Функции политических партий в обществе и государстве. Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий

Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

Подготовка и выдвижение кадров.

Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии;

Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.

Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.

Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:

1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.

2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.

4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.

5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.

6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).

Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:

Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.

Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.

Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.

Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.

  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

    Ответ:

    1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

    2) разработка варианта политики (политического курса),

    3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
    4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
    5) осуществление связи гражданского общества с государством;

    6) пополнение рядов своих сторонников;
    7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

    С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

    Ответ:

    1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

    2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

    Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

    4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

    С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

    Ответ:

    Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

    С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

    Ответ:

    1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

    2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

    3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

    4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

    С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



    Ответ:

    Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

    С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

    Ответ:

    Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

    Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

    Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

    Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

    Выборы

    С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

    Ответ:

    1)уровень дохода и образования избирателя;

    2)влияния социальной среды и окружения;

    3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

    4)национальные, религиозные, культурные факторы.

    С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



    Ответ:

    1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

    2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

    Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

    Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

    Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

    С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

    Ответ:

    1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

    2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

    3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

    С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    Ответ:

    1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

    2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

    3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

    4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

    С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

    Ответ:

    1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

    2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

    3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

    С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

    Ответ:

    1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

    2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

    2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

    С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

    Ответ:

    1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

    2) приведены следующие аргументы:

    Сказано, что победил в одномандатном округе;

    Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

    С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

    Ответ:

    Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

    Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

    С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

    Ответ:

    1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

    2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

    3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

    С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

    Ответ

    1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

    2) приведены правила, например:

    Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

    Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

    Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

    С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

    Ответ:

    1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

    2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

    3) кандидаты не учли интересы избирателей;

    4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

    С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

    Ответ:

    1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

    2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

    общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

    3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

    видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

    Как известно, каждая социальная группа (класс, слой) имеет свои особые интересы, которые ей хотелось бы довести до сведения всего общества и, главное, до сведения властей. С выражением этих групповых интересов и защитой их на государственном уровне и связана деятельность политических партий. Прообразы партий возникли еще в средневековой Италии (XII - XV в.в.), однако современные формы партии стали принимать лишь на рубеже XVIII - XIX в.в. и особенно во 2-й половине последнего (в Англии, Франции, США и других странах, в России - на рубеже (XIX - XX в.в.).
    По наиболее общему определению, политическая партия - это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе. Партии выполняют многочисленные и разнообразные функции. Хотя все они тесно переплетаются, их можно сгруппировать по следующим пяти главным направлениям.
    Функции политических партий:
    — социальная;
    — идеологическая;
    — политическая;
    — управленческая;
    — электоральная.
    Социальная функция. Она заключается в том, что партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти ее требования, иногда участвуя в разработке мероприятий по их выполнению При этом в последние десятилетия, стремясь расширить свою социальную базу (т. е. число своих сторонников), многие партии стараются представлять в обществе запросы не одной, а нескольких близких социальных групп.
    Идеологическая функция партии проявляется 1) в разработке партийной идеологии (теоретических концепций, партийной программы, социально-экономических и политических стратегий, оценок событий, лозунгов и т. п.), а также 2) в распространении, пропаганде этой идеологии, в политической информации и воспитательной работе. При этом принципиально важно для любой партии быть способной к идеологическому обновлению. Дело в том, что так называемые «твердые убеждения», которыми любили гордиться ортодоксальные члены КПСС, могут и повредить партии. Стремительное развитие и рационализация жизни современного общества требуют постоянной и гибкой политической модернизации, т. е. осовременивания политической деятельности, приведения ее в соответствие с новыми условиями и в состояние готовности отвечать на вызовы времени. Иначе партия может оторваться от жизни, станет застойной, «вчерашней» партией уходящих поколений и растеряет былых сторонников.
    Политическая функция состоит прежде всего в овладении государственной властью. Для выполнения этой главной задачи партии подбирают и «выращивают» своих политических лидеров, готовят специалистов по различным проблемам общественной жизни, выдвигают кандидатов на выборные и невыборные должности, активно работают в парламентах и других государственных органах
    Управленческая функция характерна для партий, стоящих у власти (особенно в коммунистических обществах). Такие партии превращаются в своего рода государственные, ибо они организуют и направляют действия государства, инициируют социальные и политические изменения в обществе, руководят различными сферами общественной жизни.
    Наконец, электоральная функция партий проявляется в том, что они активно участвуют в выборах, организуют избирательные кампании, проводят информационно-пропагандистскую работу со своим потенциальным электоратом, выступают с предвыборными программами, контролируют ход выборов и так далее.

