Методика экологического образования. Конспект занятия по экологии Тема: «Комнатные растения Конспект размножение растений в экологическом уголке доу

Конспект занятия

по экологии для детей подготовительной к школе группы Тема: Размножение комнатных растений.

Чтение сказки Виктории Батиевой «Сказка об увядшем цветке»

Программные задачи: 1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение. 2. Прививать бережное отношение к окружающей природе. 3. Уточнить знания о том, из чего можно вырастить комнатные растения. 4.Дать понятие о разных способах выращивания цветов– листовыми черенками, пасынками, цветоносами, сегментами листа, семенами. 5. Обучать способам правильной посадки черенков и семян. 6. Вызвать желание самостоятельно вырастить комнатное растение.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом цветов и листьев,посадка пасынков и листьев цветов в воду и наблюдение за ростом корневой системы, уход за комнатными цветами (полив, рыхление), беседы на тему «Уход за комнатными растениями», чтение энциклопедий, проведение подвижных игр.

Материалы и оборудование: Комнатные растения, изображения цветов, горшочки с землей, семена, пасынки герани, бальзамина, черенки фиалки, лейка, лопаточки, вода, клеёнка.

Ход занятия.

В группе оформлена выставка комнатных растений.Звучит музыка. Входят дети, осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся. В-ль: Дети, посмотрите, мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Правда здесь очень красиво. В-ль : А вы знаете откуда появились комнатные цветы? (показ слайдов). Вот послушайте: Родина многих комнатных растений – это жаркие страны, не знающие зимы. Алое (столетник)-целебное растение из Южной Африки. Бальзамин- родом из Восточной Африки, он не боится солнца и цветет с весны до осени. Традесканция- растение тропических болот Америки, требует много влаги и может расти даже в банке с водой. Бегония- «всегдацветущая» из Бразилии, цветет на окне круглый год. Герань любит свет, ее родина- Южная Африка, она цветет все лето, а зимой сбрасывает листья. Фикус-из тропических стран (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье), редко - в умеренном климате, например, растёт и плодоносит в Крыму, Закавказье, Средней Азии. Растение Колеус- его р одина тропические районы Азии и Африки. Родина хлорофитума Южная Африка, встречается в тропической Африке и в Австралии. У нас холодный климат, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения. Ребята, все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран. Поэтому цветы и растения нужно беречь. В-ль: Ребята, расскажите, какие цветы растут у вас дома .(ответы детей) В-ль: Да, ребята, разновидностей домашних цветов очень много. А вы любите цветы? В-ль: Сейчас я прочитаю вам сказку про девочку, которая очень любила цветы.Эту сказку написала Виктория Батиева, а называется она «Сказка об увядшем цветке». Послушайте внимательно. (Приложение 1) В-ль: Ну, понравилась вам сказка?О ком рассказывается в сказке?Опишите девочку Машу.Что любила Маша? В-ль: Почему вяли у Маши цветы? Почему же нельзя рвать полевые цветы? В-ль: Кого встретила Маша в лесу? В-ль: Что посоветовала Маше фея? В-ль : Что сделала девочка? И что же у неё получилось? В-ль: А сейчас давайте и мы с вами превратимся в цветы и поиграем в игру «Цветочки на полянке». (Подвижная игра «Цветочки на полянке») (Приложение 2) В-ль: Дети, вы хотели бы чтобы в нашей группе было много цветов? Авы хотите сами посадить цветы? Есть несколько способов посадки –это пасынкование, черенкование и посадка семенами. Давайте пройдем к столу В-ль: У меня есть пасынки, черенки и семена цветов, а каких вы отгадайте: Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань). На окне цветочков много, Только мокрый-он один: Мокрым Ванькой называют Всем известный …(бальзамин) Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку...(фиалку ) В-ль: Правильно. Вот посмотрите- это пасынки бальзамина и герани, стаканчики с землей. А это значит, что их можно посадить. А кто знает как правильно сажать растения? Сначала нужно сделать углубление палочкой, поместить пасынок в углубление в земле, землю прижать, но не слишком близко к стеблю. И конечно же посаженное растение нужно полить.(показ воспитателя). В-ль: А еще цветы можно посадить семенами, у меня есть семена герани . Сейчас я вам покажу как правильно сажать семена растения. (показ воспитателя) В-ль : Еще один способ посадки цветов, это размножение цветов с помощью листочков-черенкование. Мы возьмем лист фиалки, вот видите у этого черенка есть корни, и посадим в землю (показ воспитателя). В-ль : Ребята, а вы хотите подарить мамам комнатный цветок. Я предлагаю вам посадить фиалки. А теперь возьмите стаканчики с землей, черенки фиалки. (Дети приступают к посадке пасынков, взяв необходимое оборудование). После посадки дети наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование. В-ль: Мы сегодня с вами хорошо потрудились, посадили много цветов, узнали разные способы посадки комнатных растений. Мы будем за нашими саженцами ухаживать. Поливать, рыхлить землю, подкармливать удобрениями и наблюдать за их ростом, а свои наблюдения будем записывать в альбом. А сейчас можно отдохнуть и расслабиться.(Под спокойную расслабляющую музыку,предложитьсесть на ковер, закрыть глаза, расслабиться.)

