Должен ли преподаватель ОПК быть верующим? Преподаватель не является должностным лицом

Петр! Если вы обратили внимание, то ст. 290 УК РФ»Получение взятки» включена в главу 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 285. УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» содержит примечания, которые дают ответ на Ваш вопрос о том,кто является должностными лицами:

«Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.»

На преподаваетелей возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых они несут ответственность как должностные лица, то есть являются субъектом преступления - получения взятки на основании п.1 примечаний к ст. 285 УК РФ.

"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ".

В обоснование доводов привожу пример из судебной практики:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Журавлева В.А., объяснение осужденного, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Кравеца Ю.Н., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

О. - доцент Самарского аэрокосмического университета, признан виновным в получении взятки в сумме 3000 рублей от А.

Преступление им совершено 15 октября 2001 года в г. Самаре при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Вину в совершении преступления О. не признал.

В кассационной жалобе он указывает, что не является субъектом указанного преступления, поскольку не обладал организационно-распорядительными функциями, деньги от А. получил, как оплату за будущую репетиторскую работу, А. его оговаривают, просит приговор отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда правильным.

Виновность О. в совершенном преступлении доказана, кроме показаний осужденного, не отрицавшего факта получения денег от студента, показаниями свидетелей А., А.А., К., трудовым договором, распоряжением, учетной карточкой, копией зачетной книжки, положением о курсовых экзаменах исследованными в судебном заседании.

С доводами жалобы о том, что О. не является субъектом преступления, за которое он осужден, согласиться нельзя.

Являясь преподавателем высшего учебного государственного заведения, О. обладал правом принимать экзамены. В случае несдачи экзамена - это порождало для студентов правовые последствия, в частности для А. отчисление из университета и наоборот выставление О. положительной оценки оставляло за А. право обучения в вузе. Таким образом, на О. было возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых он несет ответственность как должностное лицо, то есть является субъектом преступления - получения взятки.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что О. получил деньги от А. в сумме 3000 рублей в счет будущих репетиторских занятий, поскольку это противоречит обстоятельствам дела, согласно которых О. выставил А. положительную оценку без приема экзаменов и, таким образом, не было никакой необходимости проводить репетиторские занятия. Эти обстоятельства согласуются с показаниями А. о том, что деньги передавались за выставление положительной оценки без сдачи экзаменов. Полагать, что А., А.А. оговаривают осужденного нет оснований.

Суд дал правильную оценку всем исследованным доказательствам и обоснованно пришел к выводу о виновности О. в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 1 УК РФ

Наказание О. назначено в соответствии с законом, с учетом степени общественной опасности преступления , личности виновного, смягчающего обстоятельства.

Руководствуясь ст. 339 УПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

приговор Самарского областного суда от 22 февраля 2002 года в отношении О. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

____________________________________________________________________________________

На нашу просьбу откликнулись не только бывшие школьные педагоги: похоже, любой опыт преподавательской работы оставляет след, о котором хочется рассказать.

Спасибо всем, кто отозвался и вступил с нами в диалог. Публикуем пять характерных историй бывших учителей, преподавателей вузов и даже педагога дополнительного образования.

Наталья

2 года работала преподавателем в вузе - ассистент кафедры международного права. Сейчас - администратор в отеле.

Работать преподавателем я никогда не хотела. Мне казалось, что учитель или преподаватель - это самое плохое, что может случиться с человеком, ибо находить общий язык и пытаться «вдолбить» мало-мальски полезную информацию только начинающим формироваться детям - дело неблагодарное. Я не заканчивала пединститут, моё образование ограничилось 4 годами юридического института одного из сибирских университетов. И сразу после окончания и поступления в магистратуру меня позвали работать на выпускную кафедру ассистентом.

Моя работа должна была быть ограничена ведением семинаров. Фактически же я часто подменяла преподавателей с лекциями и грешила тем, что вместо своих семинаров читала лекции, так как мне казалось, что другой преподаватель что-то им недодал. Плюс к этому я писала статьи, руководила курсовыми работами, коих было от 28 до 40 в семестр.

Так как я была полна энтузиазма и абсолютно уверена, что научу студентов, как жить нужно, я тщательно подходила к проверке всех работ, исправляла орфографию и пунктуацию, проверяла все факты и указывала на грубые недочёты, разжёвывала, как нужно писать. Оказалось, что «бывалые» преподаватели только прогоняют курсовые на «Антиплагиате» и, если оригинальность выше 60%, читают выводы по каждой статье, этим и ограничиваются.

Мне было 22-23 года, поэтому частенько у нас на кафедре, состоящей на 90% из профессоров и кандидатов наук бальзаковского возраста, случались диспуты на тему патриотизма, отношения к государству, жизненных ценностей, мечты и стремлений.

Я преподавала дипломатию, теорию международных отношений, международное право и ещё много смежных с ними предметов, а до преподавания 4 года изучала международные отношения. Положение нынешней России мне мало импонировало (хотя тётеньки с кафедры пытались меня всячески убедить в моей неправоте, сыпля фактами из новостей «Первого канала»), поэтому мне хотелось донести до студентов основную мысль: анализируйте и сравнивайте, не нужно слепо любить своё государство, даже если вы учитесь на дипломатов. Эту мою идею кафедра не одобряла и много раз пыталась научить меня родину любить.

Иногда я думала, что возненавижу студентов, однако работа с ними была лучшей частью преподавания.

Очень интересно наблюдать, как разнятся потоки, чем отличаются студенты разных возрастов. Я старалась разнообразить учебный процесс и психологическими тестами, пыталась выяснить, какие взаимоотношения в группе, и предлагала руководству что-то поправить, кого-то куда-то перевести (ни одно моё предложение не рассмотрели всерьёз).

