Почему Бог не отвечает на наши молитвы? Отвечает ли Бог на наши молитвы

– Геронда, что такое печать Агнца?

– Агнец это Кто?

– Христос.

– Ну а что за печать у Христа? При Крещении священник крестообразно помазывает лоб христианина святым миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго». Впоследствии всякий раз, когда христианин осеняет себя крестным знамением, он поклоняется спасительной Страсти Господней и призывает крестную силу, иже есть сила крестной смерти нашего Христа. Говоря: «Кресте Христов, спаси нас силою твоею», мы призываем силу крестной жертвы Господа. Поэтому крест обладает великой силой. Например, началась гроза. Сверкают молнии, и в большой железный крест на колокольне тоже может ударить молния. Однако, если стоящий под этим железным крестом христианин имеет на себе вот такой маленький крестик и говорит. «Кресте Христов, спаси мя силою твоею», то молния ему не повредит. В первом случае действуют природные законы: молния попадает в крест и сбивает его на землю. Во втором случае такой вот малюсенький крестик хранит верующего человека, призвавшего на помощь силу Креста.

– Геронда, почему, несмотря на то, что я прошу о чем-то с верой, Бог не дает мне этого?

– Ты веруешь и просишь, но если у тебя нет смирения или же есть предрасположенность к гордости, то Бог не дает просимого. Можно иметь веру не только с «горчичное зерно» (Мф. 17:20. Лк. 17:6), но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.

Если человек идет по жизни с верой, без сомнения и просит помощи Божией, то с ним потихонечку начинают происходить чудесные события: сначала маленькие, потом побольше, и он становится более верующим. Переживая на себе божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не трогает их умом, а переживает в действительности. Его вера постоянно умножается, поскольку он движется в ином пространстве, в области божественных событий. Однако для того, чтобы опытно пережить тайны Божии, должно совлечься ветхого человека и некоторым образом вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь незлобие и простоту для того, чтобы твоя вера была незыблема. Надо, безусловно, веровать в то, что нет ничего такого, что не мог бы сделать Бог. И знаешь, как ты будешь тогда страдать, слыша, что кто-то не верует или сомневается в чем-то, имеющем отношение к помощи Божией?

– Геронда, если человек верует, то может ли он молитвой изменить течение каких-то событий?

– Если иметь великую веру, то можно изменить многое. Даже если построить дом посреди русла горной реки и сверху на него понесется бурный поток, то этот поток повернет вспять, если у человека есть многая вера и он горячо попросил об этом Бога. Однако он должен иметь такую веру, что, услышав о каком-то чуде (что, к примеру, море пересохло, его перепахивают тракторами, а рыбу вывозят на грузовиках), он поверил бы этому. Смотреть, так ли это, он даже и не пойдет. Даже живя в сотне метров от моря и не видя из дома, что происходит, он не пойдет проверять, правда ли это, потому что он не сомневается. Он знает, что для Бога возможно все, что божественная сила не ограничивается ничем, и поэтому ничто сверх того его не интересует. Такая у него вера. Только истинно верующий человек воистину живет и есть действительно человек Божий.

Сны лживы

– Геронда, меня мучают грязные сны...

– Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву. Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.

– Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непонятную душевную тяжесть, что это?

– Иногда причиной такой тяжести может быть тревожное состояние, в котором человек живет днем, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное. И конечно, все это может использовать тангалашка. Он способен перетасовать эти страхи, тревоги и подозрения в любой комбинации, только бы ввести человека в смятение. А часто человек спит настолько чутко, что думает, что он не спит и молится о том, чтобы эта тяжесть, которая сдавливает даже его дыхание, ушла.

А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде Святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: «Я – Святой Арсений. Я пришел сказать тебе, что ты умрешь. Ты меня слышишь? Ты умрешь!» Человек пришел в ужас. Но Святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является Святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберет тебя из этого мира. Постарайся приготовиться». Святой никогда не скажет больному: «Ты меня слышишь? Ты умрешь!»

– Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

– Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки – подобно праведному Иосифу (Быт. 37, 5–11) и пророку Даниилу, которые имели Благодать от Бога. «Я, – сказал Даниил Навуходоносору, – расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит» (Дан.2:25–46). Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то, что были голодны, не трогали его (Дан. 6, 16 и ниже). Когда Аввакум привез Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» (Дан. 14, 30–42) Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?

– Геронда, а некоторые люди не видят снов.

Отис Гейтвуд

Почему мы не слышим Бога? Космонавты во время полетов в космосе искали Бога и, не найдя Его, заявили: «Нет Бога, потому что мы не видели Его». Бывает так, что верующий человек во время болезни взывает к Богу, но продолжает болеть и умирает и кажется, что Бог безмолвный. Злые люди делают зло с ненасытностью. Они часто преследуют и эксплуатируют праведных, и нередко бывает так, что они больше преуспевают в жизни, чем верующие люди. Злые правители достигают власти, издают и утверждают злые законы и продолжают управлять долгое время, как бы не встречая противодействия со стороны Бога. Иногда даже может казаться, что они получают поддержку и благословение Бога. Сатана продолжает искушать нас, и кажется, что он делает это беспрепятственно,

Почему Бог не вмешивается во все происходящее, если Он живой Бог? Почему Он безмолвствует? Почему Он не проявит Своего могущества?

