Это обязательно должен знать каждый православный человек, особенно будущие восприемники (крёстные)! Как быть христианином

Как быть христианином в самых обычных повседневных ситуациях? На этот раз мы выбрали из нашей почты вопросы об отношении человека к самому себе и к ближним и задали их Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

— Владыка, для любого человека важно общение с другими людьми. Можно сказать, что в общении — и с близкими нам людьми, и с не очень близкими и приятными — мы учимся христианству на практике. В почте нашей рубрики «Вопрос священнику» есть вопрос, который достаточно характерен для многих из тех, кто только входит в Церковь или пока «присматривается» к ней. Вопрос такой: «В Евангелии сказано, что нужно любить ближнего как самого себя. А в другом месте, что надо отвергнуться себя. Так надо ли себя любить и как надо это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях — это любовь к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой и дерганый приносит одни неприятности. Мария».

— Действительно очень хороший вопрос — в том смысле, что в нем, как в капле воды, отражается мировосприятие современного человека, пока не близкого Церкви и христианству. Да, в Писании сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта мысль раскрывается и в других евангельских словах: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Эти слова — золотое правило человеческой нравственности. Для христианина — главный принцип его взаимоотношений с другими людьми. А вот в другом месте Господь Иисус Христос говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь речь идет совсем о другом — о следовании человека за Богом, утверждается иерархичность ценностей в жизни христианина.

Любовь к себе — естественное человеческое чувство. Поэтому и о любви к ближним Господь говорит просто и ясно, так, чтобы всем было понятно: вот как ты любишь самого себя, так полюби и человека, который находится рядом. Хочешь благополучия? Желай благополучия и другому человеку. Хочешь достатка и счастья? Пожелай их и другому и помоги ему этого достигнуть. Здесь речь идет об обычных земных вещах.

Но тот, кто хочет в прямом смысле идти за Господом, должен отвергнуться себя, то есть перестать ставить собственные интересы на первое место, отодвинуть их в сторону, взять свой крест (все то, что уготовано человеку в этой жизни — и доброе, и неприятное) и терпеливо идти вслед за Христом. Поэтому два евангельских отрывка, приведенных в вопросе, говорят о разных вещах.

Заботиться о своем здоровье, хорошем отдыхе, разных удовольствиях — может быть, это не столько любовь к себе, сколько себялюбие. Между этими понятиями есть разница. Я не хочу сказать, что это вещи постыдные, греховные, ненужные — нет, конечно. И об отдыхе надо заботиться, и о здоровье. Относительно удовольствий — нужно отнестись с рассуждением. Да, есть удовольствия не предосудительные, но очень часто бывает, что изобилие разных удовольствий просто стирает в человеке все человеческое. В подобной заботе о себе — только часть любви к себе, причем незначительная, простейшая. Для христианина любовь к себе — это стремление ко спасению, к жизни с Богом, устремленность к высшим идеалам. Не просто к тому, чтобы хорошо поесть, попить, поспать и получить удовольствие, а к тому, чтобы стать настоящим человеком. Один советский автор написал очень известную в свое время книгу, где есть слова, которые и христианину полезно помнить: «Жить надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В человеке должно быть стремление к высшему, к тому, что после его смерти останется в вечности. Это и есть настоящая любовь к себе.

С моей точки зрения, совершенно чудовищно звучит утверждение, что только довольный собой человек может нести добро другим. Это абсолютно неверно. Человек, довольный собой и своей жизнью, — страшное существо, которое лучше обходить за километр. Для того, чтобы это понять, достаточно почитать классическую литературу, где все самодовольные люди — антигерои.

Если же человек злой и дерганый — да, это действительно плохие качества, и они говорят о том, что он не привык и даже никогда не пытался научиться переносить с терпением какие-то испытания в своей жизни. Не бывает ведь беспроблемной жизни, иначе не вешались и не стрелялись бы люди богатые и знаменитые, не уходили бы они столь страшным образом от своего богатства. Человеческая душа — бездна. Ее не заполнить всеми богатствами и наслаждениями мира, потому что она создана Богом и для Бога, и только в Боге может успокоиться.

