Коломенская церковь вознесения господня рисунок. Церковь вознесения в коломенском архитектура. Современное состояние памятника


Всего 29 фото

Когда произносишь слово "Вознесение" - в душе возникает удивительное ощущение духовного свершения, чуда, проявляется визуальное представление о заключительном этапе земного подвига Иисуса Христа. Соответственно, храмов, посвященных этому новозаветному событию постороено очень много, но именно этот, "за Серпуховскими воротами", вызывает у меня самые теплые, светлые чувства и для меня более всего соответствует звучанию слова "Вознесение". Как мне кажется, именно эта церковь как архитектурный образ, в наиболее полной мере воплотила в своих стремительных и вызвышенных формах смысл и духовное содержание Вознесения Господня.

Я раскажу об этой удивительной церкви и выложу ряд фотографий, снятых в разные годы и в разное время, так, что не удивляйтесь, к примеру, "осени, встретившей лето")


Церковь Вознесения Господня находилась за Серпуховскими воротами Земляного города, на Большой Серпуховской улице - на дороге в город Серпухов, существовавшей с XIV века...
02.

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году. В 1709 году (по другой версии - в 1708) появился указ о возведении на месте старого храма новой постройки в камне.
03.


Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича по проекту Трезини, Мичурина и Ухтомского (по некоторым версиям в разное время и на завершающем этапе). Но храм был отстроен лишь до половины окон, когда вышел указ Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако есть версия, что строительство остановили из-за казни царевича Алексея.

9 октября 1714 г. был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. Верхний храм накрыли временной кровлей. Колокольня также оказалась недостроенной. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года.
04.

Строительство церкви была завершено уже в стиле зрелого барокко лишь в 1756-62 гг.и храм был освящен.

Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог - ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц. Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане. В подклете - находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических.
05.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

06.

В 1830-х - 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В этом же году была пристроена и высокая трехъярусная колокольн в стиле классицизма я. Позже в храме появились новые иконостасы, а над колокольней надстраиваются несколько ярусов в стиле ампир.
07.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.
08.

В церкви неоднократно переписывалась настенная живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.
09.

10.

В 1929 году храм был закрыт. В 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.
11.

В 1990 году храм вернули Православной Церкви. Через год было получено разрешение на проведение ремонтных работ в здании. Ценой огромных усилий и материальных затрат памятнику истории вернули его первоначальный вид, обновлены колокольня, ограда, дом причта. Церковь освящена в 1991 году.
12.

Свое место заняла и некогда разрушенная колокольня. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с апреля 1995 года начато строительство храма-крестильни во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время в храме совершается таинство крещения полным погружением и еженедельно служатся молебны с акафистом равноапостольной княгине Ольге.
13.

14.

Заглянем в нижний теплый храм Иерусалимской иконы Божией Матери.
15.


16.


17.


18.


19.

Это несколько кадров со службы в честь 285-летия русского полководца Александра Васильевича Суворова.
20.

