Использование технологии триз (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками. Описание методики генерирования идеи

Описание методики генерирования идеи.

Метод Маленьких Человечков.

Метод маленьких человечков - дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков».

Метод маленьких человечков был разработан Г.С. Альтшуллером для решения изобретательских задач.

Этот метод позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне. Метод маленьких человечков состоит в том, что все молекулы изображаются в виде человечков, которые различаются по агрегатному состоянию. (см. рис 1, 2 ,3)

Рис.1 Молекулы твёрдого тела изображается человечками, которые стоят близко и держатся за руки.

Рис.2 Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся.

Рис.3 Молекулы газа человечками, которые находятся далеко друг от друга и не держатся за руки

В своем методе творческого поиска – синектике У. Гордон предложил такой приём, как эмпатия, который заключается в том, что изобретатель представляет себя в качестве детали машины и думает, что ему надо сделать, чтобы выполнить поставленную задачу. Этот метод имеет тот недостаток, что человек имеет вполне определенную форму, которая не всегда соответствует оптимальной форме детали, что значительно затрудняет поиск решения.

Г.С. Альтшуллер в своей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) предложил моделирование маленькими человечками (ММЧ), которое является дальнейшим развитием эмпатии Гордона, но преодолевает данное противоречие, т.к. в ММЧ деталь представляется в виде множества маленьких человечков, которые совместно могут дать любую форму, что значительно расширяет возможности поиска. Однако маленькие человечки остаются человечками, а значит, не обладают многими свойствами, доступными техническим объектам, такими как левитация – парение в воздухе или электромагнитных полях, телекинез при помощи электромагнитного поля, ультразвука и т.д.

С помощью этого метода легче представить себе модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами раскрепощает мышление, делает его более свободным и дает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия. Интуитивно этот метод использовался многими исследователями и учеными.

Решая многие задачи, знаменитый физик Максвелл представлял себе исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Максвелл, строя свой эксперимент при разработке, динамической теории газов. мысленно поместил в сообщавшиеся между собой сосуды с газами демонов. Эти демоны открывали дверцу для горячих быстрых частиц газа и закрывали ее перед охлажденными, медленными.

Кекуле увидел структурную формулу бензола в виде кольца, образованного из группы обезьян. которые ухватились друг за друга. Выдающийся российский конструктор авиационных двигателей Микулин вспоминал: «Однажды я слушал оперу «Пиковая дама». Когда Герман поднял пистолет, я вдруг увидел в изгибе руки с пистолетом вал с компрессором, а дальше ясно: то, что искал – радиатор. Я тут же выскочил из ложи и набросал на программке схему…»

Образный стиль мышления присущ всем людям творческих профессий. Но не всякий образ эффективен. Например, простое графическое изображение детали тоже наглядно, но есть в нем недостаток - оно привязывает нас к прототипу. Маленькие человечки не напоминают нам что-либо известное, но зато показывают картину в полном объеме, и потому мы свободны в своей мыслительной деятельности. Для некоторых процесс рисования маленьких человечков может показаться слишком детским, несерьезным, ненаучным. Такое мнение ошибочно. Метод воздействует на самые глубинные и сокровенные процессы мышления, вызывая яркие образы и ассоциации, уводя от стереотипов и привычных действий.

Цель ММЧ - повысить эффективность поиска идей, используя не только психологическую активизацию творческого мышления, но и эвристический (поисковый) механизм решения задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач.

Метод применяют тогда когда возникают трудности при реализации выбранного принципа разрешения физического противоречия.

С чего начинать, применяя метод моделирования маленькими человечками?

Первое: выявить оперативную зону задачи, т. е. место, где возникло физическое противоречие.

Второе: выявить элемент, который испытывает противоречивые требования по своему физическому состоянию, когда к нему предъявляются требования идеальности.

Третье : Запустить в этот элемент маленьких человечков или изобразить его в виде толпы маленьких человечков. Должно быть два рисунка – исходное состояние и требуемое. Рисуя человечков, не жалейте карандаш и время. Человечков должно быть много, и помните, что они могут делать все(!), даже самое фантастическое, самое невероятное. Для них нет невозможного, нет запретов, они всемогущи и выполняют любое ваше желание. Не надо пока думать, как они это сделают, важно выяснить, что они должны делать. Позже, в соответствии с вашими знаниями, вы найдете способ, как достичь то, что показали человечки. Чаще всего приходится изменять прилегающие к оперативной зоне элементы, но вы уже знаете, как делать, потому что вам в этом помогли маленькие человечки.

