Самодельные катамаран для детей. Конструкция катамарана для водных походов глазами туриста-водника. Изготовление рамы для катамарана своими руками

Своими руками? Для такого судна нужно два основных элемента: это рама и емкости с воздухом.

Рама. В походных условиях рама катамарана может быть изготовлена из деревянных жердей, так экономится вес и объем снаряжения. В остальных случаях она изготавливается из дюралевого сплава. В промышленном производстве используют авиационный алюминий марки Д16Т - это довольно дорогой материал, его трудно достать, тем более в малом объеме. Мало того трубы должны быть диаметром 35-40 мм с толщиной стенки 1.5 мм.

В качестве альтернативы подойдет более дешевый сплав АД31Т1, однако раму такую лучше использовать для катамаранов, которые будут использоваться на простых реках.

Баллоны. Изготовление баллонов сложный процесс, поскольку требует определенного опыта. Потребуется выкройка, сама ткань ПВХ, клей, присадка для клея и инструменты (фен, валик, специальный шпатель). Могу сразу Вас заверить, что первые баллоны, они как и блины - комом:) Поэтому лучше заказать изготовление, либо купить заводские. Если Вы все таки решились на самостоятельное изготовление, то наши рекомендации такие:

1. Ткань ПВХ любая, но только лодочная. Плотность от 750 гр/кв.м. Очень хорошая ткань производства Mirasol, из нее готовят баллоны байдарок Хатанга .
2. Клей. Лучше по параметрам цена-качество, это клей 900 И. На банке есть подробная инструкция по применению. Понадобится 1 литровая банка с запасом
3. Присадка. Десмодур (китайский аналог дешевле). Нужна для добавления в клей, придает термопластичность, Ваши баллоны не развалятся при температуре 70 градусов, но на солнце надутыми не оставляйте.
4. Выкройки. Ниже можете взять выкройку и распечатать на широкоформатном принтере. По этому макету был изготовлен катамаран на примере выше, длиной 4 метра, диаметром баллонов 45 см.


5. Клапана выского давления - покупать можно на рынке, где продают ПВХ лодки.
6. Нужны также инструменты, такие как фен, кисточка, ролик для приглаживания ткани и шпатель (такжде может быть куплен на рынке, где продают лодки или ремонтируют их).
7. Стропа, люверсы и фурнитура

В нашем интернет-магазине можно приобрести баллоны иил катамаран целиком.

И на полноводной реке, и небольшом озере, и на пруду самодельный катамаран станет не только забавой, но и полезным приспособлением. На нем можно загорать, прыгать с него в воду, ведь его почти невозможно перевернуть. Вы можете использовать свой самодельный катамаран для транспортировки небольших грузов, а также плавать для осмотра садков, в которые ловится рыба. Если создать флотилию таких судов, то вполне можно устраивать небольшие соревнования на скорость, либо по фигурному вождению, они же станут отличным средством для совершения небольшого туристического похода.

С чем имеем дело?

Для того чтобы собрать катамаран своими руками, вам не потребуется каких-то особых материалов - все они доступны и очень легко поддаются обработке. Если не учитывать металлические элементы, то вам потребуются ЗММ-фанера и рейки сечением 15-25 и 25*25 миллиметров и длиной 3 метра. Это и есть основное достоинство получаемого плота, а также его особенность. Лучше всего использовать Если не окажется таковой, то лучше приобрести березовую, однако и при ее отсутствии допускается применением еловой или осиновой.

Если вы всерьез решили сделать катамаран своими руками, то выбор фанеры является очень важным этапом, ведь от нее будет зависеть долговечность вашего плавсредства. Естественно, важно еще проявить и старательность в плане тщательности отделки отдельных деталей, а также их соединений. Фанеру следует пропитать разогретой Ее лучше наносить в жаркий солнечный день, используя широкую кисть. Нагрев олифы должен производиться исключительно на водяной бане с использованием широкой посуды с кипящей водой. Конечно, важно помнить об осторожности, ведь ожог горячим веществом достаточно болезненный. Можно завершить операцию пропитки после того как олифа перестанет впитываться в древесину. Обычно нанесение осуществляется два-три раза с перерывами в несколько часов.

Конструктивные элементы

Итак, разбираясь в вопросе, как сделать катамаран, стоит рассматривать все по порядку. Понтоны плота изготавливаются из реек и фанеры. Стоит начать со шпангоутов. Для этого необходимо вырезать из фанеры 12 заготовок, размеры которых составляют 320*320 миллиметров, сбить их тремя-четырьмя гвоздями, а потом обработать все вместе по контуру. Далее требуется сделать прорези под рейки. Рейки квадратные, но прорези должны быть 20-25 миллиметров по размерам. Оставшиеся 5 миллиметров в рейках оснащаются пазами. Лучше всего уложить все шесть реек рядом, закрепить их, а потом сделать пилой прорези во всех одновременно. Так как с краев они получатся немного глубже, стоит уровнять среднюю глубину, перекладывая досочки несколько раз в процессе работы.

Перед формированием пазов стоит проверить размеры листов фанеры. Если речь идет о числе меньше 1500 миллиметров, то необходимо скорректировать место установки поперечины 7 и шпангоута 5 соответственно. Шесть шпангоутов требуют, чтобы к ним с боков и сверху были прикреплены отрезки реек, а снизу стоит закрепить кусочек доски. Все необходимо делать максимально прочно, лучше использовать для этого винты или шурупы, ведь в рейки будут забиваться гвозди, задачей которых будет удержание фанеры.