Приложение 1

Виктория Батиева

Сказка об увядшем цветке

Жила-была девочка Маша, и она очень любила цветы. У нее было несколько платьев с цветами и красивые туфельки с цветами. Еще у нее был альбом, в котором она каждый день рисовала цветы. Однажды она шла по улице и увидела в траве очень красивый ярко-красный цветок. “Какое чудо, – подумала Маша, – я хочу, чтобы этот цветок украшал мою комнату”! Не раздумывая, она сорвала его и понесла домой. Но когда она пришла, она взглянула на свою прекрасную находку и чуть не заплакала: цветок поблек и увял, он был так же похож на роскошное растение, притянувшее на улице ее взгляд, как половая тряпка на великолепное платье принцессы. “Что случилось? – подумала Маша. – Неужели мне попался неправильный цветок”? Вечером она рассказала о произошедшем маме. Мама успокоила Машу. “Все цветы вянут, когда их сорвешь, – сказала она, – но если опустить их стебельками в воду, они будут красивыми еще несколько дней”. Девочка обрадовалась, и на следующий день нашла на улице еще один красивый цветок, сорвала его и быстро побежала домой. Там она налила воды в стакан и опустила туда стебель цветка. Весь вечер она любовалась им и наслаждалась его тонким ароматом. Но утром, когда она проснулась, она увидела, что этот цветок тоже завял. Маша расплакалась от обиды и досады, а потом побежала жаловаться маме. Ей показалось, что цветок завял специально, чтобы ее расстроить. Мама попыталась успокоить девочку, рассказав ей, что те цветы, что растут на улицах или в лесу, действительно, вянут очень быстро, в отличие от своих садовых “сородичей”. Это бывает, и тут уж ничего не поделаешь. Маша была умной девочкой, и понимала, что мама права. Но все же ей так хотелось, чтобы ее комнату украшал живой цветок! Однажды она гостила у бабушки в деревне, и вместе они пошли прогуляться в лес. Они дошли до опушки, бабушка присела там отдохнуть на нагретый солнцем камень, а Маша бродила между деревьев. Вдруг она увидела, наверное, самый красивый цветок из всех, какие только можно себе представить. Лепестки у него были нежно-розовые, с черными и желтыми крапинками, и красиво изгибались, напоминая формой необычную ракушку. Девочка бросилась к цветку, желая его сорвать, наклонилась, протянула ручку к стебельку… - Эй, что ты делаешь! – вдруг раздался тоненький голосок. Маша удивленно посмотрела на цветок и увидела, что оттуда выглядывает крошечная девочка с крылышками. Маша читала много книг о феях, и сразу поняла, кто это. - Ой, извините, – сказала она. – Я не знала, что это ваш цветок. - Это не мой цветок, я просто прилегла здесь отдохнуть, – недовольно ответила фея. – Но в любом случае, это не дает тебе права его срывать! - Извините, – еще раз повторила Маша. – Просто… я очень люблю красивые цветы, и хочу, чтобы у меня в комнате жил хоть какой-нибудь цветочек! У меня есть платье с цветами, есть туфельки, но нет настоящего цветка. И я несколько раз пыталась сорвать на улице цветок и унести его домой, но каждый раз он быстро увядал. Я считаю, что это нечестно! - Какая странная девочка! – удивилась фея. – Естественно, сорванные цветы вянут, неужели ты раньше этого не знала? Ты же срываешь их, повреждаешь им стебель, да еще и уносишь их с того места, к которому она привыкли. Вот представь, тебе бы сначала сделали очень больно, а потом забрали бы тебя из дома, от папы с мамой, и еще требовали, чтобы ты хорошо выглядела, была весела и довольна! Маша вздохнула. Ей стало стыдно, что она просто так, из прихоти, погубила несколько цветов. - Значит, – тихо спросила она у феи, – у меня дома никогда не будет живого цветка? - Конечно, будет, и не один, если ты послушаешься меня, – успокоила ее фея. – Сейчас я расскажу тебе, что нужно делать. Вернувшись из леса, Маша попросила у бабушки мешок, и набрала туда самой лучшей земли. Вечером, когда родители уже забрали ее домой, они с мамой сходили в магазин и купили большой цветочный горшок, леечку и семена. Одно семечко она закопала в землю и заботливо полила. Каждый день она ухаживала за своим будущим цветком – разговаривала с ним, пела ему песенки, раз в несколько дней поливала из леечки. И вот, наконец, показался росток, и в тот день Маша была счастливее, чем в свой день рождения. Он становился все выше и выше, набирался сил, и однажды Маша увидела, что на молодом растении появился бутон цветка. И когда он распустился, девочке показалось, что нет в мире ничего прекраснее.

