Гибель рима причины и последствия. Падение римской империи и его причины

В результате ослабевшей центральной власти к 395 г. под-держивать единство Римской империи стало невозможно, и она была окончатель-но разделена на два больших государства — Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей Константинополем.

Сложное внутреннее положение Рим-ской империи всё более усугублялось опасными изменениями внешнеполитической обстановки. Осо-бенно сложным было положение Западной Римской империи.

Падение Западной Римской империи стало одновременно и причиной и следствием Великого переселения народов . На северных, северо-восточных и южных границах империи пришли в движение огромные массы племён варваров , как называ-ли их римляне; у них происходило формирование крупных и воин-ственных племенных союзов во главе с вождями и знатью; вместо родоплеменных отношений закладывались основы государственно-сти и сословно-классовых отношений.

Воинственные союзы пле-мён готов, аланов и гуннов (которые пришли из Центральной Азии) постоянно совершали вторжения на территорию Римской империи, чтобы грабить богатые города и селения, захватывать пленников, скот, ценную утварь.

На востоке опасным соперником римлян было Парфянское царство, которое в III в. н. э. пало под ударами персов. На смену пар-фянским царям пришла династия персидского происхождения — Сасаниды, с которыми римляне также вели тяжёлые, часто неудач-ные войны.

Римское государство не могло противостоять натиску врагов. В 378 г. в битве у Адрианополя армия Восточной Римской империи была разбита племенами вестготов. Во всех приграничных провин-циях племена регулярно громили города и поместья. В 410 г. готы во главе с вождём Аларихом вторглись в Италию, захватили и раз-грабили Рим.

Племена варваров стали селиться на территории империи; у не-которых из них даже складывались собственные государства: в Се-верной Африке, на Сицилии, Сардинии и Корсике образовалось го-сударство вандалов, в Галлии — государство вестготов.

В середине V в. Рим был снова разгромлен — на этот раз герман-ским племенем вандалов. Власть в Вечном городе фактически перешла к вождям варваров. В 476 г. римский военачальник германского происхождения отстранил от власти последнего императора Ромула Августула. Материал с сайта

Восточная Римская империя, напротив, успешно продолжала своё развитие. По имени древнего города, на месте которого был основан Константинополь, она получила название Византия и про-существовала до 1453 г., когда Константинополь пал под ударами ту-рок-османов.

Научная статья о восьми основных факторах падения Западной Римской империи

В конце четвертого века нашей эры Западная Римская империя буквально рассыпалась после того, как почти 500 лет являлась величайшей в мире сверхдержавой. Историки обвиняют в крахе и падении Рима сотни различных факторов, начиная от военных неудач и упадка системы налогообложения из-за стихийных бедствий и даже изменения климата. Западная Римская империя рухнула в 476 году н.э., в то время, как восточная половина имерии существовала еще тысячу лет в виде Византийской империи.

Почему империя пала? Этот вопрос остается предметом дебатов. Читайте дальше, чтобы узнать восемь основных причин.

Сила варваров - вторжение варварских племен

Наиболее простая теория коллапса западного Рима кладет вину за падение на череды военных потерь, понесенных в сражениях против внешних сил. Рим сражался с германскими племенами в течение многих столетий, а варварские группы, такие, как готы, посягали на пределы империи. Римляне подавили германское восстание в конце четвертого века, но в 410 король варваров вестготов Аларих успешно разграбил город Рим.

Империя провела следующие несколько десятилетий под постоянной угрозой варваров, прежде чем на «Вечный город» был совершен налет снова в 455 году, на этот раз вандалами. Наконец, в 476 году, германский лидер Одоакр устроил мятеж и сверг императора Ромула Августула. С тех пор ни один римский император никогда не будет снова править снова на территории Италии, в результате чего историки считают 476 год моментом, когда Западная империя получила смертельный удар варваров.

Экономические проблемы и чрезмерное увлечение рабским трудом

Рим находился под атакой со стороны внешних сил, но также рушился изнутри по причине тяжелого финансового кризиса. Постоянные войны и перерасход бюджета значительно облегчили имперскую казну, а чрезмерное налогообложение и инфляция увеличили разрыв между богатыми и бедными. В надежде удрать от налоговика многие члены богатых классов даже бежали в сельскую местность и создавали независимые вотчины, что ускорило падение Рима.