Сборка судна

Если вы решили сделать катамаран своими руками, то потребуется заготовить несколько реек. Длина четырех из них должна составлять по три метра, двух - по 1,9 метра, также потребуется четыре отрезка по 570-600 миллиметров, после чего вы можете приступать к дальнейшим работам. Понятно, что стоит разместить пару верхних реек снизу, что позволит шпангоутам прочно сесть на их место. Сразу же можно закрепить при помощи шурупов пару поперечин, а далее уложить килевую рейку, привинтив ее после этого к шпангоутам 1, 5 и 6. Далее вы можете перевернуть каркас для катамарана набок, чтобы закрепить верхние рейки к тем же шпангоутам.

Доска толщиной 50 миллиметров понадобится вам для того, чтобы вырезать кормовую и носовую бобышки, и тут важно учесть, что их форма должна быть конусообразной. А потом их нужно вставить на место, предварительно стянув проволокой верхние рейки. На носовом и кормовом свесах килевая рейка делается из нескольких обрезков.

Обшивка

Теперь пришло время такого важного элемента, как обшивка. Чтобы сделать катамаран своими руками, необходимо раскроить несколько элементов. Ширина центральной части составляет 823 миллиметра, вырезать ее не сложно. Ее легко согнуть по форме каркаса, так как она уже прошла процедуру пропитки олифой. Но тут важно не торопиться. Для облегчения работы требуется стянуть заготовки проволокой, веревками или чем-то еще, а потом оставить в этом положении на несколько дней. Стоит отметить, что фанера должна крепиться при помощи гвоздей, однако предварительно необходимо промазать места скрепления густой на рейках, шпангоутах, а также в соответствующих местах фанеры. Старательнее всего следует промазывать места стыков на шпангоутах.

Продолжение сборки

Если вы делаете катамаран своими руками, чертежи уже тщательно продумали, то далее по картонному шаблону вам стоит определить форму заготовок для свесов. Тут должно получиться что-то похожее на конус. Устанавливаются они аналогично предыдущим элементам. Заглушки должны крепиться только на краску. Их контуры должны уточняться по готовой обшивке. Следует прибить рейки 9-11 на краску, как и все остальные детали. Далее можно делать раскрой палубы, обведя по контуру почти готовый понтон. Когда палуба будет прибита, можно завершить изготовление понтонов. В процессе монтажа не следует жалеть краски.

Палуба

Проще всего сделать ее из той же фанеры, что и прочие части. Для прочности снизу и сверху стоит прибить рейки с шагом в 300-350 миллиметров. Если вы не доверяете прочности фанеры, то можете постелить ее в два слоя, уложив один на другой. Там, где будут установлены педали, требуется скорректировать шаг рейки соответственно с ними. Естественно, говоря о том, как сделать катамаран, стоит отметить, что для палубы уместно использовать и иные материалы, к примеру, тонкие доски, которые будут прибиваться так, чтобы между понтонами оставалось место шириною в метр.

Рабочая часть

Если вы решили делать катамаран своими руками, то гребной привод стоит изготавливать из деталей от велосипеда. Вам понадобится использовать пару рам с узлами каретки и педалями. Обрезные концы рам следует сплющить, а потом прикрепить к рейке палубы посредством шурупов. Между педалями должны быть установлены дистанционные втулки, длина которых составляет 120-130 миллиметров, а сами педали должны быть соединены длинными общими шпильками.

Оснащается гребными колесами, которые изготавливаются из велосипедных. Лопасти следует вырезать из резины, толщина которой составляет 4-6 миллиметров, а потом примотать проволокой к спицам. Одно колесо должно быть оснащено пятью-шестью лопастями.

Функциональная зона

Сиденье делается из фанеры и реек, сечение которых составляет 25*25 миллиметров. Закрепление сидения к палубе осуществляется после того как будет установлен гребной привод - так, чтобы рейки снизу не были доступны для натянутой цепи. Крепить элементы лучше всего при помощи шурупов, так как, вполне возможно, понадобится производить регулирование положения.

Итак, вы делаете катамаран, фото которого вам понравилось. Далее следует изготовить рулевое управление, для этого тоже потребуются рейки и фанера. Размеры рулей - 200*320 миллиметров. К правому следует прибить при помощи реек фанерный кронштейн со сторонами 200*200 миллиметров, а потом пустить от него тягу к рычагу, который должен быть установлен сбоку, в непосредственной близости от сидения. Осями продольных и поперечных тяг могут послужить толстые гвозди, для которых дрелью должны быть просверлены отверстия, иначе тяги могут лопнуть.

Завершающий этап

Со сборкой катамарана не должно возникнуть каких-то особых трудностей. Понтоны должны быть установлены на ровном месте, после чего на них можно положить палубу, наметить места монтажа велосипедных рам с педалями, гребного привода и сидения. Но не стоит спешить с закреплением всех этих узлов. Все деревянные части плота должны быть окрашены тремя слоями масляной краски. Так как на высыхание каждого слоя требуется день-два, вам на эту операцию потребуется неделя.

Когда окраска будет завершена, следует установить все узлы на места. Сидение монтируется в конце. Чтобы привязывать катамаран к пристани и для обеспечения удобства его переноски стоит привинтить по его бокам 4-6 дверных ручек.

На первый взгляд, конструкция катамарана не сложна: два надувных поплавка и рама между ними. Однако, немногочисленные основные элементы имеют массу специфических нюансов, знание которых необходимо всем, кто увлекся сплавами на катамаранах. Обладая нужной информацией, проще выбрать плавсредство под задачу, усовершенствовать имеющуюся модель и отремонтировать его в походе.

Перед судами, объединёнными общим названием «катамаран», изначально ставятся разные по сложности задачи, начиная с «матрасных» сплавов и заканчивая покорением рек 6-й категории опасности (). Каждый производитель по-разному подходит к решению вопросов удобства и безопасности, что нашло отражение в конструкциях рам, баллонов и сидушек.

Разобраться во всех существующих тонкостях и характеристиках, прочитав лишь прилагающуюся к судну инструкцию, однозначно не получится. Попробую раскрыть тему конструкции туристического катамарана в этом материале.

