Карикатуры ссср про моду. Советская карикатура

Советская карикатура сформировалась как отдельный жанр в период прихода советской диктатуры. Первоначально, как политическая агитация против старого режима в рядах русской армии. Власть придавала огромное значение карикатурному жанру, поощряя публикации художников-карикатуристов во всех советских печатных изданиях. Советская карикатура 1920-1930-х гг. являлась высмеиванием старой власти, борьбы с буржуазностью, религией, оппозицией Западной Европе, капитализму и прочим значимым темам в пропагандистских целях. В послевоенной карикатуре появляются новые темы, так называемые «на злобу дня», в которых высмеивалось тунеядство, пьянство, некультурное асоциальное поведение. Карикатуры создавались не только для газет и журналов, но также выпускались отдельными плакатами. Среди видных советских художников-карикатуристов первого поколения стоит выделить М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. Моор, И. Малютин, П. Соколов-Скаля, Л. Бродаты, Е. Ефимов, Кукрыниксы, В. Литко и др. Многие представлены в нашей рубрике «Советская карикатура»

Как купить советскую карикатуру в магазине салоне в Москве:

В нашем магазине представлен широчайший выбор карикатуры советского периода, как в виде рисунков и макетов, так и в печатном, опубликованном виде. Следите за обновлениями рубрики «Советская карикатура» на сайте и приезжайте к нам в магазин-салон в Москве, где квалифицированные эксперты помогут Вам подобрать интересующую Вас карикатуру советского автора

Если вы хотите продать советскую живопись, то вы можете обратиться в нашу антикварную галерею. Наши специалисты проконсультируют и окажут помощь при оценке произведений искусства и дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Если Вы хотите продать советскую карикатуру, Вы можете обратиться в наш антикварный магазин-салон в Москве. Квалифицированные эксперты окажут вам всестороннюю помощь при оценке произведений искусства и в его дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Оформить подписку на рубрику «Советская карикатура»вы сможете на странице или подписать на интересующую вас рубрику на этой странице активировав клавишу «Подписаться на обновление рубрики» При оформлении подписки Вы сможете получать информацию с уведомлением на электронную почту о новых поступлениях в рубрику «Советская карикатура»

Твитнуть

Класснуть

За окном морозы, самое время для зимней верхней одежды. Доставая из шкафа дубленку или пуховик, мало кто из нас задумывается, что, распространенная сегодня, эта верхняя одежда была дефицитом еще для поколения наших мам. Вот такой вот парадокс: пальто или шинель из натуральной шерсти - весьма распространенная в СССР зимняя одежда, которую носили почти все. А пуховик?

Просматривая эти карикатуры, можно понять, как выглядели модники и модницы в 60 и 70-х. Сегодня в моде ретро, в том числе и отсылки к стилю модов и хиппи. Основы стиля (гиперболизированные, конечно), считываются с легкостью.

60-е (стиляги)

Сегодня ты играешь джаз… Яркие цвета, короткие стрижки и юбки… да, это те самые «стиляги», которых показывали в одноименном фильме.

Узкие джинсы-дудочки, укладки у девушек, стиль нью-лук в платьях.


Карикатуристы высмеивали, в основном, психоделику в цветах.


Хотя и платформам «на манной каше» тоже доставалось. Эти же платформы будут упоминаться и в стиле хиппи.

Еще нью-лук:

60-е (тедди бойз)

Стиль «хулиганов-джентельменов». В Англии он появился в конце 40-х, но потом возрождался в 70-х и 90-х. Уставшие от второй мировой парни захотели одеваться с шиком и лоском и взяли за основу стиль времен короля Эдварда (это 10-е годы 20 века, собственно, короля уменьшительно звали Тэдди, отсюда и название стиля): костюмы-тройки, английский дендизм и лоск.



Пиджак с удвоенным воротником, приталенные пальто, зауженные брюки и набриолиеннные волосы. Если интересно, можно посмотреть на Элвиса Пресли. Слушали эти ребята джаз, рок-н-ролл и свинг.

Девушки тоже начинают одеваться, как парни. Правда, не все осмеливались носить брюки, заменяя их юбкой. Но волосы тоже стригли коротко.


Карикатуры на унисекс

Что интересно, возникнув, как стиль «золотой молодежи», он почти сразу стал стилем рабочих окраин.

