Магическое мышление. Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитвно мыслить? Что такое магическое мышление

Введение

Со времен Л.Леви-Брюля и Зигмунда Фрейда, считалось, что магическое мышление было присуще только первобытному человеку. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что магическим мышлением обладает и современный человек. Прежде чем говорить о видах мышления и о самом магическом мышлении давайте дадим определение мышлению с точки зрения психологии:

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Разные школы психологии выделяют разные типы мышления в трансоаналитической концепции принято выделять критическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление и магическое мышление, давайте дадим определение каждому из этих видов мышления.

Критическое мышление - это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Абстрактное мышление- это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Наглядно-образное мышление- это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.

Магическое мышление - это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир.

Магическое мышление можно определить как вера в сверхъестественные явления, которые каким-то образом влияют на наш мир, это может быть религиозные образы, мистические образы, уфологические образы (НЛО, инопланетяне). Значительную часть в формировании магического мышления играет культура и социум, во многом зависит от семьи в которой воспитывался человек, какие культурные компоненты ему присуще, в каком обществе живет и работает этот человек. Огромное значение для формирования магического мышление имеет средства массовой информации.

В целом магическое мышление имеет ключевое значение для трансоанализа, психологии и антропологии человека, в последнее время стало популярно верить во все необычное и мистическое по телевидению постоянно показывают телепрограммы посвященные различным аномальным, сверхъестественным явлением, существует даже несколько телеканалов, которые специализируется именно на этой теме, видимо одна из их целей формирование у населения магического мышления. Несмотря на технический прогресс современный человек очень подвержен мистическим и религиозным верованиям, кроме огромного количества религий, веры в бога, современные человек верит: в магию, духов, призраков, полтергейстов, домовых, русалок, инопланетян, НЛО, ангелов, демонов и т.д. По этому я считаю просто необходимым полностью разобраться в понятии магического мышления и так приступим.

Формирование магического мышления

В формировании магического мышления можно выделить несколько компонентов:

1. Культурно-психологический компонент. Человек приобретает магическое мышления в результате воспитание, например в религиозной семье, или в семье, которые верят в аномальные, сверхъестественные явления. Как правило ребенок перенимает у родителей их веру и убеждения, в результате развивается магическое мышление. В другом случае в результате получения определенного знания из средств массовой информации или из социума, я решил не выделять его как отдельный компонент, тем немее возникновение интереса к сверхъестественному может возникнуть в результате получения информации о мистицизме, паранормальных явлениях из книг, телевидения, радио и из сети интернет.

2. Предрасположенность к мистицизму. У человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественные явления, он уже с детства увлечен всем таинственным и аномальным, тем немее первые свои знание он получает из средств массовой информации.

3. Спонтанный мистический опыт. Человек может прожить пол жизни и ни когда не верить в сверхъестественные явления, но в результате определенного опыта (не относящимся к СМИ), например спонтанное проявления религиозных образов (бога, ангела, демона), встреча с инопланетянами или какое-нибудь другое мистическое знамение. В результате различных психотехник, духовных практик, наркотиков, таких как галлюцинагены, психоделики. Человек получает определенный мистический опыт в результате чего формируется магическое мышление.

Особенности магического мышления

Специфическая особенность магического мышления - это непоколебимая вера в сверхъестественные явления. Люди, которые верят в сверхъестественные явления, особенно - это касается религиозной веры, глубоко убеждены в существовании сверхъестественного, их бывает сложно переубедить в этом. Иногда магическое мышление пытаются подделать под научные исследования, такие индивидуумы утверждают, что их интерес к мистицизму связан исключительно с научными изысканиями. Автор общался с данными людьми - в большинстве случаев оказывалось, что это связанно именно с магическим мышлением.

Стоит учитывать, что магическое мышление проявляется в разной категории у человека, магическое мышление может быть сильно, средне и слабо выражено. Сильно выражено - это когда у человека вся жизнь связанно со сверхъестественным, когда вещи получают мистическое значение или одушевленное, например автомобиль «живой» ему бывает «больно», подводная лодка «Курск» утонула в результате вмешательства инопланетян из НЛО и т.д. Средне выражено магическое мышление - это когда человек верит в сверхъестественное, но без фанатизма, и может критически оценивать свои убеждения. Слабо выражено - допускает существование сверхъестественного, но не более того.

В некоторых случаях магическое мышление возникает в результате мистического опыта, когда человеку является как он считает, что-то сверхъестественное, в таких случаях психика человека изменяется, например из атеиста он может стать верующем бога или слабо выраженное магическое мышление усиливается в несколько раз в результате мистического опыта.

Магическое мышление и

психические расстройства

Психиатры утверждают, что магическое мышление часто связано с психическим расстройством, в психиатрии ведено в классификацию DSM -IV нового кода V62.89 «Религиозные и духовные проблемы». В результате сильно выраженного магического мышления у человека появляются психопатологические симптомы, которые в современной психиатрии обозначаются, как шизофрения, психозы, галлюцинации вызванные психическим расстройством. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.

Психиатры утверждают: у лиц с шизотипическим личностным расстройством не абстрактно-теоретический, а конкретный характер, который непосредственно соотносится с реальной жизнью. Пациенты чувствуют в себе способность определенным образом влиять на окружающих, например, передавать им некоторые свои убеждения. Тем не менее, они не используют эти особенности для привлечения к себе внимания, не стремятся казаться необычными, они так живут, так думают и чувствуют. Выражение, что другие могут чувствовать их чувства и эмоции, является для них не метафорическим, а конкретным. В более молодом возрасте, когда шизотипическое личностное расстройство еще не диагностируется, эквивалентом этого признака у детей и подростков является наличие необычных, вычурных патологических фантазий и сверхзанятость размышлениями на какую-то определенную тему. Это может находить выражение в определенных действиях, например, придумывании какой-то игры, рисунках, персонажи которых, с одной стороны, живут самостоятельной жизнью, а с другой – отражают события, происходящие в виртуальном мире.