Мы не первые задаемся этими вопросами

Мы, живущие в настоящее время, не первые, кто задает эти вопросы. Разбойник, умирая на кресте, говорил: «…если Ты Христос, спаси Себя и нас» /Лк.23:39/. В Мф.27:39-42 мы читаем:

«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него».

Почему Христос не сошел с креста? Они же ведь сказали, что уверуют в Него, если Он сделает это. Но Он остался на кресте. Он остался безмолвным. Почему Он так сделал?

Почему Христос не бросился вниз?

Когда дьявол искушал Христа, он поставил Его на крыле храма и сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» /Мр.4:б/. Почему Христос не бросился вниз? Его Божеству был сделан вызов, и сатана действительно говорил то, что некоторые сегодня говорят: «Мы хотим, чтобы Бог дал нам какое-то видимое доказательство Своего существования». С подобным вопросом сатана обратился ко Христу, когда Он постился в пустыне сорок дней и сорок ночей: «…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами» /Мф.4:3/. Христос действительно был голоден, и сатана знал об этом, и снова здесь Его Божеству был сделан вызов, но Христос не воспользовался Своей силой для удовлетворения Своих физических потребностей.

Мы часто желаем спорить с Богом

Однажды Иов сказал такие слова по отношению к Богу:

«О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» /Иов.23:3-5/.

У Иова было много желаний. Но Бог, казалось, отсутствовал. Он оставался безмолвным и во многих других случаях. Мы хотели бы говорить Богу и слышать Его ответ нашими ушами. Мы хотели бы спорить с Богом. Но мы как бы не можем найти Его. Он настолько безмолвствует, что может показаться, что Его вообще нет.

Если бы Бог поколебал только горы

«О /восклицает пророк/ если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделалось известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. … Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видел другого бога, кроме Тебя» /Ис.64:1-4/.

А Давид вопрошает: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня?» /Пc.12:2/.

Бог безмолвствует, потому что Он хочет, чтобы мы трудились

Почему Бог молчит? Потому что Он хочет, чтобы мы трудились и потому, что Он знает, что без труда мы были бы несчастные. Бог поселил Адама в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его/Быт.2:15/. Когда Boг поселил первых людей на земле, Он сказал им, чтобы они «обладали ею» /Быт.1:28/. Бог спрятал в недрах земли электричество, каменный уголь, различные руды и другие разнообразные минералы для того, чтобы люди своим нелегким трудом добывали их. Бог мог бы сделать так, чтобы можно было добывать все это не с таким трудом, но Бог не сделал этого. Люди должны пробиваться в эти кладовые сквозь камень и передвигать тысячи тонн земли. Веками люди страдали от холода и-не знали, что под их ногами лежат неограниченные запасы каменного угля. Тысячелетиями люди передвигались медленно, подобно животным, прежде чем они открыли нефть и бензин для автомобилей и самолетов. Люди тысячами умирали, пока изобрели лекарства против язвы, полиомиелита и других ужасных болезней. Все это не потому, что Бог жестокий или что Он не проявляет заботы, но потому, что Им было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» /Быт.З:19/.

На самом деле Бог не безмолвен, ибо в то время, когда человек сгорал от малярии, в коре дерева содержалось лекарство, которое Бог приготовил. Веками люди были вынуждены двигать тяжести на своих плечах, в то время как вокруг них в изобилии были воздух, атом и вода, которые содержали в себе достаточное количество энергии, чтобы избавить людей от изнурительного труда.

Мы не хотим жить в таком мире, где все сделано для нас

Мы можем жаловаться на наши проблемы и трудности, но если серьезно подумаем, то придем к выводу, что не хотели бы жить в таком мире, где все было бы для нас сделано и приготовлено. Иметь разум, способность мыслить, и не иметь, что познавать, иметь способность мечтать - и не мечтать, иметь потребность открывать новое - и не иметь, что открывать, - разве это не было бы трагедией? Добрая половина нашей жизни уходит на наши усилия что-то открыть, изобрести, чего-то достичь, несмотря на трудности, тяжести проблемы. Что это была бы за жизнь, в которой не было бы ничего таинственного, неожиданного и непонятного?

Возрастание любви приводит к удалению ненависти

Если вы обеспокоены тем, что Бог остается безмолвным во время болезней, немощи, бедствия и смерти, давайте вспомним, что без опасностей не было бы храбрости, без горя не было бы счастья, без страдания не было бы утешения, без болезней не было бы выздоровления. Возрастание любви приводит к удалению ненависти, только сокрушенное сердце может быть мягким, проблемы жизни укрепляют веру, чем ночь темней, тем ярче звезды, чем больше усталость, тем приятнее отдых, тот, кто борется и преодолевает трудности, наслаждается миром и победой, Бог стоит в тени, не мешая и не останавливая борьбы, не облегчая страдания и не устраняя искушения. Иногда нам кажется, что Он отвернулся от нас, и мы вопием: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил меня?» И все это для того, чтобы в конце борьбы мы испытали радость победы. И действительно, Бог не оставляет нас, но мы должны помнить, как говорит один неизвестный автор, что:

Бог не обещал нам только ясного неба,

Милость в заботах, помощь с небес,

Что наш жизненный путь будет усеян цветами;

Бог не обещал нам солнца без дождя,

Радости без печалей, мира без тревог.