Мне нравилось писать статьи и публиковать, руководить научными работами студентов, помогать им, мне нравилось рассказывать им то, что знаю я, нравилось, когда мне задавали вопросы, на которые я не знаю ответа. В этот момент у меня от неопытности дрожали коленки, но я либо предполагала, либо искала ответ после занятий и потом сообщала. То, что мне задавали вопросы, ответы на которые я не знала - это здорово, значит, студенты соображают, значит, они заинтересованы.

Мне нравилось проводить экзамены и тесты, я давала списывать, но при условии, что они действительно поймут и запомнят хоть что-то, я завышала оценки, потому что оценки ничего не значат для будущей жизни человека, но почему-то студенты очень переживали за реакцию родителей на 3 и иногда 4, в прямом смысле слова падали на колени и умоляли не ставить плохих отметок, иначе дома им несдобровать.

Мне не нравилось, что коллектив очень болезненно относится к внешнему виду преподавателя: студентам было всё равно, даже если бы я пришла в пижаме.

Старое же поколение преподавателей настаивало на необходимом строгом внешнем виде для соблюдения профессиональной субординации.

Моя зарплата была 11 тысяч в месяц с учетом северного коэффициента, а это было немало. При этом в неделю я вела в среднем 5-6 занятий. Примерно раз в полгода делали надбавку за руководство победителями олимпиад, за опубликованные статьи. Зарплатой я была довольна и здесь могу только поддержать слова Медведева о заработке преподавателей: молодой и энергичный найдёт, как заработать. Можно было преподавать курс на английском языке, и это была бы хорошая прибавка, можно было взять часы в других институтах, время позволяло.

Перестала работать, так как зарплату обещали сократить, и в этот же период времени я собиралась переезжать в другой город. Плюс к этому я всё-таки понимала, что у меня «профнепригодность». У меня были свои твёрдые политические взгляды, которые я старалась не афишировать, но студенты постоянно выпытывали. Всё сводилось к тому, что они пытались угодить преподавателю и выражали скорее мою точку зрения, нежели личную, за что я их ругала. Но в головах студентов напрочь засело представление об институте как о месте, где нужно понравился преподавателю, зазубрить на «5» и забыть.

Эта работа научила меня терпению. Научила воспринимать всех людей непредвзято. И дала понять, что нельзя научить чему-либо человека, который совсем этого не хочет.

Однако не все так уж не хотят учиться, многим просто не нравится нудный процесс. По возможности я старалась вплетать в учебный процесс современные фильмы, сериалы, персонажей книг, устраивала занятия в неклассической форме, например, в виде заседания суда или совета безопасности ООН, в виде пресс-конференции, вплетала игры по типу «Крокодила» или «Кто я?», когда нужно было объяснить термин без помощи слов и т.д.. Иногда это привлекало тех студентов, которые, казалось, уже не включатся в учебный процесс.

Я бы с радостью вернулась в профессию, если бы можно было приходить на работу в рваных джинсах и если бы зарплата ассистента была 20 тысяч, тогда это было бы волшебно.

Что касается советов, я бы пожелала преподавателям: заставляйте студентов и учеников мыслить, сделайте всё, чтобы развить у них логическое мышление, чтобы они всё прогоняли через призму скепсиса. Не зацикливайтесь только на предмете, не бойтесь выходить за его рамки.

Совет студентам: не бойтесь не учить то, что вам не нравится, и уходить оттуда, где вам учиться не хочется. Многие студенты попусту тратят время, когда явно видно, что эта специальность им не нужна.

Алексей

10 лет преподавал в вузе на кафедре экономической теории. Сейчас - руководитель проектов.

После защиты моей диссертации, посвящённой предпринимательству, ко мне подошла профессор, член совета, и сказала такую фразу: «Не бросайте преподавать, это дар, вы должны его реализовать». Неожиданная реплика запала мне в душу. Так я стал рядовым преподавателем провинциального вуза, прошёл путь от ассистента до доцента. Это были насыщенные 10 лет, наполненные трудом и творчеством, встречами с удивительными людьми, общением с коллегами и студентами.

Работал я на кафедре экономической теории, читал лекции для студентов первых курсов, в том числе и неэкономических специальностей. Нагрузка «горловая» - работа тяжёлая, но и закалку даёт мощную. После поточных лекций страха большой аудитории нет, да и в целом это хорошая выучка лектора.

Система устроена так, что преподавателя не щадят - действует принцип конвейера и говорящей головы. Однако и тут бывают проблески. Например, когда устанешь, настроения нет, ведёшь занятие на автопилоте, и вдруг неожиданный вопрос тебя заводит - и ты уже в полёте! Такие дни остаются в памяти.

Меня сильно раздражала система оценивания - это трудоёмкие процедуры и бессмысленные. Часто представлял себя школьной учительницей с кипой тетрадок. Балльная система - одна из мнимостей университетской жизни (по деле всё сводится к традиционным двойкам/тройкам/пятёркам), как и контрольные тестирования - я застал первые шаги в этом направлении. При отсутствии достаточного количества компьютеров эти дни превращались в адский марафон нажимания на кнопки.

Вообще допотопная материально-техническая база и обшарпанные классы не скрашивают будни преподавателя. В основном всё держится на влюблённости в предмет, влюблённости в группу, с которой работаешь.

Я человек темпераментный, на первых порах испытывал сильные эмоциональные нагрузки, когда всё пропускаешь через сердце, но постепенно удалось найти верный тон во взаимодействии с ребятами. Для меня личное общение, включённость в жизнь моих студентов всегда были очень важны - я много занимался научными и социальными проектами, подготовкой докладов, выступлений, материалов для студенческих конференций, конкурсов, грантов. Постоянно таскал из дома ребятам книги, журналы - научная библиотека в вузе бедная и неудобная. Читали вслух, обсуждали.

Первый звонок, что пора уходить, прозвучал, когда я понял, что в аудитории сидит только 10% мотивированных, интересных студентов-личностей.

