План-конспект индивидуального занятия. Дифференциация С-Ш план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия на тему "Дифференциация звуков С—Ш"; для детей старшего дошкольного возраста Занятие дифференциация ш с

дифференциация звуков С Ш

Конспект группового логопедического занятия на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»

Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].

Организационный момент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились. Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш. ) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с. ) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].

Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки. ) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са. ) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги (Со, шо. ) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су ! Шу-шу !» (восхищенно),«Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).

Дети повторяют слоги с выражением эмоций. Произношение звуков [с], [ш] в словах.

Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.

А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт.

Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог. )

Деление слов на слоги

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. )

Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками. )

Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.

На-на-на, изображаем мы слона.

Ву-ву-ву, изобразим мы сову.

Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш]в рифмованных фразах. Словообразование

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка. ) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.

Выставляется фигурка Страшилы.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»,

Конфету дали «маске».

Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка (ласковый ), слава (славный ), послушание (послушный ), смелость (смелый ). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.

А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый. )

Развитие фонематических представлений

Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов.

Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок. ) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум. )

Работа с буквами по загадкам. Выставляется полоска с четырьмя окошками.

Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок.

Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба. )

Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф. )

Выставляется полоска с шестью окошечками.

А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков.

Едет, гудит, с пути уйди! (Машина. )

Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей

Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.

Она сказала, что зовут её Фафа.

Ты слышала когда – либо такое имя?

А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

Поможем ей в этом?

Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

И вот первое задание.

Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

Как зовут нашу гостью? (Саша).

Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.

Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

Необходимо выложить схему имени – Саша.

Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

Назови звуки пропущенные в словах?

А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]

Цель: дифференциация звуков [С] - [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении,
  • Закрепить навык преобразования прилагательных от существительных,
  • Определение места звука в словах.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ буквы Ш и С;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Совершенствовать слуховое внимание, память
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Ход занятия

1.Организационный момент

Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи какие там большие деревья (поднимает руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки (садимся)

2. Характеристика звуков

Как шумела листва от теплого ветерка (Ш-ш-ш).

Как подул холодный ветер (С-с-с).

Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?

Согл,твердый,глухой,струя холодная, посередине.

Какой звук Ш?

С огл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

3. Отработка в слогах.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо. Потом решили поговорить между собой. Сначала удивленно-Са-Са? Ша-Ша?.

Потом восхищенно-Су-Су! Шу-Шу!.

А потом грустно-Со-Со-Со. Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем (звуковичками)

Выложим слоги-са, заменим гласный А на звук О. Какой получился слог? Со.

А теперь заменим согласный С на звук Ш. Слог Шо.

А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

4. Динамическая пауза

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.

Ву-ву-ву изобразим мы сову.

Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет полетим как самолет.

5. Отработка в словах

Сейчас в нашей стране время года – зима.

И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками. Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С- в сани.

Где находятся звуки - в начале, середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы, повторяйте за мной:

лон-лон-лон на лопате едет слон,

СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица. В ее названии есть слог куш, как она называется (кукушка).

Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле, который живет один в замке. Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:

Кошка ловит миску,

мама моет мышку.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Пожарный носит каску,

Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы Страшилка все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:

Ласка-какой будет? (Страшила-Ласковый).

Доброта-добрый.

Смелость-смелый.

Слава-славный.

Молодец! У тебя все получилось!

6. Д/и «Составь слово»

Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово, получилось слово Сок. Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки: теплая, пушистая, греет нас зимой(шуба)

Сколько слогов. посчитай.

Мягкие лапки, а в лапках царапки(кошка).

Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давай выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

7. Скороговорки и пословицы

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Шила в мешке не утаишь.

8. Мелкая моторика рук.

Давай поможем Страшилке заштриховать эти буквы. (Ребёнок штрихует буквы С и Ш).

Молодец!

12. Итог занятия

Вот мы уехали из Страны Чудес.

Тебе понравилось путешествие?

С какими звуками мы путешествовали?


Конспект логопедического занятия

« Дифференциация звуков [Ш]- [С]»

Цели:

Коррекционно-обучающая - учить детей различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, согласовывать слова между собой;

Коррекционно- развивающая – развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, фонематических представлений, звукового анализа, связной речи;

Коррекционно-воспитательная - воспитывать любовь к животным.

