Знаки повешенные не по госту. Требования к дорожным знакам

Важность наличия дорожных знаков трудно переоценить. Не сложно представить, что произойдёт, если не упорядочить нормы и правила передвижения всех участников на дороге. Их значения необходимо знать всем: пешеходам и водителям, велосипедистам и байкерам. Это позволит участникам движения выбирать наиболее безопасный и комфортный режим перемещения и, возможно, в некоторых случаях спасёт жизни.

Установка дорожных знаков

Писались кровью, и их игнорирование, нарушение является ярким примером безответственности, а в ряде случаев - даже преступлением.
Правила установки дорожных знаков по ГОСТу делятся на 7 групп:

  • предупреждающие;
  • предписывающие;
  • приоритета;
  • запрещающие;
  • сервиса;
  • информационно-указательные;
  • дополнительной информации.

При установке дорожных знаков, например, учитывается характер, а также пропускная способность, освещённость дорожного полотна, особенности рельефа и погодных условий данной территории, а также информация, которую передаёт указатель и то, как зрительно она воспринимается водителями. Знак, как правило, располагают по правой стороне, навстречу движению. Делается это в целях предупредительного информирования для того, чтобы шофёр мог правильно оценить ситуацию и вовремя предпринять ряд мер и манипуляций, вплоть до прекращения движения автомобиля.

За пределами городов, деревень, посёлков, к примеру, знаки предупреждения воздвигают на дороге таким образом, чтобы участники движения при стандартных погодных условиях для данной местности могли их видеть и различать на расстоянии 150-300 метров. Наличие деревьев, кустарников, строений и коммуникаций тоже учитываются, так как ничто не должно помешать увидеть важную информацию. Нужно заметить, что обустройство дороги дорожными знаками в населённых пунктах в большинстве случаев одинаково, а именно на расстоянии 50-100 метров до опасного участка дороги. Действуют так специальные службы, принимая во внимание, что скорость перемещения автомобилей по загородной трассе выше, чем по населённому пункту.

Общие правила размещения дорожных знаков

За количество и виды установленных дорожных знаков с учётом территориальной расположенности дороги отвечает руководство дорожной организации, обслуживающей данный участок полотна. Нужно заметить, что все указатели стоят строго по схеме установки дорожных знаков, определённой стандартом во избежание путаницы, которая возможна в случае с малоопытными или начинающими автомобилистами.

Пример схемы размещения знаков

В общих правилах чётко регламентируется, что рекламные щиты и растяжки располагаются таким образом, чтобы не загораживать знаки, которые находятся по правой стороне дорожного полотна, это делается для всеобщего удобства, дабы было легче обращать на них внимание. В случае необходимости расположение на правой стороне должно дублироваться их нахождением и на противоположной, левой стороне дорожного полотна. Рекомендуется также размещать знаки примерно на одном уровне от основания для облегчения их восприятия.

Сезонные знаки и характеристики полотна для знаков

Как правило, установка дорожного знака диктуется аварийной обстановкой на данной территории, характером и рельефом местности, интенсивностью движения и наличием иных опасных факторов, особенно если это касается какого-нибудь ограничения. Количество знаков регламентируется соответствующими инструкциями. На обозреваемом участником движения отрезке дорожного полотна можно расположить не более трёх знаков, но эта цифра берётся без учёта дублируемых и иных знаков. Главная задача дорожных служб - установить или по возможности устранить причину возникновения препятствия или ограничения.

Например, в случае сезонных знаков или тех, что возникли вследствие объективных причин (ремонт дороги) после того, как в них отпала необходимость, должны вовремя убираться с дороги.

Как упоминалось выше, руководство дорожной организации самостоятельно определяет расположение и количество дорожных знаков, опираясь на аварийную обстановку данного участка и рельеф местности. На трассах и загородных магистралях знаки, как правило, размещаются на проезжей части, а вот если это горные дороги, то расположение происходит за пределами обочины. Здесь существуют отдельные правила расположения и установки дорожных знаков: например, расстояние от полотна до него регламентируется в пределах от 0,5 метра до 2 метров.

Знаки без освещения

Если дорожное полотно не оснащено стационарным освещением, применяются знаки, имеющие автономную подсветку или светоотражающую поверхность. Примечательно то, что в обязанности работников дорожной службы входит периодическая проверка пригодности знаков при помощи их фиксации с различного расстояния на движущихся автомобилях, сверка данных теста с рекомендуемыми параметрами.

