Когда родился алексей архипович леонов. Алексей леонов - биография, фото, открытый космос, семья космонавта. Покорение открытого космоса

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова - это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия - лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем - компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте - табу для граждан СССР

Можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля - Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе - 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, - это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра - 600 мм рт. столба, снаружи - 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании - 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза - 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились - то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до -140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача - приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка - наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был - лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов - США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий - так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке - не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов - Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров - счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка - в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель - стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами - Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них - настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.

Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, - это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь - капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Человек над планетой

18/03/15, 11:00

К полувековому юбилею первого выхода человека в открытый космос, который совершил 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов, редакция сайта РИА Новости подготовила специальный проект, в котором расскажет о героическом шаге Алексея Леонова в бездну и открытии новой эры освоения космоса.

К полувековому юбилею первого выхода человека в открытый космос, который совершил 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов, редакция сайта РИА Новости подготовила специальный проект, в котором расскажет о героическом шаге Алексея Леонова в бездну и открытии новой эры освоения космоса. Леонов доказал возможность работы человека в открытом космическом пространстве, и мы поведаем о самых интересных, драматичных моментах этого уникального события.

Глава 2

Подготовка к космической Одиссее

Ранним утром 12 октября 1964 года Алексей Леонов с волнением и радостью наблюдал за пуском с гагаринского старта космического корабля "Восход-1" с тремя космонавтами. Это был во многом уникальный старт, новый шаг человечества в освоении космоса, ведь сразу три космонавта впервые в истории Земли покинули пределы нашей планеты и спустя 24 часа совершили мягкую посадку. Но "Восход-1" на самом деле был важнейшим этапом испытаний корабля и различных технических систем для еще большего события — прогулки один на один со звездами. Интересный факт: во время переговоров экипажа "Восход-1" с Центром управления полетами цитировался Шекспир, а космонавты просили оставить их на орбите еще на сутки.

Сергей Павлович Королев, как и другие "отцы" советской космической программы, считал выход в открытое космическое пространство одним из важнейших шагов Советского Союза на пути к освоению Луны. Изначально корабли серии "Восход" не были предназначены для "прогулок" в космосе, из-за чего советским конструкторам пришлось преодолеть массу проблем и ограничений при его модификации.

Эти ограничения мешали не только инженерам и ученым, но и будущим членам экипажа — как отмечал сам Леонов, ему пришлось согласиться на сужение люков до таких размеров, что между плечами космонавта и "дверным проемом" оставался зазор всего в два сантиметра. Кроме того, сам шлюз был невероятно тесным и требовал особой методики выхода и входа в космическое пространство (что станет проблемой для нашего героя позже). Любое неосторожное движение или внештатная ситуация могли привести к самым катастрофическим последствиям. На "Восходах" не было установлено никаких систем спасения, что обрекало его обитателей на смерть в случае аварий и непредвиденных ситуаций при посадке или взлете. Космонавты об этом хорошо знали и все равно шли на риск.

Инженеры пытались максимально снизить риск, многократно проверяя все системы "Восхода-2", работу скафандра, прочих инструментов и элементов миссии. До выхода Леонова в открытый космос были запущены две черновые версии "Восхода-2", беспилотные корабли "Космос-57" и "Космос-59", на которых конструкторы отрабатывали работу шлюза, системы жизнеобеспечения и других новых элементов "Восходов". Скафандры и некоторые другие компоненты миссии проверялись в специальных барокамерах на Земле.

Несмотря на взрыв "Космоса-57" и ряд иных неудач, Королев и другие руководители космической программы СССР посчитали результаты этих экспериментов удовлетворительными и дали добро на запуск "Восхода-2" в середине марта 1965 года с согласия и под давлением самих космонавтов.



Алексей Леонов знал об уготованной ему задаче и целенаправленно готовился к ее выполнению на протяжении почти двух лет. По его словам, Сергей Королев лично обратился к нему с задачей решить различные проблемы, связанные с выходом в открытый космос и работой в условиях отсутствия гравитации и атмосферы.

