Сказкотерапия для детей. Как помочь своему ребёнку? Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы . Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
  2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
  4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории. При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию.

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г.

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Заключение

Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.

Статью прочитали: 6 466

Содержание статьи:

Дети с большой охотой слушают либо придумывают различные сказки. Само понятие сказкотерпия подразумевает терапию либо лечение сказкой, то есть использование различных рассказов в доступной форме для коррекции поведения и сознания ребенка. Такие терапевтические сказки рассказывают о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Также сказкотеапия помогает формировать творческое мышление, развивает склонности к решению жизненных проблем, помогает почувствовать более уверенней, развивает самооценку и самоконтроль.

Сказкотерапия для детей

Психотерапевтические сказки можно рассказывать детям с самих ранних лет, как только ребенок начинает понимать речь. Поначалу в них присутствует очень простой сюжет, про зайку мишку и так далее, затем, по мере подрастания малыша, истории усложняются. Их можно читать на ночь перед сном.

Сказкотерапия может быть использована для развития речи и творческих навыков. Ее можно усилить, использовав различные куклы либо игрушки. Также можно попытаться нарисовать сюжет либо вместе изготовить персонажей с пластилина или других материалов.

Ребенок вместе с терапевтом либо родителем может самостоятельно придумывать сюжет сказки. Такие самостоятельно придуманные малышом истории позволяют определить спонтанное эмоциональное поведение, которое невозможно увидеть в обычной жизни. Иногда малыш предлагает свой поворот событий, при этом понижая голос либо проявляя волнение, покраснения, потливость.

Делая иллюстрации к сказке, ребенок освобождается от собственных страхов и тревог. Так сильные чувства малыш может изобразить различными чудовищами, темными красками. Но со временем рисунки приобретают более светлые тона.

Развитие речи сказкотерапией

Позволяя ребенку сочинять собственные сказки, важно задавать правильно вопросы, чтобы он сам мог установить причино-следственную связь. Такие сказки должны соответствовать его возврату.

Придумывая и рассказывая сказку, ребенок задействует различные стороны мыслительных процессов. Ухудшается выразительность речи, расширяется словарный запас. А прослушивание и понимание, предсказывание определенных моментов позволяет установить связь между событиями и сделать речевые выводы, установить связь с полученными опытом и знаниями.

Для развития речи малыша, у взрослого существует множество способов. Например, можно попросить ребенка взять интервью у главного героя либо сделать театрализованную сказку, переодевшись в сказочных персонажей, одев на руки куклы.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Чаще всего тема сказки посвящена глубоким вопросам и проблемам жизни и смерти, отношения к потерям и приобретению материальных вещей, любви и выбору жизненного пути. Такие истории помогают бороться с жизненными страхами, агрессией либо гиперреактивностью. По сути, специалисты выделяют несколько видов страхов, с которыми сталкиваются дети:

2-3 года они могут бояться животных и имеют ночные страхи;

В 4 года их пугают сказочные персонажи, насекомые;

В 5-6 лет - катастроф, школы, пожаров;

В 7-9 лет смерти и боязнь потерять близкого человека.

Рассказ психотерапевтической сказки подобно психологической консультации для взрослых. Сказкотерапия оказывает помощь там, где иные психологические методики могут не принести результата. В зависимости от возраста используют разные сказки. Это может быть мифы, легенды, притчи и прочие.

Также рассказав выдуманную сказку, можно ребенка научить правильному поведению, например, почему не стоит обижать других детей, почему хорошо делиться игрушками, либо почему полезно складывать игрушки, слушаться родителей и так далее.

Примеры сказок для сказкотерапии для детей дошкольного возраста

В терапевтической сказке главный герой сталкивается со своими страхами и пытается их преодолеть. Чаще всего все события выдуманные и нереальные. Иногда он может иметь одного либо нескольких помощников, которые содействуют успеху у главного героя. Они могут обладать большой силой либо специальными способностями. Таким образом, когда ребенок сравнивает себя с таким героем - это позволяет получить больше решимости и придает силы духу поступать правильно либо преодолевать свои страхи. Хорошо подобранная сказка творит настоящие чудеса.