В то же время империя страдала от дефицита рабочей силы. Экономика Рима зависела от рабов, рабского труда: военная мощь традиционно предоставляла для римских полей свежий приток покоренных народов. Но когда расширение империи застопорились во втором веке, поставка рабов в Рим и других военных сокровищ начала иссякать. Еще один удар рабскому труду был нанесен в пятом веке, когда вандалы утвердились в Северной Африке и начали срывать торговлю империи, рыская в Средиземноморье как пираты. С экономическим упадком империя начала терять свою власть в Европе, и падение Рима стало вопросом времени.

Рост Восточной Римской империи

Судьба Западного Рима была частично предопределена в конце третьего века, когда император Диоклетиан разделил империю на две половины - Западную империю, и Восточную Римскую империю, Византию, позже известную как Константинополь. Разделение сделало империю легкоуправляемой в краткосрочной перспективе, но с течением времени эти две половинки отдалились друг от друга. Восток и Запад не смогли адекватно работать вместе, чтобы бороться с внешними угрозами, а также часто ссорились по поводу ресурсов и военной помощи. Восточная империя росла в богатстве, перенимала греческий язык, расширяла владения, в то время, как латиноязычный Запад проваливался в экономический кризис.

Самое главное, что сила Восточной империи направлялась на отвлечение варварских нашествий на Запад. Город Константинополь был укреплен и хорошо охранялся, но Италия и город Рим, который имел, увы, уже только символическое значение для многих на Востоке - остались уязвимыми. Западная политическая структура окончательно развалится в пятом веке нашей эры.

Восточная империя проживет в той или иной форме еще тысячу лет до того момента, когда ее захватит империя Османская в 1400-х годах - это будет финальное падение Рима.

Перерасширение

В период расцвета Римская империя простиралась от Атлантического океана вплоть до реки Евфрат на Ближнем Востоке, но величина, возможно, также была причиной ее распада. На такой обширной территории управленцы империей столкнулись с административным и материально-техническим кошмаром. Даже с превосходными дорожными системами, практически лучшими в мире на то время, римляне не могли общаться быстро и достаточно эффективно управлять своим «холдингом».

Рим вылезал вон из кожи, чтобы мобилизовать достаточное количество войск и ресурсов для защиты своих границ от местных бунтов и атак извне, а во втором веке император Адриан был вынужден построить свою знаменитую стену в Британии только для того, чтобы держать противника на расстоянии. Поскольку все больше и больше средств направлялось на военное содержание империи, технический прогресс замедлился, и гражданская инфраструктура Рима пришла в упадок.

Коррупция правительства и политическая нестабильность

Если сам размер Рима сделал его трудно управляемым, то непоследовательное руководство только помогало в увеличении этой проблемы. Быть римским императором всегда являлось особенно опасной работой, но во время бурных времен второго и третьего веков она чуть не стала смертным приговором. Гражданская война бросила империю в хаос коррупции и насилия, и более 20 человек вступили на трон в течение всего лишь 75 лет, как правило, после убийства своего предшественника. Доходило до того, что императора убивали его собственные телохранители, и назначали нового государя по собственному желанию, а однажды даже продали с аукциона пятно от крови убитого за самую высокую цену. Как тут было не произойти падению Рима?

Политическая гниль распространялась также на римский сенат, который не смог умерить избыточные расходы императоров из-за своей собственной широко распространенной коррупции. По мере ухудшения ситуации гражданская гордость римлян ослабла, и многие римские граждане утратили доверие к руководству.

Появление гуннов и миграция варварских племен

Варварские нападения на Рим частично вытекают из массовой миграции варваров, вызванной вторжением гуннов в земли Европы в конце четвертого века. Когда эти евразийские воины прибыли в северную часть Европы, они вынудили многие германские племена отойти к границам Римской империи. Римляне с неохотой позволили членам племени вестготов войти на римскую территорию, относились к ним с особой жестокостью.

По словам историка Аммиана Марцеллина, римские чиновники заставили голодающих готов продавать в рабство своих детей в обмен на мясо собак. Некоторые историки считают, что, отнесясь к готам жестоко, римляне создали опасного врага в пределах своих собственных границ и предопределили падение Рима. Когда гнета стало слишком много, чтобы его терпеть, готы подняли восстание, и в конце-концов разгромили римскую армию и убили восточного императора Валента во время битвы при Адрианополе в 378. г. н.э.