Храм Вознесения в Коломенском
На территории отлично сохранились остатки загородной царской резиденции XVI-XVII веков, то есть допетровской эпохи. Загородные царские резиденции были довольно многочисленны, известно не менее полутора десятков, более или менее удаленные от столицы, и так сложилось, что до нашего времени хоть в каком-то состоянии сохранились лишь 3 царские резиденции XVII века- Коломенское, создававшееся ещё во время великого князя Василия Ивановича Третьего, относительно скромная царская резиденция в Измайлово и Александровская слобода, известная как альтернативная столица и опричная крепость Ивана Грозного. Все сохранившиеся царские резиденции, сохранившиеся до наших дней, были построены во время Петра и после него, которые были построены по совершенно другим, законам, другой эстетике. И одна из самых уникальных построек села Коломенское, это, конечно,
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО.
Самая древняя, сохранившаяся на территории нашего музея постройка, один из древнейших храмов Москвы и окрестностей. Здесь заложен очень выгодный момент сочетания архитектуры и окружающей природы. Половина эффекта восприятия зрителем этого храма достигается тем, что храм находится не в городской застройке, не на ровной местности или где нибудь в лесу, в закрытых условиях, а стоит на возвышении крутого правого берега Москвы-реки в излучине, где Москва-река делает крутой, лукообразный поворот.
Следует напомнить, что в село Коломенское русские цари с двором, со свитой, прибывали, в основном, по воде, насколько этот вопрос удалось выяснить. Река по пути из центра города делает несколько крутых поворотов до Коломенского, что многократно удлиняет путь, и если следовать в Коломенское по реке без остановок, то это занимает примерно день, а если делать остановки в древних почитаемых монастырях, которые встречаются по дороге (Новоспасский, Симонов, Данилов и Николо-Перервинский, последний более молодой, он виден, если стоять перед храмом Вознесения.Топоним Перерва возник потому, что Москва- река однажды, углубляя свои повороты создала прорыв(по древнерусски – перерву) перемычки, то есть получилась старица, и вот на этой перерве, перемычке, возникло поселение с соответствующим названием,а затем и монастырь), то и не один день, в монастырях можно было оставаться на ночёвку. Высадка высоких гостей, скорее всего, происходила в низине, в долине речки Жужи, там еще в советское время была пристань речных трамвайчиков, многие её помнят и затем процессия поднималась вверх, на высокий берег и торжественно въезжала на Государев двор. Об этом говорят Передние, главные ворота Государева двора, построенные при Алексее Михайловиче в 70-е годы XVII века. Но все- таки древнейшее ядро Государева двора находилось на том месте, где мы сейчас стоим, примерно в его центре и это ядро сейчас отмечено древнейшей постройкой, храмом Вознесения Господнего.
Когда то этот храм был непосредственно связан с государевым дворцом. Возможно в XIV-XV веках центр государева села находился к югу от Вознесения, в районе Воздовзводной башни, на это указывают некоторые археологические исследования, но в более поздние времена, в XVI веке, во времена Василия III и его сына и наследника Ивана IV государев двор скорее всего стоял к северу от Вознесенского храма и был с ним, скорее всего соединён. Об этом говорит поворот центрального, главного крыльца, ведущего на гульбище-галерею вокруг храма. Поворот к северу мог продолжаться деревянной галереей, которая позволяла в любую погоду, не выходя из дворца попасть в храм. Хотя деревянной галереи могло и не быть, но поворот крыльца есть, и он скорее всего был связан со дворцом.Известны отрывочные воспоминания о том, что такой дворец существовал, был он деревянным. Во всяком случае опричник – немец Генрих Штаден, мнение которого дошло до нас, пишет, что крымский хан Девлет-Гирей в 1571 году, совершив тот самый опустошительный набег на Москву, ещё прежде чем дошёл до столицы сжёг увеселительный дворец великого князя в селе Коломенское. Что касается названия дворца «увеселительный», то известна тенденция всех иностранцев называть загородные резиденции великих князей русских увеселительными, наверное, это близко к истине.
ХРАМ. Постройка во многих отношениях замечательная, и во многих отношениях остаётся загадкой для историков русской архитектуры и историков русской культуры. Это, насколько известно ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ. Этот храм является отступлением от традиционного византийского типа русского крестово – купольного храма. Здесь небольшое крестообразное прямоугольное помещение, с крестообразными выступами переходит в восьмигранную башню – восьмерик, которая потом заканчивается восьмигранным шатром. Это и даёт основание выделить такие постройки в группу шатровых построек. И, насколько известно, а достроена и освящена она была в 1532 году, Вознесенская церковь была первым шатровым храмом на Руси.
Остаётся невыясненным вопрос, а были ли деревянные шатровые церкви до неё. Исследование этого храма занимались многие, можно выделить Сергея Сергеевича Подъяпольского, крупного историка архитектуры, который, вслед за многими, исследовавшими эту церковь, считал,что безусловно в архитектуре Вознесенского храма, как минимум видную роль сыграл итальянский мастер. Он предположил, что возможно это был Пьетро Аннибале(в России он известен под именем Петрок Малый). Ему так же принадлежат несколько стен и башен Китай-города. Но до сих пор совершенно непонятно, кто же именно подал такую идею, построить такой храм, который, можно смело сказать, дал толчок развитию русского шатрового зодчества, который в XVI-XVII веках принёс довольно обильные плоды.
Необходимо отметить характерные черты архитектуры Вознесенского храма, это прежде всего ГОТИКА. Между пилястрами прясла стен заканчиваются стрельчатыми вимпергами. Это характерная черта готической архитектуры. Волюты, завитки, на которые опираются эти вимперги тоже известны из итальянской готики. Само наличие ордера очень близко к традициям флорентийского искусства XVI века, на что давно обращают внимание исследователи, но ордер здесь очень своеобразный, прямых аналогий ему нет ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Здесь есть определённые следы итальянского искусства, но нельзя сказать, что что-то напрямую было взято там и перенесено сюда в целом, неизменном виде. Это некая творческая переработка налицо. Причём ордер и вимперги, свойственные для западной архитектуры здесь своеобразно сочетаются с традиционными московскими кокошниками, двух- или трёхрядными,что весьма интересно. И, в соответствии с традициями московской архитектуры, храм стоит на высоком подклете, окружён полностью, по периметру, галереей-гульбищем, на которую ведут три высоких крыльца – всхода.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В КОЛОМЕНСКОМ.