На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о так называемых «контактах третьего рода» - взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, - в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома - синдрома Кандинского–Клерамбо (СКК). Его «составляющие» - псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, - так или иначе просматриваются в «контакторском опыте».

Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их «искусственного» характера. В «контакторском» опыте с внеземными цивилизациями, «Высшим Разумом», «Банком Памяти Вселенной», «параллельными мирами» и т. д., занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.

СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя «особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира»; состояния с «двухколейностью переживаний»; «вспышки пережитого в прошлом»; онейроидные (сновидные) состояния.

Эти последние представляет особый интерес для интерпретации отдельных аспектов «контакторского» опыта. При них больные (как и участники «контактов третьего рода») также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные (как и «контактёры») часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со «сверхъестественными» скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами. Клиническая практика здесь оказывается сопряжённой с парадоксографической традицией.

Следует подчеркнуть, что медико-психиатрический (как и любой другой) подход к анализу квазирелигиозных верований и суеверий нельзя переоценивать. Граница между патологией и нормой - весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, - наоборот.

В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых - душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ.

Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю - «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром - «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями - «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра».

С этой точки зрения профессора Б.С.Фролова соотношение нормы и патологии в магическом мышлении представляется следующим образом:

Гармоничное магическое мышление. Сюда относятся лица, у которых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличностные отношения.

Магическое мышление с кратковременными религиозно-мистическими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко-временные эпизоды измененных состояний сознания. Их следует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повседневной деятельности.

Магическое мышление, отягощенное невротическими психическими расстройствами. Лица с данными нарушениями нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях.

Магическое мышление, отягощенное психопатическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, страдающие паранойяльной психопатией со сверхценными идеями притязания). Нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях. Принудительное психиатрическое обследование необходимо, если их поведение представляет опасность для близкого окружения, например, содержит призывы к жертвоприношениям, совершению суицида и т. д.

Магическое мышление, отягощенное психическими расстройствами психотического уровня. Включает больных, у которых патологический процесс отвечает закономерностям развития психического заболевания. Бред и галлюцинации религиозного содержания сочетаются с другими симптомами и синдромами, характерными для определенной нозологической единицы. Нуждаются в лечении в стационарных условиях. Недобровольная госпитализация применяется в случаях, если психическое состояние представляет опасность для самого больного и для окружающих или есть основания предполагать утяжеление болезни без оказания психиатрической помощи.

Критическое и магическое мышление

В предыдущей части мы подробно поговорили о психических расстройствах у людей с магическим мышлением. С моей точки зрения магическое мышление должно сочетаться с критическим - это нужно для того, чтобы у человека был «здравый рассудок», все его мистическое мировоззрение сочеталось с долей критики себе и к своему миропониманию, иначе бывает так, что скатываются к грани между нормой и патологией.

Очень многие люди с магическим мышлением не анализируют ту информацию, которая им открывается, передовая и воспринимая ее как есть, как истину, не думая о последствиях для себя и своих близких. При магическом мышлении психическое расстройство наступает незаметно и достаточно быстро и причина как правило одна: человек не осмысливает ту информацию, которую получает, воспринимает ее как истину в первой инстанции, для того, чтобы этого избежать нужно всю информацию и мысли анализировать, если есть такая возможность обсуждать с другими людьми, которым доверяешь.

Магическое мышление и психика

Наша психика очень предрасположена к вере в сверхъестественное, все что человек не может объяснить, он относит к мистике, это было и в древности и продолжается и в ниши дни. Бывает и так что человек с магическим мышлением принимает желаемое за действительное, видя мистицизм там где его нет, а иногда и во всем в подряд, но это уже граничит с патологией.

Я считаю, что люди всегда будут верить в мистическое и сверхъестественное, пусть это будет в разных формах, разных теориях, разных обертках, в зависимости от культурно-психологической составляющей общества, мистицизм будет всегда, по той причине что наша психика имеет особенность фантазировать, воображать, и пытаться объяснить все явления, зачастую религиозными и мистическими образами, связи с этим существует огромное количество религий и мистических школ, а мистицизм остается популярен во все времена, в прошлом, настоящем и в будущем. Магическое мышление будет существовать всегда изменятся под влиянием времени, в зависимости от культуры и воспитания, но без шанса исчезнуть на всегда, наше дело исследовать феномен магического мышления, так как он в некоторых случаях выполняет защитную функцию, оберегая человека от потрясений - вещей которых он пока не понимает, а с другой опасность получить психическое расстройство. Основные особенности магического мышления еще предстоит изучить, исследование магического мышления поможет понять происхождение различных аномальных и сверхъестественных явлений, что - это фантазии психики или реально существующие феномены, почему люди верят в Богов, демонов, ангелов, НЛО, инопланетян и в много чего еще, познаем с раскрытием потенциала магического мышления.

Обозначает убеждение , согласно которому посредством символических физических и/или умственных действий можно оказывать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5 летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям “примитивных” культур, сохранившим, предположительно, в своих основных чертах модели мышления первобытного человека. В условиях развитых в культурном отношении стран, способным обеспечить доступ к современному образованию и научному знанию и стимулирующим развитие дисциплинированного, научного мышления, последнее постепенно, хотя и далеко не всегда успешно оттесняет магическое мышление из предполагаемого центра сознания людей в сторону его периферии или, точнее, куда-то в его глубины. Это многовековое противоборство всё еще сопровождается неустойчивым, переменным или даже сомнительным успехом относительно демагикофренизации немалого числа людей. Самое удивительное во всём этом состоит, пожалуй, в том, что магическое мышление у современных его обладателей и их гипотетических предков, если судить о нём по описаниям этнографов, в существенных чертах сходны или даже идентичны, хотя никаких генов, контролирующих структуры такого мышления, не существует или таких генов до сих пор не обнаружено. Не менее примечательно и то, что при психических расстройствах магическое мышление нередко и внезапно, как бы аутохтонно возрождается даже у тех пациентов, которые до болезни им не обладали, никак его не проявляли или на уровне сознания считали его убогим и неприемлемым архаизмом.