Но Бог обещал нам силу в труде,

Отдых в работе, свет на пути,

Надежду и сочувствие, вечную любовь.

Колебание гор не привело человека к вере

Бог молчит в том смысле, что Он не говорит так, чтобы мы могли слышать Его нашими ушами. Однажды Бог говорил людям таким способом, но Он не делает этого сейчас. Koгдa Он давал людям Закон Ветхого Завета, гора Синай пылала огнем. Все это сопровождалось бурей, мраком, трубными звуками и голосом в такой степени, что люди умоляли, чтобы Бог не говорил к ним прямо, а только через Моисея /Евр.12:18-20/. В прошлом Бог говорил к людям различными способами /Евр.1:1/. А книжники и священники говорили у креста, что они уверуют в Христа, если Он сойдет с креста. Многие и сегодня думают, что они уверовали бы в Бога, если бы Он проговорил к ним каким-то видимым чудесным способом. Но мы должны помнить, что Бог уже говорил прямо к людям во времена Ветхого Завета. И однако же люди не верили. Даже Иов сказал, что он хотел бы спорить с Богом. Несмотря на то, что Бог часто разговаривал с Давидом, все-таки в Пс.12:2 он говорит, что Бог забыл его и скрывает лицо свое от него, потому что Он не говорил с Давидом таким способом, как прежде.

Люди быстро забывают чудеса

Исайя хотел, чтобы Бог расторг небеса, когда он молился /Ис.64:1/. Когда Бог делал это в прошлом, то это оказывало на людей, которые слышали и видели действие могущества Божьего, неизгладимое впечатление, но люди вскоре снова забывали об этом. Бог знал эту слабость людей, и поэтому Он записал то, что Он хочет сказать людям, в книгу Библию с тем, чтобы люди могли постоянно обращаться к ней и изучать ее. И когда мы изучаем Библию, мы исполняем написанное в ней, потому что мы любим Бога, а не потому, что Он заставляет нас это делать путем проявления каких-то чудес. Богач в аду /Лк.16:27/ думал, что если кто-то воскреснет из мертвых и станет проповедовать его братьям, то они обратятся к Богу и не попадут в место мучения, но Бог отвечает ему на это:«Если они не слушают Моисея и пророков, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Бог безмолвен в том смысле, что Он не разговаривает с нами явным способом, но Он говорит нам через Свое Слово - Библию.

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах

Рассказывают историю об одном маленьком городке. На протяжении многих лет в нём царил «сухой» закон, так что спиртного в нём нельзя было ни купить в магазине, ни заказать в ресторане. Но однажды один бизнесмен решил открыть в этом городке пивную. Открытие пивной обеспокоило христиан из поместной церкви, и они собрались на ночную молитву, чтобы просить Бога вмешаться в это дело. Вскоре после той ночной молитвы в пивную ударила молния, так что она сгорела дотла.

После пожара владелец пивной подал в суд на церковь, утверждая, что причиной причиненного ему ущерба стали молитвы верующих. Но церковь наняла адвоката, чтобы тот опроверг в суде все обвинения в её адрес. После начального знакомства с делом председательствующий судья начал процесс с официального заявления, в котором он сказал: «Не имеет значения, как это произошло, но ясно одно: владелец пивной верит в молитву, а христиане нет».

Очень легко отвергнуть силу молитвы, не так ли? Очень легко начать думать, что молитва - это всего лишь милое сентиментальное чувство, а в итоге - что это пустая трата времени, поскольку в любом случае молитва ничего реально не меняет.

Некоторые люди рассуждают подобным образом просто из-за неверия или сомнения, что Бог действительно может отвечать на молитвы. А у других молитвенная жизнь оказывается парализованной из-за следующего вопроса: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?»

Другими словами, если Бог всегда делает только то, что Сам хочет, то зачем возносить Ему молитвы с прошениями и ходатайствами? Зачем беспокоить Его просьбами сделать то или другое, если всё уже было предопределено Им заранее? Если молитва заключается в том, чтобы упросить Бога изменить Свои вечные планы, то не будет ли это занятие в лучшем случае бесполезным, а в худшем случае высокомерным?

Хотя на эти вопросы нет простых ответов, Писание не молчит о них. Здесь я хочу рассмотреть библейское учение о суверенности Бога и молитвах человека, чтобы ответить на вопрос: «Если Бог суверенен, то зачем молиться?» Для этого сначала будет дано краткое определение суверенности Бога, а затем приведены пять ответов на вопрос о том, почему люди должны молиться.

Бог суверенен

Когда люди строят свои планы, то нередко случается так, что эти планы рушатся или каким-либо образом расстраиваются. Однако, в отличие от Своего творения, Всемогущий Бог всегда достигает Своих целей. Одним словом, Бог суверенен.

Возможно, наиболее ясно эту истину можно увидеть в Исаии 46:9-11, где Бог проявляет Своё превосходство над вавилонскими идолами, заявляя следующее:

Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.

В этом тексте Бог подчёркивает, что Он сначала предназначает произойти тому, что Он хочет, а затем действительно приводит это в исполнение. Другими словами, Бог провиденциально совершает во времени и истории то, что Он суверенно предназначил в вечном прошлом. Как пишет апостол Павел, Бог «соверша[ет] всё по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).

