Когда произошла гибель городов крита. Крит в Древней Греции: история античности. Краткое описание и история острова

Отдых в Греции ‹ Крит ‹ История о. Крит

История острова Крит

Греция. Остров Крит

Неолитическая эпоха

Самое раннее присутствие человека засвидетельствовано на Крите в эпоху неолита, начало которой относится к периоду между 6000 и 5000 гг. до н.э. Конец этой эпохи приходится примерно на 2600 г. до н.э.

Минойская эпоха

Начало минойской эпохи совпадает с началом бронзового века. Высказывалось мнение, что новая цивилизация, получившая развитие и просуществовавшая на Крите около 1200 лет, была принесена на остров ок. 2600 г. до н.э. народом, пришедшим из Малой Азии. Вместе с ним, возможно, прибыли и другие племена из Египта и Ливии, которые, тем не менее, не имеют никакой связи с египтянами и семитами. Пришельцы были якобы одним из индоевропейских народов. К сожалению, нам неизвестен их язык, как, за исключением незначительных фактов, вообще ничего не известно из истории минойского Крита. Тем не менее, отсутствие сведений об истории с лихвой восполняют богатые находки, полученные в результате археологических раскопок. Благодаря этим находкам мы довольно хорошо информированы о достижениях минойской цивилизации, искусстве, социальной структуре и экономике Крита.

На основе имеющихся богатых находок в настоящее время мы располагаем хронологической периодизацией минойской эпохи, разделением на периоды и подпериоды. Последняя хронологическая система основана на следующих основополагающих датах истории минойской цивилизации: 2600 г. до н.э. - появление нового населения, принесшего с собой знания обработки бронзы; 2000 г. до н.э. - строительство первых крупных минойских дворцов; 1700 г. до н.э. - разрушение старых дворцов в результате сильного землетрясения и строительство несколько лет спустя новых дворцов, еще более роскошных, чем старые; 1400 г. до н.э. - разрушение новых дворцов, возможно, в результате извержения вулкана на Санторини, знаменовавшего собой также конец минойской цивилизации; 1100 г. до н.э. - завоевание Крита дорийцами. От прихода дорийцев до римского завоевания. Примерно с начала этого периода наблюдаются значительные изменения в искусстве. Формы керамических изделий претерпевают изменения, в металлургии впервые используется железо. В более поздний геометрический период (900-725 гг. до н.э.) в искусстве, в особенности в керамике, наблюдается новый расцвет. Наконец, в архаический период (650-500 гг. до н.э.) в скульптуре появляется новый, так называемый «дедаловский» стиль.

Римская эпоха

После упорной борьбы римляне во главе с полководцем Метеллом захватывают Крит в 68 г. до н.э. Крит становится римской провинцией со столицей в Гортине (Гортисе), в состав которой входит также Киренаика. Христианство появляется на Крите с прибытием апостола Павла (63-66 гг. н.э.). Первый византийский период. Этот период начинается, по существу, после 395 года, когда императором был Феодосий Великий. На острове царит спокойствие вплоть до начала вторжений арабов около 650 года.

Арабское завоевание

Воспользовавшись внутренними неурядицами в Византии, в 824 году Крит захватили арабы. Своей столицей арабы сделали Ираклион, который укрепили, окружив со всех сторон широким и глубоким рвом, от которого город и получил название Хандак (Хандакас). Арабское завоевание принесло много страданий народу Крита. Христиане подвергались резне и обращению в ислам, женщин и юношей отправляли на невольничьи рынки Хандака, где их продавали и отправляли рабами в страны Востока. Второй византийский период. Арабское господство на Крите вызывало противодействие Византии, которая неоднократно, хотя и безуспешно, пыталась отвоевать остров. Конец этим неудачам положил в 961 году поход византийского полководца Никифора Фоки, который после ожесточенных битв овладел Критом.

Венецианское владычество

В 1212 году, после войны с генуэзцами, хозяевами острова становятся венецианцы. Продолжавшееся более 400 лет венецианское владычество принесло новые несчастья народу Крита, который непрерывно восставал против захватчиков. Однако эта борьба не помешала культурному возрождению острова.

Турецкое владычество

Это был самый тяжелый период в истории Крита. Сначала турки захватили в 1645 году Ханью, а затем стали продвигаться на восток, предавая огню и разрушению все на своем пути. Основным препятствием для них стала крепость Хандака. Чтобы овладеть ей понадобилось 23 года осады. После этого турки стали полновластными хозяевами острова, а критяне жили в тяжкой неволе. Их церкви были обращены в мечети, имущество конфисковано, женщин подвергали надругательствам, а детей забирали, чтобы сделать из них янычаров. Однако, критяне мужественно сопротивлялись. На острове происходило множество восстаний, крупнейшие из которых имели место в 1770 (под руководством Даскалоянниса), в 1821, в 1866 (когда произошел взрыв Аркади) и в 1897 году.

Независимость и воссоединение с Грецией

Взрыв Аркади и мужественная борьба критян взволновали мировое общественное мнение, что привело к вмешательству четырех великих европейских держав того времени (Англии, Франции, России и Италии). Турки были изгнаны с острова, а «Верховным Регентом» Крита был провозглашен греческий принц Георгий, который прибыл на остров, чтобы управлять «Критским Государством», как было названо это автономное государство. Однако, для воссоединения с Грецией понадобилось еще одно восстание. Произошло оно в 1905 году в Фериссе под руководством Элевтериоса Венизелоса. И все же, воссоединение состоялось только 8 лет спустя, когда Э. Венизелос был премьер-министром Греции.

Битва за Крит (1941). Немецкая оккупация

В историю Крита была вписана еще одна славная страница. Речь идет о крупном сражении в мае 1941 года между союзными Греции державами и населением Крита с одной стороны и гитлеровскими парашютистами с другой. Народ Крита оказывал упорное сопротивление и после установления на острове немецкой оккупации. Кара, обрушившаяся на критян со стороны захватчиков, была жестокой. Целые селения были сровнены с землей, а мужское население подвергалось массовым казням. Однако, привыкший за столько лет к борьбе и самопожертвованию, дух критян не был сломлен.



На сегодняшний день история Крита – это, прежде всего, история его дворцов. Наиболее крупные – это Кносс, Фестосс и Малия. Предположительно именно Кносс являлся столицей острова. Древнейшая история Крита имеет следующую хронологию:

Эпоха неолита (5700 – 2800 гг. до н.э.)