Серьёзных доказательств того, что в таких случаях происходит регрессия мышления на детский или филогенетически древний уровень его развития, не так уж и много, если они существуют вообще, в лучшем случае это не более чем поверхностная гипотеза , построенная по принципу аналогии. Больше оснований считать, что по мере распада или торможения высших инстанций мышления некоторые сохранившиеся фрагменты его структуры интегрируются под влиянием эмоций таким образм, что возникающие ментальные образования приобретают некоторое сходство с магическим мышлением. Следует заметить также, что структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, эволюционно более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами, но при этом они не взаимодействуют с последними, а используются индивидом даже вопреки им, пусть это происходит не всегда, а только время от времени, лишь в определённых ситуациях, особенно в таких, когда другого доступного пути достичь желаемого психологического результата у таких людей нет, и они готовы довольствоваться хотя бы утешительной иллюзией успеха, прибегая к тому, чтобы его использовать как некую психологическую защиту в состоянии тревоги и растерянности, с которым они не способны совладать.

Широкая распространённость тенденции в палеомышлению и готовность к принятию магического мышления в населении современных развитых стран мира может, вероятно, служить косвенным признаком того, что психологическое состояние многих люди из самых разных социальных слоёв общества глубоко дестабилизировано вследствие подспудной тревоги и неспособности самостоятельно с ней справиться каким-либо иным образом. Существует эта серьёзная проблема и в РФ. Так, 28 января в РФ отмечается как «день колдуна». Радио «Эхо-Москвы (2011) поздравило волхвов в этот день с их профессиональным праздником и обратилось к ним с просьбой не насылать на людей порчу, как если бы именно от неё, а не от состоянии здравоохранения и культуры общества в целом, зависит здоровье и жизнь массы людей. 2 февраля каждого года в США, как известно, извлекают сурка Филла, предсказывающего погоду. Непонятно только, зачем в этой стране существует одна из лучших в мире метеослужба, которой многие американцы верят куда меньше, чем столь талантливому суслику. Синонимы: Первобытное мышление,

Научное объяснение страха материализации мысли с точки зрения психоанализа.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ ЛИ МЫСЛИИ НАДО ЛИ ВСЕГДА ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ?

Ежек Наталия – психолог, психоаналитический психотерапевт, гештальт -терапевт. www.gesterap.ru

Частый повод обращения за психотерапевтической помощью связан с наличием повышенной тревожности, страхов. Пациенты беспокоятся из-за возможного неблагоприятного развития событий в своей жизни или переживают за своих близких. Эти переживания сами по себе уже доставляют дискомфорт и страдания. Но в своей практике я порой сталкиваюсь с тем, что эти состояния усиливаются из-за еще одного переживания – многие люди боятся, что их НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ. Т.е., чем сильнее люди тревожатся, боятся чего-то или испытывают негативные эмоции , тем больше они опасаются, что ЭТО СБУДЕТСЯ. Очевидно, что такое опасение еще больше усугубляет страдания людей и усиливает тревогу. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что многих пациентов беспокоит вопрос – материализуются ли мысли? Было бы интересно поразмышлять на эту тему с разных позиций – и психоаналитических и социокультурных.

То, что мысли материализуются часто можно почерпнуть из высказываний эзотериков, парапсихологов и прочих представителей оккультных наук. Например, представители данных направлений говорят: «В любой ситуации говори себе: «Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»» Иногда доводится читать следующие утверждения: «Нельзя ругаться и злиться даже на предметы, они запомнят этот негативный заряд!» «Старайся меньше думать о плохом, ведь оно, как и хорошее, может сбыться силой вашей мысли».

Если предполагать, что наши мысли материализуются, то получается, что человек оказывается таким ВСЕМОГУЩИМ – подумал о несчастье – оно сбылось; настроился на позитив - и вот уже пожинает плоды своего позитивного мышления. Т.е. люди полагают, что СИЛОЙ СВОЕЙ МЫСЛИ ОНИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Давайте разберемся, откуда же пошло такое убеждение?

Людям, которые серьезно относятся к тому, что мысли материализуются присуще МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Термин «МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» обозначает убеждение в том, что посредством физических действий или мыслительных процессов можно оказывать влияние на внешние события. Магическое мышление означает веру в то, что, изменив свое настроение или ход мыслей, можно изменить внешнюю ситуацию (избавиться от болезни, выйти замуж, осуществить мечту). Это вера во ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ МЕНЯТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Давайте остановимся на том, ОТКУДА БЕРЕТ НАЧАЛО МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Магическое мышление – это особый образ мышления, который предполагает убежденность человека в наличии связи между вещами, связь между которыми не очевидна и не прослеживается логически. Например, человек может видеть связь между его мыслями и событиями, которые находятся вне его контроля, то есть, теми событиями, на которые он не мог бы повлиять прямым или косвенным способом, или рассматривать определенные события или символы, как предзнаменование других событий. Именно магическое мышление является причиной появления такого великого множества предрассудков, суеверий и примет, которые существуют в нашем мире, кроме того, некоторые исследователи предполагают, что так появились и анимизм, религии, а возможно даже и культура. Эту статью непременно следует прочитать, если вы интересуетесь такой темой, как сила мысли.

Один из исследователей феномена магического мышления доктор антропологии Филипс Стивенс младший говорит: "Подавляющее большинство людей верит, что существует реальная связь между символом и тем, с чем этот символ соотносится, и что между ними действуют реальные силы, которые в потенциале могут быть измерены". Одной из причин таких убеждений исследователи считают ассоциативное мышление, так, некоторые люди верят, что существует связь между похожими по внешним или другим признакам предметы, или что между предметом и его частями сохраняется связь даже после разделения этого предмета и его части.

Распространенные примеры магического мышления:

- Связь между похожими предметами. Среди самых ярких примеров можно выделить корень мандрагоры, который по форме напоминает человеческое тело. С давних времен именно из-за формы корня мандрагоры люди верили в его магическую силу и способность воздействовать на жизнь или здоровье человека. По той же причине многие люди убеждены в том, что между близнецами существует незримая связь, позволяющая близнецам "знать", что они чувствуют, находясь друг от друга на расстоянии.