60-70-е (моды)

Противовес стилю «тедди бойз», моды - сокращенно от «модернисты», слушали не рок-н-ролл, а модерн джаз и блюз. Отсюда и название. Формировалось данное движение из выходцев среднего класса, для которых важно было «быть», а не «казаться». Если Пресли закатывал вечеринки напоказ, даже период пребывания на фронте превратив в шоу, то моды просто наслаждались жизнью. На них большое влияние оказали битники и тогдашняя лондонская культурная богема. Все, что про них известно точно - это любовь к джазу, мотороллерам и амфетаминам. И конфронтация с рокерами. И всемирная экспансия культуры. «Битлз» и «Роллинг стоунз», к примеру.


Советские моды носят пальто и укладки, подражая лондонской молодежи.

Юбки становятся короткими, как и женские стрижки (спасибо Твигги и Мери Куант).


Карикатуристы это не оставили без внимания:

Длины юбок в 60-е

70-е (хиппи)

Субкультура, зародившаяся в США в 60-е, до нас дошла в 70-х.


Это очень известная субкультура, повлиявшая на мировую моду (даже определившая стиль целого поколения). Дети цветов, «да любви, нет войне» и прочая рефлексия на войну во Вьетнаме. Посмотреть на оригинальных хиппи можно в «Форесте Гампе». Советские же хиппи… многие известные рокеры, панки и барды, в молодости своей были хиппи. Например, Арефьева, Умка, Янка и Летов, Веня Дыркин и Юрий Шевчук.


Прически становятся следующими: парни отращивают себе гривы (и на эту тему много карикатур).


Девушки же либо отращивают тоже, и тогда мы наблюдаем картину «Стога»:

Злободневные сатирические карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Послевоенная антиамериканская сатира кажется удивительно современной, хотя мало кто бывал за границей. О жизни в США узнавали из передач по радио «Голос Америки». Но если в те времена над советской антиамериканской пропагандой больше смеялись, то спустя годы эти карикатуры воспринимаются совершенно иначе.




Дядя Сэм играет на аккордеООНе.
«По сути дела ООН являтеся теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».
(Из беседы тов. Сталина И. В. с корреспондентом «Правды»).


«В Американке. В этом ресторане обслуживают только одну персону».
На рисунке за пустыми столами изображены Здравоохранение, Школы, Искусство, Библиотеки. Официанты несут блюда, полные денег, только к одному столу, где сидит солдат с надписью на спине «Война».



«Настоящий американский юмор кончился в тот час, когда умер Марк Твен». (Из доклада на совещании сатириков и юмористов).
Марк Твен (Тому Сойеру и Геку Финну): - Уйдём отсюда, дети! Здесь теперь шутки плохи!..


«В тесном кругу»
Дядя Сэм решает политические дела малых стран.



– Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!
В послевоенные годы в СССР началась компания за мир. На советских плакатах изображали голубей как символ мира, устраивали мирные демонстрации.



Жертвы Голливуда.
Дети сидят за решёткой – вот к чему приводит просмотр американских фильмов, как считают карикатуристы!



Светская американская семья (судя по фильмам голливудских киносценаристов). Отец – подлец, мамка – хамка, племянница – пьяница, брат – дегенерат.




На многих карикатурах изображения американских солдат мало отличаются от изображений фашистов. Типичный образ – солдат с оружием в руках, убивающий мирных людей.


Руководитель страны с распростёртыми объятиями встречает человека, на чемодане которого написано «США». Сквозь огромные розовые очки этот человек кажется благожелательным, но на самом деле он крадётся с недобрыми намерениями, в его глазах – фашистская свастика.


Торговля суверенитетом. В обмен на деньги руководители стран охотно делят государства, отдавая их под контроль американцам.


До отмены рабства ещё далеко, на улицах нередки расистские выступления против чёрных.







Нью-Йоркская телефонная сеть.
Огромный паук с надписью «ФБР» оплёл паутиной весь город и контролирует разговоры всего населения. Кто тогда мог поверить, что ФБР на самом деле плетут свои сети, и прослушивают не только американских граждан, но даже политических лидеров других стран?



Антиамериканские плакаты 1960-х гг. смотрите

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Апрель 2011 - 16:28

Не совсем по теме раздела, но отдельного форума "История СССР" у нас нет, а затерять тему во Флудилке не хотелось бы.