Конструкция баллонов

Поплавки — важнейшая часть судна. От них зависит устойчивость, грузоподъёмность, ходовые качества. Существует 2 основных вида баллонов — однослойные и двухслойные.

Как следует из наименований, речь идёт о количестве слоёв материала, образующего каждый поплавок — герметичная ёмкость без внутреннего баллона либо двухслойная конструкция, где верхняя силовая оболочка защищает надувную камеру.

Оба вида имеют плюсы и минусы, и к сожалению, окружены рядом мифов, навеянных производителями.

Однослойные баллоны

Легче, компактнее, быстро собираются. Изготовленные из качественного лодочного ПВХ-материала, не менее надежны, чем двухслойный поплавок. Склейка при производстве усиливает места соединений, а в случае вынужденного ремонта, спецзаплатка справляется со своей задачей «на ура». Ремонтировать моно конструкцию в полевых условиях проще.

Моно баллоны так же разделены на внутренние секции, и повреждение одной из них не утопит судно. Хорошими характеристиками для однослойных гондол считаются немецкие ткани VALMEX Boat Mainstream 1000 г/м2 и Powerstream 1200 г/м2, HEYTex Boat H5559 1200 г/м2.


Valmex 1200 грамм

Недостаток однослойной модели один — правильный материал для его изготовления выходит дороже, чем для двухслойных поплавков, это не рентабельно для производства «на поток».

Двухслойные

Герметичный надувной слой расположен внутри силовой оболочки. Такие поплавки тяжелее в сухом весе, а после сплава прибавляется вес воды во внутреннем межслойном пространстве. Их гораздо сложнее высушить и правильно собрать — сборка может занять несколько часов. Они занимают больше места при хранении. Пробоин боятся не меньше моно.

Внутренняя ёмкость сшита из лёгкого материала средней прочности. Она отчасти повторяет форму основного баллона, чтобы избежать лишних складок, но длиннее него. Благодаря этому камера не накачивается воздухом до упора, а отсутствие давления снижает нагрузку на швы. Лучшие ткани: финская Viniplan 6331 boat 550 г/м2, VALMEX Boat Life raft 7326 500 г/м2.


Ремкомплект MEHLER PLASTEL® boat TE 70

Для ремонта хорошо себя зарекомендовала ПВХ PLASTEL boat TE 90 и TE 70: отлично клеятся, прочность на разрыв полоски 5 см 2800/2800N. С клеем сложнее, на производстве пользуются двухкомпонентными. Один из компромиссных вариантов французский BOSTIK.

Форма гондол

Гондолы первых катамаранов имели простую сигарообразную форму. Шить их нетрудно, а при желании увеличить объём можно сделать изменения в выкройке без сложных расчётов.

На судно с такими баллонами удобно крепить палубу и приспособления для мотора или паруса, поэтому «сосисочные» катамараны – лучший выбор с точки зрения туристов, не ищущих экстрима.


Спортивные двухместные модели шьются в стиле «верблюд». Такое название они получили из-за наплывов-«горбов» на корме и носу. При этом средняя часть, где находятся гребцы и багаж, получается пониженной. Центр тяжести судна тоже смещается вниз, что делает его более устойчивым и управляемым. Кроме того, горбы частично защищают спортсменов от ударов встречных валов.

Количество секций

Внутреннюю ёмкость нередко снабжают перегородками, разделяющими её на несколько независимых секций. Это увеличивает вес катамарана и при сборке придётся каждую секцию накачивать отдельно. Но, даже если судно получит пробоину, в баллоне всё равно останется изрядный запас воздуха, и гребцы успеют самостоятельно зачалить судно к берегу.

Объём

Важная характеристика, от которой зависит грузоподъёмность судна и его способность преодолевать препятствия. Огромный поплавок запросто проходит умеренно сложные бочки, а при грамотной работе экипажа – опасные пенные котлы. Его не опрокидывают жёсткие валы, словом, в любых подобных ситуациях такой катамаран отличается высокой устойчивостью.


Максимальный груз для Урекса Турист-1: 350 кг, для Берег К6: 1700 кг.

Чем больше объём баллонов, тем ниже способность судна к маневрированию, поэтому на слаломных участках тоннажный кат будет чувствовать себя неуверенно.

Дополнительные особенности

  • Отверстия для надувных емкостей могут иметь разные варианты исполнения. Например, самозакрывающийся клапан (модели от «Рафтмастера»), молния («Басег»), рояльные петли («Сварог»).
  • Крепления продолин. У некоторых судов рама на шнуровке , для чего по бокам баллонов есть специальные гребни с люверсами, через которые пропускается верёвка. У такого крепления имеется недостаток – верёвку можно запросто перебить, к примеру, ударившись о камень. Из-за этого многие производители предлагают другой способ: коридор вдоль баллона . Однако вариант нередко подходит только для «родной» рамы, поэтому заменить повреждённую трубу, к примеру, деревянной штакетиной будет проблематично. С этой целью производители иногда совмещают оба крепления: коридор и гребни .
  • Карманы, ручки . Для удобства катамаранщиков на баллонах могут быть отдельные карманы для спасконца, насоса или ремнабора, а также специальные ручки, за которые можно поднимать судно или хвататься, оказавшись в воде.
  • Индивидуальный пошив . Производители предлагают готовые серийные модели, но многие по просьбе заказчика готовы внести изменения в имеющиеся конструкции. Так, при отсутствии внутренних перегородок в надувной ёмкости можно попросить их вклеить, или выбрать более плотный материал для днища. Кому-то хочется увеличить наплывы, проклеить швы, добавить ручки. Подобные улучшения позволят получить плавсредство «под себя».

Рама

Не менее важная деталь, от которой зависит прочность готовой конструкции. Рама катамарана должна быть лёгкой, надёжной и крепкой, чтобы не сломаться при ударах, а это качество достигается разными способами. Начну с правильного материала для рамы.