- Связь между целым и частью. Кукла Вуду – еще один яркий пример ассоциативного мышления, или магического мышления, так, используя при изготовлении куклы волосы, ногти или что-то, что принадлежит человеку, по убеждению заклинателей, они могли воздействовать на его здоровье. То есть, волосы и ногти, по мнению людей, подверженных магическому мышлению, служат связующими элементами между куклой, над которой производятся магические манипуляции и человеком, которому принадлежат эти волосы и ногти. Также, в древности люди верили, что съев сердце убитого животного, охотник получал его силу, но, разумеется, сила охотника увеличивалась только психически, если охотник в это верил.

- Случайная связь между разными предметами. Психолог Джеймс Алкок определяет магическое мышление, как склонность людей создавать связи между двумя несвязанным друг с другом событиями, так, что одно событие рассматривается, как причина для создания другого события. Именно эта склонность является причиной порождения самых разных суеверий. Достаточно вспомнить несправедливо обвиненного в несчастьях черного кота, который переходит дорогу, что, по поверью приносит несчастье. Кстати в таком случае мы обычно перекрещиваем пальцы, будучи убежденными, что это нас убережет от несчастий, которые сулит черный кот – и это тоже магическое мышление.

- Потусторонние силы, карма и Бог. Также, некоторые люди верят, что из ритуалов, молитв, соблюдения табу или жертвоприношения можно извлечь какую-то выгоду, при этом выгода ожидается не только в настоящей жизни, но и в следующей. Некоторые же, впадая в болезнь, к примеру, заключают договор с Богом, что, если они избавятся от недуга и выздоровеют, то принесут Богу жертву в виде приобщения к нравственному образу жизни или совершения пожертвования в пользу тех, кто нуждается. Когда же к ним приходит исцеление, они верят, что пришло оно от того, к кому они обращались. Кстати сказать, в старые времена люди верили, что принесение жертвы богам приносило долгожданный дождь, необходимый для орошения полей, правда, исполнял жертвоприношение, обычно, жрец, который эти поверья и распространял среди людей. Ну и еще одна распространенная вера - вера в карму, когда человек убежден, что за все свои деяния он однажды должен будет понести заслуженное наказание.

- Предсказание будущего. Это еще один из распространенных примеров магического мышления. Всевозможные гадания, предсказания, карты Таро, магический шар, предсказания по линиям руки, астрология и так далее и тому подобное, список можно было бы продолжать еще и еще, но это не было моей целью при написании данной статьи. Есть люди, которые верят, что могут предсказывать события будущего, используя какие-либо подручные средства, но, чаще всего, их предсказания весьма расплывчаты, они никогда не говорят о чем-то конкретном, но вместо этого создают огромное поле для интерпретации.

- Влияние мыслей на материю. Еще одной распространённой формой магического мышления является убеждение, что мысли, которые мы думаем в своей голове, и слова, которые произносим или записываем на бумаге, имеют свойство проявляться в реальности. Об этом говорит и, возможно, уже известный кому-то из вас закон притяжения, основанный на концепции силы мысли, по которому всё, о чем вы думаете и на что обращаете свое внимание, проявляется в вашей жизни в виде событий и обстоятельств, независимо от того, хотели вы наступления этих событий или нет. Также в некоторых культурах существует поверье, что упоминание нечистой силы обязательно приведет к неприятностям, поэтому они стараются избегать её упоминания в своей речи.

- Магические зелья, амулеты. По сегодняшний день распространена вера в то, что части экзотических или редких животных могут исцелять болезни, продлевать жизнь и даже приносить удачу. Все мы знаем, что большое количество африканских носорогов гибнет от рук браконьеров только из-за того, рог носорога пользуется большим спросом и, как считается, может лечить болезни. По той же причине гибнут и тигры, и слоны, и многие другие редкие животные. Но, что самое печальное, животные эти, скорее всего, гибнут совершенно напрасно, потому что польза от применения частей этих животных остается не доказанной, честно говоря, такого же эффекта они могли бы достичь, употребляя растертый порошок известняка с местной каменоломни. Примерно такой же силой обладают магические амулеты, которые создают и носят люди – в них ровно столько магической силы, сколько люди сами наделяют их своей верой, тогда как для другого человека это может быть просто куском камня, кости или обычной безделушкой.

- Одухотворение неживых предметов. Обычно это свойственно детям – одухотворять неодушевленные предметы. Например, в детстве многие из нас верили, что кода наступает ночь, и мы засыпаем, наши игрушки начинают жить собственной жизнью. Некоторые люди "наделяют душой" деревья, считая, что деревья могут даже общаться и что у них больше мудрости, чем мы думаем. Кто-то одухотворяет планету, а кто-то даже Вселенную считает живым существом – и это тоже, как вы уже поняли, магическое мышление.

Всё это только малая часть того, что можно было бы привести в пример для описания магического мышления. Но, наверное, вам достаточно взять любую книгу магии и вы найдете достаточно количество примеров.

Неожиданное открытие.

Вы, наверное, слышали о четырехлистнике клевера? Это распространенный символ удачи и благополучия, сила которого основана на суеверии, что, якобы, он способен принести удачу тому, кому посчастливится этот четырехлистник найти. Обладатель же четырехлистника, как считается, может привлекать к себе удачу на долговременной основе. Даже украшение в форме четырехлистника способно принести удачу, если вы в это верите. Но возможно ли вообще такое, чтобы четырехлистник, или любой другой символ удачи, как, например, подкова, мог повлиять на нашу жизнь? Возможно ли вообще такое, что, только лишь придерживаясь тех или иных суеверий, человек мог изменить обстоятельства в лучшую сторону? Чтобы выяснить это, исследователи из Кёльнского университета провели один интересный эксперимент, результаты которого были опубликованы в журнале "Psychological Science".