Истина о суверенности Бога над Его творением просматривается во всём Писании. Псалмопевец провозглашает: «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6; cр. 113:11; Дан. 4:35); в Притчах 19:21 сказано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом»; а в Притчах 21:1 утверждается: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Как пишет У. Бингам Хантер: «С библейской точки зрения предисловие в книге истории нашего мира должно начинаться словами из 4 Царств 19:25: «Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил?»» (W. Bingham Hunter, The God Who Hears, 49).

1. Бог повелел нам молиться.

Самая очевидная причина для молитвы заключается в том, что Бог повелел нам молиться. Это очевидно из многих наставлений как Иисуса Христа, так и апостола Павла. В Матфея 6:9-13 Иисус учил учеников молиться и перед началом молитвы сказал: «Молитесь же так» (ст. 9). Позже Он учил их быть настойчивыми в молитве (Лук. 11:5-13). В Луки 18:2-8 Иисус рассказывает им притчу о том, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1). И придя с учениками в Гефсиманский сад, Он сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22:40).

Апостол Павел увещевал фессалоникийцев «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17); наставлял филиппийцев: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (4:6); призывал колоссян: «Будьте постоянны в молитве» (4:2); писал ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне…» (6:18-19a); и просил Тимофея «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).

Вывод ясен: Бог повелел нам молиться, и нашим ответом на это повеление, прежде всего, должно быть послушание. Даже если мы никогда не сможем ясно понять, как связаны Божья суверенность и человеческие молитвы, того факта, что Бог это повелел, должно быть достаточно, чтобы побудить нас молиться. Когда Бог обещал Аврааму дать сына, через которого Он произведёт великий народ (Быт. 21:12), а затем повелел ему принести в жертву этого самого сына (Быт. 22:2), Авраам преклонил колени в покорности своему Творцу и просто послушался Его повеления (Быт. 22:3-10). Верующий, который задаётся вопросом «Зачем молиться?», должен последовать примеру Авраама.

2. Иисус показал пример молитвенной жизни.

Вторая причина, почему верующим следует возносить к Богу молитвы прошения и ходатайства, заключается в том, что пример таких молитв показал Иисус, Который на протяжении Своего служения часто «уходил в пустынные места и молился» (Лук. 5:16). Из евангельских повествований ясно виден пример Иисуса, постоянно возносящего горячие молитвы Отцу. Марк описывает, как однажды во время служения Христа в Галилее Он «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Марк. 1:35). После насыщения пяти тысяч в Вефсаиде Иисус отослал от Себя народ и «взошёл на гору помолиться наедине» (Матф. 14:23).

Перед избранием двенадцати апостолов Иисус «взошёл на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук. 6:12). Позднее Лука пишет о том, что Иисус «молился в уединенном месте» (9:18), а через восемь дней, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться» (Лук. 9:28). И как можно забыть Его молитву в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45) или Его «первосвященническую молитву» в 17 главе от Иоанна? И какой верующий не оценит по достоинству тот факт, что Иисус и сейчас жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25)?

Вознося молитвы прошения и ходатайства за людей, Иисус не игнорировал и не отвергал суверенность Своего Отца. Это очевидно из нескольких молитв Христа, в числе которых не на последнем месте стоят Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 26:39-44; Марк. 14:35-39; Лук. 22:41-45). Хантер пишет: «Он знал, что по определенному совету и предведению Божьему Он должен быть убит через распятие на кресте (Деян. 2:23). Он говорил об этом Своим недоверчивым ученикам, как минимум, три раза…И всё же в Гефсимании, как пишет Марк, Он «пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (14:35)» (Hunter, The God Who Hears, 51). Другими словами, даже зная, что Бог предопределил Его смерть на Голгофе, Иисус всё же считал уместным просить Своего Отца о том, чтобы эта чаша миновала Его.

Если последователи Христа призваны подражать Ему и «поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6), то они тоже должны отличаться пламенными молитвами о себе и об окружающих. Знание о том, что для Иисуса Христа молитва была стилем жизни, возможно, не устраняет напряжения в разуме верующих между суверенностью Бога и молитвами человека, но это должно побуждать их подражать Тому, Кто не видел никакого противоречия между Своими молитвами и суверенностью Своего Отца.

3. Бог способен отвечать на наши молитвы.

Божья суверенность должна не препятствовать молитве верующих, а наоборот, побуждать их к молитве, ведь «молитва исходит из уверенности в Божьем всемогуществе и суверенности» (The God Who Hears, 47). Иначе говоря, если Бог не царствует над Своим творением как суверенный правитель и не способен совершить в нём и через него всё, что Ему угодно, то зачем докучать Ему просьбами о том, чего Он не может сделать?

К примеру, если пятилетний мальчик снова и снова просит свою маму, чтобы субботним утром перестал идти дождь, этот курьёз может запомниться надолго, но в конечном счёте просьба мальчика обращена не по адресу. Хотя его мама, может быть, и хочет изменить погоду, она просто неспособна этого сделать, и поэтому просить её об этом бессмысленно. Но когда дети Божьи приступают к престолу благодати, у них есть полная уверенность, что их Отец способен совершить всё, что Ему угодно, ибо для Бога нет ничего трудного. И это должно побуждать их молиться.