Материал

Дюралюминий применяют чаще других сплавов. Особенно часто рекомендуют трубы Д16Т, обеспечивающие лучшее соотношение прочности и веса. Изредка встречаются титановые рамы, но они достаточно хрупкие и являются исключением из правил.

Дерево . При экстремально сложной заброске с длительной пешкой многие туристы предпочитают делать каркас на месте стапеля. Разумеется, это возможно лишь в тех районах, где удастся найти подходящие молодые деревья.

Манипуляции с деревом потребуют больше времени, чем сборка «родной» рамы, но позволят существенно сэкономить вес транспортируемого снаряжения. Готовая деревянная конструкция получается прочной и не очень тяжёлой, поэтому на катамаране можно спокойно проходить любые препятствия, которые по силам экипажу.
Дерево часто выручает и тех, у кого случилась поломка, ведь на реке других вариантов починить раму попросту нет.

Форма и длина

  • Обычная рама – это скреплённые между собой прямые отрезки трубы. Продолины крепятся по бокам гондол и соединяются поперечинами. У некоторых «верблюдов» имеется ещё и специальная выжимная труба, проходящая под сидушкой и выравнивающая площадку под коленями гребца. Её концы зажимаются под поперечинами.
  • Изогнутые трубы . Существуют модели катамаранов с изогнутыми трубами, например, тритоновский «Аргут». Подобное исполнение каркаса позволяет сформировать баллон и повысить жёсткость конструкции, но имеет ряд недостатков. Один из них – невозможность починить раму в условиях похода.
  • Длинные продолины имеют два варианта исполнения: прямые трубы и гнутые. Они увеличивают жёсткость баллона, благодаря чему катамаран лучше держит курс и режет валы. Однако при нырянии в бочку с крутого слива жёсткие носы глубоко зарываются, и вода может вытолкнуть катамаран на носовую свечку. В свою очередь, жёсткая корма, попав под слив, передаёт усилие на всю раму, что опять же может закончится кормовой свечой.
  • Короткие продолины бывают только прямыми. Оконечности носа и кормы у таких катамаранов мягкие, поэтому в бочке носы «всплывают», спасая судно от свечи и переворота, а корму под сливом притапливает и выталкивает. Вот только расплатой за устойчивость в бочках будет меньшая управляемость.

Способы сборки каркаса

Жесткое болтовое соединение. Поперечины и продолины скреплены болтами, поэтому рама получается жёсткой. Катамаран становится максимально послушным и реагирует на все действия участников экипажа, однако такой каркас неустойчив к деформирующим нагрузкам.

Другие недостатки подобного соединения: болты могут погнуться, усложняя тем самым сборку и разборку, а иногда теряются, поэтому в ремнабор для катамарана с жёстким каркасом лучше на всякий случай положить несколько скруток.


Болт и скрутка

Гибкое соединение на скрутках. Раму на скрутках легче собрать: в качестве соединительных элементов здесь используются жгуты с дюралевым воротком, фиксирующимся манжетой. Другой вариант – обычные полоски резины, нарезанные из старых автомобильных камер. Видел даже бамбуковую раму, скрученную одним лишь скотчем.

Каркас на скрутках получается мягким, прощает значительные деформации, нейтрализует энергию удара, но судно на действия гребцов отзывается с небольшим запозданием.

Цельные и разборные поперечины

Продолины длинные, поэтому разделены на две половины. Это не влияет на прочность рамы, так как значительного напряжения в местах соединения не возникает. Зато с поперечинами, испытывающими разные виды нагрузок, не всё так просто.

Цельная труба надёжней разборной, но мощная вода может сломать что угодно, поэтому нет смысла лишать себя удобства.

Разборные поперечины . Причина их появления связана с удобством и правилами перевозки багажа, которые делаются всё строже. Многие туристы решились на разборную конструкцию – свёрток с вёслами и каркасом становится короче и легко помещается на третью полку.
Такая мера усложняет сборку и есть риск срезать болты на торчащих из воды обливняках.

В целом, конструкция приживается, и на водных маршрутах всё чаще можно встретить плавсредства с разборными поперечинами. Некоторые туристы додумались сдвинуть место соединения от центра ближе к баллону, где нагрузка на каркас меньше.

Сидушки

Количество сидушек в идеале равно числу гребцов и кратно двум, так как экипаж распределяется поровну по обоим баллонам. Но возможны и варианты: на «латвийской» двойке сиденья находятся между гондолами.

При матрасном сплаве допустимо размещение пассажиров на рюкзаках. На сложных маршрутах посадка гребца должна обеспечивать безопасность и удобство, поэтому сидушки заранее пришиты к внешней обшивке, либо жёстко закрепляются на месте.

Затекание ног в коленной посадке — нерешенная проблема сплавов на катамаранах. На плёсовых участках удастся передохнуть, распрямив ноги, но даже сойти с ката на берег порой бывает сложно.

Понятие удобства для каждого катамаранщика индивидуально, но не подлежит сомнению лишь одно – сиденье должно быть достаточно высоким, чтобы снизить нагрузку на колени.

На спортивных катамаранах встречается две разновидности сидений : «пулемёты» и более привычные надувные:

  • «Пулемёты» получили столь неожиданное название из-за опоры, напоминающей пулемётную сошку. Конструкция довольно удобная, не сдуется в неподходящий момент, но широкого распространения не получила и воспринимается как экзотика.
  • Надувные сидушки, или банки , более популярны. Они проще в сборке, удобны и имеют всего один недостаток – если случайно вылетит заглушка, сиденье сдуется. Однако такое бывает редко, а во всём остальном приспособление показало себя с лучшей стороны.

Коленные упоры – обязательная часть сидушек, они удерживают гребца на месте, не давая выпасть и позволяя без затруднений работать веслом. Свободным концом они крепятся за продолины и регулируются в зависимости от нужд и габаритов конкретного человека.

