Фольклорный праздник «Деревенские посиделки. Посиделки в деревенской избе.docx - Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"

Байдикова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

г. Донецка Ростовской области

Сценарий праздника: «Деревенские посиделки».

Цель: познакомить учащихся с крестьянскими обычаями;

воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к русским обычаями.

Ход праздника.

Сцена украшена. На заднем плане стены сцены нарисованы русская печь и яркие фигуры дымчатых игрушек: матрешки, уточки. На середине сцены стоит стол, покрытый нарядной скатертью; на столе самовар и расписная посуда.

Учитель : издавна на Руси водится обычай: как только оканчиваются работы в поле, когда ни журавлей в небе, ни груш на дереве не увидишь больше, тогда только вечером, где-нибудь в конце улицы забрезжит огонек. Смех и песни, говор и шум слышатся, бренчит балалайка. Это на хуторе вечеринка. Собирается в одну хату толпа девушек, но не для веселья, а повязать, пропрясть с веретеном; песни льются и рассказываются небылицы. Но только нагрянут в хату парубки с гармошкой, поднимаются крик и веселье. Вот на такой посиделки, мы с вами побываем.

Появляются хозяйка с хозяином в русских костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин : Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

(Заходят гости в русских костюмах, кланяются хозяевам и рассаживаются).

Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде!

Хозяева усаживаются.

Хозяйка : Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

(Гости исполняют шутливые диалоги.)

1)- Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) -Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

3) -Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что же, раз мать велит надо идти!

(Все гости весело запевают русскую народную песню « В хороводе были мы».)

После песни, гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Фома, у тебя в хате тепло?

— Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Четыре девочки выскакивают и поют частушки.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушкам.

1девочка . Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2 девочка . Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялась.

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

3девочка . А у нас во дворе,

Квакала лягушка.

А я с печки босяком,

Думала подружка.

4 девочка . По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

1девочка. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась назад.

Сапоги мои лежат.

2 девочка . Балалаечка и гудок

Свое дело знают.

Они в Ваниных руках

Хорошо играют.

Все девочки вместе . Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

На середину круга выбегают мальчики. Они танцуют и поют.

(Гости заняты делом: одни вяжут, другие шьют, обсуждают танцующих и обращаются друг к другу.)

Лодырь да бездельник. Им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчащим гостям:

Акуля, что шьешь не оттуда?

Гостьи : а я матушка, еще и пороть буду.

Хозяйка: Гостьи, дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Угощает всех конфетами .

Один из гостей: Жили-были дед да баба.

Была у них курочка — ряба.

Снесла курочка яичко.

Не простое, а золотое.

Инсценировка сказки.

Баба — Эй. Старик, проснись скорей!

Дед — Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь старуха?

Баба — Да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструха,

Под кустом яйцо снесла.

Дед — Ну, снесла, какое дело!

Баба — Да. Яйцо-то не простое,

А гляди-ка золотое!

Дед — Золотое? В самом деде?

Мы с тобой разбогатели!

Баба — Погляди, горит как жар!

Дед — не случился бы пожар!

Баба — Ой, горит. Слепит глаза!

Дед — Чудеса!

Баба — Чудеса!

Дед — Ты в сундук его припрячь!

(Раздается стук в двери.)

Баба — Нету дома никого,

Ишь соседей, как назло,

Ненароком нанесло.

Дед — Ты пойди, запри засов.

Да спустить бы надо псов!

Баба- В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег много!

Накидают мне рублей!

Я платок себе добуду.

И сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я:

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Дед — Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты,

Трехэтажные палаты.

И беседки по углам

Баба -Наказанье с глупым мужем.

Что ты, Старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Дед — Я хозяин или нет?

Баба — Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Дед — Ну, что мы затужили?

ОТ чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили.

И работать как всегда!

Баба — И шубенку справить можно.

И подправить можно дом.

Дед — Только-то видать надежно.

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь!

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседи, заходи!

Баба — Эй, сосед!

Забывать, друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок.

И варенье и соленья!

(Дед и баба вместе.)

Заходите, без стесненья!

Хозяйка: Гости дорогие! Чтобы не скучать поиграем в игры!

Игра «Как у дяди Трифона!»