А раньше это было 30-40%, взаимодействие с ними давало результат и вытягивало группу в целом, да и сам ты развивался. Я решил, что с двумя-тремя студентами смогу работать самостоятельно и вне стен университета - толку будет больше! Площадка для этого уже существовала, вместе с коллегами мы организовали методологическую мастерскую в областной библиотеке. Так я «спрятался» от студентов сначала в докторантуре, а потом уволился вовсе.

Решение было тяжёлым: получалось, что в родном университете я провёл полжизни - студентом, аспирантом, потом преподавателем. Но интенсивность труда выросла в два раза при прежней зарплате. Времени на науку и проекты не оставалось, платили гроши. Поток бессмысленных бумаг нарастал. Мы превращались в настоящих рабов.

Перспектива профессионального роста исчезла, любые методические новшества и другие инициативы воспринимались безразлично. Все механизмы управления и принятия решений непрозрачны. Ключевые посты заняло поколение людей, через должности решающих только свои личные проблемы. Административные службы преподавателей презирали. Любой поход в бухгалтерию, отдел кадров, методический отдел вызывал у меня внутренние содрогания, поскольку столько непрофессионализма, хамства, неприкрытой агрессии и неуважения я мало где встречал. Например, чтобы выбить крохи на оплату проезда на конференцию, надо было пройти настоящую мясорубку унижения. Кстати, такое отношение стало главенствующим и в среде студентов: преподаватели - обслуживающий персонал.

Самым больным стало расставание с родной кафедрой - для меня это было гнездо. Удивительные люди окружали и сформировали меня - профессора В.А. Петрищев, Л.А. Карасева, Е.А. Спасская, В.А. Кунтыш, Н.В. Костюкович. Перечисляю фамилии, поскольку от них я получил знания, секреты мастерства, несгибаемый нравственный стержень.

Работа в университете - это фундамент моего успеха сегодня. Это, конечно, и формальное наследство - звание, запись в трудовой, связи. Но главное - это навыки творчества, исследовательской работы, общения в команде.

Уйти из преподавательской профессии невозможно, это внутри тебя - происходит профессиональная деформация.

Единственная сфера, где мне приходится себя сдерживать, - это семья. С первых дней моя жена предупредила меня: «Выключи преподавателя!»

Что должно измениться в системе, чтобы я захотел туда вернуться? Наверное, преподаватель должен быть поставлен во главу угла.

Алёна

Работала 4 года старшим преподавателем в вузе, 4 года педагогом дополнительного образования. Сейчас - методист в учреждении допобразования.

Кратко о своем отношении к труду Учителя. В профессию должны приходить по призванию, увлечённые люди. Это, безусловно, творческая работа. В то же время очень ответственная. Я сама с детства хотела быть учителем, но свою карьеру я начала с университета, в школе никогда не работала, хотя по образованию учитель технологии. Как ни странно, в школу хочу и постоянно рассматривала такой вариант. Однако не требуются у нас учителя технологии в школе.

4 года я работала в вузе в должности старшего преподавателя («старший» звучит устрашающе, хотя самый низкий чин среди преподавательского сообщества). Поначалу всё нравилось: условия работы, зарплата, нагрузка, коллеги. На кафедре ценили, студенты уважали. Но в последний год моей работы мне дали нагрузку 0,25 ставки, это для старшего преподавателя 2 500 рублей в месяц (на дворе был 2011 год). И догрузили общественными работами в роли секретаря ГЭК и ГАК. Ввиду такой занятости становилось сложно найти подработку. Вот я и плюнула на всю эту научную работу.

После этого мне посчастливилось работать в сфере дополнительного образования детей. И снова 4 года. Я успела побыть и педагогом, и методистом, и занимала руководящую должность. Поэтому мне на собственной шкуре пришлось испытать не только все трудности работы педагога, но и сложность административной работы вперемежку с постоянными жалобами подчинённых, этакой обратной связью.

Трудность работы педагога дополнительного образования в том, что в обществе сложился определённый стереотип в отношении кружков. И не только у детей, но и у самих педагогов.

И мне во сто раз сложнее было перестроиться мыслить по-другому. Потому что это в институте к преподу студенты идут за знаниями, за дипломом или не идут на скучные лекции, потому что такие они студенты. Это в школу дети придут обязательно, потому что в школу ходить обязательно по закону. А в кружок, если ребёнок не пришёл, значит, ему неинтересно (мне кажется, какой другой педагог об этом когда-то задумывался). И ты из юбки выпрыгиваешь, чтобы, блин, заинтересовать их.

А у каждого ребёнка своя мотивация к посещению кружка. И у каждого своё расписание в школе и в других кружках. А требуют группы по 15 человек, хотя в кабинет больше 5 не вмещается. А потом ещё чиновник или кандидат наук из местного института повышения квалификации какую-нибудь блажь придумает и иди выполняй, потому что потом отчёт нужно делать и фотографию приложить. Это реально!

В прошлом году мы праздновали День сердца! (А вы разве нет?) Нас обязали праздновать День сердца и мы, вместо того, чтобы развивать в детях инженерную смекалку, прыгали с ними на скакалках. Самое позорное, что дети сами понимают, где есть профанация. А мы, учителя, продолжаем им головы дурить...

Сложнее педагогом допобразования еще и потому, что нет стандартов, нет программ, каждый должен сам себе программу писать и планировать работу. У некоторых для этого не хватает опыта и образования. В то время как зарплата у них ниже, чем у школьных учителей (по крайней мере, в нашем городе).

Не скажу, что отчётами завалили. Вся отчётность педагога - заполнять журнал. Сложнее всего обеспечить присутствие детей на занятиях, ведь за 0 человек в группе грозятся урезать зарплату, а это всегда напрягает.

Все эти обстоятельства вскрываются и во время ежегодных проверок со стороны городского Управления образования. И тут начинается разнос. Попадает всем, от мала до велика. Могут в лицо молодому педагогу сказать, что он никто, ничем не занимается и должен быть уволен. Каково, а?

