География:древняя и современная наука. Экономическая география


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



Проверочная работа №1

вариант 1

    Какая из перечисленных наук о Земле изучает происхождение и развитие Земли как небесного тела?

1) биология; 3) астрономия;

2) география 4) геология.

1)острова; 3) небесные тела;

2) животных; 4) вещества.

    Какой из перечисленных объектов относится к природным объектам?

1) морской порт; 3) шоссе;

2) водонапорная башня; 4)озеро.

Наука изучает строение Земли и историю ее развития, состав земной коры и размещение полезных ископаемых. Основной объект ее исследования - горные породы.

    География как наука зародилась в Древней Греции. Основными источниками географических сведений в те времена были рассказы мореплавателей и путешественников. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение - описание процессов и явлений природы; страноведение - описание территорий и народов; математическая география - определение размеров Земли и создание карт. Древнегреческий ученый Эратосфен более 2200 лет назад вычислил длину экватора и размеры Земли. Им была составлена и древнейшая из дошедших до нас карт. Назовите направление географии, в котором вел свои исследования Эратосфен.

    Кто из мореплавателей руководил первым кругосветным путешествием?

1) Афанасий Никитин; 3) Фернан Магеллан;

2) Христофор Колумб; 4) Джеймс Кук.

    Какое из географических открытий принадлежит экспедиции Христофора Колумба:

1) открытие новой части света; 3) исследование Китая;

2) открытие морского пути в Индию; 4) открытие Антарктиды.

    По какому из перечисленных морей не "ходил" Афанасий Никитин

1) Каспийское; 3) Средиземное;

2) Аравийское; 4) Черное.

    Назовите не менее трех доводов, подтверждающих справедливость названия эпохи Великих географических открытий.

Проверочная работа №1

вариант 2

    Какая из перечисленных наук о Земле изучает строение нашей планеты и историю ее развития?

1) астрономия; 2) физика; 3) биология; 4) геология.

    Какой из перечисленных объектов изучает география?

1) небесные тела; 3)взаимоотношения живых организмов;

2) растения; 4) полезные ископаемые.

    Какой из перечисленных объектов относится к антропогенным объектам?

1) гора; 3) болото;

2) трубопровод; 4) овраг.

    Определите науку о Земле по краткому описанию.

Наука о живой природе. Изучает жизнь живых организмов, их связь между собой и с неживой природой.

    География как наука зародилась в Древней Греции. Со временем в развитии географии сложились три направления: землеведение - описание процессов и явлений природы; страноведение - описание территорий и народов; математическая география - определение размеров Земли и создание карт. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит первое научное изложение географии: он вычислил длину экватора и размеры Земли, составил древнейшую из дошедших до нас карт. Другой ученый древности - Страбон - составил 17-томный труд "География" - первое географическое описание стран Африки, Европы, Азии. Кто из древних ученых, упомянутых в тексте, занимался страноведением?

    Кто из мореплавателей в поисках нового морского пути в Индию открыл Новый Свет?

1) Христофор Колумб; 3) Марко Поло;

2) Васко да Гама; 4) Афанасий Никитин.

    Какое из географических открытий принадлежит экспедиции Васко да Гамы:

1) открытие Антарктиды; 3) открытие пути в Индию вокруг Африки;

2) первое кругосветное путешествие; 4) открытие новой части света.

    Какой из океанов не пересекали корабли первой кругосветной экспедиции?

1) Северный Ледовитый; 3) Атлантический;

2) Тихий; 4) Индийский.

    Назовите не менее трех значений первого кругосветного плавания для развития географии.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география


Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.

краткое содержание других презентаций

«История и значение географических открытий» - Маршрут путешествия великого мореплавателя. Маршрут какого полярного исследователя изображен на карте. Роберт Пири. Шарообразность Земли. Великий мореплаватель. Португальский мореплаватель. Руаль Амундсен. Карты земного шара. Англичанин. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Маршруты четырёх экспедиций. История географических открытий. Голландский мореплаватель. Первое кругосветное путешествие. Австралия - самостоятельный материк.

«Город Бийск» - Бийская крепость – начало июня 1718г.. Жизнь города. Крепость - город. Мой город. Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Присоединение верховьев Оби к России. С чего начинался наш родной город. Цели урока. Бийская крепость в цифрах и фактах. Родной город. Длина стен острога.

«Собор Василия Блаженного» - Почему именно собор Василия Блаженного? Где находится храм? Построен по приказу 25 -летнего Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Ранее думали, что собор был построен итальянцами. Там храм, возвышаясь горою, Стоит, не стряхнув снежный груз… Легенда, связанная с собором. Что хотел сделать с собором Наполеон и что спасло храм? В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми.

«Порт Пирей» - Налог на переселенцев. Взносы союзных государств. Товары ввозимые в Грецию. Море. Монеты в Древней Греции. Порт Пирей. Рынки рабов. Граждане. Назовите главный порт Афинского государства. Афины. Порт Пирей сегодня. Экспорт. Торговые партнёры Древней Греции. Торговые пошлины. Понятия. Источники обогащения Афин. Толчок развития. В гаванях Афинского порта Пирей. Результаты войн с персами для Афин. Использование труда рабов.

«Наша Земля» - Географы. Первые космонавты. Причины неповторимости и уникальности Земли. Заполните таблицу. Спутники. Астрономы. Писатели и поэты. Наша Земля. Причины неповторимости. Неповторимость и уникальность Земли. Репортаж. Планета.

«Урок «Масштаб»» - Построить трость в виде отрезка. Масштаб может быть разным. Построить прямоугольник. Отрезки. Пейзаж. Построить 2 отрезка. Учебник. Решение. Задачи от королевы красоты. Божья коровка. Масштаб. Четное число. Буратино потянулся. Рост слона. Устный счет.