Но иногда сказки можно начинать словами: "Жила-была девочка, похожая на тебя... ". Такое начало позволяет раскрыться ребенку и в игровой форме доверить свои чувства и переживания. Так, к примеру, чтение сказки Г. Х. Андерсон "Гадкий утенок" позволяет детям бороться с чувствами низкой самооценки. А чтобы повысить стрессоустойчивость, для детей более старшего возраста можно рассказывать различные страшилки. Для этого нужно рассказывать устрашающим голосом, но конец должен быть со смешным и с неожиданным концом. Как вариант, можно предложить ребенку продолжить начатую сказку, таким образом, это позволит с пассивного слушателя стать активным участником.

Сказки можно разделить на несколько видов:

Художественные сказки – это народные либо авторские истории, которые несут мудрость, различные нравственные ценности;

Обучающие сказки;

Психокоррекционные сказки, которые позволяют ребенку решить определенную проблему либо ситуацию;

Медиативные сказки, предназначенные для расслабления и получения определенного положительного опыта.

Сказки могут принадлежать одновременно к разным группам. Также можно делать так называемой салат из сказок – совмещать различные известные ситуации и главных героев. Например, можно вместе с ребенком придумать сказку «О Красной шапочке и о ковре самолете». Можно попробовать рассказывать знакомые сказки по-другому, например, Красная шапочка хитрая, а серый волк добрый.

Таким образом, рассказ сказки перед сном можно превратить в развивающий, обучающий процесс развития ребенка и потому не стоит пренебрегать этой возможностью.

Сказка "Кто не хочет чистить зубки"

Возраст детей: 4-7 лет.

В одной волшебной стране жили-были зубки. Да-да, обычные зубки. Среди них был один маленький зубик по имени Зубастик. Зубастик очень любил грызть орешки, яблоки и конфетки.

В этой волшебной стране у всех зубов были свои домики, где они ели, спали и чистились. Наш зубик очень любил поспать и поесть, а вот чиститься щеткой ему совсем не нравилось … лениво ему было.

«Удовольствие от этого дела никакого, пользы тоже не вижу, - рассуждал так Зубастик - только время зря трачу, лучше пожевать в это время конфету …»

И однажды решил зубик совсем перестать чиститься.

Целыми днями напролет Зубастик грыз орешки и ел разные вкусности. Весело ему жилось и не приходилось дважды в день тратить время на чистку.

Однажды Зубастик пошел в гости на день рождения к другу. Когда он пришел домой к нему, то почему то никто не захотел с ним разговаривать и играть.

«Что это с ними? Раньше же им нравилось со мной играть», - расстроился Зубастик.

Там был огромный вкусный торт с шоколадом и орехами. Зубастику тоже достался кусочек торта, но к всеобщему удивлению, как только Зубастик попытался съесть тортик, то сразу закричал от боли, заплакал и убежал.

«Что это с Зубастиком? Раньше же ему нравилось есть сладости», - удивились все.

А у Зубастика так разболелось все-все от этого шоколадно-орехового торта. Ой, как было больно, даже плакать и шевелиться было ужасно больно.

«Наверное, я умираю»,-решил Зубастик и побежал быстрее в больницу.

В больнице его встретил добрый доктор Чистозуб, осмотрел он Зубастика, покачал головой и сказал: «Да, это очень тяжелый случай, я ничем не могу здесь помочь».

«Неужели это все? Неужели я больше никогда не смогу грызть?! »- испугался зубик и горько-горько заплакал.

Врач Чистозуб спокойно ответил: «Будешь ты грызть еще или нет, зависит только от тебя. Каждый сам должен следить за своим здоровьем. Ты, дорогой Зубастик, когда в последний раз чистился, например? »

Зубастик задумался … и не смог вспомнить, когда это было в последний раз: «Давным-давно, наверное».

«Ммммм, и ты удивляешься, что тебе так больно есть? - удивился врач, - ты что не знаешь для чего зубы чистятся?»

«Нет …» - неуверенно простонал Зубастик.

«Зубы чистятся для того, чтобы на них не накапливались грязь и остатки пищи. Ведь все это остается на зубках, и если не чистить зубки специальной щеткой, то вся эта грязь начинает разрушать зубки, поэтому у тебя все так болит, Зубастик, - ответил доктор Чистозуб. - Решай сам: если ты хочешь выздороветь, то нужно чиститься утром и вечером, и не жалей на это время».