Конструктор, как рассказывал Леонов, считал, что космонавт должен быть подобен моряку, умеющему "плавать" и проводить сложные ремонтные и исследовательские работы в космосе. Поэтому Леонов вместе со специалистами РКК "Энергия" на протяжении нескольких лет работал над созданием правил использования технических систем крепления, тросов, шлюзов и прочих инструментов, необходимых для выхода в космос, которые сегодня уже стали стандартом в космической отрасли. В итоге для "Восхода-2" появилась специальная надувная камера-шлюз, подогнанная по своим размерам под Леонова, облаченного в скафандр. При взлете она находилась в сложенном состоянии внутри "Восхода", а покидала его и надувалась уже после выхода на орбиту. Скафандры "Беркут" и прочая атрибутика космонавта тоже разрабатывались с участием Леонова.

Экипажи для будущего "Восхода-2" были выбраны почти за год до его полета — в июле 1964 года Алексей Леонов и Павел Беляев были выбраны в качестве пилота и командира корабля, а их дублерами были назначены Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к ним присоединился Дмитрий Заикин.

Космонавты тренировались по программе, разработанной с участием Леонова, и отрабатывали разные этапы решения простой задачи, которую перед ними ставила Земля — выйти из корабля и сделать пару фотографий. Для этой цели, как вспоминает Леонов, председатель КГБ одолжил космонавтам настоящее шпионское оборудование — микрокамеру "Аякс", умещающуюся в пуговице.

Окончательное решение отправить именно Леонова и Беляева на борту "Восхода-2" было принято в феврале 1965 года, когда завершились тесты на борту "Космоса-57". Непосредственно к полету в день запуска готовились только три космонавта из пяти — Леонов, Беляев и Хрунов. Евгений Хрунов тренировался по особой программе и был готов заменить и Леонова, и Беляева в случае болезни или каких-то иных проблем.

Глава 3

Земля в иллюминаторе

Ровно в 10 часов по Москве 18 марта 1965 года с Байконура стартовала ракета-носитель с космическим кораблем "Восход-2", несшим Алексея Леонова и Павла Беляева. После выхода корабля на орбиту космонавты начали разворачивать шлюз для подготовки к выходу в открытое космическое пространство.

"После вывода корабля на орбиту мы чувствовали себя как в мягком вагоне скорого поезда: маленькое покачивание, небольшая вибрация, где-то что-то потрескивало... Мы пробовали делать осознанные движения руками, дотрагивались до некоторых предметов. Нам хотелось знать, можно ли человеку работать в условиях большой перегрузки, можно ли ему активно вмешиваться в управление ракетным аппаратом. И мы убедились, что это возможно", - рассказывал о своих ощущениях Алексей Леонов.

В 11 часов 28 минут Алексей Леонов завершил процесс облачения в скафандр, закрыл за собой люк, ведущий в надувной шлюз, и начал процедуру разгерметизации. Через четыре минуты шлюз был очищен от воздуха, и космонавт открыл люк, ведущий в открытое пространство. Получив разрешение у командира, Леонов начал первый в истории человечества выход в открытый космос в 11 часов 34 минуты по Москве.

"Что мне сразу же бросилось в глаза — так это необыкновенно черное небо. На Земле его очень трудно с чем-либо сравнить. Даже в фильме, который вы посмотрите, цветопередача неба неправильна: оно получилось темно-коричневым, а в действительности небо там черное с переходом в фиолетовое. Звезды кажутся в подвешенном состоянии, а Солнце будто находится на стене. Оно яркое, без лучей", — вспоминал Алексей Леонов.

Главной и, по сути, единственной задачей Алексея Леонова была относительно простая операция — прикрепить "шпионскую" камеру к стенке шлюза, "отплыть" от него и сделать пару фотографий космического корабля. С первой частью этого задания он справился, однако потом началась серия проблем, которая чуть не привела к гибели космонавта и его командира, о чем на Земле узнали только после посадки "Восхода".

