Игры для лета в детском саду. Лучшие и познавательные. Подвижные игры для детей. Детские игры летом

Татьяна Юрина
Пальчиковые игры «Здравствуй, лето!»

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, так как она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Ученые, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Выявлена закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы.

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Это очень увлекательно для малыша. Стихи привлекают внимание ребенка и легко запоминаются. Пальчиковые игры совершенствуют ловкость и точность движений, улучшают память, внимание, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, который пробуждает фантазию и воображение.

Если регулярно заниматься с малышом его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.

Лето наступает

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

Бутончик

Каждый бутончик

(Складывают ладони вместе)

Склониться бы рад.

Направо, налево, вперед и назад

(Делают наклоны в соответствии с текстом)

От ветра и зноя бутончики эти

(Локти соединяют в стебель)

Спрятались живо в цветочном букете

(Качают руками)

На лужок

На лужок пришли

(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)

Зайчата, медвежата,

Барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

Капал дождик на ладошку

Кап-кап, кап-кап

(Дети хлопают в ладоши в ритме)

Я ловил малютку крошку.

Кап-кап, кап-кап

(Пальчиками стучат по ладошке)

Дождик вдруг пошел сильней

Побежали в дом скорей!

(Соединяют ладони над головой)

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Ромашки

Мы красивые цветочки

(Сжимают и разжимают пальца)

Нас так любят мотылечки,

(Загибают поочередно пальцы)

Любят бабочки, букашки.

Детки нас зовут «ромашки»

(Сжимают и разжимают пальцы)

У каждой мамы малыши -

(Перебирают пальцами по очереди)

Все красивы, хороши.

Рыбки

Одна вдруг сказала: «Нырять здесь легко!»

(Дети выполняют ныряющие движения)

Втрая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(Качают сомкнутыми ладонями –отрицательный жест)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются набок)

Четвертая стала чуть –чуть замерзать.

(Быстро качают ладонями –дрожат)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(Запястья соединены, ладони расставлены –рот)

Плывите скорей, Чтоб не проглотил!»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями)

Божья коровка

Божья коровка

(Ритмично покачивают ладонями)

Улети на небо

(Делают взмахи перекрещенными кистями рук)

Принеси нам хлеба

(Машут кистями рук на себя)

Черного и белого

(Ритмично хлопают в ладоши)

Только не горелого

(Грозят указательным пальцем)

Улитка, улитка

Покажи нам рожки

(Поддерживают средний и безымянный пальцы большим, указательный и мезинец выставляют вперед –«рожки»)

И ползи, улитка,

Тихо по дорожке

(Медленно вытягивают руку вперед, покачивая «рожками»)

Лягушка - попрыгушка-

Глазки на макушке

(Похлопывают ладонями по коленям)

Прячьтесь от лягушки

(Поднимают вверх ладони)

Комары да мушки

(Сжимают пальцы в кулак)

Цыпа-цыпа

Цыпа-цыпа,

Цыпа, гуль

(Соеденяют и разъеденяют указательный и большой пальцы, остальные прижаты к ладони)

Я насыплю,

Ты поклюй.

(Быстро перебирают пальцами, показывая, как сыплют зернышки)

Клю-клю-клю…

(Стучат указательными пальцами по коленям)

Бабочка

Утром солнышко засияет –

Бабочка с цветка взлетает.

(Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. «Бабочка» летает, то раскрываея, то закрывая «крылышки)

Попорхает – утомится,

Отдохнет - опять кружится.

(«Бабочка» садится на спинку стула, складывает «крылышки», затем снова начинает летать)

Гроза

Капли первые упали.

(Указательным и средним пальцами каждой руки постучать по столу)

Пауков перепугали.

(Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими)

Дождик застучал дельней,

(Всеми пальцами обеих рук постучать по столу)

Птички скрылись средь ветвей.

(Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук в воздухе)

Дождь полил как из ведра,

(Всеми пальцами обеих рук быстро постучать по столу)

Разбежалась детвора.

(Указательным и средним пальцами обеих рук «побегать» по столу)

В небе молния сверкает,

(Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию)

Гром гремит –не затихает.

(Громко похлопать в ладоши)

Дождь прошел. И снова солнце

Засияло нам в оконце!

(Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны –лучи солнца)

Елена Чувилина
Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Подвижные игры для детей на прогулке в летнее время

Летом дети больше времени проводят на улице. Обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. Подвижные игры на прогулке проводятся ежедневно продолжительностью 6 – 10 минут, с целью закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сюжет игры должен быть простым и доступным пониманию, персонажи хорошо знакомы. Чтобы дети с удовольствием включались в игру используют атрибутику: шапочки, эмблемы птиц и животных, ягод, цветочки, веночки, платочки. Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки. Взрослый – организатор и участник игры.

Картотека игр

1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК

Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.

2. ЦВЕТЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.

3. ВОРОБЫШКИ И КОТ

Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.

Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.

4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.

Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

5. ПЧЕЛЫ

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.

Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:

Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?

Аль вас дождичком сечет,

Аль вас солнышком печет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые-

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.

6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ

Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.

Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.

7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА

Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.

Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.

8. ЕЖИК И ГРИБЫ

Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.

Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:

За чем пришел?

За грибком.

За каким?

Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.

9. ЯГОДА

Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:

Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.

Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.

10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ

Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.

Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.

11. КОШКА И МЫШКИ

Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2,5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет:

Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)

Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.

12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.

Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Таким образом, ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью.

Игры для лета в детском саду необычайно популярны, ведь они позволяют обеспечить деткам веселое времяпрепровождение, кроме того, они способствуют совершенствованию запаса знаний и умений каждого дошкольника.

Игры для лета в детском саду

Варианты для детей 3-4 лет

Для также есть множество интересных развлечений. С их помощью крохи будут быстрее развиваться, совершенствовать свои навыки.

«Где домик?»

На площадке следует растянуть навес, который будет выполнять роль крыши домика. В домик ставятся стулья, на них усаживаются дети. Воспитатель говорит «Идите гулять» и детки ходят по площадке (прыгают, бегают, танцуют). Затем воспитатель говорит «Дождь пошел» и чем-нибудь стучит по стене веранды. Детки сразу же после сигнала бегут в домик и усаживаются на стулья.

«Поезд»

Каждый игрок будет выполнять роль вагончика поезда, педагог же будет паровозом. По гудку воспитателя детки выстраиваются за ним в шеренгу. Первым делом поезд движется довольно медленно, со временем он набирает ход - все участники бегут, при этом детки не держатся друг за друга. Затем педагог говорит «Приближается станция!» и поезд замедляет ход, в итоге шеренга останавливается. После гудка ведущего движение вновь возобновляется. После нескольких раз место паровозика занимает один из дошкольников.

Такая забава будет развивать у деток реакцию, смекалку и память, вот только для каждого участника следует заранее определить свое место и каждый раз, когда поезд должен соединяться, то каждый ребенок должен занимать определенное место вагончика. Чтобы задача получилась более сложной, ведущий может предложить вагончикам разойтись и «пособирать грибы», «нарвать цветы» или «половить» бабочек. После условного сигнала нужно будет вновь собраться в шеренгу.