«Чтобы стоило молиться Богу, - пишет Хантер, - у Него, прежде всего, должна быть сила сделать то, о чём мы просим. Далее, у Него должна быть суверенная власть над Своим творением делать то, что Ему угодно» (The God Who Hears, 48). Поэтому, пожалуй, вместо вопроса: «Зачем молиться, если Бог суверенен?» - стоит задать вопрос: «Зачем молиться, если Бог не суверенен?» Верующие должны обращаться к Богу с просьбами именно потому, что у Него есть как власть, так и способность дать им то, о чём они молятся или ходатайствуют.

4. Бог действительно отвечает на молитвы.

Четвёртая причина, почему верующие должны молиться, заключается в том, что Бог не только может, но и действительно изменяет ход событий в ответ на молитву. Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Уэйн Грудем отмечает, что Иисус «устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего-либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам» (Систематическое богословие, 424).

В Писании есть множество примеров того, как Бог дарует Своим людям то, о чем они молились или ходатайствовали. В Первой книге Паралипоменон 4:10 записана молитва Иависа: «О, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!» И в ответ на молитву Иависа «Бог ниспослал ему, чего он просил». В книге Исход 32:10 Бог сказал Моисею о Своём намерении истребить народ израильский за идолопоклонство. Но Моисей стал ходатайствовать за Израиль (ст. 11-13), и в ответ Бог смягчился и не уничтожил народ (ст. 14). А Иаков пишет, как Бог отвечал на усиленные молитвы Илии как о начале, так и о конце трёхлетней засухи (Иак. 5:17-18; ср. Быт. 18:22-33; 32:26; Дан. 10:12; Ам. 7:1-6; Деян. 4:29-31; 10:31 и 12:5-11).

Когда признают, что Бог суверенен, вместе с этим надо признавать и то, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16; ср. 4:2). Действительно, сразу после ответа на вопрос учеников о том, как нужно молиться (Лук. 11:2-4), Иисус отвечает на вопрос, почему нужно молиться, и приводит две причины: потому что Бог вознаграждает усердие в молитве, давая просимое (Лук. 11:5-10), и потому что Богу приятно давать благие дары Своим детям (Лук. 11:11-13).

Поэтому Ричард Пратт говорит: «Молитва - это мощное усилие со стороны человека, которое может существенно повлиять не только на жизнь отдельных людей, но и на сам ход мировой истории» (Pray with Your Eyes Open, 112). Эта истина, несомненно, должна действенно побуждать детей Божьих к молитве. Грудем пишет:

Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире значительные изменения… то нам следует уделять молитве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, означает, что мы не верим в силу молитвы (Систематическое богословие, 425).

Сегодня мы завершаем нашу серию публикаций на эту важную тему рассмотрением пятой, заключительной причины, почему верующие должны молиться в свете Божьей суверенности.

5. Бог установил молитву в качестве средства для достижения Своих вечных целей.

На данном этапе некоторые могут удивиться, как это Писание учит и тому, что Бог провиденциально направляет все события в соответствии со Своим вечным замыслом, и тому, что молитвы людей могут существенно влиять на ход мировой истории. Однако, кажущееся противоречие между этими двумя истинами исчезает, если понять, что «тот же самый Бог, Который предопределил цель, предопределил также и средства достижения этой цели; и одним из них является молитва» (The Sovereignty of God, 167). Иначе говоря, Богу было угодно в Своей бесконечной мудрости определить, чтобы молитва была средством, которым Он совершает Свою благую волю в Своём творении и через него. Артур Пинк пишет:

Бог предопределил события, которые должны произойти, но Он также предопределил, что они произойдут путем, который Он предназначил для их свершения. Бог избрал определенных людей для спасения, но Он также постановил, что они получат это спасение через проповедь евангелия. Евангелие, таким образом, это одно средство осуществления предвечного замысла Господа, а молитва - другое. Бог установил средства и цели, и одним из этих средств является молитва (Ibid., 171).

Понимание этой взаимосвязи между суверенностью Бога и молитвами людей начинается с признания исчерпывающего характера вечного Божьего замысла. Ричард Пратт пишет:

Божий план настолько исчерпывающий, что в него входят не только все конечные результаты, но и второстепенные процессы в творении, которые все вместе действуют для достижения этих результатов. Например, Бог не просто решил, что на земле каждый день будет светло, но Он также поставил солнце, луну, звёзды и бесчисленное множество других вещей для выполнения этого решения. Бог не просто определяет, что некто поправится после болезни, но Он для этого исцеления использует врачей и медицину. Как автор сценария мировой истории Бог написал не только концовку книги времён, но Он написал каждое слово на каждой странице, чтобы все события вели к великому финалу (Pray With Your Eyes Open, 109-10).

Другими словами, «всё», что Бог «совершает по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), охватывает и средства, которые Он употребляет, чтобы достичь конечных результатов. Бог использует солнце, чтобы дарить свет земле, Он использует врачей для исцеления людей, и Он использует молитвы для достижения многих целей, которые Он установил в вечном прошлом.

Когда кто-то хочет безопасно перейти улицу, он пользуется пешеходным переходом и смотрит в обе стороны, прежде чем переходить. Когда кто-то хочет, чтобы его родственники обратились к Христу и были спасены, он старается рассказать им евангелие. Когда кто-то хочет обеспечить свою семью, он усердно работает на своём рабочем месте. Таким же образом, когда кто-то желает, чтобы произошло что-то определённое, он молится об этом Богу, признавая тем самым молитву как одно из средств, через которые Бог достигает Своих целей здесь на земле.

