернемся к упомянутому уже вопросу о единстве географии.

Существует три общих варианта-модели решения этого вопроса: модели единой географии, двух географий и системы географических наук. Поклонники первого направления признают, что окружающая среда, природа так изменились под воздействием деятельности человека, что по существу перед нами культурные ландшафты - результат совокупного действия природного и антропогенного факторов. Такие ландшафты и другие географические объекты множно изучать только с позиции признания их целостности, но единой наукой. Для этого нужно в первую очередь довести единство предмета исследования физической географии и социально-экономической географии. Для этого нужно найти те общие свойства или особенности, на основе которых формируется такой предмет. Некоторые географы такими признаками природной и антропогенной среды, по М. Д. Пистуну (1994), называют эколого-пространственные связи, математизацию, переход на абстрактный (философский) уровень обобщений и тому подобное.

Один из путей решения данной проблемы предлагает Ю. Т. Тютюнник (1993). Он цитирует В. Мересте: "Наукой, которая образует ядро географических наук, может стать лишь и наука, объект исследования которой шире, чем объект исследования любой конкретной географической науки и практически охватывает объекты всех отдельных наук, которые входят в систему географии ". Тютюнник указывает на такой объект. Это - фундаментальная географическая категория - ландшафт (следует отметить, что впервые на это указал Л. Берг).

Тютюнник отмечает, что география - это наука о территориальной организации макромира, которая исследуется на ландшафтном уровне (или уровне объектов, которые обладают свойством эмерджентности относительно своих составных частей) и на уровне изучения территориальной организации самых ландшафтных компонентов. Поскольку человек и продукты его хозяйственной деятельности, доказывает исследователь "... полноправные компоненты ландшафта, а процессы, которые обусловлены ими и с ними связаны - внутриландшафтные процессы, то и социально-экономическая география входит в разряд отраслевых физико-географических дисциплин. Единство же географии реализуется на первом - ландшафтоведческом - уровне изучения территориальной организации макромира". При этом Тютюнник призывает географов-економистов к переосмыслению понятия "физическая география", рассмотрев обозначенную им науку как природу в широком понимании этого слова.

Существующие на сегодняшний день классификационные схемы системы географических наук противятся тому или иному решению вопроса единства их предмета.

С. В. Калесник предлагая собственную классификацию подчеркивает, что "... всякая система наук складывается исторически и возникает в порядке дифференциации более обширной дисциплины, которая занималась изучением сложного объекта, который включает сочетание более простых объектов" . Он выделяет в системе географических наук 4 группы:

1) Естественно- географические науки, или собственно физико-географические науки. К этой группе принадлежат геоморфология, климатология, океанология (в том числе океанография), гидрология суши, гляциология, мерзлотоведение, почвоведение с географией почв, биогеография, общее землеведение; региональная физическая география, или ландшафтоведение; палеогеография и фенология (учение о сезонной ритмике ландшафтов);

2) Общественные географические науки - история географии и отдельных географических дисциплин, топонимия и экономическая география со всеми ее подразделами;

3) Картография - картоведение, математическая картография, картометрия, составление и редактирование карт, оформление и издание карт;

4) Объединенные географические дисциплины . К ним принадлежат науки, которые

Используют матеріал естественных и общественных географических наук и картографи, однако привлекают для своих целей сведения и из других областей знаний. Некоторые из них входят частью своих разделов и в системы других наук. Это прежде всего страноведение, медицинская география, военная география и так дадее.

Развивая схему классификации географических наук С.В. Калесника, М.Д. Пистун (1994) дополняет ее группами инженерно-географических наук и теоретической географией.

Он же приводит и структуру соціально-географических дисциплін, среди которых выделяет аналитические (отраслевые), синтетические и методичные. При этом под общественной географией понимается наука о территориальной организации и комплексно –пропорциональном развитии деятельности человека.

А.Н. Маринич (1993) подчеркивает, что география являет собой систему наук и состоит из трех циклов: естественно-географического, социально-экономического и картографического, первые два из которых интегральные и отраслевые науки. Отдельно выделяются междисциплинарные географические науки.

По В.М. Гохману (1994) вся географическая наука состоит из пяти крупных блоков: 1) собственно география, которая изучает интегральные геосистемы; 2) частичные (неполные) географические дисциплины, которые изучают подсистемы как с природными, так и общественными компонентами (оба блока принадлежат к естественно-общественным наукам); 3) физическая география (естественная наука); 4) география, которая исследует общественное развитие (общественно-географическая наука); 5) теоретическая география, которая исследует общие черты всех объектов, исследуемых географией (общественно-естественная наука).



По В. С. Жекулину (1989) вся система географической науки охватывает естественнонаучный, социально-экономический и естественно- общественный блоки и "сквозные” науки. Естественнонаучный блок представлен теоретическими и прикладными физико-географическими науками от общей физической географии до почвоведения. Аналогично, наряду с общей социально-экономической географией в социально-экономический блок входят отраслевые науки.