Для проверки влияния магического мышления на реальные результаты, экспериментаторы предложили нескольким участникам эксперимента сыграть в гольф, где каждый из них должен был сделать по 10 ударов с одного места. При этом всякий раз, когда экспериментаторы подавали испытуемым мяч, они объявляли мяч либо удачливым, либо обычным. Результаты заставили ученых усомниться в том, что предрассудки – это просто предрассудки. Эксперимент показал, что, когда мячи объявлялись удачливыми, участники эксперимента делали в среднем на два попадания больше. Как такое возможно? Оказывается, знание о том, что мяч удачливый, заставляло человека бить с большей верой в то, что он попадет в цель, то есть, имел место психологический эффект. Таким же образом участники другого эксперимента лучше справлялись с поставленными перед ними задачами, если с собой у них был их собственный счастливый предмет. Но, разумеется, улучшение результатов происходило не за счет магических свойств предмета, а за счет психологического эффекта – повышения веры в себя или чувства, что у испытуемых есть поддержка.

Польза и вред магического мышления.

Само по себе магическое мышление не представляет угрозы для человека, а в некоторых случаях даже приносит позу, если, конечно, человек умеет устанавливать границы между реальностью и вымыслом. Польза же магического мышления заключается в том, что вера в высшие силы помогает человеку справляться со страхами и преодолевать препятствия, делает его более уверенным и спокойным перед лицом опасностей. Такое мышление помогает людям, которые сомневаются в своих способностях и компетентности, или чувствуют себя беспомощными, в решении повседневных задач. Кроме того, как я уже написал чуть выше, вера в то, что амулет, который человек носит с собой, или ритуал, который он выполняет, приносит удачу, позволяет ему с большей легкостью идти на риск и хвататься за появляющиеся возможности. В большинстве случаев отмечается всем известный эффект плацебо, о котором я уже говорил на страницах своего сайта сайт

Но далеко не всегда магическое мышление – это хорошо. В избытке оно может привести к иррациональному или даже бредовому поведению, а также усилить обсессивно-компульсивное расстройство и даже привести к психозу. К примеру, общение с гадалкой может стать для человека роковым, если ее предсказание будет негативным, и если он поверит каждому ее слову, в силу своей подверженности ассоциативному мышлению. То же самое касается всевозможных сглазов и проклятий, которые, по убеждению человека, могут быть направлены против него, в результате чего они оказывают негативное влияние на здоровье и в целом на жизнь человека. Еще одна опасность заключается в том, что магическое мышление заставляет человека несправедливо обвинять себя в том, что плохие события в его жизни были вызваны его негативным мышлением или даже произошли в его жизни по закону кармы за его прошлые деяния.

Следует сказать, что подвержены магическому мышлению практически все люди, но особенно дети, которые учатся отличать реальность от вымысла только примерно к 8 годам. Хотя, когда высокообразованные взрослые люди прибегают к такому способу мышления, это выглядит немного странно, впрочем, наука, несмотря на все её достижения, не может полностью исключить возможность воздействия наших мыслей на окружающую нас реальность. Новое направление физике под названием квантовая физика открывает перед нами удивительный мир супермалых величин, в котором известные нам законы физики просто напросто перестают работать, и в силу вступают другие, еще неведомые нам законы. Таким же образом, было бы неправильно полностью исключить возможность взаимодействия нашего сознания со всем, что нас окружает.

Жизнь человека, реализующего себя в пространстве современной культуры и цивилизации, отличается всё возрастающей интенсификацией жизни. Возрастающий поток информации требует все более продуктивной деятельности познавательных процессов, прежде всего мышления. При этом используя всё больше психической энергии в ущерб остальным сторонам деятельности психики. Описанная ситуация вводит человека в ситуацию стресса, причем весьма многоуровневого.

Требования социумной среды по интенсификации мыслительной деятельности подразумевают соответствующую социализацию с её стороны. Однако ни опыт родителей, ни система образования не даёт способов, методов или навыков соответствующего уровня. Максимальная эмоциональная напряженность, связанная, опять же, сvинтенсификацией социумной активности, и напряженность интеллектуальная буквально разрывают источник психической энергии в человеке. Противоречие между присущим человеку комплексом неполноценности и требованием быть максимально полноценным создает постоянную основу экзистенциального беспокойства.

У человека есть три пути выхода из стресса. Первый - чисто техногенный: с одной стороны, сращивание нервной системы и мозга с информационными устройствами значительного усиления переработки информации, и регулировки своих психофизических состояний путем химио - и электрокоррекции (стимуляции) - с другой. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые положительные результаты. Но до глобальной, массовой «матрицилизации» ещё далеко.

Не менее фантастической представляется и утопическая идея глобального изменения системы образования (за короткий срок) в ключе совершенно иной парадигмы формирования познавательных процессов.

Психика человека сама находит выход. При стрессовых ситуациях на первый план психической деятельности выходят так называемые реликтовые механизмы психики, т.е. уровни психики, сформированные на ранних стадиях развития. В равной мере это относится и к процессу мышления.

В целом, задача мышления - понять событие, определить причину его возникновения и предвидеть события вvбудущем.

Введённая мною модель мышления была названа «эволюционная модель структуры мышления» .

Ее общая структура такова:


  1. Мистическое мышление,

  2. Магическое мышление,

  3. Мифологическое мышление,

  4. Логическое мышление.

Три до-логических уровня в психологии называют архаическим мышлением.

Мистическое и магическое мышление имеет три главных отличительных черты:


  1. Постоянный поиск и определение вvокружающей среде (причем на трех уровнях - материальном, социальном и информационном) Силы-Демиурга и определение своего места под эгидой Силы.

  2. Экзистенциональное осознание базового гомеостаза - гештальта «человек-среда» и стремление самой среды восстанавливать возникающие нарушения гомеостаза (что активно используется магическим мышлением).

  3. Отсутствие привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от иерархического).