Шокированные римляне договорились о худом мире с варварами, но хлипкое перемирие «размочили» в 410 году, когда король готов Аларих двинулся на запад и разграбил Рим. С ослаблением Западной империи германские племена, такие, как вандалы и саксы перешли через ее границы и заняли Британию, Испанию и Северную Африку.

Христианство и утрата традиционных ценностей

Некоторые из историков утверждают, что появление новой христианской веры внесло свой вклад в падение империи и. Миланский эдикт легализовал христианство в 313 году, а позже оно стало государственной религией в 380. Эти декреты завершили века гонений христианства, но они также, возможно, подорвали традиционную систему римских ценностей. Христианство вытеснило политеистическую римскую религию, которая рассматривала императора как имеющего божественный статус, а также внимание народных масс переключилось от славы государства на единственное божество. В то же время церковники христианства стали играть еще более активную роль в политических делах, что усложнило управление. Историк 18-го века Эдвард Гиббон ​​был самым известным сторонником этой теории.

Большинство ученых сегодня утверждают, что влияние христианства на падение Рима все же меркнет по сравнению с военными, экономическими и административными факторами.

Ослабление легендарных римских легионов

На протяжении большей части своей истории военная мощь Рима была предметом зависти древнего мира. Но во время упадка состав некогда могучих римских легионов стал меняться. Не удалось набрать достаточное количество солдат из римского граждан, и пытаясь сдержать падение Рима, императоры Диоклетиан и Константин начали нанимать в римские легионы иностранных наемников, чтобы поддержать армию. Ряды римских легионов в конце-концов наполнились германскими готами и другими варварами, так что римляне начали использовать латинское слово "Barbarus" вместо обозначения «солдат».

Эти германские солдаты удачи оказались жестокими воинами, они также имели мало лояльности к империи, или не ощущали ее вообще, и их властолюбивые офицеры часто восставали против своих римских работодателей. На самом деле многие из варваров, которые разграбили город Рим и снесли Западную империю окончательно, заработали свой военный опыт, служа в римских легионах.

Путешествуя по Риму и и любуясь сохранившимися достопримечательностями, каждый турист размышляет о том, почему такая сильная цивилизация прекратила свое существование. Упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения.

По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа.

Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения . Остановимся на некоторых из них.

Отсутствие сильного лидера

В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью.

Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею.

Варваризация

Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов.

Кризис армии

Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей.
Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин:

  • Упадок рождаемости;
  • Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу;
  • Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков.

Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.

Рабовладельцы и рабы

Официальная версия школьных учебников: Рим погубил . Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться.

Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов.

Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны.

  • Читайте также:

Кризис экономики

Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями.

Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране.

Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли – начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства.

Демографический кризис

Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет.

Социальные причины

Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма.

Кризис духовности

Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры.

Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма.

падение римский империя республика

В IV и V вв. общественное развитие империи неуклонно продолжалось в том направлении, которое наметилось еще задолго до этого. Во второй половине IV в. окончательно складывается своеобразная система натурально-замкнутых и крепостнических отношений поздней империи. Упадок торговли находит свое выражение в натурализации всех видов государственных платежей: налогов, военного жалования и т. п. Рядовые чиновники и солдаты снабжаются продуктами, одеждой, обстановкой. Все это они получают из государственных складов, куда свозятся натуральные подати населения. Только высший командный состав и самые крупные чиновники получают часть жалованья деньгами.

Торговля сужается, почти не выходя теперь за рамки местного городского рынка. Позднеримские города получают совершенно иной вид, чем прежде, - это скорее крепости, чем торгово-промышленные поселения: их территория сильно сокращается, они обносятся крепкими стенами, количество площадей в них уменьшается и т. д. Центр тяжести хозяйственной жизни империи целиком переносится в деревню.