Дети выходят в центр зала и образуют хоровод. Берутся за руки и идут по кругу и поют:

Как у дяди Трифона!

Было семеро детей.

Было семеро детей!

Было семь сыновей.

Они не пили и не ели.

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так:

Ведущий показывает движения (хлопает, прыгает ит.д.), а играющие повторяют. Тот, кто зазевался, становится « Дядей Трофимом». Выходит в круг. Игра продолжается, до тех пор, пока внутренний круг, образованный из дядей Трифонов, не станет больше, чем внешний.

Игра «Горелки»

Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся колонной. Впереди, на расстоянии 2-3м от первой пары стоит горельщик

Все говорят : Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глянь на небо.

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Горельщик стоит спиной к играющим. После слова « звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один бежит вправо, другой – влево. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить, прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становится парой впереди. А водит тот, кто остался один.

Гостья (подходит к хозяевам)

Счастья, вам хозяин и хозяйка!

Гость — Большого здоровья! До свидания!

Использованная литература:

1.Журнал «Начальная школа». №11,1983

2.Максимова Т.Н. Классные часы.1 класс. — М.,2008

3.Русские народные сказки. — М, Детская литература.1988.

4.Яровая Л.Н., Жиренко О, Е, Барылкина Л, П., Внеклассные мероприятия.1.2,3,4.классы. — М..ВАКО,2004

Оформление: Зал оформлен под русскую горницу. На стенах развешаны рушники. Стоит стол, накрытый скатертью. На столе - русский расписной самовар, ваза с сушками.

Для играющих:
Стулья, 2 стола.
Силуэты матрёшек - 2 шт.
Мотки ниток - 2 шт.
Корзинки для клубков - 2 шт.
Конфеты
Буквы (фамилия художника)
Лотки для букв (название дерева)
Хохломские плошки - 2 шт.

Звучат русские народные наигрыши.
В зал входят гости.

Зазывалы: (Два мальчика, одетые в русские народный костюм).
Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!

Открываются ворота,
Выходи, кому охота.
А кому неохота, тоже выходи!

Ведущая: Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы.

Пригласили мы гостей со всех волостей.

Я рада видеть вас в моей горнице посиделочной!
Рада гостям, как добрым вестям.
Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Так что, смех вам, да веселье!

Ведущая: А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования, т.е. разобьёмся на две команды. Да придумайте название своей команде.
Итак, состязаются две команды: (примерные названия)
«Большие кружки» и «Малые чекушки».
«Завалинка» и «Околица».
Ну, а теперь выберем мудрейших судей. Они будут судить наши затеи.
Все наши затеи вы будут оцениваться по трёхбальной шкале. Заработанный балл равен одной конфете. У кого в плошке их окажется больше к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Давайте выберем заводилу, т.е. командира в своей команде.
Команды поприветствуйте друг друга. Можно стихами, песней, шуткой- прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!
(Команды приветствуют друг друга)

Ведущая:
Прошу следить со вниманием - вот вам первое задание!
Начинаем наши состязания посиделочные с небольшой интеллектуальной разминки. Вопрос команде______________
Кто из нас не любит блинов - пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области.
Ведущий: А теперь подсчитаем баллы-конфеты. (Жюри называет счёт)
Ведущая: Дальше речь пойдёт об одной замечательной игрушке, которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил - был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Так, кто же тот художник? Его фамилию вы должны угадать. Сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» .

На табло узорчатыми квадратами закрыта фамилия художника. Вы по очереди называете букву, угадаете - буква открывается - вам конфета. А если сразу фамилию назовёте, то 3 конфеты зарабатываете. (М А Л Ю Т И Н).

ЗАГАДКИ:
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
Загадка первая! Просьба не слушать тех, которые нервные.
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).

Загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).

Ну ладно загадка третья. На неё (хоть) ответьте!
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут - жидко,
Из печи несут - твёрдо! (Каша).
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
Пять чуланов - одна дверь. (Перчатка)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Всё пря сам на виду. (Сундук)
Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Молодичка - невеличка, а весь мир одевает. (Игла)

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая: А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача - нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 - рукава, 5-й - фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Жюри объявляет победителя.
Ведущая: Следующее состязание называется «СОСТАВЬ СЛОВО» .