Западные карикатуры на Сталина
05.04.2011

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-5.jpg

Это в СССР Сталин был и остается «отцом и дедом нации», а на Западе его фигура воспринимается как обычный образец азиатского, вероломного, туповатого диктатора. Лишь продвинутые азиаты – типа японцев – видели в Сталине панка (как панк-группа The Stalin). Блог Толкователя решил показать, как на Западе выглядели карикатуры на Сталина в 1930-50-е годы.

Сталин сам любил рисовать карикатуры. Достоянием общественности они стали лишь несколько лет назад. В общей сложности обнаружено около 500 карикатур, нарисованных диктатором. При этом Сталин любил приписывать к ним оскорбительные надписи.

По свидетельству историка, члена РАН Бориса Илизарова, во время заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин нередко рисовал оскорбительные карикатуры на некоторые из своих будущих жертв. На одной такой карикатуре, которая, по мнению Илизарова, датирована примерно 1930-м годом, сталинский министр финансов Николай Брюханов изображен голым, подвешенным за половые органы. Этот рисунок был найден вместе с запиской, написанной и подписанной Сталиным, в которой этот тиран не пытается скрывать своего удовлетворения в связи с той участью, которую он предопределил для Брюханова, к тому времени уже четыре года являвшегося членом Политбюро. В записке, вверху которой стоит гриф «Особое досье», говорится: «Всем членам Политбюро. Брюханова за его нынешние и будущие прегрешения следует подвесить за яйца. Если они выдержат, тогда следует признать его невиновным, все равно что оправданным по суду. Если они оторвутся, его следует утопить в реке». Брюханов был казнен по приказу Сталина в 1938 году по сфальсифицированному обвинению.

Как правило, рисунки Сталина «крутились» вокруг гейской и садомазо тематики – голые мужики в похотливых и подчиненных позах. Вот образчик рисунка Сталина, на того самого министра финансов («Кудрина» той эпохи) Брюханова:

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B5%D1%82-%D0%B1%D1%80%D1%8E%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg

В свою очередь, на Западе также рисовали карикатуры на Сталина. Даже в 1930-е годы в западном мире (не говоря уже об СССР и прочем втором и третьем мире) было достаточно неграмотных (к примеру, в США около 15%) или полуграмотных людей. И рисунки (в том числе постеры, плакаты) были наглядной агитацией, доступной для понимания всеми слоями общества.

Одним из «специалистов по Сталину» был английский карикатурист Дэвид Лоу. Посетив СССР в начале 30-х годов, он смог воочию наблюдать сталинские методы правления. Наверное, поэтому художник одним из первых обратил внимание на поразительное сходство советского и германского диктаторов.

Разумеется, и в сталинское, и в постсталинское время карикатуры на диктатора были запрещены, и даже карались административным или уголовным наказанием. Единственной категорией советских граждан, осмелившейся преодолеть эти запреты, были уголовники. Среди них постоянно встречаются татуировки с изображением Ленина, Сталина, Маркса, Брежнева, Горбачева, часто с рогами, хвостом, с оскорбительными надписями и в непристойных позах. В воровской мифологии советская символика ассоциируется с дьяволом, Сатаной, злом.

Блог Толкователя решил показать, как Сталин воспринимался на Западе в 1930-50-е годы:

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-1.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-2.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-3.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-4.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-5.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-6.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-7.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-8-739x1024.gif

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-10.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-12.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-13.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-14.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-15.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-16.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-17.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-768x1024.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-2-780x1024.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-4.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-6.jpg

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD-%D0%B2-%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5.jpg

Но стоит признать, что имя Сталина в западном мире вплоть до смерти СССР у некоторой части леваков носило комплиментарный отпечаток. Лучший пример этому – японская панк-группа The Stalin, «широко известная в узких кругах». Она была основана в 1980 году, Дебютный их сингл назывался «Электрический Дилдо» (1980 год), что, в общем-то, правильно отражает суть сталинизма («электрификация всей страны + трах от альфа-самца).

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0-%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD.jpg

А это обложка одного из их дисков:

Http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA.jpg

Разумеется, Сталин эту панк-группу, будь ее состав советскими подданными, расстрелял бы. Или подвесил за яйца, как в случае с министром Брюхановым. Объектами карикатурной жизнедеятельности в азиатской деспотии должны быть обычные граждане, но нисколько не светила нации.


Блог Толкователя ссылается на боян от 2001 г. на ИноСМИ.ru, а тот, в свою очередь, на "The Sunday Times". Последняя ссылка, видимо за давностью лет, недоступна.