Растение, как живое существо. Конспект занятия в старшей группе.

ГБДОУ № 93

Воспитатель: Тихова Татьяна Михайловна

Познание. Растение, как живое существо.

Конспект занятия в старшей группе.

Задачи:

1. Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения.

2. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

3. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи.

4. Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Модели: строения растения; функции частей растения; приспособления растения к среде обитания.

Ход Занятия.

Дидактическая игра: «Живое не живое» в кругу

Определить и правильно назвать, что относится к живой природе. Что к не живой, что сделано руками человека; (камень, горы, река, водопад, дерево, мышь, цветок, жук, кукла, мяч, стул, чашка и т. д.)

Появляется игровой персонаж, Буратино.

Здравствуйте, ребята, во что вы тут играете.

Ответы детей.

Буратино: я услышал, что высказали, что цветок живой. Как это он живой, я вот живой, я бегаю.прыгаю, я живой и веселый, а цветок, как он может быть живым? У него нет ног, нет рук и бегать он не умеет.

Воспитатель: Ребята давай те поможем Буратино разобраться и понять, что все растения относятся к живым существам.

Игра «Собери цветок»

(Корень, стебель, лист, цветок)

Воспитатель: для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части.

Дети: А еще ему необходимы благоприятные условия (выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода) Без этого растения, расти не сможет.

Воспитатель: Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат.

Каждая часть растения выполняет свою функцию. Дети давайте расскажем Буратино, для чего нужны и что выполняют разные части растения.

Дети выставляют модель «функции живого»

- Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.

-Стебель удеживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит.

-Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.

-Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.

Воспитатель: Ну, что Буратино понял, что растение Живое.

Буратино отвечает….

Воспитатель: в природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята давайте покажем Буратино, какое множество есть разных растений.

Задание за столами «Собери целое из частей»

(цветы, кусты, деревья)

Речь с движением:

Наши алые цветочки раскрывают лепесточки;

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветочки закрывают лепесточки,

головки опускают и тихо засыпают.

Воспитатель хвалит детей и показывает волшебный цветок.

А теперь с помощью волшебного цветка отправимся в путешествие.

«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели чтобы мы с детьми оказались в пустыне. (кружатся)

Вот мы и в пустыню с вами попали. Пустыня-территория на которой отсутствует сплошная растительность, там очень жарко температура воздуха выше 35 градусов. Мало влаги и растут только отдельные виды растений.