Эпоха бронзы (2800 - 1100 гг. до н.э.)

а. Дворцовый период (2800 – 1900 гг.)

б. Период Старых дворцов (1900 – 1700 гг.)

в. Период Новых дворцов (1700 – 1400 гг.)

г. Последворцовый период (1400 – 1100 гг.)

Эпоха железа (1100 – 67 гг. до н.э.)

Цивилизация Крита имела ряд особенностей, отличающих её от иных. Прежде всего, это была морская цивилизация. Уже само по себе возникновение на острове высокоразвитой, самостоятельной культуры является удивительным, поскольку все иные цивилизации были материковыми. В этом случае море не стало непреодолимой преградой, а наоборот – связующим мостом. К особенностям крито-минойской культуры следует отнести то, что центрами её развития были дворцы – многоэтажные сооружения, со множеством помещений. Дворцы не имели крепостных стен. Их функцию выполняли море и флот. Критяне имели письменность. Их этническая принадлежность и язык, на котором они говорили, не установлены до сих пор.

В период с 2800 по 1400 гг. до н.э. культура Крита поэтапно развивается, достигая своего пика к XV в. до н. э. Но в XV в. происходит что-то непонятное. Дворцы подвергаются разрушению. Сменяется этнический состав населения острова. На Крит приходят греки. При письме используются древние символы критского письма А, но тексты составляются уже на древнегреческом и таким образом создаётся критское письмо Б. Именно греческая фонетика письма дала возможность расшифровать критское письмо Б. Но древнейшее критское письмо А до сих пор не расшифровано.

Исследователи предполагают, что древнейшая дворцовая культура Крита была уничтожена природной катастрофой – извержением вулкана Санторини. Этот вулкан находится в 130 км на север от Крита. В XV в. до н.э. произошло его извержение огромной мощности. От землетрясения образовалась гигантская волна – цунами, которая нанесла существенные разрушения северному побережью Крита. Но это было только начало катастрофы. По гипотезам, дальнейшее извержение развивалось следующим образом: вулкан выбросил в воздух огромное количество магмы. После этого внутри его жерла образовалась пустота. Склоны вулкана не выдержали и обвалились внутрь под собственной тяжестью. В обвалы же хлынула морская вода. Она попадала прямо на раскалённую лаву. Огромные объёмы воды мгновенно превращались в пар, давление которого росло с огромной скоростью. Остров Санторини взорвался, как паровой котёл. От этого взрыва произошли колебания земной поверхности и её местное опускание. Но самым страшным было образование новой волны цунами, которая превосходила первую своими размерами и мощью. Это волна окончательно уничтожила и весь минойский флот, и постройки на острове, и часть населения Крита и Кикладских островов. Крито-минойская цивилизация понесла такой урон, что не смогла в дальнейшем оправиться от него. А Крит через некоторое время был заселён греками с материка.

Именно это историческое событие возможно и послужило основой для создания легенды об Атлантиде – об острове с высокой цивилизацией, который был поглощён морем и ушёл на дно

ЭПОХА HЕОЛИТА
6000-2600 гг. до н.э.
Благодаря многолетним систематическим археологическим исследованиям на острове установлены факты, подтверждающие существование жизни на Крите в VI тыс. до н.э. (эпоха неолита, 6000-2600 гг. до н.э.). Скудные свидетельства указывают, что человек неолитической эпохи на Крите использовал в качестве жилища пещеры, однако имел и постоянный дом, жил за счет земледелия и животноводства, ему было знакомо захоронение усопших, использование орудий из камня, кости и обсидиана с острова Мелос, а также глиняной утвари.

МИHОЙСКАЯ ЭПОХА
2600-1100 гг. до н.э.
Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Минойская цивилизация появляется, достигает расцвета и приходит в упадок во временной период, продолжавшийся 1500 лет и получивший название минойской эпохи, которая представляет три фазы, определенные А.Эвансом следующим образом: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.).

Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии - факт, означающий, что на минойском Крите существовали цари, сконцентрировавшие в своих руках власть. В ту же эпоху наблюдается расцвет мореплавания и торговли, возникают колонии (Мелос, Киферы), устанавливается систематический торговый обмен с Кипром, Египтом и Сирией. Минойская талассократия (морская держава) переживает время своей великой славы, и на острове наблюдается значительный расцвет искусства.

Около 1700 г. до н.э. на острове происходит крупная катастрофа, вызванная, по всей вероятности, разрушительным землетрясением. Все рушится, однако минойцы вскоре снова поднимаются на ноги, отстраивают свои дворцы и дома с еще большей роскошью.

Период 1700-1450 гг. до н.э. - самое блестящее время минойской цивилизации. Однако около 1450 г. до н.э., когда Крит пребывает в зените славы, извержение вулкана на Фере наносит острову удар, приводя к сильнейшим разрушениям. Затем следует вторжение ахейцев, которые захватывают остров и устанавливают на нем свое господство.

Несколько позднее Кносский дворец подвергается полному разрушению, после чего минойская цивилизация приходит в упадок и ограничивается только пределами острова, пока около 1100 г. до н.э. Крит не захватывают дорийцы.

ЖИЗHЬ, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО МИHОЙСКОГО КPИТА
Минойцы принадлежали к средиземноморской расе. Они были среднего роста с изящным телом, кожей, волосами и глазами темного цвета. Факт существования большого числа дворцов показывает, что в административном отношении Крит был разделен на много областей, во главе каждой из которых стоял особый правитель, хотя между этими областями не существовало противоборства, - обстоятельство, указывающее, по всей вероятности, на признание всеми верховной власти царя Кносса. Большую часть плодородной земли острова эксплуатировали члены царских семей, правители и вельможи, а обрабатывало ее ограниченное число рабов. Небольшие обрабатываемые наделы принадлежали простым гражданам (общинникам), которыми обычно были ремесленники (оружейники, гончары, ювелиры), трудившиеся в дворцовых мастерских. Многие минойцы были также моряками, служившими на кораблях, используя которые, цари и вели приносившую значительные богатства торговлю.

Роль женщины в обществе Минойского Крита была значительной. Минойские женщины принимали участие в общественных собраниях, религиозных обрядах и даже в состязаниях, появляясь в своих впечатляющих одеяниях и со сложными прическами, что можно наблюдать на фресках дворцов, на вазовых росписях и в скульптуре и что просматривается в религии, основу которой составлял пантеон женских божеств, связанных с природой и плодородием.