Мифологическое мышление получает развитие, когда человек овладевает речью и «Я» - концепцией (в возрасте 2,5-3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с реальным, конкретным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему. Схему, в которой «Я» занимает определенное положение-роль относительно Силы и определяет путь Развития «Я» - по определенному архетипу. Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только в процессе социализации в определенной культурной среде. Здесь определяются нравственно-моральные категории, предвидение будущего, его прогнозирование.

При развитии определенных структур головного мозга развивается логическое мышление. Его главное отличие - появление осознания причинно-следственных связей, систематизация реального опыта, обеспечения конкретных операций, осмысление бытия в контексте законов причин и следствий. Современные авторы отмечают, что логическое и магическое мышление мало чем отличаются друг от друга в плане эффективности познания мира.

Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве. По сути, логическое мышление - магический ритуал, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной из глобальной синхронности и вводим под воздействие логических закономерностей (все, что не соответствует закономерностям - не учитывается). Причем логическое мышление обеспечивает нам функционирование вне стрессовых ситуаций - вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включится мифологическое мышление (которое может маскироваться и под логическое).

Логическое мышление проходит две стадии развития. Первая: бытовое - обыденное (с него и начинается развитие). Здесь логическое мышление обеспечивает конкретные операции в конкретном знакомом пространстве, на основе индивидуального житейского опыта. Но главным качеством мышления - обобщением оно не овладевает.

Научное мышление, благодаря свойству глобального обобщения, сходно с мистическим, т.к. тоже может распространить свое действие на зоны, недостижимые непосредственному восприятию. Развитое научное мышление занимает ведущую роль в сознании зрелой личности и организует соподчиненную работу мышления в целом, включая и себя, и архаические уровни мышления, давая им осознанное содержание и целостное функционирование, как единой системе. Причем, выводя их за жестко детерминированные биологическим опытом границы, когда мистическое и магическое мышление включаются только во время стресса и генерируют абсолютно противоположные состояния и потребности (пассивность - активность, подчинение - доминирование, и т.д.).

В нормальном развитии мышления логическое мышление старается «организовать» мифологическое описание мира, магические действия в мире и мистический опыт переживания мира в единую, непротиворечивую систему. При этом, стремясь при отсутствии нужных логических законов такие законы создать. В норме (с точки зрения самоактуализирующейся, гармонично и целостно развивающейся личности) логическое мышление должно находить объяснения фактам мистического и магического опыта, тем самым осознанно познавая мир.

Развитое (научное) логическое мышление берет на себя функции магического, первоначально базируясь на первичном мифе (сформировавшемся в процессе культурализации), а затем создавая свой собственный миф - описание мира, базирующийся на осознаваемых и проживаемых личностью логических законах. С их помощью человек максимально гармонично структурирует - ритуализирует среду и свои представления о времени - пространстве. С помощью логического мышления он определяет (познает) законы, по которым борьба за территорию, за доминирование, за ресурс становится бессмысленной и неактуальной. С помощью логического мышления он рационализирует работу мистического мышления, переводя ее в творческое, неагрессивное русло, то есть придает магическому мышлению черты мышления как такового - нахождение творческих способов самореализации в преобразовании и созидании жизненной среды, не имеющихся ни вvокружающей среде, ни в доступном ему осознанно опыте.

Мистическое мышление

Мистическое мышление связано с работой лимбической системы . Его задача - за счет влияния на силу, которая сама влияет на жизненное пространство, добиться от силы её добровольного решения: изменить пространство так, чтобы человеку в нем было хорошо. При этом мистическое мышление стремиться сделать человека зависимым от силы - но через некоторое время сила без человека теряет свою целостность и суть…

Р-комплекс «дает добро» на работу органов чувств. Лимбическая система улавливает «ароматы» - излучения, производимые источником изменений. То есть лимбическая система расширяет анализ свойств изменений - и не только тех, которые напрямую воздействующих на стабильность энергоинформационной картины, но и сопутствующих, никак не воздействующих на жизненные процессы (вернее влияние этих воздействий не нарушает ход существующих процессов).

Именно на уровне лимбической системы мы понимаем, что «Это» не только телесно приятно, но еще и хорошо пахнет и классное на вкус. Что «Это» можно не только безопасно поглощать, но и реагировать на его запах… Что «Это» не просто липкое, но и вонючее… Или наоборот, приятное на запах и сладкое.

На основе анализа «ароматов» лимбическая система делает вывод - соединяться с объектом или отторгаться от него.

На этом уровне могут быть исправлены «ошибки» неразвитого Р-комплекса

Положим, он «пропустил» некачественную колбасу и вы её таки взяли в руки, но лимбическая система на основе запаха (крайний случай - уже и вкуса) сделает определенные выводы и пошлет в тело активацию нужных реакций.

Лимбическая система создает более целостную картину свойств изменений пространства.

Для лимбической системы по-прежнему нет «автономного объекта». Для неё «объект» - это его аура, его «свечение». Его аура запаха, его аура тонких проявлений, его аура света - то есть электромагнитного излучения, которое наша психика репрезентует в понятии «свет» и «цвет». «Объекта» тут по-прежнему нет - есть «аура». Она - реальность для лимбической системы.

Нужно отметить, что лимбическая система может работать и самостоятельно - тогда, когда Р-комплекс «молчит», отслеживая стабильно-неизменную (с его точки зрения) энергополевую картину. При этом работа Лимбической системы может включит работу Р-комплекса, создавая ему иллюзию внешних изменений. Именно на уровне лимбической системы мы можем сами издавать «ароматы», которые заставляют переживать нас другими людьми и силами как «своего», «любимого», «желанного», «защищаемого» и так далее. Ароматами могут быть как банальные ферромоны или подобранные парфюмы, так и сложные

Магическое мышление

Магическое мышление обеспечивается работой рептильного комплекса (спинной мозг и средний мозг). Его задача - контроль жизненного пространства за счет распределения мест тех сил, которые могут влиять на пространство, удержания их на этих местах, определение формата их функционирования и взаимодействия с человеком. При этом одной из главных задач - сохранение собственной независимости в этих отношениях и поддержка стабильности.