Игра, «Какой песок».

Потрогаем песок, какой он: горячий, сухой, сыпучий, обжигающий, и т. д.

Ребята в пустыне очень жарко, там ярко светит солнце, и растения и другие живые существа приспосабливаются к такой жаре

Давайте посмотрим какое растение мы с вами увидим. (открывает кактус) .

Дети: это кактус

Буратино: Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет.

Воспитатель: успокойся Буратино, кактус тоже растение, только растет оно, как мы уже знаем в пустыне.

Давайте рассмотрим кактус – шишка-образная форма, листьев нет, есть колючки, внутри растения имеет мякоть. Кактусы своими широкими корнями собирают всю доступную воду, и хранят ее в своих толстых «стеблях» шишках, а еще кактусы могут цвести, правда, не очень долго, и их яркие цветы привлекают насекомых. В природе на кактусах появляются съедобные плоды. Некоторые виды кактусов достигают гигантских размеров. (Показать разные виды кактусов на картинках). Ребята мы разводим декоративные кактусы для украшения помещений, и можем ими любоваться, только вот нюхать и трогать их не следует, так как можно уколоться.

Буратино разобрался, что кактус это растение пустыни.

А теперь ребята перед дальней дорогой немного отдохнем и полежим на теплом песочке, закроем глазки. (релаксация под музыку.)

Теперь обратимся к нашему волшебному цветку.

«Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели, чтобы мы с детьми оказались на реке». (кружатся)

Вот мы и на речке, река быстрая полноводная, присядем, потрогаем водичку, какая она: холодная, прозрачная, светлая и т. д.

Ребята посмотрите, что это за цветы? Помните, вы делали, такие же в подарок мамам.

(Работа у мольберта динамическая модель лилии.)

Дети: это лилии.

Буратино - это точно не цветы. Стебля нет, земли нет, где же корни, не понятно.

Воспитатель: Это растение водяная лилия, стебель у нее под водой.

Он очень крепкий и длинный. Корень крупный цепляется за дно реки, он надежно удерживает растение и не дает течению унести растение, цветочек у лилии состоит из лепестков белого цвета с острыми краями, лист большой овальный лежит на поверхности воды, цветок также привлекает внимание насекомых.

Воспитатель: Буратино убедился, что лилия очень красивое водное растение.

Ребята сегодня мы с вами много говорили о растениях их строении, том какие они разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение.

Ребята как мы с вами можем помочь растениям.

Дидактическая игра.

«Напоминающие знаки, как вести себя в природе»

Не рвать цветы, не ломать ветки, не жечь в лес костров, не мусорить и т. д.

Ребята давайте нарисуем Буратино в подарок растения, с которыми мы сегодня познакомились в пустыне и на реке.

Молодцы, вы сегодня все хорошо потрудились. А Буратино в знак благодарности за помощь, хочет подарить вам свои цветочки (Чупа-чупс в лепестках) Спасибо вам ребята за помощь.

Закрепить знание о классификации растений;

Познакомить учащихся с видами комнатных растений;

Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;

Научить правильному уходу за комнатными растениями;

Развивать практические умения учащихся;

Стимулировать развитие познавательных способностей;

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Знать о комнатных растениях, уметь ухаживать за ними;

Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, цветы в горшках, кластер, рисунки листьев, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Мы с вами говорили о том, что все объекты природы принято разделять на две большие группы: живая и неживая природа. Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили предметы живой и неживой природы.

Игра "Угадай-ка"

Учитель перечисляет объекты живой и неживой природы. Если называются объекты живой природы, учащиеся должны поднять руки.

Слова: снег, гроза, цветы, дождь, ландыши, ветер, дерево, сугроб, животное, туман, трава, облако, куст.

Вы хорошо разбираетесь в теме. А в чем различия между явлениями живой и неживой природы? Выделите главные функции, которые помогают определить, что перед вами объекты живой природы:

Они дышат, размножаются, питаются, растут, стареют, погибают.