Несколько примеров в Писании указывают на то, что Бог установил молитву в качестве одного из средств для осуществления Своих вечных планов. Первый пример - Бытие 20 глава, когда Авраам был в Гераре, он солгал царю Авимелеху, что Сарра была его сестрой, и тогда Авимелех взял Сарру в свой гарем (ст. 2). В результате Бог «заключил всякое чрево в доме Авимелеха» и обещал умертвить его и весь его дом, если он не возвратит Сарру Аврааму (ст. 7, 17, 18). Однако, когда Бог предупредил Авимелеха о наказании, Он также сказал ему об Аврааме: «Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (ст. 7). Другими словами, Бог открыл царю Свой план о том, что Авраам будет молится и ходатайствовать, чтобы над ним не совершился Божий суд. Затем в 17 стихе мы видим, как предопределённый Богом план осуществился: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать».

Второй пример находится в конце Книги Иова. Бог обращается к другу Иова, Елифазу Феманитянину, и говорит:

Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов 42:7b-8a).

И затем в стихе 9 говорится, что друзья Иова «сделали так, как Господь повелел им, и Господь принял лицо Иова». Из этого ясно, что Бог не только решил отвратить Свой гнев от Елифаза, но Он также установил, что средством для достижения этого результата будет ходатайственная молитва Его раба Иова.

И третий, заключительный пример того, что Бог установил молитву как средство для выполнения Своего плана - это Божье обетование о будущем восстановлении Израиля в Иеремии 29 глава. В начале 11 стиха Господь говорит Израилю, что Он знает намерения, которые имеет о них. Другими словами, Бог, Который от начала знает, что будет в конце, не находится в неведении о том, что Он запланировал о будущем Израиля. Он продолжает, говоря Израилю, что Его планы «во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (ст. 11b). Что же произойдёт в будущем, когда совершится всё запланированное Богом, и Он Своим промыслом приведёт это в исполнение? Он продолжает:

И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, - говорит Господь, - и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, - говорит Господь, - и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (ст. 12-14).

Бог возвратит Свой народ в ответ на их молитвы, но эти молитвы не вторгаются в вечный Божий замысел как нечто чужеродное, а в действительности входят в Его план. Как средства, так и результат - и молитвы, и возвращение в землю - были предопределены Богом и будут приведены в исполнение Им же (ср. Иез. 36:37).

Поэтому молитвы прошения и ходатайства не следует считать попыткой изменить вечные Божьи планы. Пратт пишет: «Пытаться изменить вечные Божьи замыслы через молитву - все равно что пытаться допрыгнуть до луны с батута; это невозможно. Наши молитвы не могут нарушить вечный Божий план для вселенной, как и батут не может преодолеть силу земного притяжения» (Pray With Your Eyes Open, 109). Вместо этого, молитву следует считать «одним из многих вспомогательных средств, через которые Бог исполняет Свой план» (Ibid., 110).

Поэтому очевидно, что не нужно отвергать Божью суверенность, чтобы посвятить жизнь пламенной молитве. Ибо такая жизнь начинается с покорности Божьему повелению и подражания примеру Христа; она опирается на признание того, что Бог способен и готов отвечать на молитвы Своих детей; и она твердо стоит в уверенности, что Бог суверенно установил молитву как средство для достижения Своих целей.

есть такая притча

В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них — верующий, другой — неверующий.

Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?

Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь — пуповина — и так уже слишком коротка.

Верующий младенец: Я уверен, что это возможно….

Священник Дмитрий Шишкин

Как узнать,что молитва не напрасна,что она услышана Богом?если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет?

Передо мной растерянный и напуганный человек:

— Батюшка, я молюсь, а они параллельно тоже – голоса, бесы, я же понимаю. Думаю, как же так, разве бесы могут молиться? А они смеются и продолжают молитвы повторять в голове… за меня, понимаете, батюшка? Я чуть с ума не сошёл от ужаса. Как же такое возможно?!

А вот возможно, оказывается, потому, что буквы, слова сами по себе не имеют силы. А силу действительную, живую имеет только благодать, Дух Святой, и молитва, пост, добрые дела – это только средства по приобретению, стяжанию этого Духа. Об этом единодушно говорят Святые отцы. Больше того, если человек сосредоточен только на внешнем исполнении тех или иных обрядов и ритуалов, бесы могут его оставить в покое, потому, что главная их задача достигнута – человек не ищет Духа Святого, душа его лишена жизни духовной,…

Почему Бог не всегда отвечает на молитвы?

21.07.2011 Я нашел семь объяснений этому. Первая причина - грех. Грех - это «универсальный разделитель» человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:1-2).

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник…

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?

В прошлом году было очень много молитв, на которые Бог мне не ответил – по крайней мере, я так это восприняла. Наиболее яркий (и грустный) пример такой неотвеченной молитвы – мой племянник …

Я так много вознесла молитв: “Господи, не дай, чтобы мой племянник родился с синдромом Дауна”. И что же, в прошлом месяце у моего брата родился сын, которому вскоре установили диагноз: синдром Дауна. Этот младенец – замечательный подарок от Бога, но это не означает, что я не грущу иногда о том, чтобы подарок этот был “несколько другим”.

Я уверена, что Богу ничего не стоило ответить на мою просьбу – просто проверить гены моего племянника, исправить все патологичное.