У катамаранов «Белрафт» предусмотрено даже по две лямки с каждой стороны, однако по-настоящему оценить подобное удобство сумеют разве что люди с ростом выше среднего.

Фиксирующие ремни способны удерживать ногу в разных местах: кому-то удобней, чтобы они располагались максимально близко к корпусу, но есть и те, кому больше нравится опора на середину бедра. Такие моменты индивидуальны и каждый спортсмен регулирует лямки под себя, благо производители катамаранов дают такую возможность.

Дополнительная деталь на упорах – пряжка-самосброс, как у моделей «Рафтмастера». Она нужна, чтобы освободиться при перевороте, если за ремни зацепилась защита или другие элементы снаряжения.

Дополнительные детали

Палуба или тент встречаются на большинстве плёсовых и тяжеловесных моделей, видел даже палатки на палубах. Необходимы так же водоотталкивающиесумки для багажа.

Не помешает возможность установки паруса и съемного транца для мотора. Словом, совершенству нет предела, и до тех пор, пока существуют катамараны, их конструкции будут модернизироваться.

Создать универсальное судно, подходящее для всех видов сплава, вряд ли получится, но существующие модели имеют все шансы стать лучше.

По типу корпуса надувные катамараны довольно сильно отличаются. На сегодняшний день наиболее распространенными принято считать глиссирующие модификации. Дополнительно имеются водоизмещающие конфигурации. Самостоятельно собрать катамаран довольно сложно. Однако если подобрать все необходимые материалы, то сделать это можно. Также важно внимательно придерживаться чертежей при сборке. Чтобы изучить данный вопрос подробно, лучше всего ознакомиться с самыми интересными моделями катамаранов, которые существуют.

Модификация с уключиной

Чтобы собрать с уключиной надувной (чертежи показаны ниже), в первую очередь заготавливаются два поплавка. По длине они должны составлять не менее 3.5 метра. Непосредственно уключина предназначена для удержания мачты. После закрепления поплавков можно приступить к рулевой колонке.

Для этого чаще всего используется труба диметром около 3.5 см. Далее на поплавок устанавливается баллер. Чтобы его закрепить должным образом, необходимо использовать бимсы. Следующим нужно установить стрингер. Стойка руля монтируется только после румпеля. Подбирают его чаще всего прямоугольной формы. Рундук следует устанавливать с большой натяжкой. Для мачты берется труба диаметром не менее 5.5 см. Парус подбирается в данном случае отдельно. В конце останется только закрепить натяжители.

Модель со швартовой балкой

Чтобы собрать со швартовой балкой надувной катамаран своими руками, стандартно устанавливаются поплавки. Расстояние между ними должно составлять не менее 1.2 метра. Только после этого появится возможность установить баллер. Бимсы в данном случае необходимо подбирать с упорами. На следующем этапе важно заготовить балку. Устанавливать ее необходимо вдоль поплавка.

Рундук в данном случае должен располагаться над гиком. После этого сбивается непосредственно палуба катамарана. Далее можно устанавливать мачту. С этой целью на балке проделывают соответствующее отверстие. Непосредственно крепление должно происходить с участием натяжителей. Затем нужно установить румпель для управления катамараном. В конце работы останется только натянуть парус.

Катамаран с растяжкой тросов

Собирается с растяжкой модель (чертежи надувного катамарана показаны ниже) довольно просто. Работу в данном случае необходимо начинать с расчетов длины поплавков. Как правило, их заготавливают диаметром около 0.5 метров. После этого можно приступать к установке стрингера. С этой целью первоначально необходимо заняться монтажом баллера. Как правило, его используют прямоугольной формы. Далее к нему важно сразу прикрепить стойку.

Также для управления можно подсоединить румпель. Следующим шагом сбивается палуба на катамаране. Для этого доски подойдут длиною 1.2 метра. Рундук устанавливается только после гика. Растяжка должна монтироваться непосредственно на вертлюге. Для этого необходимо заготовить четыре винта. В конце работы устанавливается мачта. Также необходимо позаботиться о натяжителях.

Модель со швертом (ПВХ)

Со швертом надувные катамараны ПВХ (поливинилхлоридные) в наше время являются довольно распространенными. Начинать работу в данном случае целесообразнее с установки балки. После этого появится возможность зафиксировать два поплавка. Бимсы для катамарана чаше всего используются деревянные. Однако из алюминиевой пластины их также можно изготовить.

Стрингеры в данном случае необходимо подбирать длиною не менее 3 метров, однако многое в этой ситуации зависит от ширины поплавков. Следующим шагом устанавливается стойка. Непосредственно на нее крепится шверт. Необходим он для управления катамараном. Менять его положение можно благодаря румпелю. Устанавливается он на стойку при помощи винтов. На этом этапе очень важно надежно зафиксировать опору.

Отзывы о катамаранах с подрундучником

Самодельный надувной катамаран данного типа на сегодняшний день встречается довольно редко. Подрундучники предназначены для управления моделью. Если верить отзывам, при сборке первоначально важно закрепить поплавки. Для этого подойдут обычные деревянные доски. Баллер в данном случае можно использовать деревянный.

Минимум длина стрингера должна составлять около 2.5 м. Как утверждают знатоки, бимсы на катамаран устанавливаются только после стойки. Румпель для модели можно подобрать небольшого размера. На этом этапе важно надежно зафиксировать натяжитель. Сделать это можно при помощи гаечного ключа. Затем устанавливается подрундучик. Закрепить его на подставке можно при помощи винтов. При этом вертлюг он перекрывать не должен.

Модификация с продольными бимсами

С продольными бимсами надувной катамаран (фото показано ниже) является очень прочным. Для того чтобы собрать модель, необходимо заготовить два поплавка. Длиною они должны быть не менее 4.5 метра. После этого собирается непосредственно стрингер. Сваривать его самостоятельно можно при помощи трубы диаметром 3 см. После этого появится возможность установить подставку. Для этого доски следует подбирать длиною около 1.3 метра.