Культ божеств, большинство из которых было женскими, отправлялся в специально отведенных местах, в пещерах, на вершинах гор и под открытым небом. Священными символами и животными минойской религии были бык, змея, двойные рога, двойная секира и др. Множество исполненных великолепия ритуалов, включавших жертвоприношения и игры с быками, проводилось в дни, определявшиеся жречеством, главой которого был царь Кносса.

Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале - камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними дожили погребальные дары - предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Царь Минос выпустил приказ, в котором было ограничено предельно допустимое количество пищи и инвентаря в гробницу знатного вельможи:

не более 3 кувшинов пива
не более 80 мер зерна
не более 1 кровати
не более 1 подставки под голову
Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б"

Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью.

Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательны также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов.

Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами.

Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.

ОТ ДОPИЙЦЕВ ДО PИМЛЯH
1100-330 гг. до н.э.
На протяжении 1100-900 гг. до н.э. дорийцы переселяются из материковой Греции на Крит, захватывают весь остров и вынуждают потомков минойцев, известных как этеокритяне, отступить в горные районы, где они будут сохранять свои нравы и обычаи еще много веков. Кроме новых обычаев (трупосожжение, греческий пантеон и др.), дорийцы принесли с собой и употребление железа.

Около 900 г. до н.э. начинается образование городов-государств по греческому образцу, а жизнь получает организацию на спартанский лад, с военной дисциплиной. Государственное устройство является аристократическим, законодательство - весьма развитым. Доказательство тому - знаменитая Гортинская надпись (VI в. до н.э.) - юридический текст, регулировавший гражданское право, обнаруженный в 1884 году.

В искусстве процветают скульптура, изделия из металла и мелкая пластика с восточными влияниями.

Около 500 г. до н.э. постоянные междоусобные столкновения городов-государств, нападения различных внешних агрессоров с территории Греции и Малой Азии, а также снижение торговли приводят к постепенному упадку Крита.

В классическую и эллинистическую эпохи (500-67 гг. до н.э.) Крит пребывает в безвестности. Критяне остаются в стороне и от греко-персидских войн, и от Пелопоннесской войны, и только позднее принимают участие в походе Александра Великого под предводительством своего наварха (флотоводца) Неарха. Во II в. до н.э. Крит пребывает в ярко выраженной анархии по причине плохого управления и междоусобных неурядиц. Ослабленный внутренними раздорами остров становится прибежищем пиратов из Киликии, которые превращают его побережье в опорные базы для грабежа римских владений. Римляне получают предлог для захвата острова. Вначале они терпят неудачу, поскольку критяне на сей раз объединяются перед лицом внешней опасности и оказывают стойкое сопротивление. Наконец, в 67 году до н.э. произошло полное покорение Крита римлянами под предводительством консула Метелла.

Римское владычество продолжалось до 330 г. н.э. Резиденция римского администратора находилась в Гортине, которая стала римской столицей острова. Римляне оказали влияние на остров, что однако ни в малейшей степени не изменило его греческого характера. Греческий язык сохранился, тогда как латинский получил преобладание только в области управления. В римский период на Крите получило распространение христианство, принесенное сюда учеником апостола Павла Титом.

ВИЗАHТИЙЦЫ - АPАБЫ - ВЕHЕЦИАHЦЫ
330-1669 гг.
С 330 г. н.э. Крит - провинция Византийской империи, администратор которой, византийский стратиг, находится в Гортине.

До 824 года продолжается период процветания и благоденствия. В эту эпоху утверждается христианская религия и строится множество ранне-христинских базилик.

В 824 году Критом овладевают сарацины, которые создают здесь независимое арабское государство со столицей в Хандаке (Сапсиа - совр. Гераклион), превратив город в мощную крепость, окруженную глубоким рвом. Город получает название от арабского слова "хандак", что и значит ров. Для греческого населения наступила ночь порабощения, тогда как арабские завоеватели собрали здесь несказанные сокровища, которые они добывали во время набегов на византийские провинции, а также занимаясь работорговлей. Византийцы неоднократно предпринимали тщетные попытки освободить Крит. Наконец, византийский полководец и будущий император Никифор Фока высадился на острове с мощной армией (960 г.) и после длившейся много месяцев жестокой осады освободил Хандак (961 г.). В последующее время, вплоть до 1204 г., остров переживает подъем, греческий элемент на нем усилился благодаря переселенцам из других византийских провинций, в результате чего возникли предпосылки культурного расцвета, мирного экономического подъема и социальной стабильности. Второй византийский период истории Крита был прерван IV Крестовым походом (1204), в результате которого Византийская империя была ликвидирована, а в Константинополе утвердился латинский император. Последний подарил Крит Бонифацию Монферратскому, который продал его венецианцам за ничтожную сумму. В 1210 году венецианцы установили на острове свое господство и начали его систематическое заселение венецианской знатью и солдатами. Критяне оказывали сопротивление, поднимая восстания или участвуя в различных сепаратистских движениях. Во время одного из них восставшие при содействии многих недовольных венецианцев одержали верх, провозгласив Крит независимой "Республикой Святого Тита". Однако вскоре Венеция вновь овладела островом.

В последующие годы феодальная система Венеции переживает упадок, и образуется новый честолюбивый класс буржуазии, который ревностно занимается торговлей. Благодаря этому в экономике наблюдается заметный подъем, науки и искусства процветают. Большое значение имеет воздействие итальянского Возрождения на иконопись, в результате чего возникает особая "Критская Школа - направление, сохраняющее византийский тип, но заимствующее при этом элементы итальянской живописи. Это направление представляют Дамаскин, Феофан и Доменик Феотокопулос (юношеские произведения).

В последние два века венециансксого владычества значительный расцвет переживает критский театр, основными представителями которого являются Георгий Хортадзис ("Эрофила", "Панория") и Винченцо Корнарос ("Жертвоприношение Авраама" и "Эротокритос").

Наконец, венецианская архитектура широко представлена весьма достойными образцами на всей территории острова. Крупные фортификационные сооружения, порты, храмы, монастыри, площади, общественные здания были построены по проекту венецианских архитекторов.

ТУPЕЦКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
1669-1898
В последние годы венецианского владычества турки предприняли довольно много неудачных попыток захватить остров. Наиболее значительная из них - нападение Хайреддина Барбароссы (1538), который встретил сопротивление Хандака и был вынужден оставить захваченные земли. В 1645 году турки высадились на Крите, в течение двух лет захватили почти все крепости, а затем начали осаду Хандака, которая продолжалась 21 год, поскольку греки и венецианцы совместными усилиями оказывали упорное сопротивление. В конце концов Хандак попал в руки турок, и только Сфакия оставалась свободной, однако была вынуждена платить дань покорности. С первых лет турецкого владычества критяне вели партизанскую войну и множество раз поднимали восстания, которые однако оканчивались неудачей. В 1830 году Крит был уступлен Египту, а в 1841 году снова перешел к туркам.

Последовал период волнений и кровопролитных восстаний критского народа, вершиной которых стало восстание 1895-1896 годов. В следующем году подразделение греческой армии оказывает помощь восставшим в освобождении многих провинций. Остров потрясают призывы к воссоединению с Грецией, и в результате вмешательства великих держав Крит провозглашается автономным "Критским государством" (1898) с Верховным Комиссаром принцем Георгием.

HОВОЕ ВPЕМЯ
с 1898 года
Страстное стремление критского народа к воссоединению с Грецией осуществилось много лет спустя и после новой борьбы.

Критский Парламент неоднократно голосовал за воссоединение острова с Грецией. В 1905 году произошло восстание в Фериссе во главе с Элевфериосом Венизелосом. Восставшие заставили Георгия отречься, упразднили систему Наместничества и провозгласили воссоединение с Грецией (1908). Европейские державы вывели свои войска. Официально воссоединение состоялось после окончания Балканских войн (1912-1913) и подписания Лондонского договора (17-30 мая 1913 года).

С тех пор остров разделяет судьбы свободной Греции. В 1923 году после греко-турецкой войны и соглашения об обмене населением мусульмане покинули Крит, на который прибыли беженцы из Малой Азии. 20 мая 1941 года Германия оккупировала материковую Грецию и приступила, координируя свои действия с моря и с воздуха, к захвату острова, осуществляя тщетные попытки до 28 мая, когда высадка немцев все же состоялась. Эта знаменитая Битва за Крит - одна из самых героических в истории второй мировой войны, в которой вместе с греческими солдатами сражались британцы, австралийцы, новозеландцы и многие из мирных жителей острова. Во время немецкой оккупации критяне мужественно оказывали вооруженное сопротивление.

После окончания войны и эвакуации немцев для острова наступил период мирного строительства и развития, в результате чего сегодня Крит стал одной из наиболее процветающих территорий Греции во многих областях жизни (сельское хозяйство, туризм, культура).

Вместе с широким распространением меди, растет и население Крита. В 2000 году до н. э. начинаются первые коммерческие контакты с соседними регионами: Кикладами , Малой Азией и Египтом. Воспользовавшись ключевым географическим положением, критяне заложили основу для будущей Минойской цивилизации. Первые городские центры Крита сформировались ко второму тысячелетию до нашей эры вокруг дворцов местных архонтов (царей), расположенных в центре сельских общин, процветавших благодаря прибыльному сельскому хозяйству. Подобного рода социальные организации существовали в течение 600-700 лет, во времена Минойской цивилизации. Благодаря бурному развитию сельского хозяйства Крит становится одним из самых богатых регионов Средиземноморья.

Дворцовый период и минойская цивилизация

Начиная с 1900 года до н. э. на Крите начинается строительство первых дворцов, что стало следствием наивысшего из экономических расцветов, которые знал остров. Согласно археологическим раскопкам, к этой эпохе относятся дворцы в Кноссе , Фесте , Малье и Като-Закросе . Важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700-1600 до н. э.). Концом этого периода принято считать мощное землетрясение, которое вызвало разрушение крупнейших дворцов.

При реконструкции дворцов было выяснено о существовании Новодворцовой (греч. Νεοανακτορική ) эры - периода наивысшего расцвета Минойской цивилизации, центром которой был, без сомнения Кносс, расположенный в 10 км к югу от Ираклиона . Кноссу абсолютно не угрожали вторжения, внешние или внутренние, так как при раскопках не были обнаружены какие либо оборонительные сооружения. Дворцы в Фесте, Малье, Като-Закросе и других местах были местными административными центрами и контролировали торговлю Кносса с Кипром, греческим материком и другими торговыми партнерами. Археологические находки того времени показывают многие аспекты жизни того времени, от торговли до повседневного быта, которые меняются от города к городу. Главным занятием критян было судоходство и торговля, а также сельское хозяйство, животноводство и производство текстиля и керамики. Основная часть коммерческих внешнеторговых перевозок осуществлялась через порты Айа-Триады , Мальи и Феста. Продукты питания по территории острова перевозились с помощью хорошо организованной сети дорог, существовавшей на острове в то время.

Развитая минойская цивилизация, как полагают ученые, завершила свое существование во время сильнейшего землетрясения и взрыва на острове Санторини . Последние открытия ученых из Колумбийского Университета в Нью-Йорке и ученых из Гавайского университета подтверждают эту теорию, впервые выдвинутую в 1930 году греческим археологом - Спиридоном Маринатосом (греч. Σπυρίδωνα Μαρινάτο ). Маринатос утверждал, что Кносс и Фест были уничтожены в результате сильнейшей приливной волны и облака пепла, которые образовались после взрыва на острове Санторини примерно в 1600 году до н. э.

Сильные волны стёрли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни.

Ахейцы

Дорийцы

В X веке до н. э. на Крит прибыли дорийцы, поселившиеся в крупнейших городах острова (Кносс, Фест, Гортина, Кидония и т. д.). Новые жители привезли с собой технологию выплавки железа, которое использовали не только для изготовления оружия, но и для производства строительных инструментов и декоративных изделий. Также дорийцы принесли новые традиции (сжигание мёртвых - кремацию, и т. д.). В это же время коренные жители Крита уходят в труднодоступные центральные и восточные районы острова. При распространении дорийцев, на Крите стало доминировать олигархическое правительство по образцу Спарты . Образовалось более 100 городов-государств, крупнейшими из которых были Фест , Кносс , Иерапефа , Гортина и т. д., а всё общество было разделено на 4 группы: дорийцы, периэки , миноиты и афамиоты (или клароты). Последние две группы были рабами без политических прав, из чего можно сделать вывод о сходстве критского общества со спартанским.

Римский период (67 год до н. э. - 395 год н. э.)

Крит был завоеван римлянами в ходе Третьей Митридатовой Войны , в которой поддерживал Понтийское царство .