Теперь посмотрим работу маленьких человечков на небольшом примере.

Работникам жилищно-коммунального хозяйства в осенне-весенние периоды прибавляется работа по ремонту водосточных труб. Дело в том, что в эти периоды в верхней части водосточных труб скапливается снег, который, многократно оттаивая и замерзая, превращается в ледяные пробки. При очередном потеплении эта ледяная пробка подтаяв, бомбой падает вниз по трубе, ломая и сокрушая ее. Вероятно, вы и сами не раз видели оборванные концы водосточных труб.

Н
аходим оперативную зону, то есть начало возникновения проблемы – верхняя часть трубы. Находим элемент являющийся причиной проблемы – ледяная пробка.

Составляем ИКР - Ледяная пробка сама не падает вниз, пока не растает полностью. Это возможно если лед будет удерживаться за стенки трубы. но в этом случае ему нельзя.., таять.

Возникло физическое противоречие: - лед должен таять и не должен таять... Как быть?

Запускаем в ледяную пробку, как на поле боя, маленьких человечков.

Их много, они сцепились друг с другом и изо всех сил стараются удержать пробку, не давая ей упасть до той поры, пока она не растает полностью.

Восьмиклассники, которые «рисовали» эту задачу и любовались на человечков, воскликнули: - «Нужно заменить человечков цепью или, еще проще, проволокой. На этой проволоке ледяная пробка и будет держаться, пока не растает полностью!»

Все, задача решена! И, кажется, неплохо. Внедрение этого решения в жизнь не составит больших трудностей. По стоимости оно равно стоимости двух метров проволоки. Найденное ребятами решение следовало бы оформить заявкой на изобретение. Но патентный поиск подтвердил лишь правоту Станислава Лема, который сказал: «Вселенная так велика, что в ней нет ничего такого, чего бы не было». Действительно, всего на год раньше взрослыми изобретателями, работающими в НИИ коммунального хозяйства, было предложено аналогичное решение. Но даже в этом случае стоило поблагодарить маленьких человечков за большую подсказку.

Вера Вязовцева

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который, на первый взгляд, может показаться сложным. Но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Есть множество вариаций использования ММЧ : карточки с нарисованными маленькими человечками , кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки , в роли которых выступают дети.

Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидком веществе человечки стоят рядом , слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная : их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)

Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие» , дети характеризуют их как «летящие» или «летающие» .


Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам ) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись , начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко . Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.

Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками» , а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки) .

Затем моделируют объекты и явления , состоящие из сочетания разнообразных человечков : вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.

На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении : льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие , неизбежно возникающее между системами.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка , представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+» , «-» . Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков .

Чтобы показать соединение, используют «+» , знак «-» используется в том случае , когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Например, как можно обозначить карандаш - снаружи деревянный корпус, внутри – графит? Эти 2 составляющих карандаша- твёрдые. Используя изображения человечков , обозначающих твёрдые вещества, и знак «+» , получаем следующую схему (на фото)

А вот так обозначим процесс, когда из лейки вылилась вода :

Вот так можно обозначить стакан с водой, коробку с соком, бутылку с лимонадом и т. д.


К этой схеме можно подобрать множество вариантов - от листка бумаги оторвали кусочек, отломили пластилин от бруска, отпилили сухую ветку от дерева и т. д.


На основе этого метода разработала игры и упражнения , в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают друг друга. Расскажу об игре «Маленькие человечки » , которое изготовила по принципу обычного домино - прямоугольные костяшки домино (у меня они деревянные) разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или + , а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т. д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.




Дети очень любят играть в подвижную игру «Мы - маленькие человечки » . Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень» , не очень крепко держатся за руки, т. е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага» , начинают бегать (слово «пар» , «дым» , «запах» , стоят рядом, касаясь плечами («вода» , «молоко» , «сок» и др).

С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой , с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые , скользкие, им трудно держаться друг за друга.