В области аграрных отношений, как уже упоминалось в предыдущей главе, окончательно восторжествовал колонат. В течение IV и V вв. произошло юридическое оформление прикрепления колонов к земле. Рядом императорских эдиктов постепенно была стеснена свобода перехода колонов от одного владельца к другому, и они превратились в настоящих крепостных. Одной из важнейших причин, заставлявших римское правительство прикреплять колонов к земле, была страшная текучесть населения. Положение низших и средних слоев города и деревни было настолько тяжелым, что люди были готовы бежать куда угодно, лишь бы избавиться от налогов, от притеснения чиновников, от долгов. И бежали преимущественно к варварам.

Но не всегда это было возможно. Тогда многие укрывались под защитой богатых землевладельцев. Дело в том, что поместье IV в. - это почти самостоятельная, не только экономически, но и политически, единица. Его владелец - маленький государь, царствующий над своими колонами и рабами. Он живет в укрепленной вилле, окруженный целой армией вооруженных слуг, и весьма мало считается с центральной властью, особенно с ее налоговой политикой. Во всяком случае, не в его интересах допускать, чтобы императорские чиновники разоряли его колонов. Вот почему собирать общегосударственные налоги с населения крупных поместий было далеко не легкой задачей. Естественно поэтому, что колоны очень охотно переходили с земель мелких и средних землевладельцев на земли крупных: там они могли найти хоть какую-то защиту от агентов правительства.

Текучесть населения расстраивала всю налоговую систему империи. В обстановке натурализирующегося хозяйства тщательный учет каждой платежной единицы являлся необходимым условием. Всякий человек должен был прочно сидеть на своем месте и платить то, что с него причиталось. Поэтому колоны прикрепляются к земле, ремесленники, обязанные вносить налоги изделиями своего ремесла, прикрепляются к своим коллегиям; профессии делаются наследственными, так что сын должен заниматься тем же, чем занимался его отец. Крепостнические отношения распространяются почти на все виды деятельности: на торговлю, военную службу, на службу по городскому самоуправлению и т. д.

Если Диоклетиан и Константин на несколько десятков лет отсрочили окончательный распад империи, то этого удалось достичь только ценой подавления революционного движения и нового напряжения всех сил трудового населения империи. Крепостничество IV в. являлось выражением этого колоссального напряжения, происходившего в условиях политической реакции и полного крушения старых хозяйственных связей рабовладельческого общества. Но такое напряжение было последним. Внутреннее и внешнее положение империи во второй половине IV в. дошло до такой степени остроты, что новый взрыв стал неизбежным.

В административном отношении империя была разделена на две части - западную и восточную, причем Италия окончательно утратила привилегированное положение центра империи. Если в начале II в. н. э., провинций было 45, то теперь их число возросло до 108, не путем новых территориальных приобретений, а путем раздела старых, обширных провинций.

В 313 г. император Константин провозгласил в Медиолане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. То был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию. Христианское духовенство приняло участие в торжествах по случаю закладки на месте древнего Византия новой столицы - по имени императора ее стали называть Константинополем. Так Рим начал терять былое значение столицы мира. Великое будущее центра вселенской империи ожидало "второй Рим" - Константинополь.

Энгельс дал классическое описание римского общества накануне его гибели: "По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивелирующий рубанок римского мирового владычества. Там, где не оказывал сопротивления греческий язык, все национальные языки должны были уступить место испорченной латыни; исчезли все национальные различия, не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков - все они стали римлянами. Римское управление и римское право повсюду разрушили древние родовые объединения, а тем самым и последние остатки местной и национальной самодеятельности. Новоиспеченное римское гражданство ничего не предлагало взамен; оно не выражало никакой национальности, а было лишь выражением отсутствия национальности. Элементы новых наций были повсюду налицо... Но нигде не было налицо силы, способной соединить эти элементы в новые нации; нигде еще не было и следа способности к развитию и сопротивлению, не говоря уже о творческой энергии. Для громадной массы людей, живших на огромной территории, единственной объединяющей связью служило римское государство, а это последнее со временем сделалось их злейшим врагом и угнетателем. Провинции уничтожили Рим; Рим сам превратился в провинциальный город, подобный другим, привилегированный, но уже не господствующий более, переставший быть центром мировой империи и даже резиденцией императоров, а также их наместников; они жили теперь в Константинополе, Трире, Милане. Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных. Налоги, государственные повинности и разного рода поборы ввергали массу населения во все более глубокую нищету; этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников, сборщиков налогов, солдат. Вот к чему пришло римское государство с его мировым господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне; но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали как спасителей. Состояние общества было не менее отчаянным. Уже начиная с последних времен республики, римское владычество основывалось на беспощадной эксплуатации завоеванных провинций; империя не только не устранила этой эксплуатации, а, напротив, превратила ее в систему. Чем более империя приходила в упадок, тем больше возрастали налоги и повинности, тем бесстыднее грабили и вымогали чиновники. Торговля и промышленность никогда не были делом римлян - покорителей народов; только в ростовщичестве они превзошли все, что было до и после них. То, что имелось ранее и что сохранилось от торговли, погибло из-за вымогательства чиновников; то, что уцелело от нее, относится к восточной, греческой части империи… Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню - таков был конечный результат римского мирового владычества...

Основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход; но в ту эпоху оно было единственно возможной формой крупного сельского хозяйства. Мелкое хозяйство снова сделалось единственно выгодной формой земледелия. Одна вилла за другой дробились на мелкие парцеллы, последние передавались наследственным арендаторам, уплачивавшим определенную сумму, или их получали partiarii, которые были скорее управляющими, чем арендаторами, и получали за свой труд шестую, а то и всего лишь девятую часть годового продукта. Преобладала, однако, сдача этих мелких парцелл колонам, которые уплачивали ежегодно определенную сумму, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой; они, правда, не были рабами, но и не считались свободными… Они были предшественниками средневековых крепостных.

Античное рабство изжило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд, - рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сократилось огромное производство времен расцвета империи, не могло найти применение большое число рабов. Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство и роскошную жизнь богачей, оставалось еще место в обществе... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция".

В конце IV в. возникает новый социально-политический кризис, но на более широкой, чем раньше, основе. Эта основа создается благодаря втягиванию в революционное движение все более широких масс колонов, рабов и крепостных ремесленников. Вместе с тем растет напор варваров и создается тесное объединение их с восстающими трудовыми слоями империи. Варвары прочно оседают на римской территории. Солдатские бунты, столь типичное явление в III в., теперь теряют свои характерные черты. Военные реформы IV в. почти совершенно стерли разницу между пограничными войсками и местным населением, а прогрессирующая варваризация армии все более и более уничтожала противоположность между теми, кто защищал империю, и теми, кто нападал на нее.

Это создало предпосылки для перехода революционного движения в революцию и окончательного торжества ее.

Около 375 г. огромные массы варварских племен двинулись из прикаспийских степей на запад. Во главе их стояло племя гуннов, по-видимому, монгольского происхождения. Во II в. гунны кочевали к востоку от Каспийского моря. Оттуда они стали постепенно продвигаться к западу, подчиняя себе племена Северного Кавказа и Поволжья и объединяя их вокруг себя. Так образовалась федерация из гуннов, аланов, готов и др. Часть готов, жившая на нижнем Дунае, обратилась к Валенту с просьбой разрешить им поселиться на римской территории. Император дал согласие, но с условием, что готы разоружатся. Масса варваров перешла через Дунай.

Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Император Валент дал бой готам под Адрианополем (9 августа 378 г.). Римская армия потерпела поражение, а сам император погиб. Есть основания думать, что часть его войска, состоявшая из варваров, перешла на сторону готов. Одряхлевшая империя, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая со всех сторон внешними врагами, не имела будущего. Отныне у имперских властей уже никогда не было возможности выставить достаточно сильную армию, чтобы надежно защитить границы государства.

После этого готы, не встречая организованного сопротивления, рассеялись по Балканскому полуострову. Аммиан Марцеллин, современник описываемых событий, оставил нам описание готского нашествия: "Готы рассеялись по всему берегу Фракии и шли осторожно вперед, причем сдавшиеся сами римлянам их земляки или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобилие провианта. Не говоря уже о прирожденной силе дерзости, большой помощью являлось для них то, что со дня на день к ним присоединялось множество земляков из тех, что в первые дни перехода на римскую землю, мучимые голодом, продавали себя за глоток скверного вина или за жалкий кусок хлеба. К ним присоединялось много рабочих с золотых приисков, которые не могли снести тяжести оброков; они были приняты с единодушного согласия всех и сослужили большую службу блуждавшим по незнакомым местностям готам, которым они показывали скрытые хлебные магазины, места убежища туземцев и тайники".

