Изображение «маленького человека», его положение в обществе». А.С. Пушкин. "Станционный смотритель"

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.

Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель… Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты…

Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.

Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.

Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.

Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.

Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин… Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель…». Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за «извергов рода человеческого», а ведь «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них - непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой - стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, - пример честности и высоких моральных устоев.

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу. Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены. Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился. Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца. У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.

Этот рассказ закончился трагично. Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.

Характеристика Самсона Вырина

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.

Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.

В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.

Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.

Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.

Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.

Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса

Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.

По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.

Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.

Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.

Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.

Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады

Вариант 4

Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.

Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.

Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.

Тема: А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»

Цели: помочь учащимся почувствовать трагизм положения в обществе “маленького человека”, проследить общечеловеческую тему “блудных” детей на примере образа Дуни, развивать умения анализа текста, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, добрые отношения к людям

Ход урока

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя

Повесть “Станционный смотритель” занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют “маленьким человеком”. С нее начинается в русской литературе тема “униженных и оскорбленных”, которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.

Звучит музыка. Мусоргский. “Слеза”

    Беседа по прочитанному. Работа с текстом

Что вы представили, слушая музыку? Какие эпизоды вспомнили? Над чем задумались?

Почему повесть называется “Станционный смотритель”?

Прочитайте эпиграф к повести. В чем, по-вашему, его смысл? Найдите в повести слова, которые помогают его понять.

(Эпиграф взят из стихотворения П.А. Вяземского “Станция”. Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя “коллежским регистратором (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не губернским регистратором, что чином выше”).

Учащиеся начинают “погружение” в текст, находят и зачитывают отрывки от слов: “Что такое станционный смотритель?” до слов: “Из их разговоров…”.

Какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).

Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? (“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”).

Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”).

Чем вызваны были эти перемены? (Учащиеся пересказывают, зачитывают фрагменты из повести, рассказывающие о том, что пережил Самсон Вырин).

Рассказ о смотрителе начинается словами “День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки”. Найдите, как он заканчивается (“Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”). Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? (Природа помогает понять настроение героя, постичь его внутренний мир, радуется вместе с ним и сопереживает).

Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

Звучит музыка

Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил наше внимание? Почему? (На картинках, где изображена история блудного сына. Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни).

Подготовьте устный рассказ “Портрет Дуни”. (Это делает заранее подготовленный ученик).

Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? (“Ею дом держался…”)

Что подсказывает рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции? (она вела себя, как “девушка, видевшая свет”). Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев, но всегда гениально угадывает, как должен был поступить тот или иной человек в различных ситуациях. И хотя на первом плане в повести изображен сам смотритель, мы с самого начала понимаем, что образ Дуни играет немаловажное значение. И вместе с проблемой “маленького человека” в этом произведении четко просматривается еще одна проблема, имеющая общечеловеческое значение (Вспомните поучительные картинки с изображением “блудного сына”), - “блудные” дети и их судьба.

Вспомните библейскую “Притчу о блудном сыне”(учащиеся пересказывают притчу). В чем заключается ее смысл? Чем напоминает судьба Дуни историю героя этой притчи? (Дуня уезжает из дома, бросает отца).

С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”).

Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива).

А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть.)

Знает ли Вырин, что Дуня счастлива? (Нет. Зато хорошо знает, как в таких случаях бывает). Найдите в тексте его рассуждения по этому поводу. (“Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”).

То, о чем думает Вырин и чего боится, - это не фантазия, а реальность, поэтому мы не просто сочувствуем горькому одиночеству героя, но задумываемся над тем, что мир, в котором живут Вырины, устроен не лучшим образом.

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Сбылись ли опасения Вырина? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Обратите внимание на репродукцию картины А.В. Венециана “Дуня на могиле отца”. Какие чувства вызывает картина ее немого горя? Сравните эту иллюстрацию с репродукциями других художников (Х.Р. Рембрандт “Возвращение блудного сына”, Б.Э.Мурильо “Возвращение блудного сына”, Л.Спада “Возвращение блудного сына” и др.) Что общего и в чем разница в изображении героев. (На картинах известных художников “блудный” сын раскаялся и прощен. Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы.)

Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)

Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними”, - сказал когда-то Иисус. Как вы понимаете эти слова? Как их можно соотнести с повестью “Станционный смотритель”?

4. Итог урока.

Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний:

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и

Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

    Д/З: сочинение- миниатюра: Всегда ли я поступаю по совести?