Характерной осообенностью этой церкви является её небольшой объём, здесь свободно могут разместиться примерно 30 человек. Это не приходская церковь, этот храм приходским никогда не был, это государева церковь, которая открывалась нерегулярно, во время присутствия здесь Государя – великого князя или царя. И поскольку посещение Коломенского, как и других загородных царских резиденций происходило летом,т.е. в тёплое время года, то этот храм был летним, он не отапливался.
Ещё одной особенностью этого храма является то, что при небольшом пространсве внутри храма он очень высокий, то есть его объём – это что-то в виде трубы, тёплый воздух довольно быстро поднимается вверх, плюс толстенные стены – до 4 метров кирпича и белого камня, всё это очень трудно прогреть, и на самом деле здесь очень холодно. Именно по той причине, что храм очень холодный, до нас не дошло ничего из его древнего убранства, не сохранились его иконостасы. Если здесь и была какая – то фресковая внутренняя роспись, то от неё тоже ничего не сохранилось. От иконостасов XVIII-XIX веков есть кое-какие следы, на восточной стене, наверху слева и справа от иконостаса видны такие горизонтальные затёски – выемки в стене, на них опирались тябла – горизонтальные тяги,служившие опорами иконостаса XVIII-XIXвека. А древний иконостас, времён постройки этого храма, был, видимо, меньше. Как он точно выглядел неизвестно, от древнего иконостаса сохранились лишь царские врата, которые хранятся сейчас на экспозиции в Передних воротах, их можно увидеть.
В 2007 году началась работа по восстановлению иконостаса, ею занималась семья потомственных иконописцев Филатовых,во главе с изографом Сергеем Филатовым, этот трёхрядный иконостас был освящен в 2008 году. Сделан он по мотивам сохранившегося иконостаса XVI века Антониева монастыря в Великом Новгороде, и, соответственно, иконопись была выполнена в древне- русском, северо-новгородском стиле. А отправной точкой, неким звеном, стали наши Царские врата, которые были очень хорошо скопированы, потому что подлинные не очень хорошо сохранились, многие элементы, в том числе деревянная резьба утрачены. Но, в целом, древние врата хорошо читаются, скопированы они достоверно. Ещё необходимо заметить, что хранящиеся в нашей экспозиции Царские врата Вознесенского Коломенского храма – древнейшие из сохранившихся резных деревянных царских врат такого назначения. Технология их выполнения такова – это резная деревянная основа, на которую наклеены пластинки из тонкого мягкого дерева, эти пластинки насквозь прорезаны ажурным узором, и поверх эти деревянные аппликации позолочены, одним из способов золочения деревянных поверхностей (либо фольгой, либо золотой краской). На подлинных сохранившихся царских вратах заметна ещ ё подложка между основой и ажурным покрытием из тонкого слоя слюды- блестящего минерала, здесь же такой подложки нет. И поскольку сохранились лишь царские врата, то остальное пришлось реконструировать по образцам известных иконостасов того времени. Трёхрядный иконостас, подбор икон был неизвестен и его пришлось составлять творческим путём.
И поскольку во время строительства храма, у его заказчика, великого князя Василия рождается долгожданный наследник, то, конечно, здесь присутсвует икона духовного покровителя царевича Ивана Иоанна Предтечи. Он изображён с собственной же отсечённой головой в руках, с секирой, лежащей при корне древа, символизируещего пророчество Иоанна Предтечи –« уже секира лежит при корне древа, исправте свои пути, грешники». Рядом и иконой Иоанна Предтечи – икона Тихвинской Богоматери. Дело в том, что к Тихвинской иконе, в Тихвинский монастырь в 1529 году направился моленный поход во главе с самим великим князем Василием Ивановичем и его второй женой Еленой Глинской. И, видимо, то ли во время моленного похода к Тихвинской иконе, либо сразу после него, великая княгиня понесла,что было очень радостным событием.
Точная дата закладки Вознесенского храма неизвестна. Примерно подсчитано, что строился он не менее четырёх лет, то есть заложен он был то ли в 1528, то ли в 1529 году. И, скорее всего, его начали строить ещё до того, как стало известно, что у государыни будет ребёнок и древняя легенда о том, что храм построен по обету великого князя в честь зачатия наследника, остаётся всего лишь не совсем достоверной легендой, так как заранее князь не мог знать о поле будущего ребёнка.
В храме совершенно замечательная акустика, даже сейчас слышно, как тихий голос гуляет где-то наверху храма, постройка, видимо, специально была ориентирована на такие акустические эффекты. Небольшое количество певчих, или как их называли певчих дьяков, размещались на хорах – специальном балконе по традиции расположенном над входом, певчих было немного, 8-10 человек, этого было весьма достаточно, что бы создавать удивительное пение. В северной стене, есть вход на хоры, узкий проход в стене, и, что любопытно, проход продолжается после выхода на хоры, дальше наверх по стене, узких лаз с очень крутыми ступеньками в толще стены поднимается к шатру и там наверху он заканчивается тупиком, никакой двери там нет, есть только маленькие щелевидные окошки. Для чего проделан этот лаз совсем непонятно, скорее всего для каких-то хозяйственных целей, для ремонтных работ, но как туда вылезали не совсем понятно, окошки очень маленькие.Хотя, может быть, проход был сделан позже,т.к. в храме много более поздних переделок.
Ещё в иконостасе находится икона Спас Смоленский, где изображён Спаситель с припадающими к его стопам святыми Сергием Радонежским и Преподобным Варлаамом Хутынским. Такой набор святых совсем не случаен. В 1528 году был крупный набег на Москву крымских войск (какой-то Гирей). Набег благополучно был отражён и с его отражением была связана широко распространенная и почитаемая история о том, что инокиня Кремлёвского Вознесенского монастыря незадолго до набега на Москву узрела чудесное виденье.До подхода к Москве набег развивался очень удачно для поганых, они пограбили достаточное количество русских Владимирских земель, двигались на Москву, в городе было известно, что следует ждать большой беды, а основные русские войска были на западных границах Литвы, столица была практически беззащитной, приходилось рассчитывать только на крепость стен и на то, что у народа хватит выдержки и силы духа.Вышеупомянутая инокиня узрела чудесный сон о том, что сонм святых во главе со Спасителем выходит из Спасских ворот Кремля, унося с собой Кремлёвские святыни. Но эту процессию останавливают, преграждают ей дорогу Святые Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они припадают к ногам Спасителя и умоляют его не покидать и не оставлять своим заступничеством Москвы,святые упрашивают Господа не покидать столицы. Процессия повернула и ушла назад в Спасские ворота. В действительности, не дойдя примерно 70 км до Москвы татары повернули, не смотря на то, что никто им особенно не противодействовал, с полоном, с награбленным добром, повернули и ушли. Это событие произошло примерно в год закладки храма, и это событие ещё было очень свежо и на слуху и в дань памяти этому событию и было решено поместить здесь эту икону, поскольку она связана с историей Вознесенского храма.