Игры для Нового года в детском саду

Играть в веселые игры можно круглый год, особенно нравятся ребятишкам , ведь в конце веселых забав они непременно получат подарки из объемного мешка. Все эти игры можно адаптировать к условиям группы, ведь и осенью, и зимой, и весной необходимо развивать в ребятишках ловкость, выносливость, фантазию и чувство юмора.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.


Тема «Путешествие с облаками»

Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»

Задача: развивать воображение, внимание, образность.

Коллективное сочинение сказки «Путешествие облака»

Задача: развивать воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища и совместно сочинять историю.

Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.

Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).

Загадывание загадок о небе и облаках

Задача : развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака.)

Висит у нас над головой

Платок ярко-голубой. (Небо.)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

Рогат, а не бодается. (Месяц.)

Егор-Егорка упал в озерко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Месяц.)

Молода — похожа на серп,

Поживет — станет, как лепешка. (Месяц, луна.)

Постелен ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать. (Небо и звезды.)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

Голубая простыня

Весь свет покрывает! (Небо.)

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце.)

На синей рогожке —

Золотая сережка. (Месяц.)

Висит в небе блин.

Есть его мы не хотим.

Он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой. (Луна.)

Рассыпались на овчинке

Золотые перчинки.

А когда рассвело,

Их как ветром смело. (Звезды.)

Вся дорожка усыпана горошком. (Небо и звезды.)

По всей сковороде — лепешки,

Посередине — каравай. (Небо, звезды, месяц.)

Подвижная игра «Облака и ветер»

Задачи:

— развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику;

— активизировать знания о явлениях неживой природы.

Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло» «ветер» сидит на скамейке, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках по всей площадке.

На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились» «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ.

На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка» «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ.

После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги» «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

Творческая гостиная «Лето»

Задачи:

— знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);

— уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);

— развивать эстетическое восприятие, эмоционально-чувственную сферу психики, внимание, воображение, творчество, речь;

— формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.

Оборудование : аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»), репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»), бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.

Тема «Ветер, ветер, ты могуч»

Загадывание загадок о ветре

Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится.

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Пыль поднимает,

Деревья качает,

Воет-завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет,

Волны поднимает.

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева отряхнул.

Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

Задачи:

— формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

— объяснять свои умозаключения.

Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

Задачи:

— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

— закреплять представления о ветре.

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон:

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— формировать умение находить однокоренные слова, выделяя общий корень;

— определять разную силу ветра.

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.

Е. Алябьева

Подвижная игра «Два ветра»

Задачи:

— развивать физическую силу, устойчивость, воображение, внимание;

— активизировать знания о разной силе ветра;

— формировать чувство коллективизма.

Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.

Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:

Все мы сильные ребята,

Мы — ребята-дошколята.

Против ветра устоим,

В схватке с ветром победим.

Команда «Ветер» отвечает:

Я могучий, сильный ветер.

Я сильнее всех на свете.

Победить меня нельзя,

Зря стараетесь, друзья!

После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).

Выигрывает команда, победившая в обеих схватках.

Рисование символов, отражающих разную силу ветра

Задача: развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»

Задача : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.

Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветви.

Они дорожки перекрыли,

Все утром ветки обходили.

♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?

♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?

В песочнице играли дети.

Поднялся очень сильный ветер,

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

♦ Почему песок попал детям в глаза?

♦ Почему игрушки оказались разбросанными?

♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?

Облака на небе спали

И по небу не гуляли.

Ветер дунул свысока,

Передвинул их слегка.

Дунул ветер посильней,

Они уплыли прочь быстрей.

♦ Почему облака стояли в небе на месте?

♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?

♦ Почему облака быстро уплыли?

Одуванчики созрели,

На лугу от солнца млели.

Ветер с ними поиграл,

Семена все разбросал.

♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?

♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?

♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?

Тема: Цветы

Пластический этюд «Цветок»

Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

— развивать воображение, память, монологическую речь;

— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

Дидактическая игра «Лесные цветы»

Задачи:

— уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;

— формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением времени года;

— выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать;

— активно использовать словарь по теме;

— развивать память, воображение, мышление.

Воспитатель зачитывает небольшие по объему отрывки из рассказов или стихотворений, с которыми дети были знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предложенных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети выполняют игровую роль юных защитников природы, «выращивают» лесные цветы, которые люди часто рвут и этим наносят вред природе. В конце игры каждый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в воображаемом венке. Венок сплетается из рук в хороводе. Дети вместе с воспитателем водят хоровод. Количество текстов определяется дифференцированно.

Варианты текстов

Грушанка

Отцвели ветреница, хохлатка, баранчики-ключики, ландыши. Закончилась весна.

Расцвело в лесу растение с белоснежными и ароматными цветочками, как у ландыша. Листья у растения небольшие, собраны в розеточку у самой земли и формой очень походят на листья дерева — груши. Отсюда и название растения. Листья зимуют под снегом и не теряют после зимы своего зеленого цвета. Цветет растение все лето, но не каждый год.

Вероника дубровная

Почти сразу после грушанки начинает цвести нежными голубыми огоньками другое растение. Увидеть цветы его можно только в ясную погоду — перед ненастьем голубые лепестки цветов скручиваются, и цветы как бы исчезают. Каждый отдельный цветок на стебельке цветет недолго, но следом раскрываются все новые и новые. На месте отцветших появляются цветы-коробочки с семенами. Растение любит расти больше всего около могучих дубов, в дубравах. Отсюда и второе слово в названии растения. А первое — имя девочки.

Иван-да-марья

Зацветет голубыми цветами вероника дубровная, и почти тут же на другой стороне полянки засветится желтыми и синими огоньками другое чудесное растение. Цветки у него желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Зацветает растение обычно в конце мая и цветет до самого сентября. В его названии есть мужское и женское имя.

Аквилегия или водосбор

По берегам рек, на лесных опушках, в горах, садах в начале лета можно встретить это цветущее растение. Оно многолетнее, цветки колокольчатые, крупные, с характерными шпорцами. В них по утрам набирается роса. Отсюда и народное название растения. Цветки бывают синие, голубые, фиолетовые, розовые, красноватые, белые. Охотно растет в затененных местах.

Пионы

Зацветают эти растения в июне. Их нередко называют соперниками чудесных роз. Это необыкновенно красивые многолетники. Окраска у них самая разнообразная: можно встретить снежно-белые, красные, розовые цветки. А как они крупны, пышны! У многих сортов приятный аромат, очень красивы махровые цветки. Красив куст растения и после отцветания. Дикорастущее растение имеет целебные, болеутоляющие свойства («марьин корень» или пион уклоняющийся).

Настоящие принцессы

Вам понадобятся : 5 карамелек «чупа-чупс», платок.