III. Подготовка к восприятию темы

Мы с вами говорили о растениях, о цветах. Вспомните, какие цветы вы уже знаете? (настурция, пионы, розы, хризантемы)

Эти цветы растут на улице, в скверах и парках, на клумбах и в садах. Они цветут весной и осенью, радуют нас ароматом, яркими красками и красивыми формами. Вспомните, как называют такие растения? (цветочно-декоративные)

Одни цветы радуют нас в лесах, на лугу и в поле. Это ландыши, лютики, маки, васильки. Другие человек выращивает сам. Кто не знает о красоте розы, о великолепии георгин или не радуется ярким краскам пионов.

А как называют эти две группы цветов? (дикорастущие и культурные)

Задание на интерактивной доске.

Подчеркните синим цветом дикорастущие цветы, а зеленым - культурные.

Слова на интерактивной доске: роза, пион, хризантема, ландыш, чертополох, ромашка, мак, анютины глазки, подснежник.

IV. Объяснение новой темы

Есть еще группа растений, которые выращивает человек.

Отгадайте загадку:

Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?

Составление кластера по ответам учащихся (Растения: украшают комнату, лечат, очищают воздух, создают уют)

Перед учащимися выставлены цветы в горшках с табличками.

Посмотрите на наши комнатные цветы. Прочитайте названия на табличках. Эти названия очень красивые, но есть и очень трудные. Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения.

Хлорофитум: очищает воздух от бактерий и поглощает токсины. Часто поливать не нужно, но можно добавить в почву несколько таблеток активированного угля, чтобы усилить свойства растения.

Драцена: незаменима, если в комнате пол застелен линолеумом. Драцена поглощает бензол, который выделяется из синтетики, а также неплохо поглощает выхлопные газы, попадающие в помещение.

Диффенбахия: любит свет, но не прямые лучи солнца. Ее нельзя трогать руками, потому что сок листьев может вызвать аллергию. Прекрасно очищает воздух.

Фикус: лучше ставить возле окон, которые выходят на дорогу или на промышленные предприятия. Хорошо очищает воздух, поглощает токсины и вредные вещества. Зимой фикус лучше не поливать, а опрыскивать листья из пульверизатора.

Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.

Кактус: снижает ионизацию воздуха и защищает от электромагнитного излучения. Любит солнце и воду.

Алоэ: сок алоэ известен лечебными свойствами, он обеззараживает, убивает микробы.

Пеперомия: защищает нас от простуды, потому что уничтожает вирусы, вызывающие ОРВИ. Пеперомию лучше ставить в теневой стороне комнаты.

Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции. Это бегония, папоротник и традесканция.

Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален.

Видеопрезентация на тему "Вальс цветов":

Презентация наглядно демонстрирует, как каждому цвету соответствует свой цветок, образуя тем самым букет и радугу цветов (в прямом и переносном смысле ).

Физминутка:

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

V. Закрепление

1) Игра "Третий лишний"

На доске ряд слов, из которых нужно исключить лишнее:

Алоэ, календула, герань;

Настурция, фикус, кактус;

Каланхоэ, пеперомия, астра.

2) Игра "Найди пару"

3) Игра "Найди хозяина"

Учитель показывает рисунки листьев. Учащиеся должны угадать, какому растению они принадлежат.

4) Закончите предложение: Я люблю комнатные растения, потому что….

VI. Обобщение знаний

Комнатные растения радуют нас, делают комнату уютной, очищают воздух в помещении. Растения в доме приносят большую пользу. Но нужно правильно ухаживать за ними. Как вы думаете, что любят растения? (Свет и воду)

Посмотрите внимательно на таблички возле наших растений. Светлый кружок означает, что растение любит свет. Заштрихованный кружок показывает, что это растение предпочитает расти в тени. Буква "Т" означает, что растение теплолюбивое. Его лучше ставить ближе к источникам отопления. Буква "М" значит, что растение морозостойкое. Оно спокойно выдержит низкую температуру.

Задание: расставьте цветы по местам, в соответствии с теми особенностями растений, о которых вы узнали.

Прочитайте внимательно памятку об уходе за комнатными растениями.