Могу назвать в качестве основного источника- статьи преподавателя ТРИЗ Богат В . Ф. в журналах «Ребёнок в детском саду» №5, 6, 2007г. Материал творчески перерабатывался мною, дополнялся. В дальнейшем представлю конспекты занятий с применением метода ММЧ.

Желаю творческих успехов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш

Выполнила: воспитатель I кв. категории

Васильевой М.М

Канаш, 2017 г

Ход мастера-класса

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить вашему вниманию метод, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

Цель нашего мастер -класса: познакомить педагогов с методом ТРИЗ-технологии «Моделирование маленькими человечками».

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. .Но перед тем как отправится в это путешествие мы с вами должны вспомнить: «Что это такое ТРИЗ и зачем он нужен?». ТРИЗ- это теория решении изобретательских задач.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся того.

Дошкольное детство –это тот особый возраст когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в разных ситуациях жизни ребенка (креативность).В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально -практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению уснуть способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Познакомить педагогов с методами ТРИЗ- технологиями;
  • Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;
  • Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

Существуют следующие технологии основанные на ТРИЗ

Сегодня мы опробуем метод ММЧ

Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности .

Педагог обращается к гостям семинара:

Только сегодня и только сейчас,

Только у нас и только Вам

Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей.

В своей работе со знакомством с Маленькими человечками мне помогает волшебник Оживлялка

Волшебник Оживлялка сочинил сказку и хочет, чтобы я рассказала вам.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил : „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. (Слайд №10)

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить нужно приложить усилие .

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Педагог: С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например , кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и т.д . Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки» .

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках .

Педагог: но на чем мы с вами полетим? (варианты детей)

Воспитатели: На космическом корабле.

Педагог: А где этот корабль? Его нет! Как быть?

А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (1 педагога создает на мольберте космический корабль)

1 2 3 4

А - «Нос ракеты»

Б – корпус корабля

В – форма иллюминаторов

Г – количество крыльев 2, 3, 4, 6

Задание: Построить космический корабль по комбинации А2, Б3, В4, Г1. (педагоги строят ракеты)

Педагог: Ну что, вот такой у нас получился космический корабль!

Теперь отправляемся в полет. Но не хватает капитана. Им буду я.

Считаем 5, 4, 3, 2, 1 . Пуск!

Вот мы с вами и прилетели в город «Твёрдых человечков»

Твердые человечки хотят поиграть с вами в игру. Кто же такие твёрдые маленькие человечки ?

Игра «Назови твёрдое»

(игра с мячом)

Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил- тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

Теперь глазки закроем, и представим чтобы в лаборатории маленьких человечков, которые очень любят проводить опыты

«На столе лежит железная проволока и металлический брусок»

Педагог: Скажите, из чего они сделаны?

Воспитатели: Из железа.

Педагог: На что они похожи?

Воспитатели: на толстую нитку. На кирпичики.

Педагог: Что можно сделать из проволоки и железного бруска?

Воспитатели: Корзинку. Значок. Машинку. Вертушку.

Педагог: Что нужно, чтобы сделать корзинку из проволоки?

Воспитатели: Изогнуть. Разрезать. Тяжело ее сделать. Надо гнуть руками.

Педагог: Да. Надо приложить усилия. Знаете почему?

В железе живут человечки, они очень крепкие, они держатся за руки. Сможете разорвать проволоку? Попробуйте. Ничего не получается, потому что они очень крепко держатся эти человечки. Нужен инструмент, чтобы их расцепить.

Педагог: Вы спросите, почему проволоку можно гнуть, а железку только топором разрубить?

Потому что проволока тонкая, человечков легче заставить изменить свое положение. В бруске больше человечков, и поэтому его руками не согнешь. Как в венике, смотрите: вот один прутик – я его смогу согнуть, а веник не смогу, т.к. прутиков много.

Педагог: Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше. Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие ?

В этом городе человечки ведут себя по разному в разные времена года. .Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

Педагог: Давайте немного разогреемся и поиграем.

Игра «Замри »

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком), они превращаются в «ледяных», т.е. должны замереть –«замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

Педагог: Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа»..

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Педагог: Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки »

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Педагог: Работа с карточками «Маленьких человечков»

Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки:

Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть .

Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)

Газообразные человечки очень любят фантазировать и превращаться в разные предметы. Они предлагают вам поиграть и узнать в какие предметы они превратились. Согласны?

Игра «Узнай вещество»

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, наше путешествие подошло к концу и на пора возвращаться домой.

Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1.

Вот мы и дома. Итак, мы побывали в городах большой страны ТРИЗ: город твердых, жидких и газообразных человечков.

С дороги все устали и наверно проголодались. Предлагаю нам всем вместе сварить компот конечно же с помощью метода «Моделирование маленькими человечками».

Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты»,

Приглашаю к себе 3 помощника.

Я вас сейчас превращу во фрукты:

Хлопните 3 раза в ладоши И в чудо фрукты превратитесь. (Дети превращаются во фрукты).

Называем кто в какой фрукт превратился. Дети называют.

А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)

Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат. А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты? (клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие человечки.

Хлопните 3 раза в ладоши И в маленьких человечков превратитесь.

Сначала надо взять кастрюлю.

Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети, какие вы человечки?

Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)

Как ведут себя твёрдые человечки?

Они крепко держатся за руки.

Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже твёрдые)

А чего не хватает? Правильно, воды.

Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя ведут? (слегка касаются друг друга, например локтями) Приглашаю 2 человека.

Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки кипящей воды?

Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте. (ходят рядышком, соприкасаясь…)

Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?

Это газообразные человечки из него выскакивают.

Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.

Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный, полезный компот.

А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс.

  • Понравился мастер класс. Буду применять игры в работе с детьми. (Показать смайлик зеленого цвета)
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть покажет смайлик желтого цвета.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть покажет смайлик красного цвета.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.



1.«Моделирование маленькими человечками» или

«Использование технологии ТРИЗ в

экспериментировании».

подготовила Спиридонова Т. С.

2.Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у

детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в

нашей стране в 50-х

годах

усилиями выдающегося российского учёного,

изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. В детские

сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас

остаётся актуальной и востребованной.

3. ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную

программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному

развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на

вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать

практически во всех видах деятельности. Это позволяет формировать единую,

гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение

одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения,

стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку

проявить

свою

индивидуальность,

учит

дошкольников

нестандартному

мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо

используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения

предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том

числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают

наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему

обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств

одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только

развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как

совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно

функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и

их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень

эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления

стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов

характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в

чтобы

разделить

ситуации

составляющие

(реальную

фантастическую),

последующим

нахождением

реальных

проявлений

фантастической составляющей.

4.- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)-

моделирование

процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

(твердое – жидкое –газообразное)

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по

каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять

свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию

вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства

объекта.

Приёмы

волшебства:

увеличение-уменьшение,

деление-объединение,

преобразование

признаков

времени,

оживление-окаменение,

специализация-

универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,

подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я

начала в 2014 году. Мне очень понравился метод ММЧ, который использую в

образовательных

областях:

«социально

коммуникативное

развитие»,

«познавательное развитие».

5.Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и

вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании

нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется,

сведения

подаются

детям

виде сказки

«Маленькие

человечки».

Детям

становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие

Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких

– просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на

примере воды: лёд-вода-пар) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с

детьми провели опыты, рассуждали, делали выводы, находили ответы.

Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть

неожиданное рядом.

Я предлагаю вашему вниманию использование приема

моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей с объектами

неживой природы.

5.«Маленькие человечки»фото

6.Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой

природе.

7.Задачи:

- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить

детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих

веществ;

-учить детей моделировать объекты неживой природы;

Материалы и оборудование:

- плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие

такие вещества как: вода, лёд, пар, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, дым

и т.д.

- стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, лёд,

кусочек

пластмассы,

деревянная

палочка,

пустой

полиэтиленовый

пакет

небольшого размера.

- карточки с моделями " маленькие человечки";

- бутылка лимонада (пластиковая);

Ход занятия:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не

ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас.

- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что 8.всё существующее вокруг нас

- и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших

частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Этих частиц столько

много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень.

Частицы эти- МЧ- очень разные и они по- разному дружат между собой. Одни

частицы, давайте назовём их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда

держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не

разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки -

крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их

фотографию.