❀ Эта игра только для девочек (хотя можно назвать игру «Настоящие принцессы и принцы», и тогда принять участие в ней смогут и девочки, и мальчики). Положите на скамейку несколько (не более пяти) «чупа-чупсов» и накройте их платком. Количество карамелек зависит от возраста детей: чем старше дети, тем больше конфет.

❀ Скажите малышкам: «Давайте вспомним, в какой сказке одной капризной принцессе плохо спалось? Уж ей и гору перин принесли, а все равно что-то мешало. Как же эта сказка называется? Правильно, "Принцесса на горошине" Давайте узнаем, есть ли среди наших девочек настоящие принцессы. Нужно будет сесть на наш трон и посчитать, сколько горошин на нем лежит».

❀ Девочки по очереди подходят, садятся на скамейку и «считают горошины». Разрешается поерзать на скамейке. Руками помогать нельзя. После каждой участницы нужно быстро расправить платочек, чтобы не было видно, сколько «горошин» лежит под ним. Та девочка, которая назвала правильное количество «горошин», побеждает и объявляется настоящей принцессой.

❀ Если же никто не дал правильного ответа, можно сказать, что наши девочки пока только учатся быть принцессами и в следующий раз у них непременно все получится, и вручить утешительные «чупа-чупсы» всем участницам.

Я люблю «чупа-чупс»

Вам понадобятся: карамельки «чупа-чупс», из расчета по 4 на одного ребенка.

❀ Для участия в игре приглашаются по 2 человека. Конкурс проводится несколько раз, так как поучаствовать захотят все, кто будет в это время на детской площадке. И пусть. Были бы «чупа-чупсы» и любители ими полакомиться.

❀ Положите «чупа-чупсы» на тарелку (можно их заранее немного развернуть, чтобы игра не тормозилась). Сначала участники с пустым ртом произносят главную фразу этой игры: «Я люблю чупа-чупс!», затем берут по одной карамельке в рот и стараются четко и внятно по очереди сказать ту же фразу. Следом в ненасытные рты сластены отправляют еще по карамельке и также внятно проговаривают фразу.

❀ Игра продолжается до тех пор, пока участники могут выговорить слова. Побеждает главный сластена-говорун.

❀ Игра проходит весело, но необходимо следить за тем, чтобы участники были аккуратны.

Угадай цветок

❀ Если вы впервые играете в эту игру, то возьмите роль водящего на себя. Итак, водящий завязывает игроку глаза либо предлагает их закрыть и не подглядывать. Конечно, всем хочется подсмотреть, но вы можете сказать, что сыграете в игру «честные глазки». Почему? Потому что, как только ребенок закроет глаза, вы поочередно начинаете подносить к его носу разные цветы, запахи которых ему хорошо знакомы. Это могут быть роза, нарцисс, ландыш и цветы. Ребенок должен назвать цветок

Домики

❀ Дети очень любят строить дома и делают их из всего чего угодно. Это может быть дом на дереве, построенный из снега, устроенный из ветвей шалаш и т. д. А я предлагаю вам сделать дом из большой коробки. В квартире такая постройка займет много места, поэтому играть лучше на улице. Большие коробки из-под холодильников и другой крупной бытовой техники представляют собой прекрасный строительный материал.

❀ Когда коробка найдена, проделайте в ней окна и двери. Предложите теперь ребенку раскрасить свой домик внутри и снаружи. Дайте ему номер, как у настоящих домов. А еще предложите украсить свое «жилище».

❀ Ребенок может играть тут в самые разные игры, какие только придут ему в голову. В таком домике детям приятно будет устроить «чаепитие» или пригласить к себе воображаемых и настоящих гостей. Скорее всего, игра в домик увлечет детей, они будут залезать в окошки и вылезать из них. А если конструкция крепкая, то, возможно, они заберутся и на крышу домика.

Угадай, на что похоже?

❀ Эту игру можно проводить с ребенком всегда и везде — на прогулке, в транспорте и дома. Выберите, в чем будете находить сходство. Это могут быть дома, деревья, машины, облака и т. д.

❀ Скажите ребенку, что вы отправляетесь в волшебную страну, где всё на что-нибудь похоже. И сегодня вы, к примеру, отправляетесь в страну облаков. Ведь именно они дарят нам столько фантазии.

❀ Предложите выбрать какое-нибудь одно облако, внимательно его рассмотреть, подумать и сказать, на что оно похоже. Если ребенок увидит не один небесный персонаж, а сразу несколько, предложите ему сочинить небольшую историю или сказку о них.

❀ Но не только облака развивают нашу фантазию. Формы деревьев, кустарников также очень разнообразны и вполне подойдут для нашей игры. Как видите, поле деятельности велико. Сегодня вы в гостях у облаков, а завтра — у деревьев, машин и домов. С этой игрой развивается внимание, логика и, конечно же, фантазия ребенка. И все эти качества, безусловно, понадобятся ему в будущем.

Подбери слово

Вам понадобится: мяч.

❀ В игру можно играть и вдвоем, и целой компанией. Если вы играете вдвоем с ребенком, то, перебрасывая мяч друг другу, называйте слова мужского, женского, среднего рода. При этом тот, кому бросили мяч, должен подобрать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например: летний — ливень, весенняя — капель, смешное — кино и т. д.

❀ Если же для игры собралась целая компания, постройте их в круг, сами же встаньте в центр. Правила те же. Вы бросаете мяч и называете прилагательное. Тот, кто поймает мяч, должен бросить мяч обратно и назвать подходящее существительное.

Балда

❀ Играющих двое и больше. Считалкой выбирается тот, с кого начинается игра. Он называет любую букву. Остальные игроки определяют очередность ответов и начинают добавлять по одной букве к тем, что уже названы, чтобы получилось какое-то слово. Главное правило игры в том, чтобы оно на тебе не закончилось. Тот, на ком закончилось слово, получает каждый раз по одной букве от слова «балда». Игра длится до тех пор, пока слово «балда» у кого-нибудь не «соберется». Если вам понравилась игра и вы решили сыграть еще раз, начинает тот, кто проиграл.

❀ Во время игры можно добавлять буквы как в конец слова, так и в его начало. Добавляя буквы, каждый игрок должен знать, какое слово можно построить из названных букв. Если один из игроков затрудняется и не может догадаться, какое слово можно сложить из уже собранных букв, предыдущий участник должен ему назвать это слово. Но в этом случае тот, кто не справился с заданием, считается проигравшим и получает букву от слова «балда».

❀ Игра очень помогает в развитии грамотности. Научившись в нее играть, ребенок не будет иметь проблем на уроке русского языка.

На что похоже твоё настроение?

❀ В эту игру можно играть бесконечно, ведь настроение нашего ребенка меняется так быстро. Полезно поиграть в эту игру, когда оно по какой-то причине испортилось.

Игра поможет справиться с обидой, и малыш даже не заметит, как его настроение улучшится.