Ценность этого свидетельства состоит в том, что оно с полной ясностью раскрывает перед нами движущие силы социальной революции, положившей конец существованию рабовладельческой формации. Здесь характерен тесный контакт рабов, колонов, крепостных рабочих и варваров. Это могло произойти потому, что крепостнические отношения объединили в одну сплошную массу все трудовые слои империи. В том всеобщем угнетении и закрепощении, которым характеризуются последние столетия империи, исчезло старое различие между рабом и свободным бедняком, между рабом и колоном, между крестьянином и городским ремесленником.

К внутренней революционной силе присоединилась внешняя - варвары. Причиной этого являлись прогрессирующее ослабление Рима, с одной стороны, и концентрация варваров в большие объединения, в целые федерации (аламанны, франки, готы, гунны и проч.) - с другой. Разложение родового строя у варваров, выделение у них знати, появление дружин - таковы были причины этой концентрации. Но так как римские рабы и значительная часть колонов принадлежали к тем же варварам и так как враг у них был общий - Рим, то налицо были все предпосылки тесного контакта между ними. Иногда рабы и колоны занимали по отношению к варварам позиции дружественного нейтралитета, но часто переходили открыто на их сторону.

На этот раз разлагающееся экономически и социально рабовладельческое государство не могло выдержать соединенного удара революции изнутри и напора варваров извне.

Тем не менее, готы в качестве "союзников" (федератов), обязанных нести военную службу, были вскоре снова водворены в Мезии (382 г.).

Через некоторое время у союзных готов появился талантливый вождь Аларих, которого они провозгласили королем. Под его руководством снова начались их опустошительные действия на Балканском полуострове. Затем готы снова вторглись в Италию. Испуганный император заперся в Равенне. Аларих пошел на Рим и осадил его. 40 тыс. рабов со всей Италии сбежались в лагерь Алариха. Ночью городские рабы открыли ворота и впустили осаждавших. Город подвергся страшному разграблению (24 августа 410 г.).

Взятие Рима в этот момент уже не имело никакого стратегического значения. Но морально-политическое впечатление от этого события было огромно.

Разграбив Рим, готы пошли на юг, намереваясь занять Сицилию и Африку. Но в южной Италии Аларих внезапно умер. Его зять и преемник Атаульф увел варваров в юго-западную Галлию и Испанию, где они прочно осели. В 455 г. вандалы под начальством короля Гейзерика высадились в Италии и захватили Рим. Город был снова разграблен, еще ужаснее, чем при готах.

В середине V в. значительная часть Западной империи уже была занята варварами. Западная римская империя фактически не существовала более. В Италии формально еще держалась призрачная власть римских императоров. Это были безвольные игрушки в руках начальников наемных варварских войск. За период с 455 по 476 г. сменилось 9 таких "императоров". Никто из них не правил дольше 5 лет, и все свергались насильственно. Наконец, в 476 г. один из варварских вождей Одоакр, низложив юного императора Ромула, прозванного Августулом ("Августенком"), решил покончить с этой ситуацией. Он отправил посольство к восточному императору Зенону с просьбой не назначать для Италии особого императора, а сделать его, Одоакра, наместником с титулом римского патриция. Зенону не оставалось ничего другого, как признать совершившийся факт. Это событие и принято считать концом Западной Римской империи.

Существовали причины, которые обусловили большую крепость восточной половины империи: старые ремесленные навыки, более развитая система торговых путей, большая культурность населения в целом. Сама рабовладельческая система никогда не достигала на эллинистическом Востоке той степени развития, как на римском Западе. В восточном (да и в греческом) рабстве сохранилось много элементов более примитивных и поэтому более мягких форм зависимости, внешне напоминающих крепостничество. Так или иначе, производительные силы Востока - ремесло, торговля, городская жизнь - оказались менее подорваны рабством и дольше сопротивлялись страшному кризису, погубившему Запад. Но разница здесь была не принципиальная, не столько качественная, сколько количественная.

В середине VI в. Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую римскую державу. Император Юстиниан (527 - 565 гг.) начал большие войны на Западе. Его полководцам Велизарию и Нарзесу удалось отобрать у вандалов северную Африку, отвоевать у готов Италию и юго-восточную часть Испании. Византия выступила также с претензией на культурное наследство античного мира. При Юстиниане была проведена огромная работа по объединению и систематизации римского права, результатом которой явился знаменитый Corpus iuris civilis ("Свод гражданского права"). Грандиозный храм св. Софии, построенный в Константинополе, должен был свидетельствовать о мощи империи и благочестии императора.