«Вы организовали городской конкурс технического творчества, а у вас 14 участников, это не конкурс, а междусобойчик. Где участники от школ?» - спрашивают меня во время очередной проверки. «Хорошо, мы организуем конкурс детского рисунка и у нас будет сотня участников», - отвечаю я. «Что вы такое говорите! Вы же ЦЕНТР технического творчества! Кстати, что это от вас в конкурсах всероссийского уровня нет участников?» - продолжает свою работу проверяющий. «Потому что конкурсы всероссийского уровня с дистанционным участием - это конкурсы рисунков, а чтобы участвовать «техникам», нужно выезжать за пределы республики, далеко. Предлагали. Родители отказываются», - снова с оправданием я. Вердикт: «Значит, так предлагаете!»

Это непонимание со стороны административных работников, их завышенные требования. Иногда они сами не могут понять, что требуют. А приводит это только к росту негативного отношения к работе, к увольнениям талантливых и по-настоящему незаменимых коллег. Основным мотивом моего увольнения была в этом случае вовсе не зарплата, а существующая нестабильность, непонимание, постоянное «довешивание» обязанностей и, самое главное, - это отношение чиновников к твоей работе.

В неоправданной критике развития не будет. Иногда после одного доброго слова горы свернёшь. Жаль, что эти слова мне приходилось слышать только от своих учеников и их родителей.

Дарья

Работала 4 года в школе учителем английского языка. Сейчас - мастер по маникюру.

В школе я работала учителем английского языка. Предмет не самый лёгкий, поэтому проблем было немало. Классы были разные, начиная со вторых и заканчивая девятыми. Первое время было очень тяжело, но помогали коллеги-«англичане». Благодаря им я не уволилась через год.

Легче работать было с младшими классами, с дисциплиной проблемы редко возникали, а вот со старшей школой сложнее, так как в силу возраста (на тот момент мне было 22 года) мне иногда трудно было вести себя серьёзно с ними, хотелось пошутить, посмеяться. Но границы никогда не переходили.

У меня со школой не сложились отношения из-за начальства. Пока я совмещала работу с учёбой (я на вечернем училась), меня особо не трогали и давали ту нагрузку, какую я просила. Когда я закончила учиться, мнение особо не учитывалось. «Ты же молодая! Работай!».

Да, зарплата была немаленькая, но я не считаю, что школа - это то место, где надо строить карьеру, я хотела получать удовольствие от работы, а когда тебя загружают, удовольствия уже не испытываешь!

Я попросила дать мне меньше часов, а мне отказали, да ещё и классное руководство дали. Я поняла, что это совсем не моё, так как начала срываться на детях, постоянно плакала и просыпалась с мыслью: «Почему я?»

Не помогли и уговоры коллег, которым было очень тяжело и обидно меня отпускать. Правда, я хотела доработать до конца первой четверти, но мне не дали, поэтому ушла в октябре, чему несказанно рада. Всё, что ни делается, всё к лучшему.

Не знаю, чему меня научила эта работа, честно! Одно я поняла: если хочется что-то изменить, то не надо бояться, и надо ценить и любить себя. Когда я уходила из школы, директриса сказала: «Вы можете работать и больше часов, вам просто себя жалко!». И я с ней полностью согласна, сейчас я работаю и по 12 часов в день, разница в том, что сейчас я получаю удовольствие от работы, я стала спать лучше и, как бы странно это не звучало, времени на себя стало больше!

Хотела бы я при каких-то условиях вернуться в школу? На данный момент - нет! Ни на каких условиях! Ещё остался осадок после первого опыта. Но вообще, в будущем, когда будут дети, возможно, я бы пошла работать в школу. Условия: 18 часов в неделю (ставка учителя), никакого классного руководства и поменьше бы всяких бумажек. Не совсем понимаю, почему учитель должен писать программу на учебный год, когда этим должны заниматься методисты.

Я вообще считаю, что в школе должны работать люди, которые любят своё дело, которым нравится работать с детьми, родителями, а не из-за зарплаты набирать побольше часов и создавать видимость, что они работают.

Я ушла в тот момент, когда поняла, что становлюсь похожей на своего классного руководителя.

У нас был не самый спокойный класс, и к нашему выпуску она стала неврастеничной, вечно кричала, срывалась по пустякам и постоянно тряслись у неё руки. Я такой совсем не хотела быть!

Для советов я молода и неопытна, но одно могу сказать, что не всегда дети во всём виноваты, с ними всегда можно найти общий язык. Я с ними любила работать, хотя были и отвратительные детишки, которых хотелось придушить, если честно! Вся проблема в начальстве и вышестоящих инстанциях: первые не помогают и не поддерживают, вторые не знают, чего хотят.

Оксана

Работала учителем математики в школе 20 лет назад, сейчас - главный администратор отдела продаж крупного завода.

Я работала учителем математики в средних классах сразу после окончания КГУ им. Т.Г. Шевченко. Это была обычная школа на окраине Киева в обычные 90-е годы прошлого века. Вспоминаю эту школу как светлое и хорошее место, несмотря на трудности того времени.

Мне нравилась эта работа, но я чувствовала, что мне не хватает именно педагогического образования и практики. Некоторое время я даже думала, каким образом могла бы заполнить эти пробелы, но потом пришла к выводу, что подобный формат работы мне не подходит. Прежде всего тем, что я была бы хорошим предметником, но не культ-массовым организатором всяких линеек, политинформаций... Я бы с удовольствием готовила «олимпиадников», недели математики, но меня напрягало всё то, что относилось к идеологической и воспитательной части процесса, навевало тоску и вводило в ступор. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что решение было правильным: 90-е годы нельзя даже сравнивать по силе давления с тем, что происходит сейчас.

