Роль и функции элиты в современном обществе

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.

Что же такое "политическая элита "?

"Элита " в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.

Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: "Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.).

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".


Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством. Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную.

Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

  1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
  2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
  3. Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия , чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Последователи Михельса считают, что Ленин , заложив организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде "Что делать?", ориентировался на узкий слой профессиональных революционеров - будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  • это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
  • высокий социальный статус;
  • значительный объем государственной и информационной власти;
  • непосредственное участие в осуществлении власти;
  • организаторские способности и талант.

Таким образом, под элитой понимаются:

  1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).
  2. Харизматические личности (М. Вебер).
  3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
  4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).
  5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
  6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).
  7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).
  8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов :

  1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
  2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
  3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
  4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
  5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
  6. Политическая пассивность широких масс населения.

Политическая элита обладает следующими функциями :

  • изучение и анализ интересов различных социальных групп;
  • субординация интересов различных социальных общностей;
  • отражение интересов в политических установках;
  • выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);
  • создание механизма воплощения политических замыслов;
  • назначение кадрового аппарата органов управления;
  • создание и коррекция институтов политической системы;
  • выдвижение политических лидеров.

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В науч­ный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначны­ми понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в макси­мальной степени властью и возможностями влияния на об­щество.

Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание суще­ствующих в обществе естественных и социальных различий ме­жду людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство боль­шинством общества, т. е. существование элиты признается неиз­бежным.

Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сфор­мировалось два подхода:

Ценностный объясняет существование элиты неким пре­восходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способ­ностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с мораль­ным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят лю­ди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассмат­ривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, поря­дочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политиче­ская элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Та­ким образом, ценностный подход уязвим.

Структурно-функциональный подход базируется на осо­бой важности функции управления в обществе, отсюда происте­кает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции вы-


полняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтоло­гия. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.

Любая элита осуществляет власть. А осуществление вла­сти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроиз­водству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, ко­торые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократиче­ская тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» эли­ты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополня­ется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.

В теориях элит уделяется большое внимание исследова­нию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации - партии, профсоюзы. А раз­витие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерар­хия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего поло­жения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».

Дискуссионным вопросом в теориях элит является про­блема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченно­сти. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу гос­подства. Экономическая, политическая и военная элиты состав­ляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.

Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точ­ки зрения последователей марксизма элита - это верхушка эко­номически господствующего класса, которая осуществляет ру­ководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либе-


ральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправ­ной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.

Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.

Структура элиты. Так как любая элита - это группа лю­дей, причем достаточно многочисленная, она не может быть аб­солютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Напри­мер:

По объему властных функций элита делится на три группы:

1) высшая. К ней относятся ведущие политические руко­водители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях вла­сти. К этой группе относятся президент и его окружение, руко­водители правительства, главы высших судебных органов, ли­деры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;

2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в вы­борных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятель­ных);

3) административная. К ней относятся члены правитель­ства, высший слой государственных служащих.

По территориальному признаку элита делится на цен­тральную и региональную.

По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:

Политические кланы - устойчивые неформальные объеди­нения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охра­няющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических органи­заций. Политические кланы особо сильны в обществах, где ин­тегратором общественных функций является не столько нацио­нальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.

Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказы­вающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Нали­чие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаво­ритизм становится слишком влиятельной силой).

Таким образом, сложность структуры вызывает конку­рентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается от­носительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложив­шейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, об­разовательного уровня, задачей удержания власти.

Политическая элита выполняет следующие социально не­обходимые функции:

а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;

б) формирует политические цели своей социальной груп­пы, программные документы;

в) регулирует деятельность по политическому представи­тельству какой-либо социальной группы.

г) является основным резервом руководящих кадров.

Но как достичь создания эффективной для общества поли­тической элиты с учетом ее стремления к обособленности, за­крепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от обще­ства и превращения ее в замкнутую господствующую привиле­гированную касту?

В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформу­лировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:

а) обеспечение социальной представительности элиты. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что явля­ется некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;

б) обеспечение организационной представительности эли­ты. Если члены элиты делегируются туда от организации (пар­тии, профсоюза, общественного движения), под контролем «ма­теринской группы» их деятельность будет более эффективна;


в) должен существовать плюрализм элит, который обеспе­чивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократи­ческих выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответ­ственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.

Социальное предназначение политической элиты отражается прежде всего в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны и, разумеется, связаны с большой ответственностью. Последнее обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функций, выполняемых политической элитой, определяются конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью.