Не думаю, что моя молитва была эгоистична. Я не просила у Бога особняка с шестью спальнями или чека с шестизначным числом. Я просто просила Бога, чтобы Он исправил несовершенное, исцелил больное.

Но я поняла, что Бог редко отвечает на молитвы согласно нашим…

Как правильно молиться

Молитвенное общение человека с Богом является очень личным, при этом важно понимать, что от Всевышнего нельзя ничего скрыть. Более того, сама попытка что-то скрыть, завуалировать будет работать против человека, так как наглядно продемонстрирует его неискренность. Бог знает человека лучше, чем человек знает сам себя, поэтому главное правило молитвы – быть предельно искренним.

Можно и нужно использовать хорошо известные молитвы, однако ни в коем случае нельзя забывать и о простом разговоре с Богом – когда вы говорите с Ним своими словами, искренне высказывая свою просьбу. Вы даже можете разговаривать с Богом, когда легли спать. Ваше лежачее положение не будет неуважением к Богу – важнее всего ваше желание с Ним говорить. Когда вы лежите в полной тишине, ваша молитва может быть особенно искренней.

Важно понять один очень тонкий момент: молитва к Богу не должна быть наполнена отчаянием и стенаниями. Человек, искренне верящий в Бога, не…

Roman_m вы были здесь 4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; 5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. 6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. 7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» 8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. 9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, 10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. А ХРИСТА там…

» Бог меня не слышит!»,

«Ему нет дела до меня!»,

«Боже, почему Ты молчишь?»

А Бог молчит…

Неужели Он — бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?

Жанр: Молодежное служение

В кадре:…

Любовь К. Родилась я в Белоруссии. Семья состояла из 7 человек: мама, папа, бабушка, 3 брата и я, одна девочка. В семье, кроме бабушки, никто не верил в Бога. Бабушка меня с детства научила молиться молитвой «Отче наш», водила меня на собрания. Она ходила в пятидесятническую церковь, собирались тогда все по домам.
Я помню такой случай. Когда я ходила ещё в 1-й класс, пошла на собрание с бабушкой. Вдруг во время собрания зашли директор школы, директор колхоза и 2 милиционера. Они приказали всем детям идти домой (это были те годы, когда верующим запрещали приводить детей на служения). Конечно, все дети тут же ушли домой, а я стояла на улице и плакала под окошком, пока окончилось собрание. Я хотела дождаться бабушку, потому что идти домой было далеко.
Когда я пошла в 6-й класс, в наш дом пришла большая беда – сильно заболела моя мама, обнаружили опухоль. Срочная операция. Маму положили в больницу в 60 км от дома. Жизнь мамы стояла на грани смерти. Отец с горя начал пить…

» Бог меня не слышит!», «Ему нет дела до меня!», «Боже, почему Ты молчишь?»
Хотя бы раз в жизни каждый из нас бросал в небо такие возгласы.

Жизнь, как нам кажется висит на волоске, ситуация накалена и нам срочно необходимо знать, что делать…

А Бог молчит…

Неужели Он - бездушное существо, который запустил жизнь на земле и удалился?
Или Ему доставляет удовольствие смотреть на наши метания и поиски ответов на жизненные вопросы?
Порой человек оказывается в безвыходном положении, когда только Бог может разрешить проблему. А Он не отвечает…

Действительно ли Бог не отвечает на наши молитвы?
Или Это такой изощренный способ заставить нас анализировать свою жизнь?
Или же это уже ответ или его часть?
Как понять Бога? Он же далеко от нас.
Как найти в себе силы верить Ему, несмотря на молчание и научиться различать Божье молчание и Его ответы…

Жанр: Молодежное служение
В кадре: Александр Сахаров

Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)

«Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну - тайну молчания Божия.

Христос на корабле

Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее - что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.

Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему …

Нередко в нашей жизни бывает такое, что молитвы остаются без ответа. Все мы знаем, что Бог чаще отвечает «Да», чем «Нет» или «Подожди», но бывает и так, что мы не слышим даже таких ответов. Почему так бывает? Давайте рассмотрим, что об это говорит Слово Божие в Новом Завете и возможно найдём ответы для себя.

Этот небольшой список из Священного писания, позволяет невооружённым взглядом увидеть, какие бывают препятствия в молитвах. Есть немало мест и в Ветхом завете, которые говорят о том, кому Господь благоволит и преклоняет своё ухо. Стоит задуматься над многим в своей молитвенной жизни, так чтобы она стала более близкой ко Господу нашему.

Молитвы желательно читать перед иконой. Обязательно зажгите свечу, перекреститесь со словами: «Господи благослови». Читая молитву, сосредоточьтесь на образе, к которому обращаетесь и полностью предайтесь словам молитвы. В голове не должно быть негативных мыслей. Чем чище помыслы и откровенние обращение, тем больше…

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лука 18:1)

Христос учил своих учеников, что им “должно всегда молиться и не унывать”. Читая эти стихи в Библии, можно прийти к выводу, что у нас могут быть моменты в жизни, когда мы можем испытывать уныние в душе. Греческое слово ἐκκακέω также переводится как “падать духом”. Почему мы чувствуем уныние в нашей душе? Почему Христос упомянул уныние вместе с молитвой? Может, одна из причин нашего уныния состоит в том, что иногда мы молимся продолжительное время, но не слышим ответа от Бога? Мы можем молиться неделю, месяцы, и годы, и не видеть ответов на наши молитвы. Когда мы не видим ответов долгое время на наши молитвы, то мы начинаем падать духом. И именно об этом состоянии Христос предупреждает нас. Что надо делать, когда ты чувствуешь уныние в своей душе? Молиться дальше и не останавливаться. Христос показывает, что у нас есть два пути - если мы молимся, то мы сможем победить уныние, если мы не молимся, то уныние может одолеть нас.