Храмовая икона Вознесения Господнего, праздника, который очень почитается на Руси и празднуется на 40 день по Пасхе и этому евангельскому событию посвящён храм, когда Христос вознесся на небеса с Елеонской, Масличной горы, недалеко от Иерусалима в присутствии сонма ангелов. В Иерусалиме издревле находился посвещённый этому событию храм и там почитается камень, на котором отпечатались стопы Христа. Этот камень с отпечатком мы и можем видеть на этой иконе, на иконографическом изображении Масличной горы.
Исторически удалось установить, что в этом храме существовало как минимум 7 иконостасов. Царские врата нам достались от третьего, который существовал примерно в 60-70 годах XVI века. И иконостасы, и фресковая роспись, если она здесь была, просуществовали недолго, ведь зимой храм очень сильно промерзает -накапливаются сырость и конденсат,разрушающие дерево, приходилось мирится с тем, что в холодном помещении всё очень быстро разрушается,по сравнению с теплыми храмами.
Стоит обратить внимание на пол в храме. Здесь оставлен зондаж, выемка, которая показывает несколько слоёв пола,существовавшие здесь в прошлом. На этом зондаже видно, что изначально пол был покрыт керамическими плитками,датируемыми XVI веком, светлые и тёмные керамические плитки чередуются здесь в шахматном порядке. Фрагменты подлинного керамическеского пола хранятся в Передних воротах. На самом деле, плитки не квадратные, а квадратики собирались из треугольников. Дальше мы видим пол XVII века, потом XVIII – также собранный из керамических плиток. И тот пол, на котором мы стоим, напоминает оригинальное покрытие пола XVI века.
Общая высота храма до основания креста – 62 м, 42 метра – высота внутреннего помещения, высота шатра – 20 метров. Иконостас – около 10 метров высотою.
Храм украшен современным паникадилом, которое было сделано в Испании, паникадило позолоченное.

ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ ХРАМА.
Когда то храм был украшен очень сложной белокаменной резьбой, но она дошла до нас в очень плохом состоянии и лишь фрагментарно, сейчас храм побелен и белокаменная резьба теряется на фоне побеленных стен, поэтому очень трудно оценить, как он выглядел прежде. Храм очень сильно страдал во время многочисленных пожаров, самым мощным и разрушительным был пожар 1571 года, когда рядом горел деревянный дворец и жар от горящего дворца, хотя и и не смог разрушить храм, но сильно повредил белокаменную резьбу.Повсеместно на белокаменной резьбе можно видеть желтоватые следы оклины,напоминающие об этом грандиозном пожаре.
Резные белокаменные детали были спрятаны в толщу кладки, видимо их изготавливали отдельно, не на месте строительства и не всегда согласованно.Например замечательная капитель у южного портала храма была просто спрятана в глубине кладки и открыта специально для экскурсантов. А что находится с обратной стороны этой детали- неизвестно до сих пор.
ЦАРСКОЕ МЕСТО.
Знаменитый и загадочный царский трон, который следует называть « царское место». Это белокаменный трон, который пристроен к восточной, алтарной части храма, снаружи. Ничего подобного в русской православной архитектуре неизвестно. И до сих пор этот трон- ещё не разгаданная загадка и можно предложить только вариант ответа на вопрос о том, что же это такое.
Конструкция, которую мы видим сейчас – разновременная, она складывалась постепенно, древнейшая её часть – сиденье трона, спинка и розетка, которая венчает спинку, самая замечательная часть – лапы, на которые трон опирается(есть много споров, чьи это лапы – возможно львиные)- эти части датируются началом XVI века, когда храм и был построен. Затем балюстрада, которая окружает кирпичную постройку, окружающая царское место и опирающаяся на базы. На самом деле эти базы – это перевёрнутые капители невостребованных пилястр, они совершенно идентичны капителям,установленным на пилястрах этого храма. То ли они были выломаны из каких-то пилястр, не дошедших до нас, то ли просто не понадобились на месте строительства, но так или иначе их уже в XVII веке перевернули и поставили на них кирпичную оградку. Оградка XVII века. Бочка, которая завершает оградку с гипсовым двуглавым орлом и решёткой появляется в XIX веке. Вот это нагромождение разновременных пристроек и скрывает загадочный трон из белого камня. Для чего он мог служить не очень понятно, дело в том, что архитектурно в этом храме алтарная часть не выделена, как правило с востока в храме есть конха, некий выступ – архитектурно выделенное место, где помещаеся алтарь, сакральный центр храма. Здесь ничего подобного нет, храм симметричен, представляет в плане квадрат, по бокам которого есть выступы, которые делают храм крестообразным,т.е. в плане это равноконечный крест. Поскольку в этом храме алтарная часть не выделена, возможно, этот трон -суть некая замена конхи. Не исключено, что во время богослужения здесь ставилась икона – либо храмовая, либо праздничная и знаменовала божественное присутствие.
Заметны желтые следы на белом камне, которые считаются следами воздействия огня, высоких температур.
Ещё один вопрос, ответ на который не найден до сих пор – как храм выглядел в XVI веке, был ли он белёным. Учитывая обилие белокаменного орнамента, то храм выглядел очень красивым и не побеленным. Многие помнят, что собор не так давно, в третьей четверти ХХ века был небелёным, и на фоне тёмного, почти коричневого кирпича белокаменные детали создавали прихотливый, интересный узор, что было очень эффектно. Но, известно, что в давние времена старались храмы белить, за Москвою даже закрепилось прозвище «белокаменная», поэтому вероятнее всего, что храм был белёный. Хотя стены и Кремля, и Китай-города были кирпичными, но надо помнить о том, что на Руси кирпич называли камнем, его, как правило белили, отсюда и такое название «белокаменная».