    Современная политологам выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по самым различным признакам. Основные из них представлены в рисунке. Так, по характеру функционирования партий широко распространено их деление на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.
    Массовые партии, напротив, многочисленны, четко организованы, имеют членские взносы и действуют постоянно, выполняя прежде всего социальную, идеологическую и политическую функции. Примером первых могут служить демократическая и республиканская партии в США, вторых - социал-демократические партии в Швеции, ФРГ и некоторых других странах.
    По характеру политического поведения в обществе тоже можно выделить два основных типа партий. Демократическим партиям присущи уважительное отношение к политическому разномыслию и плюрализму в обществе, терпимость (или толерантность) к другим партиям и межпартийной конкуренции, готовность к компромиссам и сотрудничеству с другими социальными силами.
    В отличие от этого тоталитарные партии стремятся к монопольному положению и господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов (партий, движений, государства), к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они стараются объединить всех недовольных в обществе и направить все виды социальных протестов в одно русло.
    По месту в политической системе, или в зависимости от их участия в осуществлении власти, партии подразделяют на правящие (властвующие) и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на легальные (разрешенные и зарегистрированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещенные) и нелегальные, которые запрещены государством и часто действуют в условиях конспирации и подполья.
    Оппозиционным партиям часто свойственно своеобразное поведение не обладая властью и ни за что не отвечая, они категорически отмежевываются от «пагубного курса» правящих кругов, нещадно критикуя его. Так зарабатываются голоса будущих избирателей. Однако придя к власти, бывшие оппозиционеры совершают подчас все те же «пагубные ошибки».
    Четвертый признак в нашей схеме классификации политических партий - их взгляды на характер развития общества. По нему можно условно выделить четыре основных типа партий. Эволюционные партии отталкиваются от того, что социально-политические структуры общества должны формироваться и развиваться на протяжении многих веков путем постепенного и органичного приспособления старых, традиционных форм к возникающим новым условиям жизни. Реформистские партии готовы подталкивать, ускорять процесс эволюционного развития общества проведением в нем необходимых реформ. В отличие от последних, революционные партии нацелены на ускорение общественного прогресса не только реформами, но и с помощью революций, позволяющих в одночасье избавляться от всего старого и отжившего, чтобы строить на их месте новый мир.
    Еще одно политическое течение представляют так называемые радикалистские партии. Их отличают по меньшей мере три главные особенности: 1) они ставят перед собой задачу добиться не частичных, а коренных изменений в той или иной области общественной жизни; 2) в достижении своих целей они настроены на радикализм, на применение крайних, «хирургических», насильственных мер (террор, убийства, репрессии, взрывы, поджоги, незаконные захваты людей, каких либо объектов и т. п.). При этом 3) они часто создают напряженность в обществе, обстановку конфронтации, вражды непримиримости («кто не с нами - тот против нас»). Именно подобным образом действуют, например, различные экстремистские террористические группировки на северо-западе Индии, а также в уже упомянутых Алжире и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.
    В большинстве стран мира существуют не одна (как в недавнем прошлом у нас в Советском Союзе), а несколько или даже много политических партий. Их совокупность в каждой данной стране и образует партийную систему. Такая система (особенно если она состоит не из одной партии и, значит, есть выбор) — важный элемент жизни общества: она дает выход различным запросам граждан, поддерживает равновесие между социальными группами и представляющими их политическими силами, позволяет многим людям реально участвовать в политике.
    Наиболее распространенная типология партийных систем основана на количественном критерии - числе партий, реально борющихся за власть или оказывающих на нее влияние. В ходе исторического развития сформировались четыре основных типа партийных систем.
    Партийные системы:
    - однопартийная;
    - многопартийная;
    - двухполовинная партийная;
    - многопартийная
    О первой из них однопартийной системе - как о системе можно говорить лишь условно, поскольку здесь существует только одна партия, монополизировавшая всю политическую власть в стране и лишившая избирателей какого бы то ни было выбора. Однопартийный бесконкурентный и застойный режим характерен для тоталитарных и авторитарных государств. Партия и государство там - по сути одно целое (как, например, в сегодняшней Кубе с ее единственной Коммунистической партией или в Корейской Народно-Демократической Республике, где Трудовая партия Кореи - тоже фактически монополист).
    В условиях двухпартийной системы власть оказывается у одной из двух партий. Классический пример - британская система с консервативной и лейбористской партиями, которые с той или иной степенью очередности имеют в парламенте абсолютное большинство и формируют правительство. При этом не исключено наличие других партий, но не имеющих реальных шансов прийти к власти.
    Система двух с половиной партий - по существу разновидность двухпартийной модели, но заслуживает отдельного разъяснения. Она имеет место, когда рядом с двумя основными партиями появляется третья - относительно слабая, но способная помочь первой или второй получить власть. В этом случае одна из основных партий и третья образуют коалицию, которая обеспечивает обеим (в сумме) большее число голосов на выборах или непосредственно в парламенте.
    Хорошей иллюстрацией здесь может послужить ФРГ 1969-1982 гг. - периода коалиционного правления двух партии. Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Свободной демократической партии (СвДП). Возьмем, например, выборы 1976 г. Две основные партии страны - СДПГ и блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) - получили тогда соответственно 42,6% и 48,6% голосов избирателей. И если бы не коалиция с «маленькой» партией - СвДП (7,9% голосов), СДПГ не получила бы власть. Недаром в октябре 1982, когда свободные демократы вышли из данной коалиции, в стране разразился правительственный кризис, и власть после досрочных парламентских выборов перешла к ХДС/ХСС (правда, опять-таки с коалиционной помощью СвДП).
    Тот же принцип создания партийных коалиций для прихода к власти действует и при многопартийных системах, т. е., когда в стране существуют три и более партии, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. Таким образом, если обобщить, то получается, что коалиционные правительства - признак системы с более чем двумя партиями, а однопартийные правительства - одно- или двухпартийных систем.