Человек, по-настоящему состоявшийся, — это тот, кто научился с благодарностью Богу и с терпением преодолевать все тяжелое и неприятное, кто живет с упованием на Бога, с любовью к Нему и к окружающим людям. С таким человеком действительно хочется находиться рядом.

— А как быть, если у человека изначально тяжелый характер? У нас есть такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему одному человеку от рождения Бог дает характер смирный, добрый, кроткий, а другому, наоборот, горделивый, злой, раздражительный? Получается, что добрым людям легче быть добродетельными, легче спасаться. И земная их жизнь складывается успешнее, чем у тех, кто имеет тяжелый характер. А это бывает, например, из-за того, что в своей семье в свое время они не получили любви и должного воспитания. Почему такая несправедливость? Или я в чем-то неправа?»

— Да, уважаемый автор вопроса и права, и неправа. Все люди разные по своему характеру, но я не соглашусь с тем, что они рождаются со столь резкими различиями. Очень многое зависит от воспитания, от того, что человек получил в семье. Напомню, что в книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения», в главе «О том, чтобы не судить ближнего» есть замечательный пример. На невольничьем рынке были проданы две девочки. Одну купила благочестивая женщина, сделала ее членом своей семьи, воспитала добродетельной. А другую купила блудница и вырастила соответствующим образом. И авва Дорофей спрашивает: когда эти девочки вырастут, если они согрешат одним и тем же грехом, разве будет Господь судить их одинаковым судом? Конечно, нет. Это надо иметь в виду. Господь будет оценивать поступки человека, учитывая те обстоятельства жизни, в которых он воспитывался.

Вообще, это сложный вопрос, из числа тех, что всегда приходили людям в голову (их еще называют «проклятыми»). Вспомним, что на подобные вопросы преподобного Антония Великого («Господи, почему одни люди живут долго, а другие мало? Почему добрые страдают, а злые благоденствуют?.. ») Богом был дан ответ: «Антоний, то судьбы Божии, а ты внимай себе и спасешься». Есть вещи, на которые мы получим ответ в вечности. Но нам самим нужно исправляться — стараться быть добрыми, никогда никого не осуждать. Если видишь, что у тебя что-то не получилось в юности, в молодости, нужно себя перевоспитывать. Это сложно, но, с Божией помощью, возможно. Собственно говоря, христианство — это и есть длительный, до самой смерти процесс воспитания человеком самого себя.

— По традиции, у нас много вопросов о грехе, в котором почти всем нам приходится каяться на каждой исповеди. «Всегда что-то находится: и в разговоре с близкими узнаешь что-то о ком-то не по своей воле, и сама делишься, если что-то неприятное на работе произошло»,— замечает наша читательница и спрашивает: как отличить осуждение от констатации факта и как «проглотить» неприятное, что говорят о тебе или делают в отношении тебя другие люди?

— То, что мы называем здесь констатацией факта, скорее всего, тоже осуждение. Нельзя закрывать глаза на какие-то очевидные несправедливости или неправильности. Их нужно сознавать, но совсем не обязательно выслушивать об этом от других или самому кому-то рассказывать. В таком случае это осуждение чистейшей воды, и никаких других определений для этого явления не существует.

Для того чтобы не осуждать других, человек должен очень честно и внимательно относиться к самому себе. Когда он отдает себе отчет в собственном состоянии — а оно у нас у всех очень неважное, — тогда ему в голову не придет осуждать окружающих. Нужно постоянно прикладывать усилия к тому, чтобы не осуждать, это главное. Тогда начнет что-то получаться. На самом деле все, что касается духовной жизни, требует постоянных усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Что касается того, как «проглотить неприятное» — здесь тоже необходим навык. Но какой? Опять же у аввы Дорофея есть хороший пример. Он рассказывает об одном монахе, которого постоянно ругали, а он, казалось, относился к этому совершенно спокойно. Удивляясь такому устроению, авва Дорофей спросил: брат, скажи, как ты достиг бесстрастия? Тот ответил презрительно: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы». И авва Дорофей здесь со скорбной иронией замечает: «Нашел путь брат сей…». Такой путь ни в коем случае избирать нельзя. Нужно суметь настроить себя на то, чтобы видеть свои недостатки. Видите, опять мы вернулись к этому. Тогда ничто, сказанное о нас другими людьми, не будет казаться нам совсем уж неправильным. «Достойное по делам своим принимаю» — вот это нормальное отношение.