❀ Но даже не важно, весело вашему ребенку или грустно, просто задайте ему вопрос: «Подумай и скажи, на что сейчас похоже твое настроение?». А похоже оно может быть на что угодно: на легкое облачко или сердитую кошку, на лужу или мыльные пузыри, на солнышко или стрекозку.

❀ Можно и нарисовать настроение. И для этого совсем необязательно, чтобы под рукой были карандаши или краски. Достаточно найти прутик и изобразить свое настроение на песке. Или использовать для рисования разноцветные мелки.

❀ Будет честно, если и вы поведаете ребенку, на что похоже ваше настроение.

Что за зверь?

❀ В эту игру любят играть абсолютно все — и дети, и взрослые. Играть можно как дома, так и на улице. Вы сможете поиграть в нее вдвоем с вашим малышом и целой компанией.

❀ Водящий загадывает, например, какое-то животное и начинает изображать его. Разговаривать, да и вообще произносить какие-либо звуки, например мяукать или хрюкать, в игре строго запрещено. Водящий может лишь согласно кивать или отрицательно мотать головой в ответ на предположения играющих. Понадобится хорошее знание повадок животных. А лишние знания еще никому не помешали.

Угадайка, или Поле чудес

❀ Все когда-то любили загадывать слова. Воспользуйтесь на прогулке умницей-палочкой и превратите ее в писалочку. Сначала нужно решить, кто будет загадывать слова, а кто их угадывать. Можно воспользоваться считалкой и таким образом выбрать водящего.

❀ Водящий загадывает слово, палочкой пишет на песке его первую и последнюю буквы, а вместо остальных букв ставит штрихи. Сколько букв, столько штрихов. Например, загадано слово «самолет»: «с _ _ _ _ _ т». Игрок, отгадывающий слово, называет буквы, а водящий вписывает угаданные на свои места. Придумайте штраф для неправильно угаданных букв. Если просто называть подряд разные буквы, ребенку игра быстро надоест. Но когда появляются штрафные очки, игра приобретает другой смысл. Ребенок начинает думать!

❀ Можно за каждую неправильно угаданную букву что-то рисовать, одна буква — одна деталь. Как только вы закончили рисовать то, о чем договорились, ребенок проиграл. Не бойтесь этого. В жизни ваш малыш будет встречаться и с выигрышами, и с проигрышами. Ни игра, ни жизнь на этом не заканчивается.

❀ Поменяйтесь ролями. Пусть он теперь загадывает слово. Не правда ли, знакомая игра? Очень похожа на «Поле чудес».

❀ В зависимости от возраста ребенка загадываются слова попроще или посложнее. Игра очень полезна для усвоения правописания. Можно также играть в нее дома и заменить черточки разноцветными конфетками «Sldttls», обозначив гласные буквы конфетками красного цвета, а согласные — желтого. Это немного упростит задачу и закрепит материал на данную тему.

❀ Можно также ввести и штрафные:

♦ если ребенок не угадывает букву, то ход переходит к другому участнику;

♦ если вы играете вдвоем, то за каждую неправильно угаданную букву ребенок тянет фант и выполняет определенное задание;

♦ если не хочется возиться с фантами, можете попросить ребенка за каждую неправильно угаданную букву рисовать на песке палочки. Как только из них получится домик (или что-нибудь другое), а слово еще не угадано, ребенок проиграет.

❀ Можно придумать множество разнообразных правил. Включите лишь свою бурную фантазию.

Цепочка

Вам понадобится: мяч.

❀ Интересней играть в эту игру компанией. Но если вы вышли на улицу с ребенком и обнаружили, что никто из его друзей не гуляет, поиграйте вдвоем.

❀ Для начала выберите тему: времена года, игрушки, транспорт и т. д. Передавая мяч друг другу, участники игры называют любое слово, которое подходит по теме. Например, если тема игры «Весна», то подойдут слова: подснежник, капель, скворец, проталина и т. д.

❀ Если играющих несколько, то тот, кто затрудняется в ответе, когда к нему попадает мяч, выходит из игры. Выигрывает тот, кто доиграет до конца.

Черный, белый не носить, «да» и «нет» не говорить!

❀ Эта игра на внимание. И она очень нравится детям. А все дело в правилах. Но начнем все по порядку. Итак, для начала надо выучить стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Правила у нас просты,

Соблюдай же их и ты:

Черный, белый не носить,

«Да» и «нет» не говорить,

«Р» нельзя произносить!

❀ Итак, водящий читает этот стишок, а затем, обращаясь к каждому участнику, задает вопросы. Вопросы могут быть какими угодно. Например: «Какого цвета крыша у дома?» (даже если она черного цвета, нужно назвать любой другой), «Ты любишь персиковый сок?» (надо ответить «люблю», а не «да»), «Ты пойдешь домой обедать?» (вместо «да» нужно сказать «пойду»), «Кто подметает дорожки?» (вместо слова «дворник», где есть буква «р», надо сказать «дволник»). Тот, кто ошибается и называет черный или белый цвет либо произносит слово со звуком «р», становится водящим или выходит из игры.

❀ Дети любят коверкать слова. Кстати, для этого тоже требуется внимание. Не волнуйтесь, ребенок не будет впоследствии неправильно произносить слова. А вот игра становится смешной и интересной. Попробуйте сами быстро ответить на вопрос, не произнося определенный звук. Возможно, даже у вас не все сразу получится.

❀ Эта игра развивает мышление и внимание ребенка.

Ушки на макушке

❀ Предлагаю вам несложную, но веселую и полезную игру, которая не только развеселит вас и вашего ребенка, но и выполнит множество образовательных задач. Играть в нее можно где угодно и когда угодно, вдвоем и в компании. Подходит она и для малышей, и для детишек постарше. Главное — определиться с темой. Например, «Съедобное и несъедобное». Договоритесь с ребенком о знаках, которыми он будет отвечать на ваш вопрос. Допустим, если вы называете что-то съедобное, то он приставляет ладошки к макушке, то есть ставит ушки на макушке. Если же вы называете несъедобное, то малыш весело хлопает в ладоши. Можете вместе придумать другие движения. Главное, что сначала вы делаете большие временные промежутки между словами, а затем постепенно сокращаете время. Чем короче промежутки, тем веселее и больше внимания нужно вашему маленькому умнику.

❀ Каждый раз меняйте тему, и тогда играть можно будет до бесконечности. Темы для игры могут быть такими: «Птицы и животные», «Легковые и грузовые машины», «Твердое и мягкое», «Посуда и мебель» и т. д. В зависимости от возраста ребенка темы можно усложнять. Например, для маленьких детей лучше взять темы «Съедобное и несъедобное» или «Птицы и животные». А для детей начальных классов, подойдут темы «Четные и нечетные числа», «Гласные и согласные» и т. д. Чтобы было не скучно играть, меняйте движения. Чем они веселее, тем больше интерес у ребенка. Для детей постарше можно ввести поощрения за правильные и штрафные баллы за неправильные ответы.