8. фото

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! 8.Это твердые

человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны,

стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами

нашу игру «Цепи кованые», когда дети слабо держатся за руки, то вы поймете,

как легко можно пробежать между ними. 9.Такие человечки живут в жидких

веществах, они менее дружны, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в

стакан с чаем и размешать сахар! Я покажу вам их фотографию тоже.

Фото 9

Ну, а 10.третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем

не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко

пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, пар, дым, туман. Такие

вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и

должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:10.фото

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте

сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание -11 эксперименты " Где какие маленькие человечки живут? "

11Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной

палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта

дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах

живут дружные человечки! Эти вещества - твердые! Фото…

Б. 12.Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в

стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что

палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не

очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду,

не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества

называются - жидкими. Фото….

В. 13.Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например,

дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я

предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите

пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в

пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами

поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой -

проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные

человечки! Фото…

4. 14.Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе

какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок

- дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети

отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д. фото…

5. 15.Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача

детей - узнать о каком веществе идет речь. Фото..

Например:

Это- молоко.

Это-лёд, камень, пластмасса.

Это – сок.

Это – дым.

Это - вода (человечки прозрачные)

Это – дерево.

Это - воздух (человечки прозрачные)

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

г с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно,

когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести

добавляют углекислый газ. Давайте покажем пузырьки.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня

вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Занятие, по мнению детей было интересным.

технологии ТРИЗ.

Тема: Метод «маленьких человечков».

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить

представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение,

умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение

анализировать причины.

Оборудование: мяч.

Обсуждение «Что не делится на части?».

Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие

частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно

сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды,

бумага - из молекул бумаги и т. д.

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы

маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие

человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол,

машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и

«человечки» там похожи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся

за руки...

Игра «Назови твердое».

Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные

твердые предметы. Кто ошибся или повторил - выходит из игры.

Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «крепкое») и «твердое» (в

смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая,

вот фанерка твердая...». При возникновении подобных ситуаций воспитатель

уточняет задание: твердое - это то, что не жидкое. (Бумага - это не

жидкость,

она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно

держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)

Инсценировка «маленьких человечков».

Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человечков» и предлагает

изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за

руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку

можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если

растянутую резинку отпустить? Продолжать растягивать? (Все ответы

моделируются.)

Подведение итогов.

Тема: «Твердые и жидкие человечки».

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о

свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать

свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

Решение проблемной ситуации.

- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все

кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась

посуда - тонкая, прозрачная, искристая... Снежная Королева мне даже одну

чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и

привезла вам. Сейчас покажу...

Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно.

- Ой, а куда же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения

выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед

растаял.

Сравнение твердых и жидких веществ.

Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.

Лёд-это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки

Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается

жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно

делать с водой, а что - со льдом?

Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом

различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стаканы с

водой и с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже

твердые, но не тают)).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может

впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые

вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко

перемещаются (если дотронуться до воды, палец станет мокрым, а если до

кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится); вода занима-

ет весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики

можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она

вытечет, а кубики останутся.

Игра «Замри».

Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал

(бубном или колокольчиком), они превращаются в ледяные фигуры, т. е должны

замереть - «замерзнуть», повторный сигнал - «растаяли» и т. д.

Моделирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька

весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле

под сосулькой? Что происходит ночью?

Подведение итогов.

Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по

воде ходили?»

Тема: «Газообразные человечки».

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления

детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение

перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко

держатся за руки; есть «жидкие человечки», они за руки не держатся, а просто

так ходят или стоят... И вдруг вижу: калитка впереди - то откроется, то

закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то

откроется, то закроется... Кто же ее открывал?

В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что

это делал ветер.

Беседа о «газообразных человечках».

Примерные вопросы для беседы:

Что такое ветер?

Можно ли его увидеть, нарисовать?

По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода ветреная?

Ветер какой - твердый или жидкий?

Ветер - это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «человечков газа»: эти

«человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда

захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных

человечков».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она

превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать

кипящий чайник).

Во время беседы желательно использовать Игрушку, которая дает

неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.

Игра «Маленькие человечки».

Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети

должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить

или бегать по группе. Порядок и темп команд - произвольный.

Тема:

«Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение,

фантазию; обобщить представления о веществах в различных

агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка грустная на занятие, дети и воспитатель

волнуются: что случилось?

И.: Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам рисунок на

занятие, а у меня ничего не получилось... И акварельные краски у меня

хорошие, и кисточка новая - в чем дело, не понимаю...

В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании

Игрушка не обмакивала в воду кисточку, а пробовала рисовать сухой.

В.: «Человечки краски» твердые, но они спят. Их нужно умыть и

разбудить. Когда кисточку макаем в воду, «человечки кисточки» берут за

руки «человечков воды» и несут их на бумагу. А потом «человечки краски»

и «человечки кисточки» вместе держатся, и, когда кисточку плотно

прижимаешь при рисовании, они остаются на бумаге.

И.: Я все поняла, буду теперь рисовать. (Берет кисточку не тем концом и

обмакивает в краску.) Опять ничего не получается!

В.: Почему ты кисточку не тем концом взяла?

И.: А какая разница?

В.: Этот конец острый, деревянный, с него «человечки воды» будут

скатываться. А нужный конец кисточки пушистый, там много волосков

- легко зацепиться «человечкам краски», и «человечки воды» не разбегутся.

2. Упражнение «Волшебная дорожка».

И.: Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину - вол

шебную дорожку...

(Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета.)

Черный

Желтый

Зеленый

Например:

Красный

В.: Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты

говоришь, что она волшебная?

И.: Потому что, когда по ней путешествуешь, меняешь Цвет.

Смотрите: вот кружок - он вначале белый, потом стал красным, затем

желтым и т. д. (Используется прозрачный кружок из полиэтилена или

целлофана.)

В.: А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в разные

предметы?

И.: Конечно, если он на белой дорожке, то это одуванчик…

В.: Подожди, дай ребятам сказать...

3. Игра «Разноцветный светофор». Правила игры: воспитатель

называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде,

держатся за него и проходят через препятствие. У кого такого цвета

нет, могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их

не поймали.

Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

В.: А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали «маленькие

человечки»?

И.: Конечно, можно!

В.: Первыми будут «твердые человечки». Что это будет: белое и

твердое?

Д.: Мел, стена, зубы...

Аналогичная игра проводится с другими цветами, совершают

«путешествие» «жидкие и газообразные человечки».

Когда обсуждается сочетание «Черные газообразные человечки, что

это?» (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что

плохого в дыме; высказывается пожелание, чтобы небо было всегда

чистым, голубым.

Подведение итогов.

Тема: «Обобщающее занятие по ММЧ»

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение

сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать

физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной,

карточки МЧ.

Упражнение «Черный ящик».

Приходит Игрушка с черным ящиком и предлагает детям узнать, что

в нем находится.

Отгадка: мыло.

Обсуждение: зачем оно нужно, что еще можно делать с мылом.

Беседа о мыльных пузырях.

И.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

В.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло

ведь твердое. А пузыри какие?

В.: Откуда берется воздух внутри пузырей?

И.: Так мы же сами его надуваем!

В.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят

купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают

плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть

пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки

мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в

стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

И.: Почему пузыри так быстро лопаются?

В.: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко

держаться и отпускают их.

И.: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?

Практическая работа.

И.: Давайте сами попробуем выдуть пузыри!

В.: Конечно!

Дети получают трубочки и стаканчики с пеной; можно устроить

соревнование: у кого самый большой пузырь, у кого дольше не лопнул и

Беседа о свойствах вещества.

И.: Сейчас я покажу опыт (берет стакан, наполненный водой до

середины). Запомните, где сейчас вода (отмечает границу воды на

стакане). Сейчас я брошу туда кубики. Смотрите, что произойдет.

Д.: Вода поднялась!

И.: Верно, а вы можете объяснить, почему так произошло?

В.: Наши дети могут не только рассказать, но и показать на

карточках весь этот опыт и объяснить его.

Воспитатель вызывает несколько детей, дает им карточки

Ч и предлагает смоделировать этот процесс.

И.: А что будет, если кубики достать?

Д.: Вода опустится снова.

И.: Сейчас проверим. Точно! Как это объяснить?