Над текстом с ИноСМИ.ru плакать начал после следующего пассажа г-на профессора Илизарова:
"Рисунок и записка взяты из одного и того же досье, и я не сомневаюсь, что обе работы принадлежат Сталину", - сказал г-н Илизаров, отметив при этом, что на карикатуре г-н Брюханов изогнулся, как кошка. Г-н Илизаров считает, что эта карикатура является отражением ранних лет жизни Сталина, когда он наблюдал и, возможно, сам помогал другим детям мучить кошек. ..."

А некоторые карикатуры, публикуемые "Санди Таймс" (ИноСМИ.ru?) - нашлись в книжке некоего Мартина Пазе «Сталин в свете прессы и карикатуры» .
Издана она была... осенью 1941 г. в Дрездене, тиражом не менее 150 тысяч экземпляров, и очевидно, с позволения и при прямом участии ведомства д-ра философии Йозефа Геббельса.

Карикатуры из "Крокодила" за ноябрь 1936-го:

Прикрепленные изображения


Тот же Томас Гейне - о том, что в прусских школах собираются ввести уроки патриотического воспитания:


И еще два его рисунка. Их авторские названия мне не известны, Гейне часто рисовал иллюстрации к литературным произведениям, так что они - могут и вовсе не иметь названий.
Первый условно можно назвать "Подаяние", или - "Контраст", как-то так. А вот второй - тут однозначно: "Немолодые фрау и штакет". :)
Любуемся:


А вот у Бориса Ефимова д-р Геббельс отчего-то случился похожим на Микки-Мауса:

Борис Ефимович Ефимов (Фридлянд) - как старейший карикатурист в мире попал в книгу Гиннеса. Первые его карикатуры вывешены еще в "окнах РОСТА" в 1920 году. А в сентябре 2007-го, в свой 107-й (!) день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
Ефимов был мастером шаржа. Вот за этот шарж на Сталина "кровавый диктатор" его отчего-то не только впоследствии не расстрелял, но и даже не посадил:

Так Ефимов изобразил Джорджа Буша, вот только не знаю - младшего или старшего?

И известная карикатура Ефимова-Фридлянда на "ревнителей за чистоту арийской расы":
:


Отправлено 21 Апрель 2011 - 22:13

Simfosaur , А какие источники считаются авторитетными? Если мемуары участников и официальное Соглашение о выводе войск, то странно что не нашли... :whistle:
Вот кого не могу обвинить в предвзятости, так это белорусских товарищей, а тем более хранителей музея Брестской крепости, но вот они отмечают, что парад все же был и упоминают по полку от каждой стороны.

Simfosaur сказал:

Собственно, произошедшее в Бресте не было «парадом» и согласно строевому уставу РККА 1938-го.


чей то? В каком пункте критическое противоречие Уставу? Для полевых условий сойдет.
Зы. а вообще не вижу ничего плохого, что СССР временно сотрудничал с Рейхом для достижения своей цели, много кто с Рейхом "временно дружил" для достижения своей цели, мы чем хуже?
Зы после зы. а вообще не в параде дело.

Отправлено 22 Апрель 2011 - 17:36

Odin , если говорить о «парадах в в Гродно и Пинске», то авторитетных источников нет и быть не может, т.к. сейчас понятно, что писавшие о них "историки" – попросту на голубом глазу соврамши.
Собственно же о «параде» в Бресте - можно еще долго спорить, но из «показаний» Кривошеева, Гудериана, и немецких документов - понятно, что на самом «параде» настояла именно немецкая сторона, и этой же стороной этот сие действо было заранее запланированно и подготовленно (уговоры Гудериана, немецкая фото- и киносъемка, немецкий оркестр, состоящий из «регулировщиков», но умудрившийся при этом сыграть «интернационал» и т.п.
Ну а дальше – все то же «кому это выгодно».

В остальном – если все-таки закавычить «пламенную дружбу» и «совместные военные парады» - согласен.

И - да, дело, безусловно, не только в «параде». Именно за такое определение до сих пор цепляются потому, что в понимании нынешнего обывателя «парад» - это нечто праздничное, торжественное (для моего поколения – это, к примеру, то что происходило на Красной площади в госпраздники СССР), и поэтому именно этим словом удобно иллюстрировать мифические "совместные парады победы" или мнимое предвоенное "братство по оружию" СССР и гитлеровской Германии.

