Герберт Спенсер: биография и основные идеи. Английский философ и социолог конца XIX века. Спенсер основные идеи Герберт спенсер биография кратко

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика . Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology , 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом .

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу , чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений , тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества . СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии , тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография , ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские , т. 1–3; Основания психологии . – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова

Введение………………………………………………………………..3

    Биография Герберта Спенсера…………………………………4

    Индустриальная эпоха и Спенсер…………………………….10

    Педагогика Спенсера…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………...16

Список литературы……………......................................................17

Введение

Актуальность темы. Мысли и труда британского философа и социолога Герберта Спенсера намного опередили свое время. Интерес к ним не ослабевает и поныне, очень многие из его мыслей и высказываний актуальны и по сей день, что еще раз доказывает гениальность великого англичанина.

Цель реферата. Целью данного реферата является обзор педагогических идей Герберта Спенсера.

Для достижения имеющейся цели необходимо рассмотреть несколько задач

    Ознакомиться с биографией Герберта Спенсера.

    Изучить влияние индустриальной эпохи на творчество Спенсера

    Ознакомиться с основными педагогическими идеями Спенсера.

Герберт Спенсер ввел в педагогику и другие науки ряд следующих определений:

    Дифференциация - это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

    Интеграция - это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Методы работы над рефератом:

Структура реферата: Реферат состоит из введения, основной части, в которой 3 раздела, заключения и списка использованной литературы, в котором 7 источников.

Введение представляет собой постановку проблемы, подчеркивает актуальность выбранной темы. В основной части систематизируются все теоретические знания относительно выбранной проблемы. В заключении отражаются выводы по задачам, поставленным во введении

Список литературы включает в себя 7 наименований.

1.Биография Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Сам же Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспечённый инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новоканти-анцем Ренувье, которые так же, как и он никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук 2 . Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения

В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. 2 В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные им пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер. Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития.Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" 1

Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огю-стом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов". В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом,который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в ЛондонеТо, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа... Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года.

Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. 3

По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года.

Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.

В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:

1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.

2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.

Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии.

Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.

Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял общества на:

Простые,

Сложные,

Вдвойне,


Втройне сложные,

исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.

Другая классификация общества связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:

Воинственные и

Индустриальные типы обществ.

В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным устранение конкуренции, неравенства.

Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).

Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

Герберт Спенсер - известный английский философ, биолог, астроном, антрополог, социолог. Он является представителем классической либеральной политической теории Англии викторианской эпохи. Спенсер создал всеобъемлющую концепцию эволюционизма. С его точки зрения это прогрессивное и последовательное развитие физического мира, биологических организмов, человеческой мысли, культуры и общества. Он также внес вклад в такие гуманитарные дисциплины, как этика, религиеведение, экономика, литература, и психология. Он основал органическую школу в социологии. При жизни этот человек обладал огромным авторитетом, в основном среди англоязычных ученых и академиков. Однако в двадцатом веке его практически забыли. Большое влияние на философа оказала теория Чарльза Дарвина, которую Герберт Спенсер распространил и на другие сферы жизни, а не только на природу - в частности, на социологию и этику.

Ранние годы

Родился известный философ и социолог в Англии, в графстве Дербишир, в 1820 году. Его отцом был Уильям Джордж Спенсер, религиозный диссидент, который несколько раз сменил конфессию и остановился на квакерстве. По-видимому, он передал своему сыну неприязнь ко всем видам государственных репрессий. Отец Герберта руководил школой, где внедрял прогрессивные педагогические методы Песталоцци, а также был секретарем Научного общества Дерби, основанного в восемнадцатом веке дедом Чарльза Дарвина. Герберт Спенсер очень уважал своего отца и чтил его воспитание. Члены Научного общества привили ему взгляды, схожие с эволюционными. Его дядя, священник, дал мальчику формальное образование в области математики, физики и латыни. Однако большую часть знаний молодой человек почерпнул самостоятельно, из книг. С ранней юности ему было тяжело сосредоточиться на какой-нибудь научной дисциплине.

Зрелые годы

Рабочую карьеру философ начал в качестве инженера на железной дороге. В то же время он писал разные радикальные статьи в прогрессивные на то время журналы на религиозные и политические темы. С 1848 года он сам был помощником редактора в профсоюзном издании «Экономист». Именно в это время он публикует свой первый труд. Герберт Спенсер, идеи которого через несколько лет начнут наперебой распространять научные издания, пишет исследование «Социальная статика». Его издатель, Джон Чэпмен, представил новое светило науки в своем салоне, которые посещали многие видные умы того времени, как, например, Джон Стюарт Милль и Джордж Элиот (псевдоним Мэри Эванс). Герберт Спенсер сам привел туда биолога Томаса Гексли, прозванного еще «Бульдогом Дарвина» и ставшего его близким другом. А с Мэри Эванс у него была романтическая связь. В салоне он познакомился с трудами, определившими его дальнейшую жизнь - «Системой логики» Милля и идеями позитивизма Огюста Конта, с которыми он резко не соглашался.

