Тайны исаакиевского собора. храм древнее города! Исаакиевский собор – история или обман русов по-крупному

История

доставка колонн Исаакиевского собора

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

установка колонн главного купола Исаакиевского собора

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.

Исаакиевский собор, 1844 год

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.

В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Исаакиевский собор

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

макет Исаакиевского собора А. Ринальди

Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя - в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Исаакиевский собор

Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

Святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю .

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) .

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник . Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала . Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман , просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет .

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба .

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка .

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского , который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега .

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором . Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу .

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный .

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь .

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин , В. П. Стасов , Д. Кваренги , Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I , так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру , председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» , заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану , недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора .

Проект 1818 года

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года , когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора . Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50-60 см, внутренней - 15-20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней - конической и наружной - параболической . Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев .

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми .

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма , в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс , византийский стиль , эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором . При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура . На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж - изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I . Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер - глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно . По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики . Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа - маслом на бронзовых досках . Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни - коробовый свод и аттик главного нефа, Басин - приделы Александра Невского и св. Екатерины . Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная - зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100-120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики . Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» . Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе .

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику . Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны . Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств . При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели) . Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря» , росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку .

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В 1922 году из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. {{Нет АИ 2|Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим . В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника» . 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев .

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941- 44 г.г.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

См. также

Литература

  1. A. R. Montterrand Eglise cathédrale de Saint Isaac. - СПб. , 1845.
  2. «Исторія и достопримѣчательности Исаакіевскаго собора ». СПб, 1858. - книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
  3. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам . - СПб. , 1865.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. - Л. : Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
  5. А. Л. Ротач Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. - СПб. , 1868.
  6. Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974.

Примечания

  1. В. Серафимов, М. Фомин
  2. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 8.
  3. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 10.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  5. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11.
  6. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11-12.
  7. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  8. Ведение Правительствующаго Сената в Св. Синод от 6 (17) июня 1735 года за № 1962. Также и протокол мемории Св. Пр. Синода за ту же дату.
  9. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12.
  10. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12-13.
  11. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. 6-7 .
  12. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 13-14.
  13. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14.
  14. Зощенко М.М. Неудачи, 39 // Голубая книга . - Избранное в 2-х томах. - Художественная литература . - Т. 2. - С. 261.
  15. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14-15.
  16. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 15-16.
  17. Н. Нагорский Исаакиевский собор. - СПб. : П-2, 2004. - С. 2-3. - ISBN 5-93893-160-6
  18. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  19. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 24.
  20. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 25.

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Всего лишь на четыре года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, к ак и славный город на Неве, он обязан Петру Великому. Сегодня храм - один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира. Однако его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте.

Первый и второй храмы при Петре

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Данная дата стала определяющей для имени собора. В этот день 1706 году Петр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи. Спустя год ее освятили в честь Исаакия Далматского – святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной.

Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился. Так и было. Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания рсокошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы -14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Строительство храма, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком: "Господи, силою твоею возвеселится царь". Так, он был утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Завершилось царское время, и советские люди отдали дань своей эпохе, сделав Исаакиевский собор музейным памятником. С 1948 года храм стал музеем “Исаакиевский собор”.

В годы Великой Отечественной войны собору не удалось избежать бомбёжек. Хотя он сумел спасти в блокадное дни свои экспонаты и еще очень многие другие, перевезенные сюда из музеев Ленинграда и области.

К 1960-му Исаакий отреставрировали. На куполе была организована смотровая площадка. Вид с нее открывался на весь исторический центр мегаполиса. Внутри храма стоял маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Позже его демонтировали.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят. Его “выгодное местоположение” - между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов - позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.