Кроме того, в школу я пришла уже после того, как пять лет работала репетитором. Я привыкла к тому, что меня ждут: с одной стороны стоит папа с деньгами, с другой - мама с чашечкой кофе, и ребёнок, если не рад, то хотя бы понимает, зачем он учит и что будет сдавать.

Представьте мой шок после этого, когда я услышала от ребят в классе: «А зачем мне эта ваша математика?» «Не нужна? - подумала я. - Да не вопрос. Тоже мне, проблема. Я всегда найду тех, кому нужна».

А преподаватель всё же должен быть уверен, что его предмет нужен и в том объёме, который он даёт согласно программе, и обоснованно требовать определённого уровня знаний.

Сейчас я бы уже смогла ответить ученикам, я понимаю, что, по большому счёту, программа как таковая - не суть вопроса. Главное - навыки, которые получают люди в процессе обучения. А эти навыки можно получать на разных наборах формул, тем, задач.

Иногда думаю, что я должна была побывать в той школе ради одного отпетого хулигана, совершенно запущенного в математическом смысле.

Я приносила ему логические задачи, задачи с применением практики, задачи на внимание. Первоначально я это делала только для того, чтобы он просто сидел тихо: он ничего не понимал, так как не учился до этого, и от скуки шумел. Решение этих задач его увлекло, повысило его самооценку, и в результате это уже он следил, чтобы в классе не отвлекали. Если бы мы общались дольше, я уверена, он бы освоил школьный курс (если бы на это была его добрая воля, конечно - учиться летом) и смог бы претендовать на технический вуз.

Неожиданно сложный вопрос - чему меня научила эта работа. Наверное, прежде всего тому, что всему нужно учиться. Наивно рассчитывать, что, если ты сам был в школе, учился предмету, то можешь зайти в класс и сразу стать учителем. Что за обычными вещами, которые кажутся простыми, стоит большой труд и опыт поколений. Что неразумно вклиниваться в новую область, не опираясь на опыт людей до тебя.

Некоторые почти все научно-педагогические работники (преподаватели) вузов, отработав норму преподавательской работы, покидают свои рабочие места. А некоторых ректоров некоторых российских вузиков ничему не научил эпик фэйл ректора дипакадемии МИД РФ В. Лаптева, который обязал весь профессорско-преподавательский состав высиживать все 36 часов в неделю в стенах вуза («Уволен ректор Дипломатической академии МИД РФ», КоммерсантЪ, 6 апреля 2011 года). И в некоторых вузах преподаватели таки обязаны пребывать все 36 часов в неделю. Администрация портала PhDRu попытается выяснить, насколько законно это требование…

Согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в пункте 1 уточняет, что данное положение о 36-ти часовой рабочей неделе относится и к

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

При этом в Примечании к данному приказу отмечается, что:

Примечания.
1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 88 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71:

Для работников высшего учебного заведения, осуществляющих педагогическую деятельность, - педагогических работников, устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Данное типовое положение определяет максимальный предел учебной нагрузки, а конкретное количество часов учебной нагрузки для ассистентов, старших преподавателей, доцентов и профессоров определяет Коллективный договор между работниками и администрацией вуза.

Таким образом, в высших учебных заведениях определена лишь предельная продолжительность рабочего времени преподавателей - 36 часов в неделю и предельное количество учебной нагрузки (900 часов в год для вузов и 800 для заведений повышения квалификации специалистов). В пределах этого времени преподаватели должны выполнять все виды учебной нагрузки: чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, консультаций и экзаменов. При этом у преподавателя регламентирована лишь педагогическая нагрузка, которая носит дифференцированный характер в зависимости от занимаемой должности.

Однако следует учесть, что в режим рабочего времени преподавателя вуза входит не только учебная нагрузка, но и учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность: подготовка лекций/практических занятий; статей/учебников/монографий; участие в конференциях/семинарах, а также в научно-исследовательских проектах. Так, в пункте 7 Приказа Министерства образования и науки РФ (№ 69 от 27 марта 2006 года) «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» указываются виды внеаудиторной работы преподавателя:

VII. Режим рабочего времени
профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений высшего профессионального образования
и образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов
7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году - в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Однако в вузе все вышеперечисленные мероприятия можно осуществить только при условии наличия соответствующей организационной, технической и материальной базы . Поэтому, чтобы не сидеть в вузе все 36 часов в неделю, в начале учебного года преподаватель должен включить в свой индивидуальный учебный план вневузовские мероприятия. Действительно, многие пункты бланка индивидуального плана преподавателя вуза, который утверждается заведующим кафедрой, могут предусматривать работу вне стен вузика…

Итак, что касается «полной занятости преподавателя» , то согласно статье 333 ТК РФ, «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю» (См. также «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69). Количество часов аудиторной (лекционно-горловой) нагрузки для преподавателей определяется коллективным трудовым договором, разработанным согласно типовому положения Минобрнауки России, и составляет 850-900 академических часов в учебный год для ассистентов и старших преподавателей и 800-850 академических часов в учебный год для доцентов. Остальную часть нагрузки составляет внеаудиторная нагрузка ― так называемая «вторая половина дня» ― учебно-воспитательная, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, которую в реальной жизни никто полностью не выполняет. Ибо государство притворяется, что платит ассистенту 5,5 тысячи рублей, а ассистент притворяется, что работает. Чем завершилась история в Дипломатической академии МИД РФ, когда ректор В. Лаптев обязал весь профессорско-преподавательский состав высиживать все 36 часов в неделю в стенах вуза, хорошо известно всем…

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

The Village продолжает выяснять, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - преподаватель вуза. Ежегодно составители рейтинга QS World University Rankings выбирают лучшие учебные заведения мира. Оценка происходит по шести показателям: академическая репутация, репутация среди преподавателей, соотношение преподавательского состава к числу учащихся, индекс цитируемости, доля иностранных студентов и преподавателей. В этом году в глобальный рейтинг в общей сложности попали сразу 68 российских учебных заведений, среди которых МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, Высшая школа экономики и РУДН. Мы узнали у преподавательницы московского вуза, который тоже представлен в этом рейтинге, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги.