Славились на Руси своим ремеслом богородские мастера. Хороши были игрушки - зверюшки из дерева выточенные. Умели резать - умели и дерево подобрать.
Название этого дерева у всех на слуху. (Липа)
(Команда получает лоток, на котором выложено слово «палисадник».
На лотках выложено слово «Палисадник».
Из этого слова нужно выбрать нужные буквы и сложить ещё одно слово - название дерева.
Кто раньше выберет нужные буквы и сложит слово - зарабатывает 3 конфеты.
(Звучат народные наигрыши. Команды приступают к работе).


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Ведущая: Пополняются вазы конфетами. А впереди ещё много конкурсов.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица - душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица - к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали - конфету получили.

1. Труд -пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово - воробей. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль - синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк - лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица - умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним - плачем. (Что имеем - не храним, потерявши - плачем.)
7. Снову - смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток - платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.
Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.
Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
«Кто обжёгся на молоке - дует воду».
Финская: «Шуму много, а шерсти мало - сказал чёрт, остригая кошку».
«Много шуму из ничего»
Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
Ведущая: И следующее состязание у нас называется (МОДА - РЕТРО).
Скоро великий день - пасха. Не мешало бы и обновку прикупить. Мы не поедем на ярмарку. Мы сошьем платье сами. Но сначала надо фасончик подобрать.
ЗАДАНИЕ: Нарисовать модель платья в стиле РЕТРО (или юбки с блузкой).
(Команды получают фломастеры., ватман. Модель платья рисует вся команда, по очереди. У кого оригинальней - получают конфеты.
Ведущая: В старину посиделки устраивали не только ради развлечений. Женщины и девушки собирались в отдельных избах и пряли, и вязали, шили. Есть ли среди вас мастерицы? Выходите по одной от каждой команды!
(Девушки получают по мотку ниток.)
Ваша задача: За определённое время вы должны смотать нитки в клубок. У кого клубок окажется больше, да аккуратней - та команда получает конфеты.


Ведущая: А хорошо работа спорилась под песню. Песня - это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Зима закончилась, весна наступила. Как быстро идёт смена времён года. Летят годы - а песни остаются.
Сейчас мы с вами вспомним песни, в которых упоминается о весне и о зиме.
Команды выбирают себе время года. (Тянут жребий).
Итак, перед вами две команды певцов. Одна вспоминает песни о Зиме, а другая - о Весне. Пропеваете по очереди куплет или несколько строк из песни.
Итак, начнём с зимы.
Вдоль по улице метелица метёт. - (мужчины)
Когда весна придёт не знаю.. -(женщины)
У леса на опушке жила зима в избушке.
Ждите весну, ждите весну, ждите весну, обязательно ждите.
Ой, мороз, мороз…
Ландыши, ландыши - светлого мая привет…
Снег кружится, летает, летает…
Бегут ручьи, кричат грачи, и тает снег и сердце тает,
Кабы не было зимы в городах и сёлах….
Расцвела под окошком белоснежная вишня…
Застыли реки и земля застыла, а я мороза не боюсь.
Яблони в цвету - весны творенье, Яблони в цвету - любви круженье.
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…
Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Расцвели в саду весной цветочки, Ещё лучше девушки весной.
Ведущая: Дорогие гости, уважаемые коллеги! Все мы работники ДО, но порой мы можем и быть врачами. Мы сами ставим диагноз себе, своим детям, мужьям близким.

И сейчас предлагаем сыграть в игру, «Поставь диагноз», используя строки из песен. Все вместе мы пропеваем куплет известной песни, а потом ставим диагноз заболевания герою песни.
Команда, ответившая первой, зарабатывает конфету.