Однако в реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью встречаются очень часто. Так происходит как минимум в двух случаях. Во-первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во-вторых, возможны отступления от конституции. Например, в Конституции СССР провозглашалось, что власть принадлежит Советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала. На содержание функций, выполняемых политической элитой, большое влияние оказывает политический режим. История не оставляет в этом сомнений.

Отмеченные обстоятельства важно учитывать при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Мы рассмотрим лишь наиболее существенные: стратегическую, коммуникативную, организаторскую и интегративную.

На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, определении стратегического направления общественного развития, выработке концепции назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты – парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента. С использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

Таким образом, выполнение политической элитой ее стратегической функции требует от нее высокого уровня компетентности и профессионализма. Но дело не только в этом. Оно требует также смелости и решительности, особенно тогда, когда большая часть господствующего слоя не согласна с ее стратегическим планом. История знает немало таких примеров. Классическим из них является поведение в критической ситуации администрации Ф. Рузвельта, которая решительно взяла курс на резкое усиление государственного вмешательства в экономику, что не корреспондировалось с представлением о выходе из кризиса большей части представителей господствующего класса.

Успешная реализация стратегической функции политической элитой определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны, она зависит также от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет о важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные встречи с людьми, поездки по стране и т.д. Существуют разнообразные каналы поступления информации – сообщения средств массовой информации, выяснение общественного мнения, почтовая переписка и многое другое.

Очевидно, что выполнение данной функции требует от представителей политической элиты определенных качеств, в частности: умения общаться с большими массами людей, способность четко и интересно отвечать на задаваемые вопросы, обладать авторитетом, способности так излагать программу развития общества, чтобы она вызывала одобрение и энтузиазм людей.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит (групп, претендующих на власть) наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Организаторская функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Выработанный стратегический курс выражается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся: законодательные (принятие законов и других законодательных актов парламентом, президентом, правительством); мобилизующие (различные формы воздействия на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей); регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов – материальных, людских, финансовых); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие; корректирующие и другие.

Из всего сказанного следует, что выполнение организаторской функции требует от политической элиты особых качеств. Очевидно, что это под силу только политикам-профессионалам высокого уровня.

Интегративная функция политической элиты – одна из наиболее важных. Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе. В функции интеграции выражаются искусство политиков, гибкость, дипломатичность, связь и взаимодействие со всеми слоями общества. Главная задача интегративной функции – создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса. Неспособность политической элиты выполнять данную функцию может привести, как об этом свидетельствует история, к катастрофическим последствиям. Примером могут служить практически все революции.

Механизм формирования политической элиты

Характеристика политической элиты будет неполной, если не рассмотреть вопрос о ее формировании и воспроизводстве. В основе системы отбора в политическую элиту лежат несколько факторов. Основными из них являются: широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор, критерии и порядок отбора элит. Очевидно, что конкретное содержание данных факторов меняется от страны к стране. Многое зависит от господствующего политического режима.

Согласно теории элит в мировой практике существует две системы их отбора: гильдий и антрепренерская. Выбор той или иной системы формирования элиты обусловлен рядом факторов, в частности ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.

В системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов и т.д.). В результате действия таких жестких критериев отбора для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Это достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий. Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитывается образование, стаж работы, возраст, характеристики, прежняя должность, партийность и др.). Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (тех, кто отбирает). Конкуренции между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована, иерархична и кандидаты имеют представление о «времени» своего карьерного продвижения. Следование кандидатов единым политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система отбора, являвшаяся конкретно-историческим вариантом в системе гильдий. Она была распространена в странах с тоталитарными режимами, в частности в бывшем СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения лидирующих позиций исключительно посредством принадлежности к правящей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности. Одновременно номенклатура есть высший слой партийных функционеров.

В антрепренерскую систему отбора заложены иные принципы. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческое начало, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидату было 35 лет и он проживал в стране не менее 14 лет. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, способных ответить на требования времени. Однако существует обратная сторона подобной системы отбора: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.

На практике система гильдий и антрепренерская не используются в чистом виде, а сочетают достоинства друг друга.

Социальное назначение политической элиты проявляется прежде всего в функциях, которые она выполняет в обществе. Эти функции являются разнообразными и тесно переплетаются с теми, которые выполняют политическая система общества в целом, ее подсистемы и отдельные институты. Как уже отмечалось, главными функциями политической системы является политическое целеполагания, властно-политическая интеграция общества и режима регулирования социально-политической деятельности. На персонализированном уровне эти функции выполняет политическая элита.

Функция политического целеполагания, которую иногда называют стратегической, заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Эта функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты (главой государства, парламентариями, министрами) с использованием специалистов и результатов научных исследований.