    Орг. момент

Ребята, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети подымают верх руки).

Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья, (Дети шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листья, ни ветки (Дети расслабляются).

    Сообщение темы .

Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с) Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] –[ш] .

    Сравнение по артикуляционным и акустическим признаком.

Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твёрдые)

А чем отличаются друг от друга?

Где находится язычок при произношении звука [с]? (внизу) При произношении звука [ш]? (наверху).

Что делают наши губки? (улыбаются, округлены).

Какой ветерок дует, когда мы произносим звук [ш]? (тёплый). Поднесите ко рту ладошку, проверьте, А теперь подул холодный ветерок, какой звук мы произносим? [с]. Проверьте ладошкой.

    Произношение звуков [ш], [с] в слогах

«Игра доскажи словечко»

Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить, добавляя слоги ша или са , так, чтобы слово звучало верно.

Ка….(ша) Ли….(са)

Гру…(ша) Колба…(са)

Лап…(ша) Ко…(са)

Кры…(ша) Поло…(са)

Ма…(ша) Кляк…(са)

Са…(ша) Лари…(са)

А теперь вам нужно добавить к слову слог ши или сы .

У…(ши) Бу…(сы)

Малы…(ши) Но…(сы)

Камы…(ши) Ча…(сы)

Кало….(ши) Ве…(сы)

Гру…(ши) Ко…(сы)

    Произношение в словах, развитие внимания, мышления (отгадывание загадок, по мере отгадывания выставляются картинки).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её…(лиса).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Молоко из плошки пьёт,

Возле норки мышку ждёт. (Кошка)

Спереди - пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спинке – щетинка. (Свинья)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

    Развитие фонематических представлений.

А сейчас, ребята, мы с вами зашифруем эти слова – отгадки. Вместо слова со звуком [ш] вы отложите кружочек, а вместо слов со звуком [с] – треугольник.

Сколько получилось слов со звуками [с] , [ш] ?

А сейчас мы с вами расшифруем эти значки, но теперь слова со звуками [с] и [ш] должны придумать вы ……. Молодцы!

7. Физминутка

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Руки к солнышку подняли,

На носочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за парты дружно сели.

8 . Развитие звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Определи место звука в слове»

Я раздам вам карточки с картинками, под которыми есть три клеточки для фишек.

Если в слове звук [ш] в начале, то мы ложем фишку, в какую клетку? Правильно, если звук [ш] в середине слова – в среднюю, а если в конце – в третью. То же самое со звуком [с]. На одной карточке у нас слова со звуком [ш], на другой - слова со звуком [с]. Сейчас самостоятельно расставьте фишки, а потом мы обсудим, верно ли вы выполнили задание.

9 . Призношение звуков [с] – [ш] в предложениях.

Падежное управление.

Ребята, посмотрите на экран. На нём даны предложения, в которых одно слово отсутствует, а вместо него нарисована….(картинка). Нам нужно прочитать предложение и изменить «нарисованное» слово так, чтобы смысл предложение не терялся.

(картинки на экране).

10. Отраженное произношение в тексте.

А сейчас, ребята, мы с вами поможем Мишутке собраться на прогулку. Посмотрите, на экране я буду вам показывать различную одежду, прочитаю стихотворение о ней, а вы должны за мной его повторить.

На Мишиной рубашке вышиты ромашки,

Вышиты ромашки, ландыши да кашки.

Хороши штанишки у нашего малышки,

Что за ромашки, ремешки да пряжки!

У шапки – ушанки шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.

Для Мишутки - малыша вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он завяжет, и спасибо Маше скажет.

Тёплую шубку наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка, как медвежонок-мишка.

Молодцы! Скажите, какой звук слышится во всех этих словах? (Ш).

А теперь сами придумайте название одежды со звуком [с].

(сарафан, носки, бейсболка, свитер,…).

11. Развитие связной речи.

А сейчас мы с вами вспомним сказку. Чтобы вам было легче, я приготовила для вас картинки – подсказки, посмотрите на экран. Хотела я вам помочь, но видно, это вам мне помогать придётся. Картинки то мои все перепутались, поменялись местами. Кто скажет, к какой сказке эти картинки? (Теремок).