Однако эти успехи, достигнутые ценой колоссальной затраты сил, были довольно сомнительны. Уже в конце правления Юстиниана появились симптомы кризиса, вызванного невероятным напряжением всех сил империи, а при его преемниках наступила катастрофа: полное истощение казны, голодовки, восстания и потеря почти всех завоеваний Юстиниана. Мало того, в начале VII в. персы начали общее наступление на восточные границы империи. В короткое время империя потеряла Египет, Сирию и Палестину, а передовые отряды персов дошли до самого Босфора. В это же самое время славяне и авары осаждали Константинополь.

В это время в Аравии происходило объединение арабских племен под знаменем новой религии - ислама. В 30-х годах VII в. начались первые нападения арабов на Палестину и Сирию, а к 650 г. Палестина, Сирия, Месопотамия, часть Малой Азии, Египет и часть северной Африки уже находились под властью арабов. В следующие десятилетия арабы начали строить флот, захватили острова Кипр, Родос и, пройдя Эгейское море, начали осаждать Константинополь. Нападение на столицу удалось отбить, но своих азиатских и африканских владений Византии никогда больше не удалось вернуть. Быстрота арабских завоеваний объясняется теми же причинами, что и легкость вторжений варваров на Западе: угнетенное туземное население не только не оказывало арабам сопротивления, но с восторгом встречало их как освободителей от гнета Византии.

Таким образом, к VIII в. Восточная империя оказалась ограниченной Балканским полуостровом, частью Малой Азии и островами Эгейского моря. Да и эти уцелевшие области были густо насыщены варварами. В них, так же как и в примитивных варварских государствах Запада, из соединения крепостнических отношений поздней империи и общинного строя, принесенного варварами, стали развиваться феодальные отношения средневековья. Процесс падения рабовладельческого общества и образования феодализма был, таким образом, в своих основных чертах одним и тем же как на западе, так и на востоке Средиземноморья. Античное рабство и основанная на нем культура исчезли на всей территории бывшей Римской империи. Но они исчезли не бесследно: на почве, подготовленной тысячелетней историей античного общества, выросла новая общественная система, более высокая, более способная к историческому развитию.

Можно ли считать процессы, приведшие к таким результатам, социальной революцией, обусловившей переход от рабовладельческой к феодальной формации? Вопрос этот издавна обсуждается в марксистской историографии, рассматривающей его с разных точек зрения. Но самый характер перехода как социальной революции в общем сомнения не вызывает. Главное, как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, - смена отношений собственности и господствующего класса, разрушение старой военной и бюрократической организации. Падение Западной Римской империи, несомненно, было результатом эпохи войн и революций, особенно если учесть, что к V в. империя, объединенная политической, хотя и очень уже слабой, властью императоров, была на деле совокупностью различных по своим социально-экономическим отношениям областей, различных укладов и что в каждом случае процессы, приведшие к ликвидации власти Рима, могли быть и были достаточно специфичны, хотя общий их характер и конечный результат были аналогичны. То было сложное переплетение борьбы между классами находившегося в глубоком кризисе античного уклада и нового, феодализирующегося, с борьбой эксплуататорских и эксплуатируемых классов внутри каждого уклада, с борьбой всех классов против бюрократического аппарата государства, пытавшегося долгое время найти какой-то компромисс между господствующими классами, уклада, уходящего в прошлое, и уклада развивающегося, по не удовлетворившего ни тех, ни других. В борьбе этой, естественно, большую роль играли варвары, уже в значительной мере ставшие внутренней силой, проникая во все сферы жизни общества, начиная от армии и двора и кончая селами и виллами, где они возделывали землю в качестве колонов. Их союза искали все восставшие против Римского государства, и с их помощью оно было ликвидировано, что дало простор развитию новых отношений собственности, характерных не для античной гражданской общины, а для феодализма, поставило у власти экономически господствующий класс крупных землевладельцев, облегчило положение колонов и общинников-крестьян, особенно живших на землях магнатов, сопротивлявшихся германцам, в наказание изгнанным и лишенным, земель, на которых теперь стали вести хозяйство провинциальные мелкие земледельцы вперемежку с наделенными землей варварами.