Большое количество знаков устанавливается в соответствии с правилами и инструкциями по их размещению перед началом особо опасного участка дорожного полотна. При этом отдельное внимание уделяется как обзору местности, по которой проходит дорога, так и достаточному и своевременному появлению дорожных знаков.

Если деревья, кустарники, коммуникации ему мешают или скрывают, то ответственная дорожная организация, на территории которой это происходит, обязана своевременно принять меры. Если же на данном участке транспортного полотна произошла авария по вине плохой видимости, то на практике крайне сложно привлечь нерадивую дорожную организацию к ответу.

Характеристики дорожных знаков

Каждый дорожный знак обладает такой характеристикой, как зона действия, которую можно продлить или сократить согласно правилам и инструкциям. Зона действия знака регламентируется при помощи соответствующих табличек в сторону уменьшения и при помощи повторения после каждого перекрёстка в сторону увеличения.

Если определить длительность опасного участка дорожного полотна самостоятельно представляется сложным, то дорожные службы принимают решение по установке знака, предупреждающего об опасности и запрещающего определённые виды действий на данной территории.

Согласно инструкциям монтаж, демонтаж дорожных знаков, разметка дорожного полотна и обслуживание дороги производятся дорожной организацией, за которой закреплён данный участок полотна. А вот если требуется знак установить на время строительства объекта, к примеру, то в данной ситуации дорожная организация бессильна что-либо предпринять.

Неправомерность знаков

Работники ГИБДД тестируют и следят за исправностью и информативностью установленных знаков, то есть производят контроль их технического состояния. Установка дорожных знаков в населенных пунктах производится в соответствии и в строгом соблюдении схемы движения, и, естественно, её план согласовывается на разных уровнях руководства и ответственных ведомств.

Не случайно сейчас затронут этот вопрос. Зачастую приходится сталкиваться с произвольным самостоятельной установкой запрещающих дорожных знаков без какого-либо согласования и утверждения в соответствующих инстанциях. Понятно, что такие действия, ограничивающие права и свободы граждан, неправомерны.

Заключение

Бывает, что и жильцы домов могут поставить знак «Въезд запрещён», хотя даже внешне он, как правило, может отличаться от того стандарта, который определе в правилах установки дорожных знаков по ГОСТу. Единственное правильное действие в такой ситуации - обратить внимание на этот вопиющий факт дорожной инспекции, а те, в свою очередь, должны предпринять ряд мер: посетить местность с самовольно установленным знаком, убрать его и найти виновных.

Как показывает практика, нарушителем ПДД можно стать не только по собственной невнимательности, но и по невнимательности или откровенном пофигизме тех людей, которые занимаются безопасностью дорожного движения. Одни (сотрудники администрации муниципального образования) устанавливают знаки в кусты, ветки деревьев, на непрочные “опоры”, которые в скором времени просто падают, и на другие позиции, где они будут невидимы невооруженным взглядом, вторые (сотрудники ГИБДД) выполняют свою работу, штрафуя нарушителей правил дорожного движения, и им абсолютно все равно на то, что знак объективно не виден. Нарушение есть? Пройдемте!

Что делать, если сотрудники ГИБДД штрафуют за нарушение требований дорожного знака, который не видно

Допустим, вы услышали золотую фразу всех наших блюстителей закона “Пройдемте…”, чтобы получить “честно заслуженный” штраф за нарушение требований знака дорожного движения, который не видно. Не нужно спешить.

Первым делом необходимо достать свой мобильный телефон и включить видеокамеру. Сделать это нужно именно в тот момент, когда вас остановили и отчитали за нарушение требований знака дорожного движения, который висит не по ГОСТу. Медленно (чтобы можно было понять где вообще происходят события) снимите всю окружающую обстановку, будет здорово, если в кадр попадут магазины, кафе, чтобы можно было четко идентифицировать где вообще происходит действие.

Важное правило: Внимание! Съемка не должна прерываться, чтобы ни у кого не было причин сказать вам, что это был монтаж или еще что-то

В самом начале съемки нужно четко продиктовать место (адрес), где вы находитесь, дату и время. Сняв окружающую обстановку, нужно обязательно показать расположение знака и объекты, которые делают его невидимым или малозаметным. Желательно снять знак с той точки, с которой вы бы смотрели на него как бы из машины, чтобы было отчетливо видно, что разглядеть его весьма непросто. Сделайте еще несколько фото (общая панорама + привязка к объектам обстановки, сам знак и причину его невидимости), которые можно будет потом распечатать и приложить к жалобе на обжалование постановления об административном правонарушении в суд или вышестоящему руководителю.