© Фото: X-ray: NASA/CXC/Caltech/P.Ogle et al; Optical: NASA/STScI; IR: NASA/JPL-Caltech; Radio: NSF/NRAO/VLA


После выхода в космос Алексей Архипович был так поражен открывшимся его взору видом вселенской бездны, что потерял чувство времени, по его словам, "паря над Землей, как чайка с распрямлёнными крыльями". Космонавт заметил проблему лишь тогда, когда его жизни уже угрожала серьезная опасность.

"Пожалуй, самое яркое впечатление — это пространство и время. Я ощутил конечные размеры Земли, когда сразу видишь территории, как на глобусе. То есть, не поворачивая головы, я видел всё Чёрное море. А повернул — увидел Румынию, Болгарию, там, на горизонте, Италию и поднял голову - вот тебе Балтийское море. Но меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать своё собственное дыхание и сокращение сердца", — вспоминал Леонов тот эпизод в интервью журналу "Дилетант".

Спустя время космонавт заметил, что скафандр сильно надулся, и это стало сковывать движения его ног и рук. Через 12 минут после выхода в космос "Беркут" раздулся до такой степени, что Леонов не мог пролезть через входную дверь шлюза.

"Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10-9 мм; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В вакууме скафандр раздулся так, что не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог", — вспоминал Леонов.

Рискуя быть полностью парализованным, Леонов принимает, не советуясь с Землей, отчаянное решение — он открывает клапан сброса воздуха на скафандре и понижает давление внутри него до уровня, который позволил ему влезть в шлюз. О том, какой опасности подвергается первый советский человек в космосе, знал только командир его корабля Павел Беляев.

"Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил, пока бы они совещались. И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот во всем теле — и все, гибель!", — сказал Алексей Леонов.

Но космонавт не погиб и смог успешно приблизиться к шлюзу, где у него началась новая серия проблем — плохо двигающиеся ноги мешали забраться внутрь "Восхода-2" по инструкции, двигаясь ногами вперед. Он принимает второе рисковое решение - войти в шлюз головой вперед, забрасывает видеокамеру и сворачивается в клубок, чтобы Беляев мог закрыть шлюз и начать процедуру повторной герметизации.

"Как только Паша удостоверился в том, что внешний люк был закрыт, и давление выровнялось, он включил таймер на открытие внутренней двери, и я заполз обратно на "Восход", в мыльном поту и со страшным стуком в сердце. К счастью, эти проблемы не попали на телекартинку — трансляцию нашего полета по радио внезапно прервали и начали играть "Реквием" Моцарта. Это спасло мою семью от мучительных волнений в этот момент и в последующие этапы полета, когда я и Паша еще несколько раз подверглись смертельной опасности", — сказал Алексей Леонов.

Через несколько минут Леонов и Беляев обнаружили, что концентрация кислорода в кабине начала быстро расти и поднялась до опасно высоких значений, при которых пятью годами ранее на Земле заживо сгорел космонавт Валентин Бондаренко. Экипаж "Восхода-2" лихорадочно пытался сбить уровни кислорода, понижая температуру и снижая влажность, однако ничего не менялось. Последующие семь часов космонавты провели, ожидая взрыва.

"Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува. Что произошло? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до минус 140 градусов Цельсия, с другой — нагрев до плюс 150 градусов. Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять. Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах", — рассказывал Алексей Леонов.

Летчик-космонавт Алексей Леонов пишет картину "В космосе". Июнь 1966 года


Репродукция рисунка летчика-космонавта Алексея Леонова "Над Черным морем". 1968 год


Репродукция картины летчика-космонавта СССР Алексея Леонова "Орбитальная станция "Союз" - "Апполон". 1974 год


Репродукция рисунка космонавта Алексея Леонова "Золотая Цефея". 1971 год


Рисунок летчика-космонавта Алексея Леонова "Человек на луне". 1968 год


Триптих "Юрий Гагарин" работы летчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. Левая часть "Свершилось" Холст, масло. 1982 год.