ПОДКЛЕТ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА.
Подклет, или, буквально, под клетью, это нижнее помещение, традиционная часть в русских постройках – и хозяйственных, и жилых, и храмовых,служил для разных целей. Нижний, нежилой этаж постройки позволял приподнять пол над землёй, что в России имело смысл ввиду большого количества снега и низких температур. Когда под полом находится воздушное пространство, то верхнее помещение теплее, это давно замечено и справедливо и для простых крестьянских изб, и для более значимых построек. Так же в помещение, находящееся выше уровня земли попадает меньше грязи и есть в этом и некий символический момент, когда храм находится на возвышенном месте, над уровнем земли.
Как же использовались эти подклеты? Здесь тоже была своя специфика. Долгое время не только деревни, но и города были полностью деревянными, и если где и имелась каменная церковь, то в ней старались хранить ценные вещи, потому что пожары были вечным спутником русского человека и висели постоянной угрозой над его жизнью и бытом, хозяйством. И ценности, накопленные тяжёлым трудом, старались держать в несгораемых помещениях, отдавать на хранение, в том числе и в храм. Поэтому храмы, стоящие в окружении деревянной постройки служили такого рода хранилищем. Так же в них хранились и собственно церковные ценности, в частности и вышедшие из употребления культовые предметы, например, старые иконы. В России существует древняя традиция никогда не выбрасывать и не уничтожать иконы, даже если они по какой-то причине уже совершенно неразличимы, повреждены, их просто складывают в какое-то место, где они могут лежать в цельности и сохранности долгое время. Не напрасно об этом идёт такой длинный разговор, с традицией хранить старые иконы связана история обретения одной из важнейших святынь ХХ века.
Первое помещение – западная часть подклета Вознесенской церкви, которая стала закрытым помещением довольно поздно, сначала эта часть была открыта. Вот здесь видны пилястры,прежде бывшие опорными столпами, которые несут тяжесть западной части гульбища, по которой можно было спокойно проходить, и только в конце XVII века между ними возникают толстые, двухметровые кирпичные стены и возникает новая, западная часть подклета, где мы и находимся. Опять же в углу оставлен зондаж, где находятся бесформенные обломки белокаменных глыб, намертво связанные между собой известковым раствором, который с успехом многие века заменял современный цемент. Это верхняя часть грандиозного фундамента, на котором стоит храм, также одна из неожиданных и крупных находок исследователей Вознесенского храма в XX веке. Была открыта редкостная, очень мощная конструкция его фундамента. Дело в том, что храм сам по себе представляет собой крупную, башнеобразную постройку, такой древний небоскрёб, который на небольшую площадь оказывает очень мощное давление, его тяжесть очень велика, кроме того, он расположен на очень опасном месте, на краю крутого берега реки, прямо над родником, который тоже представляет собой серьёзную угрозу, поскольку может подмыть берег и вся конструкция разрушится и обвалится, и для того, что бы предотвратить это разрушение и был сделан вот такой необыкновенно мощный фундамент. С обычным ленточным фундаментом все знакомы, когда роется траншея, глубиной более, чем глубина промерзания земли зимой, в неё укладывается кирпичная или каменная кладка, и поверх неё уже ставится и само здание, а здесь фундамент платформенный, такой же примерно, как делается для современных небоскрёбов, то есть был выкопан котлован, на его дно вбиты несколько тысяч дубовых свай, сохранившихся до сих пор, так как дуб очень прочный материал, и поверх этого свайного слоя был уложен мощный белокаменный фундамент из блоков, связанных между собой известковым раствором. Этот раствор схватил блоки и образовалась мощнейшая каменная подушка, которая имеет разную толщину. Со стороны реки, с внешнего края, его толщина около 6 метров, с напольной стороны, с запада, толщина значительно меньше, около 3 метров. Так как местность наклонная, то фундамент имеет форму ступенчатую и такая разница в толщине объясняется этими ступеньками, перепадами толщины. Под самой тяжёлой, центральной частью толщина фундаманта больше, а под относительно лёгким гульбищем меньше.
Таким образом мы находимся в мощном каменном мешке, с одной стороны у нас двухметровые каменные стены, а если зайти в древнюю часть подклета, то там толщина стен и 3 метра и снизу ещё много метров белокаменной кладки. Таким образом подкопом сюда добраться практически невозможно. И весьма резонно предположить, что великий князь, царь, хранил свою походную казну во время своих посещений Коломенского именно здесь, в самом надёжном месте, по сути в сейфе, который запирался и находился под охраной. Надо отметить, что в подклете Покровского Собора, храма Василия Блаженого в конце XVI века тоже хранилась государева казна, некая её часть и в XIX веке во время земляных работ был открыт подкоп под подклет Покровского храма. Со стороны Зарядья к подклету храма вёл подземных тоннель, но довести до конца дело грабителям не удалась, этот подкоп обрушился. А, вообще, могли бы и ограбить храм, там фундамент не такой мощный, как здесь.
Проходя в центральную часть подклета, следует обратить внимание на толщину стен.
Следует обратить внимание на икону, это список с чудотворной иконы «Богородица Державная». Державной икона именуется потому, что она восседает на престоле, держа царские регалии, увенчана венцом, на ней порфира, багряница царская и знаки царской власти – скипетр и держава, на коленях её младенец Христос. Этот список расположен здесь в память о событии, которое произошло здесь 3 марта 1917 года, когда простая крестьянка, жительница слободы Перерва (это событие не легендарное, оно достоверно зафиксировано в документах)обнаружила здесь чудотворную икону.В феврале 17 года ей несколько ночей снился сон, она почувствовала, что это не простой сон, а нечто большее. Во сне она видела величественную женщину, лица которой она не разглядела и голос которой потрясал всё сознание этой женщины и говорил,что она должна пойти в село Коломенское, там в высокой белой церкви есть большая чёрная икона, надо её сделать красной, и пусть молятся. В итоге, она поняла, что это не просто так, пошла в Коломенское, довольно долго она пыталась здесь найти то, о чём видела сон, с настоятелем Вознесенского храма она осмотрела все имеющиеся здесь иконы, но не могла признать нужной. Их разговор случайно услышал сельский сторож, который напомнил батюшке о том, что в подклете церкви есть старые иконы и предложил осмотреть их. Действительно, в подклете нашли несколько старых икон, одна из них была большая и когда с неё стёрли пыль и грязь, то проявилась царская красная порфира, Богоматерь, восседающая на престоле. Событие было бы не столь важно, но практически в этом же час далеко отсюда под Псковом, на станции Дно, где была ставка русских войск Император подписал акт об отречении от престола. Это совпадение всеми православными людьми было воспринято как некий символический жест, знак, знамение, что царская власть в России прекратилась и наступила новая эпоха, и Богородица – единственная на Русской земле, кто может почитаться как царица. Подлинник иконы сейчас хранится здесь же в
