Промышленный центр китая. Промышленность китая

Большая часть китайских фабрик и китайских заводов расположена в основных индустриальных центрах страны, и сосредоточена в осн. в восточных и приморских провинциях: Ляонине , Шаньдуне , Гуандуне , Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонгконге.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Российский ядерный двигатель для космоса: есть реальные результаты

    ✪ Китайцы захватили Байкал. Кто продаёт Китаю земли Сибири и крупнейшее пресноводное озеро в мире?

    ✪ Авиационный двигатель нового поколения ПД-14 для МС-21 получил сертификат

    ✪ ТОП 5 ФАКТОВ О ДЕМОГРАФИИ. НАС НЕ 7 МИЛЛИАРДОВ ЧЕЛОВЕК. КТО ПРИДУМАЛ МИФ О ПЕРЕНАСЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ?

    ✪ Как узнать состав звёзд, планет и других космических тел? / Космос Просто

    Субтитры

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана .

В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Судостроение

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики

Космическая промышленность

Компания Legend Group – ведущий поставщик ПК в азиатские страны, за исключением Японии (9 % общего объема продаж в регионе). Доходы фирмы от продаж ПК составляли 2,45 млрд долл. (1999), в 2000 году ее доход возрос более чем на 100% (аналогичные показатели и у других фирм - Founder, Great Wall, Start и Hitense). Помимо предприятий по сборке ПК и производству материнских плат Legend Group владеет дистрибьюторскими сетями, охватывающими всю страну; также - совместная исследовательская лаборатория с National Semiconductor в Пекине.

История

Первые шаги в развитии электроники в КНР были сделаны сразу после образования государства в 1949 году. Правительством была организована Академия наук Китая с сетью научно-исследовательских институтов, разработаны долгосрочные программы научно-технического развития, в которых электроника заняла одну из ведущих позиций.

Разработкой компьютеров в Китае занялись еще в начале 50-х, внедрив ЭВМ 1-го поколения на электронных лампах в 1958 г., в 1965 году ЭВМ 2-го поколения на полупроводниках уже производились в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. В 1973 г. учёные представили ЭВМ 3-го поколения с использованием малых интегральных схем . К 1989 г. уже осуществлялась программа перехода от ЭВМ 4-го поколения на основе больших интегральных схем к выпуску ЭВМ 5-го поколения.

На 2001 г. общий доход у 44 китайских компаний, занимающихся разработкой и производством изделий электронной техники – около 2 млрд долл., или 82 % всего дохода электронной промышленности страны. Наибольший вклад в развитие этой отрасли вносят фирмы Legend Group, Konka Group, Great Wall Computer, Nanjing Panda Electronics и Shenzhen Huawei Technologies . Фирма Shanghai Seagull Camera, лидер на внутреннем рынке цифровых камер (выпускает в год 600 тыс.)

Мировые лидеры IT-индустрии стали массово переносить производство своих продуктов в Китай. Так им удается не просто сохранить прибыль, но и приумножить доход при небольших затратах на производство и расходах на заработную плату персонала.

Китай становится законодателем рынка

Машиностроение

Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.

Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность .

Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже .

В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.

Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.

Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование .

Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) .

Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локо-мотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае вели выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение, по масштабам которого КНР вошла в первую десятку стран мира: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения -- Ухань).

Выпуск автомобилей в Китае наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. -- 1,85 млн шт.), причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях (Шанхай, Шиянь, Пекин). Крупнейший центр производства грузовиков (они резко преобладают в выпуске) -- Чанчунь. Китай занимает первое место в мире по производству велосипедов, важнейшие центры -- Шанхай, Тяньзинь .

Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству вентиляторов, стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.

Быстро растущий спрос на продукцию электронной, приборостроительной промышленности определил резкое увеличение производства радиоприемников и телевизоров (первое место в мире по их выпуску), магнитофонов, видеомагнитофонов, стереофонического оборудования, часов. Создание ЭВМ, новейших средств связи, электронных контрольно-измерительных приборов обусловлено развитием в КНР космической техники, особенно ракетостроения. В стране налажен выпуск больших и малых ЭВМ, периферийных устройств для них, калькуляторов. Растет производство приборов и измерительной аппаратуры для научно-исследовательских целей и различных отраслей народного хозяйства. В стране освоено изготовление многих компонентов, деталей, полупроводников, интегральных схем, цветных кинескопов. Значительная часть производимой в стране продукции электроники и приборостроения идет на экспорт .

География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и компонентов. Однако наиболее сложные производства, требующие научной и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

Среди других отраслей машиностроения довольно хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной и трикотажной отраслей, а по изготовлению бытовых швейных машин Китай -- один из первых в мире. Сельскохозяйственное машиностроение, хотя и является традиционной отраслью, претерпело существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции. При сокращении производства крупных тракторов и комбайнов быстро наращивается выпуск малых тракторов и прочих механизмов для труда в семейных хозяйствах.