Сущность интегративной функции политической элиты заключается в обеспечении целостности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, избежании социально-политических конфликтов, нахождении оптимальных вариантов их решения в случае возникновения. Важными содержательными элементами этой функции является сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижения общественного консенсуса, тесного политического взаимодействия и сотрудничества всех общественных сил. Неспособность политической элиты выполнять интегративную функцию грозит расколом общества, столкновениями разнонаправленных социальных и политических сил вплоть до гражданской войны.

Элита выполняет основной объем работы по принятию политических решений, направленных на регулирование общественных отношений, решения назревших общественных проблем и задач, осуществляет распределение и перераспределение материальных, финансовых, людских и других ресурсов. В этом заключается ее регулятивная функция. От качества политических решений в значительной степени зависит эффективность самой политики, успех в решении поставленных задач.

Еще одной функцией политической элиты есть мобилизационная, или организаторская, которая заключается в необходимости мобилизации масс для выполнения принятых решений и поставленных задач, практического осуществления определенного политического курса.

Важной функцией политической элиты есть выражения и представительство в политической системе общества социальных интересов. На институциональном уровне эта функция наиболее полно проявляется в деятельности политических партий и групп интересов, а на персонализированном - в политическом лидерстве. Через политическую элиту реализуются связи между многообразными социальными и политическими спільностями, происходит их общения между собой с целью выяснения позиций, достижения взаимоприемлемых решений. Элита выступает тем звеном, которое не только обеспечивает горизонтальные связи в обществе, но и осуществляет вертикальную коммуникацию между властью и массами. В этом заключается ее коммуникативная функция. Политическая элита также выполняет другие функции в политической системе и в обществе в целом.

Термин «элита» происходит от французского «elite» (лучший, отборный, избранный). С XVII в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества, а затем и для выделения в обществе высшей знати. В Англии этот термин стал применяться к высшим социальным группам. Понятия стали использоваться в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до конца XIX - начала XX вв. (то есть до появления работ В. Парето), а в США - до 30-х гг. нашего столетия .

Основы концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска, Вильфремо Парето и немецкого политолога Роберта Михельса.

Моска Г. в «Основах политической науки» (1896 г.) пытался доказать деление общества на класс управляющих и класс управляемых. Первый осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами; второй управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма. Моска Г. считал господство меньшинства неизбежным, потому что это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. Делил общество на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть различия:

Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс;

Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что «демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности», вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу.На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса .

Под понятием «элита» понимаются:

  • 1) Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето);
  • 2) Харизматические личности (М. Вебер);
  • 3) Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу;
  • 4) Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);
  • 5) Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению;
  • 6) Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре);
  • 7) Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл) .

Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Понятием «политическая элита» обозначают высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления и влияния в обществе. Существуют различные подходы и акценты в понимании элит. В соответствии с одним из них - властным - элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью. В соответствии с другим - меритократическим - те, кто обладают некими особыми достоинствами и личными качествами . Есть два основных подхода к понятию «элита»:

  • 1. истинная элита воплощает сущность нации (связана с традициями, временем и пространством);
  • 2. это структурированная группа, которая обладает потенциалом решающего влияния на большинство других социальных групп («правящий класс») .

Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов .

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  • - самостоятельность;
  • - высокий социальный статус;
  • - значительный объем государственной и информационной власти;
  • - участие в осуществлении власти;
  • - организаторские способности и талант .

К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь .

Политическая элита - это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:

  • а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как необходимого условия его эффективности;
  • в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • г) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
  • д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • е) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики .

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные -- лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные -- непосредственные обладатели власти и функциональные -- профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам -- доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», -- высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов -- в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

  • - Функция социального мониторинга (постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов).
  • - Стратегическая функция (инициирование социальных изменений и выработку политических идеологических доктрин, конституций, законов, программ реформ).
  • - Интегративная функция (объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов).
  • - Организационная функция (создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).
  • - Функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров .

Т.И.Заславская к главным функциям элиты в трансформационном процессе относит выработку, легитимизацию и реализацию общей стратегии реформирования общества

К этим функциям следует еще добавить коммуникативную - эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества .

Исходя из анализа выполняемых ею функций, можно дать определение элиты. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов .

Таким образом, политическая элита - это реальность сегодняшнего этапа развития цивилизации. Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса. Элитология как область исследования отчетливо обозначилась в политологии, социологии, истории, психологии. Наиболее общим является следующее определение: политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются самостоятельность; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант, сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций и другие. Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции: социального мониторинга, стратегическая функция, интегративная функция, организационная функция, функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров.