Занятие в старшей группе наша земля. Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Слайд с животными дом. и дикие

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Земля на глобусе и карте»

Задачи:

Обучающие: дать представление о форме земли, её строении;

познакомить детей с глобусом и его назначением, дать понять, что карта это плоское изображение земного шара.

Развивающие: развивать воображение, мышление. Активизировать словарь

Воспитательные: подвести к пониманию уникальности нашей планеты, воспитывать стремление беречь нашу Землю.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете, планете, на которой мы живем. А как называется наша планета?

С незапамятных времен людям не давали покоя вопросы: Какова она Земля, есть ли у нее начало и конец? Одни люди считали, что земля покоится на спинах трех китов-великанов, или на слонах, которые в свою очередь стоят на громадной черепахе, плывущей по морю-океану.

Как ни думали, ни гадали, в одном сходились все: Земля, конечно плоская! Самые мудрые из мудрецов, предполагали, что Земля не плоская, а круглая, как шар, но доказать это можно было только совершив кругосветное путешествие.

Их корабли всё время двигались в одну сторону, обогнув Землю, и через три долгих года возвратились домой с противоположной стороны. Вот тогда то многие поверили, что Земля круглая.

В наше время космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей. С большой высоты отчетливо видно, что Земля - шар.

Наружный твердый слой Земли называется земной корой, глубже земной коры находится мантия, ещё глубже - земное ядро. Земля окружена воздушной оболочкой - атмосферой. Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали её модель, уменьшив размеры в миллионы раз. Эту модель назвали глобусом. Глобус - это модель Земли.

Отгадайте загадку:

Моря есть-

Плавать нельзя,

Дороги есть-

Ехать нельзя,

Земля есть-

Пахать нельзя. Что это? (Ответы детей)

Физкульминутка. «Обезьянки»
Мы сегодня обезьянки, - прыжки на двух ногах.
По-английски - просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу.

Воспитатель: Работать с глобусом не всегда удобно, видна бывает та часть поверхности земного шара, которая обращена к наблюдателю. Ученые изображение поверхности Земли перенесли на карту. При этом для удобства глобус разделили на два полушария: западное и восточное. Получилась карта полушарий, на которой сразу можно увидеть поверхность всего земного шара.

Посмотрите на географическую карту и на глобус. Каких только цветов здесь нет: синий и голубой, зеленый и желтый, коричневый и белый. Сделано это не ради красоты, а для того, чтобы и карта, и глобус могли нас как можно больше и понятнее рассказать о Земле. На карте и глобусе все моря и океаны от бледно-бледно голубых до темно-синих. Это сделано неспроста: чем глубже океан, тем темнее, гуще синий цвет. Чем глубина меньше, тем краска на глобусе и карте светлее.

На земном шаре есть и горы, и долины, и вершины, и низины, глобус и карта совсем гладкие. Как же они нам могут рассказать, что где находится?

Ровные, низкие пространства Земли - низменности выражены зеленым цветом. Более высокие участки суши- возвышенности - темно-желтым, коричневым. А ещё на карте обозначены населенные пункты: поселки, города.

А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется раз..»

Игра на закрепление материала:»Скажи правильно.»

Какую форму имеет Земля?

Какое она имеет строение?

Что такое глобус?

Почему карта и глобус окрашены в разные цвета?

Поглядите на глобус, мы знаем, что это модель Земли, где живут все люди на свете. И выходит, что Земля - земной шар - это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша- небо. Под ногами один общий пол- земная поверхность. На все человечество одна большая лампа -это Солнце и один общий водопровод- дождевые и снежные тучи. Да и вентилятор у нас один - ветер-ветрило. Поэтому мы, люди, должны любить и беречь наш общий, наш единственный дом.

Задачи :

Расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Развивать у детей познавательный интерес к природе, воображение, образное мышление;

Формировать стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

Развивать экологическую культуру дошкольников;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, природе;

Воспитывать интерес изучению природы Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Земля - наш общий дом»

Задачи :

Расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же : вода, солнце, воздух;

Развивать у детей познавательный интерес к природе, воображение, образное мышление;

Формировать стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

Развивать экологическую культуру дошкольников;

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, природе;

Воспитывать интерес изучению природы Кубани.