Профессия

Старший преподаватель

Доход

60 000 рублей

Траты

4 000 рублей

коммунальные платежи

15 000 рублей

продукты

2 000 рублей

одежда и уход за собой

рабочие расходы

накопления на квартиру

Как стать преподавателем вуза

Я начала работать, когда еще сама училась в институте. В колледже при нашем вузе не хватало преподавателей, и мне, студентке пятого курса, предложили в течение года проводить там семинары. Мне понравилось, и я решила пойти работать уже в институт, который к тому времени окончила. Чтобы стать преподавателем, нужно сначала несколько лет провести в статусе ассистента профессора или доцента, который считается твоим наставником. Он может вести лекции сам, а тебе доверить только семинары. После трех лет работы ассистентом ты становишься старшим преподавателем, еще после трех лет педагогического стажа и получения степени кандидата наук - доцентом. Мне сейчас 25 лет, я старший преподаватель, веду занятия по программированию у студентов и абитуриентов и параллельно пишу кандидатскую диссертацию.

Сейчас ввели систему бакалавриата и магистратуры, и получается, что за шесть лет люди уже устают учиться и не хотят тратить еще три года в аспирантуре, чтобы пойти преподавать. Потому молодых преподавателей не так много. Их число часто зависит от отрасли. Например, в менее прикладных областях - химии, биологии, высшей математике - людям сложнее найти работу после вуза, и они остаются преподавать. Также много молодежи на кафедрах иностранных языков. В IT-дисциплинах нам очень нужна свежая кровь - те, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Я часто советуюсь со своими бывшими одногруппниками, которые работают по специальности, узнаю, что они сейчас используют, хожу на различные курсы, ищу актуальные темы. Ведь если преподавать что-то устаревшее, студентам очень быстро становится скучно. Им надо обязательно показывать, где эти знания можно будет применять. Также мы стараемся приглашать вести занятия действующих сотрудников крупных компаний. Обычно они работают в течение недели, а к нам приходят только по субботам.

Конечно, молодым преподавателям не всегда просто. Когда я только начинала вести занятия, мои студенты не делали домашнее задание, но я это списываю на то, что в колледже нет особой дисциплины и мотивации у учащихся. Я стараюсь сразу дать понять студентам, что у меня нет халявы: рассказываю, что буду вести у них пары целый год, для допуска к экзамену нужно написать три контрольные, потом еще на третьем курсе мы встретимся снова - и придется сдать мне курсовую работу. Также я обычно беру группы помладше, чтобы разница в возрасте у нас была побольше, а то нынешние третьекурсники поступали в тот же год, когда я выпускалась из института.

Особенности работы

Каждый год с преподавателем заключается договор, в котором прописано, сколько учебных часов он должен отработать. Обычно пары бывают три дня в неделю, а в остальное время мы должны обновлять учебные планы и программы, готовить материалы к лекциям и семинарам, составлять задачи для студентов. Самая первая пара начинается в 8:30, но я нормально отношусь к таким ранним занятиям, так как люблю с утра поработать и освободиться уже в 13:20. В день мы проводим три, максимум четыре пары. Больше даже не ставят, просто потому что преподаватель устает и становится невнимательным.

Никаких требований к внешнему виду в нашем университете не предъявляют, единственная просьба - не носить на работу рваные джинсы. Зато есть специальный отдел, который следит за тем, что про наш вуз пишут в интернете. Как-то студенты выложили на одном сайте статью про очень придирчивого и строгого преподавателя, который к тому же ведет сложный предмет. Они высмеивали его внешность и голос, строили догадки насчет его сексуальной ориентации, пририсовали к фото всякие непристойности. У этих студентов на сайте были заполненные профили с личной информацией, потому их очень быстро вычислили и выгнали, потому что этот преподаватель заодно был проректором, то есть отвечал за все зачисления и отчисления. Как ни странно, но эту статью с сайта до сих пор не удалили.

В моих социальных сетях нет никакой лишней информации. У меня в группе как-то был студент - бывший моей подруги, благодаря ему мои соцсети моментально разлетелись по всему вузу. Я понимаю, что для студентов, особенно айтишных специальностей, не составляет труда накопать про тебя в интернете очень много информации. К тому же теперь можно просто взять фото преподавателя с официального сайта университета, а потом найти этого человека с помощью специальных сервисов и программ. Но даже если студентам стали известны твои соцсети, никто не станет тебе досаждать, максимум пару раз спросят что-нибудь по делу. Преподавателей в интернете не достают - просто боятся отчисления, а вот мемы с нашими лицами и коронными фразами сразу же попадают в группы и паблики.

Я веду занятия у школьников на подготовительных курсах, студентов дневного и вечернего отделений, и самые сложные из всех, конечно, школьники. Дисциплина у них хромает, нужно постоянно следить, чтобы они не играли в телефоне во время занятий. К тому же среди них много тех, кто уверен, что сразу же после окончания школы на них обрушатся успех и богатство. На дневном отделении у нас, как правило, простые студенты из семей со средним достатком, много иногородних.

Наш вуз больше ориентирован на финансовую сферу, а не на программирование, так что москвичи обычно выбирают более престижные МГУ, Вышку, Бауманку и МИФИ. А вот на экономическом и юридическом факультетах есть мажоры. После ЕГЭ мозги у студентов настроены на решение одинаковых задач по заданной формуле, но стоит что-то поменять, даже перенести цифры на примеры из реальной жизни, и начинаются ступор и возгласы: «Сложно!». Получается, что после ЕГЭ мы заново учим студентов применять знания и смотреть на мир шире. Где-то половина приходит с горящими глазами и действительно хочет учиться, а другая половина просто отсиживается. Возможно, родители отправили получать высшее образование - или сами студенты где-то услышали, что IT это престижно.