Натяжители для катамарана лучше всего подходят стального типа. Бимсы на этом этапе необходимо укладывать очень аккуратно. Передней частью они должны смотреть в сторону палубы. Для их фиксации многие специалисты рекомендуют использовать винты. После их закрепления останется только установить гак с мачтой.

Отзывы о моделях с поперечными бимсами

С поперечными бимсами катамаран надувной отзывы в основном имеет положительные. Сборку модели необходимо начинать с заготовки двух поплавков. Если верить отзывам, в диаметре они обязаны составлять не менее 35 см. Следующим шагом важно закрепить баллер. Бимсы в этом случае используются только с опорами. Толщина их минимум должна составлять 2.2 мм. После этого фиксируется непосредственно стрингер. В диаметре он должен быть не менее 2.5 мм. Следующим шагом на катамаран устанавливается стойка. Как утверждают эксперты, высота ее минимум должна составлять 1.2 метра.

Чтобы ее сделать самостоятельно, необходимо использовать металлическую трубу диметром в 2.3 см. После этого на катамаран крепится стальной рундук. Чтобы его зафиксировать, важно использовать винты. Подойдут они с маркировкой М6. Румпель в данной ситуации можно использовать не большого размера. Далее останется только зафиксировать гик. С этой целью в первую очередь устанавливается натяжка, а далее фиксируется вертлюг. После этого можно монтировать непосредственно мачту. Парус необходимо для катамарана подбирать отдельно. Натяжители при сборке многие специалисты рекомендуют использовать небольшой ширины.

Катамаран с намоткой уплотнителя

Надувные катамараны данного типа на сегодняшний день считаются довольно распространенными. Поплавки в данном случае фиксируются жестко. Начинать сборку модели необходимо с разметки будущей палубы. После этого фиксируется поплавок. Баллер в данной ситуации важно подбирать цельного типа. Толщина его максимум должна составлять 2.3 мм. Бимсы многие специалисты советуют использовать алюминиевые. Износ у них довольно малый. Также следует учитывать, что стрингеры подбираются исходя из ширины поплавков.

Румпель, в свою очередь, должен быть длиной в 1.2 метра. В противном случае управлять катамараном будет некомфортно. Стойку под румпель необходимо делать из стальной трубы. В диаметре она должна составлять как минимум 2.3 см. Гик в данной ситуации используется алюминиевый. Намотку уплотнителя необходимо начинать со стороны румпеля. В месте расположения стойки ее придется прервать. При этом уплотнитель важно зафиксировать при помощи натяжителя. Затем крепится вертлюг. Далее намотку нужно продлить до носовой части.

Сборка устройства со стопором

Надувные катамараны со стопором складываются непросто. Проблема в данном случае заключается в поиске нужного баллера. Минимум толщина его обязана составлять 2.3 мм. Самостоятельно его изготовить можно из стальной пластины. Для этого придется воспользоваться сварочным инвертором. В первую очередь вырезается прямоугольный лист. Далее необходимо приварить две опоры. Высота их должна составлять не более 3.4 см.

Все это необходимо для того, чтобы надежно закрепится на гике. Далее складывается стрингер. Использовать для этого трубу важно только из алюминия. Для того чтобы зафиксировать стопор, необходимо заранее заготовит четыре винта. В первую очередь подделываются отверстия на стрингере. Первое из них должно располагаться на расстоянии в 2 см от переднего края. Остальные три отверстия для стопора делаются у задней части. Далее важно закрепить стопор при помощи натяжителей.

Модели с дюралюминиевыми листами

Чтобы собрать надувные катамараны данного типа, необходимо заготовить четыре листа. Однако в первую очередь специалисты советую сделать замеры поплавков. Минимум их длина обязана составлять 3.5 метра. После этого фиксируется палуба. Сделать ее довольно просто из досок. В данном случае длина их минимум обязана равняться 1.2 метра. После этого можно сразу установить подставку. На этом этапе придется воспользоваться сварочным инвертором. Опора должна располагаться непосредственно над подставкой.

Листы укладываются со стороны румпеля. Для того чтобы подготовить палубу для этого, важно сразу установить вертлюг. Многие специалисты рекомендуют использовать стальные натяжители. Зафиксировать листы можно при помощи винтов с маркировкой М6. Дополнительно нужно установить зажимные кольца для лучшей фиксации. После монтажа листов необходимо приступить к изготовлению мачты. Затем останется только зафиксировать румпель для управления моделью.

Постройка катамарана

Прошлой осенью я начал строить катамаран. В июне судно было готово к выходу на воду. При этом, делалось все за городом, где мы проживаем постоянно, и где у нас имеется целый свободный домик (который мы так и назвали - эллингом), поэтому строить катамаран можно было в своем собственном помещении. Кроме того мы фрилансим, поэтому заниматься катамараном можно было в любое свободное время - хоть утром, хоть днем, хоть ночью, без рабочих дней и выходных. Именно поэтому, думаю, катамаран был построен достаточно быстро. В противном случае на него ушло бы не менее года.

Катамаран задуман как походный, с грузоподъемностью до 800кг. Габариты сего чуда - 6 х 2.7 м (2.2 по осям корпусов). Мост - 4.5 х 2.5 м. Жесткость призван обеспечить довольно высокий паук, а также весьма жесткая и толстая мачта. Поплавковая ферма сделана из тех же профилей, и поперечены установлены между верхними и нижними ее продольными элементами. Сверху одна труба, снизу - 2.

Строился катамаран с использованием непривычного материала - прямоугольных труб. Супрематическим я его обозвал, так как там у меня сплошные прямоугольники, а круглая труба предполагается всего одна - швертовая балка. Все остальное - из профилей прямоугольного сечения 80 х 40 х 2, АД31Т1.