Материалы и оборудование : мультимедийная установка, слайды, (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, вода, солнце, воздух, символические изображения, глобус, стихи, загадки, мяч.

Словарная работа : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

Предварительная работа : рассматривание презентации «Планета – Земля » , иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

1. Организационная часть. (На фоне тихой музыки воспитатель читает стихотворение)

Слайд № 1-3 (Осенний лес) Быть может, вся природа -

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа -

Быть может, вся природа -

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа -

Желанье красоты?.

К. Бальмонт

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

(Ответы детей)

– Я предлагаю, вам отправиться вместе со мной в загадочный и интересный мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети : Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

2. Основная часть.

Воспитатель : Этот мир такой разнообразный и неповторимый, загадочный и до сих пор не изученный. Но вы, же уже много знаете об окружающем нас мире. И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Живая и неживая природа» с помощью нашего интерактивного оборудования.

Дети по очереди нажимают на картинки (живой – птицы, растения, рыбы, животные и т. д. и неживой природы – камни, небо, земля , песок, сосулька ит. д.) правильный ответ смайлик улыбается, ответ не верный – смайлик грустит) (Приложение 1)

Воспитатель : У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного то же и у насекомых, цветов и деревьев есть дом. (Выкладываются на доске символы) . А как можно назвать наш общий дом ? (Ставится глобус) .

Слайд № 5 (Земля из космического корабля)

Дети : Земля .

1-й ребенок : Наше общежитие – Земля ,

А ещё научнее – планета.

Никому, нельзя, ребята

Забывать когда-нибудь про это!

2-й ребенок : Наше общежитие – моря,

Родники, ручьи, озёра, реки-

Родина, короче, говоря

Данная однажды и навеки…

Слайд № 6 (Солнечная система)

Воспитатель : Наш общий дом – это планета Земля , которая вращается вокруг солнца. Что это такое?

Дети : Это глобус.

Воспитатель : Глобус – это макет нашей планеты. Глобус придумали и сделали люди для того, чтобы дети имели представление о нашей Земле , как планете. Какой формы наша планета?

Дети : Она похожа на мяч, шар, она круглая…

Слайд № 7 (планета Земля - крупно )

Воспитатель : - Ребята, а почему глобус окрашен в разные цвета?

Перечислите их.

А как вы думаете, каким цветом обозначена суша?

Каким цветом вода?

А чего больше на нашей планете суши или воды?

Дети : Суша тёмная, зелёная, жёлтая, светло-коричневая, коричневая.

Дети : Вода обозначена, синим и голубым цветом.

Дети : Воды больше, чем суши.

Слайд № 8 (планета Земля из космического корабля)

Воспитатель : Планета Земля - самая красивая планета в нашей солнечной системе. Земля - это общий чудесный дом для всех. Она единственная планета, на которой есть жизнь. Обратите внимание на экран. Планету окружает голубая оболочка. Как вы думаете, что это?

Дети : Это воздух, которым мы дышим.

Воспитатель : Конечно, без воздушной защиты не было бы и жизни на Земле .

Ребёнок : И. Дайненко

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель : Природа кроме красоты и прекрасного настроения, даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. Узнаем, ответив на загадки :

Не огонь, а больно жжёт.

Не пекарь, а печёт.

Дети : Солнце. (Выставляются символы : солнца, воды, воздуха) (Приложение 1)

Воспитатель : Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем.

Дети : Воздух

Воспитатель : Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Дети : Вода.

Воспитатель : Вот, что даёт природа всему живому для жизни.

Слайды № 9 – 14 (Солнце. Вода : океан, море, река, ручей, роса, дождь, айсберг, снег. Воздух).

Воспитатель : - А сейчас поиграем в игру «Летает, плавает, передвигается по суше» .

Как вы думаете, сможет человек жить один на Земле , без животных, птиц, растений, насекомых, деревьев? Конечно, нет. От природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети : Да, зависит. Потому, что люди оберегают животных, сажают леса, очищают реки, кормят птиц, создают заповедники.