Самые ответственные и въедливые студенты на вечернем отделении, потому что у них есть отличная мотивация - финансовая. Подготовительные курсы для школьников стоят дорого, но все оплачивается из родительского кармана. На дневном студенты только начинают сами зарабатывать, а вот вечерники пошли учиться по собственному желанию, работают и оплачивают учебу. Они всегда задают много вопросов, будут писать в мессенджеры и соцсети преподавателям, если что-то не поняли. У нас есть такое правило: если группе не нравится преподаватель, студенты сообщают об этом в деканат, и тогда вести у них занятия будет кто-то другой. Преподаватель в этом случае понесет наказание: он может просто написать объяснительную, а может дойти до того, что с ним не продлят контракт на следующий год. На дневном отделении такие жалобы бывают очень редко и связаны они не с некомпетентностью преподавателя, а с тем, что он строгий и ставит много плохих оценок. А вот вечерники часто жалуются, например, если им читают устаревший материал.

Сейчас у нас есть онлайн-образование: преподаватель выкладывает записи своих лекций, студентам дается какое-то время на просмотр этих лекций, решение задач по ним, прохождение тестов. На экзамене студент сидит за компьютером и с помощью видеосвязи отвечают на вопросы преподавателя, защита диплома тоже проходит онлайн. Конечно, списать может быть очень просто, мы же не видим, что происходит у студента на экране, даже если он в этот момент ищет в интернете ответы. Единственный способ понять, выучил студент или нет, это задать вопрос, немного отличающийся от стандартного, где уже надо применить знания.

Конечно, студенты продолжают списывать, но делают это совсем не так, как раньше. Все знают: пока ты готовишь шпаргалку, хоть что-то откладывается в голове. Сейчас никаких шпаргалок нет, на экзамен приходят с наушниками. У кого длинные волосы, просто прикрывают их, но есть и беспроводные микронаушники, которые закладываются в ухо так, что их совсем не видно. Микрофон в таком устройстве выглядит как цепочка с кулоном, а на другом конце провода кто-то диктует правильные ответы.

Раньше мы перед экзаменом выдавали списки билетов с вопросами, которые в них будут. Сейчас, чтобы меньше списывали, сделали просто список вопросов, и как они будут объединены в билеты, студенты не знают. Но и тут придумали выход: помощник просто зачитывает весь список вопросов и, когда называет нужный, студент подает какой-то сигнал - щелкает ручкой или покашливает. Так что, если кто-то на экзамене издает много странных звуков, есть повод заподозрить, что он списывает. Мы боремся со списыванием теми же методами, которые используют на ЕГЭ - ставим средства глушения связи. Это такая небольшая коробочка, которая на радиус кабинета блокирует работу всех сотовых телефонов, но при этом довольно противно жужжит. Есть теория, что эти глушилки плохо влияют на здоровье, поэтому мы не можем их использовать, если в группе есть беременные студентки, у кого-то кардиостимулятор или слуховой аппарат.

До выпуска доходит процентов 50 из тех, кто поступил. Часть вылетает из-за неуспеваемости, а кто-то просто понимает, что сфера IT не для них, и уходит сам. Есть те, кто доучивается, но только ради корочки. На экзамены они приходят практически ничего не зная и просят поставить тройку. Мне вообще пока сложно влепить неуд, даже если он вполне заслужен. На экзамене я могу сидеть с утра до вечера, но всех двоечников вытяну на тройки - даю им простые задачи, разжевываю материал. Иногда мне кажется, что я трачу свое время на тех, кому это вообще не нужно, так что в эту сессию постараюсь обязательно научиться ставить справедливые двойки. После неуда студент идет на пересдачу. В случае, когда и на пересдаче оценка не становится лучше, собирается комиссия из трех преподавателей, и если студент опять заваливает экзамен, то за этим следует немедленное отчисление. Когда готовят приказы об отчислении, в деканатах просто очереди стоят, чтобы рассказать свою историю и разжалобить декана. Как правило, у студентов это получается, и декан или даже проректор разрешает еще раз попытаться все пересдать, особенно если проситель пришел впервые.

После третьего курса в учебном плане обязательно стоит производственная практика, и я всем студентам советую, чтобы они не где-то у родителей в фирме ставили печати в свой отчет, а по-настоящему шли работать - пусть стажером, пусть за очень мало денег. На четвертом курсе уже вполне можно совмещать учебу и подработку. Институт дает большой кругозор, но нет каких-то конкретных глубоких знаний и навыков в одной области, которые можно получить только на практике.

Доходы

У старшего преподавателя есть фиксированная ежемесячная зарплата - 40 тысяч рублей, она прописана в договоре вместе с количеством часов, которые нужно отработать. Вообще, чем выше должность, тем выше зарплата и меньше нужно работать. Так, у ассистента норма - это 850 часов, у старшего преподавателя - 800 часов, у доцента - 700. К тому же мы между собой условно делим преподавательскую нагрузку на легкую и тяжелую. Тяжелая нагрузка - это лекции и семинары, а легким считается, например, принимать практику у студентов. Тебе приносят отчет, который можно прочитать минут за 15, а проверка отчета одного студента по рабочему времени считается примерно как восемь пар, отработанных в аудитории. К легкой нагрузке мы относим также проверку курсовых работ или участие в комиссии во время защиты дипломов. Как правило, такие нагрузки берут профессора. Еще преподавателям доплачивают, если они ведут занятия у магистров или вечерников. Есть разнарядка, что 80 % процентов пар в магистратуре должны проводить именно профессора, так что эта нагрузка тоже достается им.