Маловероятно, но возможно, что такая четкость действий смутит сотрудников ГИБДД, и они решат с вами не связываться. Если же на вас решили составить протокол об административном правонарушении, то обязательно укажите там свидетелей, можно просто любых водителей, которые проезжают мимо, либо пассажиров вашего авто (требуйте от инспектора, чтобы он все вписал). В графе “объяснение лица” укажите, что с протоколом не согласны, укажите откуда вы двигались и почему знака дорожного движения не было видно.

Если нарушение было незначительным, вам сразу же выдадут постановление о привлечении вас к ответственности, с которым вы должны не согласиться (о чем в нем обязательно нужно указать, если вы хотите его оспорить). Если же вы “не увидели” знак “движение запрещено” (кирпич) или “обгон запрещен”, то дело о вашем наказании будет рассматривать суд, там-то и пригодятся ваши фото (которые нужно будет распечатать) и видео, которое нужно скинуть на флеш-карту. Стоит отметить, что сроки обжалования постановления – 10 дней, порядок обжалования постановления мы разберем в одной из следующих статей.

Если машину эвакуировали из-под знака “остановка запрещена”, который не было видно

Так тоже часто бывает. Водитель выезжал со второстепенной дороги, а “установщики” знаков не заметили, что с этой позиции знак “остановка запрещена” будет не виден. И решили благополучно его поставить. Вы выехали, остановились, покинули авто, а по возвращении обнаружили, что его нет.

По сути порядок действий по съемке тот же самый, что описан в самом начале статьи. Не забудьте зафиксировать откуда вы двигались и факт “невидимости” знака именно с той позиции. Далее убеждаетесь, что ваш авто действительно был эвакуирован, забираете в ГИБДД все документы (заполняете их так же, как указано выше) и готовитесь к обжалованию эвакуации авто из-под знака “остановка запрещена”, которого не было видно.

ГОСТ по установке дорожных знаков

А это самое интересное. Чем же вообще регламентируется установка дорожных знаков?

Дорожные знаки устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004. Этот ГОСТ подробно прописывает на каком расстоянии должно быть видны знаки, под каким углом, какого они должны быть размера и как они должны располагаться. Глава №5 ГОСТ Р 52289-2004 полностью посвящена вопросу того, как применяются и где устанавливаются дорожные знаки. Ссылки на этот ГОСТ можно найти в свободном доступе в интернете, там есть довольно много интересных моментов, которые откровенно игнорируют при установке знаков дорожного движения наши чудесные государственные (и не только) органы.

Кто отвечает за установку дорожных знаков

Ну и напоследок не менее интересный вопрос – кто вообще отвечает за установку знаков ПДД? Многие подумают, что ГИБДД. А вот и нет! За установку дорожных знаков отвечает либо администрация муниципального образования, либо субъект, в ведении которого находится участок местности, где установлен знак. Естественно, что все дорожные знаки устанавливаются по согласованию с ГИБДД и еще целым рядом государственных органов, но за неправильно установленный знак по шапке получит именно тот, в чьей зоне ответственности он будет находится.

Кстати, установить дорожный знак самостоятельно и без разрешения нельзя. За это предусмотрена административная ответственность, а знак такой будет вне закона, следовательно, требования, предписанные им, не имеют под собой совершенно никаких оснований (ст. 12.33 КоАП РФ).

Дорожный знак может быть незаметен не только в летнее время, но и зимой, когда он может быть спрятан за снежным покровом или сугробом:


Если сотрудник ДПС собирается Вам выписывать штраф за нарушение дорожного знака, которого не видно, Вам следует опираться на то, что в национальном стандарте Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств » , а также в ГОСТ Р 52289-2004 есть следующие пункты:

Как обыграть онлайн-казино на 368 548 рублей, используя дыру в алгоритме?
Пошаговая инструкция

Привет! В интернете меня знают, как Джером Холден и я зарабатываю на тестировании алгоритмов всем известного казино Вулкан: ищу уязвимости в играх, делаю ставки и срываю куш.

Сейчас я собираю комьюнити для более глобального проекта, поэтому делюсь схемами бесплатно. Рассказываю все максимально подробно, ничего сложного нет, работать можно прямо с телефона, справятся даже девушки)). Можешь протестировать алгоритмы, заработать денег и решить - присоединиться к моей команде или нет. Подробности тут .