Рисунок "Космические шофёры" работы лётчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. 1968 год


Рисунок "Солнечное затмение на Луне" работы летчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. 1968 год


Рисунок "Полдень Марса" работы летчика-космонавта Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова. 1970 год


Рисунок летчика-космонавта, художника-фантаста Алексея Леонова "Человек над планетой". 1968 год

"Выбор места посадки был моей задачей как пилота космического корабля. Наша орбита проходила таким образом, что мы могли приземлиться прямо в центре Москвы, на Красной площади. Но нам нужно было выбрать такой район, где было бы как можно меньше людей. Я решил, что мы сядем рядом с Пермью, рассчитывая на то, что даже если я ошибусь с вычислениями, мы все равно сядем на советской земле и не попадем в Китай, отношения с которым у нас были в то время крайне натянутыми", — вспоминал Алексей Леонов.

Возвращение на Землю экипажа "Восход-2" было нелегким. Космонавты обнаружили, что система автоматического приземления перестала работать, и им пришлось вручную определять место посадки.

"В соответствии с программой полета, посадочный модуль должен был отделиться от орбитального модуля через 10 секунд после начала работы двигателей. Я начал отсчитывать 10 секунд про себя. Когда они прошли, я понял, что что-то пошло совсем не так. Мы чувствовали, что нас как будто что-то тащит сзади, словно нас кто-то тянет. Противоборствующие друг другу силы превышали 10 G, и капилляры в наших глазах полопались. Заглянув в иллюминатор, я с ужасом осознал, что произошло", — рассказывал космонавт.

Оказалось, что модули не разделились полностью и что их соединял толстый коммуникационный кабель, временно ставший центром масс, вокруг которого вращались половинки "Восхода". Это вращение прекратилось только на высоте в 100 километров, когда кабель сгорел и модули разделились. Дальнейшая посадка проходила спокойно, за исключением одного эпизода, когда "Восход-2" попал в плотное облако и Алексей Леонов начал думать, что корабль приземляется в глубокое ущелье.

"Когда мы пролетали над Крымом, мы впервые за долгое время восстановили связь с Землей. Первое, что я услышал: "Как ты там, блондин? Где вы приземлились?" Это был Юрий Гагарин, он всегда называл меня блондином. Мне было очень приятно слышать его голос — даже в тех обстоятельствах он был полон теплоты и даже расслабленности", — вспоминал Алексей Архипович.

Факты о скафандрах

Факты о скафандрах

Факты о скафандрах

Факты о скафандрах

Факты о скафандрах

"Восход-2" приземлился в час дня по Москве на территории Пермской области, в нескольких тысячах километров к северу и западу от предполагаемой точки посадки, где их через несколько дней подобрали спасатели. Примерно в это же время СМИ СССР заявили о первом выходе человека в открытый космос.

Приборы показывали, что корабль сильно отклонился от намеченного курса и приземлился в двух тысячах километрах к востоку от Перми, в глубокой сибирской тайге. Как шутил Алексей Леонов, отвечая на вопросы командира о том, когда их найдут, "месяца через три, на собачьих и оленьих упряжках". На самом деле космонавты сели почти там, где планировали — в 70 километрах к северу от города Березники.

Экипаж был найден быстро благодаря тому, что сигнал о приземлении зафиксировали радисты на борту грузового самолета, который пролетал неподалеку от места посадки "Восхода-2". Вечером первого же дня к месту посадки прилетел гражданский вертолет, который не смог подобрать космонавтов из-за того, что ему просто негде было приземлиться, а имевшиеся на нем веревки и веревочные лестницы были слишком тонки для подъема космонавтов в полном скафандре.

Позже к месту посадки подлетело еще несколько вертолетов и самолетов, пилоты одного из которых попытались приободрить космонавтов, сбросив им бутылку коньяка, а другие поделились с ними топором, теплой обувью и одеждой. Алексей Леонов, смеясь рассказывал, что бутылка разбилась, а топор оказался незаточенным, но одежда была подходящей для суровых пермских морозов.