Нужно воспитывать в себе смирение. По слову одного из оптинских старцев, смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет (вот об этом очень часто забывают!). Ни на кого не гневаться — это первый этап, очень сложный, он может занять у человека годы. Второй — никого не прогневлять… Тут просто за голову схватишься и скажешь: «Нужна еще одна жизнь для того, чтобы этого достичь». Но нужно стараться.

— Как же научиться ладить с людьми? «Как научиться чувству такта и дипломатии? Из-за этого иногда отталкиваю людей и не могу строить гармоничные отношения. Есть ли для этого духовные методы?» — спрашивает наша читательница.

— Видите ли, в чем дело: не существует «духовных методов» для того, чтобы добиться в самовоспитании каких-то отдельно взятых положительных результатов. Человек должен жить хрис-тианской жизнью во всей ее полноте — стремиться к Богу, стараться выполнять заповеди Божии, быть внимательным к себе и к окружающим. И если благодаря этому он «переформатируется» во внутренне собранного, внимательного к собственным движениям души, к поступкам, к словам — тогда он обретает и умение налаживать свои отношения с людьми. Это не такт и дипломатия — в духовной жизни это называется по-другому. Тогда человек становится и помощником, и приятным собеседником, вообще тем, на кого можно положиться в жизни. Христианин — это целостная личность, в которой нельзя выделить какие-то отдельные добродетели. Поэтому надо воспитывать в себе христианина, пересматривать свою жизнь, полностью перенастраивать ее в соответствии с Евангелием — тогда все будет получаться. А иначе — аутотренинги. Конечно, усилием воли можно себя заставить быть дипломатичным или просто научиться хорошим манерам. Но, видите ли, когда нет религиозной мотивации и настоящей внутренней перестройки, все это очень ненадежно и некрепко. Поэтому, я думаю, нужно просто менять всю свою жизнь.

Подготовила Наталья Горенок

Мы живем, вроде бы, в цивилизованном обществе. И даже более-менее соблюдаем 10 заповедей: не убиваем, не крадем, не… ну, так далее. Но общество, отчего-то, все так же непримиримо в отношении множества вещей. Скажем, не так давно в Санкт-Петербурге приняли закон о “запрете пропаганды гомосексуализма”. Приняли с очень непонятными формулировками, после которых впору запрещать концерты Бориса Моисеева и изымать из продажи диски Элтона Джона. Радетели за “нравственность” ссылались так же на Библию: “Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них” (Библия, Левит 20:13). Но в Библии, написанной черт знает когда, есть еще куча запретов, за нарушение которых впору полмира забить камнями до смерти. Например, под смертным запретом находятся…

1. ТАТУИРОВКИ

Да, да, за это тоже полагается смерть. В общем-то, добрая половина цивилизованного и не очень общества уже много лет как приговорена. Вы думаете, что такого в милой бабочке на попе, или в грозном драконе на плече? Просто красивая картинка, и всегда можно апеллировать к тому, что “вот посмотрите на самураев”, но японцы синтоисты у них вообще все по другому, а ведь сказано: “Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь.” (Левит 19:28)

2. ПОДРАВНИВАНИЕ УСОВ И БОРОДЫ (А ТАК ЖЕ МОДЕЛЬНЫЕ СТРИЖКИ)

Трепещите хипстеры и рокеры всех возрастов. Ну, а заодно и все модники мужеского пола. Быть истинным христианином – по сути – оставаться пещерным человеком, потому что Библия очень часто говорит нам, что заботиться нужно не о внешности, а о душе. В конце концов, тот же Левит, книга суровая и щедрая на всяческие запреты, говорит: “Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей”. (Левит 19:27)