За три месяца я заработал на своих схемах 973 000 рублей:




Таким образом, сообщите инспектору, что знак не видно, опираясь на ГОСТ, соответственно нарушения с Вашей стороны нет. Если он все равно собирается выписать штраф, тогда придется доказывать свою правоту в суде, и для этого потребуется:
  1. Правильно заполняем протокол (не соглашаемся со штрафом и записываем основные моменты: последовательность маневра, других участников движения в данный момент, место нарушения, время суток, характер освещения в месте нарушения, общую видимость, наличие дорожных знаков или факты их отсутствия в необходимых местах).
  2. Сделать фотографии места правонарушения (в кадры должны попасть: местность, названия улиц, номера домов, различимые линии разметки, проезжая часть, тротуары, обочины, выезды с прилегающих территорий, дорожные знаки, светофоры и т.д.)
Официальные разборки для инспектора влекут ряд неприятностей. Ведь основная обязанность ГИБДД не наказывать, а обеспечивать безопасность дорожного движения, а т.к. дорожного знака не видно, то инспектор обязан был вызвать дорожную службу для его очистки. Так как он этого не сделал, а вместо этого хотел оштрафовать, то это грозит ему как минимум дисциплинарным взысканием за невыполнение служебных обязанностей.


На вопрос, что делать если дорожный знак спрятан ответил начальник ГАИ Заводского района Сергей Логунов ответил:
  • - Я никогда не видел, чтобы знак настолько был занесен снегом, что невозможно было бы различить, что он означает. В любом случае водителю придется доказать, что он не смог увидеть дорожный знак. Если же человек покажет фотографию, сотрудник ГАИ вправе его отпустить и вызвать службу, которая примет меры по удалению снега.
Таким образом, если дорожный знак занесен снегом и не виден с места водителя, то он считается недействующим.

Кстати, а Вы знаете, что делать если не видно дорожной разметки ?

Для того, чтобы избавиться от постоянных штрафов с камер, многие наши читатели успешно используют

Люди бывают разные. Инспектора ДПС - тоже люди. Значит, и они бывают разные. Один окажется доброжелательным, весёлым, жизнерадостным и честным, другой - хмурым, неприветливым и нечистым на руку. Один радеет за безопасность движения, другой хочет набить свой карман. А что делать водителю, если он наткнется на такого оборотня в погонах? Вы удивитесь, но способы защиты есть, и весьма действенные. И их немало. Важнейший из них - знание законов, а именно - ПДД пусть неглубокое. Тем более, что инспектора в своем большинстве их знают весьма поверхностно, а соблюдать обязаны.


Речь в статье - о дорожных знаках. О том, какие из них можно игнорировать. Инспектора пытаются наказать за проезд с нарушением требований дорожных знаков, не задумываясь о том, что не имеют на это права по простой причине: знак изготовлен или размещен неправильно. Ну а поскольку водитель не знает законов, он безропотно расстается с деньгами.

Разберемся, как можно избежать самоуправства. Подчеркнем особо: никто не призывает вас нарушать ПДД, речь идет исключительно о самоуправстве инспекторов, которое, увы еще не изжито, и о головотяпстве дорожников, которые порой развешивают знаки как попало и не следят за тем, чтобы они были видны.
Начнем с того, что ПДД - это не просто яркий буклет. Это - Закон. На титульной его странице черным по белому сказано: "Утвержден Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации". Это означает, что ПДД обязаны выполнять все граждане России, включая инспекторов ДПС. И каждый пункт обязателен к исполнению Закон нарушать нельзя!
Что ж, откроем ПДД на странице, посвященной дорожным знакам. Это Приложение 1. А там большими буквами написано: "Дорожные знаки по ГОСТу Р 52289-2004 и Р 52290-2004" . Эта короткая надпись означает только одно: в Законе под названием "ПДД" юридической силой обладают только те знаки, которые соответствуют ГОСТам. Если же знак не соответствует ГОСТу, то и к ПДД он не имеет отношения. Следовательно, соблюдать его водитель не обязан!
А в ГОСТах много есть интересного.


Скажем, какой из знаков ограничения скорости правильный?

А он здесь только один - справа внизу. Все остальные - недействительны! Потому что не соответствуют ГОСТу.