"Быстро темнело, и мы поняли, что сегодня нас не спасут и нам придется защищать себя. Температура быстро падала, и пот, который заполнил мой скафандр после выхода в космос, превратился в полумерзлую жижу в ботинках, заполнявшую их до колен. Мне стало зыбко, и я понял, что нам двоим угрожает обморожение, если мы не избавимся от влаги в скафандрах", — вспоминал Леонов.

Космонавтам пришлось раздеться, вылить всю воду, выжать мягкие части скафандров и избавиться от их металлических деталей. К ночи стало еще холоднее, и Беляеву с Леоновым пришлось залезть назад в капсулу и переночевать там. Леонов вспоминал, что он опасался нападения волков и медведей, и мысленно считал число патронов в пистолете, который выдавался экипажам советских космонавтов.

Утром их разбудило гудение самолета, кружившего над местом посадки, а через несколько часов подъехали лыжники-спасатели вместе с докторами и кинооператором. Они "обрадовали" космонавтов новой проблемой — спасение откладывается на сутки, так как другая группа спасателей должна была закончить расчистку леса для посадки вертолета только через 24 часа.

Этот день и ночь экипаж "Восхода" провел с заметно большим комфортом — спасатели построили сруб из стволов деревьев и развели большой костер. Они привезли с собой из Перми ванную, а также много сыра, колбасы и хлеба — настоящий пир после нескольких дней лишений.

На следующий день космонавты встали на лыжи и совершили девятикилометровый пробег вместе со спасателями к месту посадки вертолета. Оттуда они были перевезены на Байконур, где их первыми встретили Юрий Гагарин и Сергей Королев.

Космонавт Алексей Леонов после успешного приземления космического корабля «Восход-2». 19 марта 1965 года


Экипаж корабля "Восход-2", Герои Советского Союза, летчики-космонавты Алексей Леонов (слева) и Павел Беляев (второй справа). Встреча в аэропорту города Перми. Март 1965 года


Летчики-космонавты Алексей Леонов (справа) и Павел Беляев (слева) в городе Перми после приземления космического корабля "Восход-2". В центре - секретарь Пермского обкома КПСС К.И. Галаншин. 21 марта 1965 года



Встреча летчиков-космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова в Москве после окончания полета в космос космического корабля "Восход-2". 23 марта 1965 года


Торжественная встреча экипажа корабля "Восход-2" летчиков-космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Москва, 23 марта 1965 года





Встреча членов экипажа космического корабля "Восход-2", летчиков-космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева в аэропорту "Внуково". 23 марта 1965 года

Глава 7

Шаг в космос

Глава 8

На Земле

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в небольшом селе Листвянка Кемеровской области. Сюда царское правительство сослало за революционную деятельность деда будущего космонавта, и постепенно в Листвянку перебрались с Донбасса родители Алексея. В 1937 году его отца забрали по доносу, а беременную маму вместе с детьми буквально выгнали на улицу. Большую семью приютил муж старшей сестры. Он не только не побоялся взять к себе в 16-метровую комнату семью врага народа, но и очень много работал, чтобы прокормить ораву чужих детей.

Старшая сестра читала маленькому Алексею книги Жюля Верна. Впоследствии он отмечал, что впервые с идеей выхода в открытый космос познакомился именно в книгах Жюля Верна и Константина Циолковского. Искусство было еще одной страстью Алексея. С детства он восхищался работами Айвазовского и в первом классе даже обменял свою месячную пайку еды на первый альбом с картинами Айвазовского. Но не только книги и картины интересовали юного Алексея, небо манило его сильнее всего. В 1953 году он окончил среднюю школу с хорошими оценками по всем предметам и незаурядными знаниями по авиации и искусству. Авиационную технику — авиадвигатели и конструкции самолетов, и даже основы теории полета Алексей постигал по записям старшего брата — авиационного техника.