китай экономический географический

Энергетика. Китай занимает одно из ведущих мест в мире по производству энергоносителей и по выработке электроэнергии. Энергетика Китая - угольная (его доля в топливном балансе 75%), также используется нефть и газ (в основном искусственный). Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (3/4), в основном работающих на о-г угле. На ГЭС приходится 1/4 вырабатывается электроэнергии. Действуют две АЭС, 10 примитивных станций, в Лхасе построена геотермальная станция.

Черная металлургия - базируется на собственной железной руде, коксующемся угле и легирующих металлах. По добыче железной руды Китай занимает I место в мире, по выплавке стали - И место. Технический уровень отрасли низкий. Наибольшее значение имеют такие крупнейшие в стране комбинаты как в Аньшане, Шанхае, Брошена, а также в Бзнси, Пекине, Ухане, Тайюане, Чунцине.

Цветная металлургия. Страна обладает крупными запасами сырья (1/2 произведенного олова, сурьмы, ртути экспортируется), но алюминий, медь, свинец, цинк импортируются. На севере, юге и западе Китая представлены добывающие и обогатительные комбинаты, а на востоке завершающие стадии производства. Основные центры цветной металлургии находятся в провинциях Ляонин, Юньнань, Хунань, Ганьсу.

Машиностроение и металлообработка - занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, быстро развиваются электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

Ведущие подотрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в крупных городах (главные центры - Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

Легкая промышленность- традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль- текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

Пищевая промышленность - для страны с таким большим населением является исключительно важной, лидируют переработка зерна и масличных культур, развито производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.

Стремительное развитие промышленности Китая началось в 1978 году. Именно тогда правительство стало активно внедрять либеральные экономические реформы. Прежде всего, они касались переориентирования основных отраслей на экспорт, привлечения зарубежных инвестиций, а также создания экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом. Как результат, в наше время эта страна является одним из мировых лидеров по производству практически всех групп товаров.

Краткая история развития промышленности в Китае

Как бы удивительно это ни звучало, но вплоть до середины двадцатого века Китай представлял собой государство полуфеодального строя с неразвитой экономикой и производством. В плане индустриализации он отставал от развитых мировых стран более чем на сто лет, и выступал лишь в роли сырьевого и аграрного придатка. Ситуация начала меняться после 1949 года, когда была провозглашена КНР. После проведения в сравнительно короткие сроки индустриализации промышленность и начали бурно развиваться. Красноречивым доказательством этого можно назвать тот факт, что всего лишь за пятьдесят лет в государстве появилось около 370 тысяч новых предприятий. Объём производства за этот период времени вырос в 39 раз. Сегодня страна находится на лидирующей позиции в мире по количеству заводов и фабрик. Вся её промышленность при этом представлена 360 различными отраслями. В связи с чрезвычайно высокими темпами развития, правительство порой вынуждено даже сдерживать его. Это делается, чтоб не допустить скачков и очередного кризиса в мировой экономике. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в приморских восточных провинциях. К ним относятся Ляонинь, Шанхай, Цзянсу, Гуандунь, Шаньдунь и другие.

и нефти

Страна может похвастаться довольно богатыми недрами. Несмотря на это, перерабатывающие Китая развиты намного лучше, чем Как бы там ни было, размер запасов природного газа, обнаруженных в южных и восточных регионах страны, по оценкам исследователей, составляет более 4 тысяч миллиардов тонн. По состоянию на сегодняшний день разведанными являются менее 4 % из них. Что касается нефтедобычи, то на неё приходится одна пятая часть от производства топливно-энергетических ресурсов Поднебесной. Запасы чёрного золота, которым обеспечивается 16 % экспортных валютных поступлений, здесь составляют около 64 миллиардов тонн.

В настоящее время в стране функционируют 32 предприятия, специализирующихся на добыче нефти. Крупнейшие местные заводы по её переработке находятся в провинциях Цайдам, Юймень, Даган и Шаньдун.

Легкая промышленность

Ещё в дореволюционные времена легкая промышленность Китая играла ведущую роль в структуре его экономики. Очень важной для развития страны эта сфера остаётся и сейчас. И правда, на пищевую и текстильную отрасли приходится почти 21 % от всей промышленной продукции, производимой в государстве. Ведущие предприятия, которые её выпускают, разбросаны по всей стране. Пищевая промышленность больше всего развита на юго-западе Поднебесной. В северо-западных регионах в основном находятся предприятия, которые специализируются на животноводстве и переработке хлопка. Северо-восточные компании в основном заняты бумажным, масломолочным и сахарным направлением такой отрасли, как легкая промышленность Китая. В общем на территории государства насчитывается более 23 тысяч текстильных компаний, на которых производство и переработка сырья характеризуются чёткой ориентированностью, а также около 65 тысяч предприятий пищевой индустрии. Не стоит забывать при всём этом и о производстве бумаги. Оно хоть и не является таким масштабным, как предыдущие две отрасли, но всё-таки играет очень важную роль в развитии страны.