ИГРА «ПОСТАВЬ ДИАГНОЗ»

Участники отгадывают, какой диагноз можно поставить герою песни.
Суди люди, суди бог
Как же я любила.
По морозу босиком
К милому ходила. (ОРЗ)

Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома (Алкоголизм)
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет. не вспыхнет огонь.
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Бессоница)
На закате ходит парень
возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего. (нервный тик)
Сладку ягоду рвали вместе.
Горьку ягоду я одна. (отравление)
Распустилась черёмуха.
Нарядилась невестою.
На душе одиноко так.
Не найду себе места я… (Аллергия)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье
Это Родина моя. (Дальнозоркость)
Товарищ, я вахты не в силах стоять.
Сказал кочегар кочегару.
Огни в моих точках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару. (Упадок сил)
Всю-то я вселенную объехал,
Нигде милой не нашёл. (Бродяжничество. Или крыша поехала)
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит. (Возникнут проблемы со зрением.)
Что ж ты, милая смотришь искоса,
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать.
Всё что на сердце у меня. (Заикание)
Во субботу день ненастный,
Нельзя в поле работать.
Не боронить, не пахать,

Пойдём в зелёный сад гулять. (Хроническая лень) (Симуляция)
И опять я молодёшенькой была.
И опять я целу ночку не спала.
Всю-то ноченьку мне спать было невмочь.
Раскрасавец барин снился мне всю ночь. (Вечная молодость)
Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте друг другу.!
Замечательно спелись, друзья! Ни победителей, ни проигравших в этом конкурсе нет.
Ведущая: Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку!
Дорогие мои, я просто уверена, что среди вас есть любительницы весёлых и задорных русских частушек.
Сейчас вы получите карточки с частушками. Ознакомьтесь с текстом. Если знаете свои - пойте их.
Вот на такой мажорной нотке и закончим наши посиделки.
Ведущая: А ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЕМ НАШИ СЛАДОСТИ. - т.е. баллы
И судя по количеству, побеждает команда ______________________________
Аплодисменты команде- победительнице. Ну а я с вами прощаюсь. Спасибо, что посетили мою избу, да позабавили хозяйку утехами.
Ведущая: И всем вам на прощание
Я от всей души желаю:
Пусть будет у вас весёлым досуг.
Пусть к вам не приходит недуг.
(Парням желаем хороших подруг)
И жить - не тужить!
Всем вам до ста лет во - счастье прожить!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект внеурочного мероприятия в 1 классе

Деревенские посиделки

Учитель: Куликова Нелли Витальевна

город Елец

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в 1 классе

Цель: создание условий для проявления и развития индивидуальных возможностей обучающихся на основе культурных традиций. Задачи:

    Познакомить детей с традициями русского народа и приобщать к истокам народной культуры, дать первоначальное представление о жанрах устного народного творчества.

    Развивать творческие способности и коммуникативные качества детей.

    Воспитывать чувство патриотизма к Родине и потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование:

Класс украшен в традиционном народном стиле. В углу – русская печь. У печи предметы домашней утвари: кочерга, ухват, чугунки, коромысло, утюги, прялка, керосиновая лампа. Стол накрыт вышитой скатертью. На столе самовар, угощения, старинная посуда и травы для заваривания чая. Дети и ведущий одеты в русские народные костюмы. Для игр: бутафорские иглы и веретёна, нить, коромысла, ведёрки. Музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка. Выходят ведущий и дети. 1 ребёнок: Здравствуйте, гости дорогие, 2 ребёнок: Гости званые да желанные! 3 ребёнок: Рады видеть вас всех у нас на празднике. 4 ребёнок: Ждёт вас здесь угощение знатное 5 ребёнок: И времяпровождение приятное. Ведущий: Издавна русский народ славился гостеприимством, потому что хозяева дорогих гостей всегда встречали на пороге дома с уважением и любовью, да с низким поклоном, приговаривая: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие!» Приветствие гостей поклоном. Ведущий: Много у русского народа старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них – деревенские посиделки. Ребёнок: Собирались красны девицы да добры молодцы коротать зимние вечера. Ребёнок: Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, посоперничать в забавах, поиграть и поесть пирогов да блинов с русским чаем. Ведущий: Посиделки устраивались в избе с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой. Ребёнок: На завалинках, в светёлках

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Ребёнок: Веселились и играли,

Игры были хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ребёнок: При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ведущий: Приглашаю всех в хоровод!

Под музыку дети водят хоровод.

Ребёнок: На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для печи или керосина для лампы, сахару или пряников, блинов или пирогов к чаю.

Входят девочки с пирогами и поют.