Здесь важно все - и шрифт, и размеры (допустимые отклонения - 1мм!), и цвет.
Неправильный знак - это неработающий знак. Его можно игнорировать. Так и скажите инспектору.
Скажете, таких "самопальных" знаков не бывает? Еще как бывают! Вот пример:


Теперь вы знаете, что эти знаки "40" не имеют силы. Их как бы нет. Потому что не соответствуют ГОСТу. А ПДД, напомним, говорит только о знаках, соответствующих ГОСТу.



Насколько важно знать правильное "написание" символов и картинок? Вот вам пример. Два знака "остановка запрещена" с табличкой 8.24 "работает эвакуатор". А ниже - табличка, соответствующая ГОСТу.

Допустим, вы оставили машину под знаком, чтобы забежать в аптеку. Вернулись - машины нет. Увезли на штрафстоянку. Вам придется раскошелиться на круглую сумму и потерять немало времени, чтобы вызволить автомобиль. Но потом вы можете отсудить все деньги обратно, через суд, да еще потребовать компенсацию. За потерянное время, за эмоциональный стресс и за что-нибудь еще, что придет в голову. И дело выиграете легко. Табличка не соответствует ГОСТу? Значит, ПДД на нее не распространяются. Это не ГОСТовская табличка, а какой-то рисунок. Мало ли что рисуют люди? Ну а если таблички нет - то, стало быть, ваш автомобиль не имели права эвакуировать. Следовательно, вы столкнулись с самоуправством. Вас должны были оштрафовать за остановку в неположенном месте. И всё! Никаких эвакуаторов! Так что будьте любезны - возместить.


Если знаки висят внахлест, они тоже не соответствуют ГОСТу.

Читаем ГОСТ Р 52289-2004: "5.1.13. Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50-200 мм." . Вот так. Без вариантов. Расстояние 50-200 мм должно быть. Нет расстояния - ГОСТ нарушен - нет знаков.
Законом установлено: знаки должны соответствовать ГОСТу. В Законе ничего не сказано о знаках, ему не соответствующих. Значит, эти знаки вне Закона.

Еще две цитаты, ГОСТ 52289-2004:
4.3. Знаки и светофоры... размещают таким образом, чтобы они... не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.)
5.1.4. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Смело отходите по проезжей части на 100 метров. Виден знак? Хорошо. Не виден? Значит, он не действует.


Встречаются даже закрытые препятствиями светофоры!



Еще цитата из ГОСТа, 52289-2004:

5.1.8.Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей:
- знаки приоритета;
- предупреждающие знаки;
- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- запрещающие знаки;
- информационные знаки;
- знаки сервиса.
Таблички вешаются под знаком.
Излишне говорить, что знаки на этих фото не соответствуют ГОСТу потому, что нарушена очередность размещения, а таблички - не на месте.

Бывают и такие казусы. Знак 5.5 "одностороннее движение" вместо знака 5.15.2 "направление движения по полосам". Размещены неверно, значит - не имеют силы

Ну а знак 2.1 "главная дорога" одновременно с 2.4 "уступи дорогу" совсем не имеет смысла. Это уже из области больного воображения.

Тут вам все нарушения ГОСТов сразу. Во всех случях, кром знака "жизнь закончилась", у которого уж очень философский смысл.



Ну а это шедевры небанальной работы мысли сотрудников дорожных служб Назвать знаки можно было бы, скажем "движение только направо, но оно запрещено" и "одностороннее движение по встречке"



Случаются и вовсе фантастические истории со знаками. Например, знаменитый в округе мост через реку Уфу. Знаменит был своим дорожным знаком, 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Обычный с виду знак обладал совершенно удивительным свойством – днем запрещал движение через мост грузовых транспортных средств, общая фактическая масса которых согласно ГОСТу больше 8 тонн, а ночью – тех же самых средств согласно тому же ГОСТу, но массой больше 16 тонн. Поэтому КАМАЗы ездили через мост исключительно ночью. Во избежание неприятностей с местным инспектором ДПС, который имел привычку время от времени прогуливаться неподалёку.

Загадка оказалась простой: дорожники не нашли знака с подходящей цифрой, и поэтому взяли первый попавшийся, закрасили где надо черной краской и нарисовали цифру «8». Но, видимо, краску они нанесли слишком тонким слоем. В итоге ночью «родные» цифры, нанесенные особой, световозвращающей краской, проступали в свете фар так четко, что и следа самодельной восьмерки видно не было. Днем же, при рассеянном свете Солнца, к знаку было не придраться: натуральные 8 тонн.


Тем, кто хочет разобраться в вопросе поглубже, рекомендуем эту книгу.


Материал изложен на основе программы, разработанной преподавателями