Тяжелая промышленность

Аналогично прочим довольно высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Для специализирующихся на ней предприятий после длительного подъёма в последние несколько лет характерным стало некоторое сокращение объёмов производства. Вместе с этим, согласно мнению многих мировых аналитиков, это никак не связано с качеством продукции и ценообразованием. Дело в том, что сейчас страна имеет избыточные мощности, которые на фоне замедления потребления не только в самом государстве, но и во всём мире, просто необходимо сокращать. Наиболее рентабельными, как показывает практика, по состоянию на сегодняшний день в данной отрасли являются небольшие предприятия. Эксперты утверждают, что так долго продолжаться не может, поэтому в ближайшем будущем рынок обязательно перераспределится, после чего примерно 5 % компаний в этой отрасли обанкротятся либо будут поглощены крупными фирмами.

Машиностроение

До середины прошло века оно не играло никакой роли в развитии экономики Китая. Промышленность страны практически не изготовляла машин и механизмов с комплектующими деталями, самолётов, тракторов, автомобилей и так далее. По сути, машиностроение после революции 1949 года в Китае было создано по-новому. Только на протяжении на территории страны было возведено более 60 заводов (третья часть из них была построена благодаря активной технической поддержке со стороны СССР). Как результат, сейчас ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время отрасль выпускает более 53 тысяч наименований продукции и полностью обеспечивает внутренние нужды государства. К самым крупным центрам машиностроения относятся Пекин, Шэньян, Шанхай и Тяньцзинь.

Металлургия

Как уже было отмечено выше, страна очень богата природными ресурсами. Благодаря этому довольно развитой является и металлургическая промышленность Китая. Почти в каждой провинции или автономном районе присутствуют предприятия чёрной металлургии, общая численность которых превышает отметку в 1,5 тысячи. Государство производит более тысячи разновидностей стали, в том числе сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, и высоколегированные сорта с заранее заданными характеристиками.

Главным недостатком, который характерен для большинства компаний в этой сфере, стал сравнительно низкий технический уровень производств и слабое их оснащение современными технологиями. Более того, около 70 % таких предприятий вообще не оборудовано очистными сооружениями. Что касается то условия для её развития можно с уверенностью назвать благоприятными, поскольку в недрах земли имеются богатые залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и многих прочих руд. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что всего несколько десятилетий назад активно развивалась добыча только некоторых из них, а сама разработка выполнялась хаотично, без соблюдения элементарных правил безопасности.

Автомобилестроение

Важную роль для экономики страны играет автомобильная промышленность Китая. Результативность политики, проводимой правительством страны в этом направлении, очень высока. Прежде всего она выражается тем, что в государстве успешно развиваются совместные со многими ведущими автопроизводителями компании. По состоянию на сегодняшний день Поднебесная самостоятельно обеспечивает практически все внутренние потребности в транспортных средствах. При этом их импорт не превышает отметки в 10 %. Такая ситуация во многом связана с тем, что правительство не ставит задачу автомобилизации населения (собственные машины имеет только 1% жителей). Ряд налогов, ограничений и пошлин привёл к тому, что авто здесь является предметом роскоши.

Строительная промышленность

Далеко не на последнем месте по уровню развития находится строительная промышленность Китая. Это и не удивительно, ведь на территории страны имеются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды. Наиболее массовым среди всех видов строительных материалов стало производство цемента, которое налажено в северо-восточном регионе страны. Большинство из компаний по изготовлению керамической плитки сконцентрировано в Бошане, Цзянси, Урумчи и Шеньяне, а кирпичные заводы - неподалёку от Пекина. Город Сычуань славится мощными асбестовыми предприятиями.

Химическая промышленность

Несмотря на большие запасы газа, угля и фосфатов, в Поднебесной долгое время не уделялось внимание многим отраслям. Некоторые из них попросту заново создавались после революции. Не стала исключением и химическая промышленность Китая. В первой половине пятидесятых годов прошлого века здесь появились 33 крупных компании, специализирующиеся на данном направлении. При этом за такой короткий промежуток времени номенклатура продукции выросла в десять раз, до отметки в 900 наименований.

Крупнейшие химические предприятия находятся в Нанкине, Шанхае, Харбине, Шеньяне и Цзилине.

Сельское хозяйство

Постоянное увеличение количества населения приводит к росту потребления продовольственной продукции. В связи с этим правительство Поднебесной называет одной из приоритетных задач обеспечение дальнейшего активного развития таких отраслей, как пищевая промышленность и сельское хозяйство Китая. В стране проводится политика всесторонней поддержки крестьянства с целью улучшения уровня его жизни и повышения урожайности культурных растений. В частности, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других платежей. Кроме этого, гражданам, которые заняты в этой отрасли, предоставляются всевозможные субсидии, дотации, выгодные кредиты и даже безвозмездная помощь.

Практически во всех провинциях на законодательном уровне государство гарантирует закупку урожая у крестьян. Отдельных слов заслуживает вклад местных учёных-селекционеров, которым удалось вывести ряд культур с урожайностью, в несколько раз превышающей аналогичный показатель традиционных сортов.

Заключение

В данной статье кратко описаны лишь основные отрасли промышленности Китая. Вне всякого сомнения, Поднебесная достигла огромных успехов и в других областях экономической деятельности. К ним можно отнести развитие информационных и биологических технологий, фармацевтики, безотходных производств, связи, совершенствование вычислительной техники, освоение новых источников энергии, сокращение загрязнения окружающей среды и многие другие направления.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.