❀ В игре ребенок не только потренирует внимание, но и вспомнит свойства и классификацию предметов, Иногда и взрослым полезно поиграть в такую игру.

«Волшебные» слова

❀ Все мы учим детей вежливым словам. Как же научить своего ребенка пользоваться вежливыми словами в жизни? Конечно же, играя. А чтобы ребенку было интересней, назовем их волшебными. Скажите, что далеко-далеко, за высокими горами, за глубокими морями есть Страна волшебных слов. И живут там очень добрые маленькие человечки. Никто в этой стране не ссорится и не дерется. А разговаривают они на волшебном языке, добавляя к предложениям волшебные слова. Какие, спросит ваш малыш? А вот такие: «спасибо», «пожалуйста», «не будете ли вы так любезны», «будьте добры» и т. д. Постарайтесь вспомнить как можно больше вежливых слов. Приведите в пример несколько фраз с волшебными словами. А затем предложите вашему ребенку поиграть в жителей этой замечательной страны. Можете поиграть вдвоем. А можете пригласить его маленьких друзей, и пусть ваш малыш поиграет в Страну вежливых слов вместе с ними.

❀ Как перенести игру в жизнь? Просто напомните ребенку о волшебной стране и предложите попробовать разговаривать на языке ее жителей. Вы с малышом и не заметите, как вежливые слова вольются в его речь.

Линии с секретом

Вам понадобятся : мелки для рисования на асфальте.

❀ Водящий (в первый раз это должен быть взрослый) рисует произвольную (желательно не прямую) линию. Ребенок рассматривает ее, придумывает, на что она похожа, и дорисовывает недостающие элементы.

❀ Например, вы рисуете круг, а ребенок дорисовывает лучики. Получается солнышко. Или вы рисуете изогнутую линию, а ребенок, увидев, что она похожа на спину рыбки, дорисовывает туловище, глаз и плавники.

❀ После того как рисунок готов, можете поменяться ролями.

Секретики

❀ Правил в этой игре нет. И вообще игрой это занятие назвать трудно. Секретики есть секретики.

❀ Нам в детстве такая игра очень нравилась. Было в ней что-то таинственное. Может, и вашим детям понравится? А прятать под стеклышко можно все что угодно.

Маленький репортёр

❀ Это не просто игра, а целая серия развивающих игр. Предложите вашему малышу попробовать освоить профессию репортера. Для начала «горячей точкой», откуда поведет репортаж ваш малыш, станет ваш двор.

Репортаж на тему «Маленькие жители нашего двора»

❀ Предложите малышу рассказать о маленьких жителях вашего двора — кошках и собаках. Пусть расскажет, как их зовут, где они живут, что любят есть, какие у них привычки и характер. Будет замечательно, если в памяти вашего малыша остались какие-нибудь веселые или интересные случаи с участием этих животных. Пусть включит их в свой первый репортаж.

❀ Для начала вашему ребенку наверняка потребуется помощь. Не так просто взять и составить рассказ. Помогите, но не делайте всю работу за вашего репортера. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте темы, на которых стоит остановиться. Эта игра очень поможет вашему ребенку не только в школе, но уже и в детском саду на занятиях по развитию речи.

❀ Продолжить игру можно дома. Как? Пусть малыш выпустит свою газету. Ребенок вполне может нарисовать на ватмане любимых животных. А если он не любит рисовать, пусть найдет и вырежет их изображения в старых журналах, а затем наклеит вырезки на ватман. Да, и пусть напишет сверху тему репортажа, а внизу поставит подпись репортера!

❀ Обязательно повесьте на стену творение вашего малыша. Он будет очень рад и горд своей работой, особенно если вы его похвалите и скажете, что он сделал важное дело. А ведь так оно и есть. Может быть, вы и не знали о том, что у кошки Мурки родились котята, а дворовый пес Артоша устроился охранником детской песочницы и защищает малышей от других собак.

❀ Тем для репортажа может быть очень много: друзья вашего малыша, работа дворника, машины, стоящие во дворе, цветы на газонах, люди, которые за ними ухаживают, и люди, которые их вытаптывают.

Бал цветов

Вам понадобятся: головки и бутоны мальвы, спички или зубочистки.

❀ Кто не знает цветы под названием «мальва»? Наверное, таких не найдется. Эти высокие цветы растут почти у каждого дома и поражают многообразием цветов: от белого до почти черного. Кто бы мог подумать, что ими можно не только любоваться, но и благодаря им попасть в настоящую сказку.

❀ Скажите, что вы научите вашу доченьку делать настоящих принцесс из цветов с названием «мальва». Уверена, что она по достоинству оценит ваши умения. А я расскажу вам, как сделать принцессу из цветов. Для начала нужно сорвать несколько распустившихся разноцветных головок и столько же бутонов этих дивных цветов. Затем нужно воткнуть спичку или зубочистку в бутон. У вас получится голова будущей принцессы и ее туловище. Теперь на другую сторону спички наколите зеленую чашечку распустившегося цветка, который теперь будет играть роль пышного платья нашей красавицы. Куколка готова.

❀ После того как вы научились сами и научили вашу малышку творить такие чудеса, предложите ей самой сделать такую же красивую принцессу, но в платье другого цвета. Сделайте их несколько и устройте настоящий бал цветов. Уверена, к вам присоединятся и другие девочки двора. Нам в детстве очень нравилось играть в эту игру и на улице, и дома.

Музыкальный двор

Вам понадобятся : пустые стеклянные бутылочки и баночки (можно использовать формочки для песка, ведерки и другие емкости), палка.

❀ Дети очень любят шуметь, греметь, стучать, в общем, издавать всевозможные шумы, которые раздражают только ваши чувствительные уши. Дети же находят в этом веселье, и даже что-то похожее на музыку. И они в чем-то правы.

❀ Предоставьте своему ребенку возможность пошуметь в удовольствие не дома, а на улице. Вот он будет удивлен! На самом деле вы можете предложить малышу стать музыкантом и сочинить свою музыку. «Но для начала, как минимум, нужен музыкальный инструмент», — скажете вы. И будете правы. И потому его созданием сейчас и займется ваше юное дарование.

❀ Все очень просто. Пусть расставит перед собой любые емкости, которые он или его друзья взяли по случаю. Также нужна будет любая палка. Для начала можно постучать о каждую емкость и послушать, как она звучит. А потом пусть настукивает себе сколько угодно по «барабанам» и получает от этого удовольствие. Кто знает, может из этого хаоса звуков получится музыкальное произведение?

38 попугаев

Вам понадобится : все, что окажется под рукой, или все, что вы взяли с собой на прогулку.

❀ Играть можно вдвоем и в компании. Для начала нужно выбрать, что вы будете измерять. Это может быть все что угодно; скамейка, песочница, палка, самокат и т. д. Измеряемые предметы могут каждый раз меняться.