3. ГАДАЛКИ И ГОРОСКОПЫ

Ну, вот только не надо говорить, что вы никогда не ходили к гадалке, или, ладно, не читали гороскопа на последней странице газеты/журнала. Даже, если не верите, то нет на земле ни одного человека, который бы мельком не заглядывал – а что там случится на следующей неделе у Овнов/Близнецов/Львов. Однако и на это в Левите есть свое правило: “Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш”. (Левит 19:31)

4. ИНВАЛИДЫ

Ну, не все, а только со специфическими проблемами, подобными тому, что случилась с героем романа Хэмингуэя “Фиеста”. Это случается нечасто, но, если вдруг какому-нибудь ветерану какой-нибудь войны оторвало взрывом его мужское достоинство (или часть оного), то на Царствие Небесное он может уже не надеяться: “У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне”. (Второзаконие 23:1)

5. ЖЕНА, ПОМОГАЮЩАЯ МУЖУ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ

Мы же знаем, как дерутся женщины – они применяют все методы, чтобы выиграть наверняка: вцепляются в волосы, выцарапывают глаза, бьют по яйцам. Упс, а вот это как раз – не дай Бог. Если в следующий раз вы, ненароком, будете драться на глазах своей благоверной, и она ринется вам помогать, держите ее подальше от причинных мест своего соперника, ибо сказано: “Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд: То отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой”. (Второзаконие 25:11-12)

6. ВЕТЧИНА, КРОЛЬЧАТИНА (И ЕЩЕ МНОГО ЧЕГО)

А вы что думали? Истинные христиане, как и мусульмане с евреями не должны есть свинину и крольчатину. Ни за что! Во-первых, это вкусно, а во-вторых: “Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;…и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас”. (Левит 11:3-8)

7. А ТАК ЖЕ ВСЕ МОРЕПРОДУКТЫ, ВКЛЮЧАЯ УСТРИЦ, КРЕВЕТОК И ЛОБСТЕРОВ

Живете во Франции/Испании/Италии/Португалии, в Сочи/Евпатории, в конце-концов? Собрались отдохнуть в Тайланде, на островах или в Индии? Поздравляем! Вы останетесь голодными! Собственно, то же касается и тех, кто привык под запотевший бокал пива навернуть креветок с чесночком, потому что: “все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь” (Левит 11:10-11) Вместо этого Левит предлагает есть саранчу. Ну это, прямо скажем, очень на любителя.

8. ВТОРИЧНО ЖЕНИТЬСЯ/ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ

Вы думаете, что официальный брак когда-либо спасал положение? Ни фига. В Библии вообще все, что касается отношений между полами находится под массой странных запретов. Теперь, после нескольких неудачных попыток отношений, встретив, наконец, свою единственную/единственного, и летя на крыльях любви делать предложение, крепко подумайте, надо ли оно вам: “Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует”. (Евангелие от Марка 10:11-12) Ну, а по поводу прелюбодейства вы уже знаете – смертный грех.

9. ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ НЕ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ

Вообще-то, сейчас почти невозможно найти невесту-девственницу. Да и кому она, если честно, такая нужна? Жениться на “девочке” – это, как сыграть в рулетку: повезет – не повезет. А, если вдруг, не повезет, то тогда читайте заповеди Моисея, особенно, касательно прелюбодеяния. Да и вы, барышни, бойтесь, потому что: “Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя.” (Второзаконие 22:21-22)

10. РАБОТАТЬ ПО СУББОТАМ

Еще один закон, который христиане делят напополам с иудеями. По субботам, то есть в Шабат, работать запрещается. Но реально ли это в нашем обществе, где все построено на трудоголизме и искреннем желании не потерять работу? То есть, вы всерьез думаете, что есть где-то люди, работающие только с понедельника по пятницу с 9 до 5? Теперь, если шеф задерживает вас в пятницу вечером (ага, шабат наступает с заходом солнца в пятницу) или, упаси боже, в субботу, чтобы доделать горящий проект, можете смело заявить, что хотите еще пожить, потому что: “И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан.

Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)

Здравствуйте! Что следует делать православному христианину, если страсти настолько укоренились, что нет возможностей для покаяния и исправления? Георгий

Георгий, если передать Ваш вопрос другими словами, то он будет звучать примерно так: «Что делать христианину, если страсти полностью взяли над ним верх и даже Христос не может помочь, все настолько безнадежно». А скорее всего, тот православный христианин, о котором Вы пишете, устал, впал в уныние. И бороться со страстями у него нет ни сил, ни желания. В таком состоянии проще всего смириться с поражением и опустить руки…

Состояние, которое Вы описываете как «отсутствие возможности для покаяния и исправления» — это скорее состояние падших ангелов, настолько укоренившихся во зле и противлении Богу, что возможности покаяния для них действительно нет. А вот для человека возможность покаяния и исправления сохраняется до самой смерти. В Евангелии от Иоанна есть слова: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3 , 16). Святой апостол Петр пишет: Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3 , 9). Господь неустанно ждет нашего исправления и покаяния. Но у нас, к сожалению, стремление к покаянию и исправлению может пропадать. И это место занимает уныние — «каюсь, каюсь, да все без толку», и неверие в помощь Божию — «не могу исправиться — значит, Господь мне не помогает».

Поддаться унынию - это значит повернуться спиной к Богу. Обидеться на Бога за то, что у нас не получается продвинуться вперед хотя бы на шаг. Да только вот другого способа исправиться, кроме понуждения себя на доброе и ежедневной борьбы с собой, со своими страстями, конечно же, покаяния и ожидания помощи Божией — нет.

Действительно, страсть может настолько сильно овладеть человеком, что становится как будто его природой. Человек рад бы покаяться, но грех снова и снова побеждает, несмотря на горечь и чувство опустошенности, которые приходят после совершения греха.

Здесь важно вставать после падений, стремиться преодолеть страсть, прилагать усилия к исправлению, бороться. И со спасительным упрямством, несомненной верой в помощь Божию и всецелой надеждой на исправление снова представать пред очами Божиими: приходить на исповедь и каяться, каяться, каяться…

Помоги нам всем, Господи.

У меня такой вопрос. На работе у меня некоторые товарищи любят материться. Я пробовал вежливо просить не материться — результата не принесло. Дело в том, что люди не просто ругаются матом, а на нем разговаривают, это настолько вошло в привычку, что, похоже, по-другому разговаривать уже не могут. И у меня самого вольно или невольно после услышанного матерные слова повторяются в уме. Как быть в такой ситуации, если просьбы не действуют? В храме батюшка сказал мне, что нужно просить не материться. Пробовал одного человека просить не ругаться матом — он ответил, что не может по-другому. Пытался ему возразить, но в ответ человек только стал злиться и раздражаться. Не могу ли я спровоцировать своими просьбами реакцию, когда будут назло мне материться? Как лучше поступить, если просьбы не ругаться результата не приносят? Андрей

Андрей, видимо, у Вас не получится перевоспитать своих коллег по работе. Невозможно отучить человека сквернословить, пока он сам этого не захочет, пока не поймет, что это плохо. Обычно работа — это не то место, где можно повлиять на людей и изменить манеру их поведения, если Вы не являетесь руководителем или начальником.

А спровоцировать другого человека начать материться Вам назло очень даже легко. Некоторые из Ваших коллег могут посчитать, что Ваша неприязненная реакция на мат — это слабость, и могут использовать сквернословие как оружие против Вас, если захотят, например, посмеяться над Вами или вывести из себя.

Что делать? Есть ситуации, которые мы не в состоянии исправить. И эта — одна из таких. Вам нужно научиться пропускать сквернословие «мимо ушей», не обращать на него внимания.

Во-первых, необходимо смириться с неизбежностью слышать сквернословие на работе. Вы должны допустить этому быть на работе. Исключением здесь является сквернословие в присутствии женщин и детей: это вещь абсолютно недопустимая, с которой нельзя ни в коем случае мириться и необходимо сразу же и решительно пресекать.