В 73 году до н. э. на Крит приезжает в качестве наместника римлян Марк Антоний Кретик , однако его пропреторство заканчивается плачевно - в 71 году до н. э. критяне наносят поражение его флоту возле Кидонии и берут его самого в плен.

Вместе с оккупацией острова Квинтом Цецилием Метеллом в 67 году до н. э. начинается длительный период мира и процветания, в течение которого были вновь отстроены такие города как Кидония , Кносс , Фест , а также административный центр острова - Гортина. Гортина был единственным городом уцелевшим от множества вторжений. Присутствие римлян существенно не затрагивало повседневную жизнь критян, которые сумели сохранить свой язык, традиции и культуру. Римляне построили множество архитектурных памятников, которые сохранились до сегодняшнего дня. В 58 году на Крите впервые узнали о христианстве (через апостола Павла).

Первый византийский период (395-824 годы)

Долгое время, в том числе на протяжении всего Средневековья на острове, который не затронули нашествия германцев и славян, сохраняются античные порядки, в том числе и рабовладение . После начала Арабских завоеваний (7 век) усиливаются морские атаки мусульман на остров, учащаются случаи блокады его населённых пунктов.

Арабское владычество (824-961 г.г.)

Византия удерживает остров вплоть до 1204 года , когда крестоносцы захватывают Константинополь .

Венецианский период (1204-1669 годы)

Господство Византии на Крите подходит к концу вместе с падением Константинополя в 1204 году. Сначала Крит был завоеван Генуей , которая после войны в 1210 году передала остров Венеции. В Ханье , Ретимноне и Ираклионе венецианцами было построено множество сооружений, сохранившихся до сегодняшнего дня. Столицей острова был назначен Ираклион. В период венецианского господства Крит пережил настоящий культурный расцвет: были созданы крупнейшие архитектурные памятники и литературные произведения, важные для развивающийся греческой культуры.

Венецианцы полностью отстранили пассивное и инертное греческое население от участия в политической жизни страны. Тем не менее, их политика планомерного вытеснения православных канонов католическими и полное упразднение местного православного духовенства раздражала местное население. Доходило до того, что местные греки открыто сотрудничали с турками, которые предоставляли большую автономию православной церкви на землях, отнятых у Византийской империи.

В 1453 году после завоевания Константинополя Османской империей многие учёные и художники бегут оттуда на Крит.

Постепенный захват турками всех греческих земель приводит к воцарению атмосферы неминуемого падения Крита в греческой общине города. Большинство греков подсознательно готовило себя к новой жизни в мусульманском государстве, учитывая уже имеющийся опыт Крита как мусульманского эмирата.

Под управлением Османской империи (Османский Крит 1669-1898 годы)

«Автономия» Крита (1898-1913 г.г.)

В середине 1898 г. Османская империя сделала последнюю попытку утвердить за собой остров. В июле в Кандию прибыл Джевад-паша, назначенный сначала генерал-губернатором, но вскоре смещенный на более скромный пост командующего турецких войск на Крите. Неоднократные столкновения Джевад-паши с Советом адмиралов европейских держав заставили османского султана в октябре 1898 г. отозвать его. В начале сентября 1898 г. в Кандии турецкие фанатики начали резню местных греков. Британский патруль, преградивший путь погромщикам и защищавший христиан, потерял одного офицера и тринадцать солдат убитыми и вдвое больше ранеными. Кроме того, был убит британский вице-консул и несколько сотен христиан. Беспорядки удалось прекратить лишь угрозой бомбардировки Кандии. После этого европейские державы предложили Османской империи вывести с Крита свои войска. Была создана критская автономия под названием «Критское государство », которое находилось под управлением греческого принца Георга .

В 1899 г. последние османские части покинули Крит. Вместе с ними уехала и значительная часть мусульман ост­рова. В 1900 г. принц Георг представил державам, контро­лировавшим Крит, меморандум об объединении острова с Грецией. Однако меморандум был отклонен правительства­ми великих держав. В ответ на Крите начались массовые выступления населения за воссоединение с Грецией. Пала­та депутатов Крита присягнула на верность королю Георгу I и постановила заменить поднятый повсю­ду критский флаг на греческий. Совет адмиралов потребовал спустить греческий флаг и попросил правительства своих стран выслать дополнитель­ные корабли к острову. В сентябре 1906 г. Совет адмиралов вынудил принца Георга оставить пост верховного комиссара. Его заменил Александрос Заимис Италии на Грецию Великобритания была вынуждена выполнить свои обязательства, обусловленные гарантиями, данными Греции в апреле 1939. По просьбе греческого правительства в Грецию всё же (после некоторых колебаний) были направлены 4 эскадрильи самолётов, а 1-4 ноября 1940 года британские части высадились на Крите, имевшем важное стратегическое значение на Средиземном море. Нацистская Германия поддержала фашистскую Италию. В результате наступления немецких войск и последовавшей капитуляции греческих вооружённых сил король Георг II и правительство страны покинули Афины и улетели на Крит. Английский экспедиционный корпус , уничтожив тяжёлое вооружение и средства транспорта, также был вынужден эвакуироваться (более 50 тыс. из 62 тыс. человек) туда морем.

К 1941 году на Крите находилось примерно 27 тыс. солдат стран Британского содружества эвакуированных с материковой Греции и две потрёпанные греческие дивизии. Местный гарнизон состоял из трёх пехотных батальонов. Вокруг острова, в ожидание немецкого морского десанта, барражировали четыре отряда британских боевых кораблей, в составе четырех линкоров, девяти крейсеров и более двадцати эсминцев. Однако в конце мая 1941 года Крит был захвачен в результате десантной операции немецкими войсками (операция «Меркурий»). Ко 2 июня остров полностью оккупирован.

На Крите с первых дней оккупации сражались партизанские отряды генерала Мандакаса.

В мае 1945 года остров при помощи Англии, Австралии, Новой Зеландии и Советского Союза был полностью освобождён от немецкой оккупации.

Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длиной в 2.50 и шириной от 12 до 57 км делится перешейками на три части: восточную, центральную и западную. Последняя часть была мало заселена вплоть до середины I тысячелетия до н. э. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова.

Заселение Крита началось со времён неолита, но тесные связи между жителями различных районов устанавливаются только в конце раннеминойского периода. Вплоть до середины II тысячелетия Крит не знал вторжений иноземных племён, и минойская культура, насколько можно судить по имеющимся данным, на протяжении примерно полутора тысяч лет развивалась самостоятельно. Но внешние связи, несомненно, существовали и оказывали известное воздействие на развитие культуры древнейшего Крита.