❀ Помните мультфильм «38 попугаев»? Игра чем-то похожа на сюжет этого мультфильма. Каждый ребенок выбирает, чем он будет измерять, скажем, скамейку. Это могут быть любые предметы: совочек для песка, рогатка, мячик, брызгалка и т. д. Каждый участник измеряет скамейку своим предметом.

❀ Если дети умеют писать, то пусть записывают результаты. Если нет, то запишите сами. Просмотрите результаты и спросите, чего же больше или меньше всего укладывается в длине скамейки. В конце игры определяется победитель. Кто им будет? Придумайте сами. Может быть тот, у кого число больше, а может, и наоборот. Важно, что ваш ребенок, играя в эту игру, тренируется в счете, да и в письме тоже.

Прятки с числами

❀ А теперь сыграем еще в одну математическую игру и потренируем свое внимание. Играющих может быть сколько угодно. Можно играть в эту игру даже в одиночку.

❀ Для начала попросите ребенка просто выбрать число. К примеру, это число «3». А теперь внимательно осмотритесь вокруг. Где вы видите число «3»? Это может быть три тополя, растущих во дворе, три конфетки в кармане, три киоска на улице, три ступеньки у лестницы и т. д.

❀ Побеждает в этой игре тот, кто дал ответ последним. Игра повторяется с новым числом, которое придумывает проигравший участник.

Геометрические прятки

❀ Где бы вы ни находились, везде можно поиграть в эту математическую игру. Главное, что для нее не потребуется никакой специальной подготовки. Для начала повторите, какие геометрические фигуры знает ваш ребенок, а может быть, и его друзья. Ведь играть в игру могут и несколько участников.

❀ Скажите, что нас окружает неприметный мир геометрических фигур. Они так ловко спрятались в предметах, что заметить их сможет только очень наблюдательный человек. Можно сказать, что геометрические фигуры решили поиграть с людьми в прятки. Пусть ребенок внимательно оглядится вокруг и найдет, в каких предметах спрятался квадрат, затем прямоугольник, круг и т. д. Например (если вы на улице), прямоугольник притаился в лесенке, круг — в линии кольцевой дорожки, по которой ваш малыш так любит кататься на велосипеде, а квадрат — в песочнице.

❀ Этой игрой вы разовьете внимание вашего ребенка, а заодно закрепите знание геометрических фигур. Можно устроить настоящее соревнование: кто больше найдет предметов с той или иной геометрической фигурой, тот и победил. Играть могут как дети, так и взрослые.

Прятки со звуками

❀ Игра проводится по типу предыдущей, но теперь от вашего малыша спрятались не геометрические фигуры, а звуки. Прятаться они могут где угодно: дома и на улице, в транспорте и магазине. Звуки очень ловкие и хитрые. Они умеют очень хорошо прятаться в словах. Нужно будет назвать слова, начинающиеся с того или иного звука.

❀ Можно усложнить задачу — попросить называть слова, в которых звук спрятался не в начале, а в конце слова или в его середине. Эта игра — настоящая палочка-выручалочка в тех моментах, когда нужно срочно отвлечь или занять чем-то ребенка. К тому же она незаменимый помощник в освоении грамоты.

Числа

❀ Когда-то в детстве мы с друзьями любили играть в числа. Предлагаю и вам освоить эту простую и полезную игру. Она поможет вашему ребенку быстрее подружиться с числами. Лучше всего играть в игру втроем или большой компанией.

❀ Суть игры такова: если игроков всего трое, то двое из них (ведущие) загадывают число, а третий — отгадывает. Тот, кто отгадывает, называет варианты. А ведущие говорят больше загаданное ими число или меньше. Так происходит до тех пор, пока число не будет угадано. Как только третий участник отгадает число, ведущие спрашивают его: «Что угодно для души? Все подарки хороши!». Участник, угадавший число, говорит, чего бы ему хотелось. Например, платье, куклу, машину... Каждый ведущий придумывает свой вариант подарка и затем рассказывает о них угадавшему число, а тот выбирает понравившийся ему вариант. Теперь ведущими становятся тот, кто угадывал число, и тот, чей вариант подарка он выбрал. Третий участник угадывает число.

❀ Как видите, польза от игры несомненная: ваш ребенок и в счете тренируется, и очень хорошо представляет числовой ряд, и закрепляет понятия «больше» и «меньше». Это что касается математики. Но ко всему прочему у вашего малыша развивается фантазия. Ведь чтобы представить подарок наиболее точно, она просто необходима. Да и развитая речь, для того чтобы описать подарок и остаться ведущим, играет не последнюю роль. Так что играйте и учитесь на здоровье!

Облака - белокрылые лошадки!

❀ Предлагаю еще одну игру, в которую вы сможете поиграть где угодно и когда угодно: во время прогулки, в транспорте и сидя дома. Предложите ребенку рассмотреть облака, проплывающие на небе. Скажите, что если быть внимательным, то можно разглядеть среди облаков всевозможных животных и сказочных героев. Спойте вместе песенку «Облака» из известного мультфильма «Трям! Здравствуйте!»:

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака — белогривые лошадки.

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне.

К нам неслышно опустится звезда

И ромашкой останется в ладони.

А облака — белогривые лошадки.

А облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

❀ Теперь предложите вашему ребенку рассмотреть облака и сказать, кого он увидел.

Угадай мелодию

❀ Телепередачу с таким названием, наверное, знает каждый. Но у нас с вами нет оркестра, который бы исполнял нужные мелодии. Да и к чему повторяться? Поэтому напевать мелодии вы будете сами, при этом набрав в рот «волшебной водички» или, иначе говоря, закрыв рот. Угадывать песни можно по очереди: сначала вы, потом ваш ребенок. Не забудьте, что рот у поющего должен быть закрыт, словно он набрал в него воды.

❀ Можно играть в эту игру вдвоем и в компании. Когда участники игры хорошо выучат правила игры «Угадай мелодию», предоставляйте роль ведущего тому, кто первым угадал песенку. Таким образом, роль ведущего будет переходить от одного участника к другому.

❀ И обязательно пойте вместе угаданные песни! Пение повысит настроение вам и вашим детям.

Бурёнкины стихи

❀ Не любите петь? А ваш малыш подрос и знает стихи? А может быть, он знает их много, потому что уже ходит в детский сад или учится в школе? Тогда можно сыграть с ним в эту игру.

❀ Предложите ребенку сначала вспомнить какое-нибудь стихотворение, затем набрать в рот «волшебной водички» и промычать его, но с выражением и не торопясь. Почему? Да потому что перед вами будет стоять сложная задача — угадать, что за стихотворение промычал ваш «бычок». И если он промычит быстро или монотонно, то угадать стихотворение будет невозможно.

❀ Затем поменяйтесь ролями. Теперь литературной буренкой будете вы. Вспоминайте стих, но такой, который и вы, и ваш ребенок знаете. Набирайте «волшебной водички» в рот и с выражением декламируйте свое любимое стихотворение.

❀ За каждое угаданное стихотворение «чтец» получает один балл. Можно отмечать количество баллов, рисуя палочки на песке или асфальте. В конце игры участники подсчитывают баллы и определяют победителя.