В.: Сейчас наши ребята тебе снова все расскажут и покажут.

И.: Спасибо, теперь мне все понятно.

4. Подведение итогов.

Воспитатель подчеркивает, что сегодня было последнее занятие с

«маленькими человечками», но мы с ними не прощаемся, потому что

молекулы - «маленькие человечки» - повсюду, из них состоит все, что

нас окружает.

Эмпатия и ассоциативные ряды

Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Ассоциативный ряд – это ряд понятий или определений, когда следующий член ряда "всплывает" в связи с тем, что вспоминается по поводу предыдущего.

1. Составить абстрактный портрет собеседника, описать рисунок.

2. Нарисовать абстрактный портрет человека, используя ассоциативный ряд, подчиненных ему образов, описать рисунок.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно:

1. Выбирается фокальный объект – то, что необходимо усовершенствовать.

2. Выбираются случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

3. Записываются свойства случайных объектов.

4. Найденные свойства присоединяются к исходному объекту.

5. Полученные варианты развиваются путём ассоциаций.

6. Варианты оцениваются с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученных решений.

Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные идеи, поскольку позволяет взглянуть на предмет под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления. Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что полученное решение будет сильным. Также слабыми сторонами метода являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример:

ФО – кастрюля.

Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая.

Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем.

Слабые сочетания можно сразу отбросить.

Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Применить метод фокальных объектов к:

1. рабочему столу;

2. случайному объекту;

3. предмету, связанному с темой диссертации.

Метод синектики

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. В методе приветствуется критика, а также активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. По сути задача синектики превратить незнакомое в знакомое и определить решение или напротив превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.

Обсуждение по методу синектики состоит из следующих основных этапов:

1. Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

2. Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

3. Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему.

4. На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика.

4 метода синектики:

Прямая аналогия – внешние, структурные или функциональные аналоги, существующие в окружающем мире.

Субъективные (личные) аналогии – личные представления, представления собственного тела как части проблемы.

Символическая аналогия – сравнения, аллегории, метафоры, отождествление свойств чего-то одного со свойствами чего-то другого.

Фантастическая аналогия – представление вещей фантастическими и невозможными, вмешательство чудесных сказочных сил, способных решить рассматриваемую проблему.

5. На основе первого уровня формируется второй уровень идей, которые являются максимально практичными, но при этом, не теряют своей оригинальности.

6. Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.

7. В результате совместного обсуждения идея доводится до стадии практического воплощения.

1. В качестве проблемы предлагается разработать фирменный знак для ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в котором буде чувствоваться оружейная тематика.

2. На первоначальном этапе нужно предложить 12 аналогий – по 3 для каждого из 4-х методов синектики (поработать нужно группой – можно в кругу семьи или друзей).

3. На основе получившихся аналогий предложить в виде 2-5 эскизов идеи по оформлению знака.

4. Одну идею оформить как рабочий вариант знака.

Метод маленьких человечков

Суть Метода маленьких человечков в том, чтобы заменять некие сложные системы группами человечков, действующих конкретным образом – в соответствии со свойствами изучаемой системы. Например, если говорить про разные состояния вещества, то их можно выразить следующим образом:

Твердое – это группа человечков, которые стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки.

Жидкое – это группа человечков, которые всегда стоят близко друг к другу, но при этом за руки не держатся.

Газообразное – человечки достаточно удалены друг от друга и за руки не держатся.

В итоге становится понятно, что первая группа будет перемещаться только вся целиком. Иначе придется придумать способ, как разделить дружных человечков. Зато с третьей группой в этом проблем не будет, здесь еще придется постараться, чтобы собрать всех человечков в одну кучку, ведь они все время пытаются разбежаться в стороны.

1. Составить 5 орнаментов из держащихся друг за друга человечков (пар, троек, четверок), придав им конкретные качества – пол, возраст, м.б. это семьи, м.б. друзья.

2. На основе двух орнаментов придумать два кованых заборчика, принцип соединения секций которых должен быть обусловлен тем, как человечки держатся за руки.

Требования к отчету:

1. Наличие стандартно оформленного титульного листа.

2. По каждому методу – кратко описать задание и результат его выполнения, привести необходимые рисунки и пояснения к ним.

3. Сделать выводы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08