Раз в несколько месяцев у нас бывают премии, в конце года дают тринадцатую зарплату. Еще у преподавателей есть оплачиваемый отпуск 56 дней. Премии зависят от внутривузовского рейтинга, причем он составляется отдельно для профессоров, доцентов, старших преподавателей и ассистентов. Те, кто попадает в первые три десятка, получают весь следующий год прибавку к зарплате. То есть у нас, как и во многих корпорациях, тоже есть индекс KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Рассчитывается этот рейтинг с учетом множества факторов. Даже смотрят, что про тебя пишут студенты в группе «Подслушано», как оценивают тебя на специальных сайтах. Поэтому некоторые даже специально просят студентов, чтобы написали хорошие отзывы, могут даже начать с этого семинар.

Также при присвоении рейтинга обращают внимание на то, насколько часто преподаватель засветился в средствах массовой информации. Считается, что лучший пиар вузу обеспечат его сотрудники, которые будут выступать экспертами и давать комментарии. Так, университет постоянно мелькает в прессе, и это действует на наших потенциальных абитуриентов как двадцать пятый кадр. Потому многие преподаватели высказываются не всегда даже по темам предметов, которые они ведут. Можно, например, рассказать в каком-нибудь репортаже, что ты думаешь о взглядах молодого поколения или востребованности определенных профессий, главное, чтобы указали, из какого ты вуза.

На рейтинг положительно влияют публикации в научных журналах. Есть российские журналы, в них еще можно попасть, хотя и непросто, но особенно круто считается опубликовать что-то в международном журнале. Также при составлении рейтинга смотрят, как преподаватель участвует в научно-исследовательской работе, много ли берет подработок внутри университета, что про него отвечают студенты в анонимных опросах.

У преподавателя есть много возможностей для дополнительного заработка. Кто-то работает в нескольких вузах - три дня здесь, три дня там. Часто студенты приходят с просьбами дополнительно с ними позаниматься, но я всегда отказываю. У нас очень строго с коррупцией, и если узнают, что я за деньги занимаюсь со своими студентами, у меня будут проблемы. Так что я просто советую какие-то курсы, где можно подтянуть свои знания и не быть со мной финансово связанным.

Бывает, что компания, которая продает онлайн-обучение, присылает в университет запрос, что им нужно разработать целый курс по программированию. Я могу это подготовить за месяц, записать лекции и составить задания, оформить и сдать всю работу. Компания полностью выкупает авторские права, на счет вуза поступает определенная сумма, а потом эти деньги переводят мне. Это выгодно и компании, продающей онлайн-обучение, потому что они заключили договор с известным университетом, и нам, так как за разработку курса можно получить 250 тысяч. На кафедре маркетинга могут проводить на заказ какие-то исследования. К тому же проведение опросов и обработка результатов часто возлагается на студентов в качестве учебного задания. Иногда какие-то подработки можно найти внутри вуза, к примеру, разработать или обновить сайт. Вместе с различными подработками и доплатами у меня в среднем выходит 60 тысяч в месяц.

Расходы

Постоянные расходы - это 4 тысячи на квартплату и 2 тысячи на проезд. Еще 15 тысяч тратится на питание. Вокруг вуза много мест, куда можно пойти перекусить, и кофеен, я обычно хожу туда. У нас в университете есть столовая, но цены там совсем не студенческие - обед стоит 200–300 рублей, почти как бизнес-ланч в кафе.

У меня есть небольшие, но постоянные рабочие расходы. В месяц в среднем на них уходит около тысячи рублей. В аспирантуре я учусь бесплатно, как сотрудник вуза, но во время подготовки диссертации нужно публиковать статьи о своих исследованиях, и за это уже приходится платить. Бесплатно напечатать могут только в трех случаях: ты доктор наук, совершил какое-то важное открытие или твоя статья отлично подходит по теме номера. Если выходишь напрямую на редактора журнала, то публикация обойдется рублей в 800, а если через посредника, можно и 5 тысяч отдать.

Почти все нужные мне книги лежат в интернете в открытом доступе, тратиться на них не приходится. Но по ЕГЭ каждый год обновляются пособия и сборники типовых задач, которые я покупаю. У нас есть еще занятия для школьников по олимпиадному программированию. Оно мало общего имеет с реальной работой, но есть дети, которым это интересно. По нему нет материалов в открытом доступе, потому я тоже покупаю книги. Сейчас у нас в вузе все доски металлические, на которых можно писать только маркерами, но сами эти маркеры университет не закупает. Без маркера даже пару не получится провести, потому что постоянно надо что-то чертить. Стоят они дешево - рублей 100, но меня больше волнуют не затраты, а необходимость не забыть купить этот маркер заранее, потому что нигде в стенах университета их не продают. Обычно я покупаю сразу несколько и ношу с собой на случай, если кто-то забудет.

Еще не менее 15 тысяч - это расходы на внешний вид, то есть косметику, уход за собой, одежду. В нашем циничном мире тебя всегда будут встречать по одежке. В России и так есть стереотип, что преподаватели живут бедно, а если ты еще и выглядишь так, будто у тебя мало денег, то не сможешь завоевать авторитет у студентов. Вот я программист, рассказываю про IT, а студенты прекрасно знают, что в этой сфере высокие зарплаты. Если я не буду поддерживать имидж успешного человека, интерес сразу угаснет. Как говорится, «если ты такой умный, почему ты тогда такой бедный?». Поэтому так или иначе все преподаватели создают определенный образ - многие ездят на машине, все женщины, даже молодые, ходят в шубах. Кто-то может решить, что это просто пускание пыли в глаза студентам, но так делать необходимо, чтобы подтвердить свой статус.

Все свободные деньги я откладываю. Конечно, в моем возрасте хочется тратиться на развлечения, но сейчас я планирую большую покупку. Согласно майским указам, преподаватели к 2018 году должны получать 200 % среднего заработка по Москве, и наша зарплата понемногу растет. Еще сейчас падает ставка по ипотеке, она была 12 %, а стала 9,5 %. В какой-то момент я достигну пика по зарплате и ставка по ипотеке опустится до минимума, и это будет идеальный момент, для того чтобы купить квартиру.