Зубастик кивнул и бегом побежал домой, нашел там свою зубную щетку и долго-долго оттирал с себя всю грязь. Затем зубик посмотрел на себя в зеркало и увидел, что он весь покрыт маленькими дырочками, которые под грязью было не видно.

«Что же я с собой сделал …» - горько вздохнул Зубастик.

С тех пор прошло много времени. Зубастик тщательно каждый день чистился утром и вечером, он снова стал белым и крепким, он снова смог есть орешки и сладости. Только вот маленькие дырочки так и остались, как напоминание о его ленивом поступке.

Сказка "Общение"

Направленность: - научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе …

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу - игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова … Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

Давай напишем письмо «потерянным вещям». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты готов?
- Да! - ответил Артем.
- В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!
- А ты бы обрадовался?
- С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

И вы, дети, тоже помните это правило!

Сказка "Зачем нам мыло"

Терапевтический эффект - усвоение дошкольниками гигиенических норм и правил.
Возраст детей: 3-6 лет.

В очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными, чумазыми и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.

Но сначала мыло было жгучим и горьким, когда утром мамы мыли детей, то все они плакали и кричали. И тогда, наконец, создали мыло душистое, нежное, которое пахнет цветами и фруктами. Дети очень обрадовались.

После этого мылом помылись все, но одежда оставалась грязной. И вот одна женщина попыталась постирать одежду. Она взяла мыло, воду и начала стирать. И произошло чудо, люди заметили, что из мыльной пены можно надувать замечательные пузыри.

С тех пор как появилось мыло - все стали чистыми и опрятными.

Но все же встречаются дети, которые не хотят мыться и грязь собирается в них под ногтями, в волосах, в ушках.

А вы любите мыться? (Ответы детей).

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!

Елена Мартинякова
Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста

1. Введение

3. Способы и приемы сказкотерапии .

4. Сенсорика в программных сказках для детей раннего возраста .

5. Заключение.

Введение

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия . Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Существует следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения могут получить дети из сказок .

2.1Слово “ сказкотерапия “ появилась в русском языке сравнительно недавно. И как, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, вызывает многообразные ассоциации.

Для одних “ сказкотерапия “ –это лечение сказками , для других – приемы коррекционной работы.

Для третьих- способ передачи основных знаний о жизни.

Прежде чем начать разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства,давайте вспомним одну старую восточную притчу. Странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано- Переверни и читай. Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне- Зачем ты ищешь нового знания,

если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? Может эта притча как раз о сказках ?

Современная наука различает следующие типы сказок :

1. Сказки о животных .

2. Волшебные сказки .

3. Новеллистические сказки . (бытовые)

4. Легендарные сказки .

5. Сказки-пародии .

6. Детские сказки .

Детская сказка - одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка , которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка !

Выбирая детскую сказку для малыша , обязательно учтите особенности его психического развития . Необходимо

знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность , удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей . Это возраст , когда детям очень нравятся сказки о животных . Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными , их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам , как «Репка» , «Теремок» , «Колобок» . Подобная организация речи «сказителя » помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное взрослыми по сказке с помощью кукол .

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок . Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок . В этом аспекте надо быть предельно аккуратно и не пугать ребенка, а разобраться, разъяснить ситуацию.

2.2 Способы и приемы сказкотерапии .

Итак, некоторые приемы :

Чтение и последующее обсуждение сказок ;

- рассказывание сказки ;

Изменение конца сказки ;

Драматизация (постановка)

Рисование иллюстраций

Сочинение сказок .

2.3 Сказочные зачины .

Развитие слухового восприятия : жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки-грохотал всегда и везде, даже не задумывался о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком, сонный час, во время игр и разговоров своих родителей….

Развитие зрительного восприятия : зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшийся смелостью. Он боялся не только волка и темноты….

Развитие цвета : в Волшебной стране жил красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним…

Программные произведения. Сказки и потешки (вторичные сказки ) .

Сорока-сорока. Осязательные ощущения (круговые движения пальчиком по ладошкам) . Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки также осязательные ощущения.

Петушок-петушок- обследование, изучение частей тела с показом различного петушка, а именно мягкая игрушка, резиновая, пластмассовая).