    Наиболее распространенными в демократическом мире являются системы двух- и многопартийные. Первые обычно характерны для устоявшихся, идеологически более однородных и консолидированных обществ с богатым опытом демократии (Великобритания, США). Вторые - для обществ с большей степенью фрагментации, т. е. разобщенности, разделенности групп населения по национальным, социально-экономическим, религиозным или мировоззренческим признакам (Бельгия, Израиль, Швейцария, Швеция и др.).
    У каждой из этих систем, естественно, существуют свои плюсы и минусы. Так, наличие многих партий создает, с одной стороны, живительную конкуренцию политических сил, стимулируя поиск путей более эффективного управления обществом. Но, с другой стороны, она же способствует «размельчению» и раздроблению интересов людей, затрудняя согласование и гармонизацию их позиций. Это может обострять противоречия в обществе и вести к политической нестабильности.
    В свою очередь двухпартийная схема, обеспечивая подчас большую устойчивость политической жизни, порождает свои недостатки. Так, идеологии только двух партий могут оказаться слишком крайними и однотонными - без необходимых, идущих от многоцветности жизни, нюансов. Это лишает политический спектр общества уравновешивающих интересы людей, компромиссных, партийных позиций, обедняя выбор для избирателей. В результате может стимулироваться либо а) так называемое протестное голосование (не за одного из кандидатов лишь двух партий, а против другого), либо б) по принципу выбора из двух зол меньшего, либо в) полное игнорирование выборов.
    Особенности многопартийности в современной России
    Сегодняшнюю Россию тоже можно отнести к странам с многопартийностью (если даже не сверхмногопартийностью), ибо счет числа зарегистрированных политических партий и движений давно идет на сотни. Однако подавляющее большинство из них существуют лишь на бумаге. Реально работающие структуры имеют только несколько десятков партийных организаций и групп, из которых в Государственной думе (1998) представлены четыре. Наиболее наглядно и емко эту ситуацию с наличием огромного числа псевдопартий характеризует перефразированное название известной шекспировской пьесы «много партий из ничего». Почему так?
    Прежде всего потому, что возникновение политических партий и движений в нашем отечестве идет противоестественным образом. Вспомним, что нормально партии рождаются снизу: социальные группы, осознав через свой авангард свои общие интересы, «ищут» политическую силу (союз, партию, движение и лидера), которая бы могла заявить о них обществу и властям.
    В России же большей частью наоборот. В ее политических кругах тесно от амбициозных претендентов на лидерство. Каждый из них стремится стать пусть маленьким, но самостоятельным и единоличным вождем, поэтому им трудно договариваться между собой, чтобы объединить усилия. В результате появляются десятки лидеров, жаждущих образовать хотя бы мини-партию вокруг себя. Конечно, сегодня российское общество сильно фрагментировано (левые и правые, националисты и космополиты, славянофилы и западники, государственники и противники этатизма, любители пива и любители молока и т. д.), но не до такой же степени, чтобы на каждого из десятков тщеславных вождей нашелся свой отдельный «социальный фрагмент».
    Создаваемые таким образом именные миниатюрные партии не без основания называют иногда латинским термином «клиентела». В самом деле, подобная клиентела представляет собой группу политических активистов, объединившихся вокруг того или иного заметного и, возможно, влиятельного политика (патрона). Эти активисты работают на успех своего патрона и связаны с ним отношениями личной зависимости, поэтому с уходом последнего с политической сцены рушится и вся конструкция «партии» (хотя не исключен и благоприятный вариант: постепенное расширение, укрепление и перерастание клиентелы в настоящую партию).
    Таким образом, можно заключить, что в сегодняшней России пока идет лишь процесс становления подлинной многопартийности. Иначе и не могло быть, поскольку само российское общество (интересы которого призваны выражать партии) еще далеко не обрело цивилизованную и устойчивую структуру. Соответственно и партии (большинство из них точнее называть протопартиями): во многом не определились программно-идеологически; еще только ищут круг своих возможных сторонников; увязли в сиюминутных перебранках между собой, в конъюнктурщине; в неконструктивном (неплодотворном) критиканстве правительства; в сомнительных играх и спекуляциях на естественных чувствах и образах доверчивых «простых людей» (на их ностальгии по безвозвратному СССР и тоске по ушедшей молодости, на национальных и патриотических чувствах, на искаженных представлениях об «империалистическом», «эксплуататорском» Западе и т. п.).