Выбрал именно такие трубы я в первую очередь потому, что с ними очень легко работать, а также не требуется никаких ухищрений для соединения различных элементов меж собой. Сплав этот все кругом почему-то не любят, однако, справочники говорят о том, что по своим механическим характеристикам он весьма близок ко всеми горячо любимым АМг5 и АМг6.

На катамаране мы сходили в три путешествия

Груз мы размещали преимущественно на корпусах, в полиэтиленовых бочках вдоль ферм. Топливо в канистрах располагалось на жесткой палубе. Также на палубе стояла пара рундуков, в которых находилась наша походная кухня и инструменты - это было очень удобно.

Спали мы в обычной китайской палатке, купленной за пару тысяч рублей. Днем палатка снималась, а ночью устанавливалась на палубе. В этой палатке мы спали прямо на воде, что позволяло обходиться без выхода на берег в тех случаях, когда высадка была затруднена. За два месяца путешествия мы ни разу не ставили палатку на земле, даже если катамаран при этом находился на берегу.

Впервые в жизни в путешествии у нас было электричество. На палубе катамарана стоял загерметизированный ящик с автомобильным аккумулятором. Аккумулятор запитывался от моторного генератора, и впоследствии, от аккума заряжалась вся наша электроника - навигатор, ноутбук, фотоаппарат, читалка, телефоны. Это значительно повышает уровень комфорта и облегчает жизнь.

Что касается переделок и модернизации, то некоторые мысли, конечно, есть.

Модернизация катамарана

1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.

2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.

3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.

4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

Материалы и комплектующие для строительства катамарана

Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис. Их сайт – www.neriskayaks.com Обошлись они нам в 2011 году в 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.

Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Заказали мы их у питерского мастера – Новицкого. Его email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Обошлись они нам в 10 000 рублей.

Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.

Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.

Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.

50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава. Купили ее в Листмете.

Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.

Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок. Купили их в Метизах.

Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.

На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.

Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.

Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.

Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные бабки, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Поэтапное строительство катамарана

Рама

Сейчас у меня уже готова "верхушка" рамы, т.е. пока еще нету нижних коробов. Штука получилась весьма мощная, профиля сами по себе в вертикальном направлении довольно жестки, а кручению сопротивляются не сильно (что, ИМХО, хорошо). Во всех местах, где есть отверстия, установлены усиления изнутри и снаружи, а в сами отверстия забиты алюминиевые трубки 12х1 (крепеж весь М10).

Выкатка из эллинга

Началось строительство в ноябре 2010 года, а в апреле 2011 приволок я катамаранные баллоны, которые весят, наверно килограмм 50, и в связи с этим мы наконец выволокли наш строящийся катамаран на улицу. Радостное событие, типа "выкатка из эллинга". Теперь от завершения строительства нас отделяет всего-ничего.

Надобно доделать центральную секцию палубы, которая сделана из фанерных листов, подкрепленных карлингсами; соорудить моторную балку; сделать мачту и такелаж. Самое главное, конечно, это мачта и такелаж, и вроде бы дел на пару дней, но все тормозится из-за отсутствия нужной трубы и нержавеющей полоски, из которой я хочу сделать путенсы "паука". Рулевое и швертовые устройства у меня готовы, но пока еще не установлены, на их деталях сохнет лак. Ну а вот и картинки, на которых мельком показан процесс сборки катамарана.

Полусобранная рама

Шпангоут

Кормовой транец

Моторная штанга

Меня всегда вдохновляли модные паралелограммные транцы, но так как я знаю толк в извращениях, я сделал все по-своему.

Особенность моего варианта в том, что для подъема мотора транец надо не тянуть вверх, а давить вниз. Таки мотор довольно тяжелый, и вытягивать его балансируя где то на кормовой балке, чревато для здоровья. Мне же для подъема транца требуется наступить ногой на штангу, надавить хорошенько, и поставить ее на стопор, в одном из 3 положений.

Так как мотор у меня длинноногий, опустить его я на земле не могу. Целью сооружения такого извратного механизма было, естественно, надежное заглубление мотора при работе, мелководный режим, а также убирание подальше от воды мотоголовки, когда мотор выключен.

На всех вертящихся осях, кстати, стоят втулки из алюминиевых трубок. Думаю, чем бы их смазать таким консистентным и несмываемым.

На установленный мотор я аккуратно подергал туда и сюда. Вроде все выглядит надежным. Впрочем, при поднятом положении хочется сделать какое-то усиление, чтобы всю конструкцию не свернуть, например, сильным ударом. Также все это дело пока не имеет никакой защиты от падения. То бишь если при подъеме и опускании рука соскользнет с рукоятки, или нога как-нибудь сорвется, то вся халабуда адски ударится о стопор. Ничего хорошего в этом не будет. Надо бы сделать хотя бы прокладочку. Вообще я думаю и о каких-нибудь резинках или пружинах, облегчающих работу.

Мотор я заводил в бочке - вибрации присутствуют неслабые, но и не смертельные при этом. В районе кокпита они в основном уже гаснут, а вот кормовая балка вибрирует будь здоров. Отсюда возник вопрос к знающим френдам: как защитить болты и гайки от раскручивания? Посадить их на краску (нераскручиваемые при разборке), или, может на гроверы? Может самоконтрящиеся гайки поискать, или вообще, контргаек накрутить? Дело в том, что детали подвески соединены через резиновые прокладки, т.е. болты сильно не затянуть.

Такелаж

Собственно, сделал сегодня "паук". Рама в связи с этим стала реально жесткой. Впрочем, когда я приделаю мачту, то она станет еще жестче, так как я рассчитываю именно на мачту, как основной элемент, обеспечивающий жесткость, и на ее 8 вант. Но и с пауком тоже ничего: садишься на один угол, а противоположный приподымается - благодать.