Первые работы Герберта Спенсера в области универсализма естественных законов

В 1855 году ученый пишет труд «Принципы психологии», который представляет собой философский базис для этой науки. Книга основана на предположении о том, что человеческое мышление является следствием естественных законов и его следует изучать в рамках биологии. Это означает, что так можно исследовать не только индивидуума, но также род, этнос и расу. Герберт пытался объединить новую психологию с учением Милля. Он предположил, что мышление состоит из особых чувственных атомов, которые держат вместе законы ассоциации идей, а ментальные функции находятся в особых частях мозга. Ученый был горд своими идеями и полагал, что эта книга сделает для духа то же, что Ньютон совершил для материи. Но она была не слишком успешной. Интерес к психологии исходил из более глубокой проблемы, которая беспокоила такого креативного мыслителя, как Герберт Спенсер. Философия его требовала обосновать универсальность естественного закона. Он был увлечен идеей доказать, что все во вселенной - в том числе человеческая культура, мораль и язык - может быть объяснено научными правилами. Более того, он верил в возможность открытия единого закона, который он отождествлял с прогрессивным развитием и называл принципом эволюции.

Сумасшедший успех

В 1858 году Спенсер изобретает собственную систему синтетической философии. Ее основным критерием был принцип эволюции, которая действует как в биологии, так и в психологии, социологии и морали. Он полагал, что может изложить свою синтетическую философию в десяти томах за двадцать лет, но на самом деле объем работы получился в два раза больше и отнял у него всю оставшуюся жизнь. Спенсера интересовало не только содержание, но и форма изложения, поэтому он был очень амбициозен в том, чтобы его признали, как писателя. Однако он добился лишь того, что в семидесятых годах девятнадцатого века его считали величайшим философом того времени. Герберт Спенсер, цитаты из трудов которого стали крылатыми фразами еще при его жизни, зарабатывал на жизнь и фактически сделал себе состояние с 1869 года исключительно продажей своих книг и статьями в различные издания. Его работы переводились на немецкий, итальянский, испанский, итальянский, русский, японский, французский, китайский и японский языки. Он получал разные престижные награды от стран всего мира - от Азии до США. Спенсер сделался членом нескольких эксклюзивных клубов, куда пускали только самых известных мыслителей, писателей и художников.

Последние годы и разочарование

Можно сказать, что он добился всего, чего только может желать человек. Герберт Спенсер, книги которого диктовали ученую моду, фактически держал в своих руках академическое мировое сообщество. Его взгляды в той или иной степени оказали влияние на все исследования девятнадцатого века. Но последние годы жизни принесли ему только одиночество и разочарование. Несмотря на богатство, у Спенсера никогда не было собственного дома, он не женился, а с 1855 года страдал странной болезнью, так что ему не мог поставить диагноз никакой врач. После 1890-х большинство его друзей умерли, а сам он утратил веру в тот принцип эволюции, который так горячо проповедовал. Его политические взгляды стали резко консервативными. Если в первой работе «Социальная статика» он высказывал идеи о том, что женщинам нужно дать право голоса и выступал за национализацию земли, то с 1880-х он сделался резким противником суфражизма и встал на сторону богатых латифундистов (работа «Человек против государства»). Единственное, чему он оставался верным до самой смерти, так это борьба против войны и милитаризма. Перед смертью Спенсера выдвинули на Нобелевскую премию по литературе. Он продолжал писать до самой смерти, а когда почти не мог видеть, то диктовал. Умер Герберт Спенсер в декабре тысяча девятьсот третьего года, а похоронили его напротив могилы Карла Маркса.

Синтетическая философия и принцип эволюции

Уже упоминалось о том, что Спенсер предложил человечеству готовую систему, способную, с его точки зрения, заменить ортодоксальную религиозную веру. Он проповедовал возможность совершенствования человечества на основе таких передовых на то время научных концепций, как первый закон термодинамики и биологическая эволюция. Можно сказать, что его философские идеи являются смесью деизма и позитивизма. Хотя он утратил христианскую веру еще подростком, складывается впечатление, что подсознательно он создал концепцию, в которой законы природы словно бы созданы для того, чтобы вести человека к идеалу. С другой стороны, он пытался унифицировать научное знание и именно поэтому называл свою философию «синтезом». Для него законы эволюции могли применяться в любой дисциплине, а исключений не существовало. Однако, несмотря на влияние теории Дарвина на его концепции, идеи Спенсера очень отличаются от тех, что высказаны в «Происхождении видов». Он полагал, что эволюция имеет направление и конечную цель, что само общество развивается от низших до высших форм, как и мышление человека.