ПЕСНЯ «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И.Лейме

    Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

    С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

    Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Ведущий: Проходите, гости дорогие!

Ведущий: Посиделки были праздником для юношей и девушек. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу.

Девочка: Девушки пряли пряжу из шерсти, вышивали, вязали кружево.

Мальчик: Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали ложки, нарезали гребни для расчёсывания конопли. Мальчики: Парни все здесь - мастера,

Ловко правят все дела.

Девочки: Да и девушки под стать,

Вам не станут уступать.

Ведущий: Давайте это сейчас проверим. Игра «Пряхи»

Выходят две девочки и два мальчика. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее закончит, тот и победитель.

Игра «Иголка»

Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до стула, огибают его и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.

Из-за печки выходит Домовой.

Домовой: Веселитесь? А про меня-то забыли?

Ведущий: Домовой, Домовой, угощу тебя халвой.

Домовой: Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый домовой.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться домовой.

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Ведущий: Домовой живёт за печкой.

Домовой: А знаете ли вы, что самое главное в доме – это печь!

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

Ведущий: В русской печи сушили грибы, ягоды, лечили больных от хвори, в ней даже мылись.

Домовой: А сейчас для вас, ребятки

Загадаю вам загадки.

Знаю точно наперёд:

Вы – смекалистый народ!

Первая загадка: Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок)

Вторая загадка: Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Третья загадка: Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)

И ещё одна загадка: Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!.

Ведущий: И тебя похвалим: уж больно нам твои загадки понравились!

А теперь присядь-отдохни, да гостей послушай. Любят гости небылицы рассказывать.

1 ребёнок: Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

2 ребёнок: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

3 ребёнок: Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

4 ребёнок: Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

5 ребёнок: Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

6 ребёнок: На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали наши бабушки и дедушки.

Ещё на посиделках рассказывали сказки.

Домовой, Домовой, а не расскажешь ли ты нам сказку?

Домовой: Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказку унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Ведущий: А кто ещё расскажет сказку?

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Ребёнок: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала.

Ребёнок: Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута! Ребёнок: Тётя Арина кашу варила. Егор да Борис из-за каши подрались. Мочала, мочала, начинай сказку сначала! Ребёнок: Жили-были два павлина. Вот и сказке середина! Жили-были два гуся. Вот и сказка вся!

Ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали, докучали слишком доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что их разыгрывают. Такие сказки называются докучными.

Домовой: Пора мне возвращаться за печку. Но сначала догадайтесь, у кого в доме Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода? - Правильно, это самовар! Под музыку выходит самовар. Ведущий: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка». Самовар: Здравствуйте, гости дорогие!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром,

У меня горят бока.

Самовар поёт – гудит,

Только с виду я сердит.

К потолку пускаю пар,

Я - красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряю ваши лица,

Я своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Весело тут у вас. Вы, наверно, догадались, зачем я пришёл?

Правильно, напоить всех чаем. А знаете ли вы как пользоваться самоваром? (Ответы детей: «В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху на самовар устанавливали заварной чайник.)

Самовар: Деревенские посиделки заканчивались чаепитием. Чаепитие давно стало традицией русского гостеприимства. Кто знает, что такое чай?

Ребёнок : Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Ч Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Ребёнок: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Самовар: Чай на Руси появился в 17 веке, но для крестьян он был недоступен, потому что был слишком дорог, да и мало кто знал как его надо заваривать. Поэтому истинно русскими напитками были сбитень, квас, медовуха, взварец, сыть, кисель, морс.
Ведущий: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы. Ребёнок: Очень вкусен чай из трав:

Целебный и полезный.

Витаминов много в нём

Это всем известно!

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить!
Ведущий: Кто из вас, ребята, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток? (Ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на эти душистые растения и укажите их название.

(Дети угадывают названия трав: чабрец, шиповник, липа, Иван-чай, душица, мята, малина, боярышник.)
Ведущий: Милый друг, не позабудь:
Коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем
С травами лечиться!
Ведущий: А знаете ли вы, как правильно заваривать чай? (Ответы детей) Самовар: Ну, а теперь нужно принести воды для самовара. Ведущий: Кто быстрее принесёт воды для самовара?