К числу наук естественно- общественного блока принадлежат геоэкология, историческая география, медицинская и рекреационная география, рессурсоведение, учение о природно- хозяйственных районах и некоторые другие. Те же науки, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук, составляют блок "сквозных" дисциплин. Прежде всего это картография, которая обеспечивает все географические науки средствами общения между собой - географическими картами. Сюда же В. С. Жекулин включает историю географии и метагеографию - науку, которая исследует процессы внутреннего развития географической науки, место ее в общей системе наук, основные процессы формирования и внутреннюю структуру географии, современные задания, взаимоотношения и перспективы развития отдельных географических наук и всей системы их в целом.

Классификация географических наук, как и науки вообще, дает возможность более глубоко выучить их теоретическое основание, а также выявить и описать реальные механизмы синтеза этих наук . Рассмотрим это на примере физической географии.

А. Ф. Плахотник (1994) размещает в центре системы наук под названием "физическая география" науки о физико-географических комплексах - ландшафтоведение и общее землеведение (общую физическую географию). По периферии схемы размещаются отраслевые физико-географические науки, которые он называет компонентными физико-географическими науками (КФГН), поскольку предметом исследования каждой из них служит соответствующий компонент природы географической оболочки Земли или одного из ее природных подразделов (геокомплексов, геосистем, природных территориальных комплексов того или иного таксономического ранга). При этом заметим, что не все географы относят некоторые КФГН к географическим наукам (примером может служить геоморфология, которая с успехом относилась исследователями как к географическим, так и к геологическим наукам, не говоря уже о литологии или седиментологии, которые никогда среди географических не фигурировали).

Диалектическое единство комплексного и компонентного, регионального и локального, наконец, фило- и онтогенеза обусловливает взаимное дополнение и тесные взаимосвязи в едином процессе двухуровневого изучения объекта физической географии ландшафтоведением, общим землеведением и палеогеографией, с одной стороны, и совокупностью КФГН с другой. Таким образом, физическая география изучает свой объект на компонентном и комплексном уровне организации одновременно в региональном и типологическом направлении . Углубляя анализ предмета физической географии можно увидеть, что при использовании основного метода географа – пространственно- сравнительного - появляется возможность разделить предмет физической географии на отдельные "стороны", которые выступают предметом исследования соответствующих научных направлений в составе каждой из КФГН, а также ландшафтоведения. В первую очередь это касается регионального и типологического направления в современной физической географии.

Раздел географических наук на отдельные дисциплины может происходить по принципу отображения структурных элементов ее предмета и по степени их содержательности. По последним выделяются формализированный, формальный и содержательный уровни географического знания . Каждый из этих уровней имеет свой конкретный предмет исследования, и полное знание о предмете всей системы географических наук возможно лишь по результатам исследования на всех трех уровнях.

Формальный уровень географии определяют дисциплины, в методологическом аппарате которых главная роль отводится понятию пространства. Однако это не абстрактное пространство, оторванное от любого содержания, а пространство качественно определенных географических явлений, которые и составляют содержание данных дисциплин.

Третий уровень содержательности географического знания объединяет дисциплины, которые опираются в своих исследованиях на динамическую геометро- концепцию географии, которая абстрагируется от предметного содержания, изучает пространственно-временные структуры географических явлений и процессов в их абстрактной форме (примером может служить морфодинамическая концепция геоморфологии А. Н. Ласточкина).

Основным принципом внутреннего деления географии, по мнению философа В. С. Лямина (1978), должно быть "... деление ее либо на науки, что изучают географическую форму движения, либо на географические науки о взаимодействии географической формы движения с другими формами движения материи - геологической, биологической, социальной и др.". Согласно с этим принципом в системе географических наук выделяются такие группы:

1. Общая физическая география (з емлеведение), которая изучает сущность географической формы движения материи и географическую оболочку в целом.

2. Климатология, гидрология суши, гляциология и геокриология, океанология - эти науки изучают основные элементы географической формы движения во взаимодействии, а также закономерность строения и развития отдельных элементов гидро- и тропосферы.

3. Биогеография, география почв, геоморфологія, экономическая география и тому подобное. Данные науки изучают взаимодействие географической формы движения с разнообразными формами движения материи.

4. Ландшафтоведение и страноведение . Они изучают особенные географические комплексные системы, в которых в тесном переплетении друг с другом находятся элементы разных форм движения материи.

В этом случае ядром всей целостной системы географических наук, "единой географи” выступает физическая география как основная географическая наука . Законы физической географии как присутствующие во всех явлениях, которые исследуются разными географическими науками.

Большое методологическое значение имеет классификация системы географических наук на основе деятельностной концепции (Н. К. Мукитанов, 1984). Теоретическим принципом такой систематизации является принцип развития, согласно с которым в логических формах воспроизводится процесс движения от общей основы к частному, а от него к единичному. Суть деятельностной концепции заключается в понимании географической среды как природно- общественного явления, которое возникло в результате включения природной среды в общественную деятельность. Ядром географического знания, с этой точки зрения, есть теория взаимодействия общества и природной среды.

Именно теория взаимодействия общества и природы вместе с теорией географической среды призваны раскрыть суть и формы этого взаимодействия, сущность географической среды, соотношение в нем природного и общественного.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география


Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.