Основным занятием жителей были рыбная ловля, скотоводство и частично земледелие. В течение восьми веков, охватывающих раннеминойский период, на Крите постепенно распространяется употребление металлов, в основном меди. Местные жители в то время пользовались медными кинжалами, топорами, ножами. Применение металлических орудий повлекло за собой улучшение техники обработки каменных сосудов и развитие других отраслей ремесла. Значительную эволюцию прошло гончарное дело; улучшается техника обжига, возникает и развивается роспись на керамике, хотя сосуды всё ещё изготовлялись вручную. Под египетским влиянием появляются первые вырезанные из камня печати; на одной из таких печатей имеется изображение ладьи. Из внешних связей-повидимому, довольно редких-удалось проследить лишь связи с Египтом.

Население Крита жило ещё первобытно-общинным строем. Во всяком случае имущественные и общественные различия не были сколько-нибудь существенными. Об этом свидетельствуют единообразие погребений, остатки коллективных домов и коллективные же круглые гробницы диаметром от 4 до 13 м.

Среднеминойскии период (XXI - XVII вв. до н. э.)

В первой половине II тысячелетия экономическое и социальное развитие Крита продвинулось далеко вперёд. Характерной чертой этого времени является распространение бронзы. В различных местностях были найдены бронзовые резцы, много больших и малых топоров и секир, долота, тонкие скобели, кинжалы, наконечники копий, длинные мечи. Широкое применение бронзы открыло ПУТЬ к общему подъёму производства. Развивается строительство крупных зданий, иногда в несколько этажей. Возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте и Маллии;

Кносский дворец в это время трижды перестраивался, в конце периода был построен дворец в Агиа Триаде. Длившаяся около двух столетий борьба за преобладание между отдельными центрами Крита окончилась победой Кносса. Осязаемым результатом этой победы была проложенная с севера на юг и снабжённая сторожевыми постами большая дорога, идущая от Кносса к Фесту и далее до гавани Комо. К началу среднеминойского периода относится находка древнейшей в Европе четырехколёсной повозки (в селении Пале-Кастро). Введённый в то же время гончарный круг на протяжении этого периода по крайней мере дважды подвергался серьёзным усовершенствованиям. Критские мастера овладели также техникой изготовления фаянса, применение которого быстро распространилось.

Больших успехов достигает изобразительное искусство. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства. Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Всё чаще встречаются различные печати и резные камни.

Важнейшим изобретением этого времени является письменность. Она возникла сначала в качестве пиктографического (рисуночного) письма, но вскоре приобрела вид иероглифов, во многом подобных египетским. Древнейшие образцы критского письма представляют собой рисунки, вырезанные на печатях, и метки на каменных блоках, из которых были построены дворцы. Под конец среднеминойского периода в обиход вошли уже чернила. В связи с распространением письменности иероглифы постепенно упрощались. В конце периода появляется уже линейное письмо А, названное так условно в отличие от несколько более позднего, тоже линейного, письма Б. К сожалению, линейное письмо А ещё не расшифровано, и поэтому мы лишены возможности определить конкретно-исторические особенности развития древнего Крита.

Значительный рост производительных сил наряду с усилением имущественного неравенства даёт основание полагать, что именно в среднеминойский период критское общество, по крайней мере в ведущих, «дворцовых», центрах, становится обществом классовым. Кносский и Фестский дворцы, судя по капитальному характеру построек, обилию предметов роскоши, богатству фресок, наконец, применению письменности для учёта продуктов и для нужд управления, несомненно, были местонахождением правителей ранних рабовладельческих государств. Проведение дороги, соединяющей Кносс с Фестом, невидимому, свидетельствует о каком-то политическом объединении этих центров. Отсутствие сколько-нибудь значительного количества ввозных вещей указывает на то, что первые критские государства, несомненно, возникли вследствие постепенного внутреннего социально-экономического развития общества Крита, а не в результате какого-либо внешнего воздействия.

Позднеминоиский период (XVI - XII вв. до н. э.)

Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский) характеризуется максимальным развитием критской культуры; он охватывает также время её постепенного упадка вплоть до окончательного крушения. В XVI в. население Крита было, вероятно, более многочисленным, чем когда-либо в последующий период древности. По всему острову прокладывается сеть дорог со сторожевыми постами. Одновременно расширяются и дворцы, украшенные с небывалой до того времени роскошью. К этому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры и искусства, такие, как «тронный зал», рельеф «царя-жреца», фрески, изображающие процессии, статуэтки, изображающие борьбу с быками, и др. Характерной чертой этого времени является рост богатства знати. Раскопанный частный дом кносского богача, так называемый «Южный дом», был двухэтажным. Это было здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой, в которой найдены различные бронзовые орудия. В этот период семейные гробницы знати, сделанные в скалах, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц. Изображённые на фресках одежды знатных лиц и жрецов отличаются нарядностью.

Всё это было обусловлено прежде всего дальнейшим подъёмом производства, особенно заметным в кораблестроении. Если судить по изображениям на печатях, прежние ладьи превращаются теперь в относительно большие палубные корабли; на одной из печатей показана перевозка лошади, погруженной на корабль. В это время устанавливаются оживлённые связи Крита с Египтом, Сирией и особенно микенской Грецией. В ряде мест на Крите найдены медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры, служившие, может быть, деньгами. Их вес (29 кг} соответствует более поздней греческой единице веса - таланту.

В это время появляется новое линейное письмо,так называемое линейное письмо Б. Повидимому, в первой половине XV в. до н. э. Крит был завоёван греческим племенем ахейцев. Документы из Кносса, написанные линейным письмом Б, составлены на греческом языке. Однако в других областях Крита вплоть до конца позднеминойского периода продолжает употребляться явно негреческое линейное письмо А. Ко времени господства ахейцев относится, очевидно, и купольная гробница в Агиос Теодорос, построенная по образцу купольных гробниц, известных нам по раскопкам в Малой Азии и в Микенах.

В XIV-XII вв. до н. э. заметен постепенный упадок критской культуры, просуществовавшей ещё вплоть до нового, дорийского завоевания Крита, которое произошло, повидимому, на рубеже XII и XI вв. К этому времени почти полностью прерываются внешние связи, угасает торговля, ремесленных изделий при раскопках встречается всё меньше. В орнаментации глиняных сосудов вместо ярких реалистических изображений теперь появляются сильно стилизованные образы растений и морских животных.

Кносский дворец

Наиболее выдающийся памятник критской архитектуры - Нносскии дворец, о греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-«двойная секира»,-излюбленного изображения в критском искусстве). Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык - Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном паря Эгея. Повидимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносскии дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого можно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Археологическими раскопками установлено, что дворец был построен в начале среднеминойского периода и затем многократно расширялся. Во время расцвета минойской культуры дворец имел два или три этажа, не считая подвальных помещений, в которых находились погреба, мастерские, склады продовольствия, оружия, а также темницы. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады - всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей - правителей Кносса и всего Крита.

Социально-экономические отношения

В первой половине II тысячелетия до н.э. ведущие критские общества, несомненно, уже распались на классы. "Такие гигантские здания, как Кносскии дворец периода расцвета и аналогичные ему, хотя и меньших размеров, дворцы в Фесте, Маллии и Агиа Триаде, убедительно доказывают существование государственного аппарата, органа насилия господствующего класса. Об этом свидетельствуют наличие темниц-тюрем в Кноссе, критский иероглиф, обозначающий ручные оковы, изображения вооружённых негров, повидимому дворцовой стражи, наконец, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учёта. Всё это не могло возникнуть в условиях первобытно-общинного строя. При существовавшем в то время уровне развития производительных сил критское общество не могло быть никаким иным, кроме как рабовладельческим.


Такие громадные сооружения, как Кносский дворец, в то время вряд ли могли быть воздвигнуты без применения в значительной мере труда рабов. Упоминание в греческом мифе о Тесее, о ежегодных поставках юношей и девушек на Крит, возможно, являлось далёким воспоминанием о дани рабами, которую уплачивали Криту подчинённые племена. В кносских документах содержатся явные указания на существование в то время довольно значительных групп рабов. Название одной из групп критских рабов-мноиты, дошедшее до нас в сочинениях более поздних античных авторов, ставится некоторымя исследователями в связь с именем легендарного критского паря Миноса.

Все имеющиеся данные позволяют утверждать, что на Крите в минойское время уже существовало рабство. Однако уровень развития рабовладения в то время был, повидимому, не очень высок. Здесь не было больших ирригационных систем, как во многих древневосточных деспотиях. Земельные участки, повидимому, не имели больших размеров. Ремесло достигло столь высокого уровня, что во многих случаях позволяет предполагать глубокий личный интерес производителя к качеству продукта его труда; такого рода непосредственные производители должны были быть лично свободными людьми.

О формах собственности на древнем Крите у нас имеется очень мало данных. Обилие печатей, которыми иногда клеймили пифосы (крупные глиняные сосуды для хранения продуктов), свидетельствует, вероятно, о значительном развитии частнособственнических отношений, однако печати могли принадлежать и должностным липам, обслуживающим это огромное царское хозяйство. В позднеминойский период заметно уже серьёзное имущественное расслоение; дома богачей, их грандиозные гробницы, широкие внешние сношения Крита, наконец, использование драгоценных металлов в торговле - всё это указывает на развитие частной собственности. Громадное дворцовое хозяйство, повидимому, обслуживалось многими сотнями рабов, свободных ремесленников и земледельцев в порядке повинностей.

Критская культура

Одним из важнейших достижений минойской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо Б (XV-XII вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV-XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII-IV вв. до н. э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.

Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных в узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листья. Таких табличек найдено очень много; немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, ещё большее количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.

В результате долголетних усилий целого ряда учёных линейное письмо Б в основном теперь уже расшифровано, что даёт возможность прочесть свыше 2 тыс. кносских, около 1 тыс. пилосских (найденных при раскопках Пилоса в юго-западной части Пелопоннеса) и примерно сотню других табличек со знаками этого письма. Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены в середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н. э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.

План
Введение
1 Доисторическая эпоха
2 Додворцовый период
3 Дворцовый период и Минойская цивилизация
4 Ахейцы
5 Дорийцы
6 Римский период
7 Византийский период
8 Средние века
9 Венецианский период
10 Под управлением Османской империи
11 Современная история
11.1 Вторая мировая война

Список литературы

Введение

1. Доисторическая эпоха

Найденные на Крите орудия древнего человека позволяют сделать предположение, что люди прибыли на Крит более 130 тыс. лет назад по морю. Около 7 тыс. лет до н.э. были созданы первые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством и разведением скота. Жили эти поселенцы в каменных домах, реже в пещерах. В пещерах Илифииас (Ειλειθυίας), Стравомити (Στραβομύτη), Эллиноспилио (Ελληνοσπήλαιο) были найдены оружие, инструменты, гончарные изделия, ножи из камня и кости, а также религиозные предметы, посвященные богине плодородия.

К началу II тыс. до н. э. на острове Крит сложилось четыре местных царства с центрами в городах Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро. Примерно в середине XVIII до н. э. Крит был объединён под верховенством кносских владетелей, а правители остальных царств вероятно стали их вассалами. История этого периода почти не известна.

Этническая принадлежность древнейшего населения Крита не установлена, но предполагается, что местное население изначально говорило на языке, не относившемся к индоевропейским (Этеокритский язык).

2. Додворцовый период

Вместе с широким распространением меди, растет и население Крита. В 2000 году до н.э. начинаются первые коммерческие контакты с соседними регионами: Кикладами, Малой Азией и Египтом. Воспользовавшись ключевым географическим положением, критяне заложили основу для будущей Минойской цивилизации. Первые городские центры Крита сформировались ко второму тысячелетию до нашей эры вокруг дворцов местных архонтов (царей), расположенных в центре сельских общин, процветавших благодаря прибыльному сельскому хозяйству. Подобного рода социальные организации существовали в течение 600-700 лет, во времена Минойской цивилизации.