Слайды № 15 – 20 (Фото природы и редких животных и птиц Краснодарского края, фото детей группы, сажающих растения, кормящих птиц с родителями)

Воспитатель : Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Но человек может исправлять свои ошибки и как вы правильно сказали, создаёт заповедники. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения в природе. (показ рисунков)

Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите, -

Чтобы их не забывать!

(Инсценировка стихотворения)

1-й ребенок : В лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Из рогатки не стрелять, -

Ты пришёл не убивать.

2-й ребенок : Ветки дуба не ломать,

Мусор с травки убирать.

Бабочки пускай летают.

Но кому они мешают.

3-й ребенок : Огонь – враг леса, он хитёр, -

Не разводи в лесу костёр!

4-й ребенок : Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву.

Не мни зелёную былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.

5-й ребенок : В лесу всем птицам помогай,

А птичьих гнёзд – не разоряй!

6-й ребенок : Муравьиный дом в глуши,

Ты его не тормоши.

Муравьишкам помоги –

Домик их огороди.

7-й ребенок : Не обижай в лесу зверей.

Вести себя достойно просим…

В лесу, запомни, -

Мы лишь гости!

Воспитатель : О Земле – матушке , русский народ сложил много пословиц и поговорок.

А давайте сейчас поиграем в игру «Дополни пословицу» .

(воспитатель называет первую часть, дети концовку)

Без хозяина Земля - круглая сирота .

Накорми Землю - она накормит тебя .

Рощи да леса - родного края краса.

Судьба природы - судьба Родины.

Без дождя и трава не растёт.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы сберечь нашу планету Земля , надо быть умными и добрыми.

Есть одна планета - Сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы – только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету, -

Ведь другой такой на свете нету!


Программное содержание:

Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.

Оборудование:

Глобус, экологические знаки, иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

Ход занятия:

Загадка о глобусе

Шар невелик
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды.
(Глобус)

Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом).
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Какая вода в море?
А в реках, озерах, прудах?
Кто живет в море?

А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.

Игра с озером

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Повторяйте за мной: «До свиданья, Земля, в добрый путь». Вы не замерзли?
Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.

Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил? (Рассматриваем следы зайца, лисы, лося).

Загадки о зверях

Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети, это - зимний лес. А почему не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались. Каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица).

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

Физминутка «Лес»

Ветер зимний лес качает,
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.

Экологические знаки

Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий.

Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.

А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.

Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?

Итог:

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом?

Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Ласточка»

Сценарий организации и проведения

непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в группе общеразвивающей направленности детей

с 5 – 6 лет.

Образовательная область «Познание/ФЦКМ/»

Тема: «Наша Земля - живая»

Воспитатель:

Волостных Светлана Александровна

Котовск

2014

Тема: « Наша Земля - живая »

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 25 минут.

Программное содержание:

Познавательные задачи:

познакомить детей с составом земли;

познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие задачи:

упражнять в умении сравнивать, анализировать;

формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные задачи:

учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

воспитывать любовь к природе;

учить видеть необычное в обычном;

формировать основы экологической культуры.

Оборудование и материалы:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

Интеграция образовательных областей

Приоритетная область – «Познание» (ФЦКМ)

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

«Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

«Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Виды деятельности: коммуникативная, поисково-исследовательская, двигательная

Ход занятия.

Организационный момент

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

И топчут ее, и копают ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая? (Твердая, крепкая, надежная.) А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

(Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование

Исследование песка

Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий.) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта.) Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?

А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте?

Там очень жарко, растений мало.

Такие места называются песчаными пустынями.

Чаще всего там растут кактусы , колючие растения

В пустыне могут жить различные животные и насекомые

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с еще одним из компонентов нашей земли. Как вы считаете, что это? (Ответы детей.) Да, это глина. Внимательно рассмотрите ее. Какая она? (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.) Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину.) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона. Он был мастером гончарных дел, богомаза и игрушечника.
Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, но
внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В заключение воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины).

Кроме этого глину используют в строительстве».