1) Большинство цветов нужно ставить ближе к свету, но избегать попадания прямых солнечных лучей.

2) Летом поливать каждый день, зимой - реже.

3) Нельзя поливать растения холодной водой.

4) Лейку при поливе нужно держать низко, чтобы почва не размывалась.

5) крупные гладкие листья протирают влажной тряпочкой.

6) Рыхлить почву нужно после полива, когда почва немного подсохнет. Рыхлят только верхний слой, не задевая корни растения.

7) Прикормку, пересадку проводят весной и в начале осени.

Какие ошибки при уходе за растениями вы допускали?

VII. Рефлексия и оценивание учащихся

Что нового вы узнали на уроке?

О каких еще растениях вы хотели бы поговорить?

Что осталось непонятным?

Какое задание было интересно выполнять?

VIII. Домашнее задание

Нарисуйте любое комнатное растение и подготовьте небольшой рассказ о нем.


Л.А. АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ "Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету"




Условия возникновения опыта Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.




Ф ЗАДАЧИ: Дать представление о связи и взаимосвязи человека и природы, об особенностях общения, бережного отношения человека с окружающим миром Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; Развитие познавательного интереса к природе через трудовую деятельность и освоение навыков и умений по уходу за растениями

















Планируемый результат Развитие восприятия комнатных растений как живых существ; Умение определять потребность растения в уходе по внешним признакам; Развитие эстетических чувств; Развитие познавательного интереса (самостоятельно рассматривать растения, задавать вопросы; Умение не только видеть красоту комнатных растений, но и желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

Тема: Знакомство с комнатными растениями

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Конспект НОД, направленной на развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию, и экспериментированию с комнатными растениями. Предлагаю Вам конспект занятия для детей второй младшей группы (3 - 4 года). Этот конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях.

Цель: создать атмосферу радостного настроения;

Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;

Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,

Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.

Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.

Методы: наглядный, словесный, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны?

Ответы.

Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся?

Ответы.

Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы.

Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы?

Ответы: Появились новые цветы.

Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес?

В ответ тишина.

Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка?

Тоже в ответ тишина.

Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор - называется фикус, а цветок, который принесла Катюша - называется бегония. Красивые названия, правда?

Ответы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи?

Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет…

Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах?

Дети: нет.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные.

Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые?

Дети: мнения детей расходятся.

Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки?

Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные.

Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются?

Дети: комнатные.

Воспитатель: Комнатные растения - это очень красивые цветы.

Комнатные растения относятся к живой природе.

Они питаются.

Все комнатные растения растут.

Ребята, а скажите мне, почему эти цветы называют комнатными?

Ответы: Комнатные растения - растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.

Воспитатель: Скажите, а откуда у нас появились комнатные цветы?

Дети: их можно купить в цветочном магазине, а можно вырастить самим.

Воспитатель: Ребята, какие условия необходимы для жизни растений?

Дети: для роста растений необходимо тепло, их нужно поливать, рыхлить, необходимо опрыскивать и мыть листья растений, для роста растений необходим свет.

Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте?

Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе.

Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы?

Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки?

В ответ тишина.

Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению.

Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка:

Физминутка.

Говорит цветку цветок.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать?

Дети: да.

Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем?

Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать.

Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.

Молодцы, все.

Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам?

Ребенок рассказывает.

Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки?

Федя рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?

Дети: Горшок. Земля. Песок. Вода. Черепки. Палочка. Совочек. Черенок.

Воспитатель: А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Дети: Комнатные растения очищают воздух.

Среди комнатных растений есть лекарственные.

Комнатные растения создают уют.

Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.

Комнатные растения выделяют кислород.

Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Ребята вам понравилось наше занятие?

Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали?

Где живут эти цветы?

Зачем нужно ухаживать за цветами?

Какого цвета цветы?

Как называются части наших растений?

Воспитатель: А теперь можно всем присесть на свои места и немного поиграть. Я вам на столы положили игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Дорисуй недостающую часть растению»

А домашнее задание вам: совместно с родителями посадить и вырастить дома цветочек, по желанию можно принести в сад или предоставить фотооточет о проделанной работе.