Р-комплекс отслеживает картину стабильности взаимоотношения электромагнитной структуры «человек» и электромагнитной структуры «пространство жизнедеятельности человека» (можно говорить об энергоинформационной или энергополевой структуре, суть это не изменит).

Р-комплекс является первичным звеном обработки информации, принятой рецепторами органа чувств. Речь идет о первичном уровне восприятия - телесноэнергетическом уровне, так называемом «шестом чувстве». Шестое чувство является «таможенником» для остальных чувств. Если на уровне Р-комплекса некий сигнал будет не пропущен в психику, отторгнут, то и остальные органы чувств не будут реагировать на него.

И обратное: если Р-комплекс у человека активирован на восприятие широкой сферы, то у человека будет развито «экстрасенсорное» восприятие - он будет воспринимать то, что другие люди замечать-диагностировать с помощью привычных органов чувств не могут.

Для Р-комплекса не существует «объектов». Р-комплекс, а, следовательно, и вся психика человека, не способен воспринимать некие автономно-самоценные «объекты», «предметы» и т.д.

Он воспринимает Изменения Структуры, а не «объект», который, возможно, вызвал эти изменения. Р-комплекс реагирует не на объект, и не на свойства объекта, который появился в жизненном пространстве, а реагирует на те изменения, который объект производит.

Он воспринимает целостную картину электромагнитных (энергоинформационных) процессов в их активном взаимодействии. И реагирует на изменения в этой картине. Пока картина стабильная, устоявшаяся, пока колебания структуры или отдельных её частей не выходят за некие предельные пороговые значения - комплекс «спокоен», он не «тревожит» психику и человека своими сигналами.

В его «диагностирующей части» содержится некий «эталонный образец» структуры, с которым он постоянно сравнивает воспринятую картину реальности.

Каждый эталонный отрезок времени (чем он короче, тем быстрее реакция человека на изменения) Р-комплекс фиксирует целостную картину структуры (как «мгновенное фото»). Затем он сравнивает его с «эталонным образцом». Если разницы с «эталоном» нет - хорошо. Если разница есть, но изменения не превышают пороговых значений - все нормально. Как только изменения структуры превышают пороговое значение - активируется внимание и начинается диагностика воспринятого воздействия. Определяется то, чем изменение грозит целостной картине взаимодействия структуры «человек» и структуры «среда», а также как оно влияет на эти структуры?

При этом если изменение приобретает стабильный характер, а «человек» продолжает стабильно функционирование в измененной среде, то Р-комплекс адаптируется к изменениям.

Так же Р-комплекс не воспримет крайне мощных воздействий, сильно превышающих порог восприятия. Он вообще отключится, перестает играть роль «таможенника», никак не реагируя и не стимулируя организм на адекватную реакцию.

В этом случае могут включиться остальные органы чувств, взаимодействуя с воспринимаемой информацией вне контроля Р-комплекса и «стараясь» компенсировать его. При этом человек будет видеть крайне многообразную, сложную и захватывающую картину, обычно скрытую от его восприятия.

То же самое можно сделать, «отключив» Р-комплекс химическим путем или в результате сильного физиологического или психического стресса. А также целенаправленным методом разрушений «картины мира» - практики Чань и Дзен, подход Дона Хуана…

Этим объясняются феномены открытия паранормальных способностей, прежде всего, восприятия у людей переживших аварии, сопровождаемых психологическими и физическими травмами, переживших клиническую смерть, удар молнией или электротоком и так далее.

Итак: Р-комплекс воспринимает изменения энергополевой структуры пространства, вызванные, прежде всего, появлением в нем новых объектов. А не сам «объект», как автономную единицу.

При этом все не так просто - на самом деле речь идет не о самих изменениях, а о процессах происходящих в Р-комплексе, которые вызываются восприятием этих внешних изменений.

Р-комплекс, по большому счету, реагирует на те изменения, которые произошли в его «диагностирующей части» под воздействием анализа «картин мира». При этом изменения могут происходить из-за нескольких причин.


    Внешних изменений структуры пространства «среда».


    Внутренних изменений структуры пространства «человек».


    Изменений в самой диагностирующей части.


И каков бы ни был характер причин изменений, Р-комплекс примет только воспринятые изменения, никак не разбираясь в их причинах (у него просто нет для этого функциональных возможностей).

Когда Р-комплекс засек запороговые изменения, он «решает» - оставлять источник изменений в его жизненном пространстве или нет. А если оставлять, то решает, куда его сместить или сместиться самому, чтобы воздействие объекта было «нулевым» (не влияло на устоявшуюся картину) или «положительным» (поддерживало процессы «эталонных структур»).

На нейтральные объекты (не изменяющие структуру энерголиний) Р-комплекс не реагирует. То есть для него их просто нет.

Зачем вообще Р-комплекс это делает? Задача Р-комплекса - получить ориентацию в окружающем его пространстве, своеобразную карту энергополей, ориентируясь на которую, можно планировать дальнейшие действия. Когда «карта структуры» кардинально меняется (выходя за границы пороговых значений), комплекс реагирует - ведь «карта» должна быть или стабильной или ритмично меняющейся, то есть - предсказуемой. Отсюда мы любим ритм в музыке, в узорах, в общении, в повествовании - везде.

Мифологическое мышление

Мифологическое мышление работает на основе кортекса и, скорее всего, на основе церебральной коры правого полушария. Его задача: обеспечит психику рабочими поведенческими сценариями.

Психика на основе «показаний» Р-комплекса и лимбической системы на уровне мифологического мышления подбирает некий сценарий. Он может быть архетипический (врожденный), полученный в результате импринтинга от родителей, может подбираться из ранее прожитых сценариев (их основа все равно архетипическая) или может выстроиться как новый сценарий из базовых сценарных элементов.

Это сценарий нашего поведения в пространстве, где есть заранее заданные «вот такие» изменения и «вот такие» ауры. И по этому сценарию психике понятно - как реагировать на «такие» изменения и на «такие» ауры, какие действия совершать.