После успешного обучения в 10-й Военной авиационной школе в Кременчуге Алексей Леонов поступил в Чугуевское военное авиационное училище. А в марте 1960 года приказом главкома ВВС Алексей Леонов был зачислен в первый отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. Там же Леонов познакомился и подружился с Юрием Гагариным. Они встретились еще в конце 1959 года на медкомиссии. В одном из интервью Леонов рассказывал, что увидел молодого человека, который в ожидании своей очереди читал "Старика и море" Хемингуэя. Леонов сам мечтал прочесть эту книгу и, по его словам, немедленно проникся уважением к новому знакомцу. Позже они стали близкими друзьями, вместе отдыхали и работали, вплоть до гибели Юрия Гагарина в 1968 году.

18-19 марта 1965 года Алексей Леонов вместе с Павлом Беляевым совершил свой первый космический полет на корабле "Восход-2". Леонов впервые в мире вышел из корабля в открытый космос.

Вернулись Леонов и Беляев на Землю героями. Последующие несколько лет внимание к их жизни было огромным. Уже на пермском аэродроме они попали под обстрел кино- и фотокамер, людей, которые мечтали хотя бы просто постоять рядом с ними. Прибытие в Москву было еще более пышным. Космонавты в открытом автомобиле проехали по Ленинскому проспекту и улицам, прилегавшим к Кремлю, на тротуарах стояли огромные толпы, приветствовавшие их. И только на Красной площади они наконец-то увидели своих родных.

Из-за строжайшей секретности даже семья Леонова не знала, что ждет его в полете. Когда началась радиотрансляция выхода в космос, дочка Леонова Вика, которой в тот момент было четыре года, закрыла лицо руками, расплакалась и попросила, чтобы папа немедленно вернулся назад. Алексей Леонов вспоминал, что во время выхода подвел Сергея Королева, который перед стартом потребовал докладывать о любом действии космонавта в открытом космосе. Но в момент серьезной ситуации космонавт восемь минут не поддерживал связь с Землей, самостоятельно решая задачу выживания, и именно это спасло ему жизнь. Сергей Королев позже говорил Леонову: "Ты чудом выжил!" Кстати, "чудом выжил" Леонов и в 1969 году: он ехал в автомобиле генсека Леонида Брежнева, который был обстрелян офицером Виктором Ильиным.

Карьера Леонова-космонавта — один из ярких примеров заслуженного успеха. Его следующий полет в космос был не менее значимым, советско-американская программа "Союз-Аполлон" стала целой вехой для пилотируемых космических полетов. Прекратив летать, Леонов показал себя как прекрасный руководитель, больше 20 лет, с 1970 по 1991 год, он был заместителем начальника ЦУПа, а потом, выйдя на пенсию, стал советником председателя совета директоров "Альфа-банка".

Все эти годы Леонов не бросал и свое увлечение — живопись. Талантливый художник, почетный академик Российской академии художеств, он совершенствовал свое умение в течение многих лет, неизменными оставались лишь сюжеты его картин.

Со своей женой Светланой Леонов познакомился еще во время учебы в авиационном училище и буквально за три дня сделал предложение и сыграл свадьбу: нужно было возвращаться в часть. Светлана даже свадебное платье сшила всего за одну ночь. Через два года после свадьбы у Леоновых родилась старшая дочь Вика. А в 1967 году, через два года после возвращения Леонова из космоса, родилась вторая дочь, Оксана. В 1996 году Виктория умерла, ей было всего 35 лет. Алексей Архипович тяжело переживал смерть дочери, справиться ему помогли остальные члены семьи, включая внуков Даниила и Карину.

В 1980 году в детском издательстве "Малыш" вышла книга для детей, написанная Леоновым с его же рисунками, где космонавт рассказывал, как происходил тот полет. Заканчивалась книга так: "Прошло много лет после нашего полёта на корабле "Восход-2". В космосе побывали десятки космонавтов на "Союзах" и "Салютах". Каждый решал свои сложные задачи. Но выход в открытый космос — одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полёт на корабле "Восход-2" — первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха".

Алексей Леонов (слева в первом ряду) - учащийся 9 класса средней школы № 21 г. Калининграда.


О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советское время не распространялись.

Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм "Время первых" с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему - драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.

В утробе Вселенной

Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии "Восток-11", на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин , Валентина Терешкова и Герман Титов . Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев .

На корабле "Восход", который сменил "Востоки", была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр "Беркут" весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.

Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт "Восхода" произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.

Семь потов

Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он - единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.

Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и "съедала" треть объема.

КСТАТИ: На съемках фильма "Время первых" были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.

Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.

Полет завершился на лыжах

Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить "Восход" на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.

Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.

Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места - в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.

КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля "Восход", стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.

Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.

Один из самых долгожданных российских фильмов «Время первых» сегодня, наконец, стартует в прокате. Продюсеры Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов сделали картину о том, как 18 марта 1965 года летчик Алексей Леонов вышел в открытый космос. Некоторые детали этой миссии долгое время были засекречены – оказывается, в ней многое пошло не так. «СтарХит» узнал, какие ляпы были допущены во время съемок и почему пришлось переделывать всю картину.

Ошибочка вышла

Легендарных летчиков Алексея Леонова и Павла Беляева, который управлял космическим кораблем, сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Актеры, подвешенные на специальные тросы, с трудом передвигались в 30-килограммовых костюмах.

«Хабенский всегда был в себе, сконцентрирован, слова лишнего не сказал, – поделился со «СтарХитом» актер Александр Люман. – А Миронов – душа всего проекта. Постоянно шутил, без криков спокойно объяснял, что нужно переделать».

Главным консультантом на площадке выступил 82-летний Алексей Леонов.

«Я посмотрел фильм одним из первых, – поделился со «СтарХитом» Алексей Архипович. – Компьютерная графика, конечно, на высоте. Так и не поймешь, где было снято – в космосе или в павильоне. А вот костюмы оставляют желать лучшего. На Жене Миронове мятый китель. Я фото показывал художнице по костюмам, мол, посмотрите, как мы выглядели – ни морщиночки! На дворе март стоял, а она одела всех в папахи, как в –20. Выглядит как крестный ход на Рождество. Тут я сам недоглядел, а потом уже поздно было. А во что наших с Павлом Беляевым жен одели? Чуть ли не в фуфайки!»

Ляпы Леонов обнаружил и в сценарии. «Были у меня претензии к кадру, где показали встречу Леонида Брежнева с Сергеем Королевым, – продолжает Алексей Архипович. – Леонид Ильич разговаривал с ним как с управдомом, хотя Королев был очень уважаемым человеком во всем мире. Я сказал, что так не годится, и сцену переделали. Поправил еще несколько мест. Например, там была фраза: «Что же мы, ускорим проект и при этом погубим космонавтов-героев?» А ведь до полета нас героями не называли, мы об орденах в тот момент не думали».

ПО НОВОМУ КРУГУ

// Фото: Кадр из фильма «Время первых»

Работа над картиной началась еще в 2015 году, когда подвигу Леонова исполнилось 50 лет. Но через год съемки оказались под угрозой срыва – продюсеры решили поменять режиссера.

«Меня уволили, – поделился со «СтарХитом» Юрий Быков, который снял сериал «Метод». – Тимур Бекмамбетов просмотрел материал и сказал, что это не то. Мы не сошлись во взглядах. В итоге я был снят с проекта, моего имени нет даже в титрах, так как кино полностью переснимали. Знаю, что до меня над фильмом работал Сергей Бодров – и тоже неудачно. Я считаю, что добросовестно выполнял поставленные задачи, но, возможно, продюсеры на тот момент сами до конца не понимали, что должно получиться на выхлопе. Такое бывает. Я рад, что фильм все-таки сняли».

Наконец режиссер, который смог воплотить задумку создателей, был найден. Им стал Дмитрий Киселев, известный по комедии «Елки». Фильм переделывали в ускоренном режиме. Однако на этот раз подводила погода.

«Последние сцены снимали в Крыму, – рассказал «СтарХиту» оператор Игорь Волков. – Солнца не было две недели. Ветер, пасмурно. Съемку военных объектов делали на летающий аппарат – коптер. Он стоит примерно 2,5 млн рублей. Думал, что из-за плохой погоды он грохнется минут через десять, но, к счастью, повезло».

// Фото: Александр Моклецов/РИА

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.