Во-вторых, необходимо выработать правильное отношение к сквернословию. Однажды с одним современным нам старцем произошла такая история. Как-то раз к нему пришел посетитель, человек грубый, привыкший сквернословить, и у них со старцем завязался разговор. Келейник старца, будучи не в силах выслушивать бранные слова посетителя, вышел из комнаты, где происходила беседа. Когда посетитель ушел, келейник вернулся и спросил старца:

— Отче, прости меня, почему ты его не остановил?

— А в чем дело?

— Да ведь он так ругался!

— Да?! А я ничего не слышал…

Смысл истории — следующий: человек, живущий внимательной духовной жизнью, не допускающий сквернословия не только в словах, но и в помыслах, действительно может и в этом мире, лежащем во зле, оставаться чистым: слыша не слышать того, что не касается его и сути разговора.

Если Вам это окажется не по силам сразу, тогда попробуйте отгородиться, выстроить заслон вокруг себя, отвлечь себя от сквернословия, чем-нибудь вытеснить его из сознания: подумайте о чем-то другом, перебейте скверную брань размышлениями внутри себя о чем-то важном, актуальном для Вас. А еще лучше — занять внимание молитвой: читать псалмы, молитву Честному Кресту, Иисусову молитву. Естественно, это потребует от Вас определенного духовного напряжения.

Еще раз подчеркну: в вопросе описана конкретная ситуация, когда нет других способов пресечь сквернословие, а личные увещевания не помогают, а вызывают лишь раздражение.

Отвечает иерей Анатолий Коньков

В настоящее время все большую популярность обретают занятия йогой. Как Церковь смотрит на это? Дозволительно ли православным христианам прибегать к подобной практике для поддержания физической формы? Елена

Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, помогающее сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. В физических упражнениях, предполагаемых в занятиях по этой системе, может, ничего плохого и нет, однако человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он даже не догадывается.

Православной йоги существовать не может в принципе. При занятиях по такой системе человек начинает чувствовать «пробуждающуюся» энергию, например тепло. Святые отцы же утверждают, что при молитве никаких ощущений, идущих не от сердца, быть не должно. Все лишнее нужно отвергать, как душевредное и ведущее к прелести. Кроме того, пользу самих физических упражнений тоже можно подвергнуть сомнениям. В йоге человек чаще всего ищет покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства. Христианство же предлагает не искания покоя, не обретения комфорта, а, напротив, добровольное мученичество Христа ради. Господь нам предлагает отречься от себя, взять крест свой и следовать за Ним (ср.: Мф. 16 , 24). Более подробный разбор этого вопроса можно найти здесь: Архимандрит Рафаил (Карелин) . . Глава: Совместима ли хатха-йога с христианством.

Здравствуйте, меня очень интересует, как трактует Православная Церковь сумасшествие? Это наказание? Вера

Памятка православным от преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Андрея Музольфа.

– Андрей, какие слова Священного Писания и молитвы православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту?

– В Православной Церкви нет строгого указания к изучению тех или иных молитв или текстов Священного Писания. Православные не должны заучивать молитвы, подобно тому, как заучивают мантру последователи индуистских культов. Святые отцы неоднократно настаивают на том, что молитва – это не самоцель, а лишь средство для достижения высшей цели – Богообщения. Поэтому цель христианина заключается вовсе не в том, чтобы выучить как можно больше церковных молитв, а в стремлении к единству с Богом, общение с Которым становится возможным именно при посредстве молитвы. По мысли святителя Иоанна Златоуста, во время молитвы мы поистине говорим с Богом, а также вступаем в общение с Его Святыми Ангелами. Если же человек ежедневно утром и вечером совершает (слово «вычитывает» здесь неуместно) молитвенное правило, он рано или поздно, даже сам того не замечая, выучит основные молитвы. Точно так же происходит и с чтением Священного Писания: если вы, согласно рекомендации многих подвижников, будете каждый день прочитывать хотя бы по одной главе из Ветхого и Нового Заветов, эти тексты также будут у вас «на слуху».

– Что нужно знать о Таинствах?