При этом на мифологическом уровне будут отвергаться сценарии, ведущие к резким изменениям и приветствоваться сценарии, дающие стабильность. Ведь выбор сценария начинает менять структуру «человек» и его влияние на структуру «среда». После чего происходит вторичное включение Р-комплекса. Он на уровне телесных реакций руководит процессом активации сценария и старается блокировать «развивающие» сценарии.

Круг замкнулся.

Где тут ум? Где рацио? Где «Я»? А нигде.

О чем прямо и говорят восточные философы, особенно Даосы, от которых вся восточная философия и произошла: «отключите ум. Отдайтесь дикой, первичной природе. Избавьтесь от «Я». Войдите в Дао и в Недеяние. Избавьтесь от себя…»

Но куда ж девать развитые структуры неокортекса и опыт хотя бы среднего образования, журнала «Хочу все знать» и передачи «Поле чудес»?

Да никуда. Нужно просто создать абсолютно нереальную реальность, иллюзорную действительность логического мышления и занять эти 3-5% психики. А то оно скучать начинает…

Включается рационально-логическое мышление.

Только после этого рациональное мышление пытается что-то понять о сути самого объекта. Вернее, на основе информации, принятой от рептильного и лимбического комплексов, а также определенностей мифологического сценария, делает выводы о том, что: а) объект воздействия существует и б) обладает соответствующей свойствам изменения сутью.

В соответствии с этими выводами интерпретируются свойства объекта и свое осознанное отношение к нему.

Заметьте, работу Р-комплекса обычный ум не учитывает - он подменяет «изменения пространства» на «наличие объекта» и приписывает ему свойства, отслеженные лимбической системой. Только при определенных практиках человек учитывает «поля», «воздействие», «ощущение»… Обычный ум тщательно избегает этих тревожно-непонятных сигналов, безупречно закрывая всякую возможность контакта с объективной реальностью, меняя её на манипуляции с собственной реальностью «представлений» и ментальных конструктов.

По-прежнему, объект непознаваем. Есть только наши предположения о его существовании, сути и характере свойств, которые рациональное мышление отождествляет с объектом. То есть свои иллюзии выдает за реальность. Есть ли объект, нет ли его, таковы его свойства или на самом деле другие - рациональному мышлению все равно. Главное есть то, что принимается за объект - свои Представления об объекте.

Рассмотрим три основных вида рационально логического мышления (тут есть мои ньюансы классификации):

Бытовое: ленинское, «реальность, данная нам в непосредственном ощущении». Опыт обретается и принимается только за счет непосредственных манипуляций с реальными материальными «объектами». Если «потрогать» нельзя (взаимодействовать на уровне Р-комплекса) - значит, этого не существует.

Научно-мифологическое: манипулирует чистыми идеями и концепциями, абсолютно не нуждается в неком их воплощении как доказательстве истинности концепций. По большому счету, оно всегда сведется к религиозно-мифологическому мышлению - верой в некую невоплощаемую идею, управляющую всеми жизненными процессами во вселенной. Прекрасные образцы научно-мифологического мышления: научные школы, всячески игнорирующие факты, которые идут в разрез с их концепциями. Либо уверенность многих людей в «свою картину мира», которая начисто отвергает любые воззрения, концепции и факты, которые с ней не совпадают.

Научно-магическое: способное как оперировать идеями и концепциями на уровне Вселенной и Бога, так и находить или создавать реальность, которая в непосредственном ощущении будет приносить нам необходимые результаты. Результаты, которые предварительно сформулированы и сформированы в виде объектов - идей. При этом, за счет волевого усилия, человек и себя выстраивает под картину мира, и через Р-комплекс влияет на окружающее пространство.

На уровне осознанной работы ума (а это единственное, что реально «осознанно») мы можем управлять всем пластом архаического мышления через создание ментальных конструктов, осознанно практикуемых сценарием и осознанно вызываемых эмоциональных состояний.

Даже на самом простом уровне Ум способен активно влиять на работу всего организма. Создать такие ментальные конструкты, которые будут восприняты архаическим мышлением как реальные объекты.

Мы осознанно задаем:


    что должно быть (как должна измениться внешняя реальность)


    что с этим делать (как должна измениться наша деятельность)


    как это переживать (как должна измениться внутренняя реальность)


Итог: Р-комплекс создает объективные изменения реальности.

У научно-магического мышления есть два подхода: управления собой или управление реальностью.

«Управление собой» - создать некую умозрительную конструкцию, которая подменит реальность, при этом поверить, что реальность именно такова и начать себя вести на основе этих представлений. В идеале, набирается опыт, система корректируется и в итоге не важно - соответствует она некой «истине» или нет. Важно то, что действия, опирающиеся на эту систему, дают положительный результат. По большому счету, это проявление развитого и контролируемого умом мифологического мышления.

Это «путь шута» - внешне такой человек может жить в очень странных представлениях о себе и мире, вести себя более чем неадекватно общепринятым стандартам, может быть вообще непонят и непонятен - но по жизни он всегда получает то, что нужно и находится там, где надо.

«Управление реальностью» - создать ментальные аналоги объектов, максимально приближенные к реальности, отслеживаемой Р-комплексом и стимулировать свою психику на определенные действия. То есть, создать реальность, совпадающую с внешней, но структурированную таким образом, что все её элементы гармонично-положительны для человека. Это «путь мага», использующего развитый Р-комплекс и соответствующее ему магическое мышление.

Есть у Р-комплекса важная для нас функция: он может сам воздействовать на энергополевую структуру пространства. Та, изменяясь под этим воздействием, начинает воздействовать на источники энергополевых структур и изменений, их создающих.

Изменяет когда? Когда структура «человек» изменилась и стала «сильнее» - целостней и стабильней структуры «пространство». Гомеостаз «человек-пространство» должен быть достигнут и Р-комплекс изменяет пространство так, чтобы оно было гомеостатично с «человеком». В этом, собственно, и заключается вся «магия». Отсюда «маг» - человек внутренне цельный и целостный, имеющий весьма целостную и индивидуально значимую картину Реальности и обладающий значительным «энергопотенциалом».