Глина является пластичной осадочной породой, которая, преимущественно, состоит из глинистых минералов. Плотная глина, лишённая примесей - доступное и ценное сырьё, используемое в строительстве.

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки, дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет.) Как они изменились? (Стали ярче, красивее.) Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т.п.) Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они ""живут"" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва стала влажной.) Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может «напиться».) А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это “живая” земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой ».

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля.) Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле » несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую

землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле. (Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.) А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть

Воспитатель. Мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмем этот поднос в группу и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.


В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, закрепляет понятие, что мы – люди-являемся частью природы, и для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух. Воспитывает ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: расширять представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формировать стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, закреплять понятие, что мы – люди-являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Ход занятия:

Дети, предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

(Животные, рыбы, насекомые, растения).

  • Этот мир такой разнообразный и неповторимый. В начале нашего путешествия мы с вами поиграем в игру « Живая и неживая природа».

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой(птицы, растения, рыбы и т.д.) и не живой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (Вывешиваю карту мира).

Земля.

Наш общий дом –это планета Земля. Она вращается вокруг солнца. Что это такое?

Это глобус.

Глобус- это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля?

Она круглая. Похожа на шар.

Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

Много ли на нашей планете воды?

Воды больше, чем суши.

Каким цветом она обозначена на глобусе?

Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

Венера, Марс, Меркурий и др.

На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко:

Есть на Земле огромный дом,

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес, и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Природа имеет важное значение каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно – вам подскажут загадки:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

(Солнце).

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Нет.

Почему?

Ответы детей.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

(Воздух).

А без воздуха мы можем прожить?

Нет.

Почему?

Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Почему на картинке ничего не изображено?

Потому что воздух невидимый. А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей) (конечно, нет, он же невидимый.)

Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы) .

Потому что воздух легче воды.

Всегда ли воздух нам друг?

Дети. Дают разные ответы.

Давайте докажем (предлагает варианты) .

Где вы можете встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.

Воспитатель. А что значит чистый воздух

Дети. Это когда легко и свободно дышится.

Часто слышим такое высказывание: Воздух - нам враг.

Как понимаете эти слова?

А где вы можете встретить грязный воздух?

Дети. Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д

А что значит грязный воздух?

Дети. Это когда дышать трудно и вредно.

Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровым? (сажать деревья, устанавливать фильтры на фабриках и заводах, улавливающих пыль и ядовитые вещества, разрабатывать новые электромобили).

Воздушная оболочка Земли, как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А давайте вместе попрыгаем на месте. (Прыжки) .

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте) .

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

(Вода).

Правильно, вода сегодня для всех такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей).

Без воды невозможно существование всего живого:

Повсюду, где бежит вода

Цветет земля, цветет страна…

Опыт с водой: Понюхать воду-итог-вода без запаха; без вкуса; прозрачная или нет (стакан с молоком и с водой);

Сейчас далеко не везде в реках, морях и океанах такая вода. Почему?

Предлагаю детям отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками.

(Под музыку дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях « Дикие животные», «Домашние животные», «Растения» и других, где дети указывают, что относится к каждой группе)

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на земле, без животных, птиц, насекомых, рыб, растений, деревьев и т.д.? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете ребята, от человека зависит красота природы?

Зависит. Потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.

А всегда человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшуюся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки и в нашей стране создали заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, животные, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека..Это наше богатство, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?

Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных.

А что разрешается делать в заповеднике?

Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.

Человек на земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники;

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег;

Будь человеком, человек.

В тебя мы верим-не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены места отдыха на природе, и мы вспомним правила поведения там.

Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу т.д.

Сегодня я решила посвятить вас в « Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медаль « Юные друзья природы». Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать? (Ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей).

  • Молодцы, ребята! Я поздравляю вас с медалью и надеюсь, что она будет не последняя. Спасибо за занятие!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Конспект занятия

Образовательная область «Познание»

Окружающий мир

Тема: «Земля - наш общий дом»

Из опыта работы воспитателя:

Виноградчей Е.Г.

Химки, 2015г.