❀ Согласитесь, игра очень полезная. Ведь чтобы сыграть нее, нужно не только уметь мычать, надо и стихи знать наизусть, и уметь выразительно их читать.

Игра в фанты

❀ Игру хорошо проводить, когда собралось несколько человек. Считалкой выбирается ведущий. Он собирает с каждого по одному фанту. Это может быть все что угодно: фантик от конфеты, шнурок, формочка для песка и т. д. Главное, чтобы каждый помнил, какой фант отдал ведущему. Все фанты складываются в шляпу, банку или ведерко и перемешиваются. Затем ведущий отворачивается от всех, а один из играющих берет по одному фанту и спрашивает ведущего: «Что делать этому фанту?». Ведущий придумывает задание. Тот ребенок, чей фант достали из шляпы, выполняет задание ведущего.

❀ Игра продолжается до тех пор, пока в шляпе не останется ни одного фанта. Чем веселей задания, тем игра интересней. Можно попросить забраться на лесенку и на весь двор крикнуть: «Ку-ка-ре-ку!». Можно попросить узнать у прохожего, сколько сегодня градусов на улице. А можно просто дать задание присесть или отжаться 10 раз. Все зависит от выдумки ведущего.

❀ Когда фанты закончатся, а играть захочется еще, считалкой выбирается новый ведущий, и игра повторяется.

Путаница

❀ Проведите эту игру, когда во дворе много детей. Выберите считалкой ведущего. Он — Путаница. Ведущий отходит от детей и отворачивается. Остальные игроки встают в круг, начинают запутываться (можно перешагивать через сцепленные руки, подлезать под них, поворачиваться вокруг, перекидывать руки через голову, но расцеплять руки во время игры нельзя) и читать стишок:

Путаем, путаем,

Весь клубок запутаем.

Поднырнем, перешагнем,

Повернемся мы кругом.

Посмотри теперь на нас

И распутай сей же час.

❀ Как только дети запутаются, они зовут Путаницу, чтобы он их распутал. Задача Путаницы — распутать путанку и восстановить круг.

❀ Если ведущий справляется с заданием, он встает в круг. Нового ведущего снова выбирают считалкой.

❀ Если же Путаница не справился с заданием, он остается водить еще раз.

Жители Вообразилии

Вам понадобится: все, что вы и ваш ребенок вынесли на улицу, все, что попадется вам под руку на прогулке.

❀ Пришло время знакомиться с Вообразилией. Чем же интересна эта страна? Тем, что ее жители всегда придумывают что-нибудь невообразимое, то есть то, чего не бывает на самом деле. Да и сами жители выглядят необычно.

❀ Предложите ребенку придумать и сделать одного из таких вообразильских жителей. Вот для этого вам и понадобится все, что попадется под руку. Возьмите, к примеру, формочки для песка. Предложите ребенку оставить на песке отпечаток от каждой из них, а затем, добавив какие-нибудь детали, придухмать нового жителя Вообразили, который может быть с крыльями и пятью ногами, двухголовым и трехглазым, таким, каким его придумает ваш ребенок.

❀ А можете составить жителя этой чудесной страны из разных предметов: голову — из мячика или кубика, ноги и руки — из разноцветных мелков, уши — из цветов... Пусть ваш малыш развивает фантазию. Да и вам советую принять участие в этой занимательной игре и проверить, не заржавело ли ваше воображение.

Ябеды-перевёртыши

❀ Ваш малыш часто подходит к вам с жалобами, а, проще говоря, ябедничает? Не беда! И от этой болезни есть средство. Как только он в очередной раз придет к вам с жалобой, предложите ему поиграть в веселые перевертыши. Скажите, что у вас есть волшебная палочка и, как только вы ею взмахнете и скажете волшебные слова: «Тили-мили- дили-брысь! Дочка (или сыночек) в маму превратись!», вы станете ребенком, а малыш — мамой. И теперь мама будет жаловаться, а ребенок должен будет решить, что же делать в сложившейся ситуации. Как только мама коснется макушки своего малыша, все опять станет как прежде.

❀ Реакция малыша, конечно, может быть двоякой. Поначалу он, конечно, заинтересуется, но потом может немного и посопротивляться. Хочется же, что бы его, несчастного, пожалели. Продолжайте заинтересовывать его игрой. И вскоре ему просто незачем будет приходить к вам ябедничать и жаловаться.

В некотором царстве, в некотором государстве...

Вам понадобится: то, что вы видите вокруг себя. Это могут быть животные, птицы, растения, а может быть, детские постройки — песочница и качели. Если, выйдя из дома на улицу, вам в глаза бросились две лающие собаки, значит, они и станут главными персонажами игры.

❀ Цель игры — научить вашего ребенка сочинять сказки и, конечно, развивать речь. Предложите вашему малышу стать настоящим волшебником, который знает язык всего живого: и животных, и птиц, и даже предметов. Скажите, что ему только нужно внимательно послушать и тогда он непременно услышит какую-нибудь интересную историю.

❀ Вот, например, песочница и качели, которые стоят у вас во дворе, — у них тоже есть своя история. Помогите ему, начните историю сами. Рассмотрите выбранные персонажи издалека. Затем подойдите ближе, покажите, что вы внимательно слушаете, о чем они говорят, и начинайте рассказ:

— В одном дворе жили-были качели и песочница. И были они очень дружны. Часто качели, раскачиваясь, рассказывали песочнице свои веселые истории, подслушанные во время катания детей. А песочница рассказывала о красивейших песочных замках, которые можно построить из песка. И вот однажды случилась с друзьями такая история. Когда песочница рассказывала очередную историю об одном из замков из песка, качели вдруг сказали: «А что, песочница, не отправиться ли нам с тобой туда, где и в самом деле стоят эти прекрасные замки? Почему бы нам не полюбоваться ими на берегу какого- нибудь моря?..»

❀ После этого сделайте вид, что стали плохо слышать и попросите вашего ребенка прислушаться и узнать, чем же закончилась эта история. Дети с удовольствием включаются в игру.

❀ В эту игру также можно играть множество раз, просто меняя персонажи. У каждого своя история. Только прислушайтесь, и вы ее услышите.

Придумываем рифмы

❀ Предлагаю поиграть в игру, которая позволит вам и заняться своими делами, и развлечь ребенка, и научить его находить рифму к словам. Кто знает, может быть, эта простая игра станет первой ступенькой для будущего поэта?

❀ Вы уже читали своему ребенку сказку о Незнайке Н. Носова? Даже если и нет, то просто перескажите сюжет о том, как Незнайка решил стать поэтом и по совету поэта Цветика начал придумывать рифмы. Помните, какие смешные рифмы получались у Незнайки? Галка-палка, пакля-рвакля... Предложите своему малышу поиграть в рифмы. Начните со смешных рифм, чтобы заинтересовать ребенка.