– Главное понимать, что в Таинствах мы невидимо приобщаемся благодати Святого Духа. По словам святителя Иоанна Златоуста, человек должен с благоговением относиться к Таинствам, так как через них в этом мире действует Сам Бог. Таким образом, Таинства – это те священнодействия, благодаря которым человек уже в этой земной жизни может ощутить себя причастником жизни вечной. Подвижник XIV века святой праведный Николай Кавасила пишет, что Таинства – это дверь, которую открыл для нас Христос и через которую Он Сам каждый раз возвращается к нам. Поэтому мы должны особенно внимательно относиться к тому, как мы участвуем в Таинствах, делать это не чисто механически, только потому, что так нужно, ведь подобное принятие Таинств, по слову святого апостола Павла, будет только в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см. 1 Кор. 11:29).

– Какие главные правила поведения в храме?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Храм – это жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие». А если в храме невидимо пребывает Сам Бог, значит и наше поведение в нем должно этому соответствовать. Святые отцы предупреждают: человек, входя в храм, всегда должен помнить о том, какая Жертва в нем совершается, и, помышляя о величии этой Жертвы, нам следует благоговейно относиться и к самому месту ее совершения. В храме Сам Бог, по словам одного богослужебного молитвословия, «преподается в снедь верным». Поэтому в мире не может быть ничего выше того Таинства, которое совершается в храме – Таинства Евхаристии – ведь в Евхаристии мы становимся причастниками Тела и Крови Господних, «сотелесниками» Христа и богами по благодати, как об этом говорит святитель Афанасий Великий. Исходя из этого, любое наше движение в храме, в том числе и совершение крестного знамения и поклонов, должно быть осмысленным, неспешным, его нужно совершать с благоговением и страхом Божиим.

– Какие важнейшие праздники у православных?

– Основным праздником для православного христианина является Пасха Христова. Именно благодаря Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа каждый из нас вновь получил возможность общения с Богом, шанс унаследовать жизнь вечную во Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данное нам в Воскресении гораздо более и важнее того, что утрачено нами в раю, ведь Воскресший Христос открыл нам самое Небо. Поэтому Пасха – самый великий праздник для христианина, выше которого не может быть ничего.

Кроме Пасхи Святая Православная Церковь особо почитает еще 12 больших (т. н. двунадесятых) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, Благовещение, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы), Успение Пресвятой Богородицы, а также Воздвижение Креста Господня. Эти праздники особо чтимы христианами, так как посвящены тем или иным важнейшим событиям из земной жизни Спасителя и Божьей Матери, имеющим непосредственное значение в деле человеческого спасения.

– Что нужно знать о постах и постных днях?

– Пост – самое подходящее время для совершенствования себя в добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, это лучшее лекарство против греха. Пост – это период, который мы особенным образом должны посвятить самим себе, своему спасению. Преподобный Ефрем Сирин называет пост колесницей, возносящей человека на Небо. Пост – это врачевание души, отказ от признания греха нормой человеческой жизни.

Главная задача поста состоит в переосмыслении собственной жизни: кто я? чем я живу? ради чего я живу? Самооценка – это очень важный фактор в жизни каждого человека, и именно пост помогает правильно настроить ее и вывести нас из состояния самообольщения. Чтобы начать Божественную жизнь, человек должен отречься от себя, заново родиться (см. Ин. 3:3), то есть пройти через некую боль внутреннего перерождения и отсечения от себя всего ненужного и излишнего, всего того, что мешает нам духовно возрастать.

Многим людям кажется, что пост – это в основном некое воздержание. Да, это верно. Но имеется в виду воздержание не только телесное. Наш пост должен заключаться не столько в удалении от той или иной пищи, сколько в воздержании «внутреннего человека»: контроле над мыслями, желаниями, словами и поступками.

Кроме того, истинный пост немыслим без участия в Таинствах церковных, в частности Таинствах Исповеди и Причастия. Только в Евхаристии человек может «закрепить» в своем сердце все те подвиги, которые он возлагает на себя постом. Поэтому результат от поста мы сможем увидеть только тогда, когда научимся искренне приступать к церковным Таинствам, а не формально, чтобы поставить галочку.