Чтобы мы лучше поняли, что здесь имеется в виду, Христос приводит нам в пример притчу, которая указывает нам на важность постоянства в молитве. Эта притча о вдове и неправедном суде. Вдова была незащищенной женщиной, которою кто-то тревожил, и, скорее всего, тревожил несправедливо. Она пошла к судье, потому что его работой было защищать тех, с которыми поступают несправедливо. Но, к большому сожалению, этот судья был неправедным. Писание дает две характеристики этого судьи: “хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,” - первое, он не боялся Бога и второе: у него не было заботы о людях, он делал, что хотел и не стыдился этого перед людьми, которых обижал или неправильно судил. Этот судья “долгое время не хотел” вступиться за эту вдову, но эта женщина продолжала приходить к нему и просить о помощи. Своей настойчивостью она добилась того, что он заступился за нее.

Какой урок мы можем взять для себя из этой притчи? Что если мы чего-то хотим, то нам нужно об этом молиться и мы сможем упросить Бога, чтобы Он нам дал то, о чем мы просим? Конечно, нет! Вдова просила судью сделать то, что было правильным и то, что было частью его работы. Наши молитвы должны быть построены на слове Божьем, а не на наших грешных желаниях и амбициях. Например, молитва о покаянии близких является библейской молитвой, но молитвы о лодке для развлечения, которая стоит несколько миллионов долларов, может быть, мотивированы не духовными желаниями, а плотскими.

Иисус говорит: “Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре”. Если судья неправедный, который не боялся Бога и не любил людей мог ответить, благодаря постоянство вдовы, то тем более наш Небесный Отец, который Заботлив и Свят, Который свою любовь к человечеству проявил в том, что отдал своего единственного Сына в жертву за наши грехи, не ответит нам на наши молитвы? Мы часто сталкиваемся с тем, что Бог не сразу отвечает на наши молитвы. В наших глазах Он не отвечает, а в Божьем плане этот так называемое промедление может как раз и быть ответом. Потому что, не получив ответ сразу, наша вера и доверие к Нему может расти и укрепляться. Мы вынуждены использовать наши “духовные мускулы”, чтобы получить ответ, о котором мы молимся.

Прекрасным примером человека, постоянным в своей молитве, является Джордж Мюллер, который был мужем веры и молитвы. Он молился за двух сыновей друга в течение тридцати шести лет каждый день! Какой прекрасный пример постоянства в молитве! Молиться тридцать шесть лет за чужих детей и в конце Mюллер не получил свой ответ при жизни: один покаялся на его похоронах, а другой спустя некоторое время позже. Мюллер также вел дневник, куда он записывал все свои ответы на молитвы. В итоге у него накопилось около 30,000 ответов Богом на его молитвенные нужды! Пусть этот прекрасный пример постоянства в молитве этого человек послужит нам для вдохновения в продолжении молитвенной борьбы, на которою мы не получали долгое время ответа. Вот цитата из дневника Мюллера, где он сам свидетельствует об этом:

Я ничуть не преувеличу, если скажу, что за пятьдесят четыре года и девять месяцев, что я верю в Господа Иисуса Христа, мне довелось видеть тридцать тысяч ответов на молитву, пришедших в тот же самый час или в тот же самый день… Но не думайте, что Бог вот так, немедленно отвечал на все мои молитвы. Нет, далеко не на все. Иногда мне приходилось ждать ответа целые недели, месяцы или годы… В ноябре 1844 года я начал молиться за обращение пяти человек. Я молился каждый день, без единого перерыва, будучи больным или здоровым, на суше и на море, какими бы напряжёнными и занятыми ни были мои дни. Прошло восемнадцать месяцев, прежде чем первый человек из этих пяти обратился к Богу. Я поблагодарил Господа и продолжал молиться за остальных. Через пять лет обратился второй. Я поблагодарил Бога за второго и продолжал молиться за оставшихся троих. Я молился день за днём, и прошло ещё шесть лет, прежде чем покаялся третий. Я поблагодарил Бога за этих троих и продолжал молиться за остальных двоих. Они остаются неверующими и по сей день. Человек, которому Бог, по богатству Своей благодати, десятки тысяч раз отвечал на молитву в тот же час или в тот же день, уже тридцать шесть лет молится о спасении этих двоих, но они так и остаются не спасёнными.

Итак, стоит ли продолжать молиться, если Бог не отвечает? Да, стоит, если мы знаем, что то, о чем мы молимся, основано на Слове Божьем. Даже если мы не видим результатов и ответов, мы должны быть неотступными, как бедная вдова, и постоянны, как Джродж Мюллер. Мы также должны помнить, что не на все наши молитвы Бог ответит сразу, как это было в жизни Джордж Мюллера. Да поможет нам Бог быть постоянными в наших молитвах.