Как начинается сказка? (стоит в поле теремок, он не низок, не высок….). Кто первым пробегал мимо теремка?

12. Развитие мелкой моторики.

Давайте, ребята, мы с вами поможем зверюшкам, построим им новый теремок из конструктора. Перед вами лежит 5 треугольников, из 4-х мы с вами построим дом, а один пойдет на крышу. Вот какие красивые теремочки у вас получились! Молодцы!

13. Развитие мышления, пространственного восприятия.

А теперь, чтобы и внутри домика было красиво и уютно, мы с вами украсим их ковриками, но для этого их нужно залатать, найти подходящую по узору заплатку. Посмотрите на экран и выберите подходящий фрагмент.

Вот какие вы молодцы. Как вы думаете, звери будут довольны?

14. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами успели сделать многое, давайте вспомним, чем мы с вами занимались? (Учились различать звуки [с] - [ш]).

Что вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым трудным?

Как вы думаете, у нас с вами всё получилось?

В следующий раз мы с вами продолжим работу, а сегодняшнее занятие окончено. Большое спасибо. До свидания.

Дифференциация «С» – «Ш».

Закрепить слияние букв в один слог и в слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук».

Печатание данных слогов.

Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.

Учить соотносить звук с символом.

Закрепление знаний о буквах Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.

Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква Ш, Р, Х, М, А,О,У.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Игра «Скажи наоборот».

У маминой шляпы поля – широкие, а у папиной шляпы – узкие.

У девочки шапочка светлая, а у полицейского фуражка – темная.

У Кати берет новый, а у бабушки платок – старый.

И Вити кепка грязная, а у Коли – чистая.

Мамина шляпа большая, а танина – шляпа маленькая.

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак низкий.

Летняя косынка тонкая, а зимний пуховой платок – толстая.

II. Знакомство с новой темой:

Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье;

Барабанчик.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Приготовьте руку.

Наберите воздух и слегка подуйте. Выдох медленный, плавный.

Ветерок слабый!

Наберите воздух, подуем сильно – сильно! Ветер сильный и быстрый!

Повторение стихотворения:

Кыш – кыш – кыш – шумит камыш,

Притаилась мама – мышь.

«Не шумите, камыши!

Испугались малыши,

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!»

Игра «Угадай, чья песня».

«С» – это песня воды,

«Ш» – это песня змеи.

Угадайте, кто поет эту песню: «С», «Ш», «С», «С», «Ш», «С», «Ш», «С».

Игра «Дирижер»

Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи.

Если опускаю вниз – песню воды.

Прочитайте слоги:

СА СО СУ ША ШО ШУ;

ША ШО ШУ СА СО СУ;

АР ОР УР АР ОР УР;

АРШ ОРШ УРШ АРС ОРС УРС.

Прочитайте слова:

Саша. Что означает слово? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй.

Сколько звуков? Назовите первый звук. Назовите первый звук второго слога и второй звук второго слога.

На какую букву начинаются слово МАРШ, на какой звук заканчиваются? Какая буква посередине?

Суша, Маша, хорошо (аналогично анализу слову Сашу).

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЦЕ».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у Снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром

Повторение чистоговорок:

Ша – ша – ша – маша моет малыша,

Шу – шу – шу – я письмо пишу,

Ши – ши – ши – наши каши хороши,

Шо – шо – шо – отвечаем хорошо,

Ши – ши – ши – зашумели камыши.

Прочитайте слоги:

РА РО РУ СМА СМО СМУ;

МРА МРО МРУ СХА ХМО ХМУ;

Выкладывание слогов под диктовку:

САШ СОШ СУШ;

ШУС ШОС ШАС;

Чтение предложений:

Марш хорош.

Саша хорош.

Маша хороша.

Шар хорош.

Паузы должны быть между буквами? Как мы соединяем буквы в один слог?

Тянем первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы, паузы между звуками не должно быть!

Список литературы:

Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «С». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год.

Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год.

Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год.

7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.

8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.

9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «Ш»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"