Курочка ряба (тук-тук звукоподражание, яичко-овал, обследование курочки) .

Колобок (круглый, кругленький, желтенький-как солнышко) .

Репка. Круглая, большая пребольшая, желтая, травка зеленая.

Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека.

Эмоции радости.

Знакомство с потешками “ Два веселых гуся”, “ Гуси-гуси”.

Знакомство с эмоциями страх. “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”.

Знакомство с эмоциями обида. “ Репка”.

Знакомство с эмоциями грусть. “ Курочка Ряба”, потешка Рева-корова”.

Заключение

Увы, но в пределах одного семинара мы не можем рассказать вам обо всех секретах, которые скрывает в себе сказочное воздействие , как и не можем перечислить даже основные методы сказкотерапии . Но мы можем определить базовую модель сказки , которая поможет нашим малышам.

1. Создайте мир, в котором ребенку будет интересно и безопасно.

2. Не ограничивайте этот мир пределами вашей группы или комнаты. 3. Создайте постоянных героев вашей сказки , которые будут помогать или мешать нормальному ходу событий.

4. Создайте главного героя, с которым ваши малыши смоут ассоциировать себя, и которые в сказках смогут решать все те проблемы, с которыми пока не моут справиться ваши малыши. Или преодолевать страхи, с которыми наши дети пока не в состоянии победить.

И старайтесь, чтобы каждый раз рассказываемая вами история была новой и интересной, ведь если ребенок будет скучать, или не сможет сопереживать судьбам героев сказки , сказкотерапия будет для него бесполезной и малоэффективной.

Литература.

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии

2. И. В. Вачков Введение в сказкотерапию

3. Л. А. Метиева Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста .

4. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста

Публикации по теме:

На дворе месяц март и все мы с нетерпением ждём прихода весны. Так хочется погреться под лучами тёплого весеннего солнышка,увидеть таинственное.

Наша группа называется "Солнышко".На центральной стене у нас постоянно красуется эмблема нашей группы-ласковое солнышко. Вы уже видели,как.

Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск) Деятельный подход в ДОУ.

Индивидуальный план самообразования «Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей» Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня на 2015 – 2020 гг. Воспитателя: Губиной Людмилы Викторовны Тема: «Реализация.

Сказкотерапия – термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах – педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. Сказкотерапия применима как для взрослого поколения, так и для детей. В основном используется при воспитании молодого поколения, при общении с дошкольниками. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Виды сказкотерапии

Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.

  • Дидактические сказки

Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.

  • Психокоррекционные

Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.

  • Психотерапевтическая сказка

Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.

  • Медитативные

Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.

Психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.

Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.

В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи), так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории.Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.

Функции сказок

В сказкотерапии выделяют следующие функции:

Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.

Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).

Символичность сказки заключается в донесении информации:

  • об устройстве мира, его создании;
  • самореализации в жизни мужчин и женщин;
  • о жизненных препятствиях и их преодолении;
  • о человеческих ценностях;
  • отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
  • отношения между поколениями;
  • прощение.

Типы сказок

Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:

  • Художественная

Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.

  • Народные сказки

Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).

  • Авторские сказки

Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).

  • Дидактические

Используют для подачи учебного материала школьникам.

  • Психокоррекционные сказки

Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.

  • Психотерапевтические сказки

Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.

Способ воздействия с помощью сказкотерапии

Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:

  • рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
  • сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
  • самостоятельное сочинение сказки самим клиентом.

Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;

  • подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
  • воплощение сказки в реальное действие.

Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.

Сказкотерапия для детей

Против чего помогает сказкотерапия

Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:

  • Сказки, помогающие побороть внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.)
  • Успокаивающие для детей с гиперактивностью.
  • Сказки, призванные на умиротворение агрессии. Актуальны не только в работе с дошкольниками, но и с подростками.
  • Сказки для решения расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: пропажа аппетита, недержание и другие.
  • Сказки для малышей, переживающих внутрисемейные глобальные изменения – развод родителей, появление нового члена семьи, желание найти другую семью.
  • Сказки для детей, переживших разлуку/потерю важного человека в их жизни, домашнего любимца.

Чего можно добиться различными методами сказкотерапии

Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.

Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.

Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.