Социология и агностицизм

Спенсер попытался переформулировать общественные науки согласно своим принципам. Можно счесть его «отцом социального дарвинизма», хотя он более сосредоточен на объяснении сложности различных форм организации людей. Он предложил теорию о двух типах общества - военного и индустриального, которые отвечают разным стадиям эволюции. Первый вид пронизан структурами иерархии и подчинения. Второй же основывается на добровольно взятых социальных обязанностях. Военный тип простой, а индустриальный представляет собой сложный организм, но тем не менее является прямым наследником первого. Движущей силой эволюции общества является индивидуализм. Его основа, как говорит философ, это возможность для человека делать все, что он хочет, пока не нарушается свобода другого. Хотя многие консерваторы упрекали Спенсера в атеизме и материализме, он уверял, что вовсе не собирается подрывать основы религии во имя науки а, наоборот, примирить их. Ведь и та и другая полагают, что человеческое познание относительно. Поэтому мы можем изучать только явления (феномены), а не реальность как таковую. Книга, в которой изложил эти взгляды Герберт Спенсер - «Основные начала». Она говорит о том, что мы можем только представить себе окончательную реальность, а по своей природе она является непознаваемой.

Политические взгляды

Спенсер был близок к «анархо-капитализму» и считал, что государство исчерпает себя и исчезнет, а его функции будет исполнять свободный рынок. Он был жестким критиком патриотизма. Он также верил в то, что индивидуум имеет право игнорировать государство. Но хотя политики последующего столетия эволюционировали в ту сторону, которая бы Спенсеру не понравилась, они любили его цитировать. Например, Маргарет Тэтчер часто использовала фразу «Альтернативы нет», которая навеяна стилем и словами известного философа. Социальный дарвинизм Спенсера тоже был достаточно специфическим. Он не считал, что в обществе должна вестись борьба за выживание и наоборот, поощрял благотворительную деятельность. Тем не менее он резко выступал против смешения рас, говоря, что каждая из них адаптировалась под свои природные и социальные условия, а их сочетание произведет «плохой гибрид, который не будет работать».

Влияние

Наверное, единственным человеком, которому при жизни удалось продать миллион экземпляров своих книг был Герберт Спенсер. «Основные начала» и другие труды философа помогли тысячам ученых расширить горизонты своего мышления и «взорвать» викторианский застой. Польский писатель Болеслав Прус назвал Спенсера «Аристотелем девятнадцатого века» и популяризировал его концепцию в своем романе «Фараон». Его уважал Георгий Плеханов и китайские и японские реформаторы, которые увидели в идеях философа обоснование своего экономического состязания с Европой.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Отметим, что каждый элемент незаменим, поскольку реализует ϲʙᴏю собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, кᴏᴛᴏᴩая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями кᴏᴛᴏᴩой будут регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и неϲʙᴏдимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из кᴏᴛᴏᴩых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Социология Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей) Целью философии, науки, социологии будет познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность будет причиной всех явлений, о кᴏᴛᴏᴩой строят догадки философия, религия, наука.
Стоит отметить, что основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, кᴏᴛᴏᴩая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, — ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно кᴏᴛᴏᴩой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Стоит заметить, что оно состоит из органов, каждый из кᴏᴛᴏᴩых реализует определенные функции. Отметим, что каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, кᴏᴛᴏᴩая носит характер конкуренции — борьбы, в результате кᴏᴛᴏᴩой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процесса движения в мире.

Социальные организмы — ϶ᴛᴏ вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в ϲʙᴏю очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все ϶ᴛᴏ сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. К примеру, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Стоит сказать, что каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.) Важно знать, что большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Стоит заметить, что она действует на базе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь) Таким образомя, Спенсер одним из самых первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень)

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего побудут «промышленные общества». Между данными типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по ϲʙᴏим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, кᴏᴛᴏᴩые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ будет дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1)

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, кᴏᴛᴏᴩая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), кᴏᴛᴏᴩые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Стоит заметить, что они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать данные явления;
  • общество будет результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества будет результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в т.ч. социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, будут результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, ɥᴛᴏбы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), кᴏᴛᴏᴩые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение ϲʙᴏбоды

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Стоит сказать - политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, ϲʙᴏбодная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при ϶ᴛᴏм не просто понять механизм ϲʙᴏего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит по сути в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, ϶ᴛᴏт самый индивидуальный ум, тем не менее, объбудет не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по кᴏᴛᴏᴩым оно совершается, но также способен контролировать ϶ᴛᴏ развитие и направлять его, добиваясь таким образом, ɥᴛᴏбы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».