Коломенском, на правой солее Казанского храма. Надо сказать, что такой образ, такая иконография Богородицы была изввестна и ранее, но другие иконы почитались гораздо больше, а вот после вышеописанных событий этот образ стал почитаем. Эта икона почитается как последняя по времени великая чудотворная икона России. Судя по всему, икона была написана в XVIII веке. Никто не знает, как она сюда попала, возможно это связано с событиями 1812 года, когда Москва и окрестности подвергались грабежам. Конкретно Коломенские земли грабились кавалерией Мюрата, в попытках спасти имущество могли кое-что убрать в подклет. Икона могла попасть в подклет из какого-то из окресnных храмов, а потом все следы её принадлежности потерялись, забылись, и она не один десяток лет здесь лежала, никому не ведомая и всплыла из небытия и забвения в особое,трагическое,переломное время. Надо сказать, что в 1812 году Казанская церковь была разграблена подчистую французами, загажена, там стояли лошади кавалерийской дивизии. О присутствии здесь части французской армии говорят не только документы, но и археологические факты, несколько лет тому в траншее, которая была выкопана за Казанской церковью археологами,сотрудник музея обнаружил французского бронзового орла, скорее всего это наконечник древка штандарта.
В центре, на стеклянных полочках лежат белокаменные обломки. Тот белокаменный декор храма, который существует сейчас, разительно отличается от того, что было прежде.Сохранилась очень небольшая часть первоначального декора. Подобных обломков белокаменного декора XVI века, какие представлены здесь на экспозиции, археологи обнаружили вокруг храма с середины 70-х годов прошлого века около 2-х тонн. Такие большие и маленькие фрагменты сейчас хранятся на отдельной экспозиции камнехранилищ. И многие из них несут следы копоти, так как эти шишкообразные элементы, розетты, действительно окалины от сильного жара и откололись сами по себе. Белый камень, надо сказать, материал достаточно прочный, но он не выносит жара, особенно если это мелкие детали, резные, они отскакивают и с храма падают вниз, отсюда такое количество находок.
На экспозиции также представлены иллюстрации из Лицевого Летопистного свода, который был составлен в 50-е годы XVI века, в первые годы правления Ивана Четвёртого, по его распоряжению в Москве был составлен подробнейший свод летописей, украшенный многочисленными иллюстрациями, из которых многие раскрашены, а многие остались черно-белыми, нераскрашенными, из-за этих картинок свод и получил название лицевого.
Интересно, что формула, по которой описано строительство этого храма совершенно совпадает с формулой, по которой описано строительство Успенского собора Московского Кремля, который многие века был главным храмом русского государства, недаром там венчались на царство государи московские. И то, что строительство этого храма было описано также, той же формулой, как говорят исследователи, наводит на мысль, что эта церковь имела ещё какое-то очень важное политическое значение, не только художественное или художественно-религиозное. Вот здесь изображён пир, который давался в Коломенском дворце(на правой стене) Великого князя Василия Ивановича по поводу строительства и освящения храма Вознесения Господнего в Коломенском. Вот сам великий князь подаёт митрополиту Даниилу солонку за столом. Видно, что великая княгиня, Елена Глинская, показана со своей служанкой, уезжающими из дворца. Таков был древний этикет – мужчины садились пировать, присутствие женщины было неуместно, государыня на возке возвращается назад в Москву. Пир давался здесь же в государевом дворце, о котором мы почти ничего не знаем. Что касается формулы, то она звучала так: “Князь и Великий Государь Всея Руси, возлюби ею(эту церковь) и украси всякою добротою», то есть пожаловал храму и приходу разные церковные предметы, утварь, пожаловал финансовые средства. Интресно, что автор иллюстрации (уже следующая иллюстрация)изобразил иконописное убранство, которое помещалось на храме снаружи. Неизвестно только, можно ли такое изобразение понимать буквально, были ли на штукатурке написаны образы святых, не очень это понятно. Изображены здесь Богоматерь и Николай Чудотворец.
Нынешняя главка Вознесенского храма возникла в 60-е годы XIX века, во время реставрационных и исследовательских работ, которые проводил архитектор Шохин. Принципиально он ничего не поменял, но старинная, первоначальная главка до нас не дошла, церковь была полностью белокаменная.
Самая интересная из всех картинок – освящение храма. Вот он опять изображён, стилизован, с главкой, а что-то вокруг него настроено,видимо изображены постройки государева дворца XVI века, о которых мы ничего не знаем. Тут самый торжественный, волнующий момент освящения, которое состоялось 3 сентября 1532 года. Клир во главе с митрополитом, патриархов тогда ещё не было, находится здесь, в алтаре, хотя кажется, что они изображены на улице, на самом деле здесь, в алтаре. Это момент таинства литургии, здесь чаша с дарами, и видно, духовенство снимает головные уборы, поэтому они изображены с непокрытыми головами. А вот государь, в княжей шапке, особо пышной. А почему он в шапке – неведомо. Видимо автор не стремился точно отразить весь церемониал. А двухлетний княжич Иван Васильевич изображён на руках. А тут Москва-река, а за нею град Москва.
Интересно, что отец Ивана Четвёртого именовался уже царём, но внутри государства, этот титул не был предметом дипломатическим, о царском титуле до Ивана Четвёртого ещё не извещали сопредельные державы, то есть сакральной чин венчания был проведён только с венчанием на царство Ивана Грозного и его титул стал предметом политической деятельности и предметом споров с извечным «доброжелателем» Польским государством.
Напоследок парсуна самого царя Ивана Грозного Васильевича, Это иллюстрация из царского титулярника 70-х годов XVII века, т.е. портрет составлен по мотивам уже почти через 100 лет после смерти изображаемого персонажа, хотя некой исторической ценностью эта парсуна безусловно обладает.
Здесь также представлена часть археологической коллекции с земель, непосредственно примыкающих в Вознесенскому храму – обломки разной керамической посуды- корчаги, кастрюли, обломок бронзового браслетика XV века, керамическое пряслице, такой грузик, который надевался на веретено, чтобы оно легче вращалось и сподручнее на него наматывать нитку и т. д. Ключ под №4 интересенсвоей непохожестью на современные. Так выглядели старинные ключи. Ключи привычного нам вида с бородкой появились из Германских земель ближе к середине XV века, а полностью вытеснили все остальные ключи и замки и того позже, уже к середине XVI века.Представлен также ключ от цилиндрического замка, которые были в ходу в XII-XV веках.