На Западе смена старых отношений новыми произошла в наиболее полном и чистом виде, очевидно, потому что старые, доримские отношения разлагающегося первобытнообщинного строя, отношения, бывшие основой развития феодализма в регионах, не знавших римского завоевания, были здесь достаточно сильны и живучи. Несмотря на всю силу римского влияния, они не были разложены достаточно полно и, напротив, в конце концов разложили отношения, привнесенные римлянами, возродившись на новой, более высокой и жизнеспособной основе.

Часто вопрос о социальной революции V в. смешивается с вопросом о континуитете, так как некоторые авторы считают, что континуитет противоречит революции, и доказывают, что от римских порядков после падения империи ничего не сохранилось. Вряд ли правильно так ставить вопрос. Важно не сохранение или разрушение сел, вилл, городов, сохранение или исчезновение тех или иных ремесленных и технических навыков, культурного наследия, а изменение внутренних отношений в тех же виллах, селах, городах, в приспособлении культурного наследия к новым условиям, его новое осмысление.

Римское государство и общество стали венцом развития европейской цивилизации в древности. Латиняне унаследовали множество греческих достижений и создали уникальные для того времени армию и культуру, правовую, социальную и государственную систему. Период, когда римляне были светочем передовых достижений для всего континента, длился более тысячелетия. Падение Римской империи ввергло Европу в долгие века забытых высот, религиозной схоластики и постоянных племенных распрей.

Континенту предстояло вновь пережить варварские столетия перед новым скачком в развитии.

Военно-политические причины падения Западной Римской империи

Могущественнейшее государство античного периода европейской истории пало в V веке под усилившимся натиском варварских племен. Вместе с тем причины падения Римской империи не ограничиваются одной лишь внешней агрессией. Ведь сотни лет легионы не только успешно противостояли другим народам, но и делали их своими вассалами, присоединяя новые земли к владениям своего императора.

Падение Римской империи стало результатом длительного ее разложения. Кризисные тенденции ее заката стали проявляться уже в III веке. Так, постоянное увеличение территорий государства привело к необходимости набора в армию представителей покоренных народов. Постепенная варваризация войска приводила к уничтожению каких-то принципиальных различий между внешними врагами и защитниками системы. Более того, новоявленные римские легионеры уже не были в полной мере своими, занимаясь грабежами и террором местного населения. Особо ярким выражением военно-политического кризиса стала частая смена так называемых солдатских императоров, которые являлись выдвиженцами войска на римском троне, однако очень быстро теряли свою власть. Такая ситуация на протяжении почти всего III столетия, разумеется, не способствовала укреплению государственной мощи. Кроме того, ослабленная центральная власть уже не могла эффективно контролировать окраинные администрации и военизированные части.

Социально-экономические проблемы

Помимо военного упадка и политических кризисов, падение Римской империи приближали и социально-экономические тенденции. Упадок среднего землевладения как основы экономической системы приводил к дроблению крупных землевладений на небольшие уделы, что вело к разрыву торгово-экономических связей между регионами (а, следовательно, и к замедлению экономического развития в целом). Свои нарастающие проблемы государство на протяжении III-V веков пыталось решить за счет народных масс, усиливая налоговый гнет, принудительные гражданские работы, воинскую повинность.

Все это, разумеется, не способствовало повышению престижа римской власти и готовности защищать ее на имперских землях. Разрушение торговых связей и высокая инфляция привели к натурализации сельского хозяйства. Нарастающее социальное расслоение вело к общественной напряженности. Страну изнутри разрушало движение колонов и рабов. Падение Римской империи также было вызвано глубоким духовным кризисом. Дело в том, что за весь период существования этого государства в его пределах так и не сложилась единая культурно-политическая общность. Не произошло формирования того народа, который бы ощущал необходимость единства западных и римских провинций. Все это привело к всеобщей социальной апатии в сложные времена. Впервые Рим пал под ударами вестготов в 410 году, а в 476 году последний император Ромул Августул под давлением германского вождя Одоакра был вынужден отказаться от власти, тем самым положив конец многовековому доминированию империи.