Практически все мифы д-ра Геббельса обрели «вторую жизнь» в начале 90-х, тогда же – родились многие новые байки об истории СССР.
После развала Союза на его «обломках» начинает работу множество зарубежных «неправительственных» организаций, или «фондов» - "благотворительных", «развития», «содействия» и проч.
Вот, к примеру, такой - National Endowment for Democracy (Национальный Фонд Развития Демократии): создан еще в 1983 году президентом Рейганом и Конгрессом (государственным институтом, однако) США, подотчетен – Конгрессу же, но формально - это «частная, некоммерческая организация, созданная… для укрепления демократических институтов во всем мире через воздействие на неправительственные институты». Бюджет NED в 2002-ом составлял 43 миллиона долларов. Раздавал в гранты и премии в РФ. А сколько нужно было российскому историку в начале 90-х – для того, чтобы просто - выжить? Или даже и не историку - географу (и по совместительству – поэту)) Павлу Марковичу Нерлеру – для того, чтобы стать «известным российским историком» Павлом Поляном?
А ведь его до сих пор цитируют – как авторитета.

Тот же "Крокодил" - июль 42-го.

В отличие от современных художников, настоящие мастера сатиры никогда не опускались до откровенной похабщины

Изменить размер текста: A A

Крушение аэробуса А321 над Синаем, в котором погибли 224 человека, потрясла весь мир. Весь цивилизованный мир. Тех людей, у которых есть чувства и совесть. Тех, кто не чужд эмпатии и обременен такими вещами, как мораль и этика. Видимо, карикатуристы «Шарли Эбдо» к этим людям не относятся. Иначе как объяснить тот факт, что они кропают одну за одной издевательские поделки на тему трагедии.

Сами «Шарли» утверждают, что у них просто такой способ подачи информации – сатира ведь. Но если обратиться к мастерам советской сатиры, то в их работах вы не найдете ни чернухи, ни оскорблений, какой бы острой ни была тема карикатуры. И, тем более, ни Кукрыниксы, ни Борис Ефимов, ни Марк Абрамов никогда не позволяли себе издеваться над человеческим горем – пусть даже горюет идейный противник.

Ведь советские художники прежде всего были людьми. А потом уже журналистами.

Особой любви между странами запада и тогда еще юной Советской Россией не было никогда. Это находило отражение в плакатах творческого объединения "Окна РОСТА". И, несмотря на призывы к насилию, за которые художников сейчас дружно бы осудили, этот мини-комикс выглядит куда культурнее, чем современный французский журнал.



Один из плакатов, нарисованных объединением "Окна РОСТА"

Война во Вьетнаме . Юмор юмором, но в рисунках Льва Бродаты, к примеру, - больше сочувствия, чем веселья.



В руках - ветвь лавра, символизирующая мир. А на деле - жестокое кровопролитие, затеянное ради вульгарных денег. И все выражено в лаконичном рисунке.



Вот, пожалуй, пример черного юмора в карикатурах о войне во Вьетнаме. Но это именно юмор, а не чернуха. К тому же американским солдатам действительно приплачивали за меткое попадание бомб в населенные пункты.



Благодатная тема - придумать нового "дядю Сэма", символ для США . Но и здесь карикатуристы издевались над Америкой , соблюдая приличия.



Критиковали и войну в Корее - но именно войну. Никогда не брали на карандаш сюжеты с гибелью мирных людей.



Фашисты нарушали Женевскую конвенцию, запрещающую применение на войне отравляющих газов. Как можно было бы смеяться над корчащимися от удушья людьми! Но никому это и в голову не приходило.



Рис.: "Кукрыниксы"

Ненавистных капиталистов изображали неприглядно, но не непристойно.



Американский Конгресс открыто называли источником всех мировых бед. И ведь с тех пор ничего не изменилось, кроме разве что открытости, с которой люди выражают свое мнение.



"Террористов финансируют американские капиталисты", - громко, в голос заявляли советские художники. Они были уверены: непрерывная война выгодна милитаристам. И не стеснялись об этом говорить.



Рис.: "Кукрыниксы"

Борис Ефимов вполне открыто изобразил ООН марионеткой США. Ничего не напоминает?



Еще одна карикатура, которая актуальна по сей день. Но сейчас таких уже никто не рисует - ведь мы стали такими толерантными.



Рис.: "Кукрыниксы"