❀ Для того чтобы он понял, как это делается, можно сначала взять на себя роль рифмоплета. То есть ваш малыш называет слово, а вы придумываете рифму. Обратите внимание на то, что слова должны заканчиваться одинаково. Тогда получится рифма. Потом поменяйтесь ролями. Вы называете слова, а ваш малыш придумывает рифмы.

❀ Когда же мастерство вашего юного таланта будет отточено, попробуйте посочинять с ним небольшие стихи. Игра подходит и для улицы, и для дома. Очень выручает она и во время дальней дороги или ожидания в очереди.

Горячо - холодно!

❀ Эту игру знает каждый из нас. И тем не менее хочу вам напомнить о ней, ведь дети всегда с удовольствием в нее играют.

❀ Спрячьте какой-нибудь предмет и попросите ребенка или детей его найти. По мере того, как дети передвигаются по площадке, вы должны их ориентировать. Так, если они движутся в правильном направлении, говорите «тепло» или «теплее». А если удаляются и ищут совсем в другом месте, говорите «холодно» или «холоднее». Если ребенок подошел совсем близко, скажите «горячо!», а если ребенок ушел совсем далеко от спрятанного предмета, то — «замерзнешь». Можно придумать и свои фразы, например: «сосульки тают, мороз крепчает» и т. д.

❀ Играть можно много раз, перепрятывая каждый раз предмет или меняясь ролями.

Забавные трубочки

Вам понадобится: набор соломинок для напитков.

❀ В каждом дворе есть стол, за которым взрослые играют в шахматы или шашки. Если дети устали бегать и прыгать, пригласите их за стол, высыпьте на него горкой соломинки. Чем их больше, тем дольше продолжится игра. Играть можно вдвоем и компанией.

❀ По очереди вытаскивайте по одной соломинке, не потревожив при этом другие. Если горка все же развалилась, участник, спровоцировавший крушение, получает один штрафной балл. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последняя соломинка. Побеждает тот, у кого меньше штрафных баллов, либо, если таковых нет ни у кого из играющих, тот, кто взял последнюю соломинку.

❀ Если у вас нет соломинок для напитков, не беда. Их могут заменить зубочистки или обычные прутики.

❀ Можно ввести усложнение. Как правило, соломинки для напитков бывают разного цвета. Введите в связи с этим новое условие. Каждый участник должен вытаскивать соломинки только своего цвета.

❀ Эта незатейливая и не очень продолжительная игра — аналог бирюлек — развивает терпение и усидчивость. А ведь каждому непоседе это пойдет на пользу.

Я знаю пять имён мальчиков

Вам понадобится : мяч.

❀ Наверняка у вашего ребенка есть друзья или просто знакомые, с которыми он гуляет на прогулке, ходит в один садик или школу. А соответственно, он знает множество имен как девочек, так и мальчиков. Предложите ему поиграть в имена. Для начала можно просто вспомнить всевозможные имена, затем разделить их на имена мальчиков и девочек. А вот теперь начнем играть.

❀ Ребенок отбивает мяч об пол, произнося при этом такие слова: «Я знаю пять имен мальчиков: Петя —- раз, Саша — два, Сережа — три, Миша — четыре, Олег — пять». Имена могут быть любые. Единственное правило: каждое имя надо называть с очередным ударом мяча, стараясь не задерживать мячик в руках и не повторять имен.

❀ Играть можно вдвоем и целой компанией. Следом за первым участником начинает называть имена второй, третий и т. д. Если случилась пауза (кто-то забыл очередное имя и задержал мяч в руках), ход переходит к следующему.

Я знаю пять названий городов

❀ Принцип игры тот же, что и в предыдущей. Сначала вспомните, какие города вы с вашим ребенком знаете. А затем, отбивая мяч о землю, говорите: «Я знаю пять названий городов...». Эта игра, скорее, подходит для детей постарше. Их словарный запас и познания в географии больше, чем у малышей. Но родители маленьких детишек могут взять ее на заметку.

❀ Туров может быть сколько угодно. В зависимости от возраста ребенка выберите подходящие темы сами. Это могут быть:

♦ пять названий стран;

♦ пять названий цветов;

♦ пять названий игрушек;

♦ пять названий игр;

♦ пять предметов посуды;

♦ пять видов транспорта и т. д.

❀ Ваш ребенок не только разовьет память, внимание, кругозор, но и научится отбивать мяч.

Игры из весёлой страны Прищепляндии

Вам понадобятся: бельевые прищепки, 2 корзинки или маленьких ведерка, 2 небольшие мягкие игрушки, 2 платка или шарфа.

Сказки и детские фантазии! Что может быть интересней? И не важно, сколько лег вашему ребенку. Предложите ему не просто отправиться на прогулку, а представить, что вы отправляетесь в волшебную страну Прищепляндию, в которой все сделано из прищепок. Да-да, обычных бельевых прищепок. Из них они строят и с ними же играют. Предложите поиграть в интересные игры жителей Прищепляндии.

Интересней проходит игра в компании. Можете пригласить поиграть детей, которые гуляют во дворе, и устроить настоящие прищепляндские соревнования. Темы их также разнообразны.

Собери урожай

❀ Скажите малышам, что в волшебной стране Прищепляндии даже грибы растут в форме прищепок. А собирают жители эти прищепки-грибы с завязанными глазами. Вот какая удивительная это страна!

❀ Предложите детям стать ненадолго жителями Прищепляндии и отправиться за прищепками-грибами. Дайте им ведерко или небольшую корзинку, рассыпьте прищепки по площадке и завяжите глаза. По вашей команде дети начинают собирать «грибочки».

❀ Тот, кто первым справился с заданием, становится победителем — настоящим прищепляндцем.

❀ После того как соревнования закончились, сосчитайте вместе урожай прищепок. Заодно потренируетесь в счете.

Прищепкины цепочки

❀ Игра очень простая. Но в нее очень любят играть жители Прищепляндии.

❀ Нужно собрать цепочку из прищепок, прицепляя одну к другой. У кого она будет длиннее, тот и победил.

❀ В игру могут играть двое детей или две команды.

Фантазеры

❀ Скажите детям, что в стране Прищепляндии все из прищепок: дома у них в форме больших прищепок всевозможных цветов, мебель сделана из прищепок, одежда украшена прищепками, деревья в лесу в виде прищепок.

❀ Предложите детям стать ненадолго жителями Прищепляндии. Пусть постараются и проявят фантазию. Игра длится не очень долго, поэтому чаще меняйте задания.

❀ Пока дети мастерят дерево из прищепок, придумайте что-то еще. И уж в этой-то игре точно понадобятся вкусные призы. Строители и фантазеры неплохо поработали и заслужили награду.

Собери прищепки

❀ Из веселой и известной теперь вашим малышам страны Прищепляндии пришли два ее жителя — две игрушки. Как положено в этой стране, они нарядились в самые красивые прищепки — развесили их на своей шерстке. А еще они пришли не с пустыми руками, они принесли веселую прищепляндскую игру «Собери прищепки».