Величественный храм Вознесения Господня, который в Москве называют Большим Вознесением, украшает площадь Никитских ворот.

Храм Вознесения Господня построен на месте, издавна использовавшемся для православных богослужений. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», впервые упоминающаяся в летописях XV века, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении - острогом.


В 1685-1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая - чуть западнее ныне стоящего. В XVIII веке участок перешёл в собственность князя Г. А. Потёмкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потёмкина с Екатериной Великой. Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более крупной каменной церкви.


Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым. В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании. Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.


Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами» , в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» - более старой церкви, построенной в 1634 году, которая официально называлась «Церковью Вознесения Господня на Никитской в Белом городе».

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: иконы Владимирской Божией Матери и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.


Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году - М. Н. Ермолову. 5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение - хиротонию епископа Сергия Никольского - Патриарх Московский и всея России Тихон.


В 1931 году церковь была закрыта. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание было оставлено как памятник пушкинской эпохи, многое из убранства церкви было утрачено. До 1987 года в помещении церкви размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987-1990 годах прошла реставрация храма, после чего он был передан Московской Патриархии.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском возвели в последние годы правления великого князя Московского Василия III. Она стала своего рода памятником его княжению, а сегодня это шедевр мировой архитектуры, храм в Коломенском один из первых каменных шатровых .


Саша Митрахович 10.02.2017 09:52


История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала велич. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 10:45


Первый ремонт церковь Вознесения в селе Коломенском пережила еще в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утрачен пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вер. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 11:07


К моменту падения советской власти над Вознесенской церковью нависла страшная угроза. Еще в 1970-е годы было решено повысить уровень воды в Москве-реке, тем самым улучшив условия для судоходства. В процессе укрепления берега прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и 1987 годах под храмом произошли оползни.

Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.

Основной задачей последних двадцати лет стало спасение Коломенской церкви Вознесения Господня. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник «Коломенское» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:20


Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.

Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла — горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», Иоанна Предтечи, Божией Матери «Тихвинская». Однако были ли они в действительности в старом иконостасе—установить не удалось.

Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развернута выставка, посвященная истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:38


Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.

Очередное освящение Вознесенского храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Уже в XXI веке церковь Вознесения пережила очередной ремонт. В 2003 году правительство Москвы приняло комплексную программу развития и выделило средства на реставрацию уникального храма, стоящего на высоком берегу Москвы-реки. Для перелицовки использовали 40 тысяч кирпичей. К сожалению, деревянные конструкции крыш над папертями, которые достались церкви «в наследство» от разобранных дворцов, сохранить не удалось.

Вместе с тем по окончании работ оказался почти полностью воссоздан интерьер храма. В рамках музейной экспозиции, развернутой в подклете, представлены царские врата, изготовленные для Вознесенской церкви в конце XIX века в иконописной мастерской купца Н.А. Ахапкина. Посетить эту экспозицию может всякий желающий. Кроме того, в подклете действует выставка «Археология и реставрация церкви Вознесения Господня». Там можно увидеть старые рисунки и фотографии храма, кинохронику разных лет.

Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском пережила многочисленные ремонты и угрозы обрушения. Для сохранения памятника в разные эпохи пришлось потратить огромное количество сил и средств. Но благодаря этому легкий, стремящийся в небо силуэт храма до сих пор радует глаз многочисленных гостей Музея-заповедника «Коломенское».

O L

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - православный храм Даниловского благочиния Московской епархии .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного . Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

    Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства , к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

    Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ , считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета , но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах .

    С западной стороны была заложена звонница , подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14,4 метра.

    Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

    В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи , Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

    С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

    В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа . Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись .

    Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II , перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766-1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

    В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

    В 1866-1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина . Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

    При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

    В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

    Архитектура

    В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны , что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой . Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

    Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения . Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги . На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик , в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами . Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

    Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

    На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

    Исследование памятника и реставрация

    Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866-1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

    Проводивший в 1914-1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский . Во время ремонта церкви в 1914-1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатер.

    О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г. защитил диссертацию, посвященную монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

    Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников , с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. - С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

    При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое . Во время исследования 1986-1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до XVIII века.

    В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева . В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

    Современное состояние памятника

    Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

    Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914-1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003-2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали. . Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001-2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

    Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002-2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

    Статус

    Здание входит в комплекс