По мысли одного подвижника, пост – это некий определитель нашей «православности»: если мы любим пост, если стремимся к нему – значит мы на верной дороге; если же пост нам в тягость, если мы смотрим на календарь и только то и делаем, что отсчитываем дни до окончания поста – в нашей духовной жизни происходит что-то не так.

Беседовала Наталья Горошкова

1. Говорить людям “я буду молиться о тебе” и не делать этого.

Обвинение вполне обосновано. Не думаю, что кто-то не грешил этим время от времени. И поскольку большинство из нас не “умышленно” забывает об этом, лучшее, что мы можем сделать – сразу же (когда пообещали) выделить время в своем расписании для молитвы о тех или иных людях. Неужели мы действительно настолько заняты, что не в состоянии остановиться на минуту и помолиться о чьей-то нужде? Мы должны позаботиться о том, чтобы действительно выполнять свои обязанности как христиан и постоянно следить за этим. Наша молитва может стать поворотным моментом в жизни другого человека, привести его к познанию Божьей любви. Не позволяйте своей “занятости” лишать вас возможности нести другим своими молитвами жизнь Христову.

2. Посещать каждое воскресенье церковь и при этом игнорировать Божий голос в другие дни недели.

Ой! Зацепило немножко, не правда ли? Многие из нас сделали Бога лишь одним из пунктиков своего недельного расписания, и это уже вошло в привычку. Истина же в том, что вся наша жизнь должна вращаться вокруг Бога. Бог заслуживает быть номером один в списке наших приоритетов. Любое другое отношение к Нему разрушает сам фундамент христианской веры. Проанализируйте, как и на что вы тратите свое время, деньги, силы. Если вы хотите увидеть изменения в своей жизни, тогда вам следует дать Богу в своем сердце самое почетное место. Перестаньте относиться к Богу как к “последнему запасному игроку” на поле.

3. Постоянно просить у Бога “свое” и отвергать то, что Он нам уже дал.

Слишком многие из нас относятся к Богу как к “личному джину”. Молитва нам дана как открытый доступ к Богу для общения с Ним, но горькая реальность такова, что слишком многие из нас используют ее как банк или фаст-фудовские рестораны. Не нам решать и указывать Богу, что нам давать. Мы должны доверять Его планам, верить Его обетованиям. Я не буду рассказывать о том, как часто Бог посылал мне ответы, а я не принимал их только потому, что они “не выглядели” так, как я их представлял. Каждый раз, осознанно игнорируя Божьи ответы (те, что нам не нравятся), мы словно говорим Ему: “Я не доверяю Твоим планам” .

4. Чрезмерные попытки вписаться в культуру, из-за чего искажается послание Иисуса.

Нет ничего плохого в желании быть современным, но мы должны понимать, что очень легко из-за стремления стать “культурно уместным” полностью исказить Христово послание. Мы напрасно надеемся изменить этот мир, если ничем не отличаемся от него. Я твердо верю, что Иисус пришел не отменить, но просветить культуру, но это не значит, что мы должны разбавлять Его послание, чтоб людям было проще его проглотить.

Подписывайтесь:

5. Говорить людям, что “Бог никогда не пошлет того, с чем они не смогут справиться”.

Почему мы не должны учить этому людей? Просто потому… что это ложь. Такое мнение является полным искажением того, что написано в 1 Кор. 10:13, потому что в этом стихе речь идет об искушениях – но даже в нем сказано, что в моменты тяжелых испытаний мы нуждаемся в Боге. Реальность такова, что Бог может послать как раз такие трудности, с которыми ми сами не справимся и будем вынуждены искать помощи у Него. Вас это шокирует? Поймите же, что не всегда в вашей жизни все будет происходить в соответствии с вашими планами, мнениями и надеждами. Иногда жизнь выдает нам такие неприятные сюрпризы, что нам, чтобы пройти через эту черную полосу, просто необходимо полагаться на Бога, на Его утешение, мир, присутствие. Бог не сотворил нас для “не зависимой от Него” жизни.