Игра «Коромысло» Игроки делятся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков и становятся в затылок друг другу. По сигналу игроки, стоящие первыми, должны положить коромысло с вёдрами на плечо, добежать до стула, стоящего напротив, поставить вёдра, вернуться назад, передать коромысло следующему игроку. Тот должен добежать до стула, повесить вёдра на коромысло и вернуться назад и т.д. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает. Самовар: Воды для самовара принесли – пора и чай пить! Приглашаю всех гостей к столу отведать наших пирогов с чаем!
Чаепитие. Самовар? Пришло время попрощаться с хозяевами. 1 ребёнок: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой! 2 ребёнок : Большого здоровья! 3 ребёнок: С новым вас урожаем! 4 ребёнок: : Большого вам приплода у скотины! 5 ребёнок: С хорошими блинами! 6 ребёнок: На новое вам лето! 7 ребёнок: На красное вам лето! 8 ребёнок: Куда конь хвостом, туда и жито кустом! 9 ребёнок: Куда коза рогом, туда и сено стогом!

Все: Где труд, там и счастье! Спасибо! До свидания!

МБОУ «СШ№10 с УИОП» г.Ельца

Цель: познакомить учащихся с русскими обрядами, показать, как и для чего проводили посиделки, прививать интерес к истории русского народа.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Начинаем наш фольклорный праздник “Деревенские посиделки”.

В старые времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет, да танцует. Всем было весело.

Но отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. На этих праздниках наши предки прославляли свое Отечество, свою Родину – нашу матушку Россию.

Главенствующей чертой посиделок было смех, да веселье. Потому что Смех есть праздник жизни. Более того, по народным воззрениям, Смех способен вызывать и возрождать жизнь. Считалось, чем веселее посиделки, тем плодородней и урожайней будет будущий год. Поэтому безудержное веселье стало характерной чертой деревенских посиделок.

2 ведущий:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.

Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки. Под кустом у дорожки сидят скоморошки. Я – скоморох Прошка, Я – Федул – скоморошка.

Прошка І:

– Федул, чего губы надул
– Кафтан прожег.
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Да один ворот остался.

Порошка II.

– Сын, сходи за водой.
– Да живот болит.
– Сынок, иди кашу есть.
– Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Порошка III.

– Фома, чего из лесу не идешь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Так он не идет.
– Ну так сам иди.
– Так он сам меня не пускает.

Порошка IV.

– Здорово, кума!
– На базаре была!
– С праздником поздравляю!
– Петуха купила.
– Ты что, кума, глуха?
– Хочу жареного петуха.
– Здорово кума!
– На рынке была.
– Никак ты, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха!
– Прощай кума!

Федул: А ну хватит вам болтать время игры начинать.

1 ведущий: Игры были самые различные. Некоторые из них мы вам покажем.

Игра в соседи. Все садятся по лавкам, а один парень ходит и спрашивает – “довольны соседом?” Кто говорит “доволен”, а кто говорит – нет. – Кого тебе? – Подай мне, вон эту! Ребята девчонок кличут, а девчонки стесняются. Названная девушка подходит и садится около назвавшего ее парня, а на ее место садится прежняя соседка.

Игра в жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери, к водящему подбегали, хлопали его полотенцем, или дотрагивались рукой, он должен был поймать себе замену.

за волосы – ы-ы-ы,
за платье – е -е-е,
за кофту – у -у-у”.

Если кто-то не выдерживал и начинал смеяться, на него наскакивала целая толпа и понарошку начинала теребить за нос, за уши, за волосы. Потеребили, дальше продолжают играть.

Очень любили парни и девушки петь хороводные песни. Они ходили по кругу, пели и жестами показывали, о чем поют. Мы попробуем так исполнить старинную песню “Посею лебеду на берегу”. Хороводные песни переходили в озорные частушки. Их пели как девушки, так и парни.

Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей.
Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.

На опушке два цветочка
Голубой, да аленький
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

Эх, топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.

Ох, ноги, мои ноги,
Что мне делать с вами.
Для хороших, для гостей
Пляшите вы сами.

Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ох ты матушка – Россия,
До чего же хороша!
Все мы весело живем
Вместе пляшем и поем.

Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

По деревне мы прошли
И Ванюшку видели.
Под кустом сидел и плакал –
Курицы обидели.

2 ведущий: В каждом хуторе были свои первые парни-силачи и на посиделках они показывали свою удаль. Выходили на круг и поднимали гири (гантели).

– Ай да богатыри! Ай да молодцы!
Силушки-то сколько!

– А знаете, есть поговорка “Сила есть – ума не надо”

– Давайте-ка докажем, что это не так. Отвечайте на мои вопросы, да побыстрее.

– Почему в старину на подушках вышивали цветы? (Чтобы снились хорошие сны ).

– Почему на полотенцах вышивали петухов? (Петух – символ утра. Надо рано утром вставать с пением петухов ).

– Что получится, если 30 раз написать “я”? (Зоя)

Продолжаем наши посиделки “Конкурсом с поговоркой”.

Много зарубежных пословиц схожи с нашими по смыслу. Я вам задам зарубежную пословицу, а вы скажете в ответ нашу русскую.

  • Вьетнамская. “Прежде чем сказать, поверни язык семь раз” (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” )
  • Финская . “Шуму много, а шерсти мало – сказал черт, остригая кошку” (“Много шума из ничего”).
  • Африканская. “Сын леопарда тоже леопард” (“Яблоко от яблони недалеко падает”).
  • Польская. “Не тому слава, кто начал, а тому, кто кончил” (“Конец – делу венец”).
  • Афганская. “Укушенный змеей боится пестрой ленты” (“Кто обжегся на молоке, дует на воду” ).

Ребята, а загадки отгадывать вы мастера?

  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух )
  • Зубов много, а ничего не ест (Расческа )
  • Три теленка, сколько ног (Сколько не три, все равно 4 ноги )
  • Когда звонят в “овсе” колокола? (Никогда )
  • Посреди двора золотая голова (Подсолнух )

1 ведущий: Эту песню пели только мужчины “Во кузнице” (мальчики исполняют песню)

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да сказочку послушать.

Сказка “Курочка Ряба”

Жили-были дед и баба
И была у них курочка-Ряба.
Снесла курочка яичко
Не простое яичко – золотое.

Баба. Эй, старик, проснись скорей!

Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело.
Что ты, баба, обалдела?

Да яйцо-то не простое.
А гляди-ка, золотое!

Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!

Баба. Погляди, горит как жар!

Дед. Не случился бы пожар?

Баба. Ой, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Дед. Ты в сундук запри его.

Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло!
Ненароком принесло.

В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду
Богатеев много там!
Им яичко и продам!
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок 40 штук,
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже.
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?

Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.

Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили.
И работать как всегда.

И шубенку справить можно
И подправить можно дом.

Эх! Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха дверь
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседка!

Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок.
У меня хорош квасок.
И варенье, и соленье.

Заходите без стесненья!
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара.
С сухарями, с крендельками
С бубликами вкусными
С сушками, с ватрушками
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара,
Чаю сладкого попьем!
Нашу песенку споем

2 ведущий: И заканчиваем наш праздник “Деревенские посиделки” Грамотой (зачитывается грамота).

Люди добрые, послушайте,
Потом не говорите, что вы
Не слышали нашу грамоту
12 марта 2010 года
Проходите, проходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте
Нас добрым словом вспоминайте
Без корней, даже дуб засыхает,
И беда, коль традиций не знает
Наше Поколение молодых.

Сценарий праздника «деревенские посиделки» - страница №1/1

МБОУ «Октябрьская оош №1»

Вязниковский район

Владимирская обл.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Подготовила: учитель начальных

классов Корчажкина Т.И.


Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки»
Цель:


  • познакомить с русским устным народным творчеством.

  • приобщить к истокам культурных традиций народов России.

  • воспитывать любовь и уважение к традициям и народному творчеству.

  • учиться дружбе, уметь организованно работать.
Оборудование: народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, самовар, ромашка со скороговорками, пряники, блины, сушки.

Ход мероприятия
Звучит песня "Калинка" (ансамбль)

Ведущий : Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Ведущая: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.
Участники:

1. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,


Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались


С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

4. А играли как? В горелки!


Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души

Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...

Ведущий : Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти).

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, входите пожалуйста.

Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Хозяйка : Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.

Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).

Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что это такое - рифмы?

Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.

1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

2 соседка: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник!

Хозяйка: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Стук в дверь.

Дочка: Ой, подружки пожаловали.

Девочки заходят, кланяются и хором:

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!

Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка : Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.

Раздает пяльцы, звучит песня.

Стук в дверь. Входят парни

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Шутят, рассаживаются.

Хозяин : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Мальчик: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!

Девочка: Выбегала палка

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик: Деревня закричала: Сарафаны с бабами На пожар спешат!

Все: Правда?

Мальчик: Правда.

Девочка: Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.

Девочка: Зачинить можно!

Мальчик : Да иглы нет.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик : Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?

Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка : Петр что делает?

Мальчик : Да на печи лежит.

Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, пока вы играли, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.


  1. От топота копыт, пыль по полу летит.

  2. Прокоп украл укроп.

  3. Макара укусил комар. Убил комара Макар.

  4. Полпогреба репы, полколпака гороха.
Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать. (угощает всех конфетами)

Хозяйка:

Жили-были дед да баба,


Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”

Баба: Ой, старик проснись скорей!

Дед: Волки, что ли, у дверей?

Баба:

Да смотри, что я нашла:


Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну, снесла, какое дело!


Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то непростое,


А, гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом деле?


Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Баба:

Нету дома никого!


Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Дед:

Ты пойди, запри засов,


Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,


Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы!


Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!


Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи!


Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Баба:

Ох, яичко покатилось,


Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Дед:

Ну, чего мы затужили?


От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно,


И подправить можно дом.

Дед:

Только то, видать, надежно,


Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!


Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!

Ведущий:

Ребята, почему такие встречи назывались «посиделки»?

Где могли собираться на посиделки?

На таких посиделках язык и рот пели, а руки что, без дела сидели? Чем девушки и парни могли заниматься?

Девочка:

Не сидите, не скучайте,

В «Ручеёк» скорей играйте.

Ведущий:

3. Микула, дрова кончились. Надо в лес сходить.

Я дома останусь, а ты в лес пойдёшь?

Или ты в лес пойдёшь, а я дома останусь?

Ведущий: (ПЛАВНО РУЧЕЁК ТЕЧЁТ. РАЗГОВОР НАРОД ВЕДЁТ.)

4. Фёкла, у тебя в избе тепло?

Да ничего. Когда в шубе, согреться можно.

Ведущий: (ПЛАВНО РУЧЕЁК ТЕЧЁТ. РАЗГОВОР НАРОД ВЕДЁТ.)

5 . Глаша, ты пирог съела?

Нет, не я.

А ещё хочешь?


Мальчик:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

Девочка:

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Тут народа очень много,

Можем растеряться!

Девочки:

Станем,девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики :

Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

(Исполняются частушки)

1 . Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3 . Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

5. Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела!

10 . Если б не было воды, Не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Девочка: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей – поглядим!

Дочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Хозяин: Давайте откроем сами И поделимся с гостями.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет – песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

6. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

7 . Маленько, кругленько, А за хвост не поймать. (Клубок)

8. В воде родиться, а воды боится. (Соль)

1. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

2. Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Песня «Наш красавец – самовар»

Хозяйка: Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.

Хозяин: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал –молодец.

Хозяйка и хозяин вместе: На прощанье угощаем Русским пышным караваем.

Участники:

1. Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

2. И потому понять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль


(Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.)

Прощальная песня «Опустился вечерок»

Ведущий : Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
2 гость : Стол "спасибом" красится.
3 гость : Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
1 гость : Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
4 гость: Спасибо, этому дому, пойдем к другому.
Ведущий : Вот и шуткам, прибауткам конец,
А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

Литература:
1. Загадки – В.Волина «Праздник букваря»; АСТпресс, М., 1995.

2. Игра – Г.М.Науменко, Г.Т.Якунина «Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области» - Архангельск, 1994

3. Песни, небылицы – Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

4. Журнал «Начальная школа №7, 1989» Г.А.Смоляк, Т.В.Гавриченко «Деревенские посиделки»

5. Песня «Наш красавец – самовар» - М.Пляцковский