3. Дворцовый период и Минойская цивилизация

Начиная с 1900 года до н.э. на Крите начинается строительство первых дворцов, что стало следствием наивысшего из экономических расцветов, которые знал остров. Согласно археологическим раскопкам, к той эпохе относятся дворцы в Кноссе, Фесте, Малье и Като-Закросе. Важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700-1600 до н.э.). Концом этого периода принято считать мощное землетрясение, которое вызвало разрушение крупнейших дворцов. При реконструкции дворцов было выяснено о существовании Новодворцовой (Νεοανακτορική) эры – периода наивысшего расцвета Минойской цивилизации, центром которой был, без сомнения Кносс, расположенный в 10 км к югу от Ираклиона. Кноссу абсолютно не угрожали вторжения, внешние или внутренние, так как при раскопках не были обнаружены какие либо оборонительные сооружения. Дворцы в Фесте, Малье, Като-Закросе и других местах были местными административными центрами и контролировали торговлю Кносса с Кипром, греческим материком и другими торговыми партнерами. Археологические находки того времени показывают многие аспекты жизни того времени, от торговли до повседневного быта, которые меняются от города к городу. Главным занятием критян было судоходство и торговля, а также сельское хозяйство, животноводство и производство текстиля и керамики. Основная часть коммерческих внешнеторговых перевозок осуществлялась через порты Айа-Триады, Мальи и Феста. Продукты питания по территории острова перевозились с помощью хорошо организованной сети дорог, существовавшей на острове в то время. Развитая минойская цивилизация, как полагают ученые, завершила свое существование во время сильнейшего землетрясения и взрыва на острове Санторини. Последние открытия ученых из Колумбийского Университета в Нью-Йорке и ученых из Гавайского университета подтверждают эту теорию, впервые выдвинутую в 1930 году греческим археологом – Спиридоном Маринатосом (Σπυρίδωνα Μαρινάτο). Маринатос утверждал, что Кносс и Фест были уничтожены в результате сильнейшей приливной волны и облака пепла, которые образовались после взрыва на острове Санторини примерно в 1600 году до н.э. Сильные волны стерли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни.

После этой катастрофы Крит не играл большой культурной и политической роли, и подвергся множеству нападений со стороны других культур. Во-первых, ахейцы, воспользовавшись падением Кносса, заняли Крит и укрепили свое господство на острове. 1380 год до н.э. ознаменовался новым мощным землетрясением, которое разрушает последние признаки Минойской цивилизации. После такого землетрясения был разрушен Кносский дворец. Различные источники указывают на то, что в 1200 до н.э Крит имел сильный флот и совершал пиратские набеги на Восточное средиземноморье. Также критяне участвовали в Троянской войне.

5. Дорийцы

В X веке до н.э. на Крит прибыли дорийцы, поселившиеся в крупнейших городах острова (Кносс, Фест, Гортина, Кидония и т.д.). Новые жители привезли с собой технологию выплавки железа, которое использовали не только для изготовления оружия, но и для производства строительных инструментов и декоративных изделий. Также дорийцы принесли новые традиции (сжигание мертвых – кремация, и т.д.). В это же время коренные жители Крита уходят в труднодоступные центральные и восточные районы острова. При распространении дорийцев, на Крите стало доминировать олигархическое правительство. Образовалось более 100 городов-государств, крупнейшими из которых были Фест, Кносс, Иерапефа, Гортина и т.д., а все общество было разделено на 4 группы: дорийцы, периики, миноиты и афамиоты (или клароты). Последние две группы были рабами без политических прав, из чего можно сделать вывод о сходстве критского общества со спартанским.

6. Римский период

Вместе с оккупацией острова римлянами начинается длительный период мира и процветания, в течение которого были вновь отстроены такие города как Кидония, Кносс, Фест, а также административный центр острова – Гортина. Гортина был единственным городом уцелевшим от множества вторжений. Присутствие римлян существенно не затрагивало повседневную жизнь критян, которые сумели сохранить свой язык, традиции и культуру. Римляне построили множество архитектурных памятников, которые сохранились до сегодняшнего дня. В 58 году н.э на Крите впервые узнали о христианстве, через апостола Павла.

7. Византийский период

Затем остров постепенно переходит под юрисдикцию Византии. Долгое время, в том числе на протяжении всего Средневековья на острове, который не затронули нашествия германцев и славян, сохраняются античные порядки, в том числе и рабовладение. После начала арабских нашествий (7 век) усиливаются морские атаки мусульман на остров, учащаются случаи блокады его населённых пунктов.

8. Средние века

В 826 году группа мусульман из Иберии захватывает остров и превращает его в мусульманский эмират, хотя большинство населения продолжает придерживаться православия. В 960-961 годах император Фока отвоёвывает Крит и удерживает его вплоть до 1204 года, когда крестоносцы захватывают Константинополь. Воспользовавшись этим, Венецианская республика включает остров в состав своей талассократической республики вместе с другими греческими островами (Эвбея, Кипр, более мелкие острова Эгейского моря). В 1204-1669 годах (время венецианского владычества) Крит был по-прежнему населён преимущественно православными греками. Кроме них, на острове присутствовали небольшие общины евреев, армян и, после 1204 года, католиков (в основном итальянцев и греков-униатов). Венецианцы полностью отстранили пассивное и инертное греческое население от участия в политической жизни страны. Тем не менее, их политика планомерного вытеснения православных канонов католическими и полное упразднение местного православного духовенства раздражала местное население. Доходило до того, что местные греки открыто сотрудничали с турками, которые предоставляли большую автономию православной церкви на землях, отнятых у Византийской империи. Более того, как и в Никее, постепенный захват турками всех греческих земель приводит к воцарению атмосферы неминуемого падения Крита в греческой общине города. Большинство греков подсознательно готовило себя к новой жизни в мусульманском государстве, учитывая уже имеющийся опыт Крита как мусульманского эмирата. Даже в этой ситуации, венецианцы практически не идут на уступки местному населению. В результате, в 1648 году Османская империя оккупирует практически весь остров, за исключением крепости Кандия (современный Ираклион), которую венецианцы удерживали до 1669. Несколько мелких прибрежных островов управлялись ими до 1715 года. В ходе османской оккупации, значительная часть населения (до половины) массово принимает ислам. Многие критские мусульмане при этом сохраняют греческий язык, христианские обычаи и пережитки, получает распространение криптохристианство.

9. Венецианский период

Господство Византии на Крите подходит к концу вместе с падением Константинополя в 1204 году. Сначала Крит был завоеван Генуей, которая после войны в 1210 году передала остров Венеции. В Ханье, Ретимноне и Ираклионе венецианцами было построено множество сооружений, сохранившихся до сегодняшнего дня. Столицей острова был назначен Ираклион. В период венецианского господства Крит пережил настоящий культурный расцвет: были созданы крупнейшие архитектурные памятники и литературные произведения, важные для развивающийся греческой культуры.