В общем-то все у меня сделано просто и бесхитростно. Стойкой паука служит ядреный фанерный швертовый колодец, стоящий в фанерной же платформе.

Сверху на этой платформе будет лежать алюминиевая полоса, а на ней будет стоять степс мачты. Колодец, думается мне, надо усилить сбоков ребрами жесткости. На некоторых фотографиях трубы кажутся гнутыми, но вы не пугайтесь, это параллакс объектива))

Мачта

Ну, стало быть, почти закончил я с мачтой и стоячим такелажем. Почти - это значит, что на мачту мне предстоит еще понацеплять мелких примочек и покрасить ее. Возможно, поставить двурогую краспицу. Ну да ладно, распишу все по порядку.

Так как мне с самого начала втемяшилось сделать все просто и по понятиям, мне, кроме вант и штага, необходимо было раскрепить мачту еще и 4 штагами - двумя бакштагами и двумя форштагами (?). На этих снастях предполагалось висеть углам моста, для пущей жесткости. Вся сложность заключалась в том, что бакштаги вполне естественно должны цеплять заднюю шкаторину грота, не давая ему поворачиваться. Самый простой вариант решения этой проблемы заключался в намеренном увеличении высоты мачты и задирании топовой оковки как можно выше. Однако, от этого меня отговорили, и я применил другое, очень спорное решение. В его эффективности и надежности я до сих пор не уверен: я сделал наверху такую особую кочергу, выносящую точку крепления бакшатагов на полметра в корму.

Вот эта кочерга пока просто висит на лежащей мачте. Такую приблуду я неоднократно видел на картинках настоящих жестких лодок, но ничего конкретного про нее мне найти нигде не удалось. Немного подумав, я просто решил, что пущай, будь что будет, и вырезал ее из фанеры. Понятное дело, что эта хрень очень сильно гнет мачту, и сразу возникает необходимость установки двурогой краспицы куда-то на оковку основных вант. Однако, делать краспицу и ромбованты сразу мне было лень, и я просто вставил в мачту в том месте длинную семидесятисантиметровую втулку.

После некоторой подготовки мы установили мачту. Вот и кочерга на топе, стоит себе. Лицезреть это шоу собрались все домашние, и очень кстати, скажу я вам. Пропихивать мачту о шести с половиной метрах через густо нависшие еловые ветки - дело не для средних умов, для этого понадобились усилия сразу трех человек: мамы с рогатиной; меня, тянущего мачту за штаг; Наташки, бегающей вокруг и поправляющей путающиеся и зацепляющиеся за все тросы.

Итак, стоячий такелаж состоит у меня из 11 тросов: 4 штага на топе, 2 основные ванты, стаксельштаг, 4 нижние ванты. На этот раз я решил использовать обычную оцинкованную сталь. Это дешевле и таит в себе меньше коррозионного гемора, чем нержавейка. Да и нету смысла использовать нержавеющую сталь выше палубы. На байдарке, во всяком случае, оцинковка прекрасно служила в течение двух сезонов и до сих пор находится в исправном состоянии.

Сама мачта изготовлена по чисто колхозным технологиям. Ликпаз сделан из разрезанной вдоль трубки, привернутой саморезами к основной трубе. Стык между ликпазом и основной трубой щедро и аккуратно замазан силиконовым герметиком. Мачта состоит из трех колен: 2.5м - 1.5м - 2.5м. Втулки сознательно сделаны как можно более длинными, а снизу и сверху вставлены для усиления куски по 70 см. Да, мачта сделана неповоротной, основная труба - 50х2 Д16Т. Сплав этот мне ужасно не хотелось использовать из-за его нежности в отношении коррозии, но других труб нигде не нашлось. Изначально мне хотелось взять вообще трубу 80х2, но с такими жирными трубами на базах оказался напряг. В итоге я имею тонюсенькую мачту, раскрепленную целой кучей тросов. Стоит нормально, крепко.

Степс пока не доделан, его требуется как-то мощно и до дури усилить.

Когда я настроил все веревочки, мы дружно принялись поднимать грот. Несмотря на все мои опасения он зашел в ликпаз легко и непринужденно.

Паруса я, кстати, заказывал у Сергея Новицкого. Это совершенно замечательный парусный мастер, который выполняет свою работу предельно качественно и прекрасно понимает, что именно нужно заказчику, даже если этого не понимает сам заказчик. Вот и сейчас грот встал просто прекрасно.

Затем мы прицепили к парусу уишбон, согнутый мной об ближайшую березу и бесхитростно законцованный трубками-втулками и алюминиевыми полосками. Так как пока никаких уток и стопоров у меня нигде не установлено, все веревки привязываются просто так, куда попало.

К счастью сегодня погода выдалась ветренной, поэтому на всю систему удалось посмотреть практически в действии. Вися свободно, грот, конечно, идет небольшими складками, но надуваясь ветром, он разглаживается и принимает правильную форму. Плюс есть легкая возможность как угодно гнуть мачту.

Моя топовая кочерга также оказалась работоспособной. Грот лишь слегка цепляет за подветренный бакштаг, а мачта при работе, вопреки опасениям, вовсе не гнется буквой зю. Опять же, мост, за счет всех этих снастей, стал ощутимо более жестким, чем без них, просто с нижними и основными вантами. Я это проверял, вывешивая углы и дергая их - качается весь мост, скручиваясь совсем немного.

Собственно, вот. Теперь осталось съездить за раксами для стакселя и поставить, наконец, его. Меня до сих пор волнует, как поведет себя мачта со стакселем. Тогда-то я и решу нужна ли мне краспица.

Ну а вообще остаются уже сущие мелочи:)

На этом, собственно наша запись пока заканчивается. Позадавайте, пожалуйста